Индивидуальная образовательная траектория (маршрут).
Одной из задач современной школы является развитие личности и поддержка индивидуальности школьника. Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность может проявляться в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.
Для достижения поставленных целей используется индивидуализация. Под индивидуализацией понимается создание системы многоуровневой подготовки учащихся, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимально раскрыть потенциалы и способности.
Формой индивидуализации является индивидуальная образовательная траектория или индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальная образовательная траектория — это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.
Индивидуальные траектории
Индивидуальный образовательный маршрут – это временная последовательность реализации образовательной деятельности школьника. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных потребностей и задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, перечень видов работы.
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой последовательность дополнительных образовательных предметов (элективных курсов), свободной работы, внеурочной деятельности, в том числе дополнительного образования, выстроенная рядом (параллельно) с блоком обязательных образовательных предметов, в которой освоение учебной информации обучаемыми проходит в тесном контакте с педагогами.
Основные характеристики индивидуальной образовательной траектории:
Индивидуальная – не означает только «один на один» с учителем. Важно найти такой учебный материал, организовать такие формы взаимодействия, которые будут способствовать личной инициативе, проявлению, становлению индивидуальности.
Образовательная – значит способствующая формированию знаний, умений, пониманию мира и себя в этом мире.
Траектория – след от движения, накопление различного учебного, социального и образовательного опыта.
В наиболее общем виде выделяют три типа траекторий, отражающие ведущую направленность обучающегося:
— траектория адаптивного типа требует использования образования для подготовки школьника к современной социоэкономической и культурной ситуации;
— траектория развивающей направленности характеризуется широким развитием возможностей, способностей и всего творческого потенциала человека, получающего образование;
Индивидуальная образовательная траектория – как ее построить?
— траектория созидательной направленности включает в себя не только развитие особенностей и возможностей, но и целенаправленное их использование для преобразования, «построения» себя, собственного образования, карьеры, жизни.
Основная задача педагога – создать вариативную образовательную среду, предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.
Образовательная среда чаще всего характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсным потенциалом) и структурированностью (способами организации).
Образовательная траектория ребенка обусловлена ранее полученными знаниями и умениями в первую очередь на уроке.
Основные элементы создания траектории:
— Ориентиры — определение предполагаемого конечного результата деятельности учащихся и педагогов в качестве ориентиров для осуществления образования. Формулировка целей.
— Образовательная среда — естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать его продуктивную деятельность.
— Импульс — запуск механизма «самодвижения» ученика и учителя (мотивация), связанного с осмыслением деятельности, самопознанием, ценностными ориентациями и самоуправлением.
— Рефлексивное осмысление — становление «индивидуальной образовательной истории» как сумма значимых «внутренних приращений», необходимых для непрерывного образовательного движения.
— Портфолио — сумма «образовательных продуктов» ученика, создание которых возможно через выявление и развитие индивидуальных потенциалов и способностей.
Первоначально описываются варианты индивидуального продвижения учащихся, включающие:
1. Обязательные учебные занятия ученика.
2. Занятия по выбору (элективные курсы) ориентированные на расширение, углубление знаний, отработку умений, приобретение практического опыта.
3. Самостоятельную работу.
4. Проектную деятельность.
5. Дополнительное образование.
6. Участие во внеурочной деятельности.
На основе анализа имеющихся вариантов ученик совместно с учителем и родителями формирует индивидуальную учебную программу на четверть, полугодие, учебный год, включающую:
1. Цель обучения (учитывает интересы, возможности, способности ребенка)
2. Обязательный компонент (учебные предметы)
3. Занятия по выбору школьника (элективные курсы)
4. Направление свободной работы
5. Участие в проектной деятельности
6. Участие в исследовательской деятельности
7. Участие в объединениях дополнительного образования
8. Участие во внеурочной деятельности
10. Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика:
— определение смысла деятельности
— постановка личной цели
— формирование плана деятельности
— рефлексия, оценка деятельности
— корректировка или переоценка целей и соответственно маршрута движения
Оформление замысла образовательной программы школьника:
Цель моего образования в школе
Цель моего образования на данном этапе
Что я делаю, потому, что мне интересно (выбираю)
Что бы я хотел делать (заказываю)
Что я делаю, потому, что это необходимо (исполняю норму)
Какие проблемы я вижу в достижении своей цели:
Какие способы и формы обучения я буду использовать для решения проблем
При формировании и реализации индивидуальных образовательных траекторий меняется роль педагогов. Самой актуальной сегодня является тьютор — педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся; индивидуальный научный руководитель; воспитатель.
Технология тьюторского сопровождения предполагает наличие тьютора основная деятельность, которого заключается в организации процесса становления личности школьника, обеспечении освоения «сопровождаемым» содержания, средств и способов деятельности.
Данная технология предполагает совместную деятельность сопровождающего (тьютора) и сопровождаемого по поводу разрешения проблемы практики и включает следующие основные этапы:
1. Выявление проблемы и понимание ее оснований.
2. Поиск путей решения данной проблемы.
3. Разработка плана решения проблемы.
4. Оказание первичной помощи в ходе реализации плана.
Если речь идет о сопровождении деятельности ближайшего периода, то этапы иные:
1. Анализ настоящего состояния деятельности. Выявление достижений, проблем и трудностей.
2. Проектирование деятельности ближайшего периода.
3. Проектирование необходимого и достаточного образования педагога для осуществления данной деятельности.
4. Проектирование и осуществление мероприятий по сопровождению образования и деятельности школьника.
Тьюторское сопровождение – это особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для его осуществления и осмысления (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская).
Тьюторское сопровождение предполагает оказание педагогической поддержки обучающимся при самостоятельной разработке и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (стратегии) (Теров А.А.)
Множественность выборов технологий и адекватных моделей системы сопровождения базируется на исходных положениях адресности «помогающего воспитания». «Помогающее воспитание» как составная часть общественного воспитания, объективно необходимая для создания условий личностного развития школьника, есть специфическая профессиональная деятельность специалистов при решении социально-психологических задач в специально организованных для этого педагогических системах.
При этом процесс сопровождения опирается на организационно-педагогические, технологические и социально-педагогические факторы, а отношения становятся системообразующим фактором всей системы педагогического сопровождения, служат основой целостности моделей, стабилизируя взаимодействия внутри различных компонентов социокультурного пространства.
Источник: studopedia.ru
Выбор студентом образовательной траектории
В СПбГИПСР разработана концепция организации образовательного процесса, ориентированная на индивидуализацию процесса обучения студентов, которая предполагает как вариативность в содержании образовательных программ, так и образовательных маршрутов.
Реализация этой концепции заключается в разработке для каждой программы уникальных образовательных траекторий, доступных для выбора студентам на первом курсе.
Образовательная траектория определяет содержательный аспект обучения. Каждая образовательная траектория отражает один из содержательных аспектов образовательной программы. Таким образом, студенты имеют возможность получить более глубокие знания в той или иной области в рамках образовательной программы. Это достигается за счет закрепления перечня тематик научно-практических работ, которые выполняют студенты в процессе обучения, а также тематики выпускной квалификационной работы (диплома).
За каждой образовательной траекторией закреплены определенные элективные и факультативные дисциплины, которые доступны для изучения студентам, как правило, на старших курсах.
Образовательная траектория определяет характер практической подготовки — базы практики и индивидуальные практические задания определяются для студентов в соответствии с траекторией, которую они выбрали.
Порядок выбора образовательных траекторий
Выбор образовательной траектории осуществляется в первом семестре на первом курсе.
Выбор осуществляется средствами Учебного портала института.
Для выбора образовательной траектории студенты создают заявку в подразделе «Образовательные траектории» раздела «Учебные активности» рабочего кабинета на Учебном портале.
Источник: psysocwork.ru
Индивидуальная образовательная траектория: понятие и задачи
Что это такое? Индивидуальная образовательная траектория – это новый тренд в образовании, который учитывает личные качества учащегося, его потенциал, склонности и запросы. Все это позволяет не просто передать знания, а научить ребенка тому, чем он интересуется больше всего.
Как организовать? Для создания ИОТ необходима работа родителей и педагога. Последний, в свою очередь, отвечает за успешную реализацию траектории и выступает помощником и наставником учащегося.
Оглавление:
- Понятие индивидуальной образовательной траектории
- Компоненты ИОТ
- Организация индивидуальной образовательной траектории педагогом
- Пример использования ИОТ
Понятие индивидуальной образовательной траектории
Перед современным школьным образованием не в последнюю очередь ставится задача учить детей проявлять и развивать свои личностные и индивидуальные качества. Под индивидуальностью подразумеваются некие особенности характера, психики человека, имеющие социальную ценность, делающие людей неповторимыми и непохожими друг на друга.
Всё это достигается путем применения индивидуализации. Имеется в виду многоступенчатый подход к работе с учениками, при котором непременно принимаются во внимание личностные особенности каждого, что позволяет детям в полной мере проявить себя, свои скрытые таланты, способности и возможности.
Индивидуализация реализуется в виде индивидуальной образовательной траектории (индивидуального образовательного маршрута).
Под индивидуальной образовательной траекторией обучающегося понимают именно его направление последовательного личностного развития и роста, где каждый следующий шаг обозначен своими составляющими и целями, а школьник, при содействии педагога, учится действовать самостоятельно, осмысленно, получает ценные жизненные знания и опыт.
Индивидуальный образовательный маршрут – это, собственно, образовательная деятельность школьника, осуществляемая постепенно, шаг за шагом. Потребности и задачи при этом могут быть разными, меняться быстрее или медленнее, что влечет за собой изменение и индивидуального образовательного маршрута. Он, в отличие от учебного плана, делает взаимодействие учителя и ученика более гибким, при том последовательным, расширяет спектр возможных работ и форм реализации поставленных задач.
Как происходит формирование индивидуальной образовательной траектории? Она, в виде дополнения к обязательным образовательным предметам, складывается из внеурочных занятий, свободной деятельности учеников, каких-либо дополнительных (элективных) курсов и т.п. И всё это школьник осваивает как самостоятельно, так и при непосредственном участии и поддержке преподавателя.
Компоненты ИОТ
Две основные составляющие индивидуальной образовательной траектории – это индивидуальный образовательный маршрут (представляющий собой содержательную часть) и выбранные для осуществления процесса образования технологии.
Индивидуальная образовательная деятельность учащегося должна включать в себя следующие важные компоненты:
- смысл выполняемой работы (то есть, отвечать на вопрос «Для чего мне это нужно?»);
- личностную цель (то есть, будущий ценный, значимый результат);
- план действий;
- шаги по исполнению этого плана;
- момент рефлексии (то есть, четкого понимания того, что и зачем делается);
- оценка достигнутых результатов;
- внесение корректив в цели и дальнейшие действия.
Как стать репетитором
и получать дополнительный
доход до 100 000 рублей в месяц
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.
Стать репетитором намного проще, чем вам кажется. Главное — правильно организовать учебный процесс. Инструкция поможет вам избежать 90% ошибок, с которыми сталкиваются педагоги, совершая свои первые шаги в сфере образования.
Как стать репетитором
Получить инструкцию бесплатно
Уже скачали 8673 человека
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.
Вот факторы, под влиянием которых происходит выбор подходящей для того или иного случая индивидуальной образовательной траектории:
- понимание родителями и учеником необходимости результативной образовательной деятельности, индивидуальные потребности, интересы, личностные качества;
- если речь идет об одаренной личности, то образовательные потребности будут выше, и это надо учитывать;
- достаточность имеющихся ресурсов.
В качестве технологического инструмента для движения по ИОМ выступает персональная дополнительная образовательная программа. Чтобы она действовала максимально адресно и полностью выполняла возложенные на нее функции, эта программа должна:
- Давать ученику и его законным представителям право выбора направления образовательной деятельности, темпа её реализации и достижения личных намеченных целей. По сути, механизм самообразования и самореализации как раз и формируется, исходя из составленной программы, с возможностью на своё усмотрение выбирать основные виды деятельности.
- Адаптироваться в случае изменения требований.
- Быть максимально индивидуализированной (касательно целей, содержания, применяемых технологий) и подстроенной под запросы, особенности и потребности конкретного одаренного индивидуума.
- Способствовать развитию способностей детей, делать этот процесс максимально творческим, интересным и продуктивным.
Далее перечислены компоненты, из которых осуществляется построение индивидуального образовательного маршрута:
- Целевой компонент: формирование цели индивидуальной образовательной траектории и, собственно, образования, с учетом действующих стандартов (утвержденных на государственном уровне), запросов и мотивов учащегося.
- Содержательный компонент: подбор и системное группирование намеченных к изучению учебных предметов, с установлением необходимых связей как внутри этих предметов, так и между ними, а также между циклами образовательного процесса.
- Технологическая составляющая: подбор обучающих и воспитательных методик, технологий, систем и подходов.
- Диагностика: определение подходящих способов диагностики.
- Организационно-педагогическая составляющая: как именно будет осуществляться движение к намеченным педагогическим целям.
Задачи педагога как организатора учебно-воспитательного процесса здесь следующие:
- Придание педагогическому процессу ясной и четкой структуры: формирование целей, мотивации, персонального образовательного маршрута с учетом запросов ребенка и особенностей существующей образовательной среды.
- Обеспечение сопровождения: содействие учащемуся на протяжении всего индивидуального образовательного маршрута.
- Осуществление регулирования образовательного процесса путем подбора подходящих видов деятельности.
- Формулировка предполагаемых результатов.
Организация индивидуальной образовательной траектории педагогом
Рассмотрим поэтапное описание действий преподавателя, направленных на организацию учебного процесса и построение плана индивидуальной образовательной траектории по выбранному разделу, теме или области знаний.
Учитель определяет уровень развития учеников и степень проявления индивидуальных качеств характера, с учетом того, какую именно сферу (или её отдельное направление) предстоит изучать. Необходимо выявить, какой именно объём навыков и знаний уже есть у каждого, какие мотивы движут детьми, кому какая деятельность больше по душе, какие методологии и формы проведения уроков предпочтительнее.
Каждый ученик выделяет и формулирует для себя главные аспекты намеченной для изучения темы, вычленяет в ней значимые образовательные объекты. То же самое проделывает и преподаватель.
Выработка личностного подхода к выбранной образовательной области знаний (или теме). Задача каждого ученика – вычленить здесь фундаментальные объекты, связанные с ними вопросы и проблемы, а затем определить собственное, личностное отношение к ним, понять для себя степень их значимости, разобраться, будет ли он (ученик) своей дальнейшей деятельностью оказывать на всё это влияние (и если да, то какое).
Основные аспекты будущей деятельности, требующие особого внимания, и ученику, и учителю следует зафиксировать и подобрать подходящие технологии и формы для ведения дальнейших действий.
Ученик (каждый – для себя) составляет собственную программу обучения, принимая во внимание и общие фундаментальные темы, и выбранные «свои». Данная программа рассчитывается на конкретный временной промежуток и представляет собой продукт оргдеятельного типа.
Она призвана подталкивать ученика к максимальному раскрытию своих внутренних личностных качеств и возможностей. Оценка результатов оргдеятельности осуществляется по аналогии с оценкой предметных знаний (теми же методами диагностики и контроля).
Параллельное выполнение общей, принятой для всего коллектива программы образования и собственных персональных программ каждого обучающегося. Для этого в каждом отдельном случае отводится конкретный временной отрезок. Например, урок в случае с учениками младших классов либо неделя (и более) для учащихся старшего звена.
На данном этапе обучающийся последовательно шаг за шагом занимается образовательной деятельностью, то есть, ставит цели, составляет план, затем (следуя этому плану) достигает их, рефлексирует, сравнивает, насколько достигнутый результат соответствует целям, выносит оценку собственным действиям.
Ученики выносят на всеобщее обсуждение собственные образовательные продукты, полученные в ходе вышеописанной деятельности. Учитель при этом демонстрирует культурные аналоги личным продуктам (разработанным учениками). В качестве таких аналогов выступают некие идеальные объекты (законы, теории, понятия и прочие элементы познания), взятые из уже накопленного человеческого опыта и объёма знаний.
На данном этапе перед учащимися стоит задача обнаружить в окружающей действительности именно те составляющие (проблемы, вопросы или конечные продукты), которые удалось сгенерировать в ходе движения по своей собственной образовательной траектории.
Рефлексия и оценка результатов. Ученики смотрят, какие были поставлены цели (как коллективные, так и персональные), и что в итоге получилось.
Оценка и самооценка результатов образовательной деятельности (лично каждого учащегося, всего коллектива, и преподавателя тоже) происходит, во-первых, путем рефлексивного осмысливания проделанной работы. А во-вторых, с привлечением существующих методов контроля. Тут необходимо проверить, насколько полно достигнуты поставленные цели, каково качество полученного в итоге продукта. Всё тщательно анализируется, делаются соответствующие выводы.
В целом ученик, планомерно двигаясь по индивидуальной образовательной траектории, получает прекрасные возможности для развития, саморазвития и роста. Сначала он, придерживаясь персональной программы, знакомится с некими фундаментальными основами образования и дает им собственную оценку, а заканчивает формированием уникального личностного мировосприятия, образа жизни и отношения ко всему окружающему.
Пример использования ИОТ
Учащийся средней школы Андрей уже несколько лет член волейбольной команды. Спорт любит, старается попасть и на тренировки, и на уроки, но успеваемость всё же в какой-то момент падает из-за частых отлучек на соревнования. Плюс еще добавилась травма, пришлось её лечить в больнице и снова пропускать школу. В итоге по математике он «съехал», оценки стали совсем плохими, и улучшений не намечалось.
Родители, посовещавшись, решили, что без репетитора не обойтись. Пригласили учителя математики с внушительным опытом работы за плечами. Тот сначала поговорил, вник в ситуацию, посмотрел, какие записи велись в тетрадях, что есть из учебников. А дальше составил для Андрея план индивидуальной образовательной траектории сроком на 2 месяца (3 занятия в неделю по 2 часа каждое).
С репетитором были проработаны все пропущенные темы, он помогал справляться с домашними заданиями, хоть временами материал давался Андрею очень нелегко.
Источник: solncesvet.ru
Доклад на тему «Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов»
методическая разработка
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.
Наряду с понятием «индивидуальная образовательная траектория» существует понятие «индивидуальный образовательный маршрут»
Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностноориентированный подход в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одаренной личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Разработка примерных индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), индивидуальных образовательных маршрутов
В соответствии с концепцией РФ общенациональной системы выявления и развития молодых талантов от 3 апреля 2012 года, которая определяет базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов – «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов».
Сегодня социальный заказ общества на выявление и развитие одаренных личностей в нашей стране требует дополнительных усилий со стороны родителей, педагогов, государства. Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития одаренных личностей, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей.
Многолетние исследования ученых подтверждают тот факт, что умственные возможности людей неравны. И выдающиеся философы древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, насколько существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым человеком. Также давно было замечено, что различия эти часто проявляются уже в детстве. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Одна из целей нашего общеобразовательного учреждения – это создание условий для личностного и профессионального самоопределения обучающегося. Важно то, что общее образование даёт возможности для развития детской одарённости, чем раньше у ребёнка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания уделить их развитию, тем легче ему будет найти своё призвание.
Конечно, мы, и раньше разрабатывали для себя программы по работе с одаренными детьми. В начале этого учебного года на основании приказа отдела образования от 03.10.2018 № 470/02-01 «Об утверждении Положения о краткосрочной образовательной программе дополнительного образования детей в образовательных учреждениях муниципального образования городской округ Джанкой» мы уже официально обеспечиваем разработку и реализацию краткосрочных образовательных программ дополнительного образования.
Об индивидуализации образования упоминается в ряде нормативно — правовых документов РФ:
- «. обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения . Обучение граждан по индивидуальным учебным программам в пределах государственного образовательного стандарта регламентируется уставом образовательного учреждения» (Ст. 50, п. 1 ФЗ РФ ” Об образовании»);
«. Развитие общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования.» («Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» — 2020);
Общество нуждается в одарённых людях, и наша задача ( как части этого общества) состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности обучающихся детей. Для развития одарённому ребёнку необходимы индивидуальные формы обучения и это можно сделать только одним способом – разработать индивидуальную образовательную траекторию (или учебный план), исходя из его возможностей и особенностей.
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.
Наряду с понятием «индивидуальная образовательная траектория»
существует понятие «индивидуальный образовательный маршрут»
Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностноориентированный подход в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одаренной личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Организация личностно-ориентированного образования одаренных учащихся имеет целью реализовать следующие их права и возможности:
– право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе;
– право на личные трактовки и понимание фундаментальных понятий и категорий;
– право на составление индивидуальных образовательных программ;
– право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;
– индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий из тех, которые находятся в соответствии с базисным учебным планом;
– превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов; индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;
– право на индивидуальную картину мира и индивидуальные обоснованные позиции по каждой образовательной области.
Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика – это смысл деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели (предвосхищающий результат); план деятельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка; корректировка или переопределение целей.
Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- возможностями удовлетворить образовательные потребности одаренной личности;
- ресурсными возможностями.
Технологическим средством реализации ИОМ является индивидуальная дополнительная образовательная программа, которая в соответствии с заданной функцией, чтобы стать адресной, должна обладать следующими характеристиками:
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
- целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
- содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
- технологический (определение используемых педагогических
технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
- диагностический (определение системы диагностического
- организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).
При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса:
- структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
- сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
- регулирование (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности);
- результативный (формулируются ожидаемые результаты).
При построении индивидуального образовательного маршрута выделяют несколько этапов:
- Первый этап. Диагностика педагогом уровня развития и степени выраженности личных качеств учащихся.
Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности.
- образовательных потребностей и мотивов;
- предпочитаемых видов деятельности;
- начального уровня количества и качества представлений, знаний и умений;
- особенностей нервной системы и стилей переработки информации и т.д.
Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута, выстраивает систему общих рекомендаций. включающих:
Индивидуальный образовательный план
1. МОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ (Кто я? Какой я?)
Источник: nsportal.ru
Траектория образовательной программы что это
Снежана Кучкильдина
Факультет Истории и права, 3 курс
- Образовательная траектория и её разработчик
- Образовательные траектории в онлайн-обучении
- Особенности труда разработчика образовательных траекторий
Сегодня наряду с уже известными педагогическими специальностями, как, например, педагог-психолог, социальный педагог, мастер производственного обучения и др., появляются и новые, еще зарождающиеся профессии. Одной из таких профессий является разработчик образовательных траекторий.
Образовательная траектория и её разработчик
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – это инновационная образовательная программа, определенная последовательность элементов учебной деятельности, направленной на реализацию личностного потенциала каждого конкретного ученика в соответствии с их возможностями, способностями, интересами, при консультирующей, координирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями [3].
В сравнении с понятием «индивидуальный образовательный маршрут», значение термина «индивидуальная образовательная траектория», гораздо шире, что обусловило необходимость учитывать огромное количество внешних и внутренних факторов, которые влияют на специфику образовательной траектории.
К внешним факторам здесь можно отнести любые, даже спонтанные: поведение педагога и обучающихся, обстановка в коллективе и др. В качестве внутренних факторов выступают интересы, мотивы, потребности, а также эмоциональное и физическое состояние личности. Индивидуально-ориентированный подход в образовании позволяет добиться наиболее качественных результатов в обучении.
Разработчик образовательных траекторий – профессионал, создающий «путь обучения», в соответствии с которым будет построено обучение новых специалистов из предоставленных образовательными учреждениями курсов, также доступных онлайн, в том числе стимуляторов, тренажеров, стажировок и т.д., разрабатывающий на их основе образовательный трек с учетом индивидуально-психологических качеств и способностей конкретного человека [2].
Образовательные траектории в онлайн-обучении
Из приведённого выше определения становится ясно, что одним из способов представления информации разработчиком образовательных траекторий, является и онлайн-обучение. В этом и заключается перспективность данной профессии, так как весьма длительное время все проекты в данной области сводились к предоставлению доступа к видеозаписям лекций профессоров, либо электронной версии учебника. Сейчас это направление динамично развивается, оно поднялось на новый уровень, и поэтому приобрело широкую аудиторию из многочисленных пользователей онлайн-курсами сети Интернет со всего мира.
В России онлайн-обучение существует давно, однако широко известные проекты пока отсутствуют. Вероятно, это обусловлено направленностью на предоставление платных образовательных услуг, что, вследствие, не приводит к охвату широкой аудитории. На сегодняшний день функционирует лишь малая часть проектов с бесплатным доступом:
— образовательные онлайн-программы;
— библиотеки обучающего видео;
— платформы отдельных онлайн-курсов [2].
Особенности труда разработчика образовательных траекторий
К основным функциям, которые необходимо выполнять разработчику образовательных траекторий, относятся следующие:
— проектирование личностной модели самоорганизации и саморазвития;
— прогнозирование самостоятельного профессионального роста с учетом личностных качеств, возможностей и ценностно-ориентированных установок;
— самостоятельное занятие поиском профессионально-значимой информации;
— использование в качестве источника обучения личного опыта(педагогического, социального, профессионального).
В профессиональной разработке образовательных траекторий должны быть реализованы принципы результативности, динамичности, модульности, практической направленности, вариативности, массовости. В общих чертах к этапам данной деятельности можно отнести прогностический, технологический, аналитический. На прогностическом этапе происходит проектирование структуры программы самообразования и оценки педагогической деятельности. На технологическом этапе разработчик наполняет программу конкретными способами и средствами её реализации. Аналитический этап представляет собой соотнесение уже полученных результатов с ранее запланированными задачами и целями.
При проектировании образовательной траектории, производящейся по модели образовательного процесса в виде составленного план-графа, целью является создание минимального модульного плана (ММП) – перечня упорядоченных образовательных модулей и их тем (базовых образовательных модулей) для реализации программы. Вместе с тем, образовательная траектория должна быть представлена разработчиками как целостный образовательный процесс, при этом они должны исходить из ограничения времени на формирование результата обучения. Сам процесс планирования – итерационный (т.е. такая организация обработки данных, при которой действия повторяются многократно, не приводя при этом к вызовам самих себя). Поэтому на каждом этапе итерации производится примерка трудоемкости формирования ожидаемого результата обучения к времени, отведенному на его осуществление [1].
- Профессиональные интернет-сообщества
- Почему я выбрала профессию преподавателя
- Экономическая деятельность и международное сотрудничество в сфере образования
- Управление системой образования
- Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся
Источник: si-sv.com