Типы программ инженерного образования

1 Где и когда появились первые образовательные учреждения, готовившие специалистов с высшим техническим образованием?

2 Чем отличается система подготовки в политехнических и отраслевых вузах?

3 Какие типы программ инженерного образования Вы знаете?

4 Проведите сравнительный анализ программ подготовки инженеров и бакалавров, инженеров и

магистров в области техники.

6 Укажите национальные особенности и общие тенденции в системе подготовки специалистов

для научно-технической сферы и производства.

7 Как соотносятся между собой модель деятельности инженера и модель подготовки инженера,

подготовка инженера в конкретном техническом вузе и работа выпускника на производстве?

8 Какие новые формы, методы и средства обучения появились в системе подготовки инженеров за

9 По каким критериям можно оценить качество инженерного образования?

10 Сформулируйте систему требований к инженеру XXI в.

1 Дайте определение и покажите взаимосвязь следующих понятий: «техника», «технология»,

Виды и уровни образования

«материалы», «технические науки», «техносфера».

2 Как классифицируют инженерную деятельность? Существуют ли отличия в инженерной и технической деятельности?

3 К какому хронологическому периоду можно отнести возникновение инженерной деятельности,

появление термина «инженер»?

4 Какова роль инженера в развитии цивилизации?

5 Какие изобретения Вы считаете наиболее важными за всю историю человечества, за последние

6 Проведите сравнительный анализ видов инженерной деятельности в XIX и XXI вв.

7 Какие изменения в инженерной деятельности, на Ваш взгляд, могут появиться в будущем?

8 Назовите имена известных инженеров-творцов техносферы, ученых и инженеров, работавших в

области создания техники и технологии пищевых производств, инженеров и изобретателей – наших

9 Какой вид инженерной деятельности для Вас наиболее интересен и почему?

10 Перечислите функции выпускника специальности «Машины и аппараты пищевых производств»,

относящиеся к сфере производственно-технологической, организационно-управленческой, научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности.

Источник: studfile.net

Типовая модель инженерного образования

Под педагогической моделью понимается аналог фрагмента образовательной реальности, представленный через совокупность взаимосвязанных компонентов и/или этапов. Модели позволяют не просто описывать образование, а представлять его дифференцированно, с выделением сущностно значимых элементов и взаимосвязей между ними.

Модель инженерного образования можно представить пятью взаимосвязанными компонентами (рис. 2).

Модель инженерного образования

Рис. 2. Модель инженерного образования

Использование в качестве основы обобщенной модели с типовыми компонентами позволяет преподавателю достаточно полно, во всех существенных элементах и взаимосвязях спроектировать и описать конкретную образовательную программу или учебную дисциплину, обеспечив тем самым условия для ее адекватного воплощения на практике.

Как люди представляют программиста, и как он выглядит на самом деле!

На основе современных представлений об инженерном образовании кратко охарактеризуем каждый компонент этой модели.

Целевой компонент отражает образ инженера-профессионала, определенные качества и компетенции выпускника, требования к результатам обучения. Федеральные государственные образовательные стандарты предписывают необходимость ориентации образовательных программ на конкретный результат, представленный в форме компетенций выпускника, согласованный с работодателем, в том числе на уровне профессиональных стандартов. Компетенции проектно-конструкторской, производственно-технологической, сервисно-эксплуатационной, монтажноналадочной, организационно-управленческой и других видов деятельности в значительной мере отражают функциональность специалиста и прикладной характер его деятельности. Они дополняются универсальными компетенциями (связанными с системным и критическим мышлением, разработкой и реализацией проектов, командной работой и лидерством, коммуникацией, межкультурным взаимодействием, самоорганизацией, саморазвитием и здоровьесбережением, безопасностью жизнедеятельности) и общепрофессиональными компетенциями (связанными с использованием естественнонаучных и общеинженерных знаний, методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования, а также информационных технологий в профессиональной деятельности, с разработкой технической документации, с поиском и анализом информации, с управлением проектами и пр.). Перечень компетенций, детализация составляющих каждой компетенции и уровень их освоения представляют собой компетентностную модель выпускника, формализующую цели его подготовки.

Содержательный компонент модели тесно взаимосвязан с целевым, он детализирует цели и отражает то, чему необходимо научить будущего инженера, на какие области научного знания и сферы практики необходимо опираться, какие конкретно задачи он должен решать в про1. Целевые ориентиры и модели инженерного образования цессе обучения, как при освоении учебных дисциплин, так и при выполнении проектов, прохождении практик и пр.

Основным источником содержания инженерного образования являются естественные и технические науки, а также практическая деятельность в сфере техники и технологий.

При формировании содержания инженерного образования очень важно соблюдать необходимый баланс фундаментальной и узкоспециальной практической подготовки. Фундаментальность инженерного образования обеспечивается опорой на математику, естественные и базовые технические науки, дает обширность профессиональных знаний, способствует освоению современной методологии осмысления действительности, формированию гибкого и многогранного научного мышления будущего инженера; «придает образованию необходимую инвариантность подготовки специалиста, которая особенно важна в нынешних социально-экономических условиях» [1] . Именно фундаментальность образования способствует развитию мобильности специалиста, возможности перехода

от одного вида профессиональной деятельности к другому, адаптации в современном глобальном мире, формированию способности к «доучиванию» и саморазвитию в условиях постоянно изменяющихся технологий 21 . Специальная практико-ориентированная подготовка студентов к выполнению определенных видов инженерной деятельности также необходима, поскольку именно она дает возможность освоить способы решения практических задач, а в дальнейшем овладеть инженерным искусством, которое, наряду с научными исследованиями, является необходимым фактором создания новой техники и технологий.

Читайте также:
Как установить программу ворд на планшет

Сфера технических знаний, формируя личность обучающегося как техносубъекта, не содержит онтологических оснований — они могут быть привнесены лишь извне, из сферы социально-гуманитарного знания [2] . Освоение философского, исторического, психологического знания, а также иностранных языков способствует формированию целостного понимания себя, культуры и социального мира, выработке собственной позиции и жизненных приоритетов. Все это является необходимой основой становления профессиональной этики и социальной ответственности, компетенций коммуникации, групповой работы, самообразования и саморазвития. Экономико-правовая подготовка способствует пониманию необходимых условий и способов управления инженерной деятельностью в современном обществе.

  • 1) естественнонаучные и математические;
  • 2) общепрофессиональные;
  • 3) профессиональные (специальные);
  • 4) социально-гуманитарные.

Теоретические знания и практические умения интегрируются в процессе прохождения разных видов практик, выполнения проектов, в том числе выпускной квалификационной работы. Содержание деятельности студентов, приобретаемых знаний и навыков в рамках этих составляющих образовательной программы также включено в содержательный компонент модели инженерного образования.

К процессуальному компоненту рассматриваемой модели относятся образовательные технологии, методики обучения, формы и средства осуществления этого процесса. Детально методики профессиональноориентированного обучения рассмотрены в разд. 2 данного пособия. Здесь лишь отметим общие тенденции в изменении процесса инженерного образования, ориентированного на высокое качество образовательных результатов.

В контексте эффективного развития у студентов профессиональных и универсальных компетенций наиболее перспективными признаются технологии образования через включение студентов в исследования и разработки, в решение задач, приближенных к реальной деятельности будущего специалиста. Важное значение приобретают проектные, контекстные и интерактивные образовательные технологии (дискуссии, имитационно-деятельностные игры, анализ кейсов и др.), а также информаци-онные и личностно-развивающие образовательные технологии . В связи с широким распространением в бизнесе и производстве особое значение придается групповым проектным формам работы студентов. Ориентация на реальные производственные задачи требует тесного взаимодействия с реальным сектором экономики, предприятиями, работодателями.

Анализ перспективных организационных форматов, компетент-ностно-ориентированных образовательных технологий высшей школы, а также опыта ведущих технических университетов позволяет выдвинуть следующие требования к организации образовательного процесса ‘.

  • • перенос акцентов с усвоения информации на ее анализ и производство знаний, технологий и др. продуктов;
  • • обучение через исследования и разработки, проектная деятельность, проблемно-ориентированное обучение;
  • • перенос части процесса обучения в реальную производственную среду, привлечение преподавателей-практиков и экспертов-практиков;
  • • индивидуализация образования, выбор студентами дисциплин и модулей, академическая мобильность;
  • • студенто-центрированный подход, сотрудничество студентов и преподавателей, тьюторство, коучинг, фасилитация;
  • • самоорганизация и самоуправляемое обучение, активность и вовлеченность студента в процесс обучения;
  • • предоставление образовательных ресурсов для обучения в любом месте в любое время;
  • • использование личностно-развивающих образовательных технологий (тренинговых, рефлексивных и пр.);
  • • использование компетентностно-ориентированных подходов к оценке образовательных результатов, дающих возможность оценить способность студентов к решению целостных профессиональных задач.

Субъектный компонент модели инженерного образования включает необходимые личностные и деятельностные характеристики студента и преподавателя, обеспечивающие достижение целей, т.е. получение запланированных образовательных результатов.

Изменение организационных форматов и образовательных технологий в инженерном образовании влечет за собой существенные изменения в деятельности и обучающихся, и педагогов, а также перестройку от-w 27

ношении между ними .

Деятельность студентов все больше опирается на поиск, переработку информации и самопроизводство знаний, включает групповую работу над решением комплексных профессиональных задач, предполагает высокий уровень самостоятельности и вовлеченности в процесс обучения.

Огромную роль в развитии компетенций играет активность самого обучающегося, причем не только в освоении программного материала. Студенту необходимо выстраивать свою образовательную траекторию, осознанно и ответственно управлять учебно-профессиональной деятельностью, своей познавательной и практической активностью, а также собственным развитием. Управление разными видами деятельности включает определение собственных целей, оценку степени их достижения, коррекцию и нахождение способов повышения эффективности деятельности.

Студент как субъект учебно-профессиональной деятельности, способный не только выступать исполнителем, но и эффективно управ-лять ею, обладает следующими характеристиками :

  • • личностно заинтересован в овладении профессиональным опытом, а также ориентирован на ценности познания, развития, творчества, являющиеся источниками соответствующей внутренней мотивации учебно-профессиональной деятельности;
  • • владеет умениями саморегуляции для ее планирования, организации и контроля;
  • • осознает свои возможности и ограничения, себя как творца преобразований в самом себе; способен ставить и решать задачи профессионального и личностного развития;
  • • не только ориентирован на результат, но и увлечен самим процессом познания, овладения профессией и саморазвития, что открывает возможности для творческого поиска как подходов к решению учебных задач, так и новых способов осуществления учебно-профессиональной деятельности.

Новое инженерное образование предоставляет большие возможности обучающимся в реализации собственной образовательной траектории, в освоении разнообразного теоретического и практического опыта, однако его результативность во многом зависит от готовности студентов использовать эти возможности для производства собственных знаний и интеллектуально-творческих продуктов, организации своего образования и саморазвития. Такая готовность опирается на внутренние мотивы профессионального роста и способности саморегуляции, волевые и личностные ресурсы.

Современные образовательные технологии, используемые в инженерном образовании, существенно снижают значимость роли преподавателя как транслятора знаний. Как минимум, преподаватель-лектор должен опираться на результаты новейших научных исследований, в том числе проводимых в данном университете. В наибольшей мере в настоящее время востребованы преподаватели-профессионалы, имеющие опыт актуальной исследовательской, проектной, практической деятельности в инженерной сфере. Кроме того, преподаватели должны быть готовы выполнять функции организации проектной и исследовательской деятельности студентов, активизировать их профессионально-личностное развитие. В этом плане деятельность преподавателя в инженерном образовании включает следующие аспекты:

  • • организацию самостоятельной индивидуальной и групповой работы обучающихся разного типа (познавательной, поисковой, аналитической, проектной, презентационной и пр.); поддержку активности и мотивации студентов, интереса и вовлеченности в учебную деятельность;
  • • совместное со студентами решение реальных профессиональных задач в рамках проведения исследовательских, опытноконструкторских, проектных и др. работ;
  • • актуализацию в учебных ситуациях профессиональных норм и ценностей; построение позитивных партнерских отношений со студентами на основе совместного решения профессиональных задач и общих целей профессионального развития;
  • • организацию рефлексии студентами собственного профессионального опыта и эффективности используемых стратегий решения профессиональных задач, стратегий общения и взаимодействия; актуализацию критического отношения, способности учиться на своих ошибках, представлять и оценивать альтернативы;
  • • поддержку самоопределения и личностной самореализации студентов.
Читайте также:
Требуется написать программу которая формирует и печатает уникальный логин

Переход преподавателя от выполнения функций транслятора знаний к функциям организатора, вдохновителя, координатора предполагает сформированность соответствующих профессионально важных качеств и профессионально-педагогической позиции, основанной на понимании целей инженерного образования, компетентностно-ориентированных технологий обучения и способов педагогического управления профессионально-личностным развитием. Такие педагоги характеризуются не только наличием дисциплинарных знаний и профессиональных умений, но и обладают коммуникативными и организаторскими способностями, готовностью к сотрудничеству с обучающимися и коллегами; способностями к инженерному творчеству и инновационной деятельности; готовностью к саморазвитию и самореализации в профессиональной деятельности.

Представленная модель инженерного образования, концентрируя требования к целям, содержанию и процессу обучения, а также к его субъектам — студенту и преподавателю, может выступать одним из оснований при проектировании образовательных программ и конструировании образовательного процесса по учебным дисциплинам.

  • [1] Александров А. А., Федоров И. Б., Медведев В. Е. Инженерное образование сегодня: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2013. № 12. С. 3-8.
  • [2] Багдасарьян Н. Г., Петрунева Р. М., Васильева В. Д. Дихотомия «фундаментальное» и «узкопрофессиональное» в высшем техническом образовании: версия ФГОС // Высшее образование в России. 2012. № 5. С. 21-28. 2 Там же.

Источник: studref.com

Инженерное образование за рубежом

Инженерное образование за рубежом: специальности, лучшие вузы за границей, перспективы, стажировки и стипендии.

Инженеры

Читайте далее

Бакалавр технических наук Кто такой Bachelor of Engineering, что они изучают и зачем вообще нужна эта академическая степень

Где учиться на инженера за границей — лучшие вузы и программы Подборка лучших зарубежных программах для будущих специалистов в сфере инженерии

Чертежи строительного инженера

Профессия — Инженер Где работают инженеры. Плюсы и минусы профессии

Инженер

Инженерное образование за рубежом Инженерное образование за рубежом, специальности, требования для поступления

Инженеры

О профессии инженера, популярных сферах и качествах, необходимых для специалиста, мы писали в отдельной статье.

Описание инженерного образования

Инженерное образование длится 3-5 лет на бакалавриате и 1-2 года в магистратуре. В разных странах срок обучения отличается. В России, например, можно окончить пятилетний специалитет. В США вы получите лицензию только после 4 лет бакалавриата, и если сдадите два экзамена и отработаете 4 года под руководством опытного инженера.

Обучение на инженерных специальностях отличается. Все студенты посещают лекции и семинары, но на некоторых факультетах больше практики. Студенты могут практиковаться в лабораториях, на предприятиях или разрабатывать собственные проекты.

Начинается инженерное образование с обязательных общих предметов: математики и физики, и в зависимости от направления — химии, биологии и информатики. Затем студенты изучают узкоспециализированные предметы:

  • архитектуру программ — для программного инженера,
  • основы строительства и эксплуатации зданий — для строительных инженеров,
  • основы устойчивого развития — для инженеров-экологов.

В магистратуре дисциплины сужаются до конкретных направлений в той или иной области. Например, если на бакалавриате вы обучались по программе «Строительство», то в магистратуре можете выбрать одно из более узких направлений, например «‎Гидротехническое строительство и технологии водопользования»‎, «‎Механика материалов и инженерных конструкций»‎, «‎Теория и проектирование зданий и сооружений» [1] ‎. На этой ступени образования студенты выбирают сферу, в которой хотят развиваться после выпуска.

Стоимость инженерного образования

ВузСтранаСредняя стоимость бакалавриата/годСредняя стоимость магистратуры/год
MIT Massachusetts Institute of Technology США 79 850 USD 79 850 USD
University of Cambridge Великобритания 47 399 USD 47 399 USD
Nanyang Technological University (NTU) Сингапур 27 740 USD 27 740 USD
ETH Zurich Швейцария 1 632 USD 1 632 USD
Delft University of Technology Нидерланды 16 597 USD 21 402 USD
Heilbronn University Германия 3 276 USD 1 420 USD
Politecnico di Milano Италия 4 069 USD 4 069 USD
Technical University of Munich Германия 333 USD 333 USD
Vienna University of Technology Австрия 1 587 USD 1 587 USD
University of Toronto Канада 63 500 USD 45 000 USD

Нужна помощь в поступлении?

Лучшие вузы мира в инженерии 2022

Данные по направлению Engineering
  • инженер-эколог на предприятиях.
    • University of British Columbia,
    • University of Queensland,
    • Technical University of Denmark.
    • Инженер-нефтяник в офисе нефтяной компании;
    • инженер-буровик;
    • инженер-технолог по добыче нефти и газа на промысле.
    • Pennsylvania State University,
    • Delft University of Technology,
    • University of Oklahoma.
    • Робототехник;
    • мехатроник;
    • инженер-конструктор.
    • MIT Massachusetts Institute of Technology,
    • Stanford School of Engineering,
    • Cornell University.

    Мы поможем поступить

    Инженерное образование по странам

    Инженерное образование в США

    В США существует множество инженерных программ для иностранных студентов. Требования для поступления зависят от колледжа или университета. Большинство вузов рекомендуют абитуриентам пройти курсы математики и естественных наук высокого уровня (уровня calculus) или программы Foundation. Дополнительно необходимо подтвердить знания английского языка (TOEFL / IELTS) и сдать стандартизированные экзамены SAT / ACT / GRE.

    С дипломом инженера американского университета у выпускника появляются высокие шансы на трудоустройство. По данным Бюро статистики труда США, инженерные должности входят в топ-20 самых высокооплачиваемых профессий [3] .

    Для трудоустройства на инженерные специальности в США нужно получить лицензию [4] . Ее выдают тем, кто сдал экзамены Fundamentals of Engineering (FE) и Principles and Practice in Engineering (PE). Лицензия нужна для того, чтобы предоставлять услуги населению, работать на государство, преподавать, зарегистрировать свою инженерную компанию. Каждый штат сам определяет условия, при которых специалист может получить лицензию. Без нее можно работать в некоторых регионах, но будет сложно продвигаться по карьерной лестнице [5] .

    Инженерное образование в Великобритании

    В британских университетах предлагают два типа инженерных программ: BEng и MEng .

    Бакалавриат (BEng) длится 3 года, после него выпускники могут получить статус Incorporated Engineer — дипломированного инженера. Другой вариант — закончить интегрированную магистратуру MEng с углубленным изучением профильных дисциплин и стать Chartered Engineer — более высокое инженерное звание, чем IEng [6] . Магистратура занимает 4 года или 5 лет с дополнительным годом практики [7] .

    Требования для поступления включают IELTS от 7.0 и высокие оценки A-Level по математике и физике.

    В Великобритании инженерами могут называться технологи, техники, чертежники, машинисты, механики, сантехники, электрики, ремонтники и другие специалисты. Для перечисленных специальностей не всегда нужны степень и лицензия.

    В стране работает отдельный Инженерный совет , который ведет национальные реестры по специальностям EngTech — инженеры, ICTTech — техники по информационным и коммуникационным технологиям, IEng — штатные инженеры, CEng — дипломированные инженеры [8] . Чтобы получить звание CEng, нужно иметь степень магистра и доказать свою компетентность — продемонстрировать сильные управленческие и технические навыки и несколько лет работать по специальности [8] .

    Инженерное образование в Швейцарии

    Выучиться на инженера в Швейцарии можно либо в одном из двух федеральных технологических институтов — ETH Zürich, EPFL, либо в одном из семи университетов прикладных наук (UAS). ETH Zürich предлагает бакалавриат, магистратуру и докторантуру, а также программы непрерывного профессионального развития. Семь университетов прикладных наук (UAS) готовят только бакалавров и магистров.

    Критерии для поступления: аттестат, вступительные экзамены вуза или ECUS , знание немецкого, французского или английского языка. Большинство университетов требуют, чтобы абитуриент отучился два года в вузе своей страны.

    Инженерное образование в Сингапуре

    В Сингапуре два университета вошли в топ-10 лучших в мире по преподаванию инженерии [9] . Премьер-министр Ли отметил, что дисциплины STEM не только вновь обретают популярность среди молодежи Сингапура, но и будут востребованы в стране в течение следующих 50 лет [10] .

    В вузы Сингапура можно поступить после 11 классов школы, если хорошо окончить школу, сдать вступительные экзамены и тест по английскому языку IELTS 6.0 или TOEFL 80. В филиалы зарубежных университетов правила приема соответствуют тем, что приняты в стране вуза. Так, в австралийские и британские вузы принимают после Foundation.

    Инженерное образование в России

    Больше 70 вузов России предлагают программы по инженерии, начиная от аэрокосмической, заканчивая биомедицинской [11] . Во время учебы студенты проходят практику в крупных строительных, энергетических, промышленных компаниях.

    Для поступления нужны результаты ЕГЭ по математике, физике, русскому языку, иногда — по английскому языку и химии. Иногда требуют сдать вступительные экзамены по профильным предметам. В российских вузах достаточно много бюджетных мест на инженерных программах: 75 мест на программной инженерии в Томском государственном университете, 59 — на направлении «‎Наноинженерия»‎ в МГТУ им Н.Э.Баумана, 64 — на биотехнологии в МФТИ. Всего в 2022 году государство выделило больше 250 тысяч бюджетных мест для будущих инженеров [12] . Отдельные места предоставляют победителям олимпиад.

    Требования для поступления на инженера

    Критерии поступления в вузы зависят от страны и программы. Например, в России обычно требуют:

    • аттестат — для бакалавриата;
    • или диплом бакалавра / магистра — для магистратуры / аспирантуры;
    • результаты ЕГЭ по математике, физике и русскому языку — для бакалавриата ;
    • дополнительно — вступительное испытание.

    За рубежом список требований шире. Нужны:

    • аттестат — для бакалавриата;
    • или диплом бакалавра / магистра — для магистратуры / PhD
    • результаты вступительных экзаменов (например, SAT / ACT, GRE / GMAT в США, ECUS в Швейцарии);
    • сертификат о знании английского языка (TOEFL или IELTS);
    • мотивационное письмо;
    • рекомендательные письма;
    • транскрипт;
    • резюме.

    Подготовительные программы

    СтранаПродолж.ВузЯзык обученияСтоимость
    Великобритания 1 год University of Leicester Английский 19 700 USD
    Канада 1-2 года Thompson Rivers University Английский 19 635 USD
    Великобритания 1 год University of Bradford Английский 11 757 USD
    Малайзия 1 год University of Southampton Английский 7 522 USD
    Нидерланды 1 год Holland International Study Center Английский 19 109 USD

    Источник: www.unipage.net

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru