Типы программ на радио

Информационные программы в радиовещании по праву занимают главенствующее место. Практика отечественной радиожурналистики накапливает разнообразный опыт, ищет новые пути организации информационных выпусков. Они не являются чем-то застывшим по своей форме, меняются объем звучания, подходы к отражению событий, уровень объективности, характер подачи.

Опираясь на труды В. Смирнова, рассмотрим какие виды информационных жанров используются в новостных программах на радио.

Радиосообщение. Информационное радиосообщение соответствует заметке в периодической печати. Из всех жанров радиожурналистики оно ближе всего стоит к газете. В его основе лежит социально значимый факт общественной жизни. Как и заметка в газете, радиосообщение должно отвечать на главные вопросы: кто? что? когда? где? Возможны и дополнительные вопросы: как? каким образом?

Оперативность — важнейшее качество радио, поэтому значение информации падает, если по времени она отстает от события Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики, Аспект Пресс, 2002. С. 87..

История Радио

Т. Васильева считает, источники информации могут быть самые разнообразные: органы государственной власти, пресс-служба администрации, сеть собственных корреспондентов, информационные агентства (отечественные и зарубежные), газеты, другие радиостанции Васильева Т.В. Публицистические жанры радио. Санкт-Петербург, 1992. С. 91..

Оперативность, событийность и новизна требуют от журналиста, редактора выпуска новостей отличной ориентированности в политической жизни общества, а также большой мобильности, считает В. Смирнов. Актуальность — категория качества, требующая умения определять значимость события, его место в общественно-политическом течении дня.

Достоверность, конкретность подразумевают высокий профессионализм, работу с источником информации, умение определять точность, надежность и объективность сведений Смирнов В. В. Практическая журналистика: Информационные жанры радиовещания. Санкт-Петербург, 1997. С. 93..

В эфире звучат радиосообщения разных видов.

В. Осинский считает, что хроникальное радиосообщение отличается лаконизмом, информационной емкостью. Оно звучит 10-15 секунд. Это своего рода расширенный лид. Более развернутое сообщение обогащается описанием важных подробностей, деталей, содержит некоторые пояснения, примеры и обычно длится 30-40 секунд.

Озвученное радиосообщение включает в себя небольшую документальную запись, сделанную на месте события, или голос очевидца. Такая радиоинформация напоминает краткий репортаж. Радиосообщение с комментарием содержит элементы анализа и оценки, что делает его более объемным.

Но к такому приему выпуска новостей редакторы прибегают редко, лишь в том случае, когда новость необычна и требует пояснения. Комментировать ее должен специалист, авторитетный человек, которому доверяют и которого хорошо знают слушатели. Такие оценочные тексты следует выносить за рамки самого радиосообщения.

Недопустима оценка в тексте радиосообщения, если журналист не знает всех обстоятельств, влияющих на эту оценкуВасильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики. Санкт-Петербург, 2004. С.107..

Особенности подготовки разговорной программы на радио

Структура радиосообщения зависит от задачи оперативно сообщить важную новость. Поэтому особое значение приобретает здесь первая фраза, которая должна привлечь внимание аудитории. Причем в зависимости от характера новостей на первое место может выходить значительность события, его занимательность или необычность.

Хотя радиосообщение представляет собой небольшой текст, эта малая форма требует основательной подготовки, умения и опыта журналиста. И так как выразительные средства радиожурналистики используются в этом случае минимально, особое значение приобретают здесь язык, стиль и интонация звучащего голосаСмирнов В.В. Жанры радиожурналистики, Санкт-Петербург , 2002. С. 121..

Рамки радиосообщения очень узкие для самовыражения радиожурналиста, и здесь на помощь ему приходят другие информационные жанры: радиоинтервью, радиорепортаж, радиоотчет. Основываясь на документальных фактах, они значительно расширяют возможности журналистов и в отражении событий, и в выражении своего авторского «я».

Интервью. Радио всегда обращено к аудитории, оно диалогично уже по самой своей природе. Поэтому жанр интервью, диалог по сути, является одним из самых характерных для вещания. Он выражает его сущность, потому это и один из самых распространенных жанров радиожурналистики.

С его помощью журналист может решать многие вопросы информирования аудитории, освещать самые разнообразные темыГаспарян В.В. Работа радиожурналиста. Технология творчества. Аспект Пресс , 2000, стр 96..

Радиоинтервью — коммуникативный акт между интервьюируемым, журналистом и слушателем. Его цель — получение актуальной, интересной информации от компетентного, сведущего человека. Суть этого жанра — чередование вопросов и ответов, которые представляют собой единое смысловое и эмоциональное целое, объединяемое одной темойСмирнов В. В. Практическая журналистика: Информационные жанры радиовещания. СПб., 1997,стр 132..

Специфика радиоинтервью заключается в том, что корреспондент записывает материал на пленку или передает его сразу в эфир. Это живой, звучащий разговор.

Если для газеты журналист заранее пишет текст, литературно обрабатывает материал, может уплотнять, сжимать фразы, сказанные собеседником, выражать его мысль более четко, может переписать, изменить форму своих вопросов, то радиоинтервью рождается во время проведения разговора. Техническая запись в таком случае становится творческим процессом, дающим конечный результат.

Читайте также:
Правообладатель программы для эвм это

Позже, если беседа идет в эфир не сразу, журналист может смонтировать ее, убрав второстепенное, некоторые длинноты, но изменить сам процесс разговора, характер беседы он не можетСмирнов В.В. Жанры радиожурналистики. Аспект Пресс, 2002. Стр 112..

Структурно радиоинтервью состоит из трех частей: небольшого вступления, основной части и заключения. Во вступлении слушатели вводятся в тему, представляется собеседник, при этом важно подчеркнуть, почему журналист обратился именно к этому человеку, ссылаясь на его авторитет и компетентность.

Наиболее распространенный объем интервью — от 2 до 8 минут. Оптимальное интервью содержит 5-6 вопросов.

Существует и проблемное интервью — с элементами анализа, оценкой ситуации. Интервью-портрет дает более полное представление о человеке, оно может звучать до 20 минут и содержать вопросы, направленные не столько на получение информации, сколько на раскрытие внутреннего мира героя. В таком интервью журналист помогает своему собеседнику проявить себя в полной мере.

К информационным видам интервью относятся протокольное интервью, интервью-анкета, пресс-конференцияСмирнов В.В. Система жанров радиожурналистики. СПб 2004, Стр 126..

Репортаж — самый распространенный жанр вещания. Он реализует все возможности радио, использует его специфику в полной мере. В радиорепортаже сочетаются сильные стороны информационного радиосообщения: оперативность, актуальность, емкость текста — и элементы публицистики: оценка происходящего события, его эмоциональное отражение, образное описание Щербатюк В. Радиорепортаж. СПб., 1970, стр 203..

Основные жанровые признаки радиорепортажа — документальность, достоверность, оперативность, которые базируются на актуальности информации, а его задача — отражать события, связанные с воплощением информационного, временного процесса их свершения.

Репортаж связан с временным материалом, отсюда его событийность, новизна, динамичность. Чаще всего он посвящается актуальному, общественно значимому событию или теме, представляющей интерес для значительной части аудитории .

Репортаж — рассказ очевидца. Репортер всегда должен находиться на месте события. Он обязан донести до слушателя живую картину происходящего, помочь ему воссоздать ее зрительное представление. Поэтому в радиорепортаже важны три эффекта: достоверности, присутствия и сопереживания Болотова Л.Д. Особенности современного радиовещания. СПб., 2006, стр 326. .

Щербатюк В. Выделяет три вида репортажа на радио, каждый из которых — событийный, проблемный, познавательный — модифицирует те или иные аспекты жанра. Классическим видом жанра является репортаж, идущий в эфир прямо с места события. Его образец — радиорепортаж со спортивных соревнований.

Но нередко слушателям предлагаются и радиорепортажи, предварительно записанные на пленку Щербатюк В. Радиорепортаж. СПб., 1970, стр. 234..

Репортаж — жанр синтетический: он может включать в себя элементы зарисовки, интервью, комментария. И здесь начинающий журналист сталкивается с рядом трудностей. Текст радиорепортажа должен органично соединять все эти элементы. Они должны взаимодействовать, «играть» на раскрытие главной темыШерель А.А. Радиожурналистика. — 2-е изд.«Высшая школа», 2002, стр.

251..

«Радиорепортаж, — утверждает Ю.А. Летунов, — имеет свои особенности структуры, свои тонкости. Репортаж — это маленькое, но законченное произведение, с завязкой, кульминацией и развязкой. Он должен быть драматичен» Шерель А.А. Радиожурналистика. — 2-е изд.«Высшая школа», 2002, стр. 263..

Событие диктует репортажу сюжет. Однако в выборе эпизодов, в архитектонике материала велика роль автора. Журналист в репортаже активен, он всегда в центре не только события, но и самого репортажа.

Радиоотчет. Отчет в журналистике, как правило, отличается от научного официального отчета более краткой, динамичной и емкой формой. В основе делового отчета лежит описание итогов о пределенной работы, пути достижения ее результатов. Здесь важно показать ее этапы и характерные признаки. Значим сам ход достижения результатов, сам процесс выполнения какого-то поручения.

Эта тенденция все явственнее проступает в специфике современного отчета в условиях дефицита времени. Нецелесообразно тратить эфир на детали, частности, подробности. Главное — представить суть, состояние проблем и возможные пути их решенияВорошилов В.В. Журналистика. Базовый курс. СПб.

2006,стр.250..

Отчет во многом похож на репортаж, , пишет Смирнов В., их роднит функциональная общность: рассказ о событии с места, где оно происходит. Различаются эти два жанра предметом повествования, т.е. своим материалом. И еще пространством, где происходит действие. Репортаж записывается на месте события, происходящего, как сказали бы социологи, «в поле»: это живое, разнообразное по характеру действие, в котором непосредственно участвуют много людей. Отчет же посвящен рассказу о том, что происходило на собрании, заседании, слете и т.д.

Виды отчета зависят от разновидностей его функциональной направленности. В информационном отчете преобладает информация, в аналитическом — оценки Смирнов В.В. Система жанров радиожурналистики. СПб., 2004, стр. 82..

Современный радиоотчет предоставляет журналисту большую свободу не только в изложении содержания события, но и в обогащении материала. Монтаж может быть довольно подвижен, не ломая, естественно, хронологии события.

Обзор печати — это информационный материал, который преследует несколько целей: довести до сведения аудитории основные проблемы политической, социальной, экономической, культурной и спортивной жизни страны или отдельного региона, на который вещает станция; представить многообразие точек зрения на эти актуальные проблемы; бозначить наиболее дискуссионные вопросы, поднятые в прессе; проинформировать аудиторию о наиболее сенсационных материалах, опубликованных в той или иной газете или журнале; и, наконец, выполнить откровенно рекламную функцию, привлекая внимание слушателей к какому-либо конкретному изданию.

Читайте также:
Как удалить программу из контекстного меню

Заметим, что обзоры бывают и чисто рекламного характера, когда в эфир идут лишь «завлекательные» заголовки и очень короткие аннотации к материалам с открытым призывом к аудитории: «. вы узнаете об этом, если прочитаете сегодняшний номер такой-то газеты или такого-то журнала» Смирнов В.В. Система жанров радиожурналистики. СПб., 2004, стр. 82..

Как правило, внимание обозревателя распределяется между несколькими изданиями, и в своем материале он опирается на публикации разных авторов, иногда объединяя их по тематическому или адресному признаку, а иногда, напротив, подчеркивая многообразие проблем, которым отданы страницы прессы.

Источник: studwood.net

Структура верстки информационных радиопрограмм

Специальные выпуски – посвящены крупным событиям, олимпиады, чемпионат, фестиваль, кинофорум – более подробная информация о том, что происходит на этих мероприятиях.

Экстренные – самые оперативные сообщения об очень важных событиях

Для инф службы очень важен момент – отбор новостей –

Зависит от информационной политики канала. (Отбор подача и монтаж новостей).

В зависимости от акцентов

Информационные – вести, новости, эхо Москвы, сегодня – блоки оперативной информации, кот представляют собой структурное единство. Различные блоки имеют тематическое и монтажное соподчинение, друг от друга не зависят.

Выпуски делятся на основные части и монтажно располагаются на основные материалы – политика, экономика, зарубежные новости, новости культуры, спортивные, погода. Наиболее интересные и значимые события ставятся в начало. Наиболее легкие ставятся в конец.

Информационно-аналитические – итоги дня или недели.

Более объемны по времени и разнообразны по жанрам. Появляются корреспонденции, обозрения, комментарии, интервью. Здесь более активно роль ведущего.

Информационно-музыкальные – сочетание небольших по объему, но часто звучащих инф выпусков в структуре музыкального потока. Музыки много, но на первом месте информация.

Информационно-развлекательные – более характерны зарубежные. Широко используются игры, викторины, опросы слушателей.

Информационно-рекламные – исп рекламу в самых актуальных передачах. Сама реклама может быть оформлена как инф сюжет.

Особенности подачи материала: влияние зарубежных программ

1. Подавать материал как сенсацию

2. Материал подается через человека (на первом месте человеческая трагедия)

3. Расширилась актуальность

4. Расширилась тематика (спектр информации)

5. Повысилась актуальность тем

6. Большая острота материалов

7. Большая роль ведущих

8. Увеличилась скорость подачи материала (2 слова в секунду, 120 слов в минуту) у американцев 180 слов в минуту.

9. Богаче стала лексика

На верстку программы оказ влияние

1. Время – связано с оперативностью материала и выхода в эфир (сегодня, сейчас, в это время)

2. Тема – диапазон сообщений и их сочетаемость, как правило материал делится на блоки (экономика, политика, культура…)

3. проблема – очередность расположения материала по мере ее важности

4. пространство – отражает географию (чередование Российских, столичных, региональных и местных новостей)

Монтаж имеет огромное значение

В первую очередь идет лид, анонс – самое важное, что есть в материале, его задача привлечь внимание.

На структуру выпусков влияет разнообразие информации и ожидание различных групп аудитории и в течение дня они варьируются, создавая типа эстафеты новостей. Сообщения о наиболее важных событиях повторяются в разное время дня, но текст начинает дополняться новыми деталями и мы даем событие в его развитии. Главная новость дня может стать сквозной. Главная новость дается в различных жанрах. Могут добавляься интервью, комментарии.

С переходом на круглосуточное вещание произошла перестройка

1. рано утром дается главные новости прошедших суток и то что ожидается в течение дня. Опорный утренний выпуск обычно звучит в 8 утра, днем – 12 часов – хроника дня, корреспонденция, аналитика, комментарии специалиста, под рубрикой события дня. Самые значительные новости и комментарии экспертов или корреспондентов в с мест. Вечерний выпуск – расширяет дневную информацию. Так же строится полуночный выпуск.

2. Радиостанция эхо москвы – выпуск 10-12 минут, деятся на блоки. Полнота информации за счет компонентов – комментарии специалистов, собкоров, политиков, чередование мужских и женских голосов, разные муз заставки и паузы-рекламки Эхо. Звуку очень постоянны и запоминающиеся. Краткая справка о герое дня. Общей информации за 12 минут больше чем у других радиостанций.

3. Темпоритм чтения – небольшие паузы должны быть, если их нет, то передачи сливаются. Не более 120 слов в минуту. Скорость чтения влияет на объем выпуска – чем выше темп, тем меньше объем, внимание слушателей перегружается. Если под текс подложит музыку, то увеличивается ритм. Прямой порядок слов имеет огромное значение.

Читайте также:
Как пользоваться программой project expert

4. Выпуски начинаются с ЛИДов – лид занимает не более 3-4 сек либо 2-3 строчки.

5. Радио России – лиды дают не только в начале, но и в конце

6. Программы новостей состоят из разных жанров, составляющих некое единство. Жанровоее разнообразие продиктовано разнообразием информ. Службы

a. Дать хронику происходщего

b. Развернутое радиосообщение

c. Познакомить слушателя с актуальной инф в исполнении компетентного человека

d. Показать событие глазами очевидца или участника

e. Сообщение обзор печати корреспонденция интервью репортаж – у каждого жанра своя задача. В течение дня расширяем информацию.

Жанры новостных программ:

1. Заметка – оперативное с элементом новизны сообщение о событии факты или явлении, которое имеет социально-важное значение и представляет интерес для радиослушателей.

Особенности – событийность, достоверность, оперативность. (что? Где? Когда? Почему? каковы последствия?).

— необходимость повторения сути новости

— наличие специальных приемов, которые делают акцент на событийности и оперативности информации. (уточнение времени, расширение информации)

— краткость и лаконичность заметки

— наличие в заметке документальной записи о предстоящим собитии либо самого персонажа, либо лиц имеющих отношение кН енй

— необходимость расшифровки абривиатур и избегать большого количества цифр.

— уплотненный язык и высокая скорость чтения.

Заметки:

– хроника 2-3 строки

— Комментированная информация (на грани с корреспонденцией)

2. Интервью – прежде всего вопрос-ответ

Специфика – продуманность вопросов, последовательность, невозможность корректировки в прямом эфире.

Важно что и как сказал.

Поготовка требует больших усилий со сотороны автора

Виды:

1. Информационное интервью (о факте)

2. Интервью мнения (проблемное)

3. Интервью о личности (психологическое)

3. Репортаж –

Источник: studopedia.su

58. Основные типы радиопрограмм (Программный модуль. Основные принципы программирования на разговорном и музыкальном радио. Новости на радио).

Программный модуль – состав, порядок, продолжительность, формат радиопередач, которые планируются на день, неделю, месяц. Расположение передач определяется рейтингм.

Формат разговорного радио (All Talk) развивался с середины 1950-х годов, когда некоторые радиостанции общего характера стали предлагать слушателям ответы на звонки в радиостудию в прямом эфире. Возникновение этого формата объяснялось стремлением повысить интерес аудитории к программам, передаваемым не в самое популярное время, а также законодательными требованиями, предъявляемыми к объему и качеству общественно-популярных программ. Этот формат завоевал особую популярность не слишком образованной и пожилой аудитории.

На протяжении последних десятилетий оба формата нашли приверженцев среди разных сегментов аудитории, что позволило со временем интегрировать их специфические черты и создать комбинированный формат News/Talk. Его программная специфика – сочетание пространных выпусков новостей с ответами на телефонные звонки радиослушателей в прямом эфире. Как правило, новостям отводится преимущественно утренний эфир, ток-шоу – дневной и вечерний. Своеобразную модификацию новостного радио представляют спортивные радиостанции, работающие в формате All Sports.

Основы структурной организации информационно-музыкальных и чисто музыкальных радиостанций, принципы подбора персонала и сетки вещания определяются множеством разнообразных факторов, среди которых выделим следующие.

– Размеры потенциальной аудитории, т.е. количество, социальный и демографический состав населения, на которое ориентирована работа радиостанции. Важнейшим здесь является вопрос, интересует ли станцию все население региона или какая-то его часть.

– Выбранный тип вещания – многопрофильный, подразумевающий подготовку и выпуск в эфир передач разных направлений: информационных, просветительских, общественно-политических, образовательных, развлекательных, – или локальный, когда четко определен один вид вещания для одной группы слушателей, например музыка для пенсионеров или танцевальная музыка для молодежи. Если радиостанция работает как музыкальная в режиме «music non stop», то ей не нужен, скажем, информационный отдел, зато музыкальных редакторов может быть несколько. И наоборот, если для станции приоритетным является информационное вещание, то в ее штат войдут корреспонденты, комментаторы, репортеры, а музыкальное программирование будет скорее всего вестись с помощью компьютера.

– Объем рекламы и ее место в общем объеме вещания радиостанции.

– Уровень технической оснащенности радиостанции. Постоянное обновление радиотехники и средств связи стало причиной столь же постоянной эволюции организационных структур вещательных организаций.

59. Источники деловой информации и их виды. Особенности новости и информационных материалов в деловом издании, жанры деловой журналистики.

Виды: 1) юридически-правовые документы 2) официально-информационные ресурсы компании 3) офиц-е обращения, заявления компании или её руководства.

Деловая журналистика излагает информацию чётко, лаконично, логично, исп экономические термины. Научно-популярный стиль с акцентом на термины.

Деловая журналистика основывается на проверенной информации, руковод-ся законом об авторском праве, понятии конф инф. Также характеризуется тем, что публикуются новости и др материалы, в которых отражены события жизни компании, способ. повлиять на состояние отрасли. Издания: Коммерсант, Бизнес-курс, Коммерческие вести, московский комсомолец, ведомости, каналы – рбк, эксперт-канал.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru