Начальная школа – безусловно, один из важнейших периодов в жизни ребенка. Ведь именно от того, как пройдет этот этап, будет зависеть успех и достижения школьника в дальнейшем. Сегодня мы расскажем о возможностях начального образования в России и о лучших начальных школах.
Первые начальные школы появились еще во времена Петра I. Тогда они делились на несколько типов (цифирные, русские, адмиралтейские и др.) и были созданы по образцу европейской культуры. Массовая народная школа появилась уже позже – во время коренных преобразований с середины 19-го и начала 20-го века. Начальная школа в ее современном виде уже не раз претерпевала различные изменения.
Особенности начального образования в России
Отправляясь в начальную школу, ребенок не просто идет в новый неизведанный мир, но и меняет социальный статус. Именно в начальных классах ребенок учится дисциплине. Здесь расширяется его сфера взаимодействия с окружающим миром, выстраиваются новые границы, появляется потребность в самовыражении.
Типы УЧЕНИКОВ в ШКОЛЕ !
От того, как пройдут первые годы в школе, будут во многом зависеть и дальнейшие результаты обучения. Школьник учится не только писать, считать, читать. На этом этапе закладывается его мировосприятие, основы познавательной мотивации, происходит становление самосознания и самооценка, развиваются творческие навыки, воображение, эстетическая и физическая культура. Какую начальную школу выбрать для ребенка?
На сегодняшний день в России есть трехлетняя и четырехлетняя начальные школы. Все больше специалистов считает, что четырехлетняя школа обеспечивает более благоприятную адаптацию ребят к учебе. Поступить в начальную школу можно как с 6, так и с 7 лет. В настоящее время есть тенденция полного перехода на 4 года начальной школы – это создает более комфортные условия для младших школьников, поддерживает их интерес к учебе и формирует более глубокие познавательные навыки. Кроме того, такой подход соответствует международным стандартам.
Нормативные документы
Качество начального образования в России регулируется следующими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изменениями, вступившими в силу 19.05.2013 г.);
- Нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к Приказу Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373);
- Приказы о внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования (от 26.11.2010 г. и от 22.09.2011 г.);
- Письмо Минобрнауки России от 24.10.2011 г. № МД 1427-03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;
- Письмо Минобрнауки России от 25.02.2011 г. № 03-114 «О мониторинге ФГОС общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Стандарт начального общего образования позволяет обеспечить единство образовательного процесса на всей территории нашей страны. В нем содержатся требования к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре программы, базисный учебный план, в который, в частности, был включен раздел «Внеурочная деятельность». Нормативные документы обеспечивают комфортную обстановку в процессе обучения и создают наиболее благоприятные условия для учебы.
Типы УЧЕНИКОВ в ШКОЛЕ ТИПИЧНЫЕ ОДНОКЛАССНИКИ
Программы образования в начальной школе
В современной начальной школе предполагается две системы обучения – это традиционная и развивающая. В рамках традиционной системы изучается одна из семи программ: «Школа России», «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Гармония», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний». К развивающим относятся программы Занкова и Эльконина-Давыдова, однако и многие классические программы были настолько трансформированы, что уже могут считаться развивающими.
Вот некоторые особенности каждой из программ:
- « Школа России » делает акцент на приобщение детей к традициям и культуре своей страны, духовно-нравственное развитие, формирование интереса к истории России, ее природе и т.д.
- «Школа 2100 » ориентирована на развитие личности ребенка, раскрытие его творческих способностей.
- « Начальная школа XXI века » мягко адаптирует школьников к учебе. Обучение происходит в форме игры. Дети учатся сами добывать знания, дискутировать, обсуждать, анализировать.
- « Гармония » – это сочетание традиционных и развивающих методов. Программа направлена на создание гармоничных отношений как между детьми, так и между учителями и учениками. Включает в себя новые перспективные технологии обучения.
- « Классическая начальная школа » построена на традиционных методиках, а вот «Перспективная начальная школа» идеально подходит для сельских школ, где в одном классе могут обучаться дети разных возрастов и уровней знаний.
- В программе « Планета знаний » все задания носят развивающий характер. Дети становятся более самостоятельными, инициативными, учатся делать выводы и добывать информацию.
- Программа Занкова имеет другую структуру. Во-первых, она создает доверительные отношения между учителем и учеником, которые общаются не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, культурных мероприятиях. Именно поэтому дети становятся хорошими собеседниками. Во-вторых, школьники сначала выполняют задания, а потом уже изучают теорию – причем познают и раскрывают ее самостоятельно. Занятия проходят в быстром темпе, считаются сложными, но при этом очень притягательными для детей.
- А вот программа Эльконина-Давыдова делает акцент на теории, правилах и понятиях, хорошо развивает мыслительные способности. Большая часть занятий проходит в классе, дома дети отдыхают. Программа очень насыщенная, и в нашей стране не так много педагогов, которые умеют по ней работать.
Типы (виды) начальных школ
Начальные школы можно разделить как по направленности (углубленное изучение определенных предметов – например, иностранных языков или математики), так и по формату – частные или государственные. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, интерес к частным школам по-прежнему остается высоким, многие родители считают, что именно частные школы способны дать более качественное образование. Так ли это – давайте разберемся.
Частная школа
Частное образование не случайно считается более престижным. В первую очередь, оно имеет главное преимущество – детей в классе намного меньше, а это значит, что преподаватель может уделить больше внимания каждому ученику. Часто частные школы имеют свою направленность и предлагают редкие программы.
В таких школах создается более комфортная обстановка, предоставляются широкие возможности для всестороннего развития способностей ребенка, его творческого раскрытия. Благоприятный микроклимат способствует лучшей учебе. В штате частных школ обычно работает детский психолог и логопед, проводятся регулярные медицинские осмотры, есть своя столовая, предлагающая разнообразное и полезное питание, а сами классы, здание, залы отвечают самым современным и высоким требованиям качества и безопасности. Такие школы хорошо охраняются. Здесь заботятся не только о том, чтобы ребенок получил нужные знания в соответствии с программой, но и чтобы он рос здоровым и активным.
Единственный минус – за любую частную школу нужно платить, и суммы порой складываются немаленькие.
Полезная информация. В пятерку лучших частных школ Москвы входят «Лучик», «Наши традиции», Ломоносовская школа, «Радуга» и «Ступени».
Государственная школа
Государственные школы бесплатны, однако и условия здесь обычно отличаются в худшую сторону. Количество учеников в классах порой достигает 30 или даже больше человек, поэтому учитель физически не может уделить должное внимание каждому ребенку. Государственные школы прошли испытание временем, их учебная программа и план строго соответствуют стандарту, а дети получают разностороннее образование. Но большой поток учащихся превращает процесс учебы в конвейер. Дополнительные секции и услуги предоставляются платно.
Качество образования в начальной школе
При сравнении частных и государственных начальных школ крайне актуальным является вопрос качества образования. В связи со спецификой образовательного процесса первого этапа это понятие включает в себя не только оценку базовых навыков, таких как умение читать, писать, но и принципиальных личностных характеристик, которые в дальнейшем обязательно отразятся на успешности учащегося.
Среди них – дисциплина, усидчивость, трудолюбие, любознательность, творческий подход, воображение. При формальном подходе к обучению, который обычно практикуется в государственных школах, развитие этих ключевых личностных характеристик – вторичный процесс, и это зачастую отрицательно сказывается на успешности школьников в дальнейшем.
В частных же учебных учреждениях практикуется личностный подход. В этом случае ребенок не только получает необходимые знания, но и развивает свои способности к познанию мира.
Во многом – это достигается за счет применения творческого подхода к обучению, уникальных образовательных программ и методик, неформального общения педагога и ребенка, грамотной работы школьного психолога. Однако в этом есть и определенный риск. Так, некоторые родители отмечают, что при переводе из частной в государственную школу их ребенок на начальном этапе значительно отстает по уровню знаний от одноклассников. Однако это скорее исключение из правил. В большинстве случаев уровень образования детей из частных учреждений несколько выше, а сами дети значительно более мотивированы на получение знаний и нацелены на успех.
Какую школу выбрать для ребенка?
Итак, какую же школу выбрать? Рассмотрим основные плюсы и минусы частных и государственных школ:
Плюсы
Минусы
- Меньше детей в классе
- Больше внимания каждому ученику (возможно индивидуальное обучение)
- Наличие большого числа кружков и секций
- Охрана и безопасность
- Детский психолог, логопед и другие специалисты
- Качественная материально-техническая база
- Качественное питание
- Необходимость оплаты обучения
- Бесплатно
- Система проверена временем
- Много учеников
- Не всегда есть охрана
- Не всегда есть возможность углубленного изучения предметов
- Недостаточная материально-техническая база
- Использование в питании полуфабрикатов
Если финансовая ситуация позволяет, то однозначно стоит отдать предпочтение частной школе. Здесь ваш ребенок будет в полной безопасности, окружен специалистами высокого класса, в комфортной и благоприятной обстановке ему будет проще учиться и развиваться.
Однако важно учесть, что частные школы также отличаются друг от друга. На что обратить внимание при выборе?
- Наличие лицензии, аккредитации .
- По каким программам ведется обучение, какие дополнительные занятия, есть ли профиль – математический, языковой и т.д.? В этом вопросе важно учитывать интересы и способности ребенка.
- Квалификация специалистов и учителей . Особенно важна личность учителя как раз в начальной школе. Поинтересуйтесь, как давно работают учителя, нет ли текучки кадров? Пообщайтесь не только с директором, но и с учителем, который будет вести уроки у вашего ребенка.
- Удобство расположения . К сожалению, частные школы, в отличие от государственных, не всегда располагаются рядом с домом, и на дорогу может уходить по несколько часов в день. Это, безусловно, испытание и для родителей, и для ребенка. Поэтому по возможности стоит обращать внимание, на близость учебного заведения.
- Как выглядит сама школа, насколько в ней комфортно, какая у нее материально-техническая база . Есть ли своя столовая, спортивный и актовый залы, кабинеты для труда и т.д.
- Обратите внимание на атмосферу школы , на школьные фотографии на стендах, детские поделки, календари экскурсий.
- Если в школе есть старшие классы, имеет смысл уточнить процент поступления выпускников , успешность результатов ЕГЭ и др.
- Почитайте отзывы в Интернете, пообщайтесь с родителями учащихся – они знают ситуацию изнутри и смогут дать адекватную оценку.
С поступлением в начальную школу в жизни младшего школьника и всей его семьи происходят существенные изменения. Для ребенка это определенный стресс – адаптация в новом коллективе, режим, дисциплина, общение с новыми людьми. Безусловно, родители переживают, как пройдет этот период, и хотят создать наилучшие условия для школьника. Желаем вам в этом удачи!
Источник: www.kp.ru
Презентация на тему: Образовательная программа школы
№ слайда 1
Описание слайда:
Образовательная программа школыРазработчик: Г.А. Давыдов, к.п.н.,кафедра УРОС ПОИПКРО
№ слайда 2
Описание слайда:
Образовательная программа – это: Нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса (С.Е. Шишов) Документ, дающий представление о содержании деятельности образовательного учреждения, направленной на реализацию заявленных им целей (из материалов Министерства образования и науки РФ)
№ слайда 3
Описание слайда:
Чем образовательная программа отличается от программы развития? Программа развития – это, прежде всего, стратегическое и тактическое управление, осуществляемое с целью перевода школы в новое качественное состояние.Образовательная программа нацелена на решение текущих задач УВП школы Программа развития ориентирована на «должное» и «возможное» в УВП школы Образовательная программа отражает реальный УВП («здесь и сейчас») Программа развития нацелена на будущую модель выпускникаОбразовательная программа указывает на существующие цели и результаты УВП (модель выпускника)
№ слайда 4
Описание слайда:
Чем образовательная программа отличается от учебной программы? Учебная программа – это документ, отражающий целевые установки и содержательную основу учебного курса по соответствующему учебному предмету, логику построения курса, принципы выбора технологий обучения и методов контроля достигнутого уровня содержания образования Образовательная программа (упрощенный вариант определения) – это совокупность учебных программ (и не только!), учебников, и, соответствующих им, педагогических технологий, методов контроля и т.д. определенного уровня содержания образования
№ слайда 5
Описание слайда:
Проблемы, которые можно решить с помощью образовательной программы: Согласование дидактического и организационного педагогического аспектов УВПдидактический аспект: уровень содержания образования, учебные программы, учебники, педагогические технологииорганизационно-педагогический аспект: учебный план, система диагностики и аттестации, режимные условия и т.д. Согласование форм и методов организации УВП учебным возможностям и потребностям учащихся
№ слайда 6
Описание слайда:
Видология образовательных программ базовая (1 – 11 кл.) компенсирующего обучения (2 – 9 кл.) расширенная (5 – 7 кл.) гимназическая (5 – 11 кл.) лицейская (8 – 11 кл.) профильная (9 – 11 кл.) индивидуального обучения (1 – 11 кл.) реабилитационная (1 – 11 кл.)
№ слайда 7
Описание слайда:
Образовательная программа должна: · соответствовать социальному заказу· обеспечивать возможность достижения учащимися уровня образованности, который необходим для реализации социального заказа· соответствовать образовательным стандартам· способствовать интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся· способствовать интеграции содержания образования различных образовательных областей· стимулировать использование более эффективных образовательных технологий· соответствовать кадровым, материальным и финансовым возможностям школы и санитарно-гигиеническим требованиям· способствовать развитию учащегося
№ слайда 8
Описание слайда:
Образовательная программа включает в себя: цели и ценности адресность образовательной программы учебный план (пояснительная записка, инвариантную и вариативную части) характеристику учебных программ, соответствующих данному учебному плану описание:– организационно-педагогических условий– гигиенических требований– педагогических технологий, применяемых для реализации образовательной программы– процедуры выбора и изменения индивидуального образовательного маршрута систему форм аттестации, контроля и учета достижений учащихся описание ожидаемых образовательных результатов освоения образовательной программы
№ слайда 9
Описание слайда:
Структура образовательной программы Цели (модель выпускника; уровень образованности) Содержательный компонент: учебный план (пояснительная записка, инвариантная + вариативная части) дополнительное образование (факультативные занятия, кружки, секции и т.д.) ведущие методы и приемы обучения и воспитания Организационные формы УВП Формы аттестации и контроля Результативный компонент (критерии и показатели)
№ слайда 10
Описание слайда:
· Характеристика школы и принципов ее образовательной политики· Аналитическое обоснование ОП:– анализ внешней и внутренней среды школы– вытекающие проблемы– характеристика научных подходов к школьной практике к решению проблем– выбор вида ОП (с учетом приоритетных направлений образования)· Разработка ОП («сеявшие со слезами…»)· Запуск ОП («… пожнут с песнями»)· Контроль и коррекция
№ слайда 11
Описание слайда:
Анализ внешней среды школы Нормативно-правовая база Региональная программа развития образования Статистические данные по социуму микрорайона школы, миграция, культурные тенденции, национальные особенности, отношение к школе и т.д. Микросоциальный заказ (родители и окружающий социум) Новые научные концепции и теории Информация об опыте работы других школ
№ слайда 12
Описание слайда:
Анализ внутренней среды школы Статистические сведения об учащихся Сведения о здоровье учащихся Результаты текущей и итоговой успеваемости История, традиции и предыдущий опыт работы школы Материально-финансовые возможности школы Социальный заказ учащихся и педагогов Интеллектуальный и творческий потенциал учащихся и педагогов Социально-психологический климат (для учащихся и педагогов)
№ слайда 13
Описание слайда:
Целевой компонент образовательной программы (Зачем? Для чего?) Цели зависят от вида ОП Цели указывают на адресность ОП и ожидаемые результаты Ожидаемые результаты должны быть конкретными и измеримыми
№ слайда 14
Описание слайда:
Ожидаемый результат как модель выпускника (по Е.В. Бондаревской): Аксиологический компонент (система ценностных ориентаций) Когнитивный компонент (научные знания о человеке, культуре, истории, природе и т.д.) Деятельностно-творческий компонент (система разнообразных способов деятельности) Личностный компонент (познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами саморегуляции и т.д.)
№ слайда 15
Описание слайда:
Ожидаемый результат как модель выпускника(по Е.Н. Степанову): Нравственный потенциал Познавательный потенциал Коммуникативный потенциал Эстетический потенциал Физический потенциал Уровни образованности: Грамотность (начальная школа) Функциональная грамотность (основная школа) Общеобразовательная компетентность (средняя школа):– общекультурная– допрофессиональная– методологическая
№ слайда 16
Описание слайда:
Подходы к отбору содержания образования Энциклопедизм – чрезмерные энциклопедические знания, не закрепленные(Я.А. Каменский) практическими действиями Формализм – развивается умение мыслить, при недооценке содержания знаний(Ф. Дистервег) Утилитаризм – получение практических умений и навыков, при недооценке (Д. Дьюи) ценности самих знаний и формального образования Дидактизм – подбор содержания обучения исходя из необходимости познания мира воспитанниками и практического воздействия на него
№ слайда 17
Описание слайда:
Образование – это процесс и результат освоения социального опыта, включающего в себя четыре элемента: знания, навыки, ценности, опыт творческой деятельности
№ слайда 18
Описание слайда:
Содержательный компонент образовательной программы (Что? и Сколько?)
№ слайда 19
Описание слайда:
Нельзя, чтобы в одном и том же классе преподавание одного предмета строилось на основе технологии развивающего обучения, другого – на основе программированного обучения, а третьего – на основе идей вальдорфской педагогики.
№ слайда 20
Описание слайда:
Организационно-педагогический компонент образовательной программы (Как?)
№ слайда 21
Описание слайда:
Система диагностического отслеживания (с позиции продвижения ученика в образовательном процессе) дидактическая диагностика (уровень образованности, учебная мотивация, адаптация, объем д/задания и т.д.) педагогическая диагностика личностного развития (творческая активность, способность к саморазвитию и самообразованию) социально-педагогическая диагностика (образовательные потребности, профиль умений, готовность к выбору профессии, ценностные ориентации) валеологическая диагностика (анализ заболеваемости, общая умственная работоспособность и функциональное состояние) диагностика учителей (самооценка удовлетворенности работой в школе, пути личностного и профессионального совершенствования) диагностика родителей (комфортность ребенка в школе, удовлетворенность УВП)
№ слайда 22
Описание слайда:
Система аттестации учащихся (Определяем уровень обученности, воспитанности и развития личности!) диагностические методы тесты психолого-диагностические методики изучения уровня психического развития личности контрольные работы экзамены
№ слайда 23
Описание слайда:
Система отслеживания реализации образовательной программы Ребенок (индивидуальная карта учащегося) Служба сопровождения (психолог, социальный педагог, валеолог, логопед и др.) Классный руководитель Учителя-предметники Администрация Родители
№ слайда 24
Описание слайда:
Место образовательной программы в системе управления школой
№ слайда 25
Описание слайда:
Схема образовательной программы учебного заведения
Источник: ppt4web.ru
Виды и типы уроков по ФГОС в начальной школе
Существуют разные подходы к определению типов учебных занятий, но учителю необходима такая классификация уроков, которая реально отражала бы образовательные цели и обеспечивала оптимальное построение процесса обучения в связи с изучением той или иной темы.
Целесообразно построить типологию учебных занятий, исходя из структуры процесса усвоения учащимися знаний.
Типология уроков по ФГОС в начальной школе
Этапы процесса усвоения знаний учащимися
Урок изучения нового материала
Урок закрепления знаний и способов действий
Урок систематизации и обобщения знаний
Урок контроля знаний
На комбинированном уроке необходимо реализовать все этапы усвоения знаний, что практически неосуществимо в силу ограниченности времени (всего 40-45 мин.). Следовательно, такой урок бывает перегружен дидактическими задачами, которые учитель часто не успевает выполнить. Отсюда возникает вопрос об эффективности комбинированного урока.
Восприятие – предполагает отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, действующих в этот момент на органы чувств, и требует сосредоточенности внимания учащихся на познавательном объекте. В восприятии большое значение имеет субъектный опыт школьников.
Педагогические задачи учителя:
Осмысление – предполагает понимание учащимися изучаемого учебного материала.
В процессе осмысления устанавливаются разнообразные связи между ранее изученным материалом и новым, выясняются причины изучаемых событий, мотивы отдельных поступков литературных героев и др.
Педагогические задачи учителя:
- проанализировать с учащимися воспринятое;
- выделить алгоритм – строгую логическую последовательность действий в определении сути изучаемого;
- дать возможность учащимся сформулировать существенные признаки нового самостоятельно с учетом ориентации на определенные содержательные признаки;
- содействовать развитию у школьников умений анализировать, синтезировать, сравнивать, выделять главное в познавательных объектах;
- провести рефлексию познавательных действий школьников.
Запоминание — предполагает сохранение знаний в памяти учащихся.
- Известно, что можно понять то или иное явление, но через некоторое время уже испытывать затруднения в его объяснении. Поэтому так необходимо запоминание.
- Педагогические задачи учителя:
- выяснить, что учащиеся еще не поняли;
- выявить имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и организовать деятельность по их устранению;
- определить, что учащиеся должны запомнить;
- организовать деятельность учащихся, направленную на поиск своих примеров, комментирующих сущность изучаемого материала;
- выявить индивидуальные способы запоминания учащимися информации.
Применение – предполагает овладение школьниками умениями применять знания на практике.
Педагогические задачи учителя:
- определить систему упражнений и заданий на применение учащимися полученных знаний в разнообразных ситуациях;
- обеспечить постепенное нарастание сложности в выполнении упражнений и заданий;
- использовать разнообразные индивидуальные дидактические карточки, обеспечивающие работу учащихся с разными познавательными стилями.
Обобщение и систематизация – предполагают сведение изученного в единую систему.
Педагогические задачи учителя:
- связать полученные ранее знания с новым учебным материалом;
- обеспечить формулирование учащимися философских выводов;
- использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы;
- инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и своего субъектного опыта.
Типы и виды уроков по ФГОС в начальной школе
№ | Тип урока | Виды уроков |
1 | Урок изучения нового материала | Лекция, рассказ, беседа, просмотр кинофильма, самостоятельная работа с книгой, лабораторная работа, конференция, урок-эврика, межпредметный интегрированный урок |
2 | Урок закрепления знаний и способов действий | Тренинг, практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний, урок – творческий отчет, круглый стол, урок провокаций, урок-суд, урок – круговая тренировка |
3 | Урок систематизации и обобщения знаний | Тренинг, практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний, урок – творческий отчет, круглый стол, урок провокаций, урок-суд, урок – круговая тренировка |
4 | Урок повторения | Тренинг, практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний, урок – творческий отчет, круглый стол, урок провокаций, урок-суд, урок – круговая тренировка |
5 | Урок контроля знаний | Общественный смотр знаний, урок-зачет, практическая работа, устная контрольная работа, письменная контрольная работа, устный опрос, урок – «ищи ошибку» |
Виды уроков по ФГОС в начальной школе: традиционные и унифицированные определения.
Вид урока | Традиционное определение | Унифицированное определение |
Рассказ | Рассказ учителя – это живое, образное, эмоциональное изложение явлений, событий, содержащее преимущественно фактический материал | Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в экстраактивном информационном режиме |
Беседа | Беседа – подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Учитель ведет учеников к усвоению понятий, теорий, законов серией вопросов | Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме |
Семинар | Форма организации урока, состоящая в обсуждении результатов самостоятельной работы, учащихся с дополнительными источниками информации. Иногда на таких занятиях зачитываются доклады, рефераты | Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и глобальных целей развития через передачу укрупненной или ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме |
Практикум | Форма организации урока, на котором учащиеся класса выполняют задания практического характера и докладывают о результатах работы в конце урока | Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме |
Лекция | Лекция – форма учебного занятия, где учитель излагает учебный материал систематически, одновременно руководя записями учеников, их работой | Форма организации урока, предназначенная для достижения глобальных целей воспитания и локальных целей развития через передачу укрупненной дидактической единицы в экстраактивном информационном режиме |
Лабораторная работа | Занятие, где учащиеся самостоятельно воспроизводят явления, всесторонне наблюдают их ход и из своих наблюдений выводят законы, явления или определенные константы | Практикум по работе с аналоговыми моделями реальных объектов |
Интерактивный режим – все информационные потоки замкнуты внутри множества обучаемых или направлены от них вовне. Ученики выступают здесь как субъекты учения, то есть учащиеся. Этот режим характерен для самостоятельной учебной деятельности.
Второй вариант работы в интерактивном режиме – информационные потоки двусторонние (диалог), ученик выступает в постоянно флуктуирующем субъектно-субъектном отношении относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным элементом. Режим характерен для таких форм организации обучения, как беседа или консультация.
Экстраактивный режим – все информационные потоки циркулируют вне объекта обучения или направлены к нему. Ученик выступает в роли обучаемого. Этот режим характерен для лекции. Иногда такой режим называют пассивным, так как научение имплицируется активностью обучающей среды.
Более подробную информацию Вы сможете найти в книге «Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности» издательства Планета.
Использование технологии деятельностного метода позволяет проводить интересные уроки, проектировать учебную деятельность, дающую требуемый результат. Дети при этом учатся высказывать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, – у них формируются чувства сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя, слушать и слышать друг друга.
В заключение хочется отметить, что технология деятельностного метода применима при работе по любой из действующих образовательных программ для обучения младших школьников. Надеемся, что изложенный выше материал будет полезен всем практикующим учителям.
Источник: www.planeta-kniga.ru