Требования к рабочей программе по физике

Изучение нормативной базы — процесс нетворческий, однако без этого сложно реализовать авторские задумки. Знание норм — это защита преподавателя. Наш методист Анна Пешкова представила ключевые документы, которые являются опорой учителя, и подсказала, где искать ответы на неудобные вопросы («Почему вы расширили именно эту тему?» «Почему пропустили параграф?» «Почему хотите потратить бюджетные средства на рабочие тетради?» и т.д.).

07 октября 2019
Поделитесь в соц.сетях

Ключевые документы для преподавателя физики

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2011 года с изменениями 2018 года.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
  3. Концепция преподавания предмета «Физика».
  4. Профессиональный стандарт педагога.
  5. Примерная образовательная программа.
  6. Программа учебного предмета «Физика» как часть ООП школы.

Разберемся, на что здесь нужно обратить особое внимание.

Примерная рабочая программа по физике


Сборник вопросов и задач. Физика. 9 класс

Сборник вопросов и задач. Физика. 9 класс

В сборнике приведены вопросы и задачи различной направленности:расчетные, качественные и графические; технического, практического и исторического характера. Задания распределены по темам в соответствии со структурой учебника «Физика. 9 класс» авторов А. В. Перышкина, Е. М. Гутник и позволяют реализовать требования, заявленные ФГОС к метапредметным, предметным и личностным результатам обучения.

Компетенции учителя физики в законе «Об образовании»

Закон закрепляет равные права граждан в получении образования, а также обязанности и свободы образовательных организаций и преподавателей. В статье 28 прописаны важные компетенции, оставленные школам и педагогам:

  • Разработка программ (никто лучше учителя не знает особенности, возможности и интересы учеников конкретной школы).
  • Выбор учебников (но, увы, возможности ограничены Федеральным перечнем и бюджетом организации).
  • Контроль успеваемости учеников и проведение промежуточных аттестаций (здесь нужно помнить, что все ведет к итоговой аттестации, которую разрабатывает Федеральный институт педагогических измерений).
  • Выбор соотношения традиционных и цифровых материалов (речь идет о переходе на ЭФУ и сотрудничестве с площадками электронного обучения).
  • Организация научно-методических мероприятий (конференций, семинаров).
  • Создание и ведение официального сайта школы (через сайт можно транслировать новости организации и вести методическую работу).
Читайте также:
Как сделать театральную программу в word шаблон фон

Отдельно нужно сказать про выбор учебников и Федеральный перечень. Закон позволяет закупать за бюджетные средства учебные пособия, не вошедшие в ФП. Конечно, необходимо обоснование, но хорошее усвоение материала — уже веский довод. Подтверждает правомерность таких трат статья закона 35. Кроме того, в 2018 году было утверждено письмо Минобрнауки России № 08-1211, в котором уточняется, что рабочие тетради тоже являются учебными пособиями.

Елена Тихонова: Физика в основной школе: Требования обновлённого ФГОС и рабочей программы

Что ещё почитать?
Потенциальная энергия, ее определение, виды и формулы
Изучение вопросов современной физики в школе
Методическая помощь учителю физики
Закон сохранения механической энергии

Требования ФГОС к предмету «Физика»

Актуальные стандарты достаточно абстрактны, однако в целом они охватывают все то, что следует знать и уметь современному выпускнику. Вот что должны дать ребенку естественно-научные предметы:

  • Представления о целостной научной картине мира.
  • Понимание важнейшей роли науки в становлении и развитии человечества.
  • Практические умения в решении задач через научные подходы.
  • Умение выдвигать и доказывать гипотезы.
  • Способность применять теоретические и экспериментальные знания в обычной жизни.
  • Понимание ответственности человека за состояние окружающей среды.
  • Экологическое мышление (через экосистемную познавательную модель).
  • Понимание важной роли концепции устойчивого развития.
  • Умение безопасно использовать лабораторное оборудование, оценивать результат работы.

Трудности работы учителя в Концепции преподавания и Профессиональном стандарте

Концепция преподавания предмета «Физика» была утверждена Указом Президента Российской Федерации № 642 в декабре 2016 года. Она представляет собой систему взглядов на то, для чего и каким образом, в каких направлениях должно развиваться естественно-научное образование в России. Концепция напоминает о важном месте предмета «Физика» в современной системе обучения и развития детей. Также в документе указаны и проблемы преподавания: такие как отсутствие мотивации учеников, кадровый вопрос, недоработки в содержании и методиках.

Читайте также:
В каких программах делают rytp

Отметим, что среди проблем упоминается разрыв в изучении естественно-научных дисциплин в 5-6 классах. Корпорация «Российский учебник» предлагает решение этого вопроса. Среди наших изданий есть учебник «Естествознание» А.Е. Гуревича, призванный сохранить преемственность естественно-научного просвещения и сформировать мотивацию к изучению физики и химии.

Также мы стараемся помочь педагогам в реализации одного из основных требований профессионального стандарта. В нем, как и в законе «Об образовании», говорится о проектировании учебных программ. То есть каждый преподаватель физики должен уметь их составлять. Мы предлагаем в качестве основ и источников идей авторские разработки от создателей учебников и общие методические рекомендации.

Лабораторный практикум для классов с углубленным изучением физики. 11 класс. Учебное пособие

Лабораторный практикум для классов с углубленным изучением физики. 11 класс. Учебное пособие

Предлагаемые работы лабораторного практикума проводятся при углубленном изучении курса физики 11 класса. Большинство описанных в пособии работ выполняется на стандартном оборудовании.

На что обратить внимание при формировании рабочей программы

Рабочая программа пишется на основе закона об образовании, ФГОС, Федерального перечня учебников, а также примерных программ по физике основного общего образования и среднего общего образования . Согласно стандартам, актуальным на момент августа 2019 года, составитель имеет право расширять темы в пределах обозначенной нагрузки, устанавливать последовательность их изучения, конкретизировать требования к результатам освоения материала, выбирать методики и технологии обучения.

При формировании школьных программ стоит обратить внимание на требования к результатам изучения дополнительных предметов и курсов. Требования касаются профориентации учеников и работы над обязательным проектом.

Корпорация «Российский учебник» предлагает популярные курсы по физике, которые помогают выстроить занятия согласно требованиям стандартов и охватить как предметные, так и личностные, и метапредметные результаты. Недавно мы представили новые сборники задач базового уровня и лабораторные практикумы углубленного уровня для выпускных классов, призванные помочь в подготовке к экзаменам.

Не секрет, что нормативная база постоянно меняется, и бывает сложно уследить за всеми нововведениями. Смотрите наши вебинары и трансляции: мы оперативно представляем главные новости и разбираем горячие темы, значимые для тех, кто работает в школе.

Читайте также:
Где писать программы для чпу

Источник: rosuchebnik.ru

Требования к рабочей программе по физике

29 марта 2022 года был проведен практико-ориентированный семинар для учителей физики «Изменения и новые требования к рабочей программе по физике. Особенности разработки рабочей программы в соответствии с обновленным ФГОС ООО».

На мероприятии были рассмотрены вопросы разработки рабочей программы по физике в соответствии с обновленным ФГОС ООО, проектирования учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету, включения в поурочное планирование заданий на формирование функциональной грамотности, проанализированы отличительные особенности ФГОС – 2021.

Участники обменялись мнениями, каким должен быть урок физики в современной школе.

Всего в мероприятии приняли участие 68 педагогов из образовательных организаций города Тулы и муниципальных образований Кластера № 1.

Методические материалы мероприятия:

  • Презентация «Особенности разработки рабочей программы по физике в соответствии с обновленным ФГОС ООО. Опыт участия в апробации примерной рабочей программы по физике»
  • Подписнова М.А., учитель физики МБОУ ЦО №16, презентация «Современный урок физики»
  • Презентация «Изменения и новые требования к рабочей программе по физике. Особенности разработки рабочей программы в соответствии с обновленным ФГОС ООО»

Источник: cnppm71.ru

Документы ФГОС учителю физики

“Примерная основная образовательная программа основного общего образования” одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Предметное результаты ООО. Физика

Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 №413 ( в ред. от 31.12.2015) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”

Требования к результатам освоения ООП СОО

Физика

Предметные результаты освоения ООП СОО

Физика

“Примерная основная образовательная программа среднего общего образования” одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)

Планируемые предметные результаты освоения ООП СОО
Физика

Источник: aujc.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru