I. Цель изучения элективных курсов – ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
- иметь социальную и личностную значимость, актуальность как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития учащихся;
- способствовать социализации и адаптации учащихся, предоставлять возможность для выбора индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального самоопределения;
- поддерживать изучение базовых и профильных общеобразовательных предметов, а также обеспечивать условия для внутрипрофильной специализации обучения;
- обладать значительным развивающим потенциалом, способствовать формированию целостной картины мира, развитию общеучебных, интеллектуальных и профессиональных навыков, ключевых компетенций учащихся.
- изучение ключевых проблем современности;
- ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности;
- ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
- дополнение и углубление базового и предметного образования; компенсация недостатков обучения по профильным предметам.
Требования к рабочим программам урочной и внеурочной
- какие межпредметные связи реализуются при изучении элективного курса;
- какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются;
- каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения;
- как введение курса в учебный план конкретной школы поможет в выявлении и решении проблем школьного сообщества.
Цели и задачи изучения курса желательно формулировать в терминах, понятных и учителю, и учащимся: для чего изучается курс, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет.
Дополнительные обобщающие материалы: литература для учителя и для учащихся (основная и дополнительная), электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы), Интернет-ресурсы.
Ожидаемый результат изучения курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения. Результаты должны быть значимы в первую очередь для самих учащихся, что необходимо для обеспечения привлекательности курса на этапе первоначального знакомства с ним и его выбора школьниками.
Не менее важно продумать систему форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Необходимо разработать как формы промежуточного контроля, так и формы итоговой зачетной работы по курсу. Оценка может выставляться как в форме «зачтено не зачтено», так и по балльной шкале.
Юрьева Е.В. — Рабочая программа учителя как средство реализации требований ФГОС
Для контроля уровня достижений учащихся могут быть использованы такие способы, как наблюдение активности на занятии, беседа с учащимися, родителями, экспертные оценки педагогов по другим предметам, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради, анкетирование, тестирование.
Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса можно использовать как специальную зачетную работу (экзамен, тест), так и портфолио ученика, т.е. совокупность самостоятельно выполненных работ (схемы, чертежи, макеты, рефераты, отчеты об исследованиях, эссе) и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы). Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.
- личностно-актуальная и социально значимая тематика;
- поддержка базовых курсов, а также возможность для углубленной профилизации и выбора индивидуальной траектории обучения;
- опора на методы и формы организации обучения, отвечающие образовательным потребностям учителя и учащихся, а также адекватные будущей профессиональной деятельности учащихся;
- включение учащихся в теоретически обоснованную практическую деятельность, соответствующую профилю обучения;
- обеспечение формирования и развития общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей и навыков;
- система диагностики и оценивания, стимулирующая стремление к личностному росту и профессиональному самоопределению.
- Программа курса: аннотация; место курса в образовательном процессе; цели и задачи изучения курса; основные компоненты содержания курса; методы и формы обучения; результаты изучения курса; формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки; тематический план; дополнительные обучающие материалы.
- Учебное пособие для учащихся.
Содержание учебника должно учить самостоятельной постановке и решению проблем. При этом желательно использовать проблемный стиль изложения, когда перед учащимися сначала излагается мотивирующая проблема, а затем предоставляются сведения о путях ее решения, а не сразу готовый результат. Само решение при этом должно быть ясно сформулировано и сопоставлено с поставленной ранее проблемой. Важное значение имеет справочно-методический аппарат учебника: схемы курса и его разделов, рубрикация, словарь, контрольные, проблемные и творческие вопросы и задания, задания к иллюстрациям, шрифтовые выделения (термины, смысловые акценты, примеры, интересные факты и.т.п.).
- Методические рекомендации для учителя. Разработки занятий.
- Хрестоматия. Аннотированный список литературы.
- Рабочая тетрадь. Задания для самостоятельной работы учащихся.
Экспертиза программ элективных курсов
Методика подсчета экспертной оценки качества программы.
За соответствие программы каждому из перечисленных требований экспертом могут быть выставлены следующие баллы:
0 – если программа не соответствует данному требованию;
1 – если программа частично соответствует требованию;
2 – если программа в основном соответствует требованию;
3 – если программа полностью соответствует требованию.
Затем баллы умножаются на весовые коэффициенты, проставленные в таблице. Например, если эксперт оценил новизну программы 2 балла, то оценка с учетом коэффициента за этот показатель будет равняться 6 баллам (3 умножается на 2).
Наивысшая оценка за программу, таким образом, будет равняться 96 баллам.
Проходной балл – не менее 50% от максимального количества баллов.
Лист экспертной оценки программ курсов по выбору
Источник: geum.ru
Положение о рабочей программе элективного курса, факультатива
материал на тему
1.1. Положение о рабочей программе элективного курса, факультатива разработано в целях совершенствования образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Республики Алтай и реализации п. 7 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
1.2. Данное положение действует на рабочие программы элективных курсов, факультативов, реализующихся в рамках федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427, от 10 ноября 2011 г. N 2643, от 24 января 2012 г. N 39 и от 31 января 2012 г. N 69.
1.3. Рабочая программа дополнительного образования детей разрабатывается в соответствии с примерными требованиями Минобрнауки России (Письмо Минобрнауки России «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11 декабря 2006 г. N 06-1844).
1.4. Рабочая программа элективного курса, факультатива – нормативный документ, созданный в соответствии с требованиями настоящего Положения, на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач образовательной программы образовательной организации и отражающий пути реализации содержания элективного курса, факультатива.
1.6. Рабочая программа составляется педагогом, преподающим элективный курс, факультатив и рассчитана на учебный год.
1.7. Рабочая программа рассматривается школьным методическим объединением по профилю, согласуется с методическим советом и утверждается руководителем образовательной организации.
2. Структура рабочей программы элективного курса (факультатива):
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Основные компоненты содержания элективного курса (факультатива)
- Методы и формы обучения
- Мониторинговый инструментарий.
- Основная и дополнительная учебная и методическая литература.
3. Содержание рабочей программы элективного курса (факультатива)
3.1. Титульный лист должен содержать:
- Наименование образовательной организации
- Название элективного курса (факультатива)
- Ф.И.О. составителя программы
- Гриф рассмотрения программы на школьном методическом объединении (с указанием даты); гриф согласования программы с методическом советом организации (с указанием даты); гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательной организации)
- Место и год составления программы.
3.2. Пояснительная записка раскрывает общий концептуальный замысел элективного курса (факультатива) и содержит следующие компоненты:
— вид элективного курса;
— определение и обоснование основных особенностей методики преподавания в соответствии с требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности;
— сведения об учащихся, на которых рассчитан курс;
— объем программы в часах, продолжительность курса;
— сведения об апробации курса.
3.4. Раздел «Методы и формы обучения» содержит указание основных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы обучения. Отдельно выделяются практические и лабораторные работы, экскурсии, учебные проекты и т.п.
3.5. Раздел «Мониторинговый инструментарий» содержит описание контрольно- измерительных материалов, позволяющих установить уровень образовательных достижений учащихся по данному курсу.
3.6. Раздел «Основная и дополнительная учебная и методическая литература» предполагает полное библиографическое описание литературы для учителя и для учащихся (основная и дополнительная), электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы), Интернет-ресурсы.
Источник: nsportal.ru
Требования к содержанию программ элективных курсов
Базой для работы учителя, ведущего элективный курс, могут стать программы факультативных курсов, разнообразные учебные пособия. На их основе учитель будет составлять свой элективный курс с учетом уровня подготовленности учеников; наличия тех или иных средств обучения в школе; личных интересов и т.д. Даже если предположить, что учитель купит учебно-методический комплект специально созданный «под элективный курс», то трудно предположить, что им не будет сделано в программе каких-то изменений. Что необходимо учитывать при разработке элективного курса?
Базовыми требованиями к содержанию программ элективных курсов являются следующие:
1) ориентация на современные образовательные технологии;
2) соответствие учебной нагрузки учащихся нормативам;
3) соответствие принятым правилам оформления программ;
4) наличие пособия, содержащего необходимую информацию;
5) краткосрочность проведения курса;
6) развитие содержания одного из базовых курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных предметов на предпрофильном уровне;
7) удовлетворение познавательных интересов школьника в различных областях деятельности человека;
8) ознакомление учащихся с комплексными проблемами, выходящими за рамки традиционных учебных предметов [27].
1.6. Учебно-методический комплекс
Указанные требования к элективным курсам должны найти отражение в системе учебно-методических материалов для учителя и учащихся – учебно-методическом комплексе (УМК). УМК должен включать в себя следующие основные элементы.
1. Программа курса.
1.1. Пояснительная записка:
· Указание на место и роль курса в профильном обучении.
При разработке содержания и методической системы элективного курса важно показать, каково место курса в соотношении, как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами:
o какие межпредметные связи реализуются при изучении элективного курса;
o какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются;
o каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения;
o как введение курса в учебный план конкретной школы поможет в выявлении и решении проблем школьного общества (например, развитие школьного самоуправления; организация досуга учащихся; усиление взаимодействия семьи и школы; школы, местной администрации, общественности; учет регионального компонента; улучшение имиджа и повышения конкурентоспособности школы) [10].
· Цель и задачи элективного курса. Цель курса – для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса (учащихся, учителей, школьного сообщества, общества) удовлетворяет. В соответствии с целью формулируются задачи изучения курса – что необходимо для достижения цели; над чем конкретно предстоит работать учителю и учащимся при изучении курса.
· Методы и формы обучения. Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим выделяют основные приоритеты методики изучения элективных курсов:
o междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
o обучение через опыт и сотрудничество;
o учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
o интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, метод проектов);
o личностно-деятельностный и субъект-субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие);
o фасилитация [10].
Ведущее место в обучении следует отвести методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся и развивающим навыки самостоятельной работы. С этой целью в программу должны быть включены различные практикумы:
o групповая работа с научным текстом с последующим коллективным анализом для определения основных понятий, для выделения проблемы, постановки целей и задач исследования;
o работа в библиотеке: подбор литературы по заданной теме с помощью каталогов;
o работа в компьютерном классе, использование электронных энциклопедий и справочников, использование поисковых серверов Интернет для подбора информации;
o публичные выступления по заданной проблеме [26].
При этом главная функция учителя – фасилитация – лидерство, основанное на совместной деятельности, направленное на достижение общей образовательной цели. Такой подход позволяет создать лишенный духа соперничества, конкуренции, агрессивности, доверительный психологический климат, в основе которого – взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество.
Важно предусмотреть использование таких методов и форм обучения, которые давали бы представление учащимся об условиях и процессах будущей профессиональной деятельности в соответствии с выбранным профилем обучения, т. е. в какой-то степени моделировали бы их [10].
· Ожидаемый результат изучения курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены; какие виды деятельности будут освоены; какие ценности будут предложены для усвоения. Результаты должны быть значимы в первую очередь для самих учащихся, что необходимо для обеспечения привлекательности курса на этапе первоначального знакомства с ним и его выбора школьниками.
Для контроля уровня достижения учащихся могут быть использованы такие способы, как наблюдение активности на занятии, беседа с учащимися, родителями, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради, анкетирование, тестирование. Важно использовать оценку промежуточных достижений, прежде всего как инструмент положительной мотивации, а также своевременной коррекции деятельности, как учащихся, так и учителя.
Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса можно использовать специальную зачетную работу (экзамен, тест); портфолио ученика, т.е. совокупность самостоятельно выполненных работ (схемы, чертежи, макеты, рефераты, отчеты об исследованиях, эссе); документально подтвержденные достижения (грамоты, дипломы). Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. При этом можно использовать и рейтинг, когда конкретные рамки по количеству баллов для получения той или иной оценки заранее не ставятся, а оценка определяется по завершении изучения курса в зависимости от актуального уровня подготовки учащихся.
1.3. Содержание изучаемого курса. Оно включает в себя перечень тем с примерным распределением времени по темам и их реферативное описание.
1.4. Методические рекомендации по изучению курса являются необязательной (факультативной) частью программы и представляют собой очень сжатое изложение рекомендуемых автором форм, методов и средств обучения. При работе с программами элективных курсов, которые содержат методические рекомендации, следует иметь в виду, что это именно рекомендации, а не указания и тем более не требования, предъявляемые учителю.
1.5. Рекомендуемая литература обычно указывается в конце программы и может даваться единым списком или отдельными списками для учителя и для учащихся. При составлении таких списков следует учитывать доступность литературы для школы.
В программы традиционных учебных курсов включаются требования к уровню подготовки учащихся, иногда приводятся рекомендации по оценке знаний и умений школьников. Особенностью элективных курсов является то, что ни знания, ни умения, приобретаемые школьниками, формально не оцениваются. Но это вовсе не означает, что результаты учебной работы остаются вне поля зрения учителя. Качественная оценка успехов ученика в освоении содержания элективного курса должна быть всегда, поскольку в ней заложен огромный воспитательный и мотивационный потенциал
Информация о работе «Элективный курс по алгебре для 9-го класса на тему «Квадратные уравнения и неравенства с параметром»»
Источник: kazedu.com