Для выделения типов обучающих программ принимаются во внимание особенности учебной деятельности при работе с программами. Таких типов четыре:
- тренировочные и контролирующие;
- наставнические;
- имитационные и моделирующие;
- развивающие игры.
Тренировочные и контролирующие программы
Программы используются, когда теоретический материал уже изучен и предназначаются для закрепления умений и навыков. Программы в случайной последовательности ставят ученику вопросы и предлагают задачи, подсчитывая число решенных и нерешенных задач.
Наставнические программы
Ученикам предлагается теоретический материал, при изучении которого задаются вопросы и предлагаются задачи для управления ходом обучения. При неправильных ответах программа может предложить материал для повторного изучения теоретического материала.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Программы наставнического наследуют основные принципы средств программного обучения 1960-х гг. Основной теоретический источник современного компьютерного обучения принято считать программированное обучение.
Как правильно ВОРОВАТЬ механики из игр — деконструкция в геймдизайне
Выделяется несколько видов организации наставнических программ, которые также называют алгоритмами программированного обучения.
- Последовательно-подготовительный алгоритм. Начальная задача относительно простая, она подготавливает к выполнению второй, более сложной, а та, в свою очередь, третьей и т.д. Заключительные задачи достаточно высокого уровня сложности.
- Параллельно-подготовительный алгоритм. Начальные задания независимо одно от другого подготавливают к выполнению следующего комплексного задания высокого уровня.
- Последовательно-корректирующий алгоритм. Начальные задания имеют высокий уровень сложности, а каждое следующее задание корректирует выполнение предыдущего (например, указывает на противоречия, которые появляются в случае неправильных ответов).
- Параллельно-корректирующий алгоритм. Ученику ставится комплексная задача высокого уровня, следующие задания наводят на правильное решение с разных позиций, независимо друг от друга.
- Алгоритм переноса. Нужно установить правильное соответствие между элементами двух массивов, которые могут быть понятиями, отношениями, действиями, характеристиками и т.д.
- Аналитический алгоритм. Требуется установить принадлежат ли элементы одного массива к одному из классов.
- Синтезирующий алгоритм. Нужно установить по какому критерию произошло разбиение элементов определенного массива на подгруппы.
- Алгоритм упорядочения. Необходимо упорядочить элементы одного массива по некоторому указанному критерию другого массива.
«Типы обучающих программ»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Моделирующие программы
Основаны на графических, иллюстративных и вычислительных возможностях персонального компьютера, позволяют осуществить компьютерный эксперимент. В программах ученику предоставляется возможность наблюдать за некоторым процессом, на который можно влиять командами, введенными с клавиатуры, которые изменяют значения параметров.
Основы Программирования — #1 — Логика. Алгоритмы
Игры
Представляют некоторую виртуальную среду, набор определенных возможностей и средств для их применения. Использование предлагаемых средств для применения возможностей, которые связаны с изучением виртуального мира, расширяет знания ученика, формирует у него познавательные навыки, позволяет самостоятельно открывать закономерности, отношения объектов действительности, которые имеют всеобщее значение.
Для разработки программ 3-го и 4-го типов требуются большие усилия программистов, психологов, специалистов в определенной области изучаемого предмета, педагогов-методистов, поэтому программы первых двух типов получили более широкое распространение.
Основные действия, которые могут выполнять программы 1-го и 2-го типов:
- демонстрация кадра с текстовыми и графическими данными;
- предоставление вопроса и списка вариантов ответа (или поля для ввода ответа);
- анализ и оценка ответа;
- демонстрация кадра помощи по нажатию специальной клавиши.
Наиболее известными автоматизированными обучающими средствами являются:
- отечественные – «Урок», «Адонис», «Магистр», «Stratum»;
- зарубежные – «Linkway», «Techcad» и др.
Этапы создания обучающей программы
Создание обучающей программы с использованием инструментальных средств обычно состоит из четырех этапов:
- Разработка сценария. На этом этапе принимается решение о том, какой раздел учебного курса будет переведен в обучающую программу, какой материал будет отображаться на информационных кадрах, вопросы и варианты ответов к ним для возможности диагностирования трудностей, с которыми могут столкнуться ученики при изучении материала, разработка схемы прохождения программы, системы взаимосвязей между ее отдельными кадрами и фрагментами.
- Введение текстов отдельных кадров, рисование картинок, формирование контролирующих фрагментов: вопросы, варианты ответов к ним и способы анализа правильности ответов. На этом этапе разработчик должен владеть минимальным набором функций компьютера и возможностями ввода и редактирования, которые встроены в инструментальную программу.
- Связывание отдельных элементов в целостную диалоговую систему, установка связей между кадрами, вопросами и помощью, окончательная отладка программы.
- Сопровождение программы во время ее эксплуатации, при необходимости ее исправление и дополнение.
Замечание 1
На начальных стадиях использования компьютерных технологий обучения лучше применять тренирующие и контролирующие программы. Подготовить контролирующую программу по определенному разделу определенного учебного курса с использованием инструментальных средств не сложно. Использование таких контролирующих программ может быть систематическим. Это не приведет к кардинальным изменениям в учебном процессе, но поможет учителю в непроизводительных, рутинных операциях при проверке письменных работ, контроле знаний учеников, разрешит проблему зарабатывания оценок каждым учеником, а ученики получат мощный стимул к обучению.
Источник: spravochnick.ru
Основные типы компьютерных обучающих программ
Но несмотря на широкие возможности компьютерных обучающих программ, учитель все-таки остается главной фигурой урока. Вопрос о замене компьютером (или фильмом) учителя не ставится. Учитель лишь на время передает часть функций техническим средствам обучения. Важным воспитательным аспектом использование ТСО является воспитание социальной ответственности.
Люди склонны списывать свои ошибки и недостатки на компьютерные системы. Несомненно, в плане доступности информации, ее увлекательности компьютерные технологии обучения имеют ряд привлекательных моментов, в частности.
¨ Доступность, наглядность содержания, при котором нет нужды долго о чем-то думать и что-то осмысливать.
¨ Повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса. С использованием информационно-компьютерных технологий расширяется возможность и для преподавателей и для учащихся осуществлять оперативный доступ к различной информации, ее накопление, тиражирование.
¨ Сильные эмоции, переживаемые учащимся. Необычная ситуация держит пользователя в постоянном напряжении.
¨ Облегченность осуществления диалогового режима взаимодействия с компьютером (или с компьютерами в сети).
¨ Компьютер дает возможность повысить самостоятельность обучения, в первую очередь при выполнении домашних заданий с необходимыми компонентами проверки правильности их выполнения.
¨ Повышаются возможности индивидуализации обучения — за счет подбора темпа предъявления заданий, последовательности освоения знаний по отношению к конкретному учащемуся.
¨ Компьютер выступает как средство повышения объективности оценки знаний. В отличие от преподавателя компьютер оценивает лишь знания и умения учащегося в конкретной предметной области, а не его послушность, привлекательность или какие-то иные качества.
¨ Компьютерные технологии создают новые возможности в дистанционном образовании. Раньше оно обеспечивалось рассылкой учебников и заданий, а потом проверкой последних. Сейчас оно может осуществляться в реальном масштабе времени, что обеспечивает активное участие в обучении людей, доступ которых к образованию ограничен (например, инвалидов).
Вместе с тем, компьютеры не являются панацеей для учебной деятельности. К проблемам, которые порождает использование компьютеров, относят:
¨ сужение поля творческой активности учащегося (жестко задана последовательность действий, задан результат, то есть алгоритм);
¨ умственная деятельность человека не должна копировать машину (из-за излишней алгоритмизации деятельности);
¨ блокируется образное мышление (отправной пункт творчества);
¨ излишняя индивидуализация обучения;
¨ формирование у учащихся малообоснованной уверенности в беспредельных возможностях компьютера, граничащей с отказом от самостоятельных усилий;
¨ нежелательное использование доступной информации (например, ученик вместо самостоятельного написания реферата находит готовую работу в Интернете или на компакт-диске);
¨ компьютер может быть использован не только в учебных целях, его использование может привести к компьютерной зависимости (зависимость от компьютерных игр и Интернет-зависимость);
¨ гигиенические ограничения (ребенку за монитором рекомендуется непрерывно заниматься не более 15-20 минут из-за вредоносного воздействия магнитных полей, утомления зрения и т.п.);
¨ затраты дополнительного времени и труда педагога, поскольку использование компьютеров требует высокой квалификации.
Итак, ТСО и ЭВМ выполняют разнообразные функции в учебном процессе, но главным его элементом остается творчество учителя. С помощью ТСО наиболее целесообразно решать следующие задачи:
¨ повышение эффективности процесса обучения;
¨ расширение возможности проникновения в различные области научного знания;
¨ получение информации об изучаемом явлении, процессе, объекте;
¨ ускорение передачи научной информации;
¨ оказание помощи преподавателю в интенсификации процесса обучения за счет сокращения времени на раскрытие, изложение сложных явлений, построение графиков, схем;
¨ повышение наглядности, обеспечение лучшего, более глубокого усвоения предмета, развитие познавательной активности обучаемых.
Рис.10.1. Психолого-педагогические проблемы, порождаемые использованием компьютеров в обучении
Применение технических средств обучения улучшает дидактические условия процесса учения, расширяет дидактический инструментарий, с помощью которого преподаватель управляет процессом обучения, усиливает информативность процесса обучения. Одна из главных предпосылок успешности применения ТСО