уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (Закон РФ «Об образовании», 2000). К профессиональным относятся программы:
1) начального профессионального образования;
2) среднего профессионального образования;
3) высшего профессионального образования;
4) послевузовского профессионального образования.
В учреждениях начального профессионального образования психология редко преподается как отдельная дисциплина. Систематизированная информация по
этому вопросу, к сожалению, отсутствует.
Обучение в средних профессиональных учебных заведениях регулируется Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением об
образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (2001). В соответствии с ними
установлены следующие виды средних специальных учебных заведений:
техникум (училище) — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего
Как государство решило контролировать наше психологическое состояние? / Редакция
профессионального образования базового уровня;
колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального
образования базового и повышенного уровня.
Содержание среднего профессионального образования устанавливается государственным образовательным стандартом. В соответствии с этим документом
психология как учебный предмет наиболее широко представлена в требованиях к подготовке выпускников по педагогическим специальностям. Например,
студенты педагогических училищ и колледжей должны усвоить большой объем психо-лого-педагогических знаний и умений. При подготовке учителей
начальных классов предполагается изучение общей, возрастной, педагогической, социальной психологии; студенты также проходят психолого-педагогический
Еще шире психологические дисциплины представлены в образовательных программах среднего профессионального образования учителей начальных классов
с дополнительной подготовкой в области психологии. Студенты дополнительно изучают основы психодиагностики, психофизиологические основы обучения,
психологию семьи, педагогическую, социальную, экспериментальную психологию.
Психология также изучается в средних профессиональных учебных заведениях медицинского профиля. Курсы общей и медицинской психологии, а также
психологии общения довольно типичны для образовательных программ этих учебных заведений.
Обучение в высших учебных заведениях России регулируется Законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании», а также Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)
Российской Федерации. В соответствии с этими документами в России существуют три типа высших учебных заведений: университеты, академии и институты.
Закон определяет права и обязанности студентов, слушателей, аспирантов, докторантов, соискателей, работников вузов.
Как писать требования так, чтобы команда хотела их читать / Александр Войтехович / ISsoft
В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования с присвоением квалификации (степени):
1) «бакалавр» — срок обучения не менее 4 лет;
2) «специалист» — срок обучения не менее 5 лет;
3) «магистр» — срок обучения не менее 6 лет.
Однако для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных
ступеней, возможны и более короткие сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования Сокращение сроков
освоения Основной образовательной программы высшего профессионального образования осуществляется на основе имеющихся знаний, умений и навыков
студента, полученных на предшествующем этапе обучения.
Возможно также получение высшего образования в форме экстерната. Однако по некоторым направлениям и специальностям получение образования в
форме экстерната не допускается. Порядок организации обучения в форме экстерната регулируется специальным положением Министерства образования.
Целям интеграции высшего образования служит Европейская конвенция об академическом признаний университетских квалификаций, принятая Советом
Европы, а также Конвенция о признаний квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, принятая в Лиссабоне в 1997 г. и
ратифицированная Российской Федерацией в 2000 г. В соответствии с этими документами высшее образование, полученное за границей, дает:
«доступ к дальнейшему обучению в системе высшего образования, включая соответствующие экзамены, и/или к подготовке по программам, ведущим к
получению ученой степени, на условиях, аналогичных тем, которые применяются к обладателям квалификации Стороны, в которой испрашивается признание;
использование ученой степени в соответствии с законами и правилами Стороны, или под ее юрисдикцией, в которой испрашивается признание.
Кроме того, признание может облегчить доступ на рынок труда в соответствии с законами и правилами Стороны, или под ее юрисдикцией, в которой
Образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования в России строятся на основе государственных образовательных
стандартов. Эти стандарты предназначены для обеспечения качества образования. Они состоят из федеральных и национально-региональных компонентов.
Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов включают в себя:
1) общие требования к основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования;
2) требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, к условиям их реализации, к уровню подготовки выпускников;
3) сроки освоения основных образовательных программ;
4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
Содержание национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов определяется высшим учебным заведением
Что касается других стран, то, например, в США не существует государственных стандартов высшего образования в области психологии. Каждый университет
сам разрабатывает образовательную программу. В 2002 г. Комитет по вопросам образования Американской психологической ассоциации одобрил документ
под названием «Учебные цели и результаты базового психологического образования», который направлен на выработку общих подходов к подготовке
бакалавров психологии (Halonen, 2002). Однако этот документ носит только рекомендательный характер и не определяет учебных дисциплин, которые должны
преподаваться. В европейских странах в последнее время предпринимается ряд попыток сделать базовое психологическое образование взаимно
признаваемым. Европейская федерация ассоциаций профессиональных психологов в 1990 г. одобрила «Оптимальные стандарты» профессиональной
В 1998 г. в рамках программы «Леонардо» началась реализация проекта «Европейская структура для подготовки психологов». В проекте принимают участие
пятнадцать партнеров из двенадцати стран: Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Испания, Швеция, Швейцария,
Послевузовское профессиональное образование в России может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре, функционирующих в
образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, а также в рамках различных видов высшего дополнительного
образования. Послевузовское профессиональное образование строится на основе утвержденных Министерством образования России Временных требований
к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования по отраслям наук и приложений к ним, размешенным на сайтах
Министерства образования России: http:/www.ed.gov.ru и ГНИИ информационных технологий и телекоммуникаций http:/www.informika.ru. Высшее учебное
заведение или научная организация разрабатывают эти образовательные программы самостоятельно. Методические рекомендации по атому поводу
содержатся в соответствующем письме. Важным итогом обучения в аспирантуре является подготовка и зашита диссертационной работы. Соответствующие
требования, критерии и процедуры описываются в Положении о порядке присуждения ученых степеней.
Источник: Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии
Источник: www.psyhodic.ru
Требования к профессиональной подготовке, профессиональным компетенциям и повышению квалификации психологов, работающих в психологической службе в системе образования в РФ
Кадровое обеспечение психологической службы предполагает:
— формирование современной системы непрерывного профессионального повышения квалификации кадров психологической службы системы образования (реализация сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе, организация дополнительного профессионального образования в форме стажировки на базе ресурсных центров и лучших практик и др.);
— разработку новых учебных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов;
— апробацию и внедрение профессионального стандарта психолога, педагога-психолога, учителя-дефектолога и других специалистов психологической службы;
— модернизацию требований к уровню подготовки психологов, педагогов-психологов и других специалистов психологической службы системы образования, аттестации педагогических кадров с опорой на профессиональный стандарт и модель карьерного роста;
— разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций;
— создание условий для привлечения в сферу психологической службы в образовании молодых специалистов, их профессионального и творческого развития;
— внедрение системы оценки квалификации специалистов психологической службы;
— поддержку создания и деятельности профессиональных сообществ (ассоциаций) специалистов психологической службы системы образования.
Профессиональная подготовка психологов, работающих в психологической службе в системе образования в РФ осуществляется в соответствии с утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами в организациях высшего образования Российской Федерации. В соответствии с профессиональными стандартами, непосредственно касающихся деятельности психологов в социальной сфере, утвержденными в последнее время Министерством труда и социальной защиты РФ, квалификация психолога, работающего в сфере образования и осуществляющего свою профессиональную деятельность в рамках психологической службы должна соответствовать 7 уровню единых требований, т.е. предполагает освоение образовательной программы подготовки психолога на уровне специалитета или магистратуры. Поэтому новое понимание задач психологической службы на современном этапе развития образования требует от специалиста владения компетенциями психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательных организациях, своевременного и качественного оказания психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Осуществление профессиональной деятельности специалиста психологической службы системы образования РФ подразумевает способность и готовность к решению следующих основных профессиональных задач:
В области психолого-педагогической деятельности:
— психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях);
— психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
— психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
В области консультативной деятельности:
— психологическое консультирование субъектов образовательного процесса;
— психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
В области экспертно-психодиагностической деятельности:
— психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций;
— психологическая диагностика детей и обучающихся;
— нейропсихологическая диагностика трудностей обучения;
— психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
— рецензирование и психологическая экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовательных программ;
— профессиональная поддержка учителей и преподавателей, психологическая помощь в обеспечении качества проводимых ими учебных занятий.
В области коррекционно-реабилитационной деятельности:
— коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации, нейропсихологическая коррекция трудностей обучения
— психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
В области научно-исследовательской деятельности:
— психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ на различных уровнях и ступенях образования;
— разработка научно-методических и учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовательных программ;
— руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам.
В области организационно-управленческой, проектной и технологической деятельности:
— профессионально-психологическая поддержка специалистов, участвующих в реализации учебных курсов, дисциплин (модулей), организации учебно-профессиональной, исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся;
— разработка под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий;
— психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ.
В свою очередь это означает, что квалификация психолога, работающего в системе психологической службы в образовании должна соответствовать основным требованиям профессиональной деятельности, а специалист должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
— Осуществлять комплексный анализ, диагностику и экспертизу психологических состояний, особенностей развития различных сфер личности и поведения индивидов и социальных групп (в том числе групп риска и уязвимых категорий населения); различных видов педагогической и социально-психологической деятельности; различных видов и условий профессиональной среды (образовательной, организационной, социальной) с учетом основных нормативных документов и этических принципов, регламентирующих деятельность психолога.
— Разрабатывать научно-методическое и учебно-методическое обеспечение программ, реализовывать новые и совершенствовать существующие образовательные программы и технологии с использованием современных методов активного обучения и информационных технологий, в том числе для особых социальных групп населения (групп риска, уязвимых категорий населения, людей с ограниченными возможностями).
— Осуществлять психолого-педагогическую деятельность на основе новейших разработок в сфере образования и знаний нормативно-правовой базы образовательного процесса.
— Создавать, координировать и реализовывать комплексные межведомственные и междисциплинарные программы предоставления психологических услуг в области психологического консультирования, психологического сопровождения и психологической помощи, направленные на повышение уровня психологического благополучия и эффективности психической деятельности отдельных лиц разных возрастов.
— Осуществлять необходимые меры профилактики негативных социальных проявлений в поведении отдельных лиц всех возрастов и категорий граждан; отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья и особыми условиями жизни; трудностей в освоении основных общеобразовательных программ.
— Разрабатывать программы и осуществлять меры психологической коррекции негативных социальных проявлений в поведении отдельных лиц разных возрастов (детей-сирот, трудных подростков); социальных групп (маргиналов, мигрантов, беженцев, сирот, лиц с ограниченными возможностями здоровья, лиц, получивших посттравматические стрессовые расстройства, лиц, находящихся под следствием или в учреждениях пенитенциарной системы); лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе дезадаптированным лицам и девиантам; лицам, имеющим разные виды зависимости, совершившим суицидальные попытки, больным).
— Осуществлять мероприятия по социальной реабилитации представителей всех категорий граждан любых возрастов, которые находятся в ситуации социальной дезадаптации или в ситуации риска ограничения жизнедеятельности и нарушения продуктивного взаимодействия с социальной и/или образовательной средой.
— Осуществлять просветительскую деятельность с целью повышения психологической культуры общества и активно содействовать созданию, пропаганде и строгому соблюдению норм общественно-культурного взаимодействия, профессионально-этических стандартов и психолого-правовых норм профессиональной деятельности.
— Осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, планирование и разработку программ исследования, их методологическое и методическое обеспечение на основе инновационных межотраслевых технологий в области образования.
— Разрабатывать и совершенствовать категориальный, понятийный и терминологический аппарат и представлять полученные в ходе исследований данные; проводить рецензирование и редактирование научных и учебно-методических публикаций в области психологии образования.
Учитывая динамизм развития системы образования и возникающие в связи с этим новые риски дезадаптации субъектов образовательного процесса, сотрудник психологической службы в образовании должен систематически повышать свою квалификацию как в области овладения современными психодиагностическими методами и методиками, так и в области разработки и совершенствования психокоррекционных методов работы с различными категориями граждан в сфере образования. Специалист должен регулярно (по усмотрению образовательной организации, но не реже одного раза в три года) проходить повышение квалификации в соответствующей образовательной организации, где он может знакомиться и осваивать инновационные технологии в таких областях как:
1. Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления его профессиональной деятельности: требования профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик; законодательство по вопросам образования, опеки и попечительства и другие регулирующие документы в области трудового, гражданского и семейного законодательства, защиты персональных данных, основы теории и практики различных видов экспертиз и процедуры их прохождения
2. Современные разработки и методы активного обучения; образовательные и информационные технологии, в том числе для особых социальных групп населения (групп риска, уязвимых категорий населения, людей с ограниченными возможностями); психолого-педагогические основы и методика применения технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
3. Методы и технологии психолого-педагогической диагностики; математической обработки, интерпретации и представления результатов психологического обследования; разработки программ профилактической и психокоррекционной работы; превентивные методы работы с обучающимися «группы риска»
5. Технологии организации команды, методы продуктивного командного взаимодействия; сферы профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (социального педагога, юриста, реабилитолога, дефектолога, социального работника и др.)
6. Теории и методы предотвращения «профессионального выгорания» специалистов, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива.
7. Основы профилактики асоциальных явлений в обществе; проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды, включая национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания).
Источник: studopedia.su