Требования к авторским программам

Наличие авторских программ в ДОО свидетельствует об инновационном потенциале педагогического коллектива, но не всегда о его профессиональной компетенции и педагогическом мастерстве. Это связано с тем, что в процессе их создания иногда не учитывается, что объективно не было необходимости в разработке таких программ: педагогический коллектив «в целом» устраивали имеющиеся образовательные программы и используемые технологии, официально считалось, что они соответствуют виду ДОО и его специфике, а также профессиональным возможностям педагогов и уровню развития воспитанников. Такой переход — с уровня функционирования и использования чужих программно-методических материалов, адаптации имеющихся методик воспитания, развития и коррекции в рамках рабочих программ на уровень инновационных разработок специалистов и воспитателей, обобщения и распространения собственного педагогического опыта — достаточно трудоемкий.

Поэтому прежде, чем начать что-либо делать в данном направлении, нужно попытаться ответить на следующие вопросы (по Д. Г. Левитесу [1] ):

Авторская программа — показатель творческого роста учителя

  • [1] Левитес Д. Г. Автодидактика: теория и практика конструирования собственныхтехнологий обучения. М. ; Воронеж, 2003.

Источник: studme.org

АВТОРСКИЕ программы. Инновации и авторские модели в образовании Диапазон авторских моделей весьма широк. По существу, любой реальный педагогический процесс. — презентация

Презентация на тему: » АВТОРСКИЕ программы. Инновации и авторские модели в образовании Диапазон авторских моделей весьма широк. По существу, любой реальный педагогический процесс.» — Транскрипт:

2 Инновации и авторские модели в образовании Диапазон авторских моделей весьма широк. По существу, любой реальный педагогический процесс является авторским, так как несет на себе «печать» его субъекта. Однако на практике далеко не каждая модель получает название авторской. Авторской педагогической моделью называют созданный автором учебно-воспитательный процесс (или его часть), представляющий оригинальную, новую для данных условий образовательную практику.

3 Авторские программы Одной из наиболее часто встречающихся авторских моделей являются авторские программы по учебным предметам. Авторская программа — это спроектированный самим учителем (автором) на основе собственной методической концепции учебно-воспитательный процесс, предназначенный для обновления школьного образования и получения определенных (повышенных) результатов. Вопрос о признании программы авторской состоит в определении степени новизны и оригинальности, соответствия ее современным научным и практическим требованиям.

6 К дополнительным материалам относятся: тематическое планирование с краткими рекомендациями по изложению материала, методам и формам обучения; указатель межпредметных связей; списки рекомендуемой литературы для учителя и для учащихся; методические рекомендации по реализации или экспериментальной проверке программы.

Требования к реализации образовательных программ

7 Концепция авторской программы имеет принципиально важное значение, ибо выражает методологию деятельности педагога по ее реализации. В нее входят: философские, мировоззренческие позиции автора; используемые психологические и педагогические идеи, технологии; социально-педагогическое осмысление предлагаемых изменений; методические и иные определяющие положения.

8 Принципы демократизма, гуманизма, развития, творчества, сотрудничества

9 Рекомендуемая литература 1. Адамский А. С Дону выдачи нет // Первое сентября ноября. 2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — М., Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., Байбородова Л.В., Паладьев С.Л.

Читайте также:
Программы для записи песен в домашних условиях

Педагогическая концепция и программа развития школы-комплекса, пути их реализации. — Ярославль, Балабан М. Школа-парк // Первое сентября II февраля. 6. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., Беспалько В.П.

Слагаемые педагогической технологии. — М., Богуславский М. К.Н.Вентцель — Соблазн свободного воспитания // Педагогический вестник Бударный А. Принципиально новая организация открывает путь к реальной перестройке процесса обучения в школе // Народное образование Буланова М.Б. Повседневные неожиданности // Первое сентября января. 11. Волков И.П. Цель одна — дорог много. — М., Волович М.Б.

Наука обучать (технология преподавания математики). — М., Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. -М., Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика. — Киев, Долгова Л.М. Свободная школа графа Толстого. Второе пришествие // Первое сентября ноября. 16. Дреер А. Преподавание в средней школе США. — М., Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. — М., Дьяченко В.К.

Устав новой школы Российской Федерации // Народное образование Журавлев И.К. Дидактические основы построения учебного предмета. — М., Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. — М., Занков Л.В. Избранные педагогические труды. — М., Захаренко А.А. Село и школа // Народное образование К психолого-педагогической концепции провинциального колледжа / Под ред.

М.В.Груздева. — Ярославль, Каспржак А.Г. Педагогическая гимназия. — М., 25. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, Кларин М.В. Педагогическая технология. — М., 1989.

10 Рекомендуемая литература 27. Кондрашов В и др. Школа-театр // Первое сентября июля. 28. Конкурс «Школа года» // Педагогический вестник Концепция общего среднего образования. — М., Корчак Я. Воспитание личности. — М., Кочетов А.И. и др.

Эксперимент по программе воспитательной работы школы. — Ярославль, Крайнева Э. Концепция школы-гимназии // Народное образование Красноярская школа «Универс» // Первое сентября февраля. 34. Кубраков Г.М. По заветам Макаренко. — М., Кудрявцев П.О. Проблемное обучение. Истоки и сущность. -М.: Знание, Курганов С.Ю.

Ребенок и взрослый в учебном диалоге. — М., Лазарев B.C., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. — М., Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. — М., Макаренко А.С. Флаги на башнях. Педагогическая поэма. -М., Менчинская Н.А.

Проблемы учения и умственного развития. — М., Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. — Волгоград, Московская новая гуманитарная школа // Первое сентября июля. 43. Нойман Р.А. Альтернативная школа в США // Первое сентября июля. 44. Педагогический поиск. — М., Плохое свое лучше чужого хорошего // Первое сентября апреля.

46. Положение о II Всероссийском конкурсе авторских дополнительных образовательных программ и проспектов пособий к ним. -М Положение о педагогическом изобретении

11 Рекомендуемая литература // Народное образование , , Праздник новых идей // Первое сентября августа. 49. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. — М., Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. — Ярославль: ИПК ПиРРО, Селевко Г.К., Басов А.В.

Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование. — Ярославль, Селевко Г.К., Бройде Б.А., Артамонова Р.Б. Дифференциация обучения. Учебно- воспитательный комплекс вариативного образования на базе сша Ярославль, Селевко Г.К., Короткова 3.П. Рыбинский гуманитарно-музыкальный комплекс. — Ярославль- Рыбинск, Селевко Г.К., Тихомирова Н.К., Закатова И.Н.

Читайте также:
Отзывы программа домашняя бухгалтерия

Культурологический социально-педагогический комплекс. — Ярославль, Сироткина Е. Другое пространство // Первое сентября июня. 56. Стройный хор в унисон с природой (авторская школа «Лестница») // Первое сентября июня. 57. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. — Избранные пед. сочинения, т.2. — М., Тихомирова Н.К.

Система воспитательной работы на основе программы. — М., Томская школа «Эврика-развитие» // Первое сентября апреля. 60. Тубельский А.Н. Размышления в конце (Школа самоопределения) // Первое сентября мая. 61.

Уланов. Российская школа в европейском контексте // Директор школы Френе С. Избранные педагогические сочинения. — М., Фридман Л.М. Психологическая наука — учителю. — М., Фрумин

12 Рекомендуемая литература И. Судьба будущей школы // Первое сентября декабря. 65. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. — М.: Народное образование, Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. — М., Шацкий С.Т. Работа для будущего. — М., Школа «Диалог культур» // Учительская газета ноября. 69. Школа «Муми-Тролль» // Первое сентября января. 70.

Школа Монтессори // Первое сентября октября. 71. Штайнер P. Методика обучения и предпосылки воспитания. — М., Щетинин М.П. Объять необъятное. — М., Щукина Г.И., Пидкосистый П.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса.- М., Эльконин Д.Б., Занков Л.В. Проблемы развивающего обучения. — М., Этика партнерства (авторская школа совместной деятельности) // Первое сентября июня.

76. Ямбург Е.А. Школа для всех. — М., 1996.

14 Титульный лист включает: 1) наименование и адрес организации образования для одаренных детей; 2) Ф.И.О., должность автора (авторов) авторской программы; 3) название авторской программы; 4) год составления авторской программы; 5) где, когда и кем утверждена авторская программа.

15 Пояснительная записка раскрывает: 1) направленность; 2) новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; 3) цель и задачи; 4) отличительные особенности; 5) ожидаемые результаты и способы их проверки; 6)формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции).

16 Учебно-тематический план авторской программы включает: перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Содержание авторской программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).

17 Методическое обеспечение авторской программы включает в себя описание: форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); приемов и методов организации учебно- воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий; форм подведения итогов по каждой теме или разделу.

18 Документ должен быть набран в текстовом редакторе MS Word Times New Roman (межстрочный интервал — одинарный, размер шрифта — 14, поля — 25 мм).

Источник: www.myshared.ru

Требования к авторским программам

Примерные требования к педагогическому проекту

Под педагогическим проектом понимается авторская разработка, направленная на решение конкретной педагогической проблемы в течение ограниченного промежутка времени с помощью специально разработанной системы средств.

Педагогический проект может быть выполнен одним педагогом или группой. При защите должна быть указана роль аттестуемого в разработке проекта.

Примерная структура педагогического проекта

  • Формулировка проблемы (предполагает обоснование актуальности заявленной проблемы, как для автора проекта, так и для образовательного учреждения, в котором автор работает);
  • Проблемный анализ деятельности (предполагает анализ деятельности автора с точки зрения заявленной проблемы);
  • Средства решения проблемы, которые планирует использовать автор проекта для разрешения заявленной проблемы:
Читайте также:
В файлах могут храниться данные тексты сообщения программы

1) содержательные;

2) учебно-методические;

3) организационно-структурные (некоторые из перечисленных средств могут отсутствовать в проекте);

  • Масштаб решения проблемы (предполагает указание временных сроков реализации проекта (например, 3 года, но не менее 2 лет) и указания конкретных групп учащихся, на которых будет реализовываться данный педагогический проект);
  • Характеристика имеющегося опыта (предполагает подробное описание имеющегося у автора опыта, на который он собирается опираться при решении заявленной проблемы);
  • Критерии реализации проекта (качественные, количественные), которые должны быть прописаны автором в проекте;
  • Этапы реализации проекта и планируемые результаты на каждом из этапов;
  • Негативные последствия реализации проекта и механизмы их предотвращения или компенсирования (данный пункт не является обязательным);
  • Необходимая система обеспечения реализации проекта.

Защита проекта

При защите проекта оцениваются:

— способность анализировать актуальную ситуацию, выявлять проблемы и возможные пути для их преодоления, потенциальные ресурсы;

— способность конкретизировать абстрактную идею на конкретном материале и представить ее в организационно-деятельной форме;

— знания аттестуемого в области новых педагогических или управленческих технологий;

— оформление проекта, соответствие стандартам, требованиям, структурирование текста, качество выполнения схем, таблиц, рисунков, полнота библиографии.

Характеристика проектов и этапы их реализации

Проекты могут быть монопредметными (моноаспектными) и комплексными. Монопредметный (моноаспектный) проект посвящен одному учебному предмету или одному аспекту деятельности. Комплексный проект охватывает многие сферы педагогической или управленческой практики. Реализация проекта включает несколько этапов:

Теоретическое обоснование проекта. Данный этап предполагает анализ научной литературы (концепций, фактов) с целью выявления перспективных идей, нуждающихся в проектном воплощении. Теоретическое обоснование представляет собой небольшое реферативное исследование, посвященное проектной тематике.

Практическое обоснование проекта. Данный этап направлен на исследование актуальной ситуации, требующей изменений. Для анализа ситуации выделяются нуждающиеся в исследовании параметры, подбираются методы и методики, позволяющие собрать фактический материал. Производится сбор и статистическая обработка полученного материала, показывающая существующие закономерности и тенденции развития актуальной ситуации. На основе выявленных тенденций определяются новые направления развития, учитывающие все виды актуальных ресурсов (материально-технические, кадрово-психологические, финансовые, методические, организационные).

Апробация проекта . Апробация проекта направлена на выработку промежуточных целей и программы практической реализации проекта. Апробация проекта завершается написанием текста программы (обозначение основных направлений реализации проекта с учетом опыта апробации) и плана практических мероприятий по внедрению проекта в жизнь.

Практическая реализация проекта. Производится реализация плана и программы намеченных мероприятий. На данном этапе обычно проводится мониторинг, дающий информацию о процессах изменения, происходящих в исследуемом объекте (образовательном учреждении, классе/группе, уроке/занятии).

Подведение итогов после завершения проекта (если проект завершен) . Для подведения итогов обычно берутся те же параметры, которые использовались при изучении допроектной ситуации. Сравнение результатов по данным параметрам дает информацию об эффективности проекта. По итогам проекта пишется отчет с подробным анализом происшедших изменений с выявлением позитивных и негативных тенденций развития.

Критерии оценки педагогического проекта

№ п/п

Название критериев оценки

Баллы по критерию

Источник: ddtufa.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru