23 октября 2020 года коллегия Министерства просвещения России приняла Концепцию преподавания истории России в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы. Руководитель экспертного совета ГК «Просвещение» Александр Данилов подробно разобрал основные изменения в новой Концепции и поделился представлениями о тенденциях преподавания истории в школе.
06 ноября 2020
Поделитесь в соц.сетях
В 2013 году было дано поручение президента о разработке единых концептуальных основ преподавания отечественной истории. Предполагалось, что новая Концепция решит сразу несколько задач: унификация учебного материала, терминологических понятий и представлений, перечня имен и персоналий. Список самих дат и перечень источников тоже предполагалось унифицировать.
В 2014 году появилась единая концепция новых учебников, и, поскольку в 2015 году они начали вводиться в строй, часто стали возникать вопросы: что переделать? что доделать? от чего отказаться?
«За последние пять лет появилось немало конструктивных критических замечаний по содержанию учебников и по тому, как выстраивать сам курс преподавания истории — все это было учтено рабочей группой Российского исторического общества, которая готовила этот проект».
Программа подготовки к ЕГЭ по истории 2022 (с учётом изменений)
Александр Данилов Руководитель экспертного совета ГК «Просвещение»
В июне 2020 года состоялось собрание РИО, на котором все заинтересованные стороны, в том числе Министерство просвещения, обсуждали новую Концепцию и внесли свои правки в составление документа.
Почему назрели изменения?
Для начала вспомним, что не устраивало учителей в старом формате преподавания истории.
Во-первых, много вопросов вызывал курс истории, который заканчивался для большинства учеников в 10 классе. Количество часов на изучение истории XX века уменьшилось — ведь раньше XX век изучали еще и в 9 классе.
Возврат к линейной системе преподавания истории требовал определения — что и как мы должны изучать по истории в 11 классе. Еще один насущный вопрос — определиться с тем, каким образом будет проходить итоговая аттестация в старшей школе.
Во-вторых, всех учителей волновала судьба интегративного курса «Россия в мире», который предлагалось проводить как курс по выбору в 10-11 классах.
В-третьих, необходимо было добиться того чтобы адаптировать все курсы, которые касаются региональной истории, к существующему историко-культурному стандарту.
В-четвертых, и этот вопрос остается актуальным до сих пор, важна последовательность в изложении исторических материалов, которые даются на каждой ступени обучения в школе.
Еще один важный момент — переподготовка и повышение квалификации учительских кадров. Создание институтов развития образования или их радикальная трансформация тоже давно требовали изменений. И тут особое внимание надо обратить на так называемые трудные вопросы истории, которые были обозначены в Историко-культурном стандарте. Что мы понимаем под этими вопросами? В чем, собственно, их сложность?
ФПУ 2022. Возможности использования учебников по истории для реализации требований ФГОС 2021
«У современного учителя отсутствует реальная возможность обращать внимание на трансформацию исторических представлений и новых данных, которые существуют в исторической науке. Это вопрос историографического пополнения и наращивания знаний, который должен решаться регулярно через методическую помощь и институты дополнительного образования».
Александр Данилов Руководитель экспертного совета ГК «Просвещение»
Что изменилось в новой концепции?
Не совсем справедливо называть эту концепцию новой. Ведь впервые она появилась именно в том виде, который имеет сейчас. Впрочем, скорее всего, в дальнейшем все-таки потребуются какие-то коррективы и что-то будет изменено. Итак, какие же ключевые моменты отражает новая Концепция?
Первое. Сохранены методологические и содержательные основы Концепции 2014 года, а Историко-культурный стандарт не выступает обязательным положением — он включен в качестве приложения-ориентира, который охватывает формирование содержания курса истории России в школе через рабочие программы самих учителей.
Второе. По просьбе учителей закреплен переход на линейную систему изучения истории России с 6 по 11 классы с увеличением учебного времени. Это происходит за счет того, что курс истории России и всеобщей истории не заканчивается в 10 классе.
Третье. Зафиксирована синхронность курсов и основных тем по истории России и всеобщей истории. И снова это не директива, а просто некий ориентир — где что изучать, чтобы не допустить асинхронности в изучении курсов.
Четвертое. Установлен принцип соответствия учебного содержания положениям Концепции историко-культурного стандарта при подготовке и оценке учебников по истории России и пособий по региональной истории и культуре.
Пятое. Предусмотрено проведение обязательной проверки учебных достижений ребят основной и старшей школы в форме контрольной работы, которая имеет статус допуска к ГИА.
Шестое. Отмечена необходимость привлечения РИО к экспертизе учебников по истории России. Это, естественно, делается для того чтобы реализовать Концепцию историко-культурного стандарта и других нормативных документов.
Седьмое. Материалы Историко-культурного стандарта, которые определяют события, персоны и источники, выведены в специальный раздел «Рекомендации». И это снижает нагрузку на учителя при формировании рабочей программы курса.
Восьмое. Предложены исторические наименования государственных территорий. Это была одна из тех особенностей, на которые обращали внимание учителя, преподавая по новым учебникам.
«Реакция педагогического сообщества на учебную литературу — это исключительно важный канал связи, который позволяет увидеть и понять, как срабатывают концептуальные положения, которые заложены в документах».
Александр Данилов Руководитель экспертного совета ГК «Просвещение»
И вот живой пример: в прошлой редакции Историко-культурного стандарта существовало несколько вариантов названия нашего государства на ранних стадиях его развития: Древняя Русь, Русь, Киевская Русь. В зависимости от того, кто из ученых писал соответствующий раздел учебника, названия могли различаться.
Девятое. Устранен ряд содержательных противоречий. Проведена терминологическая унификация. Внесены изменения, которые отражают сюжеты, связанные со Второй мировой и Великой Отечественной войной:
- Содержание генерального плана «Ост».
- Сущность нацистского оккупационного режима захваченных территорий СССР.
- Характер нацистской пропаганды.
- Массовые преступления гитлеровцев против советских военнослужащих и мирных граждан.
- Этнические чистки на оккупированных территориях СССР.
- Трагедия военнопленных.
- Медицинские эксперименты над заключенными нацистских лагерей и гетто.
- Разграбление и уничтожение культурных ценностей.
- Угон советских людей в Германию.
- Холокост (тема обозначена особенно ярко).
- Партизанское движение.
- Националистические движения на оккупированных территориях.
При разработке Концепции удалось учесть множество из тех пожеланий, которые предлагались нашими коллегами — педагогами.
Что изменилось в курсе отечественной истории?
Изучение истории России начинается, как и раньше, с 6-го класса. А с 5-го, как это и происходило, идет изучение истории древнего мира. Но есть и некий мостик, который связывает изучение истории в курсе основной школы, и знания по истории, полученные школьниками в начальных классах, — это рабочие тетради.
В 6-м классе показаны ранние периоды развития государства, особенности, которые предшествовали образованию государственных границ. А в 7-м классе рассматривается уже Россия в XVI-XVII веках. В 8-м изучается конец XVII века и весь XVIII век. 9-й класс — так называемый «долгий» XIX век.
Предполагается, что в 10-м классе изучение отечественной истории начнется с событий Первой мировой войны и дойдет до завершения Второй мировой. А в первом полугодии 11 класса будет изучаться послевоенный период нашей страны и современная история.
Кстати, разделы Историко-культурного стандарта современной истории России пересмотрены и приобрели более логичную структуру, стали более детализированными.
«Проект Концепции преподавания истории размещен на сайте Российского исторического общества. Приветствуются ваши пожелания, предложения и комментарии, которые можно направить в Министерство просвещения и в РИО».
Александр Данилов Руководитель экспертного совета ГК «Просвещение»
Следующий этап после принятия Концепции — внесение соответствующих изменений в новую редакцию ФГОС и в примерные образовательные программы.
Источник: rosuchebnik.ru
Тема 4. Государственный образовательный стандарт по истории
1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию…
3. Федеральные государственные образовательные стандарты… должны обеспечивать:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты… включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
5. При реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты.
6. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
7. Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.
8. Федеральные государственные образовательные стандарты… являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
- Проанализируйте оценочные значения понятия «стандарт» 1 и обсудите, к какому из них тяготеют государственные образовательные стандарты.
Стандарт
Источник: studfile.net
Классификатор по истории ФГОС 2022-2023 года: что изменилось и как преподавать
В 2022-2023 учебном году в школах России начнется работа по новой исторической программе, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Предмет история будет преподаваться в рамках обновленной стратегии, которая учитывает современные вызовы и потребности общества, соответствует современным требованиям к образованию. Однако, введение новой системы обучения может стать для учителей вызовом, поэтому важно понимать, что изменилось и как правильно преподавать.
Главным изменением в ФГОС является классификация учебных предметов по периодам истории, которая заменяет традиционную деление на «историю России» и «общую историю». Таким образом, предмет истории будет изучаться на основе 5 периодов: до XVIII века, XVIII-начало XIX века, середина XIX — начало XX века, середина XX века и современность. Каждый период будет нацелен на изучение ключевых событий, тенденций и явлений связанных с социально-экономическими, культурными, политическими и военными аспектами истории.
Важно отметить, что новый ФГОС будет учитывать не только историю России, но и историю ближнего и дальнего зарубежья. Кроме того, программа включает в себя новые методы обучения, которые направлены на формирование социально-этических и гражданских компетенций учеников: критического мышления, культуры диалога, саморазвития, способности к анализу и интерпретации информации.
В свою очередь, для успешного преподавания учителям необходимо освоить методы работы с новым программным обеспечением. Важно развивать у студентов критическое мышление и умение работать с различными источниками информации, что непременно повысит уровень грамотности исторического мышления учащихся и позволит успешно выполнять практические задания и проекты по истории.
Новые требования к программам
Большее внимание к истории России
Одним из ключевых изменений в программе по истории ФГОС 2022-2023 года является увеличение внимания к истории России. Теперь большая часть учебного материала должна посвящаться именно этой теме. Ученики будут изучать важные исторические события, личности, периоды, которые мыслятся в контексте истории России.
Связь с другими науками
Одним из приоритетных направлений в образовании является связывание разных наук и дисциплин. Новые требования к программе по истории также предусматривают устранение изоляции предмета, а именно, построение связи с другими дисциплинами, такими как философия, литература, искусство, экономика и даже науки о природе.
Важно отметить: подобные изменения вынуждают педагогов пересматривать программы и практические занятия. Но при этом этого нельзя считать необходимостью только добавить и усложнить материал — цель заключается в создании комфортной среды для понимания материала.
Постоянное совершенствование методик преподавания
В рамках новой программы понадобится пересмотреть методы преподавания. Теперь важнее всего не просто ознакомить учеников со сведениями, но и научить работать с информацией, а также передавать ее своим словами. В связи с этим, педагоги должны настраиваться на постоянное совершенствование своих методик преподавания, постоянно повышая свой профессиональный уровень.
Посещение конференций и семинаров. | Дополнительное изучение материала в соответствии со своими интересами. |
Обсуждение своих методических «измерений» в рамках учебного коллектива. | Проведение исследовательских работ, проектной деятельности. |
Изменения в программе по истории – не просто формальные правки, но и возможность улучшить преподавание дисциплины, позволив школьникам научиться разумно ориентироваться в мире, а также формировать свое собственное мнение о происходящих вокруг событиях.
Изменения в методике преподавания
Больше акцент на активное участие студента
Одним из главных изменений в методике преподавания является переход от традиционного лекционного формата к более интерактивным методам. Преподаватели становятся менее диктаторами знаний, а больше гидами и менторами в процессе обучения. Они стимулируют студентов самостоятельно искать новые способы решения задач и активно участвовать в учебном процессе.
Частое использование практических задач и проектов
Сегодняшние учебные программы ставят своей целью не только передать теоретические знания, но и показать, как они могут быть применены на практике. Преподаватели начинают уделять больше внимания практическим задачам и проектам, которые помогают студентам на практике применять свои знания и умения. Это способствует более эффективному запоминанию материала и развитию практических навыков.
Теснее взаимодействие между учащимися и преподавателями
Новые методики преподавания включают в себя тесное взаимодействие между преподавателем и студентом, открытость и доступность для передачи знаний и опыта. Это включает в себя не только классические форматы обучения, но и онлайн-курсы, видеоуроки и т.д. Такой подход к обучению стимулирует студентов к творчеству и самостоятельности, что отражается на их профессиональном росте в будущем.
Новая роль учителя и ученика
Учитель как наставник и партнер
С введением нового ФГОС роль учителя изменилась. Основным заданием педагога является не только передача знаний, но и формирование учебной мотивации и самостоятельности у ученика. Таким образом, учитель становится наставником и партнером, который помогает ученику научиться обдумывать и решать задачи самостоятельно.
Ученик как активный участник образовательного процесса
Ранее ученик был пассивным слушателем, получавшим информацию от учителя. Однако с введением нового ФГОС ученик становится активным участником учебного процесса. Он должен проявлять личную активность, самостоятельно искать решения задач, участвовать в обсуждении учебных вопросов. Таким образом, ученик становится центром образовательной деятельности.
Совместная работа учителя и ученика
С целью выполнения поставленных задач, учитель и ученик должны работать вместе. Учитель помогает студенту создать комфортную обстановку для учебы, обеспечивает доступ к различным образовательным ресурсам. Ученик, в свою очередь, должен проявлять активность и участвовать во всех этапах образовательного процесса. Совместная работа учителя и ученика помогает достичь конечной цели – формирования учебной мотивации и самостоятельности у ученика.
Основные понятия и направления
История ФГОС
ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) — это документ, который регламентирует основные требования к содержанию программ обучения, уровню знаний и умений выпускников учебных заведений. История ФГОСа начинается в 1992 году, когда была принята программа «Смена», затем последовали другие документы, в частности, ФГОС ООО (общего образования). В настоящее время ФГОСы регулируют обучение в школах и вузах.
Направления ФГОС и их особенности
ФГОСы делятся на несколько направлений: общее образование, дошкольное образование, начальное профессиональное образование и высшее образование. Каждое направление имеет свои особенности. Так, например, ФГОС начального профессионального образования ориентирован на подготовку выпускников к выполнению конкретных профессиональных задач, в то время как ФГОС общего образования нацелен на развитие универсальных компетенций.
- ФГОС общего образования
- ФГОС дошкольного образования
- ФГОС начального профессионального образования
- ФГОС высшего образования
На протяжении истории ФГОСов изменялись требования к содержанию образования, в частности, в ФГОСе 2022-2023 года уделяется большое внимание изучению истории и культуры российского народа, а также формированию гражданской и культурной идентичности студентов.
Важность преподавания истории
История – это не только знание прошлого, но и понимание настоящего. Преподавание этого предмета помогает студентам понять, как сложилось современное общество, какие ценности и идеалы лежат в его основе. Кроме того, изучение истории помогает формировать критическое мышление, развивать навыки анализа и синтеза информации, а также рассматривать события в широком историческом, культурном и социальном контексте.
Взаимодействие учебных заведений и родителей
Зачем нужно взаимодействие учебного заведения с родителями
Взаимодействие учебного заведения и родителей является одним из важных аспектов образовательного процесса. Родители являются главными наставниками и поддержкой для детей в процессе обучения. Учебное заведение, в свою очередь, должно искать связь со своими учениками через их родителей, чтобы лучше понимать их потребности и требования и соответствовать им.
Такое взаимодействие помогает:
- Повысить эффективность обучения и улучшить успеваемость учеников, так как родители будут вести выполняемые работ
- Создать доверительные отношения между учебным заведением и семьей ученика
- Ориентировать индивидуальный подход к каждому ученику и его потребностям.
Какие меры помогают улучшить взаимодействие родителей и учебного заведения?
Для эффективного взаимодействия родителей и учебных заведений могут быть предприняты следующие шаги:
- Регулярные собрания с родителями или звонки домой для дачи отчетов по участию ученика в учебно-воспитательном процессе и для ответов на возникающие вопросы
- Электронные журналы учеников, которые позволяют родителям следить за успехами своих детей и контролировать их процесс обучения
- Оперативная обратная связь между учителями и родителями через Интернет или писем
- Проведение дополнительных мероприятий, где все родители могут лично общаться с учителями и понимать, что делается в их школе.
Взаимодействие учебного заведения и родителей — это необходимо и полезно для всех сторон. Успешное взаимодействие может оказать значительное влияние на успешность процесса обучения и развитие личности ученика.
Подготовка к ЕГЭ и особенности экзамена
Подготовка к ЕГЭ:
Подготовка к ЕГЭ – это длительный и трудоемкий процесс, который требует от учеников наличия определенных знаний и умений. В первую очередь, для успешной подготовки к экзамену необходимо научиться правильно организовывать свое время. Это может включать в себя планирование расписания занятий, разделение времени на подготовку к разным предметам и участие в дополнительных курсах и занятиях. Кроме того, стоит позаботиться о наличии учебников, конспектов и дополнительных материалов.
Важно помнить, что подготовка к ЕГЭ – это не только повторение теоретических знаний, но и серьезное упражнение в практических навыках:
- работа с задачами и упражнениями;
- анализ ошибок;
- повторение форматов ответов;
- навыки самоконтроля.
Особенности экзамена:
ЕГЭ – это экзамен, который проводится централизованно по всей России в государственных образовательных учреждениях. При подготовке к экзамену стоит учитывать особенности его формата:
- Длительность экзамена – 3 часа;
- Формат вопросов – тестовые задания и задания с развернутым ответом (например, сочинение);
- Максимальное количество баллов – 100;
- Критерии оценивания включают в себя не только знания ученика, но и его умение подробно и четко излагать мысли.
Для успешной сдачи экзамена необходимо не только знание теоретических материалов, но и умение работать с тестовыми заданиями, быстро анализировать информацию и обосновывать свои ответы.
Вопрос-ответ:
Какие изменения внесены в новый классификатор по истории ФГОС?
Новый классификатор по истории ФГОС в 2022-2023 году содержит несколько значимых изменений. В первую очередь, он был уточнен и дополнен с учетом новых исторических фактов и событий. Также были внесены изменения в структуру классификатора, что облегчает преподавание и изучение предмета. В новом классификаторе уделяется большое внимание междисциплинарным связям и взаимодействию исторических явлений с другими науками, такими как экономика, политика, социология и т.д.
Каковы основные требования к преподаванию истории по новому классификатору ФГОС?
В соответствии с новым классификатором ФГОС преподавание истории должно включать в себя обязательный цикл лекций, семинаров и практик. Преподаватель должен обеспечить связь исторических явлений с современной действительностью и проанализировать их значение для современного общества. Важным требованием является использование современных методов преподавания, таких как использование ИКТ и мультимедиа-технологий. Также студенты должны выполнять самостоятельную работу, например, написание эссе, курсовых работ и т.д.
Какие преимущества нового классификатора по истории ФГОС?
Новый классификатор по истории ФГОС имеет ряд преимуществ. Во-первых, он учитывает современные тенденции в изучении истории и направлен на формирование комплексного подхода к ее изучению. Во-вторых, новый классификатор учитывает современные вызовы и проблемы, стоящие перед исторической наукой и позволяет подготовить кадры, способные к анализу и решению современных проблем. В-третьих, новый классификатор предполагает более глубокое и основательное изучение исторических явлений и событий в контексте их взаимодействия с другими науками.
Источник: usemake.ru