Требования к разработке программ профессионального обучения

Содержание

Коваленко, А. С. Формы участия работодателя в планировании, реализации и оценке образовательных программ ПО / А. С. Коваленко. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3 (6). — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1387/ (дата обращения: 25.06.2023).

Разработка основной профессиональной образовательной программы (далее — ОПОП) — это очень важный этап подготовки высококвалифицированных работников среднего звена. Проектирование ОПОП среднего профессионального образования (далее СПО) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) производится на основе двух подходов, компетентностного, который направлен на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов и модульного, включающий логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. [4, c. 25]

Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования: правовой аспект

Содержание профессиональных образовательных программ регулируется и контролируется государством. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» закрепил, как необходимое условие, учет требований работодателей при разработке ФГОС ПО нового поколения.

Таким образом, предполагается, что ОПОП, разработанные на основе ФГОС ПО нового поколения, должны учитывать и требования работодателей к профессиональной квалификации выпускников/работников. Но, при создании ОПОП эти требования необходимо соответственно обобщить, конкретизировать и уточнить в зависимости от направленности программы и состояния регионального рынка труда.

При разработке программ профессиональной подготовки и дополнительных профессиональных образовательных программ возможно учитывать требования работодателей напрямую через анализ требований профессиональных стандартов, квалификационных характеристик, содержащихся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД) и Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также анкетирование и интервьюирование работодателей.

ЕКСД предназначен «для регулирования трудовых отношений, обеспечения эффективной системы управления персоналом на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики». Разработчики данного документа не предполагали их использование при формировании программ профессионального образования/подготовки. В связи с этим представленная в справочнике информация является весьма обобщенной, требования к уровню квалификации имеют формальной характер.

ЕТКС, в отличие от ЕКСД, предназначен не только для решения проблем сферы труда, но и для «составления программ по подготовки и повышению квалификации рабочих в системе профессионально-технического образования и непосредственно на производстве». Однако и тарифно-квалификационные характеристики также не имеют необходимой конкретизации и не отражают в большинстве своем состояние современного производства.

Актуальные вопросы реализации программ ДПО и профессионального обучения в 2021 году

В связи с этим в середине 90-х гг прошлого века в России начали разрабатываться профессиональные стандарты, которые позволяют образовательным организациям напрямую учитывать требования работодателей.

Профессиональные стандарты как документы нового типа, представляющие наиболее полную и актуальную информацию о требованиях к квалификациям, необходимым для выполнения конкретных видов трудовой деятельности.

Профессиональный стандарт предназначен, прежде всего, для:

– проведения оценки квалификации и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования;

– формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам;

– решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей;

– отбора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры);

– проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности) [2]

В отсутствие профессиональных стандартов, соответствующих конкретному направлению подготовки/специальности/профессии профессионального образования, и при необходимости обновления/корректировки положений квалификационных справочников и/или профессиональных стандартов для учета требований работодателей (сферы труда) при формировании документов, регламентирующих профессиональное образование (ФГОС, ООП, ОПОП и др.) проводятся опросы работодателей с целью сбора информации, необходимой для разработки конкретных разделов документов.

Опрос работодателей может осуществляться несколькими способами (методами), выбор которых зависит от многих факторов: количества предприятий в соответствующей области профессиональной деятельности, их территориальной разбросанности, специфики производства и разнообразия технологий и пр. В целом можно использовать два основных метода — анкетирование и интервьюирование — или их комбинацию. [3, c.14]

Конечно, в идеале, работодателям в лице общероссийских объединений, крупных отраслевых и региональных объединений, а также крупных компаний и корпораций, являющихся основными потребителями специалистов (кадров), рекомендуется создавать соответствующие мобильные экспертные группы для эффективного и действенного участия в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе и в разработке ФГОС и ООП (ОПОП). А также самим образовательным учреждениям рекомендуется создавать рабочие группы по разработке основных образовательных программ совместно с представителями работодателей.

Но на практике система взаимодействия работодателей с представителей сферы образования недостаточно эффективна. Конечно, есть предприятия, которые стремятся наладить взаимодействие с образовательной организацией, вкладывая немалые средства в образовательный процесс. Но таких примеров немного — чаще всего бизнес старается «купить» уже готовых выпускников, переложив тем самым заботу об их обучении на государство.

Безусловно, нельзя сбрасывать со счетов такой фактор: предприятия и фирмы стремятся получить хорошо обученных, готовых к работе выпускников и даже согласны за это платить. Однако законодательная база не позволяет бизнесу участвовать в формировании учебных программ. Ни для кого не секрет, что окончательное решение о том, как и чему учить студентов, принимают только государственные органы. И сегодня предприятия осуществляют образовательную деятельность лишь на основании личных договоренностей с руководителями СПО. Такие договоренности, по данным областного управления образования, есть практически у каждой образовательной организации.

Если же таких договоренностей нет, то предприятие организует собственные учебные центры. Где есть возможность приобрести конкретную специальность, отвечающую запросам работодателя! Так происходит, потому что предпринимателям нужны специалисты узкого профиля, тогда как преимущества отечественного образования — в его фундаментальности. В связи с этим большинство руководителей в сфере образования, склоняются к тому, чтобы допускать бизнес к формированию нужных ему образовательных программ, но с ограничением прав — не в ущерб фундаментальной науке.

Но все также сохраняется традиционная форма участия работодателей в реализации ОПОП, это проведение преддипломной, производственной и иных практик на базе предприятий-работодателей, которая применяется всеми без исключения образовательными учреждениями.

Как правило, руководители практик назначаются с обеих сторон: и со стороны образовательного учреждения, и со стороны организации-работодателя, на базе которой проводится практика.

Для прохождения практики за каждым учеником закрепляется наставник со стороны организации-работодателя из числа высококвалифицированных работников.

Читайте также:
Как перенести программы и настройки на Новую систему

Анализ итогов прохождения обучающимися практики производится образовательными учреждениями совместно с фирмами-работодателями. По результатам анализа могут быть приняты решения об изменении содержательной и/или организационной составляющих практики, в т. ч. в той части, которая реализуется непосредственно на базе фирмы-работодателя. Также, результаты анализа итогов практики используются для изменения учебного плана, рабочих программ дисциплин/ модулей и иных составляющих ОПОП.

Проведенный анализ материалов, показывает, что представители организаций-работодателей принимают довольно активное участие в разработке учениками ВКР, выступая в качестве консультантов и/или руководителей ВКР.

Наиболее важным направлением развития государственно-частного партнерства в рамках реализации ОПОП СПО является осуществление взаимодействия образовательных учреждений и фирм-работодателей по подготовке кадров в рамках целевого обучения.

В ходе анализа имеющегося опыта выявлено, что сотрудничество образовательных организаций и организаций-работодателей в данном направлении является выгодным для всех участников взаимодействия, т. к. организации-работодатели могут использовать механизм целевого обучения для решения проблемы кадрового дефицита рабочих и специалистов среднего звена, а образовательные учреждения — для решения проблем набора абитуриентов.

Одной из главных форм внутренней оценки качества реализации ОПОП, применяемых образовательными организациями, является мониторинг, в ходе которого по заранее установленным критериям (показателям) осуществляется сбор данных.

Важным элементом подобного рода мониторинга является изучение и анализ удовлетворенности качеством подготовки выпускников внешних заинтересованных сторон, и в первую очередь, организаций-работодателей. Сбор данных в рамках мониторинга об удовлетворенности организаций-работодателей, как правило, проводится с использованием метода анкетирования.

Данные, полученные в ходе мониторинга и других процедур контроля качества реализации ОПОП, систематизируются, обрабатываются и анализируются образовательными организациями, в т. ч. с привлечением представителей организаций-работодателей. На основе результатов анализа собранной информации принимаются управленческие решения по оптимизации процессов на всех этапах жизненного цикла ОПОП.

Относительно новым направлением независимой оценки качества подготовки выпускников в России является профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, порядок проведения которой регулируется статьей 96 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция). Согласно действующему законодательству профессионально-общественная аккредитация образовательных программ — это признание качества и уровня подготовки выпускающихся, освоивших данную образовательную программу в определенном образовательном учреждении. Для прохождения профессионально-общественной аккредитации образовательному учреждению нужно провести комплекс мероприятий, основным из которых является этап проведения самообследования образовательной программы в соответствии с установленными критериями (показателями).

Независимая оценка профессиональных квалификаций — это еще одна форма участия работодателей и профессиональных сообществ в процедурах внешней оценки качества образовательных программ. Независимая оценка квалификации предполагает оценку соответствия профессиональной квалификации работника положениям профессионального стандарта, проведенную центром оценки квалификации, с подтверждением такого соответствия свидетельством о квалификации. Процедура оценки и сертификации квалификаций обычно включает в себя теоретический этап квалификационного экзамена (тест и решение профессиональных задач) и практический этап (выполнение квалификационной практической работы). [1, c. 10]

Таким образом, внешние оценки программ и учебных заведений показали, что работодатели не играют заметной роли в образовательной деятельности техникума и обеспечении качества образования. Работодатели влияют на качество обучения опосредованно, участвуя в проведении производственных практик; руководстве курсовыми и дипломными работами (совместно с преподавателями вуза); работая в составе государственных аттестационных комиссий; и, наконец, выступая в роли непосредственно работодателей, при приеме выпускников на работу.

Прямое участие работодателей в образовательной деятельности техникума разработке и (или) экспертизе учебных курсов и образовательных программ, проведении семинаров работодателей участвуют нерегулярно и достаточно редко. Тем не менее, можно указать на тенденцию возрастания роли работодателей в реализации образовательных программ. Например, СПО по предложению работодателей включают в учебные курсы вопросы, связанные с реальными потребностями предприятий. Радует то, что в настоящий момент в образовательных учреждениях, которые подготавливают квалифицированных работников среднего звена, ведется довольно активная работа по внедрению механизмов, форм и методов в планировании, реализации и оценке образовательных программ ПО с участиемработодателей. Конечно, такое взаимодействие, будет способствовать развитию и совершенствованию всей системы подготовки выпускников в образовательном учреждении, а также повышению ее конкурентоспособности в сфере образовательных услуг.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, образовательное учреждение, программа, профессионально-общественная аккредитация, разработка, требование работодателей, государственная политика, образовательная организация, образовательная программа, Российская Федерация.

Похожие статьи

Проблемы и перспективы разработки и внедрения.

профессиональное образование, образовательное учреждение, программа, требование работодателей, разработка, профессионально-общественная аккредитация, образовательная программа.

Особенности организации системы непрерывного повышения.

профессиональное образование, образовательное учреждение, программа, требование работодателей, разработка, профессионально-общественная аккредитация, образовательная программа.

Создание институционального механизма.

профессиональное образование, образовательное учреждение, программа, требование работодателей, разработка, профессионально-общественная аккредитация, образовательная программа.

Развитие профессионального образования государственной.

образовательных программ профессионального образования

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, молодежь, Российская Федерация, государственная программа, молодежная среда, удельный вес выпускников.

Проблема взаимосвязи требований образовательных.

В статье рассматривается проблема взаимосвязи требований образовательных и профессиональных стандартов, рассмотрено понятие профессионального стандарта, возможности работодателей по работе с учебными заведениями.

Нормативно-правовое регулирование образовательной.

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация, сфера образования, образование, образовательная сфера, РФ, система образования, правовое регулирование. Управление образовательным учреждением в условиях.

Ключевые слова: аккредитация, образовательное учреждение.

компетентностных требований к результатам освоения образовательных программ аккредитуемой образовательной организации; определение лучших образовательных программ дополнительного профессионального образования с учетом лучших практик в.

Взаимодействие вузов и работодателей Белгородской области.

. аккредитация образовательных организаций и профессионально-общественная аккредитация программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки выступают альтернативой государственной аккредитации.

Новшества законодательства в сфере образования: субъекты.

образовательная организация, образовательная деятельность, об образовании в РФ, образовательные учреждения.

образовательная деятельность, Российская Федерация, государственная аккредитация, Россия, сфера образования, педагогическая деятельность.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Источник: moluch.ru

Нормативные и методические требования к разработке и реализации программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ Вавилова. — презентация

Презентация на тему: » Нормативные и методические требования к разработке и реализации программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ Вавилова.» — Транскрипт:

1 Нормативные и методические требования к разработке и реализации программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ Вавилова Л.Н., зав. лабораторией андрагогики, ГОУ «КРИРПО

2 Нормативная правовая база разработки и реализации программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ I. Федеральные и региональные документы регламентирующие дополнительное профессиональное образование (ДПО) и профессиональное обучение взрослых II. Локальные нормативные акты образовательной организации, регламентирующие дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение взрослых

3 Федеральные документы регламентирующие разработку и реализацию программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от г. 273-ФЗ (Глава 9, статьи Глава 10, статьи 75-76) Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. 706 «Об утверждения Правил оказания платных образовательных услуг» Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. 966 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» Приказы Министерства образования и науки РФ Приказ Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 г. 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» Приказ Минобрнауки РФ от г. 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»; Приказ Минобрнауки РФ от 2 июля 2013 г. N 513 «Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»; Приказ Минобрнауки РФ от 9 января 2014 г. 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» и др.

Читайте также:
Операционные системы это системные программы

4 Нормативные правовые акты других министерств и ведомств Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. 148 н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» Приказ Минтруда России от н «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 4, разделы: «Общие профессии горных и горно капитальных работ»; «Общие профессии работ по обогащению, агломерации, брикетированию»; «Добыча и обогащение угля и сланца, строительство угольных и сланцевых шахт и разрезов»; «Добыча и обогащение рудных и россыпных полезных ископаемых» Приказ Минтруда России от N 597 н «Об утверждении профессионального стандарта «Кондитер» (Зарегистрировано в Минюсте России N 38940) Реестр Профессиональных стандартов (Министерство труда и социальной защиты РФ) и др.

5 Региональные документы Закон Кемеровской области «Об образовании» от 5 июля 2013 г. 86-ОЗ Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 4 сентября 2013 г «Об утверждении Государственной программы Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на годы Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области «Об утверждении государственной программы Кемеровской области «Содействие занятости населения Кузбасса» на годы» Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы Кемеровской области, направленные на повышение эффективности образования» Распоряжение Губернатора Кемеровской области от Об утверждении комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования в Кемеровской области на годы и др.

6 Методическое обеспечение разработки и реализации программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2013 г «О дополнительном профессиональном образовании. Разъяснения о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования» Письмо Минобрнауки РФ от АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО» Письмо Минобрнауки РФ от ВК1032/06 «Методические рекомендации по разработке ДПП на основе профессиональных стандартов» Письмо Минобрнауки РФ от 21 апреля 2015 г. ВК-1013/06 «Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и в сетевой форме» Письмо Минобрнауки России от N АК-821/06 « Методические рекомендации по организации итоговой аттестации при реализации дополнительных профессиональных программ» Письмо Минобрнауки РФ от 12 марта 2015 г. АК-608/06 «Методические рекомендации по разработке, порядку выдачи и учёту документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования» и др.

7 Локальные нормативные акты ПОО, регламентирующие дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение взрослых Положение о соответствующем структурном подразделении ПОО Правила оказания платных образовательных услуг Положение «Об организации образовательного процесса по программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам» Положение «О реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ГБОУ СПО …» Положение о нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых педагогическими работниками при реализации ДПП, программ профессионального обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Порядок обучения по индивидуальному учебному плану Порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими ДПП, программы профессионального обучения и получающими платные образовательные услуги и др.

8 Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.73 Ч.2. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. Ч.3.

Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности. Ч.4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

9 Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 76. Дополнительное профессиональное образование Ч.1.

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Ч.2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). 3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: 1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; 2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

10 Сравнительные характеристики ДПП и программ профессионального обучения Параметры для сравнения Программы профессионального обучения ДПП 1. Назначение данного вида программы Приобретение профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями Получение квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования Обеспечение соответствия квалификации специалиста меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды; Удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей 2. Подвиды программ Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих Программы повышения квалификации рабочих, служащих Программы переподготовки рабочих, служащих Программы повышения квалификации Программы профессиональной переподготовки 3. Требования к содержанию программ ЕТКС Профессиональные стандарты Требования работодателей ЕТКС Профессиональные стандарты ФГОС СПО и (или) высшего образования

11 Сравнительные характеристики ДПП и программ профессионального обучения (продолжение) Параметры для сравнения Программы профессионального обучения ДПП 4. Продолжительность обучения Определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией Определяются образовательной программой и (или) договором об образовании Минимально допустимый срок освоения программ ПК – 16 ч.; программ проф. переподготовки ч. 5. Требования к уровню образования лиц, поступающих на обучение Требования к уровню образования не предъявляются. Программы проф. подготовки- лица, ранее не имевшие профессии рабочего и должности служащего; Программы ПК и проф.переподготовки – лица, имеющие профессию рабочего или должность служащего Наличие среднего профессионального и (или) высшего образования; либо обучение по программе среднего профессионального и (или) высшего образования 6. Формы организации обучения Определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Допускается сочетание различных форм обучения. Модульный принцип, использование различных образоват. технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Может реализовываться частично или полностью в форме стажировки. Модульный принцип, использование различных образоват. технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

12 Сравнительные характеристики ДПП и программ профессионального обучения (продолжение) Параметры для сравнения Программы профессионального обучения ДПП 7. Форма итоговой аттестации Квалификационный экзамен Определяется организацией самостоятельно 8. Документ по результатам успешного освоения программы Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего Удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке 9. Образовательные организации, реализующие данные программы Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, в том числе учебные центры профессиональной квалификации и на производстве Организации дополнительного профессионального образования Образовательные организации высшего образования Профессиональные образовательные организации Организации, осуществляющие обучение (научные организации или иные юридические лица)

Читайте также:
Что такое расширение учебной программы

13 Структура дополнительной профессиональной программы цель планируемые результаты обучения учебный план, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации календарный учебный график рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей) организационно-педагогические условия формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты ( Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Приказ МОиН от 1 июля 2013 года N 499) (часть 9 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ)

14 Учебный план (Программа с частичным использованием ДОТ) Наименование разделов, модулей, дисциплин Всего часов В том числе Форма контроля Аудиторно Дистанционно Лекции Практичес- кие, лабо- раторные, семин. Лекции Он- лайн/Оф- лайн Практичес- кие, лабо- раторные, семин. ОП 01 Экономика организации 82-6/0- ОП 02 Налоги и налогообло- жение 24-92/121 тестирование ОП 03 Инфор- мационные технологии в профессио- нальной деятельности /08

15 Организационно-педагогические условия реализации программы Организационные и материально-технические условия реализации программы Учебно-методическое и информационное обеспечение программы Например: Электронный учебно-методический комплекс для ДО: электронные конспекты лекций и презентации; электронные учебные пособия; специализированные учебники с мультимедийными приложениями; компьютерные лабораторные практикумы; электронные контрольно-тестирующие комплекты; учебные видеофильмы, аудиозаписи; методические рекомендации по выполнению практических заданий, другие материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи. Кадровое обеспечение программы

16 Особенности взрослых обучающихся Неоднородный состав учебной группы Прагматический подход к учебному материалу На отношение взрослого к учебе радикально влияет предшествующий опыт обучения: как негативный, так и позитивный Способность к проявлению субъектной позиции Взрослые лучше обучаются в неформальной обстановке Конкуренция в учебном процессе снижает образовательную активность профессионально ориентированной аудитории

18 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Приказ МОиН от 1 июля 2013 года N 499 П.17. Образовательная деятельность обучающихся предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут

19 Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Статья 13. Ч.3. Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой дополнительной профессиональной программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации. При освоении программы профессионального обучения, ДПП по индивидуальному плану продолжительность обучения может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

20 — Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей Рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: практическое пособие/ В.Л. Петров, Н.Н. Аниськина, З.А. Лалаева и др. — Уфа, 2014 – 108 с.

21 Спасибо за внимание!

Источник: www.myshared.ru

Разработка и реализация программ профессионального обучения

Определив потребности в профессиональном обучении, получив в свое распоряжение бюджет, зная критерии оценки эффективности и будучи знакомым с различными методами обучения, отдел профессиональной подготовки организации может приступить к разработке самих программ. Разработка программы предполагает определение ее содержания и выбор методов профессионального обучения. Содержание программы определяется, в первую очередь, стоящими перед ней целями, отражающими потребности в профессиональном обучении конкретной организации. Программа обучения маркетингу для руководителей инженерной компании будет во многом отличной от курса с тем же названием для руководителей фармацевтического предприятия. При определении содержания программы также необходимо учитывать характеристики потенциальных обучающихся.

При выборе методов обучения организация должна, прежде всего, руководствоваться эффективностью их воздействия на конкретную группу обучающихся. При этом необходимо учитывать принципы обучения взрослых людей. Таких принципов четыре:

· Актуальность. То, о чем говорится во время обучения. Должно иметь отношение к профессиональной или частной жизни обучающегося. Взрослые плохо воспринимают отвлеченные и абстрактные темы.

· Участие. Обучающиеся должны активно участвовать в учебном процессе и непосредственно использовать новые знания и навыки уже в ходе обучения

· .Повторение. Оно помогает новому закрепиться в памяти и превращает приобретенные навыки в привычку.

· Обратная связь. Обучающимся нужно постоянно предоставлять информацию о том, насколько они продвинулись вперед. Наличие такой информации позволяет им скорректировать свое поведение для достижения более высоких результатов.

Наиболее распространенной формой обратной связи являются выставляемые преподавателем оценки. Однако при этом следует быть предельно внимательным: несоответствующие ожиданиям оценки могут оказать демотивирующее действие на обучаемых. Более эффективными могут быть такие средства обратной связи как подведение итогов соревнования между участниками, определение процента выполнения задания и т.п. В обратной связи взрослые ценят не столько абсолютную оценку, сколько возможность сделать предложения по усовершенствованию, «быть услышанными».

Как показывают исследования, успех программы профессионального обучения на 80% зависит от ее подготовки и только на 20% от желания и способности обучающихся. Обучение будет в одинаковой степени неэффективно в случае отношения к нему как к «оплачиваемым каникулам» или как к «наказанию». Поэтому отдел человеческих ресурсов должен уделить особое внимание созданию соответствующего отношения к планирующемуся обучению. Следующие факторы могут мотивировать сотрудников на активное участие в программе профессионального обучения:

· Стремление сохранить работу, остаться в занимаемой должности;

· Желание получить повышение или занять новую должность;

· Заинтересованность в повышении заработной платы;

· Интерес к самому процессу овладевания новыми знаниями и навыками;

· Желание установить контакты с другими участниками программы.

Понимание того, как профессиональное обучение может заинтересовать сотрудника, позволяет соответствующим образом преподнести ему информацию о предстоящей программе. В данном случае решающую роль должен сыграть руководитель подразделения, в котором работает отправляемый на обучение сотрудник. Как правило, руководитель лучше других понимает его мотивацию и обладает возможностью увязать его интересы с предстоящим курсом.

Также важно определить способность сотрудника участвовать в конкретном курсе профессионального обучения, т.е. степень его подготовленности. Косвенными индикаторами этого являются уровень образования, профессиональный опыт, результаты аттестации. Довольно часто используется и предварительное тестирование кандидатов на участие в курсе обучения. Присутствие в группе даже одного недостаточно (или слишком) подготовленного участник может значительно снизить эффективность всего курса.

Специалисты в области обучения давно поняли, что не существует одного универсального метода обучения – каждый имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому большинство современных программ профессионального обучения представляют собой сочетание различных приемов подачи материала – лекций, видеофильмов, деловых игр, моделирования и т.д.

Программы могут быть разработаны и реализованы самой организацией или же она может прибегнуть к помощи внешних консультантов. Сегодня многие крупные корпорации обладают мощными образовательными структурами, однако, они же являются важнейшими потребителями услуг по профессиональному обучению. Выбор метода организации обучения зависит от таких факторов, как наличие необходимых ресурсов (инструкторов, материалов, помещений) внутри организации, уровень подготовленности инструкторов и т.д. Как и в любом случае, когда организация должна принять решение типа «производить или закупать на стороне», решающим фактором является анализ преимуществ и издержек.

Источник: kazedu.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru