Требования к конструированию модульных программ и модулей

Содержание

В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в США в конце 70-х годов XX века и быстро распространилось в англоязычных странах. Основателем модульного обучения является американский исследователь Д.Ж.Рассел.

В работе «Modular instruction» (1974) автор определяет модуль как учебный пакет, охватывающий концептуальную единицу учебного материала и предписанные обучающемуся действия. Учащийся, выполняя их в индивидуальном темпе, полностью овладевает учебным материалом. В нашей стране среди исследователей, активно разрабатывающих технологию модульного обучения, необходимо отметить С.Я. Батышева, М.А.Чошонова, П.А. Юцявичене и др.

Модульное обучение является одним из наиболее целостных и системных подходов к процессу обучения, обеспечивающим высокоэффективную технологию реализации образовательного процесса.

Основная идея модульного обучения состоит в следующем: обучающийся должен учиться сам, а учитель — осуществлять управление обучением и создавать условия для его учения.

Конструирование как содержательный модуль программы и средство развития творческого мышления

Зарождение идей модульного обучения связано с возникновением зарубежной концепции единиц содержания обучения (авторами которой были S.N. Posilethwait, B. Goldshmid,M.L. Goldshmid и J. Russel).

Сущность данной концепции заключается в том, что относительно небольшую часть учебного материала целесообразно брать как автономную тему и формировать учебный курс из таких автономных тем. Сначала такие единицы назывались «микрокурсами», потом стали называться «мини-курсами». Затем – «модулем».

Модуль – от латинского слова «modulies» – «мера», «способ». Разработчики модульной технологии соотносят его с пониманием модуля в точных науках и в технике как целостной функциональной системы, ограниченной определенными рамками, которая обеспечивает выполнение конкретной функции от начала до конца. То есть модуль – это функционально и конструктивно независимая единица, которая может быть относительно самостоятельной частью в составе другого, более сложного, объекта или в виде индивидуального объекта.

В педагогике целостная система учения складывается из:

– содержания учебного предмета (раздела, темы), которое осваивают ученики;

– методов, с помощью которых они учатся;

– средств и форм контроля обучения;

– времени, отведенного на обучение.

В том случае, когда обучение ориентировано на самостоятельность и развитие мотивации учащихся, целесообразно создавать для них возможность выбора заданий по уровню сложности и по содержанию.

Именно модуль может быть индивидуализированной программой обучения. Индивидуализация в нем (при одинаковом для всех общем содержании и общем периоде времени на освоение модуля) осуществляется на основе вариативности заданий, методов учения, уровня самостоятельности, темпа учебной деятельности, действий по самоконтролю, последовательности этих действий.

Модульные технологии, дидактические системы, отдельные курсы на основе принципов модульного обучения созданы и функционируют во многих колледжах и гимназиях, университетах США и Западной Европы. Они получают распространение в России: в общеобразовательной школе, в системах начального, среднего и высшего профессионального образования, внедряются в образовательные системы обучения взрослых – при подготовке и переподготовке специалистов и при повышении квалификации.

Реализация модулей примерной рабочей программы по технологии: инструменты, возможности, проблемы

Модуль имеет отличия от других систем обучения:

А) Содержание обучения представлено в виде законченных самостоятельных блоков, усвоение которых происходит в соответствии с целью.

Б) Меняется форма общения учителя и ученика. Общение осуществляется индивидуально или в микрогруппе, объединившейся для выполнения части заданий модуля. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу.

В) Обучающиеся работают большую часть времени самостоятельно, учатся планировать свою деятельность, приобретают навыки самоорганизации, самоконтроля. В результате происходит развитие рефлексии, ученики сами определяют уровень своих знаний, видят пробелы в учебе, легче переносят полученные знания на практику и чаще используют их в практике.

Читайте также:
Подробное описание интерфейса программы

Г) Наличие модулей позволяет педагогу индивидуализировать работу с конкретным обучаемым, используя консультирование.

Конструирование модуля

2. Каждый модуль имеет интегрирующую дидактическую цель, которая делится на частные дидактические цели (цели учебных элементов модуля).

3. Содержание модуля, оформленное в виде технологической карты, включает:

– тему модуля с указанием сроков работы;

– интегрирующую дидактическую цель и результаты, которые должны достигнуть ученики по завершении модуля;

– перечень учебных элементов (УЭ) или тем модуля с кратким описание содержания и требованиями к усвоению. Учебные элементы модуля таковы: входной контроль (УЭ-0), учебные элементы по числу тем (УЭ-1. УЭ-n), резюме (УЭ-n+1) и итоговый контроль (УЭ-n+2). Резюме – это комплекс заданий, для выполнения которых ученику необходимо использовать знания нескольких тем;

– список литературы, перечень дидактических единиц, которые необходимо усвоить; перечень практических заданий или сами задания, подобранные таким образом, чтобы у учащихся была возможность выбора уровня сложности (репродуктивный, конструктивный, творческий) и вида заданий (индивидуальных, групповых);

– задания для самопроверки или взаимопроверки, сроки и формы промежуточного контроля.

4. В теории и практике модульного обучения приводится такое соотношение практического материала к теоретическому в модуле: 80% к 20%.

В соответствии с принципом целевого назначения выделяют три типа модулей:

1) познавательные (для изучения основ науки);

2) операционные (для формирования навыков, умений и способов деятельности);

Рекомендуется разделять учебную дисциплину примерно на 10-12 (но не менее 5-6) модулей, исходя из того, что модуль, его оптимальный объем, логически соответствует завершенному разделу учебной дисциплины, на изучение которого отводится, как правило, от 10-12 до 18-20 часов. При этом рекомендуется избегать таких крайностей, как слишком большой или слишком мелкий модуль (что затрудняет усвоение или систематичность знаний у слушателя). Например, в университетах США обычный лекционный курс разделен на 10-12 модулей.

Модульную технологию можно использовать в любой системе обучения, в том числе в экстернате: четкое дозирование учебного материала, информационно-методическое обеспечение с программой логически последовательных действий для обучающегося, возможность осваивать материал в удобное для него время, – все это помогает улучшишь качество и эффективность образовательного процесса в целом.

Модульная программа

Основным средством модульной технологии, кроме модуля как части программного материала учебной дисциплины, является сформированная на основе модулей модульная программа.

Модульная программа – это система средств, приемов, с помощью и посредством которых достигается интегрирующая дидактическая цель в совокупности всех модулей конкретной учебной дисциплины. Она разрабатывается учителем на основе определения основных идей курса.

Исследователи рекомендуют начинать каждый модуль: 1) с входного контроля знаний и умений (для определения уровня готовности обучаемых к предстоящей самостоятельной работе); 2) с выдачи индивидуального задания, основанного на таком анализе. Заданием может быть: например, реферат по результатам анализа знаний, расчетно-графические задания, контрольная работа, тесты, письменные опросы и т.п. Модуль всегда должен заканчиваться контрольной проверкой знаний. Контролем промежуточным и выходным проверяется уровень усвоения знаний и выработки умений в рамках одного модуля или нескольких модулей. Затем – соответствующая доработка, корректировка, установка на следующий «виток», т.е. последующий модуль.

Важный критерий построения модуля – структурирование деятельности обучаемых в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, систематизация. И здесь существуют большие возможности для осуществления проблемного обучения.

На основе сказанного, принципами модульного обучения являются:

1. принцип развития обучающимся своей познавательной деятельности (модуль как часть стержневой учебной информации, осознаваемой им как необходимой);

2. принцип соответствия возможностям и способностям обучающихся;

3. принцип психологической комфортности: создаются благоприятные условия для учащегося в образовательном процессе за счет ритмичности обучения, дифференциации обучаемых по уровню знаний, с другой стороны – реально возможна максимальная самостоятельность в учебе, в создании условий для реализации временных, физических, физиологических и других конкретных возможностей для работы над учебными материалами по усмотрению самого обучающегося – все это минимизирует его стрессовые состояния (или исключает их).

Новый технологический подход требует и новой технологической направленности: предварительное проектирование учебного процесса; в центре внимания оказывается учебно-познавательная деятельность самого обучающегося (успешность обучения в любом случае достигается эффективностью учебной деятельности); диагностичность целесообразности и объективного контроля результатов; целостность учебного процесса как педагогической системы.

При модульном обучении цели формируются в терминах методов деятельности и способов действий обучающихся.

Индивидуализация как вид дифференцированного обучения наиболее полно воплощается в модульном обучении. Важнейшая черта модульного подхода увязана с актуальнейшей задачей – готовить людей, способных, быстро подстраиваясь к изменениям, адаптируясь в новых условиях, принимать адекватные решения и решать задачи.

Ценность модульной системы обучения в том, что она, воспитывая умение самостоятельно учиться, развивает рефлексивные способности.

П.Я. Юцявичене сформулировала восемь принципов данной технологии:

Читайте также:
Как удалить папку с программой если она не удаляется

1. модульность (обучение строится по модулям);

2. деление содержания каждого модуля на обособленные элементы (этот принцип требует деления материала на небольшие, тесно взаимосвязанные «порции»);

3. динамичность (этот принцип обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа или изменения программы обучения);

4. метод деятельности;

6. осознанная перспектива (принцип глубокого осознания учеником близких, средних и отдаленных перспектив учения);

7. разносторонность методического консультирования;

8. паритетность (принцип субъектно-субъектного взаимодействия педагога и учащегося).

1) повышается качество обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков;

2) компетенция определяет необходимые личностные качества;

3) сокращаются сроки обучения;

4) реально осуществляется индивидуализация обучения при реальной возможности создания индивидуальных программ обучения;

5) осуществляется быстрая адаптация учебно-методического материала к изменяющимся условиям, гибкое реагирование.

В качестве сложностей отмечаются: 1) длительные сроки разработки учебных программ, материалов при значительных затратах времени и затратах на тиражирование; 2) необходимость иметь современно оборудованные, оснащенные учебные места; 3) некоторая сложность организации учебного процесса. Но преодоление сложностей зависит в основном от способностей организаторов учебного процесса.

При переходе на модульную систему обучения необходимо создать ряд условий:

– мотивация педагога (повторим, что модульная система требует усилий и затрат времени на разработку и иной системы взаимодействия со студентами);

– готовность учащихся к выполнению самостоятельной учебной и учебно-исследовательской деятельности;

– материальные возможности школы или учащихся в размножении модулей.

Неотъемлемой частью модульной системы обучения является рейтинговая система оценивания.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Рекомендуем для прочтения:

Понятие «неблагополучная семья», ее основные характеристики. Типология неблагополучных семей Многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают.
Виды и функции речи Речь выполняет определенные функции: Рис. 3. Функции речи Функция воздействия заключается в способности человека посредством.
Классификация копинг-стратегий Вопрос об эффективном и неэффективном копинге напрямую связан с понятием копинг-стратегий.
Два уровня власти: федеральный и региональный. Разграничения между предметом ведения и полномочий органов федеральной и региональной власти осуществляется Конституцией РФ.
Социальные группы. Виды социальных групп. Малая социальная группа Важной разновидностью социальных общностей являются социальные группы.

Источник: studopedia.ru

Презентация, доклад по теме Технология модульного обучения

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕМодульное обучение возникло как альтернатива традиционному.Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

  • Главная
  • Разное
  • Презентация по теме Технология модульного обучения

Слайд 1Технология модульного обучения

Технология модульного обучения

Слайд 2МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному.
Сущность модульного обучения состоит в

том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕМодульное обучение возникло как альтернатива традиционному.Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или

Слайд 3Мотивы внедрения в учебный процесс модульной технологии
Гарантированность достижения результатов обучения;
Паритетные

отношения учителя и учеников;
Возможность работы учащихся в парах, в группах;
Возможность общения с товарищами;
Возможность выбора уровня обучения;
Возможность работы в индивидуальном темпе;
Раннее предъявление конечных результатов обучения;
«Мягкий» контроль в процессе освоения учебного материала.

Мотивы внедрения в учебный процесс модульной технологии Гарантированность достижения результатов обучения;Паритетные отношения учителя и учеников;Возможность работы учащихся

Слайд 4 Цель модульного обучения:
Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения,

по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Цель модульного обучения: Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения,

Слайд 5Особенности модульной технологии:
обязательная проработка каждого компонента дидактической системы и наглядное

их представление
четкая структуризация содержания обучения
последовательное изложение теоретического материала
обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний
вариативность обучения
адаптация учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся

Особенности модульной технологии: обязательная проработка каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление четкая структуризация содержания обученияпоследовательное

Слайд 6

соответствии с поставленной целью.
изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули , реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего.
ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю.

Слайд 8Требования к конструированию модульных программ и модулей

Требования к конструированию модульных программ и модулей

Слайд 9 Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой

план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа

Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий,

Слайд 10

Слайд 11В модуль входят:

план действий с указанием конкретных целей

методическое руководство по

достижению указанных целей.

В модуль входят:план действий с указанием конкретных целейбанк информацииметодическое руководство по достижению указанных целей.

Слайд 12Правила составления модуля
входной контроль
Его цель: определение уровня готовности

учащихся к дальнейшей работе.
текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента.
Его цель — выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их.
выходной контроль
Его цель — выявить уровень усвоения модуля с последующей доработкой.

Правила составления модуля входной контроль Его цель: определение уровня готовности учащихся к дальнейшей работе. текущий и промежуточный

Слайд 13Алгоритм составления модуля:
Определение места модульного урока в теме.
Формулировка темы урока.
Определение

и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.
Подбор необходимого фактического материала.
Отбор методов и форм преподавания и контроля.
Определение способов учебной деятельности учащихся.
Разбивка учебного содержания на отдельные учебные элементы и определение цели каждого из них.
Составление модуля данного урока
Тиражирование на каждого ученика

Читайте также:
Все файлы открываются одной программой

Алгоритм составления модуля: Определение места модульного урока в теме.Формулировка темы урока.Определение и формулировка цели урока и конечных

Слайд 14Учебный элемент (УЭ)
это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения

Слайд 15Обязательные учебные элементы
УЭ — 0 — определяет интегрирующую цель по достижению

результатов обучения- чему учащиеся научатся за урок.
УЭ — 1 — выявляет уровень исходных знаний по теме и мотивацию на усвоение содержания и учебную деятельность по овладению новым материалом. Это различного рода интеллектуальные разминки, небольшие тесты, биологические задачи творческого, проблемного характера и т.п.

Обязательные учебные элементыУЭ - 0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения- чему учащиеся научатся за

Слайд 16УЭ — п ( где п- номер следующего учебного элемента)- информационный

Слайд 17Особенности модульных уроков
Каждый такой урок целесообразно начинить с процедуры мотивации- это

Особенности модульных уроковКаждый такой урок целесообразно начинить с процедуры мотивации- это может быть обсуждение эпиграфа к уроку,

Слайд 18Модули должны быть на печатной основе для каждого ученика.
Модульные занятия по

времени должны проводиться на сдвоенных уроках, что создает проблемы с расписанием.
В модульном обучении учитель выступает как организатор обучения. Он управляет процессом обучения, является консультантом и помощником учащихся.
Данная технология — стимул для повышения профессионального мастерства учителя , средство формирования новой педагогической культуры.

Модули должны быть на печатной основе для каждого ученика.Модульные занятия по времени должны проводиться на сдвоенных уроках,

Слайд 19Алгоритм составления модульного урока
1. Формулировка темы урока
2. Определение и формулировка

цели урока и конечных результатов обучения
3. Разбивка учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них
4. Подбор необходимого фактического материала
5. Определение способов учебной деятельности учеников
6. Выбор форм и методов преподавания и контроля
7. Составление модуля данного урока, его распечатка

Алгоритм составления модульного урока 1. Формулировка темы урока2. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения3.

Слайд 20Плюсы модульной технологии:
индивидуальная работа
индивидуальный темп работы
самостоятельность
ответственность
развитие познавательной деятельности

Плюсы модульной технологии: индивидуальная работа индивидуальный темп работысамостоятельность ответственностьразвитие познавательной деятельности

Слайд 21Минусы модульной технологии:

меньше тренируется устная речь ученика
значительная затрата времени при составлении

модульной программы и модульного урока
Отсутствие дидактических материалов

Минусы модульной технологии:меньше тренируется устная речь учениказначительная затрата времени при составлении модульной программы и модульного урока Отсутствие

Слайд 22Выводы:
Ученик — главный работник на уроке. Его учебная деятельность направлена

на образование и формирование своей личности. Главный мотив деятельности учебно-познавательный.

Учитель выступает не как специалист, передающий ученикам новую информацию, а как организатор процесса учения, руководитель самодеятельности учащихся, оказывает им необходимую помощь и поддержку.

Выводы: Ученик - главный работник на уроке. Его учебная деятельность направлена на образование и формирование своей личности.

Слайд 23Спасибо всем за внимание!

Спасибо всем за внимание!

Слайд 24НАПУТСТВИЕ КОЛЛЕГАМ
Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте

две горсти щедрости, посыпьте добротой. Плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути!

Источник: shareslide.ru

Принципы и подходы к проектированию модульной программы

Дидактическая система модуля обучения прогнозируется, проектируется и осуществляется на основе общих и специфических научных принципов. При проектировании модульной программы следует учитывать следую­щие общепринятые принципы:

— компоновка содержания учебного процесса вокруг базовых понятий и методов;

— систематичность и логическая последовательность изложения учеб­ного материала;

— целостность и практическая значимость содержания;

— наглядность представления учебного материала.

К специфическим научным принципам проектирования модульной про­граммы относятся следующие: модульности; структуризации, динамичности; гибкости; паритетности; реализации обратной связи; осознанной перспективы.

Принцип динамичности обеспечивает вариативность модульных про­грамм, изменение их с учетом динамики востребуемых профессий и профес­сиональной специализации обучаемых.

Принцип гибкости определяет построение модульных программ таким образом, чтобы они легко адаптировались к изменяющимся научно-техни-ческим, социально-экономическим условиям, к индивидуальным зако­нам и уровням подготовки обучаемых.

Принцип паритетности предполагает субъект-субъектные отношения между педагогом и обучаемым.

Принцип реализации обратной связи способствует созданию системы контроля и самоконтроля, коррекции и оценки успешности изучения учебного материала модуля.

Принцип осознанной перспективы подчеркивает, что условием успешности обучения является сформированная профессиональная мотивация учения, осознание его близких и далеких перспектив.

В разрабатываемых концепциях подготовки специалистов модульные образовательные программы имеют различный состав и структурное по­строение, представляются в документах по различным формам, но три ос­новных компонента включаются обязательно: целевая содержательная про­грамма; банк информации; методические руководства для обучаемых.

Рас­смотрим краткие характеристики двух подходов.

Модульный учебный план – это модель содержания профессионального образования, состоящая из образовательных блоков (гуманитарного, общенаучного, общетехнического, профессионального), которые структурируются на дисциплины профессионально-обязательные, дисциплины по выбору и факультативы

В основе модульных программ профессионально-обязательных учебных предметов лежат модули, представляющие собой профессионально значимые действия. Для каждой модульной программы учебного предмета составляет­ся пакет обучающих моделей. Существуют три варианта составления пакетов обучающих модулей:

а) применение разработанных и опубликованных в литературе обучаю­щих модулей, их адаптация к конкретным условиям;

б) трансформация накопленного преподавателем учебного и методиче­ского материала в обучающие модули;

в) создание обучающих модулей на проектной основе.

Одним из вариантов системно-деятельностного подхода к модульным технологиям является концепция профессионального обучения «Модули тру­довых навыков» (МТН-концепция), разработанная Международной органи­зацией труда. Для МТН-концепции характерны:

— ориентация на целостное обучение с отсутствием деления на учеб­ные предметы;

— основные функции педагогики: координирующая, консультационная и контролирующая;

— адаптация к индивидуальным потребностям и возможностям обу­чаемого;

— наличие свободного временного фактора.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru