Целевые и государственные научно-технические программы относят к организационным формам реализации государственных приоритетов в инновационной сфере.
Порядок разработки и выполнения научно-технических программ (государственных, региональных и отраслевых, далее – программы), в том числе внесения в них изменений и (или) дополнений, порядок контроля за ходом выполнения программ и приемки завершенных работ определяется Положением о порядке разработки и выполнения научно-технических программ, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 961 с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2007 г. № 1411 и от 12 марта 2009 г. № 305.
Порядок разработки и выполнения межгосударственных научно-технических программ устанавливается международными (межправительственными, межгосударственными) договорами Республики Беларусь.
Программы – это комплекс увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения заданий по проведению фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, завершающихся созданием новой или усовершенствованной технологии, видов товарной продукции или услуг, а также организационно-технических решений производственного, административного, коммерческого или иного характера (далее – инновации), освоением (внедрением) в производстве разработанных инноваций и выпуском на этой основе вновь освоенной продукции (далее – задания программ).
Эффективное продвижение государственных программ
Программы разрабатываются по приоритетным направлениям научно-технической деятельности и могут являться научным обеспечением государственных народнохозяйственных и социальных программ.
Государственная научно-техническая программа (далее – государственная программа) разрабатывается для решения наиболее значимых народнохозяйственных, экологических, социальных и оборонных проблем.
Региональная научно-техническая программа (далее – региональная программа) разрабатывается для решения наиболее значимых научно-технических проблем социально-экономического развития административно-территориальных единиц (регионов).
Отраслевая научно-техническая программа (далее – отраслевая программа) разрабатывается для решения единой научно-технической проблемы социально-экономического развития отрасли.
Программы разрабатываются на период, необходимый для полного достижения поставленных в них целей. При определении срока выполнения программ учитывается трехлетний период выпуска вновь освоенной продукции, созданной на основе разработанных инноваций (далее – вновь освоенная продукция).
Программа может быть монообъектной и составной.
Монообъектная программа – программа, включающая задания по разработке и освоению или внедрению в производстве единой инновации и выпуску на этой основе вновь освоенной продукции.
Составная программа – программа, включающая задания по разработке, освоению или внедрению в производстве ряда инноваций и выпуску на этой основе вновь освоенной продукции.
Изучение ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.
Составная программа может включать подпрограммы, в том числе фундаментальных и прикладных научных исследований. Подпрограмма – это часть программы, направленная на решение самостоятельной научно-технической проблемы в рамках достижения общей цели программы.
Разработка программ и подготовка проектов перечней программ осуществляются на конкурсной основе.
Государственными заказчиками могут выступать:
— государственных и отраслевых программ – республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Генеральная прокуратура, Национальная академия наук Беларуси и Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь;
— региональных программ – облисполкомы и Минский горисполком.
Подготовку проектов перечней государственных и региональных программ осуществляет Государственный комитет по науке и технологиям (далее – ГКНТ), отраслевых программ – их государственные заказчики.
В качестве конкурсных комиссий по проектам государственных программ выступают соответствующие координационные советы по приоритетным направлениям научно-технической деятельности (далее – координационные советы), создаваемые при ГКНТ. Положение о координационных советах и положение о проведении конкурса проектов государственных программ утверждаются ГКНТ.
Конкурсный отбор проектов региональных и отраслевых программ проводят научно-технические советы или другие коллегиальные органы предполагаемых государственных заказчиков, на которые возложены функции координации научно-технической политики в регионе или отрасли.
Разработка проектов программ, представляемых на конкурс, осуществляется по установленным ГКНТ формам.
Проект программы, представляемый на конкурс, должен содержать три раздела.
Первый раздел включает технико-экономическое обоснование, содержащее:
— анализ состояния и мировых тенденций решения соответствующей проблемы, обоснование целей и структуры программы;
— обоснование необходимости разработки инноваций с учетом результатов выполнения государственных программ фундаментальных, ориентированных фундаментальных и прикладных научных исследований и готовности исполнителей к проведению опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, перспектив их освоения в производстве с указанием организаций, которыми эти инновации могут быть освоены, а также перспектив выпуска вновь освоенной продукции;
— анализ необходимых конструкторско-технологической и производственной базы, научного и кадрового потенциала с указанием наличия у исполнителей опыта для решения проблем, поставленных в программе, а также имеющихся или полученных ими результатов работ, завершенных в рамках государственных программ фундаментальных, ориентированных фундаментальных и прикладных научных исследований, которые взяты за основу для проведения планируемых опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, и необходимость проведения новых научных исследований;
— оценку принципиальной новизны и конкурентоспособности предлагаемых к разработке инноваций, соответствия их экологическим и иным показателям и требованиям международных стандартов;
— прогноз социально-экономической эффективности предлагаемой программы, включающий оценку решения важнейших государственных (отраслевых, региональных) проблем, а также расчеты показателей эффективности от реализации каждого задания программы;
— обоснование потребности в финансовых ресурсах и предлагаемых источников финансирования;
— обоснование выбора государственного заказчика и головной организации – исполнителя программы.
Положение о головной организации – исполнителе программы утверждается в установленном порядке ГКНТ.
Второй раздел включает предварительный перечень проектов заданий по проведению опытно-конструкторских и опытно-технологических работ (включая обязательные патентные исследования) с учетом результатов, полученных в рамках государственных программ фундаментальных, ориентированных фундаментальных и прикладных научных исследований по разработке новых технологий, материалов, технических, программных и других средств, иных инноваций, перечень проектов заданий на выполнение научно-исследовательских работ, проводимых государственным заказчиком программы в рамках государственных программ прикладных научных исследований, а также проектов заданий по научно-организационному сопровождению программы. Работы, выполняемые в рамках данного раздела программы, финансируются за счет средств республиканского, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Проекты заданий второго раздела должны также включать работы по подготовке и постановке инноваций на производство и их освоению в производстве, которые финансируются за счет внебюджетных источников, а также средств государственных целевых бюджетных фондов.
Срок выполнения заданий второго раздела ограничивается, как правило, пятью годами.
Третий раздел включает проекты заданий по выпуску вновь освоенной продукции, разработанной в рамках второго раздела программы, которые финансируются за счет внебюджетных источников, а также средств государственных целевых бюджетных фондов.
Срок выполнения заданий третьего раздела ограничивается, как правило, тремя годами.
Проекты перечней государственных и региональных программ по представлению ГКНТ рассматриваются Комиссией по вопросам государственной научно-технической политики при Совете Министров Республики Беларусь и утверждаются Советом Министров Республики Беларусь в установленном порядке.
Проекты перечней отраслевых программ после рассмотрения коллегиями или другими коллегиальными органами государственных заказчиков согласовываются с ГКНТ и утверждаются их государственными заказчиками.
В перечне по каждому проекту программы указываются:
— основная цель программы;
— государственный заказчик и головная организация – исполнитель программы;
— прогнозируемые объемы и источники финансирования по годам.
На основании утвержденных перечней программ проводится конкурс проектов заданий соответствующих программ и их государственная научно-техническая экспертиза, в ходе которых осуществляется выбор и оценка наиболее эффективных вариантов выполнения заданий.
Проекты заданий, представляемые на конкурс и государственную научно-техническую экспертизу, подлежат согласованию с республиканскими органами государственного управления, в интересах которых разрабатываются инновации.
В качестве конкурсных комиссий по проектам заданий программ выступают научно-технические советы по программам, составы которых утверждаются государственными заказчиками соответствующих программ по согласованию с ГКНТ.
Положения о конкурсе проектов заданий программ, научно-технических советах по программам утверждаются в установленном порядке ГКНТ.
Государственная научно-техническая экспертиза проектов заданий программ организуется и проводится в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
По результатам конкурсного отбора и государственной научно-технической экспертизы проектов заданий программы государственный заказчик формирует ее в окончательном виде. Государственные программы утверждаются ГКНТ, региональные и отраслевые программы утверждаются государственными заказчиками программ после согласования с ГКНТ.
Сегодня в Республике Беларусь действует Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 136.
Основание для разработки — решение Комиссии по вопросам государственной научно-технической политики при Совете Министров Республики Беларусь (протокол от 8 июня 2006 г. № 05/47пр).
Государственный заказчик – координатор — Государственный комитет по науке и технологиям.
— создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной, социально ориентированной экономики Республики Беларусь, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие страны и повышение качества жизни белорусского народа;
— построение Национальной инновационной системы Республики Беларусь как эффективной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.
— формирование благоприятной для инноваций экономической, правовой и социально-культурной среды;
— модернизация материально-технической базы производства и социальной сферы на основе новых и высоких технологий;
— достижение качественно нового технологического уклада в отраслях экономики;
— повышение уровня высокотехнологического экспорта, импортозамещения, экономической и энергетической безопасности
— развитие интеллектуального потенциала и творческой активности населения.
Основные направления и мероприятия:
— в области фундаментальных исследований – углубление знаний о природе, человеке и обществе, качество которых должно соответствовать мировому уровню развития науки, а также потребностям развития экономики и социальной сферы Республики Беларусь по утвержденным приоритетным направлениям;
— в области прикладных исследований и разработок — создание передовых технологий и новой конкурентоспособной продукции; развитие программно-целевого метода планирования исследований и разработок с учетом потребностей реального сектора экономики; повышение эффективности выполнения государственных народнохозяйственных, государственных научно-технических программ и инновационных проектов;
— в производственной сфере–приоритетное внедрение инноваций во всех секторах экономики и использование в производстве передовых технологий; стимулирование развития высокотехнологичных производств; инвестирование наиболее перспективных инновационных проектов; повышение инновационной активности и восприимчивости производств; внедрение в производство мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды; усиление инновационных возможностей методами экономического стимулирования отраслевых конструкторских бюро и опытных производств; обеспечение разработки новых импортозамещающих технологий на основе собственной сырьевой базы и создание условий для технологического обновления производства с использованием отраслевого научно-технического потенциала как связующего звена между фундаментальными, прикладными исследованиями и разработками и реальным сектором экономики;
— в аграрном секторе — разработка ресурсо- и энергосберегающих, экологически безопасных технологий, технологических комплексов, сельскохозяйственных машин и оборудования для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции на основе воспроизводства почвенного плодородия, создания новых конкурентоспособных и импортозамещающих сортов растений, удобрений, пород животных, производства новых продуктов питания;
— в области охраны и использования объектов интеллектуальной собственности – создание эффективной многоуровневой системы охраны интеллектуальной собственности и необходимой инфраструктуры, защита перспективных научно-технических разработок в целях недопущения их утечки за рубеж, формирование действенного механизма стимулирования использования объектов интеллектуальной собственности посредством коммерциализации объектов промышленной собственности, авторского и смежных прав;
— в области инновационной деятельности – ускоренные разработка и освоение наукоемкой продукции и передовых технологий, развитие новых институциональных и организационных форм инновационной деятельности (создание центров конкурентоспособности), развитие научного потенциала в крупных организациях и концернах в целях превращения их в саморазвивающиеся конкурентоспособные фирмы; развитие Парка высоких технологий;
— в сфере государственного управления наукой и инновациями — обоснование долгосрочной стратегии развития научно-инновационной сферы, основанной на использовании эффективных форм интеграции науки, производства и образования; усиление целевой ориентации на решение приоритетных для страны задач; стимулирование перспективных разработок государственного значения и совершенствование механизма их отбора; первоочередная поддержка инновационных проектов, выполняемых в рамках государственных народнохозяйственных и государственных научно-технических программ, направленных на расширение экспорта, импортозамещение, ресурсосбережение, совершенствование и обновление наиболее эффективных производств, формирование спроса, в удовлетворении которого отечественная наукоемкая продукция играла бы доминирующую роль; проведение эффективной региональной политики в сфере научно-технической и инновационной деятельности.
Источники финансирования — средства республиканского бюджета, собственные средства организаций, инновационных фондов министерств и других органов государственного управления, республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, Белорусского инновационного фонда, кредитные ресурсы банков, иностранные инвестиции, заемные средства, другие источники в соответствии с законодательством.
Ожидаемые результаты от реализации программы:
— создание базовых компонентов и институциональных структур Национальной инновационной системы Республики Беларусь, укрепление связи науки, образования, производства и рынка в инновационном процессе; создание рынка научно-технической продукции; налаживание механизмов коммерциализации нововведений, включая объекты интеллектуальной собственности; усиление инновационной конкуренции и роли инноваций как основного катализатора инвестиций; обеспечение концентрации финансовых и кадровых ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития отраслей и регионов; удовлетворение спроса реального сектора экономики на инновации;
— выполнение Государственной, отраслевых, региональных программ инновационного развития на 2007 – 2010 годы, разделов инновационного развития бизнес-планов предприятий обеспечит охват инновационной деятельностью практически 100 процентов предприятий реального сектора экономики;
— активизация инновационного развития национальной экономики, концентрация усилий на разработке и внедрении новых конкурентоспособных видов продукции, новейших ресурсосберегающих, экологически чистых технологий, эффективных форм организации производства и труда; расширение инфраструктуры инновационной деятельности; увеличение финансовых затрат на исследования и разработки за счет всех источников в 2,5 – 3 раза; достижение увеличения до 18 — 20 процентов выпуска новой продукции в промышленности, до 70 процентов удельного веса сертифицированной по международным стандартам промышленной продукции;
— проведение модернизации экономики на основе технологических инноваций в соответствии с потребностями внутреннего и внешнего рынков; завершение расширения и реконструкции, реструктуризации важнейших экспортоориентированных и импортозамещающих производств, а также традиционных жизненно важных объектов национальной экономики на основе внедрения современных технологий и техники; создание новых предприятий и прогрессивных производств по выпуску наукоемкой продукции, которые обеспечивают прирост новой и инновационной продукции, экспорта, импортозамещения, выпуск сертифицированной продукции по международным стандартам.
Источник: studfile.net
Требования к содержанию гос. программы
Гос. программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов гос. политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей гос. политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.
Гос. программа включает в себя федеральные целевые программы и подпрограммы, содержащие в том числе ведомственные целевые программы и основные мероприятия органов гос. власти (далее — подпрограммы).
Разработка и реализация гос. программы осуществляются федеральным органом исполнительной власти либо иным главным распорядителем средств федерального бюджета, определенным Правительством РФ в качестве ответственного исполнителя гос. программы (далее — ответственный исполнитель), совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными главными распорядителями средств федерального бюджета — соисполнителями гос. программы (далее — соисполнители) и (или) участниками гос. программы.
Соисполнителями являются федеральные органы исполнительной власти и (или) иные главные распорядители средств федерального бюджета, являющиеся ответственными за разработку и реализацию подпрограммы (подпрограмм) или государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) федеральной целевой программы, входящей в состав гос. программы.
Участниками гос. программы являются федеральные органы исполнительной власти и (или) иные главные распорядители средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, участвующие в реализации одного или нескольких основных мероприятий подпрограммы либо ведомственной целевой программы (ведомственных целевых программ), и (или) государственные заказчики федеральных целевых программ, входящих в состав государственных программ, не являющиеся соисполнителями.
Гос. программа подлежит общественному обсуждению и предварительному обсуждению на заседаниях общественных советов ответственных исполнителей и утверждается актом Правительства РФ.
Требования к содержанию гос. программы
Государственные программы разрабатываются исходя из положений концепций долгосрочного социально-экономического развития РФ и основных направлений деятельности Правительства РФ на соответствующий период, федеральных законов, решений Президента РФ и Правительства РФ.
Гос. программа содержит:
а) паспорт гос. программы;
б) паспорта подпрограмм;
в) паспорта федеральных целевых программ;
г) приоритеты и цели гос. политики, в том числе общие требования к политике субъектов РФ в соответствующей сфере;
д) перечень и характеристики основных мероприятий гос. программы и ведомственных целевых программ с указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с целевыми индикаторами и показателями гос. программы;
е) основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и (или) ожидаемых результатов гос. программы с указанием основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов;
ж) перечень и сведения о целевых индикаторах и показателях гос. программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с целевыми индикаторами и показателями гос. программы;
з) информацию по финансовому обеспечению гос. программы за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ (с расшифровкой по главным распорядителям средств федерального бюджета, федеральным целевым программам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации гос. программы);
и) в случае заключения долгосрочных государственных контрактов на поставку товаров, предельные объемы средств федерального бюджета на исполнение долгосрочных государственных контрактов в целях реализации основных мероприятий гос. программы
к) правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в рамках гос. программы (в случае, если в гос. программе предполагается предоставление таких субсидий).
При подготовке гос. программы разрабатываются следующие дополнительные и обосновывающие материалы:
а) характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития РФ, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации гос. программы с предложениями о мерах по их минимизации;
б) прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития РФ и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации гос. программы;
в) прогноз ожидаемых результатов гос. программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
г) обоснование набора подпрограмм и федеральных целевых программ;
д) описание мер государственного регулирования в сфере реализации гос. программы;
е) обоснование необходимых финансовых ресурсов на реализацию гос. программы, а также оценка степени влияния выделения дополнительных объемов финансирования на показатели (индикаторы) гос. программы (подпрограммы), в том числе на сроки и ожидаемые непосредственные результаты реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограмм;
ж) характеристика соответствующей сферы социально-экономического развития в субъектах РФ, в том числе информация о прогнозных расходах субъектов РФ в случае их участия в разработке и реализации гос. программы, а также перечень реализуемых ими мероприятий;
з) методика оценки эффективности гос. программы;
и) в случае оказания федеральными государственными учреждениями государственных услуг юридическим и (или) физическим лицам — прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации гос. программы;
к) в случае использования налоговых, таможенных, тарифных, кредитных и иных инструментов — обоснование необходимости их применения для достижения цели и (или) ожидаемых результатов гос. программы с финансовой оценкой по этапам ее реализации;
л) в случае реализации в соответствующей сфере социально-экономического развития РФ инвестиционных проектов, исполнение которых полностью или частично осуществляется за счет средств федерального бюджета, — информация об указанных проектах;
м) в случае участия в реализации гос. программы государственных корпораций, открытых акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов — соответствующая информация, включающая данные о прогнозных расходах указанных организаций на реализацию гос. программы;
н) в случае реализации в соответствующей сфере социально-экономического развития приоритетного национального проекта — характеристика целей, задач и мероприятий приоритетного национального проекта, а также сведения об их ресурсном обеспечении;
о) сведения о порядке сбора информации и методике расчета показателей (индикаторов) гос. программы;
п) дополнительные сведения по подпрограммам гос. программы.
Требования к содержанию, порядку разработки и реализации федеральных целевых программ, включенных в государственную программу, а также ведомственных целевых программ, включенных в подпрограмму, определяются Правительством РФ.
Целевые индикаторы и показатели гос. программы должны количественно характеризовать ход ее реализации, решение основных задач и достижение целей гос. программы, а также:
а) отражать специфику развития конкретной области, проблем и основных задач, на решение которых направлена реализация гос. программы;
б) иметь количественное значение;
г) непосредственно зависеть от решения основных задач и реализации гос. программы;
д) отвечать иным требованиям, определяемым в соответствии с методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ, которые утверждаются Министерством экономического развития РФ по согласованию с Министерством финансов РФ
е) отражать основные параметры государственного задания в части качества и объема предоставляемых государственных услуг.
В перечень целевых индикаторов и показателей гос. программы подлежат включению показатели, значения которых удовлетворяют одному из следующих условий:
а) рассчитываются по методикам, принятым международными организациями;
б) определяются на основе данных государственного (федерального) статистического наблюдения, в том числе в разрезе субъектов РФ (групп субъектов РФ);
г) рассчитываются по утвержденным федеральными органами исполнительной власти методикам, приведенным в дополнительных и обосновывающих материалах к гос. программе.
В случае если гос. программа направлена на достижение целей и решение задач по вопросам, относящимся к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, в рамках гос. программы может быть предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию государственных программ субъектов РФ, направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам.
Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в рамках федеральных целевых программ осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
В случае если гос. программа направлена на достижение целей, относящихся к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, гос. программа содержит в том числе обоснование состава и значений целевых показателей и индикаторов гос. программы, характеризующих достижение ожидаемых результатов по этапам ее реализации по субъектам РФ либо группам субъектов РФ. В состав дополнительных и обосновывающих материалов включаются:
а) описание мер по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ для достижения целей и ожидаемых результатов гос. программы, в том числе путем реализации государственных программ субъектов РФ, цели и задачи которых соответствуют гос. программе;
б) прогнозируемый объем расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на реализацию программ субъектов РФ, цели и задачи которых соответствуют гос. программе, с оценкой его влияния на достижение целей и ожидаемых результатов гос. программы.
Оценка планируемой эффективности гос. программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки и осуществляется в целях оценки планируемого вклада результатов гос. программы в социально-экономическое развитие и обеспечение национальной безопасности РФ.
Обязательным условием оценки планируемой эффективности гос. программы является успешное (полное) выполнение запланированных на период ее реализации целевых индикаторов и показателей гос. программы, а также мероприятий в установленные сроки. В качестве основных критериев планируемой эффективности реализации гос. программы применяются:
а) критерии экономической эффективности, учитывающие оценку вклада гос. программы в экономическое развитие РФ в целом, оценку влияния ожидаемых результатов гос. программы на различные сферы экономики РФ. Оценки могут включать как прямые (непосредственные) эффекты от реализации гос. программы, так и косвенные (внешние) эффекты, возникающие в сопряженных секторах экономики РФ;
б) критерии социальной эффективности, учитывающие ожидаемый вклад реализации гос. программы в социальное развитие, показатели которого не могут быть выражены в стоимостной оценке.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования
1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ;
3) возможность формирования основных профессиональных образовательных программ различных уровней сложности, профилей и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, а также потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах;
4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются по уровням образования либо по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, а также по областям и видам профессиональной деятельности, утверждаемым в соответствии с трудовым законодательством.
5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.
6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
7. Утратил силу с 1 сентября 2021 года. — Федеральный закон от 26.05.2021 N 144-ФЗ.
8. Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям и специальностям среднего профессионального образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим специальностям и направлениям подготовки высшего образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.
8.1. Обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) осуществляется по научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.
9.1. Федеральные государственные требования устанавливаются:
1) к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;
2) к минимуму содержания дополнительных предпрофессиональных программ, структуре и условиям их реализации, срокам обучения по этим программам уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», образовательные организации высшего образования, осуществляющие образовательную деятельность на территории инновационного центра «Сколково» и территориях инновационных научно-технологических центров, а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
11. Образовательные организации высшего образования, указанные в части 10 настоящей статьи, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно устанавливаемые требования, которые не могут быть ниже федеральных государственных требований.
Источник: www.zakonrf.info