а) учитывать показатели перспективной обеспеченности и потребности застройки поселения, городского округа на основании выданных разрешений на строительство объектов капитального строительства, технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры, планируемых сроков реализации застройки в соответствии с генеральным планом поселения и генеральным планом городского округа;
б) учитывать показатели надежности функционирования каждой системы коммунальной инфраструктуры, перспективы их развития, а также показатели качества коммунальных ресурсов;
в) определять мероприятия, направленные на качественное и бесперебойное обеспечение электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения новых объектов капитального строительства;
г) определять мероприятия по улучшению качества услуг организаций, эксплуатирующих объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, в целях обеспечения потребности новых объектов капитального строительства в этих услугах;
«Инфраструктурные облигации & ГЧП. Синергетический эффект для комплексного развития территорий»
д) определять мероприятия, направленные на повышение надежности газо-, электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения и качества коммунальных ресурсов;
е) определять мероприятия, направленные на повышение энергетической эффективности и технического уровня объектов, входящих в состав систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения,и объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов;
ж) определять мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации на территории поселения, городского округа, с учетом достижения организациями, осуществляющими электро-, газо-, тепло-, водоснабжение и водоотведение, и организациями, оказывающими услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;
з) учитывать мероприятия, предусмотренные программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности поселения, городского округа;
и) учитывать прогноз роста тарифов на ресурсы, продукцию и услуги организаций, осуществляющих электро-, газо-, тепло-, водоснабжение и водоотведение, и организаций, оказывающих услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов (далее — тарифы), исходя из долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) и долгосрочных параметров развития экономики с учетом реализации мероприятий, предусмотренных программой;
к) учитывать действующие тарифы, утвержденные уполномоченными органами;
л) проводить в установленном порядке оценку доступности для абонентов и потребителей платы за коммунальные услуги, в том числе оценку совокупного платежа граждан за коммунальные услуги, с учетом затрат на реализацию программы на соответствие критериям доступности.
6. В случае если у организаций, осуществляющих электро-, газо-, тепло-, водоснабжение и водоотведение, и организаций, оказывающих услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, имеются подготовленные бизнес-планы или укрупненные инвестиционные проекты, которые не были включены в схемы и программы развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральную схему размещения объектов электроэнергетики, федеральную программу газификации, соответствующие межрегиональные, региональные программы газификации, схемы теплоснабжения, схемы водоснабжения и водоотведения, программы по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, то приутверждении программы указанные инвестиционные проекты утверждаются в составе программы после внесения в установленном порядке соответствующих изменений в схемы и программы развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральную схему размещения объектов электроэнергетики, федеральную программу газификации, соответствующие межрегиональные, региональные программы газификации, схемы теплоснабжения, схемы водоснабжения и водоотведения, программы по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Определение базовых параметров комплексного развития территории
7. В случае принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации представительным органом местного самоуправления сельского поселения решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана программа в отношении такого сельского поселения не разрабатывается.
8. Программа должна включать в себя:
а) паспорт, который содержит сведения по перечню согласно приложению;
б) характеристику существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры (в форме текста);
в) план развития поселения, городского округа, план прогнозируемой застройки и прогнозируемый спрос на коммунальные ресурсы на период действия генерального плана;
г) перечень мероприятий и целевых показателей, указанных в пункте 5 настоящих требований;
д) анализ фактических и плановых расходов на финансирование инвестиционных проектов с разбивкой по каждому источнику финансирования с учетом реализации мероприятий, предусмотренных программой;
е) обосновывающие материалы.
9. Обосновывающие материалы должны включать в себя:
а) обоснование прогнозируемого спроса на коммунальные ресурсы;
б) обоснование целевых показателей комплексного развития коммунальной инфраструктуры, а также мероприятий, входящих в план застройки поселения, городского округа;
в) характеристику состояния и проблем соответствующей системы коммунальной инфраструктуры;
г) оценку реализации мероприятий в области энерго- и ресурсосбережения, мероприятий по сбору и учету информации об использовании энергетических ресурсов в целях выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
д) обоснование целевых показателей развития соответствующей системы коммунальной инфраструктуры;
е) перечень инвестиционных проектов в отношении соответствующей системы коммунальной инфраструктуры (со ссылками на схемы и программы развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральную схему размещения объектов электроэнергетики, федеральную программу газификации, соответствующие межрегиональные, региональные программы газификации, схемы теплоснабжения, схемы водоснабжения и водоотведения, программы по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, инвестиционные программы организаций, осуществляющих электро-, газо-, тепло-, водоснабжение и водоотведение, и организаций, оказывающих услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов) (далее — инвестиционные проекты);
ж) предложения по организации реализации инвестиционных проектов;
з) обоснование использования в качестве источников финансирования инвестиционных проектов тарифов, платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры;
и) результаты оценки совокупного платежа граждан за коммунальные услуги на соответствие критериям доступности;
к) прогнозируемые расходы бюджетов всех уровней на оказание мер социальной поддержки, в том числе предоставление отдельным категориям граждан субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Источник: xn--80almfnfiqx.xn--p1ai
Разработка программ комплексного развития и проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры
Градостроительным кодексом определена роль программ комплексного развития (ПКР) систем коммунальной инфраструктуры.
ПКР включают все виды коммунальной инфраструктуры – электрическая энергия, тепловая энергия, горячая и холодная вода, водоотведение, газ, объекты, используемые для утилизации (захоронения) ТКО в муниципальном образовании.
Опыт разработки ПКР
Опыт Центра по разработке программ в Волгограде, Перми, Курске, Ханты-Мансийске, Соликамске, Тольятти, Смоленске, Магадане и других городах позволяет предложить органам местного самоуправления эффективные решения системных проблем развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования в целях повышения надежности, качества и эффективности работы, обновления и модернизации коммунального комплекса в соответствии с современными требованиями к технологии и улучшения экологической ситуации.
- Анализ основных направлений социально-экономического развития муниципального образования на основании документов территориального планирования.
- Определение целевых характеристик состояния инженерной инфраструктуры, обеспечивающих качество, эффективность, сбалансированность и надежность производства товаров (оказания услуг) по итогам реализации программы (в соответствии с разработанной нашей организацией и утвержденной приказом Минрегиона России от 14.04.2008 г. № 48 Методикой).
- Разработка необходимых взаимосвязанных мероприятий по строительству и модернизации всех систем коммунальной инфраструктуры, обеспечивающих достижение целевых показателей и индикаторов.
- Формирование механизмов реализации программы, источников финансирования, а также подходов к мониторингу ее выполнения.
- Оценка тарифных последствий реализации программы и доступности коммунальных услуг для потребителей.
Результат работы:
- Проект Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, содержащий программный документ и обосновывающие материалы, включающие перспективные схемы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, утилизации (захоронения) ТБО.
- Технические задания на разработку инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
- Также в рамках выполняемой работы Центр участвует в рассмотрении работы на публичных слушаниях, при утверждении ПКР органами местного самоуправления, а также осуществляет сопровождение ПКР на этапе ее реализации.
Реализация программы комплексного развития
Реализация программы комплексного развития может осуществляться с привлечением различных источников финансирования, в том числе средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. № 1451 Правила предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности.
Центр муниципальной экономики осуществляет поддержку реализации региональных и муниципальных проектов по развитию инфраструктуры.
Центр осуществляет
- разработку проекта модернизации объектов инфраструктуры в соответствии с установленными требованиями;
- формирование заявки на предоставление финансовой поддержки из Фонда содействия реформированию ЖКХ;
- сопровождение заявки на реализацию проекта модернизации объекта инфраструктуры на всех этапах ее рассмотрения.
Источник: cnis.ru
Постановление Правительства РФ от 14.06.2013 N 502 (ред. от 30.12.2022) «Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов»
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 июня 2013 г. N 502
ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОГРАММАМ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМ КОММУНАЛЬНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОСЕЛЕНИЙ, ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ
2. Программы разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов на основании генеральных планов поселений, городских округов и включают в себя мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены документами перспективного развития электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами.
3. Программа разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения, городского округа. Мероприятия и целевые показатели, предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) — без разбивки по годам. Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) — без разбивки по годам. Если на момент разработки программы срок реализации генерального плана составляет 5 лет и более, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам.
5. При разработке программы необходимо:
а) учитывать показатели перспективной обеспеченности и потребности застройки поселения, городского округа на основании выданных разрешений на строительство объектов капитального строительства, технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры, планируемых сроков реализации застройки в соответствии с генеральным планом поселения и генеральным планом городского округа;
б) учитывать показатели надежности функционирования каждой системы коммунальной инфраструктуры, перспективы их развития, а также показатели качества коммунальных ресурсов;
в) определять мероприятия, направленные на качественное и бесперебойное обеспечение электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения новых объектов капитального строительства;
г) определять мероприятия по улучшению качества услуг организаций, эксплуатирующих объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, в целях обеспечения потребности новых объектов капитального строительства в этих услугах;
д) определять мероприятия, направленные на повышение надежности газо-, электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения и качества коммунальных ресурсов;
е) определять мероприятия, направленные на повышение энергетической эффективности и технического уровня объектов, входящих в состав систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, и объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов;
ж) определять мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации на территории поселения, городского округа, с учетом достижения организациями, осуществляющими электро-, газо-, тепло-, водоснабжение и водоотведение, и организациями, оказывающими услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;
з) учитывать мероприятия, предусмотренные программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности поселения, городского округа;
и) учитывать прогноз роста тарифов на ресурсы, продукцию и услуги организаций, осуществляющих электро-, газо-, тепло-, водоснабжение и водоотведение, и организаций, оказывающих услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов (далее — тарифы), исходя из долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) и долгосрочных параметров развития экономики с учетом реализации мероприятий, предусмотренных программой;
к) учитывать действующие тарифы, утвержденные уполномоченными органами;
л) проводить в установленном порядке оценку доступности для абонентов и потребителей платы за коммунальные услуги, в том числе оценку совокупного платежа граждан за коммунальные услуги, с учетом затрат на реализацию программы на соответствие критериям доступности.
6. В случае если у организаций, осуществляющих электро-, газо-, тепло-, водоснабжение и водоотведение, и организаций, оказывающих услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, имеются подготовленные бизнес-планы или укрупненные инвестиционные проекты, которые не были включены в схему и программу развития электроэнергетических систем России, генеральную схему размещения объектов электроэнергетики, федеральную программу газификации, соответствующие межрегиональные, региональные программы газификации, схемы теплоснабжения, схемы водоснабжения и водоотведения, программы по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, то при утверждении программы указанные инвестиционные проекты утверждаются в составе программы после утверждения схемы и программы развития электроэнергетических систем России на следующий период реализации, генеральную схему размещения объектов электроэнергетики, федеральную программу газификации, соответствующие межрегиональные, региональные программы газификации, схемы теплоснабжения, схемы водоснабжения и водоотведения, программы по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
7. В случае принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации представительным органом местного самоуправления сельского поселения решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана программа в отношении такого сельского поселения не разрабатывается.
8. Программа должна включать в себя:
а) паспорт, который содержит сведения по перечню согласно приложению;
б) характеристику существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры (в форме текста);
в) план развития поселения, городского округа, план прогнозируемой застройки и прогнозируемый спрос на коммунальные ресурсы на период действия генерального плана;
г) перечень мероприятий и целевых показателей, указанных в пункте 5 настоящих требований;
д) анализ фактических и плановых расходов на финансирование инвестиционных проектов с разбивкой по каждому источнику финансирования с учетом реализации мероприятий, предусмотренных программой;
е) обосновывающие материалы.
9. Обосновывающие материалы должны включать в себя:
а) обоснование прогнозируемого спроса на коммунальные ресурсы;
б) обоснование целевых показателей комплексного развития коммунальной инфраструктуры, а также мероприятий, входящих в план застройки поселения, городского округа;
в) характеристику состояния и проблем соответствующей системы коммунальной инфраструктуры;
г) оценку реализации мероприятий в области энерго- и ресурсосбережения, мероприятий по сбору и учету информации об использовании энергетических ресурсов в целях выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
д) обоснование целевых показателей развития соответствующей системы коммунальной инфраструктуры;
е) перечень инвестиционных проектов в отношении соответствующей системы коммунальной инфраструктуры (со ссылками на схему и программу развития электроэнергетических систем России, генеральную схему размещения объектов электроэнергетики, федеральную программу газификации, соответствующие межрегиональные, региональные программы газификации, схемы теплоснабжения, схемы водоснабжения и водоотведения, программы по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, инвестиционные программы организаций, осуществляющих электро-, газо-, тепло-, водоснабжение и водоотведение, и организаций, оказывающих услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов) (далее — инвестиционные проекты);
ж) предложения по организации реализации инвестиционных проектов;
з) обоснование использования в качестве источников финансирования инвестиционных проектов тарифов, платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры;
и) результаты оценки совокупного платежа граждан за коммунальные услуги на соответствие критериям доступности;
к) прогнозируемые расходы бюджетов всех уровней на оказание мер социальной поддержки, в том числе предоставление отдельным категориям граждан субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Приложение
к требованиям к программам
комплексного развития систем
коммунальной инфраструктуры
поселений, городских округов
ПЕРЕЧЕНЬ
СВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ПАСПОРТЕ ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОГО
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОСЕЛЕНИЯ,
ГОРОДСКОГО ОКРУГА
1. Ответственный исполнитель программы
2. Соисполнители программы
3. Цели программы
4. Задачи программы
5. Целевые показатели:
перспективной обеспеченности и потребности застройки поселения, городского округа;
надежности, энергоэффективности и развития соответствующей системы коммунальной инфраструктуры, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов;
качества коммунальных ресурсов
6. Срок и этапы реализации программы
7. Объемы требуемых капитальных вложений
8. Ожидаемые результаты реализации программы
Источник: bazanpa.ru