Конспект урока разработан по программе к предметной линии авторов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлевой, В.И. Коровиной и других, 6 класс, урок №57, тема «А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий».
Особенности юмора в рассказе» — 2 урок. До этого ученики получали первоначальное представление о творчестве А.П. Чехова в 5 классе при изучении особенностей чеховского повествования на основе рассказа «Хамелеон». Если обучение в начальной школе осуществлялось по программе «Школа России», то ученики в 4 классе изучали рассказ «Мальчики», соответственно, уже знакомы с творчеством А.П. Чехова.
Тема: «А.П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий. Особенности юмора в рассказе». (урок №57)
Тип (форма проведения): комбинированный урок
Цель: создать условия для формирования умения анализировать эпическое произведение, умения распознавать и анализировать приемы изображения комического в рассказе.
— продолжить формирование умения определять средства выразительности в рассказе;
— продолжить формирование умения составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речи;
Антон Павлович Чехов. Толстый и тонкий. аудиокнига.
— формировать умение анализировать приемы создания комического.
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Личностные: умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Методы: словесный (беседа), практический (работа с текстом учебника), наглядный (демонстрация, иллюстрация), частично-поисковый.
— для учителя: компьютер, проектор, экран, доска, цветной мел, фонохрестоматия к учебнику под ред. В.Я. Коровиной, В.П. Журавлевой и др. «Литература» 6 класс.
— для учеников: учебник под ред. В.Я. Коровиной, В.П. Журавлевой и др. «Литература» 6 класс, ч.2, с.273 – 282, ручка, простой карандаш, карточка №1.
1.Организационый момент (3 минуты)
— Проверьте, все ли готово у вашего соседа по парте к уроку «Литературы»? Дайте рекомендации, если чего-то не хватает. Садитесь.
Включаю мелодию «Сюита №2 для флейты. Шутка» И.С. Бах
— Какое настроение вам навеяла прослушанная мелодия?
Приветствуют педагога. Проверяют готовность к уроку в парах (тех, кто сидит один, проверяю я). Садятся на места. Слушают музыку.
Веселое, игривое, озорное, радостное и др.
Умение контролировать себя и осуществлять взаимопроверку, умение в социально приемлемой форме давать рекомендации.
2. Актуализация знаний (4 мин.)
— Кто из вас может сказать, кто композитор прослушанной мелодии/название данной музыкальной композиции (изучается на уроках музыки в этот же период на уроке по теме «Шутка в музыке» в 6 классе)?
«Толстый и Тонкий» А. П. Чехов. Рассказ Аудиокнига Мультфильм со смыслом
— Какие синонимы можно подобрать к слову шутка?
— Как связаны слова и словосочетания «юмор», «хохот», «умереть от смеха», «Антоша Чехонте»? Как именно связаны?
— Это один из псевдонимов писателя. Как вы думаете, почему А.П. Чехов подписывал рассказы вымышленным именем?
— Какие особенности характера Антона Павловича встречаются в воспоминаниях его современников? Можете обратиться к учебнику и зачитать.
Потеха, юмор, подколка, насмешка, веселье, забава и др.
Все эти слова и словосочетания связаны с А.П. Чеховым.
Чехов писал первые юмористические рассказы под псевдонимом/вымышленным именем Антоша Чехонте.
Стеснялся, что будет не признан, боялся критики и др.
Приводят примеры, отвечают.
Умение находить закономерность, делать выводы, анализировать, логически грамотно выражать свои мысли в устной речи.
3.Целеполагание (2 мин.)
«Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта».
— Какие вопросы можно поставить после прочитанной фразы? (обобщение предположений учеников, запись вопросов на доске).
— Как вы думаете, что нам поможет ответить на поставленные вопросы?
— Сегодня мы изучим рассказ «Толстый и тонкий».
— Какую цель вы можете поставить перед собой на урок?
Над чем можно смеяться, читая Чехова? Чему радоваться? Чем восхищаться?
Произведения Чехова, его биография и т.д.
Определить художественные средства рассказа, его особенности, то, над чем можно смеяться/то, что может вызвать смех, что может вызвать радость/восхищение.
Умение формулировать цель урока при помощи учителя.
4.Первичное восприятие (5 мин.)
Откройте учебник на стр.278, возьмите в руку простой карандаш, во время слушания актерского чтения из Фонохрестоматии отмечайте в тексте слова, которые вызывают затруднения в понимании.
Слушают актерское чтение/ чтение учителя в случае невозможности технической поддержки.
Умение понимать и выполнять учебную задачу, умение удерживать внимание.
5. Проверка первичного восприятия (7 мин.)
— Какие слова вы подчеркнули?
По ходу беседы сначала выясняется, знает ли кто-нибудь толкование слов из учеников, если никто не знает, педагог приводит отвечает.
Предположительно могут быть названы слова (если ученики не назовут, поинтересоваться, какое значение у того или другого слова):
Лоснились – блестеть, отсвечивать: щеки лоснились от жира;
Херес – сорт крепкого виноградного вина;
Флердоранж – аромат цветка померанца, сладкий цветочный аромат, еще его называют «ароматом молодости» (на слайде цветок);
Гимназист – ученик гимназии (гимназия – средне-учебное заведение, могли поступить на учебу те, кто не моложе 9 лет, на слайде гимназист);
Облобызались – поцеловались, в рассказе троекратно — три раза;
Ошеломлены – крайне удивлены, приятно озадачены;
Душонок и щёголь – хорошо пахнет и модно одевается;
Лютеранка – последовательница христианского вероучения, возникло в Германии. Предположить, что жена Порфирия – немка, т.к. и фамилия у нее немецкая.
Герострат – житель древнегреческого города, который сжег храм;
Эфиальт – житель Греции, предатель, во время войны с персами указал им другой путь в город.
Коллежский асессор – звание для гражданских (невоенных) служащих, соответствовал званию майора, давался после 10 — 16 лет службы.
«Станислава имею» — орден Российской империи, самый младший по старшинству среди наград для чиновников.
«небось уже статский» — чин, дающий право стать дворянином, давался заместителям директора какого-либо ведомства.
«до тайного дослужился» — звание для гражданских (невоенных) служащих, чин генеральского класса, давался высшим государственным чиновникам (министрам, заместителям министров).
«две звезды имею» — две восьмиконечные звезды – знаки отличия высших степеней – орден Святого Станислава и Святой Анны (на слайде).
Отвечают на вопрос учителя, стараются сами предположить, что означают подчеркнутые слова.
Умение находить закономерность, делать выводы, анализировать, логически грамотно выражать свои мысли в устной речи, формулировать ответы на вопросы, опираясь на ранее полученные знания и на контекст прочитанного текста.
6.Вторичное восприятие (4 минуты)
Чтение текста хорошо читающими учениками.
— Прочитаем еще раз рассказ, во время чтения постарайтесь подготовить ответ на вопрос: «Смешным или грустным вы назвали бы рассказ?»
Ученики читают текст, остальные следят за читающим по тексту.
Умение выразительно читать, используя известные приемы, умение понимать и выполнять учебную задачу, умение удерживать внимание.
7. Проверка вторичного восприятия (2 мин.)
— Смешным или грустным вы назвали бы рассказ? А можно его назвать смешным и грустным одновременно?
Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свою точку зрения.
Умение анализировать, логически грамотно выражать свои мысли в устной речи,
8. Анализ (10 мин.)
— Как вы думаете, что должно отражать заглавие произведения?
По мнению А.П.Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным.
Запишем вывод о заглавии чеховского рассказа в карточку №1 (дублируется на доске)
- Простое, краткое заглавие
— Какой художественный прием обнаруживаем в заглавии рассказа?
— Вы уже изучили понятие «композиция». Перечислите ее основные компоненты.
— Как автор описывает встречу героев?
Прочтите завязку рассказа.
— Какая в этом особенность авторского стиля?
-Запишите эту особенность в карточку.
1. Простое, краткое заглавие
2. Краткая завязка
— Представим, что каждый из вас – режиссер, и вам необходимо подобрать актеров на главные роли. Каким, по-вашему, должен быть актер для роли толстого? Опишите его словами из текста. Подчеркните волнистой линией те слова, которые характеризуют внешность толстого.
— Каким должен быть актер для роли тонкого?
Подчеркните волнистой линией те слова, которые характеризуют внешность толстого.
(на слайде в итоге пример сравнительной характеристики).
— Какой художественный прием использует автор при описании героев? Посмотрите на таблицу со сравнительными характеристиками.
— Встречали ли мы уже такой прием в рассказе? Где?
— Весь рассказ пронизан этим художественным приемом.
— Полно или кратко описывает автор героев рассказа?
— Действительно, одна-две детали – и перед нами богатый, уверенный в себе, довольный жизнью человек или же уставший, замученный, но хвастливый товарищ детства.
— Вернемся к карточке №1 и добавим еще один пункт.
1. Простое, краткое заглавие
2. Краткая завязка
3. «Говорящая» деталь
— Какая ситуация описана в рассказе?
— Рады этой встрече герои или нет? Как это можно подтвердить словами из текста. Зачитайте.
— Какие предложения по цели высказывания используют в своей речи герои?
— Герои говорят друг с другом. А как называется разговор двух и более лиц?
— Диалог лежит в построении рассказа. И это ещё одна особенность произведений А.П.Чехова.
1. Простое, краткое заглавие
2. Краткая завязка
3. «Говорящая» деталь
4. Построение рассказа – диалог
— Какого материальное положение тонкого? Зачитайте из текста.
— С каким чувством он рассказывает об этом?
Конспект урока литературы в 6 классе. А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Жил на свете обыкновенный доктор. Он очень много помогал людям. Помогал не только микстурами, пилюлями, но самое главное – словами. Помогал и больным, и здоровым. Потому что был не просто доктор, но и замечательный писатель.
Звали его Антон Павлович Чехов.
В 1884 году, окончив медицинский факультет Московского университета, Чехов еще не знал, кем он станет – доктором или писателем. На двери его квартиры висела табличка «Доктор Чехов». А в газетах и журналах один за другим появлялись его рассказы, подписанные смешными именами: «Человек без селезенки», «Брат моего брата», «Врач без пациентов», «Антоша Чехонте».
3. Работа с портретом Чехова, написанным художником В.Серовым.
— Каким представляется А.П.Чехов по портрету В.Серова? (Серьезный, внимательный, добрый, скромный…)
Вот вы сказали «серьезный»! А между тем природа щедро одарила Антона Павловича юмором.
— Что значит «человек обладает чувством юмора»? О каких людях так говорят?
— Понятие «юмор» встречается и в науке о литературе. Что означает это понятие? Беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо. ( На доске карточка со словом).
Те, кто знали Чехова, утверждают, что юмор писателя был удивительно светлым, и при всем своем лукавстве, добрым, окрашенным любовью к людям, жизни. Прочитаю отрывки из 1 главы замечательной книги К.И.Чуковского «О Чехове»… Так, с самого раннего детства и во взрослой жизни Чехов не мог жить без юмора. Так появился писатель-сатирик и юморист А.П.Чехов. Сегодня его рассказы и пьесы любят во многих странах мира и нашей стране, потому что, читая их, человек становится благороднее, красивее и добрей.
Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов А.П.Чехова.
- Запись темы урока, целевая установка.
На уроке мы постараемся «проникнуться» юмором писателя, будем учиться видеть меткость чеховского слова; вчитываясь в его рассказ, будем размышлять о том, что такое самоуважение, чувство собственного достоинства; а еще попробуем стать режиссерами, исследователями и актерами.
— Как вводит нас Чехов в мир своего рассказа? Подробно? Обстоятельно? Завязка предельно краткая, лаконичная ( слово появляется на доске). Лаконизм — черта многих произведений А.П.
Чехова. Очень точно писатель В.Набоков подметил : «Чехов входит в рассказ без стука, он не мешкает» . Эти слова станут первым эпиграфом нашего урока, запишем их. (Слова эпиграфа появляются на доске)
— Допустим, вы ставите спектакль по этому рассказу и подбираете актеров на роли героев. Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите его внешность, одежду, походку.
— Посмотрим, как описал толстого Чехов . Прочитайте текст.
— В чем особенность этого портрета? Портрет краткий, автор дает лишь некоторые штрихи, значимые подробности, детали . (Слово появляется на доске).
— Образ какого человека создают эти детали? (Перед нами образ состоятельного, богатого человека, довольного жизнью: «пахло от него хересом и флердоранжем»).
— Представьте теперь тонкого, который только что вышел из вагона. Как бы вы его описали? А как у Чехова? Какие детали в этом портрете наиболее значимы? (Тонкий «навьючен». Обвешенный чемоданами, узлами, картонками, он жалок. И пахнет от него не хересом, а кофейной гущей.)
— Какой прием использует автор, рисуя героев? Противопоставление, антитезу. (Слово появляется на доске)
— Найдем синонимы этому противопоставлению. Только ли внешний вид рисуют эти слова? (Богатый и бедный)
Удивительно, как несколькими штрихами, деталями, не рисуя подробного портрета, Чехов позволяет нам так много узнать о героях. Запишем второй эпиграф урока: «Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно» (М.Горький). Слова эпиграфа – на доске.
— Что же происходит на страницах рассказа? (Встреча двух людей, знакомых, однокашников).
— А я утверждаю: в рассказе происходят… две встречи. Если вы согласны, то скажите, какие это встречи? (Сначала встреча двух приятелей; затем – встреча двух чинов, начальника и подчиненного).
В роли режиссеров вы сегодня уже выступали. Попробуем стать актерами и, выразительно прочитав, сыграть эти две встречи. Актеры всегда тщательно готовят свою роль, разбирают текст, ставят исполнительские задачи, находят нужные интонации. Нам тоже необходимо тщательно подготовиться к выразительному чтению по ролям и решить, какие мысли и чувства вы должны выразить в своем чтении. Перечитаем внимательно текст.
— Какое чувство владеет героями вначале? (Радость, искреннее удивление, восторг).
— Как передано это чувство? (разговорная лексика, уменьшительно-ласкательные суффиксы, восклицательные предложения).
— Кто первый бросается к другу? (Толстый)
— Как меняется интонация тонкого, когда он рассказывает другу о своей жизни? Для чего Чехов вводит паузу? (Пауза психологическая, эмоциональная: «Жалованье плохое… ну да бог с ним!» — не о том хочется говорить в столь радостный момент).
— Что отвечает толстый?
— Расскажите, что мог чувствовать тонкий, услышав о звании толстого? Опишите, как изменился при этом тонкий: его поведение, поза, внешность.
Читаем у Чехова: «Тонкий вдруг побледнел, окаменел». О чем эти слова говорят нам? Подберите синонимы к слову «окаменел». (Окаменел – как громом поражен, замер, не мог двигаться. За этим словом – состояние: страх, испуг, ужас, шок). Теперь понятно, что это глагол – метафора, единственно возможное здесь слово художника – мастера.
Читаем дальше: «Сам съежился, сгорбился, сузился…» Что передает каждый глагол? Не много ли их? Почему чемоданы, узлы и картонки тоже «съежились и поморщились»? Автор преувеличивает, гиперболизирует. (Слово гипербола появляется на доске).
— Какие еще изменения происходят в тонком? (Он подобострастно хихикает, в речи появляется частица «-с», пытается выражаться красиво, торжественно, от искренности не осталось и следа).
5. Самостоятельное исследование языка рассказа по вариантам, составление таблицы.
1 вариант – выписать глаголы , характеризующие поведение героев,
2 вариант – выписать обращения героев друг к другу.
В результате исследования составляем таблицу.
Толстый «воскликнул, восторженно глядя»; тонкий «изумился», «облобызались», «устремили друг другу глаза, полные слез».
