Минэкономразвития России во исполнение Комплексного плана повышения энергоэффективности экономики вынесло на общественное обсуждение проект постановления с требованиями к программам энергосбережения регулируемых организаций – “О внесении изменений в Правила установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”.
Проект постановления предусматривает внесение изменений в Правила установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 № 340.
Предусмотрено установление различных требований к содержанию программ в отношении:
- основных средств непосредственно участвующих в технологическом процессе производства продукции (включая товары, работы и (или) услуги)
- непроизводственных объектов (зданий, строений, сооружений и прочих основных средств) находящихся в эксплуатации регулируемых организаций.
В отношении объектов, не задействованных при производстве продукции, возможно применение типовых решений по повышению энергетической эффективности, установление конкретного перечня целевых показателей и необходимых для повышения энергетической эффективности мероприятий.
Новации в регулировании и обязательной отчетности по выбросам парниковых газов в отрасли ТКО
Для основных средств непосредственно участвующих в различных технологических процессах производства продукции (включая товары, работы и (или) услуги) при осуществлении регулируемых видов деятельности регулирующий орган устанавливает отраслевые требования к содержанию программ. В отношении таких основных средств, помимо различных отраслевых целевых показателей, общим требованием является снижение энергоёмкости производимой продукции.
Предлагается увеличить срок действия требований к программам с трех до пяти лет для синхронизации со сроками действия инвестиционных программ регулируемых организаций. Также определен порядок осуществления контроля за соблюдением требований к программам.
Источник: www.sro-eo.ru
Требования к программам регулируемых организаций
О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2010 г. № 340
МОСКВА
О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 16.05.2014 № 452, от 27.09.2016 № 971, от 15.11.2018 № 1374, от 30.01.2019 № 64)
В соответствии со статьей 25 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
Актуальные требования к информационной безопасности финансовых организаций
1. Утвердить прилагаемые Правила установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
2. Установить, что требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, со сроком начала действия в 2010 году подлежат установлению в течение 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления с учетом следующего:
1) требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в 2010 году устанавливаются в виде целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых будет обеспечено регулируемой организацией в результате реализации программы, без указания значений таких показателей;
2) требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, установленные в 2010 году на 2011 — 2012 годы, подлежат корректировке до 1 апреля 2011 г.;
3) требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, устанавливаются с учетом поступивших в течение 30 дней со дня вступления в силу настоящего постановления от организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в области государственного регулирования тарифов, который осуществляет функции по государственному регулированию цен (тарифов) в отношении соответствующей организации, предложений в части:
целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности и мероприятий, имеющих наибольший потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности, определенных организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности, исходя из утвержденных производственных и инвестиционных программ и цен (тарифов) на товары (услуги) такой организации;
показателей энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственной программой, инвестиционной программой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности.
Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 15 мая 2010 г. N 340
ПРАВИЛА установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 16.05.2014 № 452, от 27.09.2016 № 971, от 15.11.2018 № 1374, от 30.01.2019 № 64)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (далее — программа) .
Для целей настоящих Правил к организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, относятся субъекты естественных монополий и организации коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов) (далее — регулируемые организации) .
Действие настоящих Правил не распространяется на теплоснабжающие и теплосетевые организации в части определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений, подлежащих включению в инвестиционные программы и концессионные соглашения в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении». (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2014 г. № 452)
2. Требования к программе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, который в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) осуществляет регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) соответствующей регулируемой организации (далее — регулирующий орган) .
3. При установлении требований к программам регулирующий орган определяет срок приведения регулируемыми организациями своих программ в соответствие с установленными требованиями, составляющий не менее 3 месяцев.
II. Принципы формирования регулирующим органом требований к программе
4. Требования к программе включают в себя:
1) целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно обеспечиваться регулируемой организацией в результате реализации программы (далее — целевые показатели) ;
2) перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и сроки их проведения (далее — обязательные мероприятия) ;
3) показатели энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственными или инвестиционными программами регулируемой организации (далее — показатели энергетической эффективности объектов) ;
4) значения целевых показателей и иные показатели (при необходимости) .
41. Требования к программам должны обеспечивать доведение использования регулируемыми организациями осветительных устройств с использованием светодиодов до уровня:
в 2017 году — не менее 10 процентов общего объема используемых осветительных устройств;
в 2018 году — не менее 30 процентов общего объема используемых осветительных устройств;
в 2019 году — не менее 50 процентов общего объема используемых осветительных устройств;
в 2020 году — не менее 75 процентов общего объема используемых осветительных устройств.
(Пункт дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2016 г. № 971)
42. Требования к программам производителей электрической энергии (мощности) , генерирующие объекты которых функционируют в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и (или) на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, должны обеспечивать в 2019 — 2025 годах снижение удельного расхода условного топлива, за исключением ядерного топлива, не менее чем на один процент ежегодно относительно уровня, достигнутого в 2018 году. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 № 64)
5. Целевые показатели формируются отдельно в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
6. Целевые показатели формируются в виде показателей, отражающих результаты, достижение которых обеспечивается в ходе реализации программы, и показателей, отражающих результаты, достижение которых обеспечивается в ходе реализации сформированных регулирующим органом обязательных мероприятий (отдельных мероприятий или групп мероприятий) .
7. Целевые показатели и показатели энергетической эффективности объектов устанавливаются в виде абсолютных, относительных, удельных, сравнительных показателей или их комбинаций и отражают:
1) расход энергетических ресурсов, используемых при производстве регулируемой организацией товаров, оказании услуг, в том числе при производстве единицы товара (услуги) ;
2) расход энергетических ресурсов при их передаче (распределении) , включая потери энергетических ресурсов;
3) расход энергетических ресурсов в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности регулируемой организации при осуществлении регулируемых видов деятельности;
4) долю использования осветительных устройств с использованием светодиодов в общем объеме используемых осветительных устройств; (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2016 г. № 971)
5) объем выбросов парниковых газов при производстве единицы товара (услуги) . (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 г. № 1374)
8. При установлении значений целевых показателей предусматриваются этапы их достижения в ходе реализации программы, в том числе, обязательных мероприятий.
9. При описании целевых показателей указывается на необходимость обязательного определения в программе значений целевых показателей, мероприятий, направленных на их достижение, ожидаемого экономического, технологического эффекта от реализации мероприятий и ожидаемых сроков их окупаемости, а также устанавливаются:
1) принципы определения регулируемой организацией значений целевых показателей (в рамках значений целевых показателей, установленных регулирующим органом) в отношении каждого года действия программы, кратко-, средне- и долгосрочного периодов действия программы (в случае их выделения в программе) , обособленных подразделений и (или) территорий, на которых регулируемая организация осуществляет регулируемый вид деятельности, если определение значений не ограничено или не исключено технологическими условиями, в которых регулируемая организация осуществляет регулируемый вид деятельности;
2) принципы корректировки регулируемой организацией рассчитанных значений целевых показателей исходя из значений таких показателей, учтенных в утвержденных производственной, инвестиционной программах регулируемой организации и фактически достигнутых в ходе исполнения программы;
3) принципы определения регулируемой организацией экономического и технологического эффекта от реализации мероприятий, направленных на достижение установленных (рассчитанных) значений целевых показателей и сроков их окупаемости.
10. При описании обязательных мероприятий указывается на необходимость определения регулируемой организацией ожидаемого экономического и технологического эффекта от их реализации и ожидаемых сроков их окупаемости, а также устанавливаются принципы определения регулируемой организацией экономического и технологического эффекта от реализации таких мероприятий и сроков их окупаемости.
11. Сроки проведения обязательных мероприятий формируются с учетом необходимости их соответствия целевым показателям, отражающим результаты, достижение которых должно обеспечиваться регулируемой организацией в ходе реализации таких мероприятий.
12. Показатели энергетической эффективности объектов устанавливаются отдельно в отношении каждого осуществляемого регулируемой организацией регулируемого вида деятельности, в отношении всех или части объектов, создание или модернизация которых планируется производственной программой или инвестиционной программой регулируемой организации.
13. Требования к программе устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации. Если регулируемые организации осуществляют аналогичные виды регулируемой деятельности и имеют сходные друг с другом экономические, технические характеристики и условия деятельности, могут устанавливаться одинаковые требования к программам таких организаций. При этом сходство определяется регулирующим органом путем сравнения экономических, технических характеристик и условий деятельности регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности.
14. Требования к программам устанавливаются регулирующим органом с учетом:
1) поступивших от регулируемой организации в регулирующий орган не позднее 1 февраля года, в котором требования к программе должны быть установлены (скорректированы) в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил, предложений в части:
целевых показателей и их значений, достижение которых обеспечивается регулируемой организацией при реализации программы;
перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, осуществление которых регулируемой организацией будет способствовать достижению предложенных ей значений показателей, возможных сроков их проведения с оценкой расходов на их проведение;
показателей энергетической эффективности объектов, с использованием которых осуществляется соответствующий регулируемый вид деятельности;
2) поступивших от регулируемой организации в регулирующий орган не позднее 1 февраля ежегодных отчетов регулируемой организации о фактическом исполнении установленных требований к программе, составленных по форме, утвержденной регулирующим органом;
3) прогнозируемого изменения цен (тарифов) на товары (услуги) регулируемых организаций в результате учета в программе установленных требований.
15. При установлении требований к программе регулирующий орган вправе мотивированно запросить в письменной форме у регулируемой организации дополнительные материалы и сведения, необходимые для установления требований к программе, указав форму и сроки их представления, а регулируемая организация обязана представить запрошенные материалы и сведения. Регулирующий орган вправе также привлечь третьих лиц в качестве экспертов, если при установлении требований к программе для разъяснения возникающих вопросов необходимы специальные познания.
III. Порядок установления требований к программе
16. Требования к программе устанавливаются регулирующим органом начиная с 2010 года на 3 года, если в соответствии с законодательством Российской Федерации срок действия инвестиционной программы регулируемой организации превышает 3 года — на срок действия инвестиционной программы. Установленные требования могут ежегодно корректироваться с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного на очередной финансовый год, утвержденных на аналогичный период производственной, инвестиционной программ регулируемой организации и установленных цен (тарифов) на товары (услуги) регулируемой организации.
17. Требования к программе устанавливаются решением регулирующего органа до 1 апреля года, в котором истекает срок действия ранее установленных требований, с учетом положений пункта 16 настоящих Правил.
18. В случае если требования к программе устанавливаются для регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности и имеющих сопоставимые друг с другом экономические, технические характеристики и условия деятельности, в решении регулирующего органа указываются наименования всех таких регулируемых организаций.
19. Решение регулирующего органа направляется регулируемой организации в 2-недельный срок.
Источник: government.ru
Энергосбережение в регулируемых организациях. Требования Правительства и регулирующих органов
В Постановлении Правительства установлены основные принципы, которыми должны руководствоваться регулируемые организации и органы власти при разработке и согласовании программ энергосбережения. Основные требования к программам энергосбережения устанавливаются целевыми показателями энергоэффективности для инвестиционных программ при установлении регулируемых цен и тарифов.
Правительство России, своим Постановлением № 340 от 15.05.2010 установило основные требования к программам энергосбережения регулируемых организаций (текст Постановления приложен к статье). Регулируемых организаций у нас немало. Это все те, кому цены на продукцию и услуги устанавливают органы по регулированию цен и тарифов. Примером тому услуги по перевозке грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, услуги связи, услуги по обеспечению теплом, электроэнергией и т.д.
В Постановлении Правительства установлены основные принципы, которыми должны руководствоваться регулируемые организации и органы власти при разработке и согласовании программ энергосбережения. Основные требования к программам энергосбережения устанавливаются целевыми показателями энергоэффективности для инвестиционных программ при установлении регулируемых цен и тарифов.
Правила установления показателей энергоэффективности
Целевые показатели устанавливаются отдельно для каждого вида регулируемой деятельности организации. Например: для ТЭЦ отдельно регулируются цены на электроэнергию, тепловую энергию, услуги теплоснабжения. Соответственно, целевые показатели должны быть для каждого вида перечисленной деятельности.
Целевые показатели могут быть установлены в виде абсолютных, удельных, относительных, сравнительных значений или комбинаций этих значений. При этом показатели должны быть установлены в виде конкретных значений расхода энергии (энергоресурсов) на:
- производство услуги (продукции);
- передачу (распределение);
- расход энергоресурсов в зданиях и сооружениях, принадлежащих компании.
Регулируемая организация самостоятельно устанавливает целевые показатели и имеет возможность их текущей корректировки. Регулирующий орган устанавливает показатели экономической эффективности проводимых мероприятий и сроки их окупаемости. Для технологически сходных объектов регулирующая организация может установить типовые требования к показателям энергоэффективности.
Для определения экономических показателей энергоэффективности регулирующий орган вправе привлечь независимых экспертов.
Экономические показатели энергоэффективности устанавливаются на срок до 3 лет и могут ежегодно корректироваться с учетом эффективности проводимых мероприятий и складывающейся для предприятия экономической обстановкой.
Практика исполнения Постановления Правительства
Федеральная служба по тарифам выпустила ряд приказов по установлению требований к программам энергосбережения регулируемых ФСТ естественных монополий.
Так требованиями приказа ФСТ № 421-т от «31» августа 2010 г. для железнодорожников установлены показатели энергоемкости (расхода условного топлива на тонно-километр) и обратная этому показателю величина энергоэффективности (тонно-километров на килограмм условного топлива).
Требованиями приказа ФСТ № 401 от 25 августа 2010 г. для Федеральной сетевой компании установлены:
- показатели удельного расхода электроэнергии на передачу относительно нормативов технологических потерь;
- оснащенность приборами учета энергоресурсов зданий и сооружений компании;
- сокращение расхода энергии на 1 единицу оборудования трансформаторных подстанций;
- сокращение удельного потребления энергии на собственные нужды;
- сокращение расхода ГСМ на работу автотранспорта.
Для остальных организаций ФСТ устанавливает, в основном, требования по энергоэффективности зданий и сооружений и расходу ГСМ на работу автотранспорта.
Как следует из приведенных документов, регулирующие органы с большим доверием относятся к деятельности естественных монополий в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности. Об этом говорит относительно краткий перечень планируемых показателей, которые держит под контролем ФСТ при тарифном регулировании и формировании соответствующих инвестиционных программ.
Для справки: Правительство России и Минрегион для региональных программ энергосбережения устанавливают 45 показателей энергоэффективности. Для муниципальных программ – 85 показателей.
Источник: portal-energo.ru