Учебный план, который является обязательным документом для любого образовательного учреждения, создается (обычно) до выхода учителей и заместителей директора в отпуск, то есть до 1 июля.
Вместе с учебным планом заместители директора готовят и план внеурочной деятельности по каждому уровню образования. Очень много хлопот в этом году доставили замам по УВР эти документы, потому что, как вы сами знаете, в сентябре 1 и 5 классы переходят на обновленных ФГОС, а значит, учебный план и план внеурочной деятельности для этих параллелей необходимо было создавать с учетом всех особенностей и требований.
Источник: spb.hse.ru
Методические рекомендации за подписью Татьяны Васильевой, заместителя министра просвещения о том, как следует организовать внеурочную деятельность в рамках реализации обновленных ФГОС, пришли только 5 июля (с учетом, что «сдать» все учебные планы надо было до ухода в отпуск). Но кого это волнует? Значит, замам по УВР придется переверстать и переутвердить учебный план. Документ по традиции вы найдете по ссылке в конце статьи. Обсудим, на чем необходимо сделать акцент.
МР-11. Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ООО-2021
Письмо о направлении методических рекомендаций
В документе от 05.07.2022 г. № ТВ 1290/03, который был разослан по школам, сказано, что внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляется в формах, отличных от урочной.
Все понятно, ведь курсы по внеурочной деятельности учителя разрабатывают уже не первый год.
Другие ресурсы
В рамках внеурочки каждая школа может использовать «ресурсы других организаций» (в том числе в сетевую форму). Да, но проблема в том, что до сих пор не ясно, как именно финансово достигнуть понимания сотрудничества.
Можно «мешать» детей
«В зависимости от конкретных условий реализации основной образовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования».
Ура! Последние пару лет нельзя было из-за всем известных обстоятельств формировать смешанные группы, теперь это разрешено.
А вот здесь уже начинаются небольшие изменения. Теперь направления внеурочных курсов следующие:
- социальное,
- творческое,
- интеллектуальное,
- общекультурное,
- физическое,
- гражданско-патриотическое развитие обучающихся.
При этом все курсы внеурочки должны создавать условия для самореализации обучающихся, педагоги должны осуществлять педагогическую поддержку в преодолении школьниками трудностей в обучении и социализации.
Обязательное условие
«Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной организации».
Требования к рабочим программам урочной и внеурочной
Единое образовательное пространство
Его мы строили, строим и будем строить. И внеурочная деятельность не исключение. Поэтому всем необходимо будет соблюдать три модели планов с преобладанием того или иного вида деятельности:
- учебно-познавательной (внеурочная деятельность по учебным предметам и формирование функциональной грамотности, сюда же входит профориентация и проектная деятельность, углубленное изучение предметов);
- педагогическая поддержка обучающихся и работа по обеспечению их благополучия в пространстве школы (дополнительные занятия с теми, кто испытывает трудности в обучении, в построении социальной коммуникации, а также специальные занятия с детьми ОВЗ);
- деятельность ученических сообществ и воспитательных мероприятий (здесь все понятно, сопровождение детских объединений).
Что нужно учесть всем
Для всех надо предусмотреть проведение:
«1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок);
1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности6);
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства)».
Чек-лист
Еще в методических рекомендациях предлагается чек-лист для самодиагностики готовности образовательной организации к реализации внеурочной деятельности в рамках обновленных ФГОС НОО и ООО. Мы помним, что это только методические рекомендации, но что-то мне подсказывает, что по чек-листу каждую школу промониторят и не раз. Так что лучше, коллеги, сделайте это сразу. Чтоб в сентябре запустить учебный процесс и не тратить время на подготовку «пачки» отчетов.
А в вашей школе уже готовы рабочие программы по внеурочной деятельности?
❗ Понравился материал? Поддержите нас репостом
Еще больше информации в telegram-канале Обучение ПРО .
Источник: dzen.ru
Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности
ФГОС начального общего образования утверждён и введён в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785). По факту обязательное его введение начнётся с 1 сентября 2011 года.
Содержание программ внеурочной деятельности должно определяться таким образом, чтобы вместе они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей.
Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.
В основу примерных программ внеурочной деятельности положены следующие принципы:
• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
• системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Учебно-тематический план составлен в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия).
Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем желательно раскрыть природу возникновения, историю становления и развития рассматриваемого явления (науки, искусства, техники, спорта и т. п.), показать роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных представлений о том или ином явлении.
Особенности содержания примерной программы. При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога. Содержание примерных программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения.
Общие правила разработки программ внеурочной деятельности:
1. Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.
2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы.
3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
4. Требования к разделам программы:
1). Титульный лист должен содержать информацию:
· направление развития личности школьника (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);
· составитель и его квалификационная категория;
2). Пояснительная записка должна раскрывать:
· актуальность и перспективность курса;
· возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия;
· объём часов, отпущенных на занятия;
· продолжительность одного занятия;
· цели и задачи реализации программы;
· формы и методы работы (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. д.);
3). Структура курса должна содержать:
· перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;
· перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы;
4). Календарно-тематическое планирование должно содержать:
· описание примерного содержания занятий со школьниками (из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены определённые занятия)
5). Информационно-методическое обеспечение:
· цифровые образовательные ресурсы;
6). Предполагаемая результативность курса:
· характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа (три уровня: 1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; 2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом; 3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия);
· выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет);
· портфель достижений школьника.
Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы и модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.
Источник: poisk-ru.ru
ФГОС: рабочие программы курсов внеурочной деятельности
Методист Елена Жоголева расскажет, как правильно составить рабочие программы курсов внеурочной деятельности.
Обратите внимание, что теперь данные программы тоже лаконичные. Рабочая программа по внеурочной деятельности должна содержать планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности. Обращаем Ваше внимание, что результаты внеурочной деятельности в новой редакции не уточнялись, следовательно, остались те, что были заявлены в предыдущей редакции. Следовательно, эти результаты могут быть представлены в двух вариантах:
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с педагогом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Достигается в дружественной детской среде (коллективе).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Если же тема программы внеурочной деятельности такова, что включает и предметные результаты, и воспитательные, то необходимо и те, и другие включить в печень Планируемых результатов освоения программы.
Обращаем Ваше внимание на то, что сроки реализации рабочей программы по внеурочной деятельности могут быть ориентированы на год и более. В этом случае необходимо прописать результаты освоения программы на каждый год.
Автор — Елена Жоголева
Хотите узнать больше о внеурочной деятельности? Записывайтесь на курс от «Моего университета» — «ФГОС: внеурочная деятельность», всего 749 рублей за 72 часа!
Фото: пресс-служба Минпросвещения России
Источник: gazeta-pedagogov.ru