Дополнительное образование Республики Карелия
Информационно-методический портал
- Новости
- Документы
- Федеральные документы
- Региональные документы
- Библиотека педагога дополнительного образования
- Конкурсы
- Образовательные программы по направленностям
- Где учиться педагогу?
- Библиотека родителя
- Конкурсы, олимпиады, соревнования
- Реестр учреждений дополнительного образования Республики Карелия
- База данных документов системы российского образования
Программы художественной направленности
Программы художественной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитанию творческой личности, получению учащимися основ будущего профессионального образования. Основной целью данного направления является: раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка. Художественная направленность включает следующие группы программ: исполнительство на струнных, народных, духовых, клавишных, ударных инструментах, оркестры и ансамбли, сольный вокал, хоровое пение, эстрадно-джазовое творчество, театральное творчество, цирковое искусство, хореографическое искусство, художественное слово, литературное творчество, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, дизайн.
Создание новых мест дополнительного образования детей в учреждениях различных типов
Программы естественнонаучной направленности
Программы естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по математике, физике, биологии, экологии, геоботанике, химии, способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся. Естественнонаучная направленность включает следующие группы программ: учебно-исследовательская деятельность и изучение за страницами учебников целого ряда дисциплин: астрономия, математика, химия, физика, информатика, геология, география, природоведение, медицина и др.
Программы технической направленности
Программы технической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие технических и творческих способностей и умений учащихся, организацию научно-исследовательской деятельности, профессионального самоопределения учащихся. Научно-техническая направленность включает следующие группы программ: техническое конструирование, моделирование и макетирование (лего-конструирование и моделирование, робототехника, авиа, судо, ракето или автомоделирование и др.), производственные технологии (радиоэлектроника, технический дизайн, эргономика и др.), мультимедиа и IT-технологии (технологии киноискусства, фототехнологии, программирование и WEB- дизайн и др.), техническое творчество и инновационное предпринимательство (инновационные бизнес технологии, проектная деятельность, исследовательская деятельность).
Лекция: «Дополнительное образование детей: необходимость или мода?»
Программы социально-педагогической направленности
Программы социально-педагогической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы. Образовательные программы данной направленности охватывают широкий возрастной диапазон и многофункциональны по своему назначению.
Социально-педагогическая направленность включает следующие группы программ: развитие дошкольников (социализация и общение, интеллектуальное развитие, логопедия, художественно-эстетическое и творческое развитие, подготовка к школе, социокультурная адаптация детей, в том числе мигрантов и др.), занятия с детьми с ОВЗ (коррекция и социокультурная реабилитации детей с ОВЗ, инклюзия), основы медиа-информационных технологий, основы психологии, социологии, политологии и права, игротехники и игровое конструирование, профориентация и предпрофессиональная подготовка.
Программы физкультурно-спортивной направленности
Программы физкультурно-спортивной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на физическое совершенствование учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации. Физкультурно-спортивная направленность включает следующие группы программ: спортивная подготовка (спортивная акробатика, бадминтон, гандбол, художественная гимнастика, плавание, хоккей, футбол, шашки, фехтование, различные виды борьбы и другие виды спорта), общая физическая подготовка и лечебная физкультура (фитнес-аэробика, йога, лечебная физкультура, ритмическая гимнастика и др.)
Программы туристско-краеведческой направленности
Программы туристско-краеведческой направленности в системе дополнительного образования ориентированы на познание истории нашей Родины, судеб соотечественников, семейных родословных, являются источником социального, личностного и духовного развития учащихся. Туристско-краеведческая направленность включает следующие группы программ: пеший, горный, водный, вело- и другие виды туризма, альпинизм, краеведение, музееведение и др.
Источник: dopobraz-karelia.ru
Дополнительное образование: основные формы обучения в России
Существующая на сегодняшний день социокультурная ситуация в нашей стране характеризуется не только информационной насыщенностью, но и появлением новых образовательных возможностей для всех слоев населения, наряду с традиционным дополнительным образованием, об основных формах которого мы сегодня и расскажем.
Дополнительное образование призвано повысить образовательный и культурный уровень человека, а также углубить его знания в определенной сфере. Именно поэтому в последнее время все больше популяризируется непрерывное профессиональное образование (школа – вуз – послевузовская – последипломная учеба), получить которое можно только благодаря инструментариям, находящимся в распоряжении сферы дополнительного образования.
Основным преимуществом дополнительного образования является тот факт, что учреждения, предлагающие россиянам повысить свой профессиональный уровень, как правило, предлагают учебные программы, не превышающие 1000 часов занятий. Это очень удобно с точки зрения динамичного профессионального и экономического старта для молодых людей, которые еще только находятся в поиске «своей» профессии. Во многом из-за этого дополнительное образование все увереннее занимает позиции не второстепенной, а одной из основных форм обучения (в том числе и профессиональной).
Отметим, что существующая на сегодняшний день социокультурная ситуация в нашей стране характеризуется не только информационной насыщенностью, но и появлением новых образовательных возможностей для всех слоев населения, наряду с традиционным дополнительным образованием, об основных формах которого мы сегодня и расскажем. Но сначала уделим немного внимания роли и значению дополнительного образования.
Роль и значение дополнительного образования
Ошибочно думать, что организации, предоставляющие услуги дополнительного обучения, выполняют только образовательные функции. Помимо всего прочего они отвечают за:
На данный момент дополнительное образование в России можно получить в таких формах обучения как:
- очная (дневной, вечерний формат или школа выходного дня);
- дистанционная;
- заочная.
Ну а теперь давайте вернемся к основной теме нашей статьи и перечислим наиболее востребованные сегодня в нашей стране формы дополнительного обучения.
Популярные формы дополнительного образования в России
Курсы (подготовительные, профессиональные, переподготовки, повышения квалификации)
Курсы могут функционировать как на базе образовательных организаций (школ или высших учебных учреждений), так и отдельно. Программы подготовительных курсов нацелены на подготовку школьников к государственным аттестациям и вступительным экзаменам. Профессиональные курсы ориентированы на узкопрофильное обучение по выбранной специализации (красота, финансы, менеджмент, дизайн и т.д.). Целью курсов повышения квалификации и переподготовки является усовершенствование профессиональных навыков и обновление теоретических знаний специалистов.
Творческие объединения (кружки, секции, клубы по интересам, студии, театр, школы и центры детского творчества)
Эти организации создаются для личностного развития, роста творческого потенциала и воспитания духовно-моральных ценностей молодого поколения. Дети объединяются в группы по интересам и обучаются по общей образовательной программе. Причем группы могут быть как однопрофильными, так и комплексными, переменного состава или учебно-исследовательскими. Целью творческих объединений является организация досуга, развитие физической активности, творческих и коммуникативных умений детей.
Воскресный лекторий
Данная форма дополнительного образования реализуется в форме обозревательной лекции, посвященной определенной теме. Аудитория может быть самой разнообразной – от совсем юных слушателей до представителей старшего поколения.
Семинары
Семинар это форма учебно-практических занятий, во время которых обсуждаются доклады и сообщения, заранее подготовленные опытными специалистами в своей области, и посвященные одному или нескольким вопросам. Видовое разнообразие семинаров охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека: бизнес-семинары, научные, учебные, методические, веб-семинары и т.д.
Конференции
Конференция представляет собой заранее запланированное собрание представителей одной организации, учебного заведения или людей, объединенных общими интересами, посвященное обсуждению разных тем. Существуют разные виды конференций: в режиме онлайн, эхо-конференция, видеоконференция, бизнес-конференция, пресс-конференция, селекторное совещание и т.д.
Структуры дополнительного образования на базе школы (факутальтивы, творческие лаборатории, ассоциации, научные экспедиции, хобби-центры)
Такая модель дополнительного образования примечательна тем, что она создается на базе общеобразовательной школы. В творческих лабораториях, экспедициях и т.д. участвуют и дети, и взрослые. Благодаря этому педагогам удается не только организовать досуг школьников, но и пообщаться с ними в неформальной обстановке. Тематики самые разные: от исторических до научно-исследовательских.
Симбиоз развивающей школы, детского центра с музеем, театром или библиотекой
Сотрудничество такого рода, как правило, регулярное и реализуется благодаря взаимовыгодному сотрудничеству образовательных организаций с «очагами» культуры и совместно разработанным программам занятий. Чаще всего, каждая программа посвящается одной тематике (патриотической, исторической или краеведческой), что позволяет одновременно и хорошо изучить интересующую детей тему, и приобщить их к культуре.
Учебно-воспитательные комплексы (УВК)
Учеба в УВК органично сочетает в себе общеобразовательную программу и дополнительное образование. Такой гармоничный симбиоз достигается за счет объединения школы с центром детского творчества или развивающим центром. В подобных учреждениях создают мощную инфраструктуру внешкольного дополнительного образования, что автоматически обеспечивает им хорошую материальную и кадровую базу.
Вместо заключения
Благодаря тому, что формы дополнительного образования в России достаточно разнообразны и насыщенны, уже сегодня можно ощутить заметное повышение эффективности образовательных программ и уровня образования в целом. Поэтому очень важно не останавливаться на достигнутом, и регулярно внедрять новые формы дополнительного обучения во всех сферах образовательной системы России.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
- дополнительное образование
- формы обучения
Источник: fulledu.ru
Виды программ дополнительного образования детей
Основные виды и типы образовательных программ в области экранных искусств. Характеристика программ дополнительного образования в области экранных искусств. Образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области экранных искусств. Программное обеспечение педагогической деятельности в области экранных искусств.
Учебное занятие как основной элемент учебного процесса в дополнительном образовании детей. Требования к учебному занятию в фото- и киностудии. Основные формы учебных занятий в области экранных искусств.
Учебное занятие – динамичная и вариативная организационная форма учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом обучение и воспитание детей (развитие способностей, воспитание морально-этических качеств, передача знаний, умений).
Для системы дополнительного образования детей характерным является реализация основ педагогики развития личности обучающихся, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области. Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные работы и отмечаются даже самые небольшие достижения детей. Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т.д.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Необходимо продумать методику продуктивного использования наглядного материала. Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, определяется объем и форма самостоятельной работы с детьми. Разрабатывается краткий конспект предстоящего занятия. Педагог должен выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, использовать в своей педагогической деятельности сберегающие педагогические технологии, что связано не только со значительными физическими и эмоциональными изменениями современных детей и подростков, но и с новым укладом жизни подрастающего поколения.
Типы и формы учебных занятий:
наиболее традиционной и принятой в области педагогики является типология занятий по дидактической цели:
— занятие изучения нового материала;
— занятие закрепления;
— занятие обобщения и повторения;
— контрольное занятие;
— комбинированное занятие.
Формы организации деятельности детей в учебном процессе:
К традиционным формам учебных занятий относятся: лекции, дискуссии, семинары, экскурсии, экспедиции, учебные игры и др.
К нетрадиционным формам учебных занятий относятся:
— интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
— занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.п.;
— занятия, основанные на методах общественной практики: изобретение, аукцион, устный журнал, газета и др.;
— занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, выставка и т.д.;
— занятия-фантазии: сказка, путешествие и др.;
— занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, парламент, учёный совет, и пр.
На каждом занятий предусматривается просмотр фрагментов произведений киноискусства, фотографий мастеров в соответствии с темой занятия с целью формирования навыка анализа произведений кино –и-фототворчества.
Учебно-методический комплекс дисциплины – это комплект материалов, определяющий совокупность обеспеченности дисциплины учебной, учебно-методической, нормативно-методической, методической, справочно-библиографической и иной литературой, информационными ресурсами, иллюстративными и другими материалами, аудиторное и самостоятельное изучение которых дает возможность обеспечения эффективной работы обучающихся по всем видам занятий (в общей школе или ВУЗе в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и учебного плана; в ДОД в соответствии с учебной программой дополнительного образования детей).
Цель УМК – повышение эффективности учебного процесса и самостоятельной работы обучающихся по освоению дисциплины.
Основные задачи УМК:
— определение содержания, объема изучения дисциплины, установление требований к уровню освоения содержания дисциплины обучающимися;
— определение содержания и объема самостоятельной работы обучающихся, форм и средств контроля ее выполнения;
— осуществление методического и информационного сопровождения образовательного процесса.
Материалы УМК рассматриваются методическим (экспертным) советом учебного заведения, определяется их соответствие учебным планам и рабочим учебным программам дисциплин
Обязательными составными частями УМК являются:
· Рабочая учебная программа дисциплины.
· Система практических заданий, развивающих упражнении, игр.
· Материалы для текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся: контрольные работы, тесты и т.п.
· Словарь терминов.
· Учебное пособие или курс лекций (при отсутствии официально утвержденного учебника).
· Методические указания по организации самостоятельной работы.
В состав УМК могут быть включены справочные издания, мультимедиа-материалы, хрестоматии, схемы, методические пособия по отдельным разделам и/или темам дисциплины, сборники нормативно-правовых актов, раздаточный материал к лекциям или практическим занятиям, рабочие тетради и др.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
· в общеобразовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
· в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.
Содержание дополнительных образовательных программ
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. Содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной).
- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечня необходимого оборудования, инструментов, материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
Программа должна обладать такими качествами, как: актуальность (ориентация на решение наиболее серьезных проблем); прогностичность (соответствие требованиям завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям); рационалистичность (определение целей и способов их достижения для получения максимально полезного результата);
реалистичность (наличие четкого финансового, кадрового, временного обоснований);
контролируемость (наличие способа проверки полученных результатов для достижения определенных целей); чувствительность к сбоям (свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренных ранее).
Посредством содержания образовательных программ решаются следующие задачи:
1. Компенсация в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности.
2. Обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды — “ситуации успеха” и развивающего общения.
3. Содействие выбору индивидуального образовательного маршрута (траектории продвижения по образовательным областям) и темпа его освоения.
В программах должны соблюдаться светский и гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности.
Структура программы дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
- Титульный лист.
- Пояснительную записку.
- Учебно-тематический план.
- Содержание изучаемого курса.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Список литературы.
Классификация программ:
Типовая (примерная) программа – утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности.
Модифицированная (или адаптированная) программа – измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.
Экспериментальная программа – ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.
— По уровню усвоения
Общеразвивающие программы дополнительного образования направлены на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширение его знаний о мире и о себе, социального опыта. Здесь предлагается удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в конкретной образовательной области, обогащение навыками общения и совместной деятельности в освоении программы.
-По целям обучения:
Специализированные программы, направленные на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде деятельности. Эти программы направлены на развитие компетентности в отдельной области, формирование навыков на уровне практического применения.
Профессионально-ориентированные программы, позволяющие детям познакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства. Эти программы предусматривают достижение высоких показателей образованности в какой-либо предметной или практической области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать пути их решения.
Познавательные. Дают углубленные знания по изучаемой дисциплине, развивают интеллектуальные способности, ориентированы на мотивацию познавательной деятельности детей, расширяют кругозор. Подразделяются на продуктивные, репродуктивные, творческие, поисковые.
Программы социальной адаптации. Их цель – освоение детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработка ценностных ориентаций.
Программы, развивающие художественную одаренность, направлены на выявление, сохранение и развитие одаренности.
— По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программы различаются на:
Комплексные – программы, определенным образом соединяющие отдельные области, направления, виды деятельности, процессов в единое целое.
Интегрированные — объединяющие, восстанавливающие целостность на основе того или иного единства.
Модульные – это программы, по способу организации своего содержания составленные из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков.
Сквозные программы базируются и соизмеряют материал по направлениям, входящим в них, с учетом возрастных особенностей детей, их количества в группах, физического состояния и т.п.
Источник: studopedia.su