Изучение нормативной базы — процесс нетворческий, однако без этого сложно реализовать авторские задумки. Знание норм — это защита преподавателя. Наш методист Анна Пешкова представила ключевые документы, которые являются опорой учителя, и подсказала, где искать ответы на неудобные вопросы («Почему вы расширили именно эту тему?» «Почему пропустили параграф?» «Почему хотите потратить бюджетные средства на рабочие тетради?» и т.д.).
07 октября 2019
Поделитесь в соц.сетях
Ключевые документы для преподавателя физики
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2011 года с изменениями 2018 года.
- Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
- Концепция преподавания предмета «Физика».
- Профессиональный стандарт педагога.
- Примерная образовательная программа.
- Программа учебного предмета «Физика» как часть ООП школы.
Разберемся, на что здесь нужно обратить особое внимание.
Примерная рабочая программа по физике
Сборник вопросов и задач. Физика. 9 класс
В сборнике приведены вопросы и задачи различной направленности:расчетные, качественные и графические; технического, практического и исторического характера. Задания распределены по темам в соответствии со структурой учебника «Физика. 9 класс» авторов А. В. Перышкина, Е. М. Гутник и позволяют реализовать требования, заявленные ФГОС к метапредметным, предметным и личностным результатам обучения.
Компетенции учителя физики в законе «Об образовании»
Закон закрепляет равные права граждан в получении образования, а также обязанности и свободы образовательных организаций и преподавателей. В статье 28 прописаны важные компетенции, оставленные школам и педагогам:
- Разработка программ (никто лучше учителя не знает особенности, возможности и интересы учеников конкретной школы).
- Выбор учебников (но, увы, возможности ограничены Федеральным перечнем и бюджетом организации).
- Контроль успеваемости учеников и проведение промежуточных аттестаций (здесь нужно помнить, что все ведет к итоговой аттестации, которую разрабатывает Федеральный институт педагогических измерений).
- Выбор соотношения традиционных и цифровых материалов (речь идет о переходе на ЭФУ и сотрудничестве с площадками электронного обучения).
- Организация научно-методических мероприятий (конференций, семинаров).
- Создание и ведение официального сайта школы (через сайт можно транслировать новости организации и вести методическую работу).
Отдельно нужно сказать про выбор учебников и Федеральный перечень. Закон позволяет закупать за бюджетные средства учебные пособия, не вошедшие в ФП. Конечно, необходимо обоснование, но хорошее усвоение материала — уже веский довод. Подтверждает правомерность таких трат статья закона 35. Кроме того, в 2018 году было утверждено письмо Минобрнауки России № 08-1211, в котором уточняется, что рабочие тетради тоже являются учебными пособиями.
Елена Тихонова: Физика в основной школе: Требования обновлённого ФГОС и рабочей программы
Что ещё почитать?
Потенциальная энергия, ее определение, виды и формулы
Изучение вопросов современной физики в школе
Методическая помощь учителю физики
Закон сохранения механической энергии
Требования ФГОС к предмету «Физика»
Актуальные стандарты достаточно абстрактны, однако в целом они охватывают все то, что следует знать и уметь современному выпускнику. Вот что должны дать ребенку естественно-научные предметы:
- Представления о целостной научной картине мира.
- Понимание важнейшей роли науки в становлении и развитии человечества.
- Практические умения в решении задач через научные подходы.
- Умение выдвигать и доказывать гипотезы.
- Способность применять теоретические и экспериментальные знания в обычной жизни.
- Понимание ответственности человека за состояние окружающей среды.
- Экологическое мышление (через экосистемную познавательную модель).
- Понимание важной роли концепции устойчивого развития.
- Умение безопасно использовать лабораторное оборудование, оценивать результат работы.
Трудности работы учителя в Концепции преподавания и Профессиональном стандарте
Концепция преподавания предмета «Физика» была утверждена Указом Президента Российской Федерации № 642 в декабре 2016 года. Она представляет собой систему взглядов на то, для чего и каким образом, в каких направлениях должно развиваться естественно-научное образование в России. Концепция напоминает о важном месте предмета «Физика» в современной системе обучения и развития детей. Также в документе указаны и проблемы преподавания: такие как отсутствие мотивации учеников, кадровый вопрос, недоработки в содержании и методиках.
Отметим, что среди проблем упоминается разрыв в изучении естественно-научных дисциплин в 5-6 классах. Корпорация «Российский учебник» предлагает решение этого вопроса. Среди наших изданий есть учебник «Естествознание» А.Е. Гуревича, призванный сохранить преемственность естественно-научного просвещения и сформировать мотивацию к изучению физики и химии.
Также мы стараемся помочь педагогам в реализации одного из основных требований профессионального стандарта. В нем, как и в законе «Об образовании», говорится о проектировании учебных программ. То есть каждый преподаватель физики должен уметь их составлять. Мы предлагаем в качестве основ и источников идей авторские разработки от создателей учебников и общие методические рекомендации.
Лабораторный практикум для классов с углубленным изучением физики. 11 класс. Учебное пособие
Предлагаемые работы лабораторного практикума проводятся при углубленном изучении курса физики 11 класса. Большинство описанных в пособии работ выполняется на стандартном оборудовании.
На что обратить внимание при формировании рабочей программы
Рабочая программа пишется на основе закона об образовании, ФГОС, Федерального перечня учебников, а также примерных программ по физике основного общего образования и среднего общего образования . Согласно стандартам, актуальным на момент августа 2019 года, составитель имеет право расширять темы в пределах обозначенной нагрузки, устанавливать последовательность их изучения, конкретизировать требования к результатам освоения материала, выбирать методики и технологии обучения.
При формировании школьных программ стоит обратить внимание на требования к результатам изучения дополнительных предметов и курсов. Требования касаются профориентации учеников и работы над обязательным проектом.
Корпорация «Российский учебник» предлагает популярные курсы по физике, которые помогают выстроить занятия согласно требованиям стандартов и охватить как предметные, так и личностные, и метапредметные результаты. Недавно мы представили новые сборники задач базового уровня и лабораторные практикумы углубленного уровня для выпускных классов, призванные помочь в подготовке к экзаменам.
Не секрет, что нормативная база постоянно меняется, и бывает сложно уследить за всеми нововведениями. Смотрите наши вебинары и трансляции: мы оперативно представляем главные новости и разбираем горячие темы, значимые для тех, кто работает в школе.
Источник: rosuchebnik.ru
Требования к рабочей программе по физике
29 марта 2022 года был проведен практико-ориентированный семинар для учителей физики «Изменения и новые требования к рабочей программе по физике. Особенности разработки рабочей программы в соответствии с обновленным ФГОС ООО».
На мероприятии были рассмотрены вопросы разработки рабочей программы по физике в соответствии с обновленным ФГОС ООО, проектирования учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету, включения в поурочное планирование заданий на формирование функциональной грамотности, проанализированы отличительные особенности ФГОС – 2021.
Участники обменялись мнениями, каким должен быть урок физики в современной школе.
Всего в мероприятии приняли участие 68 педагогов из образовательных организаций города Тулы и муниципальных образований Кластера № 1.
Методические материалы мероприятия:
- Презентация «Особенности разработки рабочей программы по физике в соответствии с обновленным ФГОС ООО. Опыт участия в апробации примерной рабочей программы по физике»
- Подписнова М.А., учитель физики МБОУ ЦО №16, презентация «Современный урок физики»
- Презентация «Изменения и новые требования к рабочей программе по физике. Особенности разработки рабочей программы в соответствии с обновленным ФГОС ООО»
Источник: cnppm71.ru
Документы ФГОС учителю физики
“Примерная основная образовательная программа основного общего образования” одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
Предметное результаты ООО. Физика
Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 №413 ( в ред. от 31.12.2015) “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”
Требования к результатам освоения ООП СОО
Физика
Предметные результаты освоения ООП СОО
Физика
“Примерная основная образовательная программа среднего общего образования” одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
Планируемые предметные результаты освоения ООП СОО
Физика
Источник: aujc.ru