Методические рекомендации при написании элективного курса
- размер шрифта уменьшить размер шрифтаувеличить размер шрифта
- Печать
- Эл. почта
Оцените материал
(1 Голосовать)
Содержание
1. Место и назначение элективных курсов в учебном плане старшей школы
2. Проектирование содержания элективных курсов
3. Структурные элементы пояснительной записки элективных курсов профильной школы
4. Современные подходы к экспертизе программ элективных курсов
Место и назначение элективных курсов
в учебном плане старшей школы
Существенным моментом в организации профильного обучения является реализация элективных курсов . Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется самой школой (школьный компонент).
Элективные курсы характеризуется тем, что из предложенного их набора ученик может выбрать те, которые ему интересны или нужны. Как только курс выбран, он становится таким же, как нормативный: с обязанностью посещать и отчитываться. Элективный курс в профильной школе краткосрочен, но его объем по часам (max 72 часов) выше, чем рекомендуемый объем курсов по выбору для девятиклассников (max 35 часов).
Что реально дают IT курсы?
Элективные курсы в старшей школе, когда учащиеся уже определились с профилем и приступили к обучению по конкретному профилю, должны быть более систематичными (раз или два раза в неделю), более долгосрочными (не менее 36 часов) и, что самое главное, ставить совсем другие цели, чем это было в 9 классах в рамках предпрофильной подготовки. В 10-11 классах целью элективного курса является расширение, углубление знаний, выработка специфических умений и навыков, знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля.
Это главные отличия элективных курсов в 9-х классах и в 10-11-х классах, а требования к их разработке и оформлению сходны.
Набор элективных курсов на основе базисного учебного плана определяется самой школой. Элективные курсы выполняют три основных функции:
1) «надстройки» профильного курса , когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным;
3) способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
Так как элективные курсы выбираются самими учащимися, они должны соответствовать их потребностям, целям обучения и мотивам выбора курса . Следует отметить, что к Основным мотивам выбора элективных курсов в 10-11 классе, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов относятся:
- подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;
- приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;
- возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;
- любопытство;
- поддержка изучения базовых курсов ;
- профессиональная ориентация;
- интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.
То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения. В связи с этим основными принципами обучения должны являться:
Не покупай курсы по программированию
- индивидуальность,
- доступность,
- преемственность,
- результативность.
Примеры целей курсов по выбору:
- развитие любознательности как основы познавательной активности;
- развитие способностей, склонностей, интересов ребенка;
- формирование творческого воображения;
- развитие ключевых компетенций.
Проектирование содержания элективных курсов
Содержание курса по выбору должно с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям учеников, а с другой стороны, предоставляя ученику возможность приобретения опыта работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.
Можно условно выделить следующие типы элективных курсов .
I. Предметные курсы , задача которых — углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.
В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.
1) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.
2) Элективные курсы , в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса , входящие в обязательную программу данного предмета.
3) Элективные курсы , в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса , не входящие в обязательную программу данного предмета.
4) Прикладные элективные курсы , цель которых — знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.
5) Элективные курсы , посвященные изучению методов познания природы.
6) Элективные курсы , посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).
7) Элективные курсы , посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.
II. Межпредметные элективные курсы , цель которых — интеграция знаний учащихся о природе и обществе.
III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.
Можно выделить несколько подходов к созданию элективных курсов :
1. Фундаментальный подход предполагает разработку содержания курса в логике перехода от фундаментальных законов и теорий к частным закономерностям, направленного на углубленное изучение предмета, ориентированного, в первую очередь, на одаренных детей в данной предметной области, и непосредственно связанного с профильными предметами старшей школы.
2. Методологический подход в своей основе заключает научный метод познания, особенности которого демонстрируются на историко-научном материале. Главная цель изучения курса, основанного на данном подходе — знакомство с методом научного познания, овладение некоторыми исследовательскими умениями. Этот подход предполагает использование проектной технологии обучения, организацию лабораторно-практических занятий, занятий практикумов и т.п..
3. Универсальный подход характеризуется группировкой содержания вокруг ряда важнейших понятий, имеющих универсальное значение для науки. Данный подход предпочтителен для межпредметных курсов, которые рассматривают одну проблему, явление, понятие с разных сторон в свете разных наук. Для него — предпочтительными может стать использование технологий рефлексивного обучения, критического мышления, кейс- метода и т.д.
4. Прагматичный подход предполагает приобретение определенных знаний и умений, обеспечивающих базовый культурный уровень уч-ся и широко использующихся в дальнейшей жизни. Для него предпочтительными могут быть практические занятия, серии практикумов в конкретной профессиональной области.
5. Деятельностно-ценностный подход предполагает знакомство со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения того или иного профиля. Существуют определенная взаимосвязь между рациональным отбором способов деятельности и форм организации учебного процесса с одной стороны и способностям и склонностями учащихся конкретного профиля с другой.
6. Компетентностный подход имеет много сторонников сегодня и, несомненно, что многие разработчики отдадут ему предпочтение при разработке курсов по выбору. Последовательность действий при этом будет следующая: определение значимых для учащихся данного возраста проблем – выделение необходимых умений для их разрешения – определение компетентностей, требуемых для решения данного типа задач, — отбор необходимого содержания — разработка методов обучения — разработка системы оценивания. Напомним, что компетентность трактуется в современных источниках как “общая способность решения задач, возникающих в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, человеческих ценностей”. Ведущей компетентностью, которая формируется к концу основной школы является способность к созданию собственного продукта, выполненного представленного с ориентацией на другого человека.
Структурные элементы пояснительной записки элективных курсов профильной школы
Пояснительная записка элективных курсов профильной школы включает:
— аннотация, обоснование необходимости введения данного курса в школе;
— указание на место и роль курса в профильном обучении (важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении элективных курсов , какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения);
— цель и задачи элективного курса (цель курса – для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества; задача курса – что необходимо для достижения целей ).
Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:
- способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;
- создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
- познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
— сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);
— основные принципы отбора и структурирования материала;
— методы, формы обучения, режим занятий (результат изучения элективного курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, навыки, необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения);
— инструментарий для оценивания результатов.
Учебно-тематический план включает:
- перечень разделов, тем;
- количество часов на изучение каждой темы;
- вид занятий.
Современные подходы к экспертизе программ элективных курсов
На сегодняшний день однозначно не отработана процедура утверждения элективных курсов .
I этап (на сегодняшний день определен) – внутренний, где их рассматривает методическое объединение учителей-предметников (научно-методический совет школы). Они вносят свое решение о соответствии программы существующим требованиям и уставу общеобразовательного учреждения, целесообразность их введения в учебный план (школьный компонент) и вынесения на внешнее рецензирование на утверждение педагогическим советом школы.
II этап (на сегодняшний день в разных регионах регламентирован отдельными распоряжениями). В некоторых регионах курсы по выбору проходят внешнюю экспертизу на уровне городского или районного комитета по образования с привлечением независимых рецензентов.
Вопросы для самоанализа разработчика курса по выбору.
На примере курса “исторические портреты”.
1. На каком содержательном материале?
— На материале всемирной истории, поскольку это курс изучается на протяжении 5-9 класса, содержит интересные сведения о деятелях различных эпох и стран.
— многие личности лишь упомянуты, оценки деятельности и личных качеств нередко страдают односторонностью.
3. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен?
4. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен?В школьной библиотеке имеются сочинения Плутарха «Сравнительные жизнеописания…», есть пособие «История в лицах», имеется историческая энциклопедия для детей Аванта +…
5. Какие виды деятельности возможны …?
— Возможен анализ биографий исторических деятелей античной эпохи (по Плутарху);
— составление синхронистических таблиц «Современники»;
— составление типологических таблиц: «Полководцы», «Тираны», «Просветители», «Реформаторы», «Путешественники», «Женщины на престоле» и т.п.;
— устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
— составление хрестоматий (Например, «Деяния Грозного…» и т.п.);
— подготовка сценариев для слайд-фильма;
— составление карт (например, «Цезарь и его мир», «Путешествия Васко да Гамы» и т.п.;
6. Какие виды работ могут выполнить учащиеся?
— На выбор любые 3 из названных выше.
7. Какова доля самостоятельности ученика ?
— Учащиеся могут выбрать
- объект изучения (кого из исторических деятелей ин будет изучать),
- вид отчетных работ из предложенного перечня,
- литературу, по которой они будут готовить собственные работы.
8. Каковы критерии успешности ?
— Ученик получает зачет при условии:
- Выполнения не менее 3 обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.
- Дополнительные баллы выставляются (за любое из названных дополнительных условий:
- Инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных;
- Использование ИНТЕРНЕТ – технологии
- Инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация и т.п.).
9. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса?
— Анкетирование на первом и последнем занятии,
— Собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ (т.е. не мене 3 раз за цикл обучения)
10. Какова форма итоговой отчетности?
11. Итоговая конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся.
12. Примеры названий разных элективных курсов :
“Риторика”, “Математическая логика”, “Химия и жизнь”, “Узнай свои возможности”, “Психология лидера”, “Чем я хуже Эйнштейна или физика для меня”, “Имидж и профессиональная карьера”, “Компьютер – мой друг”, “Происхождение языков”, “Как питаются насекомые”, “В здоровом теле здоровый дух”, “История переворотов”, “Существуют ли лишние буквы в алфавите”; “Я русский бы выучил только за то…”.
На сайте http://ipkps.bsu.edu.ru/source/contest/patriot_Rosii/polozenie.asp представлены критерии оценки программ элективных курсов .
- Новизна и актуальность представляемых материалов.
- Педагогическая целесообразность отбора содержания, средств, методов и форм работы в данном направлении.
- Учет национально-региональных особенностей.
- Творческий подход к разрабатываемой теме.
- Результативность программ, реализуемых в данном образовательном учреждении.
- Возможность использования данных программ, проектов и методических материалов в образовательных учреждениях Российской Федерации.
- Педагогический инструментарий
Одним из важных шагов, предполагаемых экспертизой является рецензирование элективных курсов специалистами на разных уровнях. Одной из больших групп рецензентов становятся методисты по предметам и Научно-методических центров. Пример методических рекомендаций для методистов районных НМЦ по написанию рецензий на элективные курсы представлен в Приложении 1.
Экспертиза предполагает не только качественную (развернутую рецензию специалиста), но и количественную оценку. Таксономическая оценка качества программы элективных курсов представлена в Таблице 1.
Таксонометрическая таблица оценивания качества программы элективных курсов
Источник: fizkulturana5.ru
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
элективный курс по теме
Структурные элементы программы элективных курсов
- Титульный лист.
- Пояснительная записка.
- Содержательная часть.
- Методическая часть.
- Приложение.
2. Пояснительная записка
3. Содержательная часть
4.
Методическая часть
- Методические рекомендации.
- Требования к уровню ЗУН, полученных в результате обучения.
- Развитие компетентности.
- Более детального представлены технологии обучения и методика по каждой теме.
- Критерии эффективности реализации программы.
- Формы и методы контроля.
- Список рекомендуемой литературы.
5. Приложение
- Тематические планирования.
- Дидактический материал.
- Дискеты с электронными презентациями.
Экспертиза программы
- Экспертиза программы может проводиться на методсовете школьного муниципального уровня.
Критерии оценки программы элективного курса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Требования к элективным курсам
- Избыточность (их должно быть много).
- Кратковременность (6–16 часов).
- Оригинальность содержания, названия.
- Курс должен заканчиваться определенным результатом (творческое сочинение, проект. ).
- Нестандартизированность.
- Элективные курсы могут проектироваться педагогам, в связи с тем, что это курсы формируются через школьный комитет УП.
Проектирование программ элективных курсов
Определение учебной программы
Структурные элементы программы элективных курсов
- Титульный лист.
- Пояснительная записка.
- Содержательная часть.
- Методическая часть.
- Приложение.
2. Пояснительная записка
3. Содержательная часть
4. Методическая часть
- Методические рекомендации.
- Требования к уровню ЗУН, полученных в результате обучения.
- Развитие компетентности.
- Более детального представлены технологии обучения и методика по каждой теме.
- Критерии эффективности реализации программы.
- Формы и методы контроля.
- Список рекомендуемой литературы.
- Тематические планирования.
- Дидактический материал.
- Дискеты с электронными презентациями.
- Экспертиза программы может проводиться на методсовете школьного муниципального уровня.
Критерии оценки программы элективного курса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по экономике: «Бизнес-курс за школьной партой»
Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ
Пакеты документации для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Документация
учебных
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документация
котельной
(газ, уголь)
Инструкции
для организаций
питания
Пакеты документации для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Документы
по Охране
труда в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документация
котельной
(газ, уголь)
Положение об элективных курсах в школе
Цена: 100 руб
ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
______________________
Протокол №______
от «___»________ 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Директор________________
________________________
_________/______________/
Приказ №__ от «__»__2023г
Положение
об элективных курсах предпрофильной подготовки и профильного обучения
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об элективных курсах в школе разработано в соответствии с ч.3 ст.77 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 29 декабря 2022 года, Приказом Министерства образования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 (в редакции от 01.02.2012 года), Письмом Минобразования РФ от 13.11.2003 г.№14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»; Приказом Минобразования РФ № 2783 от 18.07.2002 года «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» и Уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, для самоопределения обучающихся 9-ых классов в отношении профилирующего направления собственной деятельности на старшей ступени обучения в образовательной организации организуются элективные курсы.
1.2. Данное Положение об элективных курсах предпрофильной подготовки и профильного обучения рассматривает условия, задачи, функции и типы элективных курсов в школе, определяет место элективных курсов в учебном плане, порядок организации, выбора и их проведения, а также оценивание достижений обучающихся при проведении элективных курсов и порядок ведения и заполнения журналов.
1.3. Элективные курсы входят в состав базисного учебного плана, обеспечивающие дифференциацию содержания обучения. При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20. Посещение занятий элективных курсов для обучающихся является обязательным.
1.4. Являются важной содержательной частью профильного обучения на уровне среднего общего образования, формируемой участниками образовательных отношений. Элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных программ.
1.5. В образовательных организациях могут вводиться элективные курсы (обязательные учебные курсы по выбору обучающихся), обеспечивающие успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся, которые направлены на создание условий:
- самоопределения каждого обучающегося относительно предпрофильной подготовки и профиля обучения;
- удовлетворения индивидуальных образовательных интересов и потребностей каждого обучающегося;
- развития содержания одного или нескольких учебных предметов.
1.6. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе предпрофильной подготовки, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать обучающийся. Элективные курсы планируются в соответствии с запросами обучающихся. Выбор обучающимися элективных курсов осуществляется с помощью анкетирования, по результатам которого формируются группы для изучения элективных курсов. Комплектование групп для изучения элективных курсов осуществляется на добровольной основе, исходя из индивидуальных образовательных интересов и потребностей обучающихся.
1.7. — удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося.
1.8. :
- создать условия для формирования индивидуальной траектории развития профессиональных интересов обучающихся;
- выявить готовность и способность обучающегося осваивать выбранный предмет на профильном уровне;
- создать условия для качественной подготовки к государственной (итоговой) аттестации; формировать у обучающихся умения, навыки и способы деятельности для решения практически важных задач (проектная технология, исследовательская деятельность);
- поддерживать мотивацию ученика, способствуя внутрипрофильной специализации;
- подготовка к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности;
- содействие развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
- выработка у обучающихся умений и способов деятельности, направленных на решение практических задач;
- создание условий для самообразования, формирования у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений;
- создание условий для подготовки учащихся к экзаменам по выбору по наиболее вероятным предметам будущего профилирования;
- развитие умения обучающихся работать с различными информационными источниками;
- мотивация педагогических работников к освоению современных образовательных технологий.
1.9. :
1.9.1. Предпрофильного обучения:
- направление на выбор или уточнение профиля дальнейшего обучения, определение степени готовности и обоснованности к выбору сферы будущей профессиональной деятельности;
1.9.2. Профильного обучения:
- «поддержание» изучения основных профильных предметов на заданном предпрофильном стандартном уровне;
- специализация обучения и построение индивидуальных образовательных траекторий.
1.10. По назначению выделены :
1.10.1. Предметно-ориентированные:
- ориентированы на получение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, т.е. данные курсы являются дополнением содержания профильного курса;
- уточняют готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне.
- обеспечивают межпредметные связи и дают возможность изучения смежных предметов на профильном уровне;
- поддерживают мотивацию ученика, способствуя внутрипрофильной специализации.
- обеспечивают реализацию познавательных интересов школьников, выходящих за рамки традиционных предметов и распространяющихся на области деятельности человека вне выбранного ими профиля обучения;
- знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов и способами их разработки в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации.
скачать: Положения для Школы
130 положений поштучно и пакетом. Дата обновления: 23.01.2023 г.
2. Организация и порядок проведения элективных курсов
2.1. Элективные курсы реализуются за счёт школьного компонента Учебного плана;
2.2. Элективные курсы реализуют учебную программу, прошедшую экспертизу методического совета и утверждённую директором школы.
2.3. Руководитель элективного курса определяется приказом директора школы о назначении учебной нагрузки.
2.4. Руководитель элективных курсов составляет рабочую программу элективных курсов в соответствии с учебным планом. Программа согласовывается с методическим советом и утверждается директором школы.
2.5. Программы и учебные материалы элективных образовательных программ и учебных материалов для предпрофильной подготовки обучающихся и профильного обучения на уровне среднего общего образования должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре образовательных программ и материалов к ним и должны отражать:
- новизну и актуальность содержания курса;
- способы мотивации обучающихся к изучению содержания учебного курса;
- формы и методы обучения;
- категории обучаемых;
- цели и задачи учебного курса;
- активные и интерактивные способы деятельности обучающихся в процессе изучения содержания курса;
- способы дифференциации и индивидуализации обучения;
- обоснованные нормы времени на изучение материалов курса;
- способы фиксации результатов деятельности обучающихся (портфолио).
2.5.1. состоит из пояснительной записки, учебно-тематического плана, содержания, списка литературы для учителя и учащихся, приложения, аннотации (краткой презентации содержания курса) к программе.
2.5.2. В пояснительной записке обосновывается актуальность, важность и значимость данного курса, формулируются цели как предполагаемый конечный результат освоения данного курса и задачи, определяющие пути достижения цели; дается описание структуры программы курса, ее особенностей, методов и форм обучения, формы контроля уровня достижений обучающихся, соотношение часов теоретической и практической части.
2.5.3. Учебно-тематический план может быть составлен по свободной схеме.
2.5.4. В содержании программы дается полная, детальная характеристика содержания каждой темы программы.
2.5.5. В список литературы для учителя и обучающихся (основной и дополнительный) могут входить электронные издания (компакт-диски, компьютерные программы), Интернет-ресурсы.
2.5.6. Программа может быть дополнена приложениями (темами творческих работ, проектами, планами проведения практических работ, лабораторных опытов, экскурсий и др.).
2.5.7. Освоение содержания программы элективного курса предусматривает создание обучающимися совокупности образовательных продуктов, которые могут в дальнейшем служить основой портфолио старшеклассников. Образовательным продуктом могут быть материалы, разработанные обучающимися на занятиях курса в ходе познавательной, исследовательской или иной деятельности: конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы, стихи, сказки, очерки, трактаты, живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, композиция, модель, макет, схема, компьютерная программа и др.
2.6. Включаемые в программу элективных курсов знания следует представить в деятельностной форме, перенося акцент в преподавании с вербальных методов на активные.
2.7. Комплектование групп при изучении элективных курсов осуществляется на основании заявлений обучающихся исходя из их индивидуальных образовательных интересов и потребностей.
2.8. Ведение элективных курсов осуществляется в соответствии с расписанием учебных занятий и осуществляется во второй половине дня.
2.9. Ведение элективного курса может осуществляться учителями школы, преподавателями организаций среднего и высшего профессионального образования в рамках сетевого взаимодействия муниципального уровня.
2.10. Допускается временное прикрепление обучающихся из сторонних образовательных организаций для освоения отдельных элективных курсов. В отношении временно прикрепленных обучающихся действие настоящего Положения сохраняется полностью.
3. Права и обязанности обучающихся
3.1. Обучающийся самостоятельного выбора элективных курсов в объеме, определенном учебным планом, на изменение выбора элективного курса при изменении профиля обучения.
3.2. Обучающийся выполнить программы выбранных элективных курсов.
3.3. Объём учебной нагрузки обучающегося в неделю не должен превышать максимально допустимый (в соответствии с учебным планом).
3.4. Каждый обучающийся 9-го класса должен изучить в течение года не менее 2 элективных курсов, предусмотренных учебным планом. Каждый обучающийся 10-11 класса должен изучить в течение года не менее 4 элективных курсов, предусмотренных учебным планом.
4. Ответственность учителя элективного курса
4.1. Учитель несёт ответственность за выполнение программы элективных курсов: реализацию обучающего, развивающего и воспитательного компонентов программы.
4.2. Учитель несёт ответственность за ведение документации, своевременность и правильность отчетов по элективным курсам.
4.3. Учитель отвечает за наполняемость группы, обеспечивает посещение занятий обучающимися, которые выбрали соответствующий курс.
5. Оценивание достижений обучающихся при проведении элективных курсов
5.1. Для оценивания достижений обучающихся при проведении предметных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки используется система «зачет-незачет».
5.2.Для оценивания достижений обучающихся при проведении элективных курсов в старшей школе использовать четырехбальную шкалу оценивания, если курсы составляют более 34 часов в течение двух лет.
5.3. Если продолжительность элективного курса составляет менее 34 часов в соответствии с нормативными документами, возможно оценивание только в системе «зачет-незачет».
5.4. Курс может считаться зачтенным (или оценен высоким баллом), если:
- обучающийся посетил не менее 80% занятий по этому курсу;
- выполнил какую-либо зачетную работу: тест, контрольную, проектную, исследовательскую работу, подготовил реферат и т.д.
5.5. В аттестате отметка об оценке за пройденный элективный курс делается в строке: «кроме того, успешно выполнил программу по элективным курсам». В скобках указывается название курса и оценка деятельности обучающегося по данному курсу. В случае отсутствия зачтенных (оцененных) результатов, запись в аттестате не делается.
5.6. Эффективность преподавания элективного курса может быть подтверждена:
- результатами участия обучающихся в олимпиадах, конференциях, конкурсах и др.;
- анализом результативности обучения по предметам, связанным с элективным курсом;
- количественным и качественным анализом результатов проектной деятельности обучающихся, количеством проведенных ими исследовательских работ;
- анализом анкетирования обучающихся, педагогов, целью которого является исследование уровня удовлетворенности обучающихся элективными курсами.
6. Заполнение журналов при проведении элективных курсов
6.1. Для фиксирования проведенных занятий курсов по выбору (элективных курсов), посещаемости и учебных достижений обучающихся использовать журнал для факультативных занятий или электронный журнал.
6.2. Список обучающихся и прохождение программы элективных курсов фиксируется в специальном журнале, который хранится в учебной части.
6.3. В журнале необходимо указать:
- название элективного курса;
- количество учебных часов, отведенных на учебный курс;
- Ф.И.О. педагога, проводящего учебный курс;
- название темы, возможно, домашнее задание.
6.4. Заполнение журналов при проведении элективных курсов по выбору должно отвечать
- в одном журнале могут быть записаны несколько курсов по выбору;
- в журнале фиксируются сведения о прохождении программы, о посещающих элективные курсы обучающихся, об отсутствующих на занятиях;
- при посещении курса по выбору обучающихся разных классов одной параллели список оформляется на одной странице в специальном журнале, а обучающиеся перечисляются в списке группами по классам (при условии краткосрочности курса);
- журнал элективных курсов является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классного журнала;
- информационный блок предпрофильной подготовки записывается в электронном журнале.
6.5. Контроль за состоянием преподавания элективных курсов и посещаемостью обучающихся возлагается на заместителя директора по УВР.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение об элективных курсах предпрофильного и профильного обучения является нормативным локальным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается на Педагогическом Совете и утверждаются (вводится в действие) приказом директора школы.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Положение об элективных курсах предпрофильного и профильного обучения принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
скачать: Положения для Школы
130 положений поштучно и пакетом. Дата обновления: 23.01.2023 г.
скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
52 инструкции поштучно и пакетом, обновление — 1 февраля 2023 года
Источник: ohrana-tryda.com