Качество дистанционного обучения во многом зависит от создания дидактически совершенных учебных материалов. Этот аспект требует очень внимательного и ответственного отношения к разработке курса. В статье сформулированы основные этапы создания дистанционного курса, требования, определяющие его качество, предложена структура.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основные требования, предъявляемые к курсам дистанционного обучения
при переходе к ФГОС нового поколения
Резюме. Качество дистанционного обучения во многом зависит от создания дидактически совершенных учебных материалов. Этот аспект требует очень внимательного и ответственного отношения к разработке курса. В статье сформулированы основные этапы создания дистанционного курса, требования, определяющие его качество, предложена структура.
Ключевые слова: курс дистанционного обучения, педагогический дизайн, требования к курсу, структурирование курса.
ХХI век называют веком информационных технологий. Компьютеры, Интернет, спутниковое телевидение, мультимедиа стремительно вошли в нашу жизнь. В обществе создается ситуация, когда без умения пользоваться информационными технологиями становится сложно ориентироваться в современном мире.
Дистанционное образование. Плюсы и минусы дистанционного обучения. Вся правда об онлайн образовании.
В мире, который становится всё более зависимым от современных компьютерных технологий, школьники и учителя должны освоить новые жизненно необходимые навыки.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, которые способны работать с информацией: собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем.
Поэтому решая эту задачу и формируя информационную грамотность учащегося, учитель должен развивать у учащихся умение осуществлять поиск в сети Интернет, классифицировать информацию, критически подходить к ней и выкристаллизовывать самое главное.
По прогнозам ЮНЕСКО в XXI веке учащиеся средней школы будут проводить в школе лишь 30 – 40 % времени, 40% будет отведено на дистанционное обучение и остальное время на самообразование. Отсюда все повышающийся интерес к дистанционному обучению не только университетскому, но и школьному, в системе повышения квалификации, пр., т.е. ко всем формам непрерывного образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
- Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Как преподавать ОНЛАЙН. 7 инструментов для ОНЛАЙН ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Новый виток разработки электронного образовательного контента связан со стартовавшим в 2011 году комплексным проектом федерального уровня «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 13-р).
Каковы же перспективы развития дистанционного обучения?
На сегодняшний день ДО реализуется для учащихся с ОВЗ, часто болеющих детей, а также для талантливых и одаренных учащихся.
Однако, как показывает практика спектр применения дистанционного обучения может быть гораздо шире. ЭОК можно использовать на уроках (при изучении новых тем, опросе, в качестве наглядных визуальных материалов, виртуальных лабораторных работ, дополнительных домашних заданий).
Курс можно использовать, когда объявлен карантин, когда на длительное время объявлены актированные дни, для экстерната, для обучения с использованием дополнительных материалов и при внеклассной работе.
Таким образом, ЭОК может использоваться в качестве электронного учебника (в более широкой перспективе — ЭОР).
Любой курс дистанционного обучения – это полноценный учебный процесс.
Сравнительная характеристика традиционного учебника и электронного курса
Электронный учебный курс
Построение – линейная структура, без использования средств мультимедиа
Построение – комбинированная структура, сочетание текстового материала с элементами мультимедиа
Основная задача: передача знаний и проверка эффективности их усвоения
Основная задача: повторение пройденного материала, усвоение нового, разработка алгоритмов возможных действий в определенных ситуациях
Последствия: усвоение фрагментарных знаний, трудности с их воплощением в умениях, ограниченность изучения только теоретической части
Последствия: новые методы применения знаний формируют у обучаемого мотивацию к поиску новых знаний
может рассматриваться и как полиграфическое издание и как дидактическое произведение
может рассматриваться и как продукт компьютерной технологии, и как дидактическое произведение, причем компьютерная технология открывает новые возможности для создания дидактического произведения
предполагает различные формы коллективной или индивидуальной учебной деятельности
рассчитан, как правило, на самостоятельную познавательную деятельность, что достигается использованием различных видов наглядности и выполнением последовательных указаний
предусматривает активное участие преподавателя в обучении
преподаватель выступает в функции репетитора, помогающий обучаемому в освоении учебного курса
коллективное обучение, следование единому графику прохождения дисциплины
знакомство учащегося с информацией в той форме, последовательности, темпе, которые ему подходят
рассчитан на поурочное изучение учебного материала
предполагает многовариантный вход (выход) в учебный курс, различную последовательность изучения учебного материала
рассчитан на работу с вербальным текстом
предусматривает работу с компьютером с помощью систем меню, функциональных клавиш, многооконного интерфейса
унификация обучения, ограниченность мотивации познавательной деятельности ученика
новое решение таких проблем обучения, как индивидуализация, мотивация за счет различных способов представления информации, индивидуального прохождения курса
Электронный учебный курс должен включать
На базовом (основном) уровне:
- Основной теоретический материал, отвечающий требованиям Государственного образовательного стандарта.
- Системы упражнений и задач, позволяющих выработать практические умения и навыки.
- Методы и средства итоговой оценки усвоения базовых знаний.
На дополнительном уровне:
- Учебный материал, к которому студент может обратиться для углубленного изучения вопросов курса.
- Учебный материал, к которому студент может обратиться для удовлетворения профессиональных запросов.
- Учебно-методические пособия по решению задач повышенной сложности.
Курс является высоко организованным электронным средством учебного назначения. При создании электронных образовательных изданий следует соблюдать ряд требований, чтобы в результате получился ресурс, отвечающий целям и задачам учебного курса.
Традиционные дидактические требования.
3. Проблемность обучения;
5. Сознательность обучения;
6. Системность и последовательность изложения материала;
7. Единство образовательных, развивающих и воспитательных
Специфические дидактические требования
3. Развитие интеллектуального потенциала;
4. Системность и целостность.
1. Соответствие уровню развития обучающегося;
2. Ориентация на тезаурус возрастной группы;
3. Развитие образного и логического мышления.
Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки — вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории.
Курс ДО — это не только сам текст занятий, а целостный процесс, включающий поиск подходящей информации в сетях, обмен письмами, как с кураторам курса, так и с другими учащимися, обращение к базам данных, периодическим информационным изданиям, распространяемых посредством Интернет.
При создании курсов ДО необходимо учитывать следующие требования:
- Мотивация. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учеником. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки ученика.
- Постановка учебной цели. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в программе.
- Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы, входящие в комплект готового пакета или подготовленные самим преподавателем.
- Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея.
- Обратная связь. Этот критерий имеет ключевое значение для обучаемого, меньше — в тестирующей программе, больше — в тренажерной. Компьютер способен обеспечивать обратную связь, причем помощь эта может быть индивидуальной.
Оценка. В ходе работы с компьютером ученики должны знать, как они справляются с учебным материалом. Большинство учеников, как правило, стимулирует небольшое число оставшихся заданий, большое число выполненных заданий стимулирует меньше.
Что такое «хороший» дистанционный курс?
Дистанционный курс должен:
- базироваться на учебных материалах высокого качества, отражающих современный уровень развития предметной области,
- быть доступным для понимания и освоения слушателями,
- иметь продуманную структуру учебного материала, сбалансированные по объему и сложности учебные блоки и задания,
- включать разнообразные формы проверки полученных знаний.
- Для успешного проведения дистанционного курса следует:
- использовать разнообразные формы повышения мотивации обучения, учитывающие особенности конкретной группы обучаемых,
- допускать возможность индивидуального графика или пути обучения слушателей,
- использовать коллективные формы работы или дискуссии для обсуждения учебных вопросов.
Для успешного проведения дистанционного курса следует:
- использовать разнообразные формы повышения мотивации обучения, учитывающие особенности конкретной группы обучаемых,
- допускать возможность индивидуального графика или пути обучения учащихся,
- использовать коллективные формы работы или дискуссии для обсуждения учебных вопросов.
Основные этапы создания электронного курса:
Источник: nsportal.ru
Какие требования предъявляются к дистанционному обучению?
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
При реализации образовательных программ с применением дистанционного обучения местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся (часть 4 статьи 16 № 273-ФЗ)
В соответствии с Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 2, при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Таким образом, образовательная деятельность с применением дистанционного обучения осуществляется посредством взаимодействия обучающихся и педагогических работников на расстоянии.
Для дистанционного обучения необходимо использовать специализированную дистанционную оболочку (платформу), посредством которой будет осуществляться образовательная деятельность.
Система дистанционного обучения (платформа) необходима:
- для размещения контента, необходимого для реализации образовательных программ;
- для планирования педагогической деятельности педагогическим работником, размещения образовательных материалов;
- для обеспечения обучающихся информацией об учебном процессе, о результатах промежуточной и итоговой аттестации;
- для создания обучающимся условий для выполнения заданий, предусмотренных образовательной программой, получения консультаций педагогического работника;
Таким образом, перечень специальных условий, необходимых для реализации образовательных программ с применением исключительно дистанционного обучения:
- Наличие системы дистанционного обучения;
- Оборудование лекционных аудиторий средствами мультимедиа и интерактивными средствами обучения;
- Наличие высокоскоростной корпоративной вычислительной сети, обеспечивающей доступ к электронной информационно-образовательной среде;
- Наличие серверного оборудования для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
- Наличие доступных для сотрудников инструментов для создания, сохранения, доставки и использования электронных образовательных ресурсов;
- Должен быть разработан и утвержден локальный акт – Порядок доступа к информационным ресурсам;
- Должен быть обеспечен соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации по дополнительным профессиональным программам.
Для реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательной организации необходимо иметь в наличии следующие документы:
- Договор на оказание услуг связи (Интернет) , подтверждающий наличие доступа в Интернет с соответствующей скоростью передачи данных;
- Договор на приобретение доменного имени , подтверждающий наличие официального сайта образовательной организации в сети «Интернет», с указанием адреса сайта;
- Договор, согласно которому разрешается доступ к электронным образовательным ресурсам по реализуемым программам:
- электронный курс;
- электронные тренажеры, симуляторы;
- интерактивный учебник;
- мультимедийные ресурсы.
- Договор, согласно которому разрешается доступ к электронным информационным ресурсам по реализуемым программам:
- электронно-библиотечные ресурсы;
- информационно-справочные системы и др.
- Договор о подключении к системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (при реализации дополнительных профессиональных программ и основных программ профессионального обучения).
- Договор о подключении к справочно-правовым информационным системам.
- Копии товарных накладных (договор аренды оборудования) , подтверждающие наличие соответствующего телекоммуникационного оборудования (коммутаторы, маршрутизаторы, точки доступа).
- Акт аттестации, подтверждающий наличие аттестованных рабочих мест , где осуществляется обработка персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ.
- Заверенные копии товарных накладных или (договор аренды оборудования) , подтверждающие наличие компьютерного оборудования в достаточном количестве для реализации образовательных программ.
- Заверенные копии товарных накладных или (договор аренды оборудования) , подтверждающие наличие серверного оборудования или арендованных серверов в сети Интернет, ресурсы, которых достаточны для реализации образовательных программ.
Что касается возможности осуществления образовательной деятельности с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий по месту регистрации организации, осуществляющей образовательную деятельность/ по месту прописки ИП, то на сайте Мособрнадзор.ру в разделе «Вопросы и ответы» дано следующее разъяснение:
«После получения лицензии лицензиат обязан иметь в наличии на праве собственности или ином законном основании здания, строения, сооружения, помещения, необходимые для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии или заявленным к лицензированию.
Налоговым кодексом Российской Федерации не запрещена государственная регистрация юридического лица, местом нахождения которого является место жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Однако, в соответствии с пунктом 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Кроме того, частью 2 статьи 17 Жилищного Кодекса Российской Федерации допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Согласно статье 32 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников. В случае привлечения педагогических работников образовательная деятельность индивидуального предпринимателя подлежит лицензированию.
Таким образом, с учетом п. 3 ст. 288 и п. 2 ст. 671 Гражданского кодекса Российской Федерации жилое помещение может использоваться только для проживания граждан и размещение в нем организаций не допускается. В этой связи жилое помещение не может быть использовано лицензиатом для образовательных целей. Для образовательной деятельности использовать жилое помещение можно только после его перевода в категорию нежилых. Это подтверждается и судебной практикой по схожим спорам.»
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что ИП не сможет получить лицензию на реализацию программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, поскольку местом постановки его на учет является жилое помещение.
Источник: paritetdon.ru
26.01.21 О реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в соответствии с новыми СанПиН
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28 сентября 2020 года:
- признаны утратившими силу санитарные правила и нормы, СанПиН 2.2.2./2.4.1340–03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы» и СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» с 01 января 2021 года;
- утверждены новые санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Правила вступили в силу с 1 января 2021 года и будут действовать до 1 января 2027 года
В документе детально прописаны многие аспекты школьной жизни, в том числе определены требования к использованию электронных средств обучения и применению дистанционных образовательных технологий и электронного обучения при реализации образовательных программ.
Так, в пунктах 2.4.4. и 2.4.5. новых правил устанавливаются требования использованию электронных средств обучения, таких как интерактивная доска, сенсорный экран, информационная панель и другие средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки и другие электронные средства обучения, которые должны использоваться в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом и иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия.
Согласно пункту 2.10.2 при использовании электронных средств обучения с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать:
- для детей 5-7 лет – 5-7 минут,
- для учащихся 1-4-х классов – 10 минут,
- для 5-9-х классов – 15 минут.
Общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке не должна превышать:
для интерактивной доски
— для детей до 10 лет – 20 минут,
— старше 10 лет – 30 минут
компьютера
— для детей 1–2 классов – 20 минут,
— 3–4 классов — 25 минут,
— 5–9 классов — 30 минут,
— 10–11 классов — 35 минут.
В соответствии с пунктом 2.10.3. расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. Этот пункт касается, в том числе, уроков с использованием электронных средств обучения, т.е. количество уроков с использованием электронных средств обучения устанавливается в соответствии с графиком учебного процесса.
Пункт 3.5. новых правил посвящен требованиям при реализации программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Обращаем внимание, что:
- Согласно п. 3.5.2. одновременное использование детьми на занятиях более двух различных электронных средств обучения (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.
- Согласно п. 3.5.3. мобильные средства связи для образовательных целей не используются.
- Согласно п. 3.5.10. использование наушников при непрерывном использовании для всех возрастных групп должно составлять не более часа.
- Согласно п. 3.5.12. при реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18.00 часов, продолжительность уроков не должна превышать 40 минут.
Для примера, распределение времени при организации и проведении урока в дистанционном формате, в частности, онлайн-урока для обучающихся 4 класса может выглядеть следующим образом:
- Согласно п. 3.5.12. общая продолжительность урока составляет 40 минут.
- Согласно п. 2.10.2. работа с компьютером в течение урока составляет не более 25 минут.
- Согласно п. 2.10.2. непрерывное использование экрана составляет не более 10 минут.
Таким образом, при максимально возможном для данной возрастной группы времени использования компьютера в течение 25 минут, оставшиеся 15 минут должны предусматривать другие виды деятельности на уроке, не связанные с использованием электронных средств обучения, например, работа в тетрадях, с учебником. При этом, согласно пп.2.10.2, 3.5.13 в течение урока необходимо проводить гимнастику для глаз и выполнять физические упражнения.
Источник: kiro-karelia.ru