1. Программы-тренажеры – предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки обучаемых. При использовании этих программ предполагается, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен. Многие из этих ППС составлены в духе бихевиоризма, когда за один из ведущих принципов берется подкрепление правильного ответа.
ПК в случайной последовательности генерирует учебные задачи, уровень трудности которых определяется педагогом. Если обучаемый дал правильное решение, ему сообщается об этом, иначе ему либо предъявляется правильный ответ, либо предоставляется возможность запросить помощь.
Компьютерные учебные программы такого типа реализуют обучение, мало чем отличающееся от программированного обучения с помощью простейших технических устройств. Однако ПК обладает значительно большими возможностями в предъявлении информации, чем в типе ответа. Многие системы позволяют даже вводить с некоторым ограничением конструированные ответы. В настоящее время разработано достаточно большое число программ рассматриваемого типа. При их разработке можно обойтись знаниями о процессе обучения и учебной деятельности на уровне “здравого смысла”, т.е. интуитивного, часто недостаточно осознанного представление о процессе обучения и индивидуального опыта, приобретенного разработчиками в процессе преподавательской работы.
Типы уроков
2. Контролирующие программы, предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений. Известно, что контроль знаний обучаемых представляет собой одно из самых важных и в то же время по характеру организации и уровню теоретической исследованности одно из самых слабых звеньев учебного процесса.
Главный недостаток существующих форм и методов контроля заключается в том, что в большинстве случаев они еще не обеспечивают необходимой устойчивости и инвариантности оценки качества усвоения учебной информации, а также необходимой адекватности этой оценки действительному уровню знаний. Совершенствование контроля за ходом обучения должно концентрироваться вокруг узловой проблемы – проблемы повышения достоверности оценки формируемых знаний, умений и навыков. Эту проблему можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как увеличение степени соответствия педагогической оценки действительному уровню знаний обучаемых; во-вторых, как создание и реализация таких методических приемов контроля, которые обеспечили бы независимость оценок от случайных факторов и субъективных установок учителя. Использование соответствующих пакетов контролирующих программ позволит повысить эффективность обучения и производительность труда преподавателя, придаст контролю требуемую устойчивость и инвариантность, независимость от субъективных установок учителя.
3. Наставнические программы, которые ориентированны преимущественно на усвоение новых понятий, многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. Обучение с помощью таких программ ведется в форме диалога, однако по большей части ведется диалог, построенный на основе формального преобразования ответа обучаемого, т.е. фактический диалог.
Основы программирования. Виды программ
4. Демонстрационные программы, предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера. Преподаватель может успешно использовать компьютер в качестве наглядных пособий при объяснении нового материала. Большими возможностями в интенсификации учебного процесса обладают те демонстрационные программы, в которых используется диалоговая или интерактивная графика.
5. Информационно-справочные программы предназначены для вывода необходимой информации.
[[. Программы-тренажеры – предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки обучаемых. При использовании этих программ предполагается, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен. Многие из этих ППС составлены в духе бихевиоризма, когда за один из ведущих принципов берется подкрепление правильного ответа.
ПК в случайной последовательности генерирует учебные задачи, уровень трудности которых определяется педагогом. Если обучаемый дал правильное решение, ему сообщается об этом, иначе ему либо предъявляется правильный ответ, либо предоставляется возможность запросить помощь.
Компьютерные учебные программы такого типа реализуют обучение, мало чем отличающееся от программированного обучения с помощью простейших технических устройств. Однако ПК обладает значительно большими возможностями в предъявлении информации, чем в типе ответа. Многие системы позволяют даже вводить с некоторым ограничением конструированные ответы. В настоящее время разработано достаточно большое число программ рассматриваемого типа. При их разработке можно обойтись знаниями о процессе обучения и учебной деятельности на уровне “здравого смысла”, т.е. интуитивного, часто недостаточно осознанного представление о процессе обучения и индивидуального опыта, приобретенного разработчиками в процессе преподавательской работы.
2. Контролирующие программы, предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений. Известно, что контроль знаний обучаемых представляет собой одно из самых важных и в то же время по характеру организации и уровню теоретической исследованности одно из самых слабых звеньев учебного процесса.
Главный недостаток существующих форм и методов контроля заключается в том, что в большинстве случаев они еще не обеспечивают необходимой устойчивости и инвариантности оценки качества усвоения учебной информации, а также необходимой адекватности этой оценки действительному уровню знаний. Совершенствование контроля за ходом обучения должно концентрироваться вокруг узловой проблемы – проблемы повышения достоверности оценки формируемых знаний, умений и навыков. Эту проблему можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как увеличение степени соответствия педагогической оценки действительному уровню знаний обучаемых; во-вторых, как создание и реализация таких методических приемов контроля, которые обеспечили бы независимость оценок от случайных факторов и субъективных установок учителя. Использование соответствующих пакетов контролирующих программ позволит повысить эффективность обучения и производительность труда преподавателя, придаст контролю требуемую устойчивость и инвариантность, независимость от субъективных установок учителя.
3. Наставнические программы, которые ориентированны преимущественно на усвоение новых понятий, многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. Обучение с помощью таких программ ведется в форме диалога, однако по большей части ведется диалог, построенный на основе формального преобразования ответа обучаемого, т.е. фактический диалог.
4. Демонстрационные программы, предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера. Преподаватель может успешно использовать компьютер в качестве наглядных пособий при объяснении нового материала. Большими возможностями в интенсификации учебного процесса обладают те демонстрационные программы, в которых используется диалоговая или интерактивная графика.
5. Информационно-справочные программы предназначены для вывода необходимой информации.
Источник: www.wikiznanie.ru
Компьют.прог-мы уч.назначения. Классиф-ция ЭСУН
К классу компьютерных программ учебного назначения относится любое программное средство, специально разработанное или адаптированное для применения в обучении, для которых разработаны методики применения в учебном процессе. Методики применения могут быть оформлены в виде текстовых материалов, а также могут быть заключены в самом программном средстве в виде отдельного файла или контекстной помощи.
Компьютерные программы учебного назначения могут быть классифицированы по типам следующим образом: компьютерные учебники;
предметно-ориентированные среды (микромиры, моделирующие программы, учебные пакеты);
справочники, базы данных учебного назначения.
Классиф-ция ЭСУН по функциональному признаку:
-программно-методические (учебные планы и учебные программы);
— учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);
— обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);
— вспомогательные (практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения).
Информационные технологии позволяют выделить по этому критерию пятую группу: контролирующие (тестирующие программы, базы данных)
5. Преимущества и недостатки использования электронных технологий в образовании
ПРЕИМУЩЕСТВА
1)возможность компактного хранения большого объема информации;
2)система быстро настраивается на конкретного ученика;
3)легко актуализируется (дополняется и расширяется);
4)широкие возможности поиска;
5)возможность выполнения интерактивных упражнений и тестов;
6)наглядность: широкие возможности построения визуальных моделей, представления графической и аудио информации;
7)хорошая структурированность (гипертекстовая организация информации).
недостатки электронных средств:
» Необходимость дополнительного оборудования, в основном, компьютера и колонок.
» Утомляемость, вызванная чтением с экрана, связанная с непривычностью и новизной.
» Дети, использующие только электронные учебники, теряют возможность общения со своими сверстниками.
6.Основные типы программ применяемых в образовании. Общие сведения о педагогических программных средствах
Упрощенная классификация программ может быть составлена повосходящей: от тех, которые структурируют работу и учение, до тех, которые позволяют делать это самим учащимся.
Управляющие программы, выполняющие некоторые традиционные функции учителя, в частности управления классом.
Обучающие программы, направляющие обучение исходя из имеющихся у учащегося знаний и его индивидуальных предпочтений; как правило, они предполагают усвоение новой информации.
Диагностические/тестовые программы, предназначенные для диагностирования, оценивания или проверки знаний, способностей и умений.
Тренировочные программы, рассчитанные на повторение или закрепление пройденного и не содержащие нового учебного материала.
Базы данных по различным отраслям знаний, из которых хранимая в них информация может быть запрошена.
Измеряющие и контролирующие программы для датчиков, позволяющие получать и записывать информацию и управлять действиями роботов.
Имитационные программы, представляющие тот или иной аспект реальности с помощью ограниченного числа параметров для изучения его основных структурных или функциональных характеристик.
Моделирующие программы свободной композиции, предоставляющие в распоряжение обучаемого основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности.
Программы типа «микромир», похожие на имитационно-моделирующие, однако не отображающие реальность; в идеале — это воображаемая учебная среда, создаваемая при участии учителя.
Инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных операций, например обработку текста, составление таблиц, редактирование графической информации.
Языки программирования: системы кодирования, позволяющие управлять компьютером.
Педагогическое программное средство (ППС) представляет собой новое дидактическое средство, предназначенное для частичной или полной автоматизации процесса обучения с помощью применения компьютерной техники.
Источник: infopedia.su
Программные средства учебного назначения (ПС).
Программное средство учебного назначения (ПСУН) – это программное средство, в котором отражена информационная область, реализована технология обучения, обеспечены условия для осуществления различных видов учебной деятельности.
ПСУН используют в учебно-воспитательном процессе, при переподготовке и повышении квалификации кадров сферы образования, в целях развития личности обучаемого и интенсификации процесса обучения.
Использование ПСУН ориентировано на: решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и разрешения; осуществление деятельности в объектной и программной средах; осуществление деятельности в предметной (дисциплинарной) среде.
С помощью ПСУН можно: представлять в различной форме учебную информацию;
инициировать процессы усвоения знаний, умений и навыков деятельности; осуществлять контроль результатов обучения; автоматизировать тренаж и повторение; активизировать познавательную деятельность; формировать и развивать виды мышления. Есть необходимость в создании программно-методического обеспечения (ПМО) учебно-воспитательного процесса, которое включает: собственно ПСУН; инструкцию для пользователя ПСУН; методические рекомендации по использованию ПСУН.
Методические цели, которые наиболее эффективно реализуются с использованием ПСУН: индивидуализация и дифференциация процесса обучения; осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок; осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление тренировки и самоподготовки; высвобождение учебного времени для интеллектуальной деятельности; визуализация учебной информации: изучаемого объекта и модели процесса; моделирование изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений; проведение лабораторных работ; создание и использование информационных баз данных; обеспечение доступа к информационной сети; усиление мотивации обучения; вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного материала; развитие видов мышления; формирование умения принимать оптимальное решение в сложной ситуации; формирование культуры учебной деятельности; формирование информационной культуры. В основном целесообразность применения ПСУН определяется их использованием как: средства визуализации учебной информации; средства формализации знаний о предметном мире; инструмента измерения; средства отображения явлений; средства воздействия на предметный мир.
ПСУН по функциональному назначению подразделяются на три типа:
Педагогические программные средства (ППС), предназначенные для организации и поддержки учебного диалога пользователя с компьютером. ППС предоставляют учебную информацию и направляют обучение, учитывая индивидуальные возможности и предпочтения обучаемого при наличии обратной связи; диагностические, тестовые программные средства (ТПС); инструментальные программные средства (ИПС), предназначенные для конструирования ПСУН.
ИПС прикладного назначения подразделяются на: ИПС для разработки средств контролирующего, консультирующего, тренингового назначения, позволяющие свести к минимуму бумажные учебные материалы; ИПС для конструирования ПСУН; ИПС для моделирования (демонстрационного, имитационного); ИПС со встроенными элементами технологии обучения, включающие как предметную среду, так и элементы педагогической технологии для ее изучения; ИПС обеспечивающие операции по систематизации учебной информации; ИПС для представления знаний, для организации диалога между пользователем и системой, для представления хода решения учебной задачи в адаптированном виде; ИПС для моделирования изучаемых объектов или их отношений в предметной среде; ИПС для формирования учебной и информационной культуры; ИПС для автоматизации процесса обработки результатов эксперимента, в том числе измеряющие и контролирующие программы для датчиков, которые позволяют получать, записывать и визуализировать информацию о реальных процессах; ИПС для управления реальными механизмами; ИПС – среды программирования для обучения навыкам программирования и формирования компонентов алгоритмического и программистского стиля мышления; ИПС обеспечивающие выполнение некоторых функций преподавателя; ИПС предназначенные для автоматизации процесса информационно-методического обеспечения и ведения делопроизводства; ИПС для обеспечения комфортности работы пользователя; ИПС для учебной игровой деятельности.
ПСУН по методическому назначению делятся на: обучающие ПСУН для сообщения суммы знаний, формирования умений и навыков, обеспечения усвоения, контроля и самоконтроля, устанавливаемых обратной связью; тренажерные ПСУН для отработки умений и навыков, самоподготовки; контролирующие ПСУН для контроля и самоконтроля уровня овладения материалом; информационно-поисковые и справочные ПСУН для формирования умений и навыков систематизации информации; имитационные ПСУН, представляющие аспекты реальности для изучения структурных или функциональных характеристик; моделирующие ПСУН, предоставляющие в распоряжение обучаемого элементы и функции для моделирования явлений; демонстрационные ПСУН для наглядного представления учебного материала, визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей; учебно-игровые ПСУН для «проигрывания» учебных ситуаций с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки стратегии; досуговые ПСУН для организации деятельности во внеклассной, внешкольной работе, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти.
Чаще всего ПСУН имеют «смешанное» методическое назначение. Целесообразна разработка ПСУН, обеспечивающих реализацию комплекса методических целей. Однако создание унифицированных ИПС, позволяющих разрабатывать ПСУН любого типа, нецелесообразно из-за громоздкости реализации. Причинами создания низкокачественных ПСУН являются игнорирование дидактических принципов обучения и неправомерный перенос традиционных форм и методов обучения в новую технологию. Вредно как полное отрицание традиционных подходов к обучению с использованием возможностей современных ПЭВМ, так и огульная замена этих подходов новыми конструкциями.
Источник: megalektsii.ru