Трудовой кодекс РФ
Комментарии и толкования к нормативным актам, включая Трудовой кодекс РФ — это важная часть правоприменительной техники (юридическая герменевтика), призванная выявить имеющиеся в нормативном акте лакуны и дефекты и адаптировать их с целью наиболее правильного и единообразного применения.
В рамках данной рубрики приведены постатейные комментарии к ТК РФ с использованием нормативного и казуального толкований Трудового кодекса из официальных источников.
Виды толкований
Мы считаем своим долгом предупредить наших читателей, что подавляющее большинство комментариев к ТК РФ, имеющихся в свободном Интернет-доступе, не может служить безусловным основанием для их использования в конкретном трудовом правоотношении.
Дело в том, что комментировать и толковать ТК РФ вправе абсолютно все. Однако руководством к действию могут служить только толкования, данные на официальном уровне.
Инкорпорирование существующих толкований — это технически сложная задача, поэтому на настоящий момент не существует единого сборника нормативных и казуальных толкований к ТК. Имеющиеся на настоящий момент толкования статей ТК разрознены и содержатся во множестве бюллетеней и ведомостей, относящихся к практике Верховного и Конституционного судов РФ.
О чем не написано ТК РФ. Изменения 2022 года.
Дифференциация толкований находится в прямой зависимости от их правовых последствий.
Так, толкования и комментарии различных министерств и ведомств относительно статей ТК РФ не порождают правовых последствий, поскольку не являются обязательными к применению.
В то же время официальные толкования, данные компетентным органом и опубликованные в специальном акте, приравниваются по юридической силе к самому нормативному акту и, как следствие, становятся обязательными к применению. По сути, подобные толкования — это данная государством директива, объясняющая, как именно следует применять ту или иную норму права.
В свою очередь, компетентные официальные толкования и комментарии подразделяются на два вида: нормативные и казуальные.
Нормативное толкование — это эквивалент закона, которое обязывает любые органы, применяющие право, действовать определенным образом при обращении к той или иной статье ТК РФ в случае, если сама статья содержит в себе нарушения логики или дает возможность двоякого понимания.
Как правило, нормативные толкования дает орган, разработавший и утвердивший закон. В условиях Российской Федерации этими органами являются:
- Государственная Дума РФ;
- Президент РФ;
- законодательные органы на региональном уровне;
- Конституционный Суд РФ относительно положений Конституции;
- Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего арбитражного суда РФ. Толкования нормативных актов в свете их применения в судебной практике оформляются в виде Постановлений Пленума ВС и ВАС РФ. В первую очередь эти постановления обязательны для судебных органов.
К казуальному толкованию можно отнести то или иное решение судебного органа, дающее толкование нормы права по конкретному правоотношению. Обязательность исполнения казуального толкования применительна только к этому конкретному правоотношению.
ТОП-7 трудовых прав, о которых вы НЕ ЗНАЕТЕ
Подвидом казуального толкования является административное толкование. К примеру, административное толкование статьям ТК РФ дает Минтруд РФ, а статьям НК РФ — ФНС РФ. Сфера распространения этих толкований — это подведомственные органы. Например, для суда толкования, данные Минтрудом РФ, обязательными не будут.
Что касается различных толкований ТК, даваемых общественными организациями, Интернет-сайтами или практическими работниками, то все они будут неофициальными и носящими исключительно рекомендационный или научный характер.
По источнику происхождения неофициальные толкования и комментарии можно, в свою очередь, дифференцировать по признаку их компетентности или некомпетентности.
Рекомендуем осторожно относиться к толкованиям из некомпетентных источников. Их почти всегда можно отличить от компетентных источников по отсутствию юридической терминологии.
Необходимость в толковании ТК РФ
С точки зрения юриста, любой отраслевой кодекс, включая Трудовой, — это своего рода литературное произведение. Как и в каждом литературном произведении, в кодексе имеется своя сюжетная линия.
Для кодекса принципиально важна линейность сюжета, то есть последовательно регламентируемые правоотношения от их возникновения до их окончания.
Например, ГПК РФ отличается хорошо проработанным линейным сюжетом — задачи ГПК, подача иска, принятие иска, рассмотрение в первой инстанции, в апелляционной инстанции, кассация, надзорная инстанция, исполнение решения.
Сюжетная линия ТК РФ весьма нарушена. Например, вопросы прекращения трудового договора интегрированы в раздел «Трудовой договор», и, соответственно, вопросы, связанные с рабочим режимом и дисциплиной труда, расположены после статей, регламентирующих вопросы расторжения трудового договора.
С точки зрения казуистики подобный логический «зигзаг» можно рассматривать, как продолжение трудовых отношений после их прекращения.
Два примера дефектов ТК РФ
Назначение юридической герменевтики — это выявление лакун, дефектов и коллизий нормативных актов. В этом смысле Трудовой кодекс РФ — находка для толкователя.
Далее, в постатейных комментариях мы детально остановимся на проблемах, связанных с применением положений Трудового кодекса.
В рамках вступления, в качестве примера, приведем лакуны ТК РФ в части не разъясненной терминологии, а именно в ст.ст. 261, 263 ТК РФ, касающихся гарантий, предоставляемых матерям-одиночкам при расторжении ТД.
Дело в том, что ни в одной статье ТК РФ не содержится разъяснения о том, кого в свете трудовых отношений следует считать одинокой матерью. Так, в Положении «О порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» под одинокой матерью подразумевается женщина, в свидетельстве о рождении ребенка которой отсутствует запись об отце. Точно такое же определение одинокой матери содержится в Законе Томской области «О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей» и в ряде других нормативных актов.
То есть складывается ситуация, при которой правоприменитель должен обратиться с целью толкования термина «одинокая мать» к иным источникам права в порядке субсидиарного применения. А это означает, что в рамках трудовых отношений работница (к примеру, вдова), самостоятельно воспитывающая ребенка, в свидетельстве о рождении которого имеется запись об отце, не может рассматриваться как одинокая мать, а значит, гарантии для одиноких матерей на нее не распространяются.
Конечно, было бы намного эффективнее, если бы в ТК РФ было включено разъяснение термина. На настоящий момент данный дефект ТК устраняется с помощью толкований.
Примером казуального толкования ст. 261 ТК РФ может служить кассационное определение Амурского областного суда, указывающее, что под одинокой матерью в рамках ТК РФ должна пониматься любая женщина, воспитывающая родного или усыновленного ребенка самостоятельно вне зависимости от того, рожден ли (усыновлен) был ребенок в браке или вне брака.
В качестве наглядного примера «юридического дефекта» может быть приведена также ст. 265 ТК РФ, регламентирующая запрет на использование труда несовершеннолетних на работах, способных причинить вред их здоровью или нравственному воспитанию. В тексте статьи приводится исчерпывающий перечень запрещенных для несовершеннолетних работ.
При этом перечень тяжелых, вредных и опасных для несовершеннолетних условий труда нотифицирован в Постановлении №163 Правительства РФ от 25.02.2000 года, и в этот перечень входит больший объем, нежели тот, что содержится в закрытом (не подлежащем расширенному толкованию) перечне ст. 265 ТК РФ.
А это значит, что подзаконный нормативный акт (Постановление Правительства), по сути, расширяет исчерпывающий список, приведенный в кодексе. А в соответствии с Конституцией РФ такого просто не должно быть.
Не менее серьезные лакуны содержатся:
- в статьях 56 и производных от нее ст.ст.15-19 ТК РФ;
- в статьях 5, 8, 20, 40, 45, 63, 68 ввиду отсутствия в них привязки к ст. 56 ТК РФ;
- в ст.ст. 3, 64, 81, 239, 386, 387, 389, 390 ТК РФ ввиду растяжимости приведенных в указанных статьях оценочных понятий, таких как «нормальный», «оправданный» или «уважительный» и т.д.
О том, как поступить в случае обнаружения «дефекта» нормы права, мы расскажем в наших постатейных комментариях к Трудовому кодексу РФ.
Источник: assistentus.ru
Поправки в раздел X Трудового кодекса РФ приняты: что учесть специалисту по охране труда?

С 1 марта 2022 года начнет действовать новая редакция Трудового кодекса РФ, в т. ч. актуализирован раздел, регламентирующий охрану труда и подзаконные акты к нему. Рассмотрим основные изменения и нововведения и разберемся, что и как нужно учесть в работе специалисту по охране труда.
В последний день весенней сессии депутаты Государственной думы в 3 чтении приняли поправки в Трудовой кодекс РФ[1]. Одновременно Минтруд России разместил для обсуждения тексты законопроектов, детализирующие нововведения. Основная цель изменений — совершенствование механизмов предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний.
Основные новшества новой редакции трудового кодекса РФ
Самоконтроль — новое право работодателя
Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)».
За неприменение средств индивидуальной защиты — неоплачиваемый простой
В соответствии с новыми требованиями ст. 76 ТК РФ работодатель обязан будет отстранить от работы работника, «не применяющего выданные ему в установленном порядке средства индивидуальной защиты[2], применение которых является обязательным при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях».
Сохранение рабочего места и среднего заработка на время психиатрического освидетельствования
В соответствии с новой редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров, а с 1 марта будущего года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования.
Запретительные меры в сфере труда женщин изменяются на ограничительные
Законодатель следует международному тренду на гендерное равенство. С 1 января 2021 года действует новый Перечень производств, работ и должностей, на которых ограничивается труд женщин[3] (далее — Перечень).
В обновленном Перечне вместо слов о запрете труда женщин на определенных работах предполагается только ограничение на его применение. В документе применяется иная классификация производств и работ[4], где ограничивается женский труд.
Например, новой редакцией предусмотрено, что применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы, ограничивается. В действующей редакции применять труд женщин на соответствующих работах запрещено.
Также сняты ограничения по работе женщин на воздушном и водном транспорте и в качестве дальнобойщиков — водителей большегрузных автомобилей. Установлен безусловный запрет только на девять видов работ, которые упомянуты в п. 89–98 Перечня (среди них тушение пожаров, транспортировка, погрузка, разгрузка вручную ядохимикатов и др.). В остальных случаях труд женщин запрещен во вредных и опасных условиях труда, а также когда не проведена специальная оценка условий труда (СОУТ).
Для гармонизации законодательства (Трудового кодекса РФ и его подзаконного акта — Перечня) вносятся изменения в раздел XII, главу 41, ст. 253 ТК РФ.
Вместе с новой редакцией Трудового кодекса РФ с 1 марта 2022 года вступят в силу и его подзаконные акты
Требования Трудового кодекса РФ, как и сейчас, будут детализированы в его подзаконных нормативных актах.
Охрана труда: апгрейд раздела X «Охрана труда» ТК РФ
Наибольшее количество корректировок внесено в раздел X «Охрана труда» ТК РФ. Далее подробно разберем, что изменилось и на что особенно надо обратить внимание.
РАЗДЕЛ X «ОХРАНА ТРУДА «ТРУДОВОГО КОДЕКСА РФ: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ
Новая редакция раздела содержит большое количество новшеств. Ряд требований был включен впервые, а некоторые скорректированы или вовсе исключены. Одни изменения мелкие, носят технический характер и не повлияют на работу специалиста по охране труда (далее — СОТ, ОТ) и кадровика, а другие потребуют внесения изменений в локальные нормативные акты (ЛНА).
Самые серьезные изменения ждут нас:
• после 1 марта 2022 года — когда новая редакция вступит в законную силу, и
• во второй половине 2024 года — когда нам придется разрабатывать новые нормы выдачи СИЗ.
А сейчас обо всем по порядку.
Изменилась структура
В разделе X ТК РФ стало на 1 главу и 9 статей больше:
Раздел X дополнен и скорректирован, или 12 моментов, на которые обратим внимание
1. Разграничены полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области ОТ.
2. Изложены государственные нормативные требования ОТ и национальные стандарты безопасности труда, а также порядок осуществления государственной экспертизы условий труда.
3. Установлен порядок соответствия зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и материалов государственным нормативным требованиям ОТ.
4. Изложены обязанности и права работодателя, а также обязанности и права работника в области ОТ.
5. Регламентирован порядок введения запрета на работу в опасных условиях труда.
6. Изложены гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям ОТ.
7. Закреплены права работников на получение информации об условиях и ОТ, а также права работников на санитарно-бытовое обслуживание.
8. Установлен порядок управления профессиональными рисками на рабочих местах.
9. Изложены правила обучения по ОТ, правила проведения медицинских осмотров некоторых категорий работников, правила обеспечения работников СИЗ, порядок обеспечения работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием.
10. Определен порядок создания службы ОТ у работодателя, а также комитетов (комиссий) по ОТ.
11. Определены порядок и условия финансирования мероприятий по улучшению условий и ОТ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников, добровольных взносов организаций и физических лиц, а также работодателями.
12. Установлен порядок расследования, оформления (рассмотрения), учета микроповреждений (микротравм), несчастных случаев на производстве.
[1] https://clck.ru/VPTEy. Проект Федерального закона «О внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации» (далее — Проект). Доступен для скачивания (услуга «Сервис форм»).
[3] Приказ Минтруда России от 18 июля 2019 г. № 512н «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин».
[4] По сравнению с утратившим силу Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162.
С. Г. Подберезина,
эксперт, консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 4, 2021.
- Пострадавшие на производстве смогут сами выбирать место реабилитации
- Инспекторов накажут за халатность при проверках
- I Специализированная выставка «Экипировка»
Источник: www.profiz.ru
Что сейчас известно про Единую цифровую платформу занятости и трудовых отношений и зачем она нужна

Решение многих кадровых вопросов и связанных с ними отношений постепенно переходит в электронную плоскость. Чтобы этому способствовать, власти запустили в новом статусе сайт «Работа в России» — как Единую цифровую платформу занятости и трудовых отношений с 1 июля 2021 года.
Новые возможности сайта «Работа в России»
Общероссийская база вакансий на портале «Работа в России» с 1 июля трансформирована и расширена на основании Федерального закона от 28.06.2021 № 219-ФЗ (далее — Закон № 219-ФЗ), который внёс изменения в Закон от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ». С 1 июля 2021 года «Работа в России» переименован в Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений. Так, с 2021 года наравне с очным приемом граждан, ищущих работу, предусмотрена на постоянной основе дистанционная и проактивная (без заявлений) форма оказания такой услуги службами занятости — с использованием рассматриваемой цифровой платформы. И причина этому не только коронавирус, а в целом развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере содействия занятости населения.
До начала пандемии коронавируса центры занятости предоставляли свои услуги только в очном режиме — при личной явке. В апреле 2020 г. был введен временный дистанционный порядок постановки на учет в качестве безработного. Закон № 219-ФЗ такой формат ввёл на постоянной основе. При этом в большинстве случаев соискателям для обращения за помощью нужен единственный документ — заявление. Остальные документы будут запрашиваться из госинформсистем.
- единые требования к порядку предоставления госуслуг в части занятости;
- единую федеральную систему мониторинга и управления качеством деятельности органов службы занятости на основе единых стандартов.
Закон № 219-ФЗ также установил основы особенностей взаимодействия работодателей, граждан и служб занятости в электронной форме.
Он закрепил обязанность центров занятости регистрировать граждан в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) при сайте Госуслуг для подачи заявлений с через Единую цифровую платформы (при отсутствии у гражданина подтвержденной учетной записи).
Для расширения банка общедоступных вакансий Закон № 219-ФЗ установил требования к размещению на Единой цифровой платформе занятости и трудовых отношений информации о вакансиях для ряда категорий работодателей (органы госвласти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели с численностью работников выше 25 человек и др.).
Новое правовое регулирование
Статус и основы функционала Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» установила новая редакция ст. 16.2 Закона о занятости населения в РФ. Теперь это федеральная государственная информационная система.
Единая цифровая платформа состоит из федеральной и региональной части (сегментов), а также подсистем, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
Перед платформой занятости и трудовых отношений стоят следующие задачи:
- содействие занятости населения, в т. ч. путём размещения информации о возможностях трудоустройства, работодателях, испытывающих потребность в работниках, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, гражданах, ищущих работу;
- обеспечение процесса предоставления госуслуг в области содействия занятости, в т. ч. их оказания в электронном виде;
- создание, использование и хранение электронных документов, связанных с работой, а также с выполнением работ и оказанием услуг по договорам ГПХ, прохождением практической подготовки, стажировки, профессионального обучения или получения дополнительного образования, авторским договорам с физлицами;
- формирование аналитической информации о трудоустройстве.
Порядок функционирования Единой цифровой платформы устанавливает Правительство РФ. Он включает:
- перечень подсистем и порядок их взаимодействия;
- перечень информации на платформе;
- перечень участников информационного взаимодействия, их функции и полномочия;
- порядок представления, обработки информации на платформе, а также её информационного взаимодействия с иными информационными системами;
- порядок создания, использования и хранения на платформе электронных документов о работе, в т. ч. их передача в иные информационные системы, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством (с 16.11.2021);
- порядок использования платформы органами службы занятости для содействия гражданам в поиске подходящей работы, содействия работодателям в подборе необходимых работников и оказания иных госуслуг в этой области;
- порядок оформления в электронном виде договоров ГПХ на выполнение работ и оказание услуг, прохождение практической подготовки, стажировки, профессионального обучения или получения дополнительного образования, авторских договоров с физлицами (с 01.01.2023);
- иные вопросы.
Предусмотрено, что Единая цифровая платформа обеспечивает:
- обработку информации, перечень которой утверждает Правительство РФ;
- идентификацию участников, прошедших авторизацию в ЕСИА;
- представление информации в электронной форме;
- мониторинг и анализ информации;
- представление работодателями в службу занятости информации о наличии или об отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей;
- размещение работодателями информации, перечень которой устанавливает Правительство РФ, в т. ч. о наличии специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для инвалидов;
- размещение гражданами информации, перечень которой устанавливает Правительство РФ;
- возможность ее развития.
Какой орган курирует сайт «Работа в России»
Оператор Единой цифровой платформы занятости и трудовых отношений — это уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. По факту это Роструд.
Информация на платформе
Участники Единой цифровой платформы должны обеспечивать полноту, достоверность и актуальность информации, которую размещают на ней.
По общему правилу информация на Единой цифровой платформе — общедоступна, кроме той, доступ к которой ограничен федеральным законом.
Получение информации с Единой цифровой платформы занятости и трудовых отношений бесплатно. И не только через сайт «Работа в России», но и сайт Госуслуг, аналогичные региональные и муниципальные порталы.
Заключение
Таким образом, портал «Работа в России» как единая цифровая платформа в сфере занятости должен стать основным каналом предоставления вакансий от работодателей со среднесписочной численностью работников 25 и больше.
Возможность создания и хранения на платформе кадровых документов и договоров отложена на конец 2021 года и на начало 2023 года.
Клерк дарит подарки всем бухгалтерам на Новый год! Клерк.Премиум всего за 9 900 ₽ 18 000 ₽
Оформите подписку Клерк.Премиум и получите:
• мини-курсы каждый день;
• 50+ онлайн-курсов;
• 450+ вебинаров от профессионалов;
• безлимитные консультации с экспертами;
• комфортное обучение на 2023 год.
Впридачу получите 400+ инструкций и чек-листов для работы. Полный список смотрите тут. Со скидкой 45% сервис стоит 9 900 рублей. Оставьте заявку ниже — ответим на все вопросы.
Источник: www.klerk.ru
Трудовое право 2022. С какими изменениями завершаем год?
17 лет практического опыта в кадровом администрировании, аудитах, сопровождение компании при взаимодействии с проверяющими структурами, решении трудовых споров, в том числе в судах. Эксперт в области методологии кадрового администрирования, опыт руководства службой по учету персонала и сопровождение всех ИТ-систем отдела.
Лидер по стратегии автоматизации делопроизводства в компании ПАО ПИК
СПИКЕР ОТКРЫТОГО УРОКА
Регистрация
на бесплатный открытый урок
ПОЧЕМУ ЭТО АКТУАЛЬНО?
Знание трудового права — это защита компании от ошибок и штрафов из-за нарушения ТК РФ. На открытых уроках мы познакомимся с изменения и нововведения ТК, поговорим о новой судебной практике и узнаем как избежать рисков и подводных камней.
КОМУ ПОЛЕЗНО?
HR-менеджерам, руководителям, у которых КДП не является основной частью функционала. Им необходимо получить базовые знания ТК РФ и научиться регулировать трудовые отношения в компании
HR-специалистам, кому необходимо актуализировать и систематизировать уже имеющиеся знания Трудового права
Источник: top-career.ru