ОТВЕТ: Профессиональная переподготовка, как и второе высшее образование – это возможность освоить новую профессию и сменить сферу деятельности для тех, кто уже получил диплом о высшем образовании.
Отличием профессиональной переподготовки от второго высшего образования является целенаправленный подбор дисциплин, необходимый для формирования профессиональных компетенций, соответствующих выбранной квалификации. Основная задача профессиональной подготовки – практическое освоение профессии, получение компетенций, которые человеку необходимы при деятельности в конкретной сфере, а также формирование актуальных знаний и навыков.
В случае успешного завершения обучения по программе профессиональной переподготовки слушатель получает диплом о профессиональной переподготовке с правом ведения нового вида профессиональной деятельности и/или о присвоении новой квалификации. При получении второго высшего образования выдается диплом государственного образца о высшем образовании (диплом бакалавра, магистра).
Вебинар на тему «Нормативные требования к профессиональному обучению»
Отличаются и сроки освоения программ. Профессиональную переподготовку можно пройти за год, а иногда и несколько месяце. Также существенным отличием выступает стоимость обучения – при профессиональной переподготовке она существенно ниже, чем при получении второго высшего образования.
ВОПРОС: Кто определяет количество часов по программам повышения квалификации или профессиональной переподготовки, которые должен пройти работник организации?
ОТВЕТ: Минимально допустимый срок обучения по программам повышения квалификации – 16 часов, минимально допустимый срок обучения по программам профессиональной переподготовки – 250 часов. (п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499)
Конкретный срок обучения устанавливается утвержденной образовательной программой.
Вместе с тем, требования к сроку обучения по программе дополнительного профессионального образования для каждого сотрудника организации может установить работодатель, исходя из особенностей содержания, организации и условий выполнения профессиональной деятельности.
ВОПРОС: Можно ли пройти обучение по программе профессиональной переподготовки, если отсутствует оконченное высшее образование или среднее профессиональное образование?
ОТВЕТ: Согласно ст.76 п.3 Федерального Закона № 273 – ФЗ от 29 декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки допускаются граждане:
- имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
- получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
ВОПРОС. Какие направленности программ дополнительного образования детей и взрослых реализуются в МПГУ?
ОТВЕТ: В МПГУ реализуются дополнительные общеобразовательные программы следующих направленностей: технической, естественнонаучной, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной, художественной, социально-гуманитарной.
Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования: правовой аспект
С полным перечнем программ можно ознакомиться в разделе «Дополнительное образование»
ВОПРОС: Как записаться на программу дополнительного образования и какие документы для этого необходимы?
ОТВЕТ: В разделе «Дополнительное образование» зайдите на страницу заинтересовавшей программы и нажмите красную кнопку «Записаться на обучение», заполните заявку и повторно нажмите кнопку. В течение трех рабочих дней с Вами свяжется специалист, ответственный за набор слушателей на соответствующую программу.
Для зачисления Вам необходимо будет подготовить следующие документы:
– копию паспорта (первой страницы)
– копию свидетельства СНИЛС
– копию диплома о предыдущем образовании или справку с места учёбы (для студентов, проходящих обучение в заведениях высшего и среднего профессионального образования)
– копию свидетельства о браке/перемени имени (в случае, если фамилия в паспорте и дипломе различаются)
ВОПРОС: Зачем предоставлять скан-копии паспорта, диплома и, при необходимости, документа о смене фамилии/имени/отчества?
ОТВЕТ: Согласно ст.76 Федерального Закона № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучаться на курсах повышения квалификации и получать по итогам обучения удостоверение могут слушатели, имеющие высшее или среднее профессиональное образование.
В качестве подтверждающего документа о наличии вышеуказанного образования слушатель предоставляет диплом.
Для идентификации личности обладателя диплома, слушатели предоставляют скан-копии паспорта или иной документ, удостоверяющий личность. Данные требования прописаны в п. 5 Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 года N 611.
ВОПРОС. Как узнать, когда начнется обучение по выбранной мною программе?
ОТВЕТ. Группы по разным программам формируются в течение всего календарного года. Точную дату начала обучения по выбранной программе Вы можете уточнить у ответственных за набор слушателей или у специалистов в Управлении непрерывного дополнительного образования тел. 8 (495) 438-17-25.
ВОПРОС: Какие документы выдаются по окончании обучения по дополнительным профессиональным программам?
ОТВЕТ. По окончании обучения по программе профессиональной переподготовки выдается диплом о профессиональной переподготовке, а после окончания обучения по программе повышения квалификации – удостоверение о повышении квалификации. (п. 19 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499).
С образцами документов, утвержденных в МПГУ, Вы можете ознакомится в разделе «Форма документов о дополнительном образовании».
ВОПРОС: Обязательна ли итоговая аттестация по завершении обучения по дополнительной профессиональной программе?
ОТВЕТ. Да, обязательна. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. (ч. 14 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
ВОПРОС. Если я не прошел итоговую аттестацию, какой документ мне выдадут?
ОТВЕТ. Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения.
ВОПРОС: Какой документ я получу после окончания обучения по дополнительной общеразвивающей программе?
ОТВЕТ. Лицам, освоившим дополнительные общеобразовательные программы, выдается свидетельство об обучении установленного образца.
С образцами документов, утвержденных в МПГУ, Вы можете ознакомится в разделе «Форма документов о дополнительном образовании».
ВОПРОС: Можно ли устроиться на работу учителем или воспитателем имея диплом о профессиональной переподготовке?
ОТВЕТ Требования профессиональных стандартов допускают два варианта образования: высшее или среднее профессиональное педагогическое либо наличие диплома вуза или колледжа по любому направлению подготовки и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Однако, стоит учитывать, что окончательное решение остается за работодателем.
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
ВОПРОС: Могу ли я пройти программу повышения квалификации в формате стажировки?
ОТВЕТ: Согласно п. 12 ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в формате стажировки.
Трудоёмкость программ повышения квалификации в форме стажировки в МПГУ составляет 16, 32, 72 и 144 часов. Программа может носить как индивидуальный, так и групповой характер. Для каждой группы составляется индивидуальный план обучения и расписание занятий, которые согласовывается с Заказчиком.
ВОПРОС: Как часто необходимо проходить обучение по программам дополнительного образования?
ОТВЕТ: Требования к профессиональному развитию работника и право работников на получение дополнительного профессионального образования определяются ТК РФ, профессиональными стандартами и квалификационными требованиями.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 47 ФЗ-273 педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Одновременно согласно п. 7 ч. 1 ст. 48 закона на них возложена обязанность систематически повышать свой профессиональный уровень.
ВОПРОС: Для прохождения программ дополнительного профессионального образования имеет ли значение место нахождения образовательной организации?
ОТВЕТ: В соответствии с частью 4 статьи 91 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012г, в приложении к лицензии не указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования. Таким образом, организации, осуществляющие образовательную деятельность, на основании лицензии могут осуществлять образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам без ограничений по территориальному признаку.
ВОПРОС: Возможно ли пройти программу повышения квалификации в дистанционном формате?
ОТВЕТ: В МПГУ существует перечень программ повышения квалификации, реализуемых исключительно в дистанционном формате. С их перечнем Вы можете ознакомится в разделе “Дистанционное повышение квалификации”
ВОПРОС: Что такое профессиональное обучение, и кто может обучаться на данных программах?
ОТВЕТ: Согласно ст. 73 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012 г., профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
В РФ закреплен перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 02.07.2013 №513)
Следует также отметить, что законодательство не содержит минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих, в отличие от минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (не менее 16 и менее 250 часов соответственно, п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499).
ВОПРОС: Чем завершается основная программа профессионального обучения и какой документ я получу после окончания обучения?
ОТВЕТ:
Основная программа профессионального обучения завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. (ст. 74 273-ФЗ «Об образовании»). Согласно требованиям текущего законодательства РФ, квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего установленного образца.
С образцами документов, утвержденных в ФГБОУ ВО МПГУ, Вы можете ознакомится в разделе «Форма документов о дополнительном образовании».
Источник: mpgu.su
Требования к программам профессионального обучения
Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 N 292 (ред. от 27.10.2015) Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 апреля 2013 г. N 292
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОСНОВНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 18 апреля 2013 г. N 292
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОСНОВНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (далее — Порядок) устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.
2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих и программам повышения квалификации рабочих, служащих).
3. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в форме самообразования.
Формы обучения по основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
4. Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При прохождении профессионального обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
5. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой программы профессионального обучения осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.
6. К освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости).
7. Исключен. — Приказ Минобрнауки России от 26.05.2015 N 524.
8. Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются в соответствии с учебным планом конкретной основной программы профессионального обучения.
9. Образовательная деятельность по основным программам профессионального обучения организуется в соответствии с расписанием, которое определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Профессиональное обучение на производстве осуществляется в пределах рабочего времени обучающегося по соответствующим основным программам профессионального обучения.
10. Реализация основных программ профессионального обучения сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
11. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена .
Часть 1 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
12. Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.
Часть 2 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.
Часть 3 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
13. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд или класс, категория по результатам профессионального обучения и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.
При определении порядка заполнения, учета и выдачи свидетельства о профессии рабочего, должности служащего в нем также предусматривается порядок заполнения, учета и выдачи дубликата указанного свидетельства.
Судебная практика и законодательство — Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 N 292 (ред. от 27.10.2015) Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обученияСудебная практика высших судов РФ
23. Профессиональное обучение работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 .
Примерные программы разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон N 196-ФЗ), Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ), на основании Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 980, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2013 г., регистрационный N 28395), с изменением, внесенным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 августа 2013 г. N 977 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2013 г., регистрационный N 29969).
2. Обучающиеся, не прошедшие ГИА, вправе пройти профессиональное обучение в соответствии со статьей 73 Федерального закона и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292 (зарегистрирован Минюстом России 15 мая 2013 г., регистрационный N 28395). Лица в возрасте до восемнадцати лет могут осваивать основные программы профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих или должностям служащих при условии их обучения по основным общеобразовательным программам или образовательным программам среднего профессионального образования, предусматривающим получение среднего общего образования, и при успешной сдаче квалификационного экзамена получить соответствующее свидетельство. При этом профессиональное обучение лиц в возрасте до восемнадцати лет осуществляется только по тем профессиям рабочих и должностям служащих, работа по которым не запрещена или не ограничена для указанных лиц в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Источник: legalacts.ru
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»
Зарегистрировано в Минюсте России 11.09.2020 №59784
Первое официальное опубликование: Официальный интернет-портал правовой информации, 11.09.2020
Действует с 22.09.2020
Скачать файл:
Скачать документ PDF (1.15МБ)
Запросить документ MS Word
Войдите для запроса:
Дата внесения: 02.10.2020
Дата изменения: 02.10.2020
страниц: 5; абзацев: 81; строк: 218; слов: 1597; символов: 12316;
Описание
1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (далее — Порядок) устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, в том числе особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих и программам повышения квалификации рабочих, служащих).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения в части, не урегулированной законодательством об образовании и настоящим Порядком, устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
4. Основные программы профессионального обучения самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не установлено иное
Разделы сайта, связанные с этим документом:
- Предаттестационная подготовка по правилам и нормам безопасности
- Профессиональное обучение (рабочие профессии)
Связи документа
В видах работ
В новостях
Отсутствуют статьи или новости, содержащие этот документ
В комментариях/вопросах
Нет комментариев, вопросов или ответов с этим документом
Оглавление
Оглавление отсутствует или слишком маленький документ
Термины
Термины
свидетельством о профессии рабочего, должности служащего
см. страницу термина
независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений
см. страницу термина
программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих и программам повышения квалификации рабочих, служащих
см. страницу термина
осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц
см. страницу термина
осуществляется в пределах рабочего времени обучающегося по соответствующим основным программам профессионального обучения
см. страницу термина
в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой программы профессионального обучения, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность. При прохождении профессионального обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося
см. страницу термина
Важно
- 24. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, ДОЛЖНЫ быть созданы специальные условия для получения образования по основным программам профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья . .