В фокусе профессиональной деятельности педагога-психолога находится состояние и динамика психологического здоровья ребенка в определенных условиях образовательной среды. Проблема сохранения психологического здоровья личности позволяет обозначить роль и место психопрофилактики в деятельности психологической службы образования как одного из видов профессиональной деятельности педагога-психолога, который направлен:
— на разработку, апробацию и внедрение инновационных развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
— контроль за соблюдением психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечение гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития; элиминирование неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;
— обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;
Документация школьного психолога. Часть 1. Согласие, годовой план работы, виды и напр. деятельности.
— подготовку детей и подростков к освоению тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;
— своевременное предупреждение возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.
Учитывая то, что большая часть детей посещает учреждения образования и проводит в них значительную часть своего времени, у педагогов-психологов существует реальная возможность обеспечить психолого-педагогические условия, отвечающие требованиям безопасности психологического здоровья детей. Опираясь именно на этот факт можно утверждать, что психологическую службу образования возможно рассматривать как службу профилактики отклонений в психическом и психологическом здоровье.
Среди наиболее значимых психологических характеристик, выступающих в качестве показателей «возрастной нормы», исследователи выделяют:
в начальной школе —
состояние эмоционального благополучия; особенности мотивации;
уровень произвольной регуляции поведения и деятельности; показатели развития рефлексии, внутреннего плана действий, анализа;
характер познавательного отношения к действительности; уровень освоения учебной деятельности; индивидуально-типологические особенности; особенности ориентации на сверстников и взрослых и т.п.;
в подростковом детстве —
характер общения со сверстниками и взрослыми; уровень освоения средств общения;
уровень овладения способами регуляции эмоциональных состояний;
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
особенности мотивации и освоения «стратегией преодоления трудностей»;
в старшем школьном возрасте —
особенности мотивации и степени готовности к личностному и жизненному самоопределению;
Вебинар «Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков: современные методы работы»
характер общения со сверстниками и взрослыми; особенности психосексуального развития; особенности интеллектуальных свойств.
Таким образом, вышеперечисленные параметры обычно считают показателями возрастной нормы — они должны быть развиты до некоего нормативно принимаемого значения и только тогда можно говорить о достижении соответствующей возрасту ступени личностного развития.
Возраст 6-7 лет. 1-й класс
Психологические программы для детей, поступивших в школу, рассчитаны на профилактику дезадаптации и направлены на формирование позиции ученика, навыков самоконтроля, развитие осознанного отношения к результатам своей деятельности, умения ее оценивать, навыков сотрудничества, коммуникации со взрослыми и сверстниками.
Обычно работа с учащимися выполняется педагогом при поддержке психолога. Чаще всего психологическое сопровождение адаптации первоклассников заключается в создании адекватной окружающей среды, а это означает направленность вектора психологической работы на педагогов и родителей.
Порядок профилактической работы психолога можно описать следующим алгоритмом:
—анализ документов поступивших в школу первоклассников;
—проведение родительских собраний;
—проведение психологических семинаров для педагогов;
—помощь в заполнении «карты адаптации» педагогами и при необходимости, родителями (выделено в связи с тем, что данный вид работы может относиться к диагностическому);
—содействие педагогам в составлении программы адаптации;
—наблюдение за особенностями педагогического взаимодействия на уроке и во внеучебной деятельности и поведением учащихся во время учебы и игры;
—проведение психолого-педагогического консилиума по итогам периода адаптации.
Профилактическая работа с родителями
Психолог имеет много возможностей для привлечения родителей учащихся самых младших классов к сопровождению их детей в процессе обучения. Добиться этого можно постоянным повышением психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах возрастных особенностей детей, установлением доброжелательных отношений и принятием родителями определенной ответственности за то, что происходит с их ребенком в школе. Формы работы весьма традиционны: родительские собрания, лектории, если повезет — клубы.
В начале 1-го года обучения собрания и встречи желательно проводить регулярно, рассказывая родителям о трудностях адаптационного периода, формах поддержки ребенка, оптимальных психологических формах домашнего решения школьных проблем и т.д.
В то же время существует ряд специфических родительских проблем:
—родительские страхи перед школой;
—ожидание высоких достижений и демонстрация недовольства неудачами ребенка;
—отсутствие внимания и помощи со стороны родителей к интеллектуальному и психомоторному развитию ребенка;
—несформированность в семье чувства «мы», что затрудняет вхождение в новую социальную общность — школу.
Следующие темы родительских собраний уже апробированы педагогами-психологами республики:
ü Школьник — новый социальный статус. Особенности переходного периода.
ü Дети с «избыточной» педагогической готовностью и педагогически запущенные.
ü Снятие страха перед школой и разочарования.
ü Как помочь первокласснику преодолеть трудности.
ü Психология 6-летнего ребенка.
ü Адаптация ребенка к школе.
ü Как помочь ребенку учиться.
ü Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением.
ü Режим дня — это важно.
Таким образом, в основном профилактическая работа с учениками первых классов выполняется опосредованно — через работу с их окружением — педагогами и родителями.
Возраст 8-10 лет (2-4-й классы)
За год обучения в первом классе почти все дети адаптировались к новым условиям жизни. Лишь у небольшого числа учащихся этот процесс продолжается — из-за особенностей их психологической организации или высокой тревожности. Такие дети нуждаются в коррекционной педагогической и психологической работе.
Ряд профилактических мероприятий уже может проводиться непосредственно с учащимися 2-3 классов. Их целесообразно посвящать развитию и познанию эмоциональной сферы, развитию рефлексии; ориентации на группу сверстников, развитию здоровьесберегающих навыков. В 4 классе могут быть организованы развивающие профилактические занятия по подготовке к переходу в пятый класс — игры-проживания, игры-знакомства, игры-путешествия, беседы об особенностях учебной и познавательной деятельности.
Темы к родительским собраниям:
ü Искусство быть родителями.
ü Что нужно и чего нельзя делать в процессе воспитания человека?
ü О стиле семейного воспитания. Что такое родительский авторитет? Азы семейной педагогики.
ü Какую роль в развитии ребенка играют человеческие отношения?
ü Детская одаренность: что я знаю о своем ребенке?
ü Искусство быть родителями.
ü Мальчики и девочки.
Возраст 10-11 лет (5-й класс)
И у первоклассников, и у пятиклассников, и у десятиклассников меняется социальное окружение (новый состав класса или учителей) и система деятельности (учебная ситуация новой системы образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
Переход из начальной школы в среднюю является концом детства, и большинство детей переживает этот переход как важный шаг в жизни. Центральное место занимает сам факт окончания начальной школы и переход к предметному обучению. В связи с этим с одной стороны необходимо готовить детей к переходу в пятый класс, с другой — работать с их окружением — педагогами и родителями, обращая их внимание на возрастные особенности пятиклассников.
Учет параметров возрастной нормы и знание возрастных особенностей пятиклассников позволяет строить профилактическую работу в следующих направлениях:
—содействие процессу адаптации;
—формирование тендерной идентичности;
—выявление интересов и склонностей, формирование коммуникативных качеств.
Темы к родительским собраниям:
ü Ваш ребенок — пятиклассник. Знаю ли я своего ребенка.
ü Поговорим о дисциплине.
ü Умеете ли вы любить своего ребенка?
ü Поощрение и наказание детей в семье.
Возраст 12—14 лет. 6-8-й классы
В отличие от младших школьников, подростки — совсем другие люди! И речь идет не только о внешности, но — самое главное — об отношении к жизни, к себе и к миру людей. Начиная с 5—6-го класса, школьник входит в стадию самосознания, связанную с самопознанием. Подросток начинает активнее сравнивать себя с другими сверстниками, соотносить свои и чужие качества, его сильнее начинает волновать мнение окружающих людей.
1. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию как личностных образований, препятствующих возникновению тревожности у подростков: укрепление чувства собственного достоинства; обеспечение вербальными и невербальными формами выражения уверенности в себе; обучение способам и приемам преодоления трудностей, неуверенности, страха, повышенного волнения в разных ситуациях и решения внутренних и внешних проблем.
2. Обучение конструктивному поведению в трудных ситуациях: обучение приемам развития «операциональных возможностей» — внимания, актуализации необходимой информации, способов рациональной работы, а учащихся 15-17 лет — умению ставить цели и достигать их при пошаговой самооценке результатов.
Учет параметров возрастной нормы и знание возрастных особенностей подростков позволяет строить профилактическую работу в следующих направлениях:
для 6 класса:
—развитие коммуникативных навыков;
—культурная терпимость и толерантность;
—профилактика вредных привычек;
для 7 класса:
—обучение конструктивным формам реализации агрессии, навыкам саморегуляции, развитие эмоционально-волевой сферы;
—профилактика вредных привычек;
—развитие гендерной культуры;
для 8 класса:
—обучение навыкам саморегуляции, развитие эмоционально-волевой сферы;
—формирование нравственной сферы;
—формирование навыков целеполагания, построения временной перспективы.
Темы для родительских собраний:
ü Подготовка к взрослости.
ü Болезни цивилизации у подростков.
ü Жизненные цели подростков.
ü Выпускные экзамены.
ü Почему подростки курят.
ü Психологические особенности подростков.
ü Первые проблемы подросткового возраста.
ü Подросток: ещё не взрослый, уже не ребёнок.
Возраст 15-17 лет. 9—11-й классы
Старший школьный возраст описывают такими характеристиками как: готовность к личностному и профессиональному самоопределению; характер общения со сверстниками и взрослыми; особенности психосексуального развития; особенности интеллектуальных свойств. Этот возраст отличается активным личностным самоопределением, склонностью к проектированию жизненного пути и исследованию потенциала собственного «Я».
Основные задачи развития в юношеском возрасте:
1. Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности).
2. Обретение психосексуальной идентичности — осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола.
3. Профессиональное самоопределение — самостоятельные и независимое определение жизненных целей и выбор будущей процессии.
4. Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
Учет параметров возрастной нормы и знание возрастных особенностей подростков позволяет строить профилактическую работу в следующих направлениях:
— развитие креативности, гибкости, адаптивности, умения совершать выбор;
— развитие умений саморегуляции, стрессоустойчивости, конструктивизации агрессии;
—позитивизация и устойчивость Я-концепции;
—профилактика вредных привычек.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
- Реферат Основные направления психопрофилактической работы в школе. От 250 руб
- Контрольная работа Основные направления психопрофилактической работы в школе. От 250 руб
- Курсовая работа Основные направления психопрофилактической работы в школе. От 700 руб
Источник: students-library.com
Порядок составления психопрофилактической программы
2.Теоретическое и методическое обоснование всей программы в целом.
a)цель (предполагаемый результат);
b)предмет работы (психологические характеристики, личностные и межличностные феномены, находящиеся в «фокусе» работы специалиста);
c)критерии эффективности, по которым будут оцениваться промежуточные и конечные результаты;
d)методы, с помощью которых достигаются общие и промежуточные цели, устанавливается «обратная связь»;
e)развернутое или схематичное описание процесса работы (этапы, последовательность действий);
f)виды и формы работы, применяемые на каждом этапе по отношению к каждому из участников программы.
4.Приложения: конкретный инструментарий (диагностические методики, приемы консультативной практики, конкретные программы просветительской работы и т.п.).
Результаты реализации психопрофилактической программы (промежуточные и конечные) представляются в виде оперативных (промежуточных) или развернутых отчетов, к которым прилагаются все конкретные данные, полученные в процессе реализации программы.
32.Методика и организация психокоррекционной работы
Выделяют следующие специфические черты психокоррекционного процесса:
он ориентирован на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы;
акцентирует здоровые стороны личности;
нацелен на настоящее и будущее клиентов;
предполагает оказание среднесрочной помощи;
основан на ненавязчивом ценностном вкладе психолога;
направлен на изменение поведения и развитие личности клиента.
40. Психолого-педагогическая поддержка родителей в воспитании ребенка с особыми образовательными потребностями
Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями — помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального работника — способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка-инвалида. Задача социального педагога — помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный работник оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот.
Кроме того, социальный работник выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей. В то время как медики заняты лечением, он помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь.
Таким образом, социальный работник в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь, то есть косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией. Кроме того, семья может
быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, цель которых — улучшение общения между членами семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
На главную Документация школьного психолога
Информация школьному психологу
Психопрофилактическая работа психолога в школе — Содержание психопрофилактической работы психолога
Психопрофилактическая работа психолога в школе — Содержание психопрофилактической работы психолога |
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу |
Психопрофилактическая работа психолога в школе |
Содержание психопрофилактической работы психолога |
Все страницы |
Содержание психопрофилактической работы психолога
При определении основного содержания психопрофилактической работы важно помнить следующее.
Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого этапа.
Программы осуществляются в учебной и воспитательной работе с детьми всех возрастных групп в основном воспитателями, учителями и родителями. Самое главное — дать возможность всем до единого школьникам попробовать себя в различных областях знаний и практической деятельности для определения и развития своих интересов, склонностей, способностей.
В сложном комплексе условий, формирующих личность, обычно выделяют два основных фактора — семью и школу. Первоначальная направленность интересов возникает, конечно, в неповторимом жизненном общении ребенка с родителями и сверстниками, затем с учителями. Но есть еще один, быть может, самый трудноуловимый фактор — та эпоха, в которой родился и развивается человек, то сложное и тонкое взаимодействие растущего сознания с неисчерпаемым многообразием эпохи, с исторически конкретными формами ее культуры, с теми ее проявлениями, которые оказываются в сфере интересов становящейся мысли. Конечно, школа и семья являются частью этой эпохи, но насколько полно они отражают ее идеи, культуру, противоречия, проблемы и в какой степени приобщают к этому детей, подростков, юношей?
Позволим себе дальше процитировать И. Ф. Овчинникова: «Особенности культуры данного времени, неповторимые формы интеллектуальной жизни, наиболее ярко выраженные предпочтения и тенденции несут в себе неограниченные возможности воздействия на человека в течение всей его жизни, и в особенности в самом раннем возрасте. От индивидуальной судьбы личности зависит, к какой именно сфере неограниченных предпочтений эпохи она прикоснется. Творческая личность формируется в многообразной динамике жизненных факторов, которые лепят мозаику ее внутреннего мира. Индивидуальность рождается как прочно закрепившийся в сознании итог множества воздействий. Возможности такого закрепления во многом зависят и от психологических особенностей развивающейся личности, от ее характера и темперамента. »
Поэтому необходимо расширить сферы познания и деятельности каждого учащегося, дать каждому почувствовать на себе «воздействия культуры данного времени». Именно это и должно лечь в основу развивающих программ.
Развивающая программа, которую разрабатывает психолог, как правило, не только академическая, учебная, — она гораздо шире. Психолог анализирует все, что окружает детей и во что те включены, — игру, учебный процесс, воспитательные мероприятия, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, походы в театр и на природу, предметные кружки и спортивные секции и т. п., выясняя, насколько это способствует психическому и личностному развитию ребенка.
2. Психолог выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.
Чешские психологи Й. Лангмейер и 3. Матейчик считают чрезвычайно важной задачей разработку мер профилактики, или предупреждения, психической депривации у детей. Такая превентивная программа, по их мнению, должна отвечать следующим требованиям.
Во-первы, необходимо обеспечить, чтобы к детям поступали стимулы из внешней жизненной среды в надлежащем количестве, в определенной сгруппированности и временной последовательности. Стимулы должны соответствовать степени развития ребенка, так как и поздняя, и преждевременная стимуляция малоэффективны, а иногда и вредны.
Во-вторых:, поступающие стимулы должны иметь для ребенка значение, чтобы он мог включить их в систему своих переживаний и познаний. Они должны иметь подкрепляющее значение прежде всего в области желательного поведения.
В-третьих, необходимо создать условия для развития положительных стойких взаимоотношений между ребенком и его воспитателями, средой его дома и, наконец, более широкой общественной и предметной обстановкой.
В-четвертых, необходимо облегчить ребенку включение в общество, для того чтобы он мог усвоить адекватные социальные роли (1985).
Психолог следит за соблюдением в детском саду, школе и других психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе.
Так, он ведет работу по предупреждению психологической перегрузки школьников, связанной с многочасовым пребыванием в коллективе, с напряжением, вызванным у некоторых детей неуверенностью в своих знаниях, боязнью контрольных работ, вызова к доске И пр. Многие дети испытывают учебные перегрузки, обусловленные прежде всего психологическими причинами: недостаточно сформированы интеллектуальные и учебные умения и навыки, отсутствует положительная учебная мотивация, не развита познавательная активность. У многих школьников выявлена неадекватная самооценка, обусловливающая неуверенность в своих силах, повышенную тревожность и пр. Предупредить все эти нежелательные явления можно только тогда, когда с самого начала школьного обучения будут четко соблюдаться определенные психологические условия.
В. А. Сухомлинский справедливо считал, что, если нормальный ребенок ни в одном учебном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета или занятия, значит, школа не выполнила своей задачи. Одно из условий нормального психического развития ребенка предполагает, что у каждого ученика есть любимый учебный предмет (предметы) или какой-либо иной вид деятельности.
Психологу следует помочь каждому учителю-предметнику определить группу учащихся, наиболее заинтересованных данным предметом. Детям можно рекомендовать дополнительную литературу, дополнительные более сложные задания. Это создает интеллектуальный фон класса, развивает интерес к знаниям, делает их ценными и привлекательными для детей, развивает способности и таланты, формирует основу для выбора будущей профессии.
Если каждый учитель по своему предмету выделит 4-5 человек, особо заинтересует их специальными заданиями, увлекательной дополнительной литературой, в классе не останется незаинтересованных.
А если они все-таки будут? Психологу вместе с классным руководителем необходимо вместе понять причины этого. Приохотить к знаниям хотя бы через один учебный предмет необходимо каждого.
Это Возможно только тогда, когда учителя, работающие в данном классе, представляют собой коллектив профессионалов, заинтересованных в развитии личности каждого ребенка, а не только в том, чтобы именно по данному предмету был получен определенный процент успеваемости. «Дирижирует» таким коллективом, корректирует действия учителей классный руководитель. Давно уже пора оценивать его работу по тому, как формируются и развиваются способности и интересы каждого ребенка, как складывается его личность в целом. А помочь ему в этом — задача психолога.
Комфортный психологический климат — результат взаимодействия многих компонентов, его составляющих, но центральным моментом здесь является общение детей со взрослыми и сверстниками, а также взрослых между собой.
Полноценное общение менее всего ориентируется на любого вида оценки или оценочные ситуации. Высшая ценность в общении — это другой человек со всеми его качествами, свойствами, настроениями вне зависимости от возраста и различных социальных характеристик.
Психолог стремится создать благоприятные, доброжелательные отношения между родителями и педагогами.
Для этого необходимо помочь взрослым вступить в взаимоотношения, результатом которых может стать следующая благоприятная реальность: родители должны относиться с уважением и благодарностью к педагогам, которые занимаются с их детьми, помогают им стать умнее, талантливее, взрослее, а педагоги уважают родителей своих воспитанников и благодарны им за доверие. В такой обстановке наши дети могли бы стать более добрыми, спокойными, открытыми миру и людям.
Источник: Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004.
- Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
- Приказ о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений
- Приказ об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования Российской Федерации
- Направления в работе школьного психолога
- Перечень документации социально-психолого-педагогической службы (СППС)
Источник: www.vashpsixolog.ru