Психолого-педагогические условия образования – это способы повышения качества и эффективности образовательной деятельности в разных ситуациях и обстоятельствах.
Психологические параметры развития шестилетнего ребенка
Следует отметить, что психолого-педагогическая работа с шестилетними детьми ориентирована на их подготовку к школе. Это обуславливает особое внимание к познавательному развитию ребенка данного возраста.
Эта подготовка реализуется в направлении познавательного развития ребенка, а также формирования у него психологической готовности к школьному обучению.
В шесть лет психологическое развитие ребенка имеет свои особенности. Они обусловлены его возрастными параметрами развития и функционированием психической сферы личности.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Основными психологическими параметрами развития шестилетнего ребенка являются:
- Преобладание развития непроизвольной памяти. Ребенок запоминает в основном то, что ему интересно, что привлекло его внимание.
- Краткий временной период занятийпродуктивной деятельностью. Выполнять что-то хорошо, достигать определенных результатов детям шестилетнего возраста удается в течение недлительного временного промежутка т.к. концентрация внимания на одном процессе или объекте еще не достаточно развита.
- Ситуативность познавательной мотивации. У ребенка отсутствует развитое стремление к познанию. Он познает что-то в конкретный момент, руководствуясь сиюминутным интересом.
- Неспособность доведения начатого дела до логического завершения. Дети быстро теряют интерес к деятельности и не желают самостоятельно трудиться для получения конкретного результата, требуя помощи взрослого.
- Социальная нестабильность. Ребенок характеризуется сложностью социальной адаптации, длительностью привыкания к новым условиям и обстоятельствам.
- Потребность в эмоциональных контактах. Старшему дошкольнику требуется эмоциональная связь с теми людьми, с которыми они общаются, взаимодействуют.
- Завышенная самооценка. Ребенок оценивает себя и свои достижения на высоком уровне. Это приводит к проблемам отрицательного оценивания собственной деятельности, возникновению психологических расстройств, нервного напряжения.
- Навыки выполнения разнообразных требований. Дети способны делать что-то по инструкции, ориентировать свою деятельность на систему требований.
«Дети шестилетнего возраста и психолого-педагогические проблемы их обучения и воспитания»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
ФГОС для обучающихся с ОВЗ: особые образовательные потребности и адаптированные программы
Все эти параметры психологического развития шестилетнего ребенка вызывают определенные сложности в обучении, а также подготовке к предстоящему обучению в школе.
Проблемы обучения шестилетнего ребенка в школе
Создание оптимальных условий для обучения ребенка шестилетнего возраста в общеобразовательном учебном заведении является достаточно сложным и проблематичным процессом.
Внедрение Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Отметим основные трудности обучения шестилетних детей в школе:
- Неразвитость произвольного поведения. Внимание ребенка не может полноценно концентрироваться на чем-то одном. Ему сложно управлять своим поведением и доводить начатое до конца. Это приводит к сложностям обучения по строгому регламенту, предусмотренному школой. Ребенок, попросту, не готов следовать установленному распорядку, что приводит к психологическому дисбалансу его организма, возникновению психологических расстройств;
- Однотипность образовательной деятельность. Шестилетнему дошкольнику требуется вариативность деятельности. В образовательной программе начальной школы предусмотрены однотипные, монотонные задания, которые не приносят должного образовательного эффекта;
- Классно-урочная система обучения. Уроки в школе ориентированы на представление нового знания, изучение новой темы в течение всего учебного занятия. Чаще всего, уроки проходят без их разделения на отдельные блоки, объединенные одной темой. Это вызывает сложности в концентрации внимания учащихся;
- Недостаточность практической деятельности учащихся. Как правило, в образовательной программе школы преобладает теоретическое обучение, тогда как, в шестилетнем возрасте, необходимо акцентировать внимание на практическом познании, формированием навыков выполнения практических операций с объектами;
- Стандартизированная форма учебных занятий. Она вызывает трудности у учащихся, перенапряжение, снижает их работоспособность. Это обусловлено преобладанием стандартизированной формы обучения. Шестилетним детям требуется включение элементов игры в каждый урок;
- Индивидуальная психологическая неготовность к школьному обучению. Она не учитывается родителями при отдаче своего шестилетнего чада в школу, а также педагогами при построении обучения по единым принципам и методам, независимо от уровня интеллектуальной и личностной психологической готовности учащегося к школьному обучению.
Психолого-педагогические направления эффективного обучения шестилетних детей
Условиями эффективного обучения шестилетних детей в школе выступают следующие направления психолого-педагогической работы учебного заведения:
- Акцентирование внимания на развитии познавательной мотивации учащихся. Она является залогом развития устойчивого желания к учению, познавательной работе.
