1 Где и когда появились первые образовательные учреждения, готовившие специалистов с высшим техническим образованием?
2 Чем отличается система подготовки в политехнических и отраслевых вузах?
3 Какие типы программ инженерного образования Вы знаете?
4 Проведите сравнительный анализ программ подготовки инженеров и бакалавров, инженеров и
магистров в области техники.
6 Укажите национальные особенности и общие тенденции в системе подготовки специалистов
для научно-технической сферы и производства.
7 Как соотносятся между собой модель деятельности инженера и модель подготовки инженера,
подготовка инженера в конкретном техническом вузе и работа выпускника на производстве?
8 Какие новые формы, методы и средства обучения появились в системе подготовки инженеров за
9 По каким критериям можно оценить качество инженерного образования?
10 Сформулируйте систему требований к инженеру XXI в.
1 Дайте определение и покажите взаимосвязь следующих понятий: «техника», «технология»,
Виды и уровни образования
«материалы», «технические науки», «техносфера».
2 Как классифицируют инженерную деятельность? Существуют ли отличия в инженерной и технической деятельности?
3 К какому хронологическому периоду можно отнести возникновение инженерной деятельности,
появление термина «инженер»?
4 Какова роль инженера в развитии цивилизации?
5 Какие изобретения Вы считаете наиболее важными за всю историю человечества, за последние
6 Проведите сравнительный анализ видов инженерной деятельности в XIX и XXI вв.
7 Какие изменения в инженерной деятельности, на Ваш взгляд, могут появиться в будущем?
8 Назовите имена известных инженеров-творцов техносферы, ученых и инженеров, работавших в
области создания техники и технологии пищевых производств, инженеров и изобретателей – наших
9 Какой вид инженерной деятельности для Вас наиболее интересен и почему?
10 Перечислите функции выпускника специальности «Машины и аппараты пищевых производств»,
относящиеся к сфере производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности.
Источник: studfile.net
Типовая модель инженерного образования
Под педагогической моделью понимается аналог фрагмента образовательной реальности, представленный через совокупность взаимосвязанных компонентов и/или этапов. Модели позволяют не просто описывать образование, а представлять его дифференцированно, с выделением сущностно значимых элементов и взаимосвязей между ними.
Модель инженерного образования можно представить пятью взаимосвязанными компонентами (рис. 2).
Рис. 2. Модель инженерного образования
Использование в качестве основы обобщенной модели с типовыми компонентами позволяет преподавателю достаточно полно, во всех существенных элементах и взаимосвязях спроектировать и описать конкретную образовательную программу или учебную дисциплину, обеспечив тем самым условия для ее адекватного воплощения на практике.
Как люди представляют программиста, и как он выглядит на самом деле!
На основе современных представлений об инженерном образовании кратко охарактеризуем каждый компонент этой модели.
Целевой компонент отражает образ инженера-профессионала, определенные качества и компетенции выпускника, требования к результатам обучения. Федеральные государственные образовательные стандарты предписывают необходимость ориентации образовательных программ на конкретный результат, представленный в форме компетенций выпускника, согласованный с работодателем, в том числе на уровне профессиональных стандартов. Компетенции проектно-конструкторской, производственно-технологической, сервисно-эксплуатационной, монтажноналадочной, организационно-управленческой и других видов деятельности в значительной мере отражают функциональность специалиста и прикладной характер его деятельности. Они дополняются универсальными компетенциями (связанными с системным и критическим мышлением, разработкой и реализацией проектов, командной работой и лидерством, коммуникацией, межкультурным взаимодействием, самоорганизацией, саморазвитием и здоровьесбережением, безопасностью жизнедеятельности) и общепрофессиональными компетенциями (связанными с использованием естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования, а также информационных технологий в профессиональной деятельности, с разработкой технической документации, с поиском и анализом информации, с управлением проектами и пр.). Перечень компетенций, детализация составляющих каждой компетенции и уровень их освоения представляют собой компетентностную модель выпускника, формализующую цели его подготовки.
Содержательный компонент модели тесно взаимосвязан с целевым, он детализирует цели и отражает то, чему необходимо научить будущего инженера, на какие области научного знания и сферы практики необходимо опираться, какие конкретно задачи он должен решать в про1. Целевые ориентиры и модели инженерного образования цессе обучения, как при освоении учебных дисциплин, так и при выполнении проектов, прохождении практик и пр.
Основным источником содержания инженерного образования являются естественные и технические науки, а также практическая деятельность в сфере техники и технологий.
При формировании содержания инженерного образования очень важно соблюдать необходимый баланс фундаментальной и узкоспециальной практической подготовки. Фундаментальность инженерного образования обеспечивается опорой на математику, естественные и базовые технические науки, дает обширность профессиональных знаний, способствует освоению современной методологии осмысления действительности, формированию гибкого и многогранного научного мышления будущего инженера; «придает образованию необходимую инвариантность подготовки специалиста, которая особенно важна в нынешних социально-экономических условиях» [1] . Именно фундаментальность образования способствует развитию мобильности специалиста, возможности перехода
от одного вида профессиональной деятельности к другому, адаптации в современном глобальном мире, формированию способности к «доучиванию» и саморазвитию в условиях постоянно изменяющихся технологий 21 . Специальная практико-ориентированная подготовка студентов к выполнению определенных видов инженерной деятельности также необходима, поскольку именно она дает возможность освоить способы решения практических задач, а в дальнейшем овладеть инженерным искусством, которое, наряду с научными исследованиями, является необходимым фактором создания новой техники и технологий.
Сфера технических знаний, формируя личность обучающегося как техносубъекта, не содержит онтологических оснований — они могут быть привнесены лишь извне, из сферы социально-гуманитарного знания [2] . Освоение философского, исторического, психологического знания, а также иностранных языков способствует формированию целостного понимания себя, культуры и социального мира, выработке собственной позиции и жизненных приоритетов. Все это является необходимой основой становления профессиональной этики и социальной ответственности, компетенций коммуникации, групповой работы, самообразования и саморазвития. Экономико-правовая подготовка способствует пониманию необходимых условий и способов управления инженерной деятельностью в современном обществе.
- 1) естественнонаучные и математические;
- 2) общепрофессиональные;
- 3) профессиональные (специальные);
- 4) социально-гуманитарные.
Теоретические знания и практические умения интегрируются в процессе прохождения разных видов практик, выполнения проектов, в том числе выпускной квалификационной работы. Содержание деятельности студентов, приобретаемых знаний и навыков в рамках этих составляющих образовательной программы также включено в содержательный компонент модели инженерного образования.
К процессуальному компоненту рассматриваемой модели относятся образовательные технологии, методики обучения, формы и средства осуществления этого процесса. Детально методики профессиональноориентированного обучения рассмотрены в разд. 2 данного пособия. Здесь лишь отметим общие тенденции в изменении процесса инженерного образования, ориентированного на высокое качество образовательных результатов.
В контексте эффективного развития у студентов профессиональных и универсальных компетенций наиболее перспективными признаются технологии образования через включение студентов в исследования и разработки, в решение задач, приближенных к реальной деятельности будущего специалиста. Важное значение приобретают проектные, контекстные и интерактивные образовательные технологии (дискуссии, имитационно-деятельностные игры, анализ кейсов и др.), а также информаци-онные и личностно-развивающие образовательные технологии . В связи с широким распространением в бизнесе и производстве особое значение придается групповым проектным формам работы студентов. Ориентация на реальные производственные задачи требует тесного взаимодействия с реальным сектором экономики, предприятиями, работодателями.
Анализ перспективных организационных форматов, компетент-ностно-ориентированных образовательных технологий высшей школы, а также опыта ведущих технических университетов позволяет выдвинуть следующие требования к организации образовательного процесса ‘.
- • перенос акцентов с усвоения информации на ее анализ и производство знаний, технологий и др. продуктов;
- • обучение через исследования и разработки, проектная деятельность, проблемно-ориентированное обучение;
- • перенос части процесса обучения в реальную производственную среду, привлечение преподавателей-практиков и экспертов-практиков;
- • индивидуализация образования, выбор студентами дисциплин и модулей, академическая мобильность;
- • студенто-центрированный подход, сотрудничество студентов и преподавателей, тьюторство, коучинг, фасилитация;
- • самоорганизация и самоуправляемое обучение, активность и вовлеченность студента в процесс обучения;
- • предоставление образовательных ресурсов для обучения в любом месте в любое время;
- • использование личностно-развивающих образовательных технологий (тренинговых, рефлексивных и пр.);
- • использование компетентностно-ориентированных подходов к оценке образовательных результатов, дающих возможность оценить способность студентов к решению целостных профессиональных задач.
Субъектный компонент модели инженерного образования включает необходимые личностные и деятельностные характеристики студента и преподавателя, обеспечивающие достижение целей, т.е. получение запланированных образовательных результатов.
Изменение организационных форматов и образовательных технологий в инженерном образовании влечет за собой существенные изменения в деятельности и обучающихся, и педагогов, а также перестройку от-w 27
ношении между ними .
Деятельность студентов все больше опирается на поиск, переработку информации и самопроизводство знаний, включает групповую работу над решением комплексных профессиональных задач, предполагает высокий уровень самостоятельности и вовлеченности в процесс обучения.
Огромную роль в развитии компетенций играет активность самого обучающегося, причем не только в освоении программного материала. Студенту необходимо выстраивать свою образовательную траекторию, осознанно и ответственно управлять учебно-профессиональной деятельностью, своей познавательной и практической активностью, а также собственным развитием. Управление разными видами деятельности включает определение собственных целей, оценку степени их достижения, коррекцию и нахождение способов повышения эффективности деятельности.
Студент как субъект учебно-профессиональной деятельности, способный не только выступать исполнителем, но и эффективно управ-лять ею, обладает следующими характеристиками :
- • личностно заинтересован в овладении профессиональным опытом, а также ориентирован на ценности познания, развития, творчества, являющиеся источниками соответствующей внутренней мотивации учебно-профессиональной деятельности;
- • владеет умениями саморегуляции для ее планирования, организации и контроля;
- • осознает свои возможности и ограничения, себя как творца преобразований в самом себе; способен ставить и решать задачи профессионального и личностного развития;
- • не только ориентирован на результат, но и увлечен самим процессом познания, овладения профессией и саморазвития, что открывает возможности для творческого поиска как подходов к решению учебных задач, так и новых способов осуществления учебно-профессиональной деятельности.
Новое инженерное образование предоставляет большие возможности обучающимся в реализации собственной образовательной траектории, в освоении разнообразного теоретического и практического опыта, однако его результативность во многом зависит от готовности студентов использовать эти возможности для производства собственных знаний и интеллектуально-творческих продуктов, организации своего образования и саморазвития. Такая готовность опирается на внутренние мотивы профессионального роста и способности саморегуляции, волевые и личностные ресурсы.
Современные образовательные технологии, используемые в инженерном образовании, существенно снижают значимость роли преподавателя как транслятора знаний. Как минимум, преподаватель-лектор должен опираться на результаты новейших научных исследований, в том числе проводимых в данном университете. В наибольшей мере в настоящее время востребованы преподаватели-профессионалы, имеющие опыт актуальной исследовательской, проектной, практической деятельности в инженерной сфере. Кроме того, преподаватели должны быть готовы выполнять функции организации проектной и исследовательской деятельности студентов, активизировать их профессионально-личностное развитие. В этом плане деятельность преподавателя в инженерном образовании включает следующие аспекты:
- • организацию самостоятельной индивидуальной и групповой работы обучающихся разного типа (познавательной, поисковой, аналитической, проектной, презентационной и пр.); поддержку активности и мотивации студентов, интереса и вовлеченности в учебную деятельность;
- • совместное со студентами решение реальных профессиональных задач в рамках проведения исследовательских, опытноконструкторских, проектных и др. работ;
- • актуализацию в учебных ситуациях профессиональных норм и ценностей; построение позитивных партнерских отношений со студентами на основе совместного решения профессиональных задач и общих целей профессионального развития;
- • организацию рефлексии студентами собственного профессионального опыта и эффективности используемых стратегий решения профессиональных задач, стратегий общения и взаимодействия; актуализацию критического отношения, способности учиться на своих ошибках, представлять и оценивать альтернативы;
- • поддержку самоопределения и личностной самореализации студентов.
Переход преподавателя от выполнения функций транслятора знаний к функциям организатора, вдохновителя, координатора предполагает сформированность соответствующих профессионально важных качеств и профессионально-педагогической позиции, основанной на понимании целей инженерного образования, компетентностно-ориентированных технологий обучения и способов педагогического управления профессионально-личностным развитием. Такие педагоги характеризуются не только наличием дисциплинарных знаний и профессиональных умений, но и обладают коммуникативными и организаторскими способностями, готовностью к сотрудничеству с обучающимися и коллегами; способностями к инженерному творчеству и инновационной деятельности; готовностью к саморазвитию и самореализации в профессиональной деятельности.
Представленная модель инженерного образования, концентрируя требования к целям, содержанию и процессу обучения, а также к его субъектам — студенту и преподавателю, может выступать одним из оснований при проектировании образовательных программ и конструировании образовательного процесса по учебным дисциплинам.
- [1] Александров А. А., Федоров И. Б., Медведев В. Е. Инженерное образование сегодня: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 3-8.
- [2] Багдасарьян Н. Г., Петрунева Р. М., Васильева В. Д. Дихотомия «фундаментальное» и «узкопрофессиональное» в высшем техническом образовании: версия ФГОС // Высшее образование в России. 2012. № 5. С. 21-28. 2 Там же.
Источник: studref.com
Инженерное образование за рубежом
Инженерное образование за рубежом: специальности, лучшие вузы за границей, перспективы, стажировки и стипендии.
Читайте далее
Бакалавр технических наук Кто такой Bachelor of Engineering, что они изучают и зачем вообще нужна эта академическая степень
Где учиться на инженера за границей — лучшие вузы и программы Подборка лучших зарубежных программах для будущих специалистов в сфере инженерии
Профессия — Инженер Где работают инженеры. Плюсы и минусы профессии
Инженерное образование за рубежом Инженерное образование за рубежом, специальности, требования для поступления
О профессии инженера, популярных сферах и качествах, необходимых для специалиста, мы писали в отдельной статье.
Описание инженерного образования
Инженерное образование длится 3-5 лет на бакалавриате и 1-2 года в магистратуре. В разных странах срок обучения отличается. В России, например, можно окончить пятилетний специалитет. В США вы получите лицензию только после 4 лет бакалавриата, и если сдадите два экзамена и отработаете 4 года под руководством опытного инженера.
Обучение на инженерных специальностях отличается. Все студенты посещают лекции и семинары, но на некоторых факультетах больше практики. Студенты могут практиковаться в лабораториях, на предприятиях или разрабатывать собственные проекты.
Начинается инженерное образование с обязательных общих предметов: математики и физики, и в зависимости от направления — химии, биологии и информатики. Затем студенты изучают узкоспециализированные предметы:
- архитектуру программ — для программного инженера,
- основы строительства и эксплуатации зданий — для строительных инженеров,
- основы устойчивого развития — для инженеров-экологов.
В магистратуре дисциплины сужаются до конкретных направлений в той или иной области. Например, если на бакалавриате вы обучались по программе «Строительство», то в магистратуре можете выбрать одно из более узких направлений, например «Гидротехническое строительство и технологии водопользования», «Механика материалов и инженерных конструкций», «Теория и проектирование зданий и сооружений» [1] . На этой ступени образования студенты выбирают сферу, в которой хотят развиваться после выпуска.
Стоимость инженерного образования
MIT Massachusetts Institute of Technology | США | 79 850 USD | 79 850 USD |
University of Cambridge | Великобритания | 47 399 USD | 47 399 USD |
Nanyang Technological University (NTU) | Сингапур | 27 740 USD | 27 740 USD |
ETH Zurich | Швейцария | 1 632 USD | 1 632 USD |
Delft University of Technology | Нидерланды | 16 597 USD | 21 402 USD |
Heilbronn University | Германия | 3 276 USD | 1 420 USD |
Politecnico di Milano | Италия | 4 069 USD | 4 069 USD |
Technical University of Munich | Германия | 333 USD | 333 USD |
Vienna University of Technology | Австрия | 1 587 USD | 1 587 USD |
University of Toronto | Канада | 63 500 USD | 45 000 USD |
Нужна помощь в поступлении?
Лучшие вузы мира в инженерии 2022
Великобритания | 1 год | University of Leicester | Английский | 19 700 USD |
Канада | 1-2 года | Thompson Rivers University | Английский | 19 635 USD |
Великобритания | 1 год | University of Bradford | Английский | 11 757 USD |
Малайзия | 1 год | University of Southampton | Английский | 7 522 USD |
Нидерланды | 1 год | Holland International Study Center | Английский | 19 109 USD |
Источник: www.unipage.net