Согласно ФГОС ДО «художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и другой)» [5].
Обращаясь к тому же ФГОС ДО в музыкальном развитии дошкольников наиболее важными факторами, является: взаимодействие детей с произведениями искусства, развитие восприятия (художественного), чувственной сферы, умения интерпретировать художественные образы. При помощи музыки ребенок может познать определенные образы и впечатления, которые впоследствии могут оказать положительное влияние на многие проблемы развития, включая познавательную, эмоциональную, физическую и социальную сферы.
К Всероссийской неделе музыки. Видеоурок «Музыкальные инструменты»
Следует отметить, что проблема музыкального образования всегда была важной в истории дошкольного образования. Современные научные исследования создают базу доказательств потенциального и фактического воздействия музыки на различные аспекты слухового восприятия, связанные со звуком и языком, словесной памятью, пространственным мышлением, саморегуляцией, социальными навыками и аспектами общих достижений.
Тем не менее, в области музыкального развития есть множество проблем, особенно: слабо развито собственно-творческое воображение у дошкольников при выполнении творческих заданий. Слуховой фон детей и их способность сравнивать с заданными образами так же недостаточно развиты. Еще одна проблема – эмоциональная замкнутость дошкольников и слабое проявление артистических способностей. Музыкальные навыки появляются и развиваются в деятельности, как, собственно, и любые другие.
Система дошкольного образования использует большое количество образовательных программ для обучения и воспитания детей. Проанализируем программы, подходящие для музыкального развития дошкольников.
Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» (под науч. ред. Р.Н. Бунеева, 2019). В издании представлены две отдельные комплексные образовательные программы: для детей младенческого и раннего возраста (от 2 мес. до 3 лет) и для детей дошкольного возраста (от 3 до 7(8) лет).
В первой программе для младенческого и раннего возраста художественно-эстетическое направление представляет собой «целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её; процесс, использующий в качестве развивающего воздействия средства различных видов искусства: изобразительного, музыкального, вокального, хореографического, театрального, декоративно-прикладного и др. и различных видов художественно-эстетической деятельности, природу» [3].
Краткая история скинхедов: как они появились и куда исчезли?
В музыкальном развитии к 3 годам авторы указывают на такие планируемые результаты как:
– сформированность интереса к прослушиванию музыкального произведения;
– сформированность умения эмоционально реагировать на музыку, узнавать знакомые песни;
– сформированность навыков пения в ритме;
– сформированность умений выполнять под музыку танцевальные движения.
В музыкальном развитии к 7 (8) годам планируемые результаты являются такими:
– полноценная музыкальность детей;
– наличие способностей эмоционально воспринимать музыку;
– привитое эстетическое отношение к окружающему миру.
Также в программе в каждой возрастной группе есть блоки организованной и совместной с воспитателем и самостоятельной музыкальной деятельности с подробным описанием и методическим сопровождением. В качестве приложения имеется список пособий и методических рекомендаций, необходимых для реализации Программы.
Примерная основная образовательная программа «Радуга» содержит в себе семь разновидностей деятельности детей и занятий, которые обеспечивают развитие и воспитание. Каждое вид деятельности выделяется авторами определенным цветом радуги. Художественно-эстетическое развитие ребенка, в котором одно из направлений занятия музыкой, «окрашивается» голубым цветом.
Выделяются по направлению «Музыка» такие задачи как: «обогащение слухового опыта детей; формирование певческих навыков; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку; воспитание интереса к музыкальным инструментам и собственному музицированию на них; формирование свободного движения детей под разную по характеру музыку» [4].
Также в программе есть отдельный блок, посвященный коррекционной работе по всем образовательным областям, в том числе и нужной нам художественно-эстетической.
Для достижения планируемых результатов программа предлагает:
- прослушивание коротких программных произведений
- поощрение желания детей двигаться под музыку;
- знакомство детей с произведениями народной и классической музыки;
- знакомство со средствами выразительности, признаками разных видов искусства;
- воспитание уважения к искусству.
Кроме того, в программе подчеркивается творческое сотрудничество с семьей: организация праздников, развлечений, досуговых вечеров. По словам авторов, это будет развивать музыкальные, театральные и художественные навыки родителей и соответственно ребенок будет развивать художественно-эстетические навыки и дома, то есть беспрерывно.
Комплексная программа «Истоки». В содержательном разделе программы указана работа по нескольким направления развития ребенка с подразделением на определенные возрастные группы:
- социально-коммуникативное;
- познавательное
- речевое;
- художественно-эстетическое;
- физическое развитие.
Как указано в программе, «эмоциональное развитие детей средствами музыки, художественной литературы и изобразительной деятельности; приобщение детей к слушанию музыкальных, фольклорных и литературных произведений и выражение своего эмоционального отношения в движении, продуктивных видах деятельности» [2] является общей направленностью работы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Нужная нам музыкальная деятельность была разработана такими авторами как В. А. Петровой, Т.Г.Рубан, К. В.Тарасовой. Авторы предполагают такие результаты как:
- адекватное понимание музыки и любви к ней, а также потребности слушать лучшие ее образцы;
- знания о теории музыки в полном объеме с учетом возрастных особенностей;
- сформированные умения определять средства музыкальной выразительности;
- сформированность навыков определения характера музыкального произведения.
Для достижения результатов программа использует традиционные виды музыкальной деятельности:
- слушание музыки;
- музыкальное движение;
- пение;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- музыкальная игра-драматизация.
В приложении данной программы также дан примерный музыкальный репертуар для использования музыкальным руководителем.
Программа «Детство», являющаяся комплексной, представляет три взаимосвязанные линии развития и воспитания ребенка: чувства – познание – творчество.
Авторами А. Г. Гогоберидзе и Г. В. Курило в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» определяются результаты музыкального развития и воспитания ребенка к седьмому году жизни:
- Развита слушательская культура ребенка;
- Воспитан интерес ребенка к посещению театральных постановок, концертных выступлений;
- Знает жанры и направления народной музыки, имеет представление о творчестве разных композиторов;
- Словесно, а также пластически, выражает свое понимание о музыкальных произведениях;
- Проявляет инициативу в участии в детских праздниках, концертах;
- Имеет способности к импровизации.
В связи с этим в программе содержится разделение на два вида музыкальной деятельности:
- музыкальное слушание и собственная словесная интерпретация;
- музыкальная импровизация и творчество.
Так, в программе по достижению указанных результатов поставлены определенные задачи и даны рекомендации к каждой возрастной группе. Также авторы указывают на большую значимость интереса к музыке у ребенка, как средству собственного творческого самовыражения и игровой деятельности.
- Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
- Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Л. А. Парамоновой. М. : ТЦ Сфера, 2011.
- Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Комплексные образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. – Изд. 3-е, перераб. – М. : Баласс, 2019.
- Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. М. : Просвещение, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru /#/document/70512244/paragraph/85:0
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
130673 (Программа «Истоки»)
Документ из архива «Программа «Истоки»», который расположен в категории » «. Всё это находится в предмете «психология» из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «рефераты, доклады и презентации», в предмете «психология» в общих файлах.
Онлайн просмотр документа «130673»
Текст из документа «130673»
Содержание
Введение
1. Слушание музыки 1.1 Характеристика возрастных возможностей 1.2 Задачи развития. Содержание и условия педагогической работы 1.3 Показатели развития 2. Музыкальное движение 2.1 Характеристика возрастных возможностей 2.2 Задачи развития. Содержание и условия педагогической работы 3. Пение 3.1 Задачи развития. Содержание у условия педагогической работы 4. Игра на детских музыкальных инструментах 4.1 Характеристика возрастных возможностей 5. Музыкальная игра-драматизация Заключение Список используемых источников
Введение
- от пьес с преобладанием изобразительных моментов к пьесам с доминированием выразительности;
- от небольших по объему, простых по форме и музыкальным образам ко все более развернутым и сложным;
- от содержащих одну ведущую тему к контрастным и далее по линии смягчения контрастности и появления полутонов настроений.
Дети определяют жанр музыкального произведения, анализируют его форму, могут назвать инструмент, на котором оно исполняется. С удовольствием отгадывают пьесы, включенные в музыкальную викторину.
1.3 Показатели развития
К пяти годам ребенок:
— эмоционально реагирует на музыку, испытывая радость от встречи с ней;
— достаточно внимательно слушает ее (короткие пьесы – от начало до конца);
— может определить общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделить отдельные средства музыкальной выразительности (темп, динамику, тембр, в отдельных случаях – интонационно-мелодические особенности музыкальной пьесы);
— слышит в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы; узнает ее характерные образы;
— определяет, к какому из трех жанров принадлежит прослушанное музыкальное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных ему инструментов оно исполняется;
— может отразить характер музыки в музыкальном движении, рисунке.
К семи годам ребенок:
— эмоционально и увлеченно слушает музыку и охотно говорит о ней;
— может услышать процесс развития музыкального образа;
— выделяет тембры инструментов симфонического оркестра, ведущие в характеристики музыкального образа;
— определяет жанровую принадлежность произведения;
— определяет форму музыкального произведения.
2. Музыкальное движение
2.1 Характеристика возрастных возможностей
Дети четвертого года жизни, если они посещали ясли, уже имеют некоторый опыт связи движений с музыкой. Естественная для ребенка общая подвижность, двигательная активность, яркий эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под нее вместе со сверстниками делают музыкальное движение одним из самых любимых видов музыкальной деятельности.
Дети этого возраста различают яркий контраст в музыке, могут попрыгать – «поплясать» под веселую музыку, постоять и послушать грустную. Они воспроизводят образные движения и несложный сюжет под музыку, согласую движения с ее характером («Игра с песком», «Игра в снежки» и т.п.).
В этом возрасте дети плохо ориентируются в пространстве зала и не охватывают его во время движений, стараются держаться вместе, плотной группой, с трудом преодолевая это стремление.
Дети пятого года жизни значительно отличаются от детей четвертого года даже внешне: у них более пропорциональное сложение, начинает приподниматься свод стопы. Они очень активны, моторны; в окружающем пространстве ориентируются более уверено.
Могут воспроизвести в движении характер более сложной и менее контрастной двух- и трехчастной музыки; самостоятельно определяют жанры марша и танца и выбирают соответствующие движения.
Дети уже овладели некоторыми видами основных движений, могут согласовывать их с яркими средствами музыкальной выразительности (темпом, динамикой, регистром и др.); используют изобразительные и выразительные жесты, мимику при воспроизведении образов животных и птиц, в сюжетных игровых этюдах.
Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточно большой и разнообразный опыт музыкального выразительного движения. Они слышат в музыке и могу передать в движениях не только ее общее настроение, но и темп, динамику, яркий ритмический рисунок, форму. Сюжеты, которые доступны детям для воспроизведения в музыкальных этюдах, становятся более сложными. В них присутствуют не только изобразительные моменты, но и выразительное начало, отражение определенного настроения («Обидели», «Цветок растет, расцветаем и увядает» и т.п.).
На шестом-седьмом году жизни детям доступны более сложные танцы и достаточно развернутые творческие композиции.
2.2 Задачи развития. Содержание и условия педагогической работы
К основным задачам развития в этом случае относятся:
— развитие у детей средствами музыкального движения эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальное восприятие, мышление, память;
— обучение их естественной, свободной и выразительной пластике, умению отразить в ней характер музыки; различным видам основных и танцевальных движений, не добиваясь качественных характеристик их исполнения;
Источник: studizba.com
«Истоки»
рабочая программа по музыке по теме
Программа дополнительного образования для детей младшего и среднего возраста.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия
Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Образовательная программа дополнительного образования детей для
среднего школьного возраста
срок реализации – 2 года
Краткая информационная справка
Сведения об авторе:
Галкина Надежда Николаевна – учитель музыки,
I квалификационная категория.
Информация о программе:
Программа «Истоки» реализуется с 2008 года.
Тип программы – модифицированная .
Направление деятельности – художественно-эстетическое.
Уровень освоения: 2 года
Возрастной диапазон – средний школьный возраст.
Новое поколение россиян выросло вне народной духовной культуры, результатом этого является утрата нравственных ориентиров.
В настоящее время актуальна проблема возрождения у детей интереса к национальным культурам, обрядам, приходит понимание того, сколь много потеряно там, где нет воспитания на национальных традициях.
Дети недостаточно знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи.
Обучающие возможности фольклора неограниченным.
Знание фольклора поможет детям, понять какой огромный вклад внес русский народ в развитие искусства и культуры.
При изучении народного творчества дети познакомятся с местными праздниками и музыкальным материалом, связанным с ними.
При составлении данной программы была взята за основу программа «Истоки» Никитиной Елены Ивановны — педагога дополнительного образования ТОДТДМ.
Содержание программы ориентировано на изучение и сохранение культурного и духовного наследия Тамбовской области и России, патриотическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения.
развитие интереса к фольклору, народной песне; приобщение к народной культуре, народному творчеству.
Задачи 1-го года обучения:
- способствовать развитию интереса к фольклору, народной песне;
- дать начальные знания о фольклоре;
- владение репертуаром и певческими навыками;
- освоение необходимых понятий, терминологий
- развитие внимания, музыкальной памяти, музыкального слуха.
Задачи 2-го года обучения:
- знакомство с народными традициями Тамбовской области;
- закрепление знаний о фольклоре;
- развитие общей музыкальности;
- развитие чистоты унисона, уверенной импровизации ритма, чувства ритма, певческого диапазона;
- воспитание уважения к национальному искусству.
Программа нацелена на создание комфортной среды, оказывающей благотворное воздействие на ребенка, включенного в следующие формы деятельности: учебную, игровую, традиционные праздники, совместную деятельность детей и родителей. Программа легко интегрируется, имеет блочно-модульную структуру, адаптируема для различных возрастных групп.
Программа имеет три основных раздела:
- Вокальный и обрядовый фольклор
- Традиционная обрядовая пластика
- Вербальные основы фольклора
Песня, музыка, движение сливаются в единое художественное целое.
При составлении учебной программы особое внимание уделялась разнообразию песенного репертуара.
В репертуар включены не только народно-песенные образцы, но и произведения авторские, а также частушки, страдания. Эмоциональную выразительность исполнению придают элементы движения, игры, народные сцены. Материалом для сценических действий служат как специально разработанные сцены, объединяемые одним сюжетом («Рождество», «Масленица», «Свадьба» и т.д.), так и отдельные игровые, хороводные и плясовые песни, с которых целесообразно начинать работу с детьми. В учебном процессе используется следующий фольклорный материал: народные игры, хороводы, обрядовые праздники.
После 1 года обучения воспитанники должны
— основные жанры детского фольклора;
— элементы хороводных движений;
— элементы народно-плясовых движений.
— выразительно исполнить малые фольклорные формы;
— исполнить хороводные движения;
— прочитать скороговорки в темпе
После 2 года обучения воспитанники должны
— элементы основных народных традиций Тамбовской области;
— основные элементы манеры исполнения народных, фольклорных песен.
— исполнять произведения в манере;
— исполнять произведения в деленной тональности;
— свободно владеть мелодией;
— петь в ансамбле;
— воспринимать прекрасное в искусстве;
— работать, общаться в коллективе.
Образовательная программа рассчитана на 2 года обучения. Учебные занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа с детьми среднего школьного возраста.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
Источник: nsportal.ru