Тонкий «побледнел, окаменел», лицо «искривилось, посыпались искры», «съежился, сгорбился, сузился», «поморщились», «вытянулся во фрунт», «застегнул все пуговицы», «захихикал», «пожал три пальца», «поклонился», «шаркнул ногой».
Толстого «стошнило, поморщился», «отвернулся».
— Почему изменилось поведение толстого? ( Он разочарован поведением друга ).
Тонкий: «Миша! Друг детства», «милый мой», «красавец, душонок», ты.
Толстый: «милый мой», «друг», «голубчик мой».
Тонкий: «ваше превосходительство», «друг, можно сказать, детства», «вельможи-с», «вы-с».
— Почему в конце встречи в речи толстого нет обращений?
— Какое чувство вызывает у вас поведение тонкого? (Нам стыдно за этого человека, который так унижается, чувствуя себя маленьким, ничтожным).
— Как автор относится к герою? Какое он находит слово: что заставляет героя так унижаться? («чинопочитание»).
— А какое слово найдете вы? (Лакейство, потеря чувства собственного достоинства, приспособленчество, добровольное рабство).
А.П.Чехов утверждал: «Среди людей нужно сознавать свое достоинство ». Эти слова станут третьим и самым важным эпиграфом нашего урока.
— Что значит выражение «иметь чувство собственного достоинства»?
6.Выразительное чтение учащимися: два диалога героев – две встречи.
7.Обобщающее слово учителя.
Больше всего Чехов ненавидел ложь, рабство. Реальная жизнь не раз убеждала писателя в том, что рабская психология настолько сильна в человеке, что заставляет его унижаться даже тогда, когда никто его к этому не принуждает, как происходит с героем рассказа «Толстый и тонкий». Мысль о том, что люди добровольно заменяют человеческие связи отношениями между чинами угнетала Чехова и заставляла протестовать, высмеивать таких людей.
— Только ли смеется над своими героями молодой Антоша Чехонте? Можем ли мы сказать, что перед нами юмористический рассказ? (Автор осуждает, обличает, поэтому «Толстый и тонкий» — рассказ сатирический). Новое слово сатира появляется на доске. Ребята делают запись в тетради. ( Сатира – обличение людских пороков и недостатков жизни ).
8. Подведение итогов урока.
— Что вы взяли с сегодняшнего занятия?
— Назовите понятия сегодняшнего урока:
1. Краткость (Лаконизм)
2. Противопоставление (Антитеза)
3. Преувеличение (Гипербола)
4. Значимая подробность (Деталь)
5. В чем отличие юмора от сатиры?
9. Домашнее задание по выбору:
1. Письменный ответ на вопрос «О чем заставил задуматься рассказ А.П.Чехова?»
2. Представьте, что А.П.Чехов пришел в ваш класс, увидел, как вы общаетесь друг с другом, как вы дружите. Напишите небольшой «чеховский» рассказ об интересном случае из вашей школьной жизни.
Источник: nsportal.ru
Чехов «Толстый и тонкий». В каком классе учится Нафанаил?
Упоминание о Нафанаиле мы встречаем в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Рассказик сам по себе небольшой, поучительный, говорящий.
Он о том, как встретились два бывших гимназиста. С тех пор прошло много времени, оба изменились, обзавелись чинами, женами, детьми.
Нафанаил — то сын Тонкого, третьеклассник.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Прейс куран т [204K]
более года назад
Сын одного из главных героев рассказа Антона Павловича Чехова «Толстый и Тонкий» учился в третьем классе. Так и представил своего сына бывшему однокашнику Михаилу Тонкий на первых же минутах встречи. Интересно, что в рассказе Толстый даже не успел рассказать о своей семье, о жене и детях, он только назвал свой чин, после чего Тонкий начал лебезничать перед ним в самой низкой форме, что совершенно не понравилось Михаилу, и он с пренебрежением простился с ним. А ведь человек, не смотря на свою высокую должность тайного советника, просто хотел по душам поговорить со своим однокашником.Может даже помог бы ему с новой работой, но Тонкий повел себя так низко, что Толстого чуть не стошнило, и он благополучно отошёл от него.
Источник: www.bolshoyvopros.ru