Требования к составлению рабочих программ по предметам

В настоящее время общество предъявляет высокие требования к качеству образования и профессиональному уровню педагогических работников. Компетентность в вопросах нормативной обеспеченности образовательного процесса в школе является одной из важнейших профессиональных компетентностей учителя. Умение грамотно оперировать нормативными документами и создавать на их основе качественные программно-методические и учебные материалы по сопровождению образовательного процесса отражает уровень профессионализма учителя.

Деятельность педагога по введению ФГОС регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами федерального, регионального и муниципального уровней, а также внутренними локальными актами образовательных учреждений.

В связи с введением ФГОС ООО, требования к рабочей программе по учебному предмету изменились в части планирования результатов освоения основной образовательной программы (далее ООП) образовательной организации (далее ОО), что вызывает большие затруднения у педагогов. Учитель зачастую не знает, с чего начать. На помощь приходит Интернет. Но, проблема в том, что пока в сети Интернет трудно найти программы или учебно-методические материалы, полностью удовлетворяющие требованиям ФГОС. Их необходимо анализировать на соответствие этим требованиям.

Конструктор рабочих программ

В данной лекции мы рассмотрим нормативные документы, которыми должен руководствоваться учитель, разрабатывая рабочую программу по учебному предмету, общие подходы к разработке рабочей программы.

Теоретические основы проектирования рабочей программы по учебному предмету, курсу в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Рабочая программа является нормативно-правовым документом, который необходимо соблюдать в полном объеме.

Рабочая программа разрабатывается в целях обеспечения достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ОВЗ.

Рабочие программы выполняют две основные функции:

Документы, которыми должен руководствоваться педагог при разработке рабочей программы по учебному предмету/ курсу перечислены в таблице.Таблица 1

ФЗ «Об образовании в РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015

Примерная ООП ООО (ОДОБРЕНО Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

Положение о рабочих программах в ОО

Акцент

Рабочая программа по учебному предмету, курсу.

Структура, порядок разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов.

Рабочая программа является составной частью ООП ОО.

Рабочая программа разрабатывается в соответствии с ФГОС и с учетом примерной ООП ООО (примерных рабочих программ учебных предметов).

Структура планируемых результатов.

Результаты образования представлены в ФГОС в разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», который ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей, результаты представляются в общем виде как определенная конкретизация целей образования. Планируемые результаты, входящие как раздел в структуру ООП, предполагают большую детализацию и конкретность. Конкретизация планируемых результатов отражена в Примерной ООП ООО.

Требования к рабочим программам урочной и внеурочной

Уровневый подход к планируемым результатам: «ученик научится», «ученик получит возможность научиться».

Учебный план ОО.

Перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов.

Количество учебных часов по предмету в неделю/за год по каждому классу, на ступень.

Приказом № 1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» утверждены новые требования к рабочим программам учебных предметов в ФГОС ООО.

На законодательном уровне закреплено упрощение структуры составления программы по стандартам второго поколения. Связано это с тем, что учителя редко существенно перерабатывают примерную программу, зачастую беря её в практически в полном объёме. Составленный таким образом документ не является эффективным инструментом реализации ФГОС, а остается формальностью.

Читайте также:
Как называется программа для смешного видео

Новые требования к составлению рабочей программы по ФГОС значительно упростили работу педагогов. Структура рабочей программы упрощена (вместо восьми пунктов ранее, согласно новым требованиям в ней должно быть только три):

1) Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

В рабочие программы по учебным предметам включаются формулировки результатов из примерной ООП ООО, авторских программ по учебным предметам.

В данном пункте отражаются и конкретизируются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. Все результаты расписываются по годам обучения.

Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» (для базового уровня результатов) и «Выпускник получит возможность научиться» (для повышенного уровня результатов).

Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют пользователя в том, достижение какого уровня освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускника. В этот блок включается круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые могут быть освоены всеми обучающихся. Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговое оценивание. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень обучения.

В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этого блока, могут продемонстрировать отдельные мотивированные и способные обучающиеся. Задания, ориентированные на оценку достижения планируемых результатов из блока «Выпускник получит возможность научиться», могут включаться в материалы итогового контроля блока «Выпускник научится». При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующий уровень обучения.

В рабочей программе это может выглядеть так:

5 класс

Пятиклассник получит возможность научиться: ….

Пятиклассник получит возможность научиться: ….

Источник: znanio.ru

Составление рабочих программ в соответствии с ФГОС и утвержденными изменениями

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Получить код —>

Подписи к слайдам:

программ в соответствии с ФГОС

и утвержденными изменениями».

15.04.2016 1. «О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786 1. «О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786 2. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373» 3. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897» «О рабочих программах учебных предметов» письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786 1. «… В целях снижения административной нагрузки педагогических работников ОО Департаментом подготовлены изменения в ФГОС в части требований к рабочим программам учебных предметов.» 2. «… авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной ООП соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре ООП принимается на уровне ОО»

3. «… подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников, … Предполагается, что в ФПУ будут включаться учебники, имеющие метод.пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета или воспитания; в т.ч. примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС …»

Обязательные элементы рабочей программы отдельного учебного предмета, курса До 31.12.2015 С 01.01.2016 1) Пояснительная записка 2) Общая характеристика учебного предмета, курса 3) Описание места предмета, курса в учебном плане 4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса 5) Содержание учебного предмета, курса 6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7) Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения 8) Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса 1) Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса 2) Содержание учебного предмета, курса 3) Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Обязательные элементы рабочей программы курсов внеурочной деятельности До 31.12.2015 (ФГОС НОО) С 01.01.2016 (ФГОС НОО и ФГОС ООО) 1) Пояснительная записка 2) Общая характеристика учебного предмета, курса 3) Описание места предмета, курса в учебном плане 4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса 5) Содержание учебного предмета, курса 6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7) Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения 8) Планируемые результаты изучения отдельного предмета, курса 1) Результаты освоения курса внеурочной деятельности. 2) Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 3) Тематическое планирование. Как связаны различные компоненты? Разработка рабочей программы, тематического планирования, календарно – тематического планирования Подготовка к уроку (технологическая карта урока целевые установки = планируемые результаты) Проектирование (конструирование) контрольно — измерительных материалов (КИМ), подготовка к различным оценочным процедурам

Читайте также:
Mingw как запустить программу

Рабочие программы по учебным предметам (курсам) составляются на всю ступень обучения

(1- 4 классы, 5 – 9 классы), а не на учебный год

Каждый учитель составляет свою Рабочую программу с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся.

Программы, составленные разными учителями для параллельных классов могут (и должны) различаться!

I. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Выпускник получит возможность научиться

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса полностью повторяют предметную часть раздела «Планируемые результаты освоения ООП ООО» .

Однако, поскольку Рабочая программа часто используется как отдельный документ, то лучше повторить этот раздел и здесь.

Основу для написания данного раздела Рабочей программы составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП ООО», где планируемые результаты расписаны по предметам.

Здесь графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, тогда как в графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть значительные изменения.

II. Содержание учебного предмета (курса)

ФГОС НОО и ФГОС ООО

Содержание распределяется по смысловым блокам для каждого класса отдельно.

Программа никак не отражает последовательности освоения тем курса

В этом разделе Рабочей программы описываются ТОЛЬКО смысловые единицы учебного курса по классам!

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Примерное поурочное тематическое планирование

(в авторских рабочих программах по учебным предметам)

Подобные тематические планирования создаются ДЛЯ ВСЕХ ПРЕДМЕТОВ в рамках УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Календарно — тематическое планирование

Каждый учитель составляет собственное КТП с учетом собственной специфики и специфики конкретных учащихся.

Структура КТП (в соответствии с ФГОС)

ПР (планируемый результат из раздела «Выпускник научится»)= код элемента содержания

Календарно -тематическое планирование

Предназначено для хронологического выстраивания единиц содержания, которые были описаны в предыдущем разделе.

Календарно -тематическое планирование (КТП)составляется учителем ТОЛЬКО ДЛЯ САМОГО СЕБЯ! ЭТО РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ!

Поэтому КТП должно содержать те графы, которые нужны учителю для его работы.

Поэтому у разных учителей могут быть разные по форме планирования (в Положении указать обязательные графы)

  • Авторская программа по предмету (курсу).
  • Авторская рабочая программа по предмету (курсу).
  • Собственное календарно – тематическое планирование содержащее КИМы или ссылку на них.

При отсутствии авторской РП педагог самостоятельно её разрабатывает в соответствии с требованиями ФГОС в части требований к структуре рабочей программы.

Источник: uchitelya.com

Порядок разработки примерной и рабочей программ ФГОС

Обязанность по разработке образовательной программы изначально лежит на преподавателе, а утверждение – на администрации образовательного заведения с учетом особенностей цикла (профиля), в рамках которого освещается дисциплина. Как правило, сложности с проектированием и оформление программ по ФГОС возникают как у начинающих, так и у опытных работников. Сегодня мы расскажем, как правильно формировать программу обучения, на что ориентироваться и пр.

Читайте также:
Лучшая программа испанского языка

Порядок разработки примерной и рабочей программ ФГОС

Обязанность по разработке образовательной программы изначально лежит на преподавателе, а утверждение – на администрации образовательного заведения с учетом особенностей цикла (профиля), в рамках которого освещается дисциплина. Как правило, сложности с проектированием и оформление программ по ФГОС возникают как у начинающих, так и у опытных работников. Сегодня мы расскажем, как правильно формировать программу обучения, на что ориентироваться и пр.

Разбираемся в понятиях: примерная и рабочая программа – что есть что?

Образовательная программа – это общий ракурс обучения, представляющий собой «сборник» дисциплин или основных тем, которые необходимо пройти учащимся. Притом нередко на практике путают три категории между собой: примерная образовательная программа, образовательная программа учреждения и рабочая программа педагога.

Итак, образовательная программа учебного заведения представляет собой комплекс дисциплин, поэтапное прохождение которых позволяет студентам узнать тонкости профессии, обрести определенные качества, знания и навыки, которые пригодятся им в перспективе в трудовой деятельности. Фактически, это официальный документ, который будет содержать конкретные цели, задачи, этапы, инструменты и набор предметов (общий перечень дисциплин календарный план и пр.). Он задает траекторию обучения очерчивая допустимый перечень изучаемых направлений (наук), ожидаемые результаты, организационные и иные моменты реализации.

Примерная образовательная программа – это своего рода эталон, образец, который преподаватели, разработчики-методисты или учебные заведения в целом берут на заметку для выработки «собственной траектории» обучения по конкретным направлениям и предметам. Фактически, это ранее сформированная программа, выдвинутая на утверждение. После одобрения она попадает в «резерв».

Рабочая программа представляет собой комплекс тем, заданий и иных приемов по погружению в конкретный предмет: темы, основные термины, правила и каноны, примеры, задания для самостоятельной работы и пр.

Если проанализировать состав и определение каждой категории, от можно понять, что каждое последующее понятие является детализацией предыдущего.

Важно отметить, что тотальная разработка примерной и рабочей программы по ФГОС происходит всего 1 раз, далее авторам или «пользователям» предстоит ее лишь актуализировать: откорректировать согласно новшествам, достижениям НТП, потребностям системы образования и отрасли, с учетом различных факторов и пр.

Что следует учитывать при проектировании и разработке примерной и рабочей программы?

Разработка примерной и рабочей программы согласно действующим стандартам – процесс важный, ответственный и трудоемкий. Разработчикам предстоит не просто описать, что они намерены внедрить и как, для каких целей и почему, зачем, но и учесть ряд факторов:

Факторы, влияющие на состав примерной и рабочей программ ФГОС

  • Для какого учреждения и ступени образования проектируется план обучения: ДОУ, МОУ, ссуз или вуз и пр. В зависимости от этого будет зависеть глубина погружения в каждый предмет или тему, особенности выполнения заданий (уровень сложности, наличие НИР и прочих моментов);
  • Целевая аудитория: обычный среднестатистический учащийся, ученик или студент с ОВЗ, особенности текущей подготовки или требования к целевой аудитории (какими знаниями и навыками необходимо обладать и пр.);
  • Продолжительность обучения и потенциальные результаты: сколько и как изучать программу, чему должны научиться слушатели;
  • Способы проверки учащихся: частота проведения письменных и устных проверок и пр.;
  • Действующие требования Минобразования: ГОСТы, ФГОС, нормативы (необходимый минимум, список дисциплин/тем и пр.).

На этапе проектирования важно предоставить ответы на, казалось бы, простые вопросы:

  • Для кого предназначена программа обучения?
  • Чем она будет полезна, чему научит?
  • Как преподавать профиль/дисциплину с максимальной эффективностью: какие подходы методы и инструменты использовать, как мотивировать и стимулировать учащихся и пр.?
  • В какой сфере будут пригодны полученные знания и навыки?
  • На какой срок рассчитано погружение в профиль, дисциплину, тему и пр.?

При этом важно оперативно отслеживать законодательные изменения и обязательно учитывать их.

Нужна помощь преподавателя?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru