При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать следующие моменты:
· четко формулировать цели коррекционной работы;
· определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;
· выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;
· четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;
· отобрать методики и техники коррекционной работы;
· определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;
· определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);
· определить длительность каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе);
· планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей — подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);
· реализовать коррекционную программу (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);
Психокоррекция. Основной подход. Часть 1
· подготовить необходимые материалы и оборудование.
По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
Источник: sci.house
Основные требования к составлению психокоррекционной программы
При составлении коррекционной программы необходимо соблюдать следующие требования:
Четкое формулирование целей коррекционной работы.
Определение круга задач, конкретизирующих данные цели.
Определение стратегии и тактики работы.
Отбор конкретных методик и техник.
Подготовка необходимых материалов и оборудования.
Выбор формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая, смешанная).
Определение продолжительности проведения коррекционной программы.
Определение частоты встреч (например, ежедневно, один или два раза в неделю, раз в две недели и т. д.).
Определение длительности каждой встречи или коррекцион-ного занятия (от 10-15 минут в начале программы до 1,5-2 часов на заключительном этапе).
Разработка конкретного содержания коррекционной программы в целом и каждого занятия отдельно.
Планирование форм участия других лиц в программе (медиков, педагогов, социальных работников и др.), при работе с семьей — подключение родственников, значимых взрослых и т. д.
Определение формы контроля реализации программы.
Проведение коррекционной программы и внесение дополнений и изменений в нее по ходу работы.
Оценка эффективности реализованной программы.
По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое (или психолого-педагогическое, медико-психологическое и т. д.) заключение о результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
Методология формирования психокоррекционных программ. Лидия Кузьменкова
Составляющих коррекционно-развивающей программы:
Общая характеристика программы.
Методологические и теоретические основы.
Цели и задачи, ожидаемые результаты.
Характеристика используемого оборудования.
Организация, формы и методы работы.
Основные этапы работы.
Оценка эффективности программы.
Описание конкретного примера работы с использованием программы.
Общая характеристика программы
Общая характеристика программы включает следующие аспекты: актуальность программы и ее обоснование; описание общего ресурса ОУ в контексте коррекционно-развивающей деятельности; назначение программы; характеристика контингента (для кого предназначена программа); описание используемого оборудования; требования к специалистам, принимающим участие в работе.
В данном разделе прежде всего описываются те трудности, с которыми обращаются родители (или законные представители) в соответствующие службы, а также причины, их вызывающие. Актуальность программы может быть подтверждена цифровыми данными, характеризующими деятельность конкретного учреждения, систему районных, городских, областных структур, а также в целом ситуацию в стране и за рубежом.
Описание общего контекста ситуации в учреждении и применения предлагаемых коррекционно-развивающих процедур включает ответы на несколько вопросов: кто и с какими запросами обычно обращается к специалистам соответствующего профиля в данном ОУ; каков его ресурс в решении поставленных проблем; чем чаще всего продиктовано обращение к специалисту; в чем состоят конкретные трудности ребенка, выступающего в качестве клиента; кто формулирует запрос — родители, образовательное учреждение или сам ребенок — и как в связи с этим изменяется процедура работы с ним? От ответов на эти вопросы зависит, с одной стороны, правомерность применения предлагаемой программы, а с другой — специфика ее использования в каждом конкретном случае.
Проблемы, на которые направлена программа, целесообразно ранжировать: на первое место ставить те из них, которые с большой долей вероятности будут решены при использовании предлагаемой программы, а на последнее — проблемы, при работе с которыми она может оказаться действенной только совместно с другими процедурами и методами.
Важный момент — адресность программы, т. е. указание четких характеристик контингента, для которого она предназначена: возрастные особенности и ограничения; типичные физические, физиологические, психофизиологические, психологические качества; отклонения и дефекты (степень подробности описания выбирается в зависимости от содержания программы). Указание возрастных особенностей детей, на которых рассчитана программа, поможет лучше сориентироваться в вопросах организации работы, интерпретации результатов, анализа соответствия психического и личностного развития ребенка нормам развития.
В данном разделе описания могут быть отмечены и ограничения по использованию программы в том случае, если ее применение при особых обстоятельствах может вызывать отрицательные последствия.
Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 628 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net
Требования к составлению психокоррекционных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатова Ольга Владимировна
В статье рассматривается сущность психолого-педагогической коррекции в области психологической помощи нормально развивающимся детям. Раскрываются основные требования к составлению психолого-педагогических программ .
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булатова Ольга Владимировна
Психолого-педагогическая технология коррекции детско-родительских отношений социально и педагогически запущенных подростков как фактор предупреждения и профилактики аддиктивного поведения
Современные представления о содержании специальной психологической помощи детям с задержкой психического развития
Закономерности, механизмы, факторы и условия коррекции неуверенности детей дошкольного возраста
Психокоррекционная работа с аутодеструктивными подростками с проблемами общения
Моделирование психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности подростков в период прохождения государственной итоговой аттестации
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Requirements to development of psychocorrective programs
The article deals with the essence psychological and special education in counseling normally developing children. The author described the main requirements to development of psychological-pedagogical programs.
Текст научной работы на тему «Требования к составлению психокоррекционных программ»
ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2014 г. Выпуск 1 (32). С. 18-23
ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ
С проблемой составления психокоррекционных программ сталкиваются большинство практикующих психологов, а также студентов обучающихся по разным гуманитарным направлениям. Это связано, во-первых, с отсутствием единого подхода к «психологопедагогической коррекции» как практическому виду деятельности педагога-психолога. Исследователи используют разнообразные трактовки: «психокоррекция», «коррекционная деятельность», «психолого-педагогическая коррекция», «диагностико-коррекционная работа». Во-вторых, чаще всего коррекцию связывают с исправлением органических нарушений и какой-либо патологии. Обусловлено это тем, что термин «коррекция психического развития» как «совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков в развитии ребенка» впервые был употреблен в дефектологии, а затем был перенесен в область нормального развития.
Р. В. Овчаровой отмечает, что дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая — специальным психологом, дефектологом, психиатром и психоневрологом. Психолог осуществляет коррекцию нормального развития в случаях его временной задержки, социально-педагогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологическими и педагогическими причинами [3].
В-третьих, психолого-педагогическая коррекция в настоящий момент является методически слабо разработанной. Ее описание разбросано по многочисленным источникам, что делает их малодоступными для системного использования. В связи с этим хотелось бы отметить, что в данной статье речь идет об области психологической помощи нормально развивающимся детям.
Детям, которые не имеют медицинских противопоказаний к обучению по общеобразовательным программам, в общем потоке. Но в то же время характеризуются педагогической запущенностью, парциальными недостатками развития, функциональными отклонениями в состоянии здоровья. Проблемы этих детей не носят органического характера. Они обусловлены недостатками воспитания, ущербной средой дошкольного развития. В педагогике за такими детьми закрепилось определение «дети риска школьной дезадаптации», или просто «дети группы риска».
Под психологической коррекцией понимается определенная форма психологопедагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза [6].
Исходя, из понимания психолого-педагогической коррекции как «создания оптимальных возможностей и условий для психического развития в пределах нормы» в отечественной психологии выделяют следующие три основных направления и области постановки коррекционных целей:
1. Оптимизация социальной ситуации развития.
2. Развитие видов деятельности ребенка.
3. Формирование возрастно-психологических новообразований.
Еще Л. С. Выготский указывал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психолого-педагогическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. В связи с этим, при определении целей и задач коррекции необходимо исходить из понимания той уникальной роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, цен-
Требования к составлению психокоррекционных программ
ности данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности. Реализация потенциальных возможностей каждой возрастной стадии развития является основной формой профилактики возникновения отклонений или недостатков в развитии на последующих возрастных ступенях [6].
Итак, основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства — способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка. Основная задача — психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.
В положении о конкурсе программ 2011 года педагогов-психологов дается следующее определение психолого-педагогической программе — это комплекс взаимосвязанных психолого-педагогических мероприятий, направленных на достижение целей обучения, воспитания и развития, реализация которых ограничена конкретными временными рамками [5].
При этом психокоррекционные программы, психолого-педагогические программы, развивающие программы и т. д. рассматриваются нами как синонимы, так как все они связаны с коррекционным воздействием или исправлением таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития.
Интегрировав имеющиеся в нашем распоряжении материалы, отражающие взгляды и опыт различных исследователей и авторов психокоррекционных программ, мы разработали методические рекомендации к разработке программ. Структура программы психологической коррекции для детей с нормальным уровнем развития, по нашему мнению, должна включать следующие составляющие:
1. Цель программы — формулируется в зависимости от того, на какую сферу психической деятельности, на формирование каких функций, процессов, состояний, вида деятельности направлено коррекционное воздействие, какого результата планирует достичь педагог-психолог.
Следует отметить, что цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента. Негативная форма определения целей коррекции представляет собой описание поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть.
2. Основная концепция (концепции) в рамках которой осуществляется психологопедагогическая коррекция. Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.
3. Принципы психологической коррекции — представляют собой законы (правила), с учетом которых строится психокоррекционное воздействие. При формулировке принципов используются теоретико-методологические подходы, разработанные в психолого-педагогической науке (концепции, теории, положения).
Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы [4]:
• Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
• Принцип единства коррекции и диагностики.
• Принцип приоритетности коррекции каузального типа.
• Деятельностный принцип коррекции.
• Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
• Принцип комплексности методов психологического воздействия.
• Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.
• Принцип опоры на разные уровни организации психических процессор.
• Принцип программированного обучения.
• Принцип возрастания сложности.
• Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
• Принцип учета эмоциональной сложности материала.
Можно выделить и другие принципы, в частности речь идет о специфических принципах, отражающих специфику программы и зависящих от творческой задумки автора. Но мы не преследуем глобального охвата данной проблемы.
4. Задачи программы — конкретизируют цель программы. В них отражается принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, который указывает на необходимость присутствия в любой программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих. При определении задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.
5. Организация занятий. Здесь нужно продумать такие моменты: количество и возраст участников, примерное количество занятий (определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционной программы), их регулярность и продолжительность, требования к помещению и оборудованию.
М. Р. Битянова отмечает, что предпочтительной является интенсивная форма ведения занятий. Большим эффектом будет обладать цикл из 10-12 встреч, проведенных в течение 4-5 недель, чем более длительная работа, растянутая на всю четверть. Цикл работы с данной конкретной группой школьников не должен быть очень длительным (не более 15-20 занятий). Длительность занятий и размер группы зависит от возраста детей, но в любом случае они должны позволять организовывать собственно групповую совместную деятельность и создавать возможность для эмоциональных межличностных контактов всех членов группы [1, 2].
6. Направления (блоки) коррекционного воздействия — здесь указывается, на какие психические функции, процессы или виды деятельности детей направленно коррекционное воздействие (обычно 2-4 направления). В каждом направлении или блоке определяется цель.
А. А. Осипова описывает психокоррекционный комплекс следующим образом:
2. Установление продуктивного контакта с клиентом.
4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Диагностический блок. Его цель — диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
Установочный блок. Его цель — побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
Коррекционный блок. Его цель — гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, овладение определенными способами деятельности.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Его цель — изменение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки [4].
Необходимо отметить, что в каждом блоке описывается общее количество отведенных коррекционных мероприятий, их структура (если конечно она меняется), раскрываются компоненты занятия.
М. Р. Битянова предлагает ввести единую универсальную структуру группового занятия с детьми в рамках школьной психологической практики. В ее представлении структура
Требования к составлению психокоррекционных программ
Ритуалы приветствия — прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что, в свою очередь, чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом. Первый вариант, конечно, предпочтительнее, но в практике работы в начальной школе чаще реализуется второй. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого — неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети. Желательно, чтобы в ходе развития группы контроль над исполнением ритуала перешел к членам самой детской или подростковой группы.
Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Соответственно, разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Определенные разметочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия прошлого занятия предполагает, что дети вспоминают, чем они занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали. Психолог предлагает вспомнить, с кем они обсуждали эти упражнения после встречи, показывали ли другим людям, и что из этого получилось, объясняет, как это могло помочь им в учебе или общении вне занятий. Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу.
Конечно, предлагаемая структура занятия может быть изложена только в самом общем виде, так как ее конкретное наполнение зависит от уровня рефлексии детей, их открытости, зрелости самой группы и опыта ведущего. Вместе с тем соблюдение кажется нам важным условием эффективной работы с детьми.
7. Этапы психолого-педагогической коррекции — отражают динамику психокоррекционного процесса, относительно законченные периоды, в течение которых реализуются те или иные задачи.
8. Планирование психологической коррекции — данная часть программы предполагает планирование коррекционно-развивающих занятий, примером которого может быть следующая форма:
Направления Задачи Методы и приемы коррекционного воздействия Виды мотивационной направленности
№ занятия Дата проведения Тема занятия Цель занятия Примерные упражнения
9. Методы коррекции — способы воздействия, которые предполагается использовать при коррекции, развитии или формировании того или иного процесса, состояния и др.
К основным методам психокоррекции относят игротерапию (ролевую игру), арттерапию (музыкатерапия, библиотерапия, танцевальная терапия проективный рисунок, сказкотерапия, куклотериапия и т. п.), психогимнастику, методы поведенческой коррекции, психодрама.
Описание каждого занятия осуществляется по схеме:
— цели и задачи занятия;
— оборудование, необходимое в осуществлении занятия;
— описание вводной части занятия;
— описание основной части занятия;
— описание заключительной части занятия;
— контрольные вопросы участникам программы.
К проблеме содержания занятий относится и вопрос о количестве игр и упражнений, используемых в ходе занятия. Наибольший развивающий эффект достигается не за счет увеличения разнообразия психотехнических приемов, а за счет наиболее полного использования потенциальных возможностей каждого из комплексных упражнений, включенных в занятие. Перегрузка занятий новизной и разнообразием может только усугублять эти трудности, что резко снизит эффективность и значимость проводимой работы.
Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений основного содержания занятия должно быть немного, 2-4 игры (упражнения). Желательно, чтобы часть из них (и с такой хорошо начинать работу) были разучены на прошлом занятии. Заканчивать эту часть занятия также хорошо одной из любимых игр детей, созвучных с темой текущей встречи.
Предложенная структура психокоррекционной программы является примерной и может дополняться, сокращаться, модифицироваться. В содержательной части программы прилагается список использованной литературы.
1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битяно-
ва. — М. : Совершенство, 1997. — 298 с.
Требования к составлению психокоррекционных программ
2. Истратова, О. Н. Справочник по групповой психокоррекции [Текст] / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. — 3-е изд. — Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 443 с.
3. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования : учеб. пособие для студентов вузов и практических работников [Текст] / Р. В. Овчарова. — М. : ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. — 448 с.
4. Осипова, А. А. Общая психокоррекция : учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / А. А. Осипова. — М. : ТЦ «Сфера». — 2004. — 512 с.
5. Положение о III Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» [Текст] // Вестник практической психологии образования. — 2011. — № 2. — C. 6-8.
6. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмя-нина ; под ред. И. В. Дубровиной. — М. : Изд. центр «Академия», 1998. — 160 с.
Источник: cyberleninka.ru