В настоящее время обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации современного школьного образования. Стало очевидно, что существование и успешное развитие современного общества возможно только при.
ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНИКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Новые требования к результатам и содержанию обучения иностранному языку Международная программа по оценке образовательных достижений PISA проводит исследования трехлетними циклами и в 2006 году завершился третий цикл программы. Основной целью.
Специфика учебника иностранного языка
Дидактические аспекты программного содержания учебно-методического комплекса
Что касается дидактического содержания (внутренней структуры) учебника/УМК, то оно тоже не является застывшим и изменяется в соответствии с социальным заказом на каждом конкретном этапе развития общества и с учетом достижений в сфере теории и.
Выбор метода обучения при создании учебника
Современные учебники по иностранным языкам чаще всего классифицируются на основе того метода (направления в обучении), который был использован для обоснования его лингводидактической концепции. На занятиях по языку используются различные типы.
ФГОС-2022 (иностранный язык)
Параметры оценки учебно-методического комплекса по иностранному языку
Наличие рынка учебников, возможность самому выбрать основное средство обучения для своих учеников — важная примета нашего времени. Наряду с разными учебниками отечественных авторов появились и широко распространяются учебники, созданные в странах.
АНАЛИЗ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Учебно-методический комплекс «Enjoy English» (Английский с удовольствием) УМК «Enjoy English» — это завершенный курс английского языка для массовой школы, обеспечивающий преемственность между начальной, средней и старшей ступенями обучения. Включен.
Учебно-методический комплекс «Английский в фокусе» («Spotlight»)
УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) — совместная продукция российского издательства «Просвещение» и британского издательства “Express Publishing” , в которой нашли отражение традиционные подходы и современные тенденции российской и зарубежных.
Учебно-методический комплекс «English» («Английский язык»)
Предметная линия учебников «Английский язык 2-11» (авторы Кузовлев В.П., Лапа Н. М., Перегудова Э.Ш. и др.) в соответствии с регламентом, принятым Министерством образования и науки РФ, включена в Федеральный перечень учебников, рекомендованных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В представленной работе исследовались современные требования к учебнику иностранного языка, проводился анализ присутствующих на рынке учебной литературы УМК по английскому языку для начальной школы. Целью работы являлись систематизация требований к.
ЛИТЕРАТУРА
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС-2). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 Примерная основная образовательная программа.
Обновленные требования к диагностике знаний обучающихся по английскому языку
Источник: studentopedia.ru
Специфика преподавания иностранного языка с учётом ФГОС
В статье рассматриваются основные подходы и составляющие методики преподавания иностранного языка, общие требования к выбору учебных и дидактических материалов, технология проведения урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС.
Аннотация статьи
компетенция
методика преподавания иностранного языка
подход к преподаванию иностранного языка
универсальное учебное действие
учебно-методический комплекс
Ключевые слова
Селизова Татьяна Владимировна
Филологические науки
Конференция
Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий
Поделиться
Цитировать
Как учителя могут планировать и управлять процессом обучения, преподавать иностранный язык, мотивировать учащихся в изучении иностранного языка; почему планирование урока важно для учителя и учащихся; роль учителя на разных этапах обучения учащихся, помощь учащимся в процессе обучения иностранному языку и овладении навыками общения на иностранном языке, какие источники учителя могут использовать в процессе преподавания. Эти и многие другие вопросы должны учитываться в процессе преподавания иностранного языка и решаться благодаря современным технологиям обучения иностранному языку с учётом требований ФГОС.
Требования ФГОС определяют основные подходы к преподаванию иностранного языка:
- системно-деятельностный,
- личностно-ориентированный,
- коммуникативно-ориентированный (коммуникативный – формирование компетенций, отражающих лингвистические, дискурсивные и социо-культурные возможности; когнитивный – формирование представлений о системе языка),
- компетентностный (формирование коммуникативной компетенции – речевой компетенции, языковой компетенции).
Освоение коммуникативной, социо-культурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций способствует формированию общеучебных и универсальных навыков, мотивации к самостоятельному поиску новых знаний, приобретению навыков социального взаимодействия и формированию общекультурной компетенции.
Выделяют 4 вида универсального учебного действия:
- личностное (самоопределение смысла образования для каждого),
- регулятивное (формирование навыков организации своей деятельности, умения определять цели, оценивать результаты и свои действия),
- познавательное (навыки работы с информацией – формы и способы познания, поиск, исследование, систематизация, обобщение и использование),
- коммуникативное (способы взаимодействия с людьми; речевой – способность описания, объяснения, доказательства и убеждения – и организационный компонент).
Если в прошлых программах делался упор на обсуждение и высказывание по определённой теме, то сейчас – на обыгрывание реальных ситуаций, основываясь на методике построения диалогической речи.
Системный подход предполагает формирование личностной, учебно-предметной и метапредметной компетенций, формирование общепрофессиональных и профессиональных навыков.
Использование тематики социо-культурной направленности ведёт к формированию личностной, познавательной и профессиональной компетенций.
Самостоятельная работа с текстом, умения рефлексии и самоконтроля ведёт в свою очередь к формированию личностной, регулятивной и познавательной компетенций.
Проектная деятельность способствует формированию личностной, регулятивной, познавательной, коммуникативной компетенций.
Игровая функция формирует практически все компетенции, которые прописаны в ФГОС.
Уместно сказать о составляющих методики эффективного изучения иностранного языка:
- программы и дидактические средства, которые должны отражать изменения, происходящие в языке,
- методики, которые способствуют коммуникации в реальных ситуациях общения,
- эффективные методики работы над фонетикой и грамматическим материалом: правила, встроенные в систему логического построения языка,
- методики, формирующие межпредметные связи (т.к. иностранный язык включается в разные области знаний),
- лексика и темы социо-культурной направленности,
- навык самостоятельной работы,
- навык рефлексии и самоконтроля,
- игровая составляющая в дидактическом материале.
- базовый учебник и дополнительные материалы к нему,
- аудиоматериалы, записанные носителями языка,
- рабочая тетрадь к каждому курсу,
- дополнительные демонстрационные материалы,
- руководство для учителя с разъяснениями.
Структура учебно-методического комплекса для начальной школы включает в себя: первый раздел – фонетический курс, следующие разделы – обучающие темы, правила и упражнения, в конце учебника – дополнительные материалы: словарь, маленькие тексты, загадки, высказывания, использующие лексику курса и т.д. Содержание рабочей тетради должно поддерживать материал учебника и собственные дополнительные материалы. Книга для родителей подразумевает деятельность по различным видам речевой деятельности и дополнительные материалы, печатные и электронные (сайты, игры, мультфильмы и фильмы на изучаемом языке).
Структура учебно-методического комплекса для средней школы: базовый учебник, рабочая тетрадь, аудиоматериалы к учебнику и рабочей тетради, руководство для учителя и дополнительные демонстрационные материалы (карточки, интерактивные диски и т.д.). Задача на данном этапе – увеличить объём знаний и умений по иностранному языку и замотивировать к его изучению: с одной стороны, использование игрового и иллюстративного материала с визуальной и текстовой опорой, средств аудирования, а с другой стороны – постепенный переход к академическим формам преподавания и изучения иностранного языка: использование обобщающих схематических таблиц правила и грамматической системы, краткое изложение теории по грамматике на русском языке в конце базового учебника или в отдельном пособии, использование актуальных реплик-клише, творческие задания в рабочей тетради по материалам учебника и дифференцированные задания. Таким образом, совмещение нескольких видов речевой деятельности на основе интегрированного подхода.
Учебно-методический комплекс для старшей школы подразумевает изучение иностранного языка на базовом (закрепление и поддержание уровня владения иностранным языком в формате ЕГЭ) и углублённом уровне (развитие языковых навыков и готовности продолжения изучения иностранного языка в средней школе и высшей профессиональной школе).
Что касается технологии проведения урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС, следует начать с подготовки к уроку:
- создание интересной, творческой атмосферы на уроке (имеем в виду эмоциональное состояние преподавателя и учащихся),
- сформулирование цели занятия для себя и для учащихся (учить не только языку, но и с помощью языка – изучение языка не цель, а средство приобретения навыков, необходимых в жизни).
Ведь компетенции в ФГОС – ориентация на применение знаний, полученных на занятиях: например, социальный навык (научить общаться), формирование критического мышления, приобретение профессиональных навыков – основная цель самого процесса обучения иностранного языка. Эффективность обучения иностранному языку зависит от заинтересованности учащихся в той деятельности, которую ему предлагает учитель (поисковая работа, исследование, которое проводит сам учащийся).
Методика организации урока:
- вступительное слово,
- работа с текстами, упражнениями и другие виды образовательного процесса,
- подведение итогов.
Работа на занятии предполагает разнообразные средства обучения, чтобы донести материал до учащихся с разными когнитивными навыками и способностями, что подразумевает разные формы и виды заданий. Например, работа с карточками задействует разные каналы восприятия информации; интерактивные постеры или плакаты – эффективное восприятие информации; элемент игры (игра – вид деятельности с определённой целью и с элементами развлечения; 2 вида: соревнование – пытаются превзойти соперника в достижении этих же целей, и сотрудничество – работают вместе над одной целью), использование коммуникативных игр (акцент на успешное общение, а не концентрация на языковых ошибках), игра как элемент обучающей программы (игра – кульминация урока или темы, а значит – использование отработанного материала; чтобы участвовать в игре, учащийся должен заговорить на иностранном языке), ролевые игры (выступление не от своего лица, а от имени героя – таким образом, снимается страх выступления перед аудиторией); использование диалоговых форм (изучение иностранного языка отличается коммуникативной направленностью – использованием диалогической речи, тем более эффективно, когда учащиеся сами подбирают слова и выражения по теме, которую нужно обсудить, чем разыгрывание и запоминание диалогов).
Все языковые проявления (грамматика, лексика, фонетика) должны находить свою материализацию: то, что учащийся говорит по теме урока, он должен сопровождать каким-то действием (суть этого метода в том, чтобы связать воедино навыки говорения, понимания и деятельности в процессе общения на иностранном языке, чтобы язык был непосредственно связан с конкретной деятельностью). Этому также способствует использование разных мультимедийных средств во время урока, дома у учащихся (чтобы повторить материал и сделать задания). В связи с выше перечисленным можно говорить о разных формах урока:
- стандартный,
- урок-игра,
- урок-состязание,
- урок-интервью.
И о разных подходах в использовании учебно-методического комплекса:
- познавательный (социо-культурный),
- развивающий,
- воспитательный,
- учебный.
Таким образом, современное обучение иностранному языку строится на интегрировании различных подходов и методов преподавания иностранного языка с целью формирования коммуникативной компетенции и развития навыков общения в свете формирования всесторонне развитой и гармоничной личности, успешно реализующей себя в обществе.
Текст статьи
- Ариян М.А. Реализация методики развивающего обучения в современном учебно-методическом комплексе по английскому языку // Вестник Нижегородского Государственного Лингвистического Университета им. Н.А. Добролюбова. 2010. №10. – Нижний Новгород: Нижегородский Государственный Лингвистический Университет им. Н.А. Добролюбова. С.165-175.
- Ариян М.А. Социальное развитие школьников средствами иностранного языка // Нижегородское образование. 2016. №2. – Нижний Новгород: Нижегородский Институт Развития Образования. С.96-104.
- Астахова А.О. Роль методической системы в реализации социально-развивающего обучения иностранным языкам. В сборнике: Научные труды Калужского Государственного Университета им. К.Э. Циолковского. – Калуга: ФБГОУ ВПО «Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского, 2018. С.432-440.
- Бабий С.Н., Попова И.Л. Формирование коммуникативной и лингвистической компетенций на основе системы творческих заданий для подготовки к ЕГЭ // Вестник Тверского Государственного Университета. Серия: Филология. 2011. №3. – Тверь: Тверский Государственный Университет. С.164-169.
- Будник А.С. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции старшей школы аудиовизуальными средствами // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена. 2012. №150. – СПб: Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И.Герцена. С.232-235.
- Бурко Н.В., Ахинько Н.Н. Формирование коммуникативной компетенции – формирование языковой личности. В сборнике: Инновации в образовании. – Орёл: Орловский Государственный Аграрный Университет им. Н.В. Барахина, 2017. С.7-10.
- Жидкова И.В. Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. №3. – М.: Научно-информационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». С.226-227.
- Лубянников А.А., Мальцева О.Л., Александров В.А. Информационные технологии в дистанционном образовании. В сборнике: Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании. – СПб: Санкт-Петербургский Государственный Университет Телекоммуникаций им. профессора М.А. Бонч-Бруевича, 2013. С.907-911.
- Соколова А.В. Формирование коммуникативной компетенции учащихся как условие успешной социализации личности // Филологический класс. 2012. №2 (28). – Екатеринбург: Уральский Государственный Педагогический Университет. С.71-78.
- Яковлева А.Н. (отв. ред.) Сборник трудов конференции: Актуальные проблемы совершенствования преподавания иностранных языков в вузе и школе. – Якутск: изд-во Сахаада, 2018. 136с.
Источник: apni.ru
Требования к программе по иностранному языку
Организация: МАОУ «СОШ № 2»
Населенный пункт: Сахалинская область, г. Корсаков
Слайд 1
ФГОС третьего поколения. Что нового? Альбрехт Елена Михайловна, учитель английского языка МАОУ «СОШ № 2» Корсаковского городского округа
Слайд 2
ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования. Основными задачами ФГОС являются создание единого образовательного пространства по всей Российской Федерации и обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Слайд 3
Слайд 4
Обновленные ФГОС О основные положения Приводят стандарты в соответствие c Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации; Обеспечивают вариативность содержания образовательных программ основного общего образования, возможность формирования программ разного уровня сложности и направленности с учетом потребностей и способностей обучающихся; Устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения); Детализируют условия реализации образовательных программ; Детализируют требования к результатам освоения учащимися программ ООО; Оптимизируют требования к основной образовательной программе и рабочей программе; Прописывают требования к организации электронного обучения и применению дистанционных образовательных технологий Методологическая основа – системно- деятельностный подход
Слайд 5
Научно-методическое сопровождение ФГОС http :// edsoo . ru – сайт, сопровождающий введение и апробацию Рабочих программ ФГОС https://edu.gov.ru/ – сайт Минпросвещения России
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
ФГОС второго поколения 2009 Акцент на становление личности выпускника («Портрет выпускника школы») Развитие универсальных учебных умений (общие установки) Активное внедрение проектной деятельности Внеурочная деятельность Воспитание российской гражданской идентичности
Слайд 9
Основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2021 1) Впервые вводится ФГОС НОО и ООО (5-9 классы) одновременно. 2) Четко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями. 3) Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков.
4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи). 5) Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и т.д.). 6) Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и т.п.). 7) Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определенный год обучения. 8) Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
Слайд 10
9) Вводится предмет «Функциональная грамотность» как одна из составляющих на уроках географии, математики, информатики, окружающего мира.
10) Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ.
11) Расширяются возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания.
1 2) Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации.
1 3) Прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т.д.)
1 4) Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут.
1 5) Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной.
16) Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности.
1 8) Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Слайд 11
Безусловно, новые ФГОС – это шаг вперед. Есть интересные идеи и находки, которые справедливы и созвучны новому времени.
- Вариативность содержания и сроков образования;
- Личный образовательный маршрут;
- Индивидуальные учебные планы;
- Деление на группы;
Но многое требует разъяснения: на каком уровне и как будут составляться индивидуальные маршруты, какие нормативные документы, подкрепляющие эти маршруты и личные учебные планы необходимы, какое требуется сопровождение со стороны школ. Так что приготовимся работать, работать и еще раз работать!
Слайд 12
Иностранный язык. ФГОС 2009 Предметные результаты изучения предметной области «Иностранные языки» должны отражать: Формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур. … Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой; Достижение до порогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции; Создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях ( Это полная цитата из ФГОС 2009 в разделе «Иностранный язык. Второй иностранный язык».)
Слайд 13
Иностранный язык. Обновленные ФГОС 2021 Предметные результаты по учебным предметам «Иностранный язык» и «Второй иностранный язык» детализированы и конкретизированы отдельно;
Сайд 14
На что обратить особое внимание
Примерная рабочая программа по ФГОС третьего поколения определяет обязательную (инвариативную) часть содержания учебного курса, за пределами которой остается возможность выбора учителем вариативной составляющей содержания образования по предмету.
Особая значимость придается формированию основ функциональной грамотности.
Построение программы имеет нелинейный характер и основано на концентрическом принципе. При этом в каждом классе даются новые элементы содержания и новые требования.
Следует обратить внимание на то, что предметные результаты в соответствии с ФГОС третьего поколения должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, на элементарном уровне. Они являются частью планируемых результатов, наряду с личностными и метапредметными.
Сайд 15
Какие новые предметные результаты заявлены?
Само понятие «предметные результаты» не является новым в стандартах третьего поколения. Однако в новом проекте рабочих программ в содержании учебного предмета «Иностранный язык» присутствует его подробное описание по годам обучения.
Предметные результаты описывают умения и навыки, освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета в соответствии с видом деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению в учебных, условно-коммуникативных ситуациях.
Слайд 16
Приложения:
Источник: www.teacherjournal.ru