Типы программ и проектов

В течение последних десятилетий сформировалась новая научная дисциплина – управление проектами .
Можно выделить несколько основных направлений изучения данной дисциплины. Во-первых, это модели и методы сетевого планирования, позволяющие определить рациональную или оптимальную последовательность выполнения работ при заданных технологических, бюджетных и других ограничениях. Такого рода модели получили всеобщее признание, легли в основу многочисленных прикладных программ для ПК и широко используются для управления реальными проектами.
Во-вторых, это теория и практика менеджмента – систематизированный набор положений о наиболее эффективном управлении организацией, носящих обобщающий, эмпирический и интуитивный характер.

Введение
Определение понятия «проект»
Типы проектов
Жизненный цикл проекта и его основные фазы
Жизнеспособность и эффективность проекта
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из 1 файл

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОЕКТЫ И ЗАЧЕМ ИХ РАЗЛИЧАТЬ? Спойлер: это очень важно

ИНСТИТУ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ И ПРОГРАММАМИ НА ТЕМУ:

«УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТОВ»

Выполнил: студент 4 курса

Список использованной литературы

В течение последних десятилетий сформировалась новая научная дисциплина – управление проектами .

Можно выделить несколько основных направлений изучения данной дисциплины. Во-первых, это модели и методы сетевого планирования, позволяющие определить рациональную или оптимальную последовательность выполнения работ при заданных технологических, бюджетных и других ограничениях. Такого рода модели получили всеобщее признание, легли в основу многочисленных прикладных программ для ПК и широко используются для управления реальными проектами.

Во-вторых, это теория и практика менеджмента – систематизированный набор положений о наиболее эффективном управлении организацией, носящих обобщающий, эмпирический и интуитивный характер.

1.Определение понятия «проект».

Единого общепринятого определения слова «проект» в литературе не существует. Поэтому постараемся рассмотрет ь существующие определения:

— что-либо, что задумывается или планируется, большое предприятие (Толковый словарь Вебстера);

— некоторое предприятие с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта (Свод знаний по управл ению проектами);

— отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов (Английская Ассоциация проект-менеджеров);

— комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения , в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями («Оперативное руководство» Мирового Банка).

Как видно из приведенных выше определений, предприятия или намерения, обладающие признаками проекта, имеют общие для всех проектов признаки:

Виды проектной деятельности и классификация проектов.

— ограничения во времени;

— отношение к бюджету;

— правовое и организационное обеспечение.

На основе предыдущих определений можно вывести новое, которое удовлетворяет всем признакам и не противоречит ни одному из приведенных определений: «Проект – ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией».

2. Типы проектов.

Типы проектов по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект, можно разделить на:

1. технический (проект строительс тва бизнес-центра);

2. организационный (проект перестройки системы высшего образования);

3. экономический (проект финансовой стабилизации России);

5. смешанный (проект ликвидации запасов ядерного оружия).

Организационный проект. Характеризуется тем, что цели определены заранее, однако количественные и качественные результаты определить очень трудно, т.к. они связаны с организационным улучшением системы; срок и продолжительность задаются предварительно; ресурсы предоставляются по мере возможности; расходы на проект фиксируются и подвергаются контролю на экономичность, однако требуют корректировки по мере продвижения проекта.

Экономический проект. Обладает своими особенностями: цель – улучшение экономических показателей функционирования системы; главные цели намечаются предварительно, но требуют корректировки по мере продвижения проекта; то же самое относится и к срокам проекта; ресурсы предоставляются по мере необходимости в рамках возможного; расходы определяются предварительно, контролируются на экономичность и уточняются по мере выполнения проекта.

Социальный проект. Отличаются тем, что цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов, количественная и качественная оценка затруднена; сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов или только намечаются и в последствии подлежат уточнению; расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ассигнований; ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного. Социальные проекты обладают наибольшей неопределенностью.

Любой проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит через определенные ряд последовательных ступеней своего развития, полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проекта.

3. Жизненный цикл проекта и его основные фазы.

Жизненный цикл проекта принято делить на фазы, фазы — на стадии, стадии — на этапы. Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Однако, у каждого проекта можно выделить начальную (прединвестиционную) стадию, стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту. Это может показаться очевидным, но понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства.

Руководители проектов разбивают цикл жизни проекта на этапы различными способами. Например, в проектах по разработке программного обеспечения часто выделяются такие этапы как осознание потребности в информационной системе, формулирование требований, проектирование системы, кодирование, тестирование, эксплуатационная поддержка. Однако, наиболее традиционным является разбиение проекта на четыре крупных этапа: формулирование проекта, планирование, осуществление и завершение.

Читайте также:
В программе garageband предусмотрены следующие способы создания музыки

Формулирование проекта по существу подразумевает функцию выбора проекта. Проекты инициируются в силу возникновения потребностей, которые нужно удовлетворить. Однако, в условиях дефицита ресурсов невозможно удовлетворить все потребности без исключения. Приходится делать выбор. Одни проекты выбираются, другие отвергаются.

Решения принимаются исходя из наличия ресурсов, и в первую очередь финансовых возможностей, сравнительной важности удовлетворения одних потребностей и игнорирования других, сравнительной эффективности проектов. Решения по отбору проектов к реализации тем важнее, чем масштабнее предполагается проект, поскольку крупные проекты определяют направление деятельности на будущее (иногда на годы) и связывают имеющиеся финансовые и трудовые ресурсы.

Определяющим показателем здесь является альтернативная стоимость инвестиций. Иными словами, выбирая проект «А», а не проект «В», организация отказывается от тех выгод, которые мог бы принести проект «В».

Для сравнительного анализа проектов на данном этапе применяются методы проектного анализа, включающие в себя финансовый, экономический, коммерческий, организационный, экологический, анализ рисков и другие виды анализа проекта. Системы для планирования и управления проектами на этой стадии как правило используются в ограниченном виде, поэтому, мы не будем более подробно останавливаться на данных методах в этой книге.

Планирование. Планирование в том или ином виде производится в течении всего срока реализации проекта. В самом начале жизненного цикла проекта обычно разрабатывается неофициальный предварительный план — грубое представление о том, что потребуется выполнить в случае реализации проекта.
Решение о выборе проекта в значительной степени основывается на оценках предварительного плана. Формальное и детальное планирование проекта начинается после принятия решения о его реализации. Определяются ключевые точки (вехи) проекта, формулируются задачи (работы) и их взаимная зависимость. Именно на этом этапе используются системы для управления проектами, предоставляющие руководителю проекта набор средств для разработки формального плана: средства построения иерархической структуры работ, сетевые графики и диаграммы Гантта, средства назначения и гистограммы загрузки ресурсов.

Как правило план проекта не остается неизменным, и по мере осуществления проекта подвергается постоянной корректировке с учетом текущей ситуации.

Осуществление. После утверждения формального плана на менеджера ложиться задача по его реализации. По мере осуществления проекта руководители обязаны постоянно контролировать ход работ. Контроль заключается в сборе фактических данных о ходе работ и сравнении их с плановыми.

К сожалению, в управлении проектами можно быть абсолютно уверенным в том, что отклонения между плановыми и фактическими показателями случаются всегда. Поэтому, задачей менеджера является анализ возможного влияния отклонений в выполненных объемах работ на ход реализации проекта в целом и в выработке соответствующих управленческих решений. Например, если отставание от графика выходит за приемлемый уровень отклонения, может быть принято решение об ускорении выполнения определенных критических задач, за счет выделения на них большего объема ресурсов.

Завершение. Рано или поздно, но проекты заканчиваются. Проект заканчивается, когда достигнуты поставленные перед ним цели. Иногда окончание проекта бывает внезапным и преждевременным, как в тех случаях, когда принимается решение прекратить проект до его завершения по графику.

4. Жизнеспособность и эффективность проекта

Любая производственная, предпринимательская, инновационная и другие виды деятельности с целью получения прибыли или иных конечных результатов нуждаются в инвестициях. Однако инвестиции ограничены, а потребности в них очень велики, поэтому предприниматели, коммерсанты, экономисты, финансисты сталкиваются с задачами выгодного распределения и более эффективного использования инвестиций. Эти задачи решаются как на локальном уровне отдельных предприятий, банков, магазинов, так и на уровне крупномасштабных инвестиционных программ. Лица, принимающие решения и оценивающие их последствия на всех этапах реализации, должны владеть основными понятиями и методами практических инвестиционных расчетов.

Для оценки жизнеспособности проекта сравнивают варианты проекта с точки зрения их прибыльности, стоимости, сроков реализации. Как результат, на продукцию в течение всего жизненного цикла будет держаться стабильный спрос, достаточный для назначения такой цены, которая обеспечит покрытие расходов на эксплуатацию и обслуживание объектов проекта, выплату задолженности и удовлетворение окупаемости капиталовложений.

В качестве сравнения берутся результаты ситуаций без проекта и с проектом.

Жизнеспособность проекта оценивают с помощью анализа коммерческой эффективности вариантов проекта, а также бюджетной и экономической эффективности вариантов.

Показатель коммерческой эффективности учитывает финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников.

Показатель бюджетной эффективности показывает последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов.

Показатель экономической эффективности учитывает затраты и доходы, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающий стоимостные изменения.

Коммерческая (финансовая) эффективность — соотношение финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму дохода.

При осуществлении проекта выделяют три вида деятельности:

Разница между притоками и оттоками в операционной и инвестиционной деятельности называется потоком реальных денег.
Поток реальных денег от инвестиционной деятельности:

Источник: www.freepapers.ru

Типы и классы программ и проектов нововведений

· Программы создания конкретного изделия в отраслях, за состояние которых отвечает государство. Здесь государство почти всегда выступает в качестве и заказчика и потребителя конечного результата (оборона, космос, фундаментальные науки и частично — транспорт, энергетика и здравоохранение).

Читайте также:
Как прослушивать телефон без программ

· Технологические программы — разработка новых конкурентоспособных технологий (в области информатики, вычислительных систем, средств связи, биотехнологии, а также в сфере разработки, производства и использования материалов с новыми свойствами).

· Программы регионального развития для ускорения структурной перестройки экономики с целью обеспечения перехода к так называемому постиндустриальному или информационному обществу.

· Программы развития новых форм кооперации академической науки с промышленностью.

В США с 70-х гг. действует финансируемая Национальным научным фондом программа создания промышленно-университетских кооперативных исследовательских центров.

В 80-е гг. к ней добавились две аналогичные программы:

Сходные по содержанию программы действуют во Франции, Великобритании, Японии и Канаде.

С точки зрения организации управления программы можно разделить на 3 класса (по А.Г.Поршневу):

Проекты разрабатываются и реализуются на основе существующих управленческих структур (государственных, промышленных фирм, университетов). Новые специальные подразделения (управленческие, исследовательские, научные) не создаются. Это — оборонные или космические гражданские проекты средних масштабов. Четкая управленческая вертикаль.

Для разработки и реализации проектов (программ) внутри существующих организационных структур управления создаются специальные звенья и особый управленческий механизм исключительно для реализации данного проекта. Подобные организации обычно дополняются координационными, рабочими и консультационными группами, советами и др. вспомогательными органами. По сравнению с первым классом интенсивность обмена информацией выше, но специальных коллективных исследовательских учреждений не организуется. Программа представляет собой совокупность разномасштабных проектов, выполняемых отдельными фирмами. Ко 2 классу относится большинство программ ЕС и некоторые крупные национальные технологические программы в США, Великобритании, Японии.

Третий класс. Для разработки программ регионального развития, когда складывается разветвленный координационный механизм, создаются совместные научно-информационные организации (лаборатории, институты) и консультативные центры. Объединяются кадровые и материальные ресурсы соисполнителей в едином центре.

Основные правила эффективного решения инновационных задач

Сложились следующие правила эффективного решения инновационных задач. Необходимо:

· развивать области, где не действуют чисто рыночные стимулы, но где в перспективе ожидается большая отдача, и накоплены фундаментальные знания;

· осуществлять координацию централизованных органов управления программами, чтобы они не отклонялись от поставленных целей и могли оперативно адаптироваться к изменениям;

· иметь эффективный инструментарий оценки результатов;

· работу по реализации программ увязывать с усилиями, предпринимаемыми на международном уровне.

Общее правило: формирование и реализация научно-технических программ во всех случаях должны проводиться комплексно, системно и поэтапно.

Этапы формирования и реализации научно-технических программ

1. Этап анализа. Сначала необходимо четко определить:

a) конечные цели;

b) сроки и последовательность выполнения;

c) используемые материальные, финансовые и трудовые ресурсы;

d) роль государственных и коммерческих структур;

e) соотношение и типы методов государственного и рыночного воздействия;

f) характер связей с внешним миром;

g) степень и характер увязки в цепочке “центр — отрасль — регион”;

h) значимость (место) в общей программе;

i) степень воздействия на экономику и окружающую среду.

Этап анализа очень важен. Качеством его проведения определяется в значительной мере успех или неуспех реализации программы. Этап анализа может потребовать значительных затрат сил и применения различных методов.

2. Этап разработки стратегии. На основе анализа определяется место конкретных задач в общей программе. Выбираются адекватные методы государственного воздействия (поддержки) (прямого, косвенного, внутри- и внешнеэкономического). Необходимо учитывать возможности применения различных методов государственного регулирования и возможности их изменения по ходу выполнения программы. Особое внимание уделяется правовому обеспечению выполнения программ, деятельности и взаимодействию государственных и рыночных структур, прав собственности на результаты научно-технической деятельности.

Следующие 3 и 4 этапы выполняются параллельно.

3. Этап координации. Согласовываются:

a) элементы системы “центр — отрасль — регион”;

b) деятельность государственных и рыночных структур (малых и крупных);

c) взаимоотношения государства с финансовыми и банковскими структурами;

d) участие в выполнении программ российских и зарубежных юридических лиц;

e) источники финансирования (государственных средств, с одной стороны, и коммерческих фондов, ассоциаций, банков и бирж с другой);

f) законодательные экономические и правовые положения.

4. Этап контроля включает:

a) оценку сроков и результативности выполнения подпрограмм;

b) возможную корректировку дальнейшего хода работы;

c) соизмерение затрат и результатов научно-технической деятельности;

d) проведение экспертизы как отдельных проектов, так и их частей;

e) обеспечение отечественной безопасности и предотвращение утечки ценных идей и “мозгов”;

f) гарантирование прав собственности на интеллектуальные, научно-технические продукты.

В процессе реализации конкретных программ задачи и этапы конкретизируются, и общие черты дополняются особенностями, которые следует учитывать.

Программно-целевое планирование инноваций

Целевая программа является инструментом комплексного планирования. Это — взаимосвязанный по ресурсам, времени и исполнителям планируемый комплекс научно-технических, производственных и организационных мероприятий, объединенных конечной целью и осуществляемых под единым организационно-экономическим руководством. При этом осуществляется научно обоснованный выбор возможных технических решений, разрабатываются организационные и экономические условия, обеспечивающие своевременное финансирование и рациональное распределение ресурсов по этапам работ. Выявляются внутрипрограммные и внешние технологические связи. На этой основе строится оптимальная по срокам структура реализации проекта с учетом общих ограничений на ресурсы.

Программа характеризуется конкретным обоснованием конечной цели и органической связью с системой социально-экономического развития, высокой степенью внутренней сбалансированности технологических способов решения поставленных задач и требуемых для этого ресурсов, определением прав, ответственности и взаимных обязательств заказчиков и исполнителей работ, целевым финансированием.

Читайте также:
Целью программы ускоренных мер по развитию мсп в рк является

Особенностью применения программно-целевого метода на современном этапе является разработка и реализация совокупности селективных комплексных программ.

Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 334 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Классификация программ и проектов нововведений

Классификация программ и проектов – это их группировка в соответствии с определенными признаками, позволяющая отнести программы и проекты к конкретным типам.

Существуют различные варианты классификации программ и проектов инновационной направленности.

Классификация проектов нововведений

Инновационные проекты делятся на группы по следующим основаниям:

  1. По масштабу выделяют малые проекты, средние проекты, мегапроекты. Как правило, малые проекты реализуются быстрыми темпами, на проекты среднего масштаба необходимо больше времени, а мегапроекты являются долгосрочными, поскольку, они более масштабны, включают большое количество мероприятий.
  2. По сложности проведения проекты бывают простыми, организационно сложными, технически сложными, ресурсно сложными, комплексно сложными.
  3. По срокам реализации проекты делятся на краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (3-5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).
  4. В зависимости от уровня, на котором реализуется проект, они могут быть: локальными, местными, территориальными или региональными, государственными, международными. Локальные проекты относятся к деятельности конкретного хозяйствующего субъекта.
  5. По характеру предметной области проекта выделяют антикризисные проекты, маркетинговые проекты, образовательные проекты, инновационные проекты, чрезвычайные проекты.
  6. Исходя из сфер деятельности, в которых будут происходить инновационные преобразования, проекты делятся на социальные, экономические, организационные, технические и смешанные.

Помимо данных классификационных основ, ряд авторов предлагает разделение инновационных проектов по следующим основаниям:

  1. Стадия жизненного цикла инновации. По этому критерию выделяют следующие виды проектов: исследования и разработки, организация производства, ИКТ технологии, маркетинг, логистика, финансовые инструменты и методы финансирования, технологии продаж и сервиса, технологии набора, подготовки и обучения кадров, методы и системы управления, организационные структуры, слияния и поглощения.
  2. По масштабу решаемых задач, проводимых инновационных преобразований проекты делятся на: транснациональные, международные, межрегиональные, национальные, блокбастеры, региональные, муниципальные, на уровне стратегического альянса, холдинга, сети предприятий и отдельного предприятия.
  3. Исходя из причин, лежащих в основе принятия проекта, выделяют стратегические проекты, опережающие проекты, проекты перспективного назначения, проекты, направленные на рост конкурентоспособности, реактивные проекты, связанные с потребностями быстрого реагирования на какие-то изменения.

« Классификация программ и проектов нововведений»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Таким образом, при всем многообразии видов инновационных проектов каждый из них имеет ориентацию на проведение тех или иных инновационных преобразований, инновационное развитие, становление экономики предприятия, региона, страны на инновационный путь развития.

Всем инновационным проектам свойственны следующие особенности:

  • обязательное прохождение стадий инновационного цикла: «наука – производство – потребление»;
  • применение нестандартного творческого подхода к проектному процессу, задействование креативного мышления;
  • высокий уровень мотивированности участников проектной деятельности на результат;
  • гибкость в процессах разработки и реализации инновационных проектов. Гибкость необходима для внесения своевременных корректив в проект, исходя из меняющихся внешний условий, изменения ресурсного обеспечения и в связи с иными показателями. Потому, важно непрерывно отслеживать динамику проектной деятельности, работая на опережение.

Классификация программ нововведений

Программы нововведений – это комплексные структуры, включающие в свой состав совокупность проектов, мероприятий, методов и принципов их реализации, ответственных лиц, имеющих единую инновационную цель.

В отличие от инновационного проекта, программа нововведений имеет более масштабный характер. Она включает в свой состав несколько проектов, имеющих единую ведущую цель, на достижение которой ориентирована реализация данной программы. Это обусловлено масштабностью решаемых задач, входящих в состав программы.

Классификация программ нововведений реализуется по следующим основаниям:

  1. Количество проектов, входящих в состав программ, определяет следующие их виды: мегапрограммы – целевые программы преобразования и создания сложных национальных и межнациональных объектов, состоящих из нескольких десятков и даже сотен проектов; мультипрограммы – решение сложных проблем отраслевого или регионального и межрегионального характера, включающее десятки субпроектов; монопрограммы – решение одной или ряда задач в одном проекте.
  2. По величине воздействия на экономику, программы могут носить базовый или фундаментальный характер, т. е. ориентироваться на процессы коммерциализации изобретений, научных открытий, создание технологий, а также, носить улучшающий характер, т.е. обеспечивать совершенствование разработанных инноваций и их диффузию.
  3. По уровню научно-технической значимости результатов программной деятельности выделяют модернизационные программы, связанные с преобразованиями определенного вида, изменением структуры деятельности; новаторские программы – ориентированные на создание уникальной продукции; опережающие программы направленные на разработку опережающих технологий, быстроту обновлений; пионерские программы, которые имеют ориентацию на создание ранее не существовавших материалов, конструкций и технологий, выполняющих иные функции.
  4. Исходя из уровня новизны программы нововведений носят либо радикальный, либо ординарный характер. Радикальные программы предполагают проведение масштабных преобразований, проведение кардинальных перемен в определенной деятельности, ординарные ориентированы на преобразование конкретной области, не носящие полноценного и всеобъемлющего характера.
  5. В рамках деятельности отдельных предприятий программы делятся на программы инновационного развития: продукции; технологических процессов; рабочей силы и процессов управления.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru