В «Конвенции о правах ребенка», разработанной Организацией Объединенных Наций, сказано: «Ребенку для полноценного и гармонического становления и развития необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания». Обострение социально-экономических отношений, расслоение общества, нестабильность экономики вызывают как социальные, так и психологические проблемы, меняя внутренние ощущения и поведение современного человека. Сегодня, в ситуации стремительных и непрогнозируемых новаций, несовершенство системы обучения неблагоприятно отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Мы стоим перед фактом дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах. В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков.
ТИПЫ ЛЮДЕЙ, когда приехали в лагерь (Часть 1)
Летний отдых — это возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи. Лето — это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим.
Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Лагерь — это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая спортивно-оздоровительная и досуговая деятельность. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к уровням самоуважения и самореабилитации.
Лагерь призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой — пространством для оздоровления, развития и воспитания.
Пояснительная записка.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
— необходимостью создания организованного отдыха детей с проблемами здоровья;
— необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
— обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
— модернизацией старых форм работы и введением новых;
— необходимостью использования богатого творческого потенциала педагогов в реализации цели и задач программы.
Характеристика и разработка содержания структурных компонентов программы летнего отдыха детей
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
— Конвенцией ООН о правах ребенка;
— Законом РФ «Об образовании»;
— Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ;
— Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г.-№ 197- ФЗ;
— Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
— Письмом Департамента государственной молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки России от 01.05.05. №АС — 502/06.
Концепция программы.
Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания и т. д.).
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически развитого ребенка и развития в нем творческих способностей и трудовых навыков, необходимых в дальнейшей самостоятельной жизни.

В ходе педагогического общения с детьми выявляются довольно значительные деформации ценностно — мотивационной сферы, многим подросткам свойственна низкая самооценка, часто маскируемая агрессивностью, грубостью, развязностью в поведении.
Программа реализуется через систему мероприятий, способных пробудить детскую любознательность, вовлечение в активное освоение окружающего мира. При выборе мероприятий акцент делается на их видовое многообразие: мероприятия соревновательного характера чередуются с играми на развитие сотрудничества и взаимопомощи, ролевые игры. Особое внимание уделяется работе с детьми и подростками девиантного поведения. Все мероприятия направлены на восстановление и коррекцию эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных качеств, коррекцию познавательной и двигательной активности с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитанию трудовых навыков и развитию творческого потенциала детей педагогический коллектив уделяет большое значение. Педагоги единодушно считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей и воспитание трудовых навыков происходит их угасание.
Доказано, что если ребенок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с определенной деятельностью. Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. Поэтому становится очевидной необходимость и возможность развертывания в детском оздоровительном лагере программы, направленной на физическое и психическое оздоровление подростков на основе эффективного использования кадрового, материально- технического и природного потенциала лагеря. Необходимо помочь детям вырасти жизнеспособными, социально уверенными достойными гражданами своей страны.
Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив ставит перед собой следующие цель и задачи:
Цель: Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление, трудовое воспитание и творческие развитие.
Задачи:
Создать оптимальные условия для укрепления здоровья и организации досуга детей во время летних каникул;
Создать доброжелательную атмосферу, способствующую к ориентации ребёнка на положительные действия и поступки.
Организовать систему оздоровительных мероприятий, связанных с
профилактикой распространенных заболеваний у детей;
Расширять сферу познавательных интересов о себе и окружающем мире.
Весь материал — в документе.
Источник: videouroki.net
Типы и виды детских лагерей

Ни для кого не секрет, что детский лагерь – один из лучших вариантов отдыха для ребенка во время каникул. Многие родители задаются вопросами: какие есть типы и виды детских лагерей, чем они отличаются и в какой отправить ребенка на отдых?
В этой статье подробно расскажем о самых популярных типах и видах лагерей среди родителей и детей.
Языковые лагеря
Знание английского или любого другого языка в современном мире является хорошим преимуществом, поэтому все больше родителей выбирают для своих детей лагеря с языковой программой. Среди множества языковых лагерей можно найти программы с преподавателями-носителями языка, а если ваш ребенок только начинает изучать язык, то можно с легкостью подобрать лагерь с русскоговорящими преподавателями. Практически все программы языковых лагерей базируются на принципе обучения в игровой форме – так детям гораздо проще и интереснее вливаться в языковую среду, изучать новые слова и общаться в различных ситуациях на иностранном языке. Изучение языка в таких лагеря органически встраивается во все лагерные мероприятия: будь то зарядка, прием пищи, спортивные и творческие мероприятия или вечерние свечки.
Образовательные лагеря
Для любознательных ребят, которые тянутся к новым знаниям. Образовательные лагеря включают в себя научные программы, бизнес-лагеря, профориентационные, лагеря с углубленным изучением школьных предметов, например, математики или химии. На смене образовательного лагеря ребенок точно узнает много нового и интересного, познакомится с такими же заинтересованными ребятами и педагогами, как он, а также получит практические навыки и научится применять в жизни полученные знания. Сюда же можно отнести лагеря по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Какие бывают образовательные лагеря:
- Научные
- Бизнес
- Математические
- Профориентационные
- По подготовке к олимпиадам
- И другие
Творческие лагеря
К творческим лагерям можно отнести как профильные программы, связанные с художественным искусством, графикой, танцевальные и театральные лагеря, а также музыкальные смены. Обычно педагоги и вожатые в творческих лагерях – работники из сферы театра, искусства, выпускники творческих факультетов. Стоит отметить, что программы творческих лагерей также включают в себя спортивные игры и мероприятия, досуг, прогулки и экскурсии, мастер-классы.
Направления творческих лагерей:
- Танцевальные
- Театральные
- Художественные
- Музыкальные
Тематические лагеря
Смены в тематических лагерях, как правило, посвящены одной конкретной тематике, вокруг которой выстраивается вся программа и в которую вписываются все мероприятия. Тематикой такой смены может быть сюжет фильма, игры или книги. Например, популярной тематической сменой у детей и родителей является тематика Гарри Поттера. Во время погружения и тематических мероприятий дети получают новые навыки и знания, учатся взаимодействовать в команде, искать компромиссы и договариваться. Во многих лагерях тематические смены уникальные, тематика каждой новой смены отличается от предыдущей.

Выбрать тематический лагерь
Спортивные лагеря
Отличный вариант для детей, занимающихся спортом профессионально, а также просто для активных ребят. В спортивном лагере ребенок не только улучшит физическую форму, познакомится с новыми видами спорта или улучшит свои навыки, например, в футболе, но и научится дисциплине, присущей каждому спортсмену. Хорошим преимуществом спортивных лагерей является то, что в программе также присутствуют творческие мастер-классы, досуг в виде настольных игр, тематических мероприятий, экскурсий.
Самые популярные спортивные направления:
- Футбольные
- Баскетбольные
- Конные
- По плаванию
- Горнолыжные
- Хоккейные
Военно-патриотические лагеря
На смене военно-патриотического лагеря ребята обучаются основам строевой подготовки, стрелковой подготовки, учатся оказывать первую помощь. Одной из основных задач военно-патриотических лагерей является воспитание в детях патриотического и гражданского сознания, любви к родине, бережного отношения к природе и окружающей среде. Также дети учатся разводить костры, ловить рыбу, ориентироваться на местности.

Выбрать военно-патриотический лагерь
Палаточные и туристические лагеря
Палаточные и туристические лагеря подойдут любителям путешествий и походной романтики: костры, песни под гитару, приготовление пищи в полевых условиях, преодоление природных препятствий. На смене ребенок научится разводить костер, устанавливать палатку, укреплять ее, готовить еду на костре, также изучит основы ориентирования на местности и получит навыки оказания первой помощи.
Танцевальные лагеря
Смены в танцевальных лагерях проводятся только профессиональными педагоги по танцам, состоявшиеся тренеры профессиональных команд и коллективов. Часто на смены для мастер-классов приглашаются участники популярных шоу, таких как Танцы на ТНТ. В танцевальных лагерях дети изучают самые различные стили, от хип-хопа и контента, до контемпорари и дэнс холла. Проводятся баттлы и джемы, показательные выступления, ставятся концерты. Помимо этого ребята получают теоретическую базу
Театральные лагеря
В театральных лагерях ребята изучают актерское мастерство, развивают творческие способности, учатся не бояться сцены, тренируют сценическую речь, а также сценическое движение и пластику. Часто смены в театральных лагерях заканчиваются постановками спектаклей, на которые приглашаются родители.

Выбрать театральный лагерь
Городские лагеря (лагеря дневного пребывания)
Опыт организации летнего отдыха и оздоровления в учреждении дополнительного образования детей «Академия Soft Skills»
Подчеркивается важность развития Soft skills в процессе профессионального информирования, ознакомления и ориентации детей с помощью профориентационных и сюжетно-ролевых игр, умных экскурсий на производственные предприятия и учреждения города, бесед с представителями разных профессий и тематических мастер-классов. Статья будет интересна образовательным организациям, реализующим программы летнего отдыха и оздоровления детей.
А.А. Калашникова,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Е.В. Медведева,
методист,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»,
Кемеровская область-Кузбасс, Междуреченск
Лето — самое долгожданное и любимое время года, когда есть время для отдыха и путешествий, возможность для удивительных открытий, занятий любимым делом, приобретения новых друзей и познания окружающего мира. Очень важно, чтобы это время было грамотно организовано.
Среди многообразия возможных форм отдыха особо популярны летние оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» (МБУ ДО ЦДТ) г. Междуреченска Кемеровской области-Кузбасса имеет большой опыт организации летней оздоровительной кампании и работы лагерей дневного пребывания, которые пользуются повышенным спросом в родительском сообществе города.
При разработке программы летнего отдыха в приоритете стояло создание благоприятных условий для укрепления здоровья, организации досуга детей, развития творческих способностей, воспитания культуры поведения и формирования навыков общения.
Летом 2021 года Центр детского творчества успешно реализовал краткосрочную программу (18 календарных дней) «АКАДЕМИЯ SOFT SKILLS» для отдыха и оздоровления детей 6-15 лет. В течение летнего периода данной программой был охвачен 231 ребенок.
При выборе тематического направления программы летнего отдыха 2021 года организационная группа рассматривала воспитательно-развивающий аспект, направленный на формирование личности ребенка, готовой к жизни в современном социуме с акцентом развития Soft skills: умение общаться, нестандартно мыслить, принимать решения, работать в команде.
Поскольку Soft skills — тренд современного образования и известно, что эти навыки закладываются в детстве через разные виды деятельности и развиваются в течение всей жизни, то к одному из видов такой деятельности можно отнести знакомство с миром профессий, что и стало тематической линией программы лагеря с дневным пребыванием детей [5].
Следует отметить, что в ходе реализации данной программы формирование надпрофессиональных навыков — Soft skills (координация, креативность, коммуникация) происходит в процессе профессионального информирования, ознакомления и ориентации детей с помощью профориентационных и сюжетно-ролевых игр, умных экскурсий на производственные предприятия и учреждения города, бесед с представителями разных профессий и тематических мастер-классов [2].
Особо отметим, что формирование элементарных представлений об основных профессиях и получение первичных практических умений у детей происходит в рамках абсолютно нового для них временного детского коллектива.
Реализация программы «АКАДЕМИЯ SOFT SKILLS» позволила расширить границы социального взаимодействия детей, повысить их самостоятельность через максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий.
При разработке программы целеполаганием стала организация отдыха детей, направленная на развитие Soft skills через включение в раннюю профориентацию. В ходе её реализации были достигнуты основные её задачи:
- Удовлетворить запросы родителей в организации отдыха детей в летний период.
- Обеспечить безопасные условия для отдыха и оздоровления детей.
- Познакомить детей с разнообразием профессиональных сфер деятельности и изменениями в мире профессий через интерактивные формы работы.
- Развивать социально-психологические навыки через вовлечение детей в творческие, коммуникативные и интеллектуальные виды деятельности.
- Организовать взаимодействие с социальными партнерами города.
Время, проведенное в лагере дневного пребывания, позволило каждому ребенку открыть в себе новые качества, окунуться в мир профессий, познакомиться с профессионалами своего дела и узнать секреты их мастерства, проявить свои творческие способности, развить «мягкие» навыки взаимодействия в коллективе. В ходе мероприятий дети учились высказывать свое мнение, договариваться между собой, слушать и слышать собеседника, работать в команде и распределять обязанности, участвовать в коллективно-творческих делах.
Анализ работы лагеря дневного пребывания показал у детей положительную динамику в формировании социальной компетентности и готовности к адаптации в современном социуме, наличие творческого потенциала и возможности для развития коммуникативной культуры.
Программа организации отдыха детей и их оздоровления «АКАДЕМИЯ SOFT SKILLS» стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса программ и методических разработок «Лучшая программа организации отдыха детей и их оздоровления» в номинации «Программы лагерей различной тематической направленности».
Содержание программы
Программа организации отдыха детей и их оздоровления «АКАДЕМИЯ SOFT SKILLS» содержит комплекс мероприятий для вовлечения всех детей в различные виды деятельности, направленной на их творческое развитие, креативное мышление, развитие сотрудничества и взаимопонимания детей и педагогов. Созданное воспитательное пространство в лагере дневного пребывания обеспечивает комфортное погружение детей в разнообразный мир профессий и в непроизвольной форме влияет на формирование у них надпрофессиональных навыков Soft skills.
Содержание программы направлено на развитие трех компетенций:
- коммуникативность — умение общаться, доносить свою мысль, слышать собеседника, договариваться;
- креативность — умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, гибко реагировать на происходящие изменения;
- координация — способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции, распределять роли, контролировать выполнение задач [1].
Данные компетенции начинают проявляться у детей в ходе подготовки и участия в коллективно-творческих делах (КТД), ролевых играх, мастер-классах, профориентированных экскурсиях, спортивно-оздоровительных мероприятиях.
Программа отдыха и оздоровления детей содержит следующие воспитательные направления:
- здоровый образ жизни детей;
- досугово-развивающая деятельность;
- профессиональное информирование, ознакомление и ориентация детей в мире профессий.
Здоровый образ жизни детей
Работа по этому направлению предусматривает максимальную двигательную активность, пребывание на свежем воздухе, привитие любви к занятиям спортом, активному и здоровому образу жизни. Основными формами работы в данном направлении станут: ежедневная утренняя гимнастика; спортивные игры, эстафеты и соревнования. Важной особенностью является проведение инструктажей по технике безопасности в летний период.
Досугово-развивающая деятельность
Для реализации данного направления в ЛДП создаются оптимальные условия для саморазвития, самопознания, личностного роста ребёнка, в рамках которых обеспечивается наиболее оптимальное формирование гибких навыков. Реализация деятельности будет происходить через организацию игровых, познавательно-развлекательных и творческих программ, ключевых событий.
Профессиональное информирование, ознакомление и ориентация детей в мире профессий
Данное направление реализуется через проведение:
- «умных экскурсий»;
- профориентационных мастер-классов;
- ролевых игр и сюжетных мероприятий.
Тематический план мероприятий лагерной смены объединен в блоки по видам компетенций, формирующихся в определенных профессиях:
- «Координация и эмоциональный интеллект» (пожарный, инспектор ГИБДД, журналист, официант, пекарь-кондитер, стоматолог, эколог);
- «Креативность и системное мышление» (дизайнер, инженер, строитель, специалист по рециклингу, киномеханик, мультипликатор);
- «Коммуникация и лидерство» (ветеринар, медицинский работник, библиотекарь, продавец, мерчендайзер, банковский работник).

Формирование определенных гибких навыков происходит в процессе экскурсий, игровых программ, мастер-классов, бесед и коллективно-творческих дел.

Программа организации отдыха детей и их оздоровления «АКАДЕМИЯ SOFT SKILLS» МБУ ДО ЦДТ основана на следующих принципах [4]:
- принцип активности — участие каждого ребенка в совместной деятельности, умение выстраивать свои отношения с окружающими, усвоение новых знаний, в том числе в области здоровья и самопознания;
- принципы деятельности и наставничества — создание многоплановой деятельности, организации совместной деятельности воспитанников с педагогами, вожатыми и сверстниками; при этом педагог-воспитатель сам занимается вместе с детьми значимой деятельностью;
- принцип коллективности — формирование коллективного содружества на основе духовно-нравственных и общечеловеческих ценностей для благоприятной ориентации ребенка в социуме;
- принцип личностного подхода — выстраивание воспитательной работы с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с опорой на сильные стороны в личности и поведении каждого ребёнка;
- принцип поощрения: создание ситуации успеха для всех и каждого ребенка, участвующих в отрядных и общих мероприятиях смены, обязательное поощрение любых достижений детей с акцентом на значимость каждого члена лагерной смены;
- принцип комплексного подхода: использование целого ряда приёмов и методик по организации и осуществлению профориентационной, здоровьесберегающей и профилактической деятельности;
- принцип открытости: информирование о деятельности лагеря (в том числе родителей, обучающихся) через оформление материала стендового уголка, выставления статей на сайт МБУ ДО ЦДТ и социальные сети организации.
Программа организации отдыха детей и их оздоровления «АКАДЕМИЯ SOFT SKILLS» комплексная и выполняет следующие функции [3]:
- социально-коммуникативную: — включение во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование навыков проживания в коллективе;
- воспитательную: — проявление и формирование морально-волевых качеств личности в различных моделях жизненных ситуаций;
- развивающую — создание условий для развития положительных качеств, активизация резервных возможностей личности;
- обучающую — развитие умений и навыков: внимание, память, общение;
- развлекательную — создание благоприятной атмосферы пребывания в лагере через проведение игровых и интерактивных форм деятельности;
- оздоровительную — укрепление здоровья через спортивные состязания и другие виды деятельности на свежем воздухе.
Тематический план мероприятий







Освещение деятельности летней оздоровительной кампании:
- Официальный сайт МБУ ДО ЦДТ, www.instagram.com.
- Блоги ЛДП: «Горящие сердца», «Веселые непоседы», «Пламя».
Публикации и сюжеты в городских СМИ:
- www.youtube.com
- www.youtube.com
- www.youtube.com
- www.youtube.com
Список литературы
- Soft skills — что это такое и где этому научиться/ Фоксфорд.Медиа. [Электронный ресурс]. URL: https://media.foxford.ru/soft-skills/ (дата обращения: 23.09.2021)
- Soft skills: что это и зачем развивать их у ребенка? [Электронный ресурс]. URL: https://oysterkit.ru/soft-skills (дата обращения: 23.09.2021)
- Будич А.В. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа летнего лагеря труда и отдыха «Лето под знаменем Победы» [Электронный ресурс]. URL: http://licey40.simd.ru/ (дата обращения: 20.09.2021)
- Захезина Н.А. Программа детского оздоровительного лагеря (п. 2.1. Принципы, используемые при проведении лагерной смены) / Всероссийский педагогический журнал «Современный урок» [Электронный ресурс]. URL: https://www.1urok.ru/categories/21/articles/25165 (дата обращения: 20.09.2021)
- Чупрынина И.В. Развитие Soft skills, как тренд современного образования/ [Электронный ресурс]. URL:
*https://xn—j1ahfl.xn—p1ai/library/razvitie_soft_skills_kak_trend_sovremennogo_obr_090423.html (дата обращения: 20.09.2021)
- ← Школьники и студенты колледжей столицы примут участие в метапредметной олимпиаде
- Московский дворец пионеров приглашает к участию в интеллектуально-познавательной игре-квесте →
Вам также может понравиться

Кинопоказы на подводной лодке и уроки итальянского: парки подготовили новую программу мероприятий

Вебинар «Навигация по профессиям будущего столицы»
