Требования к программам самообразования

Школы и университеты теряют монополию на знания. Теперь школьную программу может освоить любой желающий, подключенный к интернету. «Мел» подготовил подробный гид для тех, кто только присматривается к самообразованию.

Людей, занимающихся самообразованием в качестве хобби, становится все больше. Сейчас получение профессиональных навыков доступно каждому, достаточно только иметь доступ в интернет. После основной работы любой может осваивать программирование, учить второй язык, смотреть открытые лекции по литературе — осталось только определиться со сферой личных интересов.

Не многие знают, что самообразование является официальной формой получения среднего общего образования. Ученик 10–11-го класса может выбрать его, наравне с семейным обучением, чтобы готовиться к финальным экзаменам вне школы. В таком случае рассчитывать придется только на себя, ведь придется учиться самостоятельно.

Плюсы самообразования

Главный плюс самообразования — возможность учиться в собственном темпе и иметь полный контроль над своим обучением. Классическая школьная программа усреднена и не предполагает углубленного изучения предметов, ведь ее должен освоить каждый, вне зависимости от предпочтений и интересов. Человек, решивший заняться самообразованием, может сам выбирать подход к процессу обучения. Самообразование дает возможность сделать перерыв в обучении, заниматься по вечерам, в выходные или вовсе не изучать школьные учебники. В открытых источниках можно найти множество альтернативных методик.

Как правильно выстроить самообразование. Ответы на вопросы.

Минусы самообразования

Испытанием для ребенка могут стать отсутствие социализации и необходимость нести личную ответственность за свои знания. Школа, помимо обучения, подразумевает постоянное взаимодействие с людьми. Самообразование, напротив, заставляет человека концентрироваться на самом себе.

Ребенок будет проводить большую часть времени в одиночестве, и далеко не для каждого это будет полезно

Это может негативно сказаться не только на обучении, но и на психологическом здоровье.

Еще один существенный недостаток: при отсутствии должной дисциплины и самоконтроля, самообразование может обернуться в пробелы в знаниях и неосвоенные предметы. Особенно если у ребенка активный характер и проблемы с усидчивостью.

С чего начать?

Ребенку, который решил отказаться от классического образования и освоить школьную программу самостоятельно, все равно нужно получить аттестат о среднем общем образовании. Это предполагает сдачу 15–18 предметов: от истории до английского языка. Чтобы хорошо подготовиться ко всем экзаменам, необходимо четко поставить цель и подготовить структурированный план обучения.

Цель нужна для внутреннего понимания процесса и сохранения мотивации, а план — для достижения цели. Есть несколько эффективных способов его составления. Главное — помнить, что без четкого плана ребенку будет сложнее самоорганизоваться.

Как я учусь онлайн. Полная инструкция для самообразования

Постановка цели

В случае с изучением программирования или любого другого практического навыка цель обозначить несложно: это может быть смена профессии, расширение компетенций и повышение собственной ценности на рынке труда. Но в обучении детей все может быть гораздо сложнее. Ребенку, выбравшему самообразование, важно понять, что это не освобождение от школы.

Как я разрешила ребёнку не учиться, а он не одичал (это называется анскулинг)

Прежде чем начинать обучение, необходимо обозначить цель: например, поступить в престижный университет или освоить именно интересующие его предметы. Главное помнить, что самообразование не предполагает контроля и критики со стороны и рассчитывать придется только на себя. Без должной мотивации такой подход может стать фатальным для освоения программы.

Составление плана

План, основанный на целях: в этом случае человек отталкивается от желаемого результата, не обращая особого внимания на даты. При составлении такого плана нужно обращать внимание на приоритеты. План самообучения, основанный на целях, предполагает приоритизацию всего, что приближает цель и отметание всего, что отдаляет от нее. Например, ребенок нацелен на поступление в медицинский вуз, значит, можно поставить в приоритет изучение биологии и химии. А отказаться, например, от углубленного изучения английского.

План, основанный на времени: план самообразования, основанный на времени, предполагает четкие и структурированные дедлайны. Это близкий к классическому (школьному) подход к планированию, где каждому навыку или теме отводится определенное количество времени.

Логичнее всего брать за основу привычные для ребенка механики выставление сроков: до конца января изучить логарифмы, к определенному числу научиться написать сочинение и так далее. При желании план можно взять прямо из школьной программы обучения.

Создание дисциплины

Самообразование — требовательная форма обучения. В первую очередь учащемуся нужно тщательно контролировать себя, чтобы продвигаться по программе. Обучение всегда должно быть в приоритете. Все внеучебные дела должны строиться вокруг установленного распорядка дня. Отдых, личные проблемы и домашние обязанности не должны никаким образом влиять на обучение.

Выписанный план занятий поможет держать в голове все дела и корректно строить планы, а развитая дисциплина — его придерживаться. Люди, без способностей к самодисциплине, должны быть особенно внимательны к себе во время обучения.

Как учиться без учителя?

Самообучение подразумевает отсутствие преподавателя, а значит человеку самому нужно собирать информацию, тестировать себя, ясно оценивать свой уровень знаний и отслеживать прогресс. Поначалу это может сбивать с толку: информации много, разные тесты дают разный результат, непонятно, кого слушать и что нужно читать. Однако сориентироваться в этом потоке все же можно, если знать, где искать и правильно обрабатывать информацию.

Сбор ресурсов

Методические рекомендации «Организация процесса самообразования педагогических работников»

Определение этапов, сроков работы (в зависимости от обширности выбранной темы педагог может работать над ней от трех до пяти лет).

Подбор видов деятельности, планирование содержания деятельности в рамках работы над темой.

Выбор источников самообразования .

Анализ результатов самообразования и их трансляция на различных уровнях. Написание отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Рекомендации по выбору темы по самообразованию:

Тема, над которой работает педагог, должна быть направлена на повышение эффективности воспитания, коррекции и развития воспитанников, на выработку новых педагогических приемов и методик.

Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию:

учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов;

тесная связь с конкретными научено-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений.

Цели самообразования:

Читайте также:
Как сделать пакет программ

повышение профессиональной компетентности;

расширение педагогических и психологических знаний;

углубление знаний по методике формирования, коррекции, развития …;

овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;

повышение общего культурного уровня.

Для молодых специалистов:

адаптация педагогической деятельности,

осознание целей и ценностей личностно-ориентированной модели воспитания;

формирование основ педагогического мастерства.

Для педагогов, которые работают больше 5 лет:

усвоение технологического цикла профессиональной деятельности;

овладение способами проектирования и программирования образовательного процесса с целью повышения его эффективности;

формирование умений анализировать научно-методическую литературу;

применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творческих учителей:

актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки;

проявление творческого потенциала педагога;

развитие проектной, исследовательской деятельности.

Результат самообразования:

В плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов (качественных, количественных, продуктивных), которые должны быть достигнуты за определенный срок:

повышение качества работы (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

авторские методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

новые формы, методы и приемы воспитания, развития, коррекции;

дидактические , наглядные материалы, тесты;

методические рекомендации по применению новой информационной технологии;

проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям, апробации передового психолого-педагогического опыта работы;

проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Формы представления результатов самообразования:

Презентация опыта работы.

Презентация рабочей программы.

Аналитический отчет, аналитическая справка.

Методическое пособие, методические рекомендации.

Пр оведение семинара , консультации.

Занятия — п рактикум ы (тренинг и ) .

Оформление материалов по самообразованию

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Документы по самообразованию:

Программа по самообразованию (на весь период работы над темой).

План по самообразованию (ежегодный).

Банк информационно-методических материалов:

список литературы (может быть 2 видов: изученные документы, документы для изучения);

список электронных ресурсов – аудио, видео материалы, компьютерные программы, электронные документы, адреса ИНТЕРНЕТ-ресурсов;

библиотека – печатные материалы, конспекты (систематизированные по направлениям деятельности, по темам);

медиатека — аудио, видео- материалы, компьютерные программы, электронные документы.

Банк авторских разработок (список; конспекты, описание приемов, методов, форм работы, статьи. ).

Банк дидактических материалов, пособий (список; наглядные и дидактические материалы).

Банк диагностических материалов, материалов по мониторингу профессиональной деятельности.

Результаты мониторинга (информационные карты, диаграммы, статистические таблицы…).

ПРОГРАММА ПО САМОБРАЗОВАНИЮ

Образец титульного листа

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное казенное учреждение «_______________»

Программа по самообразованию

Шрифт – 12,14, Times New Roman

Интервал между между учреждений на именованиями учреждений – 1 строка

Наименование документа – шрифт рекомендуется рекомендуется не более 20

Шрифт – 12,14, Times New Roman

Шрифт – 12,14, Times New Roman

Пояснительная записка

Этапы и сроки реализации программы самообразования: …

Примерная структура пояснительной записки:

Вводная характеристика выявленной(ых) проблем(ы), степень неразрешенности проблем(ы).

Обоснование актуальности темы самообразования для решения выявленных проблем, возникших затруднений. Обоснование необходимости разработки и освоения содержания темы («Что я хочу сделать и почему?»).

При формулировании цели указать непосредственно результат деятельности, при определении задач указать конкретные шаги для достижения цели.

Концепция педагога (основные принципы, на которых базируется его самообразовательная деятельность).

Методика самообразовательной работы («Каким образом я хочу достигнуть результата»).

Теоретический базис программы (основные положения, с помощью которых педагог планирует осуществлять свою самообразовательную деятельность).

Тезаурус (понятийный словарь).

Планирование деятельности по самообразованию

Продукт деятельности Предполагаемый результат

Способ, форма предъявления результата проделанной работы

Анализ затруднений, выявление проблем.

Анализ состояния образовательного процесса по проблеме, выбранной теме.

Выявление прот иворечий.

Знакомство с локальными, областными, федеральными нормативно-правовыми актами.

Анализ обеспеченности выбранной темы информационно-методическими ресурсами.

Изучение информационных ресурсов (книги, периодические издания, медиаресурсы, ресурсы ИНТЕРНЕТ) по теме.

Изучение опыта работы коллег.

Определение форм организации самообразования .

Разработка календарного плана индивидуальной работы.

1 год работы над темой

Выбор темы для самообразования.

Список литературы, электронных ресурсов.

Банк информационно-методических материалов (книги, конспекты, ксерокопии. ).

План индивидуальной работы по самообразованию.

Собеседование с администрацией.

Обсуждение на МО.

Выступление на педсовете.

Обоснование выбора темы с точки зрения актуальности и новизны.

Определение цели и задач работы.

Проектирование собственного педагогического поиска. Выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности (Определяются вопросы, цели, над которыми будет осуществляться работа, проектируется ожидаемый результат, намечаются этапы продвижения в поиске).

1 год работы над темой

Программа по самообразованию.

Презентация программы на педсовете, МО.

Собеседование с администрацией.

Обмен опытом в сетевых сообществах.

Подготовка матери альной базы.

Формирование банка методических материалов.

Формирование банка диагностических материалов, документов по мониторингу профессиональной деятельности.

Формирование банка электронных ресурсов.

Изучение литературы, электронных ресурсов, ИКТ.

Апробация, проверка эффективности новых приемов, методов, форм, технологий работы, постановка экспериментов.

Разработка программно-методического комплекса обеспечения образовательного процесса (указывается, что будет разрабатываться педагогом для обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности: авторские программы, календарно-тематичес-
кое планирование, конспекты занятий, подборки упражнений, дидактические материалы, тестовые задания).

Отслеживание процесса работы по теме самообразования, промежуточных результатов, ведение мониторинга деятельности, развития детей.

Корректировка темы, содержания работы в связи с изменившимися условиями, обстоятельствами на основе анализа деятельности.

Посещение семинаров, заседаний МО, круглых столов, консультаций, практикумов.

Обучение на курсах повышения квалификации.

Участие в работе творческих групп.

2-3 год работы над темой

Календарно-тематичес-
кое планирование.

Подборки упражнений, дидактических материалов, тестовых заданий.

Список литературы, электронных ресурсов.

Тематические подборки, библиотека, медиатека по теме самообразования.

Мониторинг профессиональной деятельности.

Мониторинг развития детей.

Собеседование с администрацией.

Презентация программно-методических материалов, опыта работы на педсовете, МО.

Презентация опыта работы на конференциях, семинарах городского, областного, российского уровня.

Публикации в СМИ, профессиональных сборниках, на сайте детского дома.

Обмен опытом в сетевых сообществах.

Анализ работы. Подведение итогов.

Соотнесение результатов с поставленной целью и задачами.

Оформление и опис ание результатов по теме.

Систематизация накопленного материала, подготовка к утверждению, распространению, печати материалов опыта.

Представление результатов работы.

Определение перспективных направлений работы.

4, 5 год работы над темой

Мониторинг профессиональной деятельности, развития детей.

Методические рекомендации, пособия.

Выход на аттестацию.

Собеседование с администрацией.

Презентация программно-методических материалов, опыта работы на различных уровнях.

Участие в конференциях, семинарах различного уровня с презентацией опыта работы.

Публикации в СМИ, профессиональных сборниках, на сайте детского дома.

Обмен опытом в сетевых сообществах.

Проведение семинаров, консультаций, круглых столов.

Использование опыта работы в процессе профессиональной деятельности.

В ходе дальнейшей профессиональной деятельности.

Методические рекомендации, пособия.

Участие в профессиональных конкурсах.

Читайте также:
Kmsauto почему вредоносная программа

Публикации в СМИ, профессиональных сборниках, на сайте детского дома, в сетевых сообществах, на образовательных порталах.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ГОД

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное казенное учреждение «_______________»

ПЛАН РАБОТЫ
Ф.И.О., должность _____________
над темой по самообразованию
________________________
на _______ учебный год

Этап работы над темой самообразования:

Отметка
о выполнении

Выбор темы и обоснование. Постановка целей и задач. Определение этапов , направлений работы.

Составление плана работы над темой

Составление списка литературы по теме

Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме

Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности

Посещение занятий коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в образовательной деятельности

Мониторинг педагогической деятельности

Подготовка выступлений на .

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Организация процесса самообразования педагога

Криволапова, Е. В. Организация процесса самообразования педагога / Е. В. Криволапова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 272-276. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9830/ (дата обращения: 03.07.2023).

Чтобы учить других — учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на обучение и воспитание ученика. Готовясь к уроку, работая над лекцией для родителей, разрабатывая внеклассное мероприятие, учитель испытывает необходимость изучить соответствующую литературу, знакомиться с передовым опытом. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства является самообразование.

Понятие «самообразование» состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине. (В. А. Сухомлинский).

Самообразование осуществляется добровольно и сознательно. Планируется, управляется и контролируется самим человеком. Самообразование необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.

  1. Курсовая подготовка винститутах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования — возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

 эпизодичность прохождения курсов;

 время проведения — в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;

 качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

  1. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главное достоинство такой формы самообразования — возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.

К недостаткам можно отнести дефицит у педагогов свободного времени и высокую стоимость обучения.

  1. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады иконкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:

 возможность пройти их в удобное для педагогов время;

 возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

 дистанционные курсы проводятся на платной основе;

 не все учителя владеют ИКТ на достаточно высоком уровне, чтобы обучаться дистанционно;

 документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, не всегда учитывают при проведении очередной аттестации.

  1. Индивидуальная работа по самообразованию, которая включает:

 научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

 изучение научно-методической и учебной литературы;

 участие в педагогических советах, методических объединениях;

 посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

 теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

Однако, не смотря на необходимость самообразования, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, — отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации.

  1. Сетевые педагогические сообщества — новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество — это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов страны.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

 использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

 самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

 освоение информационных концепций, знаний и навыков;

 наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

 обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;

 методическая помощь является персональной и адресной;

 попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, пополнить свой методический багаж.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

1 этап — диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов).

2 этап — обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.

3 этап — практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.

4 этап — внедрение, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег.

5 этап — обобщающий (или итогово-контрольный), на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег. Провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

Читайте также:
Как проверить запущена ли программа

Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам.

Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегдасвязаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Тематикой самообразования может являться:

 одна из задач образовательного учреждения;

 проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

 пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Алгоритм составления плана работы по самообразованию.

На основании выбранной темы педагог разрабатывает индивидуальный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

 название темы,

 сроки выполнения каждого этапа,

 действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой,

 способ демонстрации результата проделанной работы,

 форма отчета по проделанной работе.

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Большое значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы, развернутый план или аннотацию.

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов.

Источники самообразования делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Могут способствовать и тому и другому одновременно. Это

 литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

 видео, аудио информация на различных носителях;

 семинары и конференции;

 мероприятия по обмену опытом, мастер-классы;

 курсы повышения квалификации и др.

Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Результатами самообразования учителя на определенном этапе могут быть:

 повышение качества преподавания предмета (тут необходимо определить показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

 разработанные методические пособия, статьи, программы,

 исследования, дидактические материалы, тесты, наглядности и др.;

 внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

 выработка методических рекомендаций по применению новой технологии;

 разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

 проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Методическое сопровождение процесса самообразования играет большую роль в организации индивидуальной работы учителей.

Диагностика учителей по проблеме саморазвития и самообразования выявляет следующие профессиональные затруднения:

 трудности с выбором методической темы самообразования, постановке целей и задач;

 планирование самостоятельной работы;

 недостаточные рефлексивные умения;

 недостаточное умение систематизации, обобщения и презентации накопленного опыта.

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового.

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:

 индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня; коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе школы, предметных методических объединений.

В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения через семинары, практикумы, творческие отчеты обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Ведущую роль в организации процесса самообразования играют администрация образовательной организации и методические объединения учителей-предметников. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу.

1. Волкова О. В. Самообразование педагога. Журнал «Справочник заместителя директора школы» № 2, 2011 г. http://www.menobr.ru/materials/370/5620/

2. Иванова Т. Б. Влияние разнообразных форм самостоятельной работы на повышение профессионального уровня педагога. http://ds0003.kokshetau.akmoedu.kz/article/view/8bd6379fed6d2def99b93b8e9a6d2a72.html

3. Гаврилова А. В. Организация процесса самообразования в педагогической деятельности учителя. http://ppt4web.ru/pedagogika/organizacija-processa-samoobrazovanija-v-pedagogicheskojj-dejatelnosti-uchitelja.html

4. Корнеева М. Н. Самообразование педагогов — главный ресурс повышения профессионального мастерства. http://ped-kopilka.ru/pedagogika/samobrazovanie-pedagoga.html

5. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.

Основные термины (генерируются автоматически): педагог, форма самообразования, самообразование, самостоятельная работа, этап, главное достоинство, методическое объединение, передовой опыт, профессиональное мастерство, сам учитель.

Похожие статьи

Самообразование педагога как условие профессионального.

Наиболее часто встречающаяся форма самообразования педагогов — творческий план самообразования. Методическая работа по составлению и реализации программы самообразования педагогов предусматривает несколько этапов.

Профессиональное самообразование педагога

Опыт преподавателей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности путем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по.

Самообразование как фактор устойчивого профессионального.

Основные термины (генерируются автоматически): форма самообразования, Педагог, процесс самообразования, профессиональный рост педагога, профессиональное развитие, профессиональная деятельность, педагогический опыт, образовательный процесс.

Самообразование современного педагога как залог успешного.

Поэтому самообразование — неотъемлемая, профессиональная функция учителя, это условие

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, профессиональный рост, профессиональное мастерство педагога, педагогический коллектив, общественное.

Самообразование как источник индивидуального роста.

Более того, сегодня самообразование — одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ.Работа по самообразованию — одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов.

Качественное самообразование педагогов — залог.

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога

3) групповая самообразовательная работа: — работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и.

Самообразование как условие профессионального становления.

Самообразование как ценность профессионального. профессиональное становление педагога, профессиональное становление, становление

Самоанализ своей педагогической деятельности позволяет учителю выявить сильные и слабые стороны в своей работе.

Самообразование и самореализация современного учителя.

Эффективное использование ИКТ для самообразования педагога возможно при определённых условиях

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя.

Инновационные формы работы школьного методического.

 экспериментальная и научно-методическая работа, повышение квалификации и самообразование.

Основные термины (генерируются автоматически): методическая работа, учитель, методическое объединение, школа, Шаг, образовательное учреждение.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Источник: moluch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru