Традиционная программа для начальных классов что это такое

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования — ФГОС — включает в себя требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая.

Традиционными называют программы:

  • «Начальная школа 21 века»,
  • «Школа 2100»,
  • «Школа России»,
  • «Гармония»,
  • «Перспективная начальная школа»,
  • «Классическая начальная школа»,
  • «Планета знаний»,
  • «Перспектива».

К развивающим системам отосятся программы:

  • Л.В. Занкова
  • Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

Вне зависимости от системы и учебно методического комплекта ученик должен получить знания, определяемые государственным стандартом. А возможно и это?

Вебинар 22 января в 17:00 МСК «Анализ образовательных программ для начальной школы»

Предлагаю в этой подшивке собрать обзоры всех используемых на данный момент УМК, чтобы самим понять какие учебно-методические комплекты использовать при при переходе на новые стандарты.

Источник: www.nachalka.com

Традиционная программа для начальных классов что это такое

От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

В.А. Сухомлинский

В настоящее время существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть свои программы. К традиционной относятся программы:

  • «Начальная школа 21 века»,
  • «Школа 2100»,
  • «Школа России»,
  • «Гармония»,
  • «Перспективная начальная школа»,
  • «Классическая начальная школа»,
  • «Планета знаний»,
  • «Перспектива».

К развивающим системам относятся две программы:

  • Л.В. Занкова
  • Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

В рамках одной школы могут применяться разные программы. Вне зависимости от программы ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом. Задания повышенной трудности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех пограммах, но не являются обязательными для изучения.

Школа России

Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. Школа России — это та программа, по которой учились все советские школьники. Конечно, в ней произошли серьёзные изменения в плане содержания, но цели обучения остались прежними. Самое распространённое заблуждение об этой программе обучения — то, что она устарела. Это далеко не так.

Образовательные программы для начальной школы

Программа многократно обновлялась с 2000 года, совершенствовалась и дополнялась. Эта программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.

Программа «Гармония»

Учебно-методический комплект «Гармония» (под ред. Н.Б. Истомина (математика), М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (русский язык), О.В. Кубасова (литературное чтение), О.Т.

Поглазова (окружающий мир), Н.М.

Конышева (трудовое обучение)) с успехом практикуется во многих школах. В этой программе выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности.

Плюсы этой программы: идет опережающее обучение, входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему. В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению. Примечательно и то, что в комплекте предлагаются задания, рассчитанные на детей разных уровней подготовленности. Но есть и минусы: по математике решение задач начинается только во втором классе, а контрольные работы предлагаются одинаковые для всех классов.

Начальная школа XXI век

Начальная школа ХХI век под редакцией Н.Ф. Виноградовой. В этом комплекте очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Материал этой программы рассчитан на сильных эрудированных детей.

С каким багажом знаний школьник перейдет в среднюю школу, зависит от учителя начальных классов. Поэтому главной целью является — научить ребенка учиться. Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть (предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир»)

Школа 2100

Школа 2100 под редакцией А.А. Леонтьева. Эта программа, по некоторым оценкам, является самой распространенной в нашем регионе. С каждым годом по этой образовательной программе работает всё больше учителей. Главное преимущество этой программы заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования.

По этой программе дети могут учиться, начиная с трех лет и вплоть до поступления в ВУЗ. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. Программа учит детей действовать самостоятельно и направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти.

Читайте также:
Что за программа cursors

Классическая начальная школа

В основе программы «Классическая начальная школа» — целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах. Почему предлагаемая модель обучения младших школьников является классической? Потому что в ее основе — классические принципы дидактики, важнейшие теоретические положения, выработанные и проверенные многолетней практикой. Классическая начальная школа — это целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах. Она позволяет сформировать знания, умения, навыки и даже качества личности ребенка, соответствующие индивидуальным потребностям каждого и необходимые для их дальнейшей жизни.

Перспективная начальная школа

Основная идея программы «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития.

Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Программа Перспектива

Программа «Перспектива» создана на основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования. Программа обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Каждый из предметов УМК «Перспектива», помимо прямого эффекта обучения — приобретения определенных знаний, умений, навыков вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений: коммуникативных умений, в том числе умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними; умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза.

Программа Планета знаний

Органической частью концепции программы «Планета знаний» являются предметные авторские концепции, в которых учтены современные научные достижения в предметной области знаний и результат многолетней педагогической практики.

Основная особенность этой программы заключается в ее целостности — в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности. Важную роль в формировании универсальных учебных действий играет общая структура всех учебников комплекта. Маршрутные листы, предваряющие каждую тему, наглядно представляют учебные задачи, стоящие перед младшими школьниками.

Выделение цветом на страницах учебников инвариантного и вариативного содержания материала, разноуровневая система заданий обеспечивают возможность организации образовательного процесса с учётом контингента учащихся, создания индивидуальных образовательных траекторий. Все структурные составляющие комплекта «Планета знаний» позволяют прежде всего формировать у учащихся такие общеучебные умения и навыки, как: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей и пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

Система Занкова

Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями.

Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний, прохождение учебного материала «по спирали».

Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием «Части речи», причём прийти пониманию этих понятий они должны самостоятельно. Задача обучения — дать общую картину мира на основе науки, литературы, искусства. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую.

Читайте также:
Программа лояльности мир Сбербанк что это значит

Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

В этой программе особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов — предельно сложный. Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков.

Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров. Эта система подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить. В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок.

Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника.

В системе Эльконина — Давыдова упор делается не на результат — усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче.

Перед родителями логично возникает вопрос — какую программу выбрать для своего ребенка? Все действующие программы утверждены и рекомендованы Министерством образования, опробованы на практике.

Более того, результаты обучения по любой из программ ориентированы на единый образовательный стандарт. Это означает, что список знаний и умений, которыми должен обладать выпускник начальной школы, общий для всех — независимо от того, по какой из программ обучался ребёнок.

В традиционных программах учебный материал подаётся так, чтобы ребёнок шёл по пути «от простого к сложному». Закрепляется этот материал с помощью большого количества однотипных задач, расположенных в учебнике страница за страницей. Решая их, ребёнок запоминает способ решения задач такого типа и уверенно пользуется им.

Именно эта методика обучения подвергается критике за то, что многие дети в результате не умеют применять знания в нестандартных условиях. Если текст задачи сформулирован нетипично — ребёнок не может воспользоваться имеющимся навыком. Однако, ни у кого не вызывает сомнений многолетний опыт и результативность обучения по традиционным программам.

Системы обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова до сих пор вызывают множество вопросов и обсуждений. Причин этому чаще всего две.

Первая — в большинстве современных школ невозможно создать условия, в которых эти системы обучения будут работать так, как задумывали авторы. Вторая — мало педагогов-энтузиастов, которые готовы соблюдать технологию обучения, а без этого хороших результатов добиться невозможно.

Структура этих программ не предполагает четкого деления на темы, нет привычного выделения правил, которые нужно выучить, нет однотипных заданий, расположенных подряд. Эти программы обучения подразумевают совершенно новый подход к процессу обучения — более творческий, требующий от детей активности и любознательности. Учитель выступает не как наставник, а как друг и помощник, направляющий ход мысли детей. Цель этих программ — научить ребенка мыслить нестандартно.

Общий недостаток систем Занкова и Эльконина — Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

Прежде чем выбрать школу, нужно узнать о ней все. В школах России с 1 апреля по 30 августа проводятся комплексные собеседования, которые совместно проводят: учителя, психологи, логопеды. Специалисты помогают родителям не только определиться с выбором той или иной модели обучения, но и выявить пробелы в дошкольном образовании и подготовить ребенка к школе.

Зырянова Татьяна Владимировна

Источник: dou24.ru

Как выбрать программу обучения в начальной школе?

Помните, как вы прогуливались в магазине среди рядов колясок? А как выбиралиботиночки на первый шаг? Устраивали тест-драйв трёхколёсным велосипедам? Выбору вас есть и при поступлении ребёнка в школу. Например, вы можете выбратьвозраст, в котором завершится дошкольное детство вашего чада. Рассмотретькандидатуры на почётную должность первого учителя.

Можно изучить вариантыподходящих, с вашей точки зрения, школ. Но один из самых сложных моментов – этовыбор программы, по которой будет проходить обучение вашего ребёнка.

Если вопросы выбора коляски, велосипеда, ботиночек вы можете решить, ориентируясьна собственные вкусы, то проблему выбора образовательной программы решитьгораздо сложнее. Что такое хорошая школьная программа? А плохие программыбывают? Попробуем разобраться.

Все программы начальной школы можно условно разделить на две группы. Первая– традиционные программы, вторая – так называемые программы развивающегообучения.

Читайте также:
Офис что это за программа и нужна ли она

Традиционная программа в исходном варианте – это та самая программа, покоторой учились практически все советские школьники и большинство современныхродителей. Сейчас она носит название «Школа России». В эту же группу можновключить программы «Начальная школа ХХI века», «Школа 2100», «Гармония»,«Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планетазнаний», «Перспектива».

Среди программ развивающего обучения наиболее известны системы Л.В. Занковаи Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова. В эту же группу входят многочисленныеавторские программы, по которым может проходить обучение в единственном классена весь город, а то и на всю Россию.

Уже эта классификация вызывает резонный вопрос: «Это что же, традиционнаяпрограмма — не развивающая?»

Дело в том, что понятие «программа развивающего обучение» появилось в тегоды, когда обучение в начальной школе проводилось по единственной программе,общей для всех школ Советского Союза. Некоторые ученые были убеждены, что этапрограмма не соответствует возрастным и психологическим особенностям детей. Иприступили к разработке собственных систем обучения, которые должны былиразвить у учеников мышление, воображение, память. В итоге сложилось так, чтовсе системы обучения, альтернативные традиционной, объединены общим названием«развивающие».

Сейчас все действующие программы прошли испытание временем, утверждены ирекомендованы Министерством образования. Более того, результаты обучения полюбой из программ ориентированы на единый образовательный стандарт. Этоозначает, что список знаний и умений, которыми должен обладать выпускникначальной школы, общий для всех – независимо от того, по какой из программобучался ребёнок.

И снова возникает логичный вопрос: «Для чего же столько разных программ,если результат обучения всё равно одинаковый?» И – удивительное рядом –образовательный стандарт общий, а результаты обучения – разные!

Самый распространённый миф о традиционной программе обучения – то, что онаустарела. Это не так. Программа многократно обновлялась. Открыв учебники изкомплекта «Школа России», вы с трудом узнаете те книги, по которым училиськогда-то сами.

Все программы традиционного типа имеют общую характерную особенность.Учебный материал подаётся так, чтобы ребёнок шёл по пути «от простого ксложному». Постепенно нарабатывается определённый учебный навык (в идеале -доведённый до автоматизма). Самый простой пример – это большое количествооднотипных задач, расположенных в учебнике страница за страницей. Решая их,ребёнок запоминает способ решения задач такого типа и уверенно пользуется им.

Именно эта технология обучения подвергалась критике за то, что многие дети врезультате не умеют применять знания в нестандартных условиях. Немногонепривычно сформулирован текст задачи – и ребёнок не может воспользоватьсяимеющимся навыком.

Авторы других программ традиционного типа попытались объединить полезные спрактической точки зрения наработки авторов программ развивающего обучения ивнедрить их в традиционную программу.

Одним из самых ярких примеров такой работы являются учебники по математике,разработанные Л.Г. Петерсон. Они отличаются более высоким уровнем сложности иразнообразием типов заданий, изучением терминологии, свойственной среднейшколе. Это пугает родителей, но очень помогает детям: освоив правильнуютерминологию в начальной школе, им не надо переучиваться в средних классах.

Бытует мнение, что традиционные программы выращивают «винтиков». Это не так.В современном виде они дают довольно прочную базу знаний, но в основномсохраняют ведущую роль учителя, который объясняет, рассказывает, даёт образец,и за счёт многократного повторения определённых действий формируются знания,умения и навыки.

Системы обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова до сих порвызывают массу дискуссий. Нередко можно услышать негативные отзывы от родителейо результатах обучения детей по этим программам.

Причин этому чаще всего две. Первая – в большинстве современных школневозможно создать условия, в которых эти системы обучения будут работать так,как задумывали авторы. Вторая – мало педагогов-энтузиастов, которые готовысоблюдать технологию обучения, а без этого хороших результатов добитьсяневозможно.

Что имеется в виду под условиями и технологией обучения? Например, Л.В.Занков предполагал, что почти каждый учебный день будет начинаться смини-экскурсии учителя с детьми, последующей беседой и даже написаниеммини-сочинений по итогам увиденного и услышанного. В условиях современной школыэтого, очевидно, обеспечить невозможно.

При пролистывании учебников из этих комплектов у многих вызывает шокотсутствие чёткого деления на темы, отказ от привычных рамочек с правилами,которые надо выучить. Не найдёте вы и нескольких похожих заданий, расположенныхподряд. Эти системы обучения подразумевают совершенно другой подход к процессуобучения – более творческий, требующий от детей активности и любознательности.Учитель выступает не как наставник, а как друг и помощник, направляющий ходмысли детей.

Учиться и по системе Занкова, и по программе Эльконина-Давыдова интересно инеобычно. Это возможность научиться нестандартно мыслить и не теряться вразличных ситуациях, что очень пригодится в жизни.

Полистайте современные учебники. Вы наверняка найдёте что-то неожиданное,удивительное, непохожее на ваши воспоминания из школьного детства. Не спешитеэто отвергать, присмотритесь. Быть может, так — интереснее?

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Компьютерные программы для начальной школы

Конкурсы для учителей

Шаблон для презентации

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Фотографии предоставлены

Источник: www.uchportal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru