При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Это эффективный путь коррекции интеллектуального и перцептивного развития. Развитие человека не является единым процессом, оно гетерохронно. Поэтому зачастую в детском возрасте отстает развитие произвольных процессов, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.
Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.
Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого — к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.
Психокоррекция. Основной подход. Часть 1
Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.
Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязател ьно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.
Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.
Цели и задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач 3-х уровней [2, с. 35]:
1. Коррекционный уровень – направление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития.
2. Профилактический уровень – предупреждение отклонений и трудностей в развитии.
3. Развивающий уровень – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
3 стр., 1360 слов
Рудольф Штейнер и его вклад в коррекционную педагогику
. Ф.И.О. педагога Годы жизни, страна Основные труды Практический, теоретический вклад в развитии коррекционной педагогики. Рудольф Штейнер 1861-1925 Австрия Философ и педагог, создатель антропософии. «Философия . убранству помещений. Пастельные тона, природные, естественные материалы должны создавать радостное, солнечное настроение. Все эти инновации Р. Штайнер выдвинул как требования к современной .
Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.
При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами [5,с. 14]:
Вводная видеолекция к курсу «Основы психокоррекции»
1. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента.
2. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений.
3. При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.
Существуют стандартизированные и свободные (ориентированные на настоящий момент) коррекционные программы [3].
В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Перед началом осуществления коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной программы.
Свободную программу психолог составляет самостоятельно, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумывая ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.
Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.
Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:
4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.
Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.
14 стр., 6651 слов
Коррекционная работа по развитию речи детей старшего дошкольного .
. данных педагогического эксперимента) 4. метод разработки системы коррекционной помощи в развитии познавательного интереса. 1. Теоретическое изучение коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха 1.1 Понятие речи Речь является основным .
Можно выделить несколько этапов составления психокоррекционной программы [2; 5]:
1) формулировка цели коррекционной работы;
2) определение круга задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;
3) выбор стратегии и тактики проведения коррекционной работы;
4) определение формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;
5) отбор методик и техник коррекционной работы;
6) определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционной программы;
7) определение частоты необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);
8) определение длительности каждого коррекционного занятия (от 10-15 мин в начале коррекционной программы до 1,5-2 ч на заключительном этапе);
9) разработка непосредственно коррекционной программы и определение содержания коррекционных занятий;
10) планирование форм участия других лиц в работе (при работе с семьей — подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);
11) подготовка реализации коррекционной программы (необходимо предусмотреть контроль динамики хода коррекционной работы, возможности внесения дополнений и изменений в программу);
12) подготовка необходимых материа лов и оборудования.
По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое или психолого-педагогическое заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
1. Программа должна иметь в своей структуре следующие элементы [6, с. 21-23]:
2. Оформление программ должно осуществляться в соответствии с принятыми на федеральном уровне следующими нормами.
На титульном листе должны быть обозначены:
- полное название образовательного учреждения
- резолюция должностного лица, утвердившего программу, заверенная соответствующей печатью
- название программы
- ФИО автора (разработчика, составителя) и занимаемая им должность
- Место и дата оформления программы
3. Пояснительная записка должна содержать максимально полную информацию об основных идеях программы, их актуальности и предполагаемой востребованности; содержании, предлагаемого детям образования и принципах организации процесса его освоения детьми определенного возраста; сроках реализации программы; принципах формирования учебных групп; особенностях программы, используемых в ней ключевых понятий; особенностях возрастной группы детей, на которых рассчитана программа; формах занятий.
4. Цели и задачи программы должны быть:
- адекватны интересам современных детей
- обоснованны аргументами, убедительны для руководителей учреждений
- реальными (обеспеченными необходимыми ресурсами и подлежащими поэтапному исполнению посредством выполнения оперативных задач)
- реализуемы (конкретными и выверенными в возможности выполнения намеченного плана)
- привлекательны для детей, допускающими перевод на рекламный уровень
5. Учебно-тематический план является основным элементом программы. Этот раздел должен быть соотнесен с целями и задачами программы, сроками, этапами, порядком и регламентом ее реализации; обеспечивать получение ожидаемых результатов посредством обоснованной последовательности тем, количества часов на их освоение и разнообразия форм образовательного процесса.
6. Содержание предлагаемого программой учебного курса раскрывается в учебно-тематическом плане.
7. Список литературы, использованной при разработке программы.
Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена [2; 5]:
1. С разрешения реальных трудностей развития.
2. С постановки целей, задач коррекционной программы
Эффективность психокоррекции определяется качеством содержания, своевременностью и адекватностью.
Эффективность работы зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.
Однако нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы.
В заключение необходимо указать следующее.
Нельзя создать универсальную психокорекционную программу, особенно это касается детей с проблемами развития, это обусловлено тем, что при составлении программы приходится учитывать различные факторы: структуру дефекта и степень его тяжести; психологическую проблему и причины её возникновения; время возникновения дефекта и психологической проблемы; уровень развития межфункциональных связей; типологические индивидуально-психологические особенности ребёнка; предшествующую социальную ситуацию развития ребёнка.
Психокорекционная работа с конкретным ребёнком должна строиться как целостная осмысленная деятельность по изменению отдельных психологических образований, по изменению условий жизни по воспитанию ребёнка.
Важно, чтобы психологическая коррекция носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться к тому, чтобы активно формировать то, что должно быть достигнуто ребёнком в ближайшей перспективе в соответствии с требованиями возраста и формирования личности, то есть с учётом ориентировки на перспективу развития.
Специфика задач психокорекционной программы зависит от типа детского учреждения, класса или группы. Важно, чтобы данная программа была согласована с программами других специалистов, работающих с ребёнком (врачами, логопедами, учителями, воспитателями и соцработниками).
Примеры похожих учебных работ
Влияние логопедической ритмики на музыкальное развитие и коррекцию речевых нарушений .
. что логопедическая ритмика воздействует на физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка. Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. цель работы Между речевой функцией .
Внеурочная работа по технологии как основа реализации ФГОС
Программы по развитию интереса дошкольников к чтению
. две такие программы. Цель этих программ – литературное развитие, создание основы для формирования специальных литературных способностей с учетом психологических особенностей дошкольников. Вырезано., Для приобретения полной версии работы перейдите .
Работа социального педагога с одаренными детьми
. 1. изучить особенности одаренных детей как объекта социального педагога; 2. рассмотреть направления работы социального педагога с одаренными детьми; 3. рассмотреть методы работы социального педагога с одаренными детьми. Методы исследования: анализ .
Сущность и роль программ регионального социально- экономического развития
. В результате вместо множества программ социально-экономического развития нескольких субъектов Российской Федерации были разработаны две крупные программы, которые вобрали в себя проблемы социально-экономического развития многих субъектов («Юг .
Развитие мыслительных операций у детей дошкольного возраста
. сформулирована цель — определение условий эффективного использования логических задач и упражнений в развитии мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста. Была выдвинута следующая гипотеза: мы предположили, что логические задачи и .
- дипломная «Современные подходы к проектированию качественной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении «
- дипломная Развитие у детей познавательной активности на материале обучения детей составлению загадок
- реферат Профессия юрист: основные квалификационные, профессиональные требования и личностные качества
- реферат Нормативные требования к организации и проведению обследования детей разных возрастных групп
- дипломная Занятия: “Зачем надо себя знать? Или психология-это просто ” Тема 2 занятия: “Величайший врач мира живет внутри нас ”(искусство самонаблюдения)
- дипломная «Использование разных форм взаимодействия семьи и ДОУ как условие подготовки детей 6-7 лет к школе» материал
- курсовая Требования к личности менеджера по персоналу
- курсовая Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям
- курсовая Методика Монтессори
- курсовая «Организация внеурочной деятельности по иностранному языку в начальной школе»
- Анализ социологических данных
- Антропология
- Безопасность жизнедеятельности
- Возрастная психология
- Гендерный анализ
- Демография
- Дифференциальная психология
- Зарубежная философия
- Зоопсихология
- Истории и теории мировой культуры
- Истории русской философии
- История и теория религии
- История психологии
- Клиническая психология
- Конфликтология
- Культурная антропология
- Логика
- Логико-комбинаторные методы
- Методологические проблемы психологии
- Методология и методы социологии
- Методы измерения в социологии
- Общая психология
- Онтологии и теории познания
- Основы нейропсихологии
- Основы психодиагностики
- Педагогика
- Педагогическая психология
- Политология
- Психогенетика
- Психология личности
- Психология сознания
- Психология труда и инженерная психология
- Психология
- Психофизиология
- Современная социальная политика
- Современные теории деятельности и практической рациональности
- Социальная и экономическая антропология
- Социальная история
- Социальная психология
- Социальная структура и социальная стратификация
- Социальная теория и прикладное социальное знание
- Социальная теория семьи и семейных отношений
- Социальная философия
- Социально-экономическое поведение домохозяйств
- Социолингвистика
- Социологическая теория
- Социологическое исследование
- Социология
- Социология культуры
- Социология маркетинга
- Социология науки и научного знания
- Социология образования
- Социология политики
- Социология предпринимательства
- Социология профессий
- Социология религии
- Социология труда и занятости
- Социология хозяйственного развития
- Специальная психология
- Сравнительная психология
- Физиология высшей нервной деятельности
- Философия
- Философия и методология науки
- Философия образования
- Философия политики и права
- Философия религии и религиоведения
- Философия языка и коммуникации
- Философская антропология
- Экономическая и социальная статистика
- Экономическая социология
- Экспериментальная психология
- Эстетика
- Этика
- Этносоциология
- Аттестационная работа
- Бакалаврская работа
- Бизнес план
- Бизнес-план
- Дипломная работа
- Домашняя работа
- Контрольная работа
- Курсова робота
- Курсовая работа
- Курсовой проект
- Магистерская работа
- Научно — исследовательская работа
- Отчет по практике
- Реферат
- Семестровая работа
- Сочинение
- Творческая работа
- Часть дипломной работы
- Эссе
- О проекте
- Политика конфиденциальности
- Форма для контактов
Все документы на сайте представлены в ознакомительных и учебных целях.
Вы можете цитировать материалы с сайта с указанием ссылки на источник.
Источник: psychoexpert.ru
Основные требования к составлению психокоррекционной программы
С проблемой составления психокоррекционных программ
сталкиваются большинство практикующих психологов, а также студентов
обучающихся по разным гуманитарным направлениям. Это связано, во-
первых, с отсутствием единого подхода к «психолого-педагогической
коррекции» как практическому виду деятельности педагога-психолога.
Исследователи используют разнообразные трактовки: «психокоррекция»,
«коррекционная деятельность», «психолого-педагогическая коррекция»,
«диагностико-коррекционная работа».
Во-вторых, чаще всего коррекцию связывают с исправлением
органических нарушений и какой-либо патологии. Обусловлено это тем, что
термин «коррекция психического развития» как «совокупность воздействий,
направленных на исправление недостатков в развитии впервые был
употреблен в дефектологии, а затем был перенесен в область нормального
развития.
Цель работы заключается в изучении основных требований к
составлению психокоррекционной программы.
Задачи:
— рассмотреть понятие психокоррекционная программа;
— перечислить виды психокоррекционных программ;
— изучить основные требования к составлению психокоррекционной
программ.
Методы исследования: описание, классифицирование, анализ.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении материала
по характеристие основных требований к составлению психокоррекционных
программ.
1.ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
Термин «коррекция» буквально означает «исправление».
Психокоррекция — это система мероприятий, направленных на исправление
недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных
средств психологического воздействия [2].
Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической
основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые
формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию: общую;
частную; специальную.
Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия
общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду
клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в
соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями,
оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности,
что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений
и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.
Под частной психокоррекцией понимают набор психолого-
педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для
детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики,
используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные
системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для
определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях
общения, способах мышления и саморегуляции.
Каждый прием имеет, как правило, несколько направлений
психокоррекционного воздействия. Частная психокоррекция вооружает
специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он
насыщает программу групповой или индивидуальной работы.
Источник: skachatvs.com
Основные требования к составлению психокоррекционной программы
При составлении коррекционной программы необходимо соблюдать следующие требования:
1. Четкое формулирование целей коррекционной работы.
2. Определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционной работы.
3. Определение стратегии и тактики проведения коррекционной работы.
4. Отбор конкретных методик и техник для предстоящей коррекционной работы.
5. Подготовка необходимых материалов и оборудования.
6. Четкое определение формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая или смешанная).
7. Определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционной программы.
8. Определение частоты необходимых встреч (например: встречи будут происходить ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, раз в две недели и т.д.).
9. Определение длительности каждой встречи, каждого коррекционного занятия(от 10-15 мин. в начале коррекционной программы до 1,5- 2 часов на заключительном этапе).
10. Разработка конкретной коррекционной программы в целом и определение содержания каждого коррекционного занятия.
11. Планирование форм участия других лиц в работе (медиков, педагогов, социальных работников и др.) при работе с семьей — подключение родственников, значимых взрослых и т.д.
12. Определение формы контроля динамики хода коррекционной работы.
13. Реализация коррекционной программы и внесение дополнений и изменений в программу по ходу работы.
14. Оценка эффективности реализованной Программы.
По завершению коррекционных мероприятий составляется психологическое (или психолого-педагогическое, медико-психологическое и т.д.) заключение о целях, задачах и результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности.
Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при которых тело находится под действием заданной системы сил.
Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах.
Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют.
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому.
Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов — это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена.
Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала.
Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь».
Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК.
Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни.
Источник: studopedia.info