- Формирование универсальных учебных действий. Предполагается формирование навыков учения и познания. Дети должны освоить основы учебной деятельности, выработать алгоритм реализации познания, выполнения различной учебной работы.
- Учет индивидуальных особенностей и образовательных потребностей учащихся. Обучение должно носить дифференцированный характер. Важно, учитывать уровень интеллектуального развития и психологическую готовность к обучению в школе каждого учащегося.
- Формирование у учащихся навыков самоорганизации, самоконтроля и саморазвития. Они лежат в основе эффективного обучения. Если ребенок научить организовывать свою деятельность и координировать ее, то процесс обучения будет для него простым и спокойным.
- Воспитывающий характер обучения. В ходе обучения должны быть применены разнообразные воспитательные методы и приемы, ориентированные на выработку эмоционального отношения учащегося к школе, учебной деятельности, педагогу и коллективу учащихся.
Источник: spravochnick.ru
Особенности обучения детей с 6 лет
6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту; у него преобладаетнепроизвольная память (так что запоминается, главным образом, то, что интересно, а не то, что нужно запомнить); специфика внимания такова, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.
Особенности личности 6-летних детей создают дополнительные трудности в процессе обучения.Познавательные мотивы, адекватные задачам обучения, еще неустойчивы и ситуативны, поэтому во время учебных занятий у большинства детей они появляются и поддерживаются только благодаря усилиям учителя.Завышенная самооценка, характерная также для большинства детей, приводит к тому, что им трудно понять критерии педагогической оценки. Они считают оценку своей учебной работы оценкой личности в Целом, и когда учитель говорит: «Ты сделал неправильно», — это воспринимается, как «Ты плохой». Получение отрицательных оценок, замечаний вызывает тревожность,состояние дискомфорта, из-за которых значительная часть учеников становится пассивной, бросает начатую работу или требует помощи учителя. Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния ребенка, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективную работу детей на уроке.
Обучение 6-летних детей предполагает щадящий режим продолжительность урока не больше 35 минут,в перерывах между занятиями физкультурные разминки, игры или прогулки, дневной сон, отсутствие домашних заданий, небольшой объем учебного материала (знания и умения, которыми дети должны овладеть за 3 года учебы в начальных классах, начиная учиться с 7 лет, практически те же, что у детей, обучающихся с 6 лет в 4-летней начальной школе), большее количество общеразвивающих занятий (физкультура, музыка, ритмика, изобразительное искусство, труд, экскурсии), медицинский контроль за состоянием здоровья, особые программы и методы обучения (постоянное включение в урок элементов игры, проведение специальных дидактических и развивающих игр)
Комплексное исследование разных сторон развития 6-летних детей показало, что они чувствуют себя спокойнее и увереннее — психологически комфортно— при обучении в подготовительных группах детского сада, по сравнению с первыми классами школы. И дело здесь не только в том, что условия детского сада привычнее для ребенка и этим облегчается процесс его адаптации к новой, учебной деятельности. И даже не в том, что благоприятные условия в силу объективных причин смогли создать далеко не во всех школах: приходится превышать оптимальную наполняемость
классов из-за отсутствия дополнительных классных комнат и учителей, не хватает помещений для игр и т.д. Г лавная причина заключается в том, что детсадовский ритм жизни, стиль общения детей со взрослым человеком и между собой больше отвечает уровню развития психики ребенка-дошкольника. В силу своей социальной нестабильности, трудностей приспособления к новым условиям и отношениям 6-летний ребенок остро нуждается внепосредственных эмоциональных контактах, а в формализованных условиях школьного обучения эта потребность не удовлетворяется.
Д.Б. Эльконин считал, что вместо организации школьного обучения с 6 лет целесообразнее расширить сеть подготовительных групп детских садов, в которых удобнее готовить детей к школе — поскольку детям в детском саду лучше, они живут более полной, более многообразной жизнью и выглядят жизнерадостнее и здоровее, чем их сверстники-школьники.
Что же происходит с ребенком, если он все-таки попадает в формализованную систему школьного обучения, в которой недостаточно учитываются его возрастные особенности? Как показали проводившиеся в школах комплексные исследования, в неблагоприятных условиях часто ухудшается состояниездоровья детей: может снижаться вес, уменьшаться количество гемоглобина в крови; снижается острота зрения, появляются головные боли. В связи с ухудшением общего самочувствия ребенок начинает часто болеть, понижается его и так невысокая работоспособность, что отрицательно сказывается на учении. В отдельных случаях возникают неврозы, школьная дезадаптация.
Интересное в психологическом плане явление было выявлено под руководством Д.Б. Эльконина. Оказалось, что у 6-летних детей в условиях регламентированного общения быстрее, чем в детском саду, формируется умение подчиняться предписанным правилам поведения. Но при этом преобладает не удовлетворение от соблюдения этих правил, а боязнь их нарушить.
У детей повышается тревожность, снижается уровень эмоционального комфорта. В то же время аналогичный стиль общения не приводит к подобному эффекту у большинства 7-летних первоклассников.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Обучение шестилетних детей в школе
Оценить
1178 0
Содержимое разработки
Обучение шестилетних детей в школе.
Нугуманова Гульмира Умирзаковна
учитель начальных классов
КГУ СОШ №32 г.Караганды
На протяжении нескольких лет актуальным остаётся вопрос «С шести или с семи лет нужно отдавать ребёнка в первый класс». Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать несколько факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Поступление в школу -переломный момент в жизни ребёнка.
Меняется место ребёнка в системе общественных отношений: из дома с играми и малым числом общественных обязанностей он переходит в совсем иной мир. Изменяется весь уклад его жизни. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют напряжённого умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и кроме того, относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. К моменту поступления в школу большинство будущих первоклассников психологически не готовы к школьному обучению, хотя многие из них посещали группы подготовки к школе, где обычно педагоги делают упор не на развитие детей, а на обучение их навыкам счета, чтения и письма.
Известно, что для ребёнка шести лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Шестилетний ребёнок -маленький ребёнок. Он ещё многого не может, если его сравнить со старшими. Но он уже многое может и очень важно знать, что он может и каковы возможности его психики, его личности.
У шестилетних детей много психофизических особенностей, поэтому работать с ними, так как с семилетними нельзя. Чтобы пробудить у шестилетнего ребёнка тягу к знаниям, сформировать нравственно-волевую готовность к учебной деятельности, умение слушать и выполнять требования взрослого нужно не один- два месяца ,а целый год. За это время надо внимательно изучать из возможности , состояние здоровья, склонности и интересы.
Появление нарушений в психо-социальной сфере ребенка в большинстве случаев обусловлено состоянием его здоровья, соблюдением режима дня и активного отдыха .Именно от того насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние здоровья ребенка, и будет зависеть с какого возраста необходимо начинать обучение в школе.
Готовности к школьному обучению способствуют ряд факторов: индивидуально-физиологические особенности ребенка, положительное отношение к учению, адекватная самооценка, правильно организованный учебно-воспитательный процесс, наличие психопрофилактических мероприятий в школе и т.д.
В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы или так называемая «внутренняя позиция школьника» (Л.И.Божович). Это означает, что ребенок в своем социальном развитии перешел в новый возрастной период – младший школьный возраст. Она включает два типа мотивов учения: социальный, связанный с потребностью ребенка в общении с другими людьми, приобретении нового социального статуса, и познавательный, призывающий дошкольника к интеллектуальной активности и познанию нового непосредственно в учебной деятельности. Это новое (школьное) в содержании занятий, новый (школьный) тип взаимоотношений с взрослыми как учителем и сверстниками как одноклассниками. Такая положительная направленность ребенка в школу как особое учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения в школьно-учебную действительность, принятия школьных требований, полноценного включения в учебный процесс.
Готовым к школьному обучению считается ребенок, которого школа привлекает не своей внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знание, что предполагает развитие познавательных интересов. Многие дети объясняют свое желание пойти в школу тем, что в школе они будут заниматься новой важной в социальном плане учебной деятельностью: «хочу учиться, чтобы быть как папа», «в школе задачи решают интересные».
Психологическая готовность к школе не возникает на уроках подготовительных курсов. Исследования А.М.Прихожан (1981) и В.С.Юркевич (1981), проведенные еще в конце 70-х годов XX века, показали, что между сформированностью у детей элементарных школьных знаний, умений и навыков, с одной стороны, и их интеллектуальным развитием и сформированностью у них некоторых предпосылок учебной деятельности, с другой, нет связи.
Более того, существуют исследования, показывающие, что если детей старшего дошкольного возраста начинают систематически обучать, то развитие учебной мотивации у них задерживается. Так, в исследовании А.М.Прихожан (1981) было показано, что у шестилетних школьников учебная мотивация выражена гораздо меньше, чем у шестилетних детей в детском саду.
Учитывая при организации учебно-воспитательной работы большие психолого-физиологические возможности детей 6 лет, надо «максимально развивать эти «специфически дошкольные» и вместе с тем перспективные психофизиологические качества, не навязывая ребенку преждевременно чуждых ему форм мышления и способов деятельности… уделять особое внимание определению доступных пределов работоспособности дошкольника, так как всякая перегрузка и переутомление может отрицательно сказаться на состоянии здоровья ребенка и на перспективах его дальнейшего развития».
Таким образом, физиологические и психологические предпосылки для успешной подготовки детей 6 лет к обучению имеются. Это научно доказано и экспериментально обосновано многими исследованиями советских и зарубежных ученых.
Источник: www.prodlenka.org