Средства обучения русскому языку – это пособия и материалы, с помощью которых учитель организует познавательно-практическую деятельность школьников и управляет ею, решая стоящие перед ним задачи.
Средства обучения делятся на основные и неосновные.
Основные СО: 1) школьный учебник; 2) учебные материалы, дополняющие учебник (дидактические материалы к учебнику; сборники диктантов, изложений, раздаточный материал, тетради на печатной основе, словари, справочники и т.д.; 3) наглядные пособия различных типов.
Неосновные СО используются эпизодически, обслуживают не весь учебный процесс, а отдельные его стороны: диафильмы, диапозитивы, транспаранты и др.
Учебник как основное средство обучения
Ведущее средство обучения – школьный учебник – специальная книга, где изложены в системе знания по русскому языку с целью формирования лингвистической и коммуникативной компетенции школьников.
Функции учебника:
ü информационная (даются знания о языке);
Виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание
ü систематизирующая (знания даются и формируются умения и навыки в определенной системе);
ü трансформационная (различного рода умения формируются в определенной последовательности);
ü воспитательная (обеспечивается качеством привлекаемого языкового материала).
Особенностью современных учебников по русскому языку является рассмотрение фактов языка в трех аспектах: структура (формальная организация), значение (семантика), функция (употребление в речи).
Описание единиц всех уровней языка и речи: текст, стили речи, нормы, предложение (высказывание), слово, словоформа, значимая часть слова, фонема (звук).
Модернизация современных учебников: знания – основа формирования коммуникативных умений и навыков, потому главной дидактической единицей является связный текст. Особенность развития связной речи в современных учебниках.
Формы предъявления информации в современных учебниках:
— дедуктивный (разъяснение сущности нескольких взаимосвязанных фактов, явлений, понятий;
— индуктивно-дедуктивный (первоначальное ознакомление с явлением, дедуктивное изложение его сущности, обобщение и введение новых фактов, характерных для изучаемого явления).
Учебник – средство формирования умений и навыков:
— учебно-языковых (учебно-познавательных): найдите указанное явление, охарактеризуйте его признаки; разберите по плану предъявленную единицу языка;
— правописных умений и навыков (орфографических и пунктуационных);
— речевых (нормативных и коммуникативных): образуйте форму, уместную в разговорной речи; укажите (образуйте) форму, соответствующую нормам русского литературного языка; постройте конструкцию, уместную в официально-деловом стиле речи; напишите связное высказывание на определенную тему в заданном стиле речи и т.д.
Индивидуализация обучения.
В теоретической части учебника дается материал различной степени сложности: для самостоятельных наблюдений, для ознакомления (с определенной информацией в рамках); теоретические сведения для ознакомления (осмысления), а не для запоминания; материал для обязательного заучивания; исторические справки.
Типы речи
Система повторения в учебнике: повторение
— в начале учебного года;
— в начале изучения каждой новой темы (сопутствующее повторение);
— в конце изучения темы (раздела);
— в конце учебного года.
Справочные материалы учебников – списки изученных (изучаемых) правил (орфограмм, пунктограмм); словари «Пиши правильно», «Произноси правильно», «Толковый словарь», «Грамматико-орфографический словарь»; памятки (сведения об условных обозначениях, принятых в учебнике; как самостоятельно готовиться к диктантам, изложениям, сочинениям; как совершенствовать написанное; порядок проведения различных видов разбора).
Развитие школьников:
— развитие их логического мышления (от чувственно-наглядного к абстрактно-обобщенному): анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация;
— формирование лингвистического мировоззрения: усвоение школьниками ряда лингвистических понятий, родовых и видовых признаков изучаемых явлений; самостоятельное формулирование понятий и правил; обнаружение ошибок в дефинициях; представление о коммуникации;
— обучение школьников самостоятельному пополнению знаний;
— обучение школьников умению применять полученные знания в новых условиях;
— развитие языкового чутья учащихся;
— формирование навыков самоконтроля.
Методический аппарат учебников:
1. Способы и формы предъявления информации.
2. Разграничение материала по степени важности.
3. Наличие материалов, корректирующих способы деятельности учащихся: образцы рассуждений, способы применения правил, образцы выполнения заданий, образцы разбора.
4. Система формирования понятий, умений и навыков.
5. Регулярное повторение изученного.
6. Наглядный материал учебника: рисунки, схемы, таблицы, алгоритмы и т.д.
Й этап урока: объяснение нового материала.
а) самостоятельное чтение учащимися теоретической части учебника
«Русский язык» («Виды сложносочиненного предложения»);
б) компьютерная поддержка:
• с помощью компьютера школьникам объясняется новый материал: вводится компьютерная комплексная обучающая программа и путем пошаговых умственных действий у них вырабатывается понимание структуры и значения видов сложносочиненного предложения (компьютер постоянно контролирует и выявляет допускаемые учениками ошибки, помогает их исправлять, если они не могут найти правильного ответа);
• учащиеся применяют теорию на практике под контролем компьютера;
• закрепляется новый материал и контролируется его закрепление при помощи компьютера.
Первая компьютерная комплексная обучающая программа состоит из двух частей:
а) обучающей (контрольно-обучающий модуль);
б) тренировочной (контрольно-тренировочный или закрепляющий
модуль).
Обучающая часть (контрольно-обучающий модуль) дается в виде блок-таблицы «Виды сложносочиненных предложений». Переходим к работе с таблицей.
Ученик выполняет команды по первой колонке, которые появляются на экране под примером. И так далее, пока не будет подготовлена вся таблица. Подбор примеров:
• по аналогии: из упражнений учебника (5-6 предложений);
• свои собственные (5-6 предложений).
II. Работа с текстом.
Сказки знают все. По крайней мере, несколько сказок каждый из нас может вспомнить. И «Репку», и «Колобок», и про Ивана-царевича и серого волка, и. И все-таки, смею сказать, мы не знаем сказки. Велико число сказок (ученые насчитывают их многие сотни), а на слуху у нас не более десятка.
Салтыков-Щедрин в рассказе «Запутанное дело» вспоминает о том блаженном состоянии, которое каждый из нас более или менее ощущал в детстве, слушая долгим вечером бесконечно однообразные и всегда новые, никогда не утомляющие, давным-давно переслушанные и, между тем, всегда возбуждающие судорожное любопытство рассказы старой няни о бабе-яге – костяной ноге, об избушке на курьих ножках и т.д.
. Нельзя подходить к поэтическому миру сказок с нашим, во многом рациональным, мышлением. В то, о чем так интересно повествуют сказки, надо верить. В них есть своя художественная правда.
Одним словом, сказки – это сказки. И мне хочется верить, что мы больше полюбим народное искусство, нашу историю, станем немного добрее и немного чище.
1. Определите тему, основную мысль текста. Докажите, что это текст.
2. Озаглавьте текст, составьте его план.
3. Подберите синонимы к словам бесконечно, повествовать, любопытство. Чем различаются слова, входящие в синонимический ряд?
4. Образуйте наречия от прилагательных поэтический, художественный, рациональный, однообразный. Расскажите об основных способах словообразования наречий.
5. Составьте схему последнего предложения.
6. Объясните встретившиеся в тексте орфограммы и пунктограммы.
7. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
В качестве основного средства контроля за знаниями сегодня используются тесты.
1. Буква г или к? Отметьте слова, в которых пишется г.
1) трудный э_замен;
2) стоять вприты_;
3) продро_ший насквозь;
4) сом_нуть ряды;
5) но_тюрн Шопена.
2. Буква д или т? Отметьте слова, в которых пишется т.
1) о_городиться от всех;
3) нелюбимая па_черица;
4) удачная по_сказка;
5) лими_ времени.
3. Буква з или с? Отметьте слова, в которых пишется з.
1) _дувать пылинки;
4. Буква а или о? Отметьте слова, в которых пишется а.
1) хороший пл_вец;
2) з_ревой отблеск;
3) возл_гать ответственность;
4) изл_жить мысли;
5) осн_стить судно.
Компьютер дает возможность подобрать к урокам русского языка и другие материалы, например такие:
1) алгоритмы решения лингвистической задачи;
2) опорные конспекты;
6) тексты-шутки на орфографическое правило (для запоминания, проверочного диктанта).
Теперь существует большое количество компьютерных обучающих программ по русскому языку, словарей и энциклопедий, словарных и текстовых баз данных, которыми может воспользоваться учитель русского языка как при подготовке к уроку, так и на самом уроке. Есть в Сети методические и искусствоведческие материалы.
Словари и энциклопедии
Как правило, в школьных библиотеках имеется ограниченное количество словарей и энциклопедий. Современные компьютерные технологии предлагают восполнить этот пробел. Причем в большинстве своем это не просто отсканированные печатные издания, а мультимедийные программы, в которых используются различные способы подачи материала: текст, звук, иллюстрация, анимация и т.д.
а) Толковый Словарь живого великорусского языка В.И. Даля имеет встроенную справочную поисковую систему, позволяющую значительно сократить время поиска необходимых слов.
б) «Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера (переведенный на русский язык и дополненный академиком О.Н. Трубачевым Все дополнения О.Н. Трубачева заключены в квадратные скобки и помечены буквой Т).
в) «От А до Я. Сборник лучших словарей русского языка», помимо словаря В.И. Даля, включает лучшие современные словари русского языка: «Новый словарь русского языка (толково-словообразовательный)» Т.Ф. Ефремовой, «Толковый словарь иноязычных слов» и «Новый орфографический словарь-справочник русского языка» В. В. Бурцевой.
г) Мультимедийная энциклопедия «Золотые пословицы и поговорки» включает множество пословиц и поговорок разных народов мира.
д) «1С. Школа. Академия речевого этикета» под редакцией
О.И. Руденко-Моргун. Этот образовательный комплекс предлагает
увлекательное изучение основ речевого этикета с помощью виртуальных
уроков, которые проводит для своих учеников профессор словесной магии
Андрей Иванович. Помимо этого, программа включает мультимедиаучебник «Книга вежливости» и «Лабораторию», в которой возможно проводить опыты с пословицами и поговорками о языке и нормах речевого поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мурина Л.А. Методика преподавания русского языка в школах Белоруссии: Учебное пособие – Мн.: Университетское, 1990, с. 3–15.
2. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов. Высш. пед. уч. Заведений. Под ред. М.Т.
Баранова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000, с.3–21.
3. Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания / Сост. А.В. Текучев. – М., 1982.
4. Львов М.Р. Словарь — справочник по методике русского языка. – М., 1997.
Для самостоятельного изучения: История методики русского языка (2, С.16–21; 1,С. 3–8; 3).
ЛЕКЦИЯ № 3
Тема: СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
План:
1. Средства обучения русскому языку как методическая категория. Классификация средств обучения русскому языку.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник: zdamsam.ru
Раздел 2. Программы по русскому языку
Программный материал по формированию языковой компетенции, предполагающей знание самого языка (разделы: фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и синтаксис, соответствующие языковым ярусам, подразделы по культуре речи (нормализаторский аспект); лингвистической компетенции, включающей знания о лингвистике как науке, общие сведения о языке и важнейшую информацию об ученых-лингвистах; коммуникативной (речевой) компетенции, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности и культурой речи; культуроведческой компетенции, включающей сведения о языке как национально-культурном феномене.
Особенности действующих программ по русскому языку (основному курсу) для 5–9 классов:
1) программа изучения курса русского языка по стабильным учебникам (сост. М.Т. Баранов, Г.А. Ладыженская, И.И. Кулибаба, С.Г.
Бархударов, С.Е. Крючков);
2) программы изучения курса русского языка по параллельным учебным комплексам: а) под ред. В.В. Бабайцевой; б) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта;
3) программы по русскому языку для 5–9, 5–11 классов учебных заведений с углубленным изучением русского языка: а) по учебнику под ред. М.В. Панова; б) по новому учебному комплексу для 5–11 классов под ред. В.В. Бабайцевой.
Особенности действующих программ по русскому языку для 10–11 классов: а) составитель А.И. Власенков; б) составитель Г.А. Богданова.
Программы компенсирующего обучения по русскому языку для 5–9 классов: а) составители: М.М. Разумовская, Ю.Н. Гостева; б) составители: Т.А. Костяева, Ю.С. Бичерова.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Презентация «Виды программ по русскому языку»
Разработка и реализация рабочей программы по русскому языку в условиях поликультурной образовательной среды
Разработка и реализация рабочей программы по русскому языку в условиях поликультурной образовательной среды
ФГБУ «Федеральный институт родных языков
народов Российской Федерации»
Федеральный закон «Об образовании в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12. 2012 года (с изменениями 2019 года) Ст. 12. Образовательные программы
п.5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное
п.7 Образовательная программа (образовательные программы) разрабатываются, утверждаются и реализуются образовательным учреждением самостоятельно на основе примерных основных образовательных программ
Учебный план определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения)
Учебный план определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
ФГОС, п. 18.3.1 Организационный раздел основной образовательной программы
Программы бывают Примерная учебная программа
Примерная учебная программа
Документ, рекомендуемый Минпросвещения России, детально раскрывает обязательные (инвариантные) компоненты содержания обучения, требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному предмету. Составлен на основе ФГОС (требования к результатам общего образования).
Авторская программа
Документ, оставленный на основе ФГОС и примерной учебной программы, имеет авторскую позицию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Составлена одним автором или группой авторов. Для нее характерны оригинальные концепция и построение содержания.
Рабочая программа
Федеральный государственный образовательный стандарт
Федеральный государственный образовательный стандарт
Основная общеобразовательная программа
Примерная основная образовательная программа
Проектирование рабочей программы
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать: (в ред
ФГОС НОО и ООО-2021
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1) Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
2) Содержит примерные программы по учебному предмету «Русский язык» с уровнями планируемых результатов «Выпускник научится», «Выпускник получит возможность научиться»
3) Размещена на сайте fgosreestr.ru
Изучение предметной области «Русский язык и литература» должно обеспечить: сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться в различных формах…
Изучение предметной области «Русский язык и литература» должно обеспечить:
сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться в различных формах и на разные темы;
включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;
сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
приобщение к российскому литературному наследию и через него — к сокровищам отечественной и мировой культуры;
сформированность чувства причастности к российским свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;
свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
сформированность знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Как строится образовательная программа по предметам предметной области «Русский язык и литература»? ФГОС СОО, п. 9.1
Предметные результаты изучения предметной области «Русский язык и литература» (базовый уровень)
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
Предметные результаты изучения предметной области «Русский язык и литература» (базовый уровень)
Предметные результаты изучения предметной области «Русский язык и литература» (базовый уровень)
6) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
7) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
8) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
9) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
10) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
11) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;
Предметные результаты изучения предметной области «Русский язык и литература» (базовый уровень)
Предметные результаты изучения предметной области «Русский язык и литература» (углубленный уровень)
сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания;
2) сформированность представлений о языке как многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
4) владение умением анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
6) владение различными приемами редактирования текстов;
7) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности;
Предметные результаты изучения предметной области «Русский язык и литература» (углубленный уровень)
Предметные результаты изучения предметной области «Русский язык и литература» (углубленный уровень)
8) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений;
9) владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста;
10) сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле;
11) владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера;
12) умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);
13) сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики.
Предметные результаты изучения предметной области «Русский язык и литература» (углубленный уровень)
Организации, осуществляющие образовательную деятельность , выбирают: 1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ;…
4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность , выбирают:
1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ;
2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года Ст. 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
Источник: znanio.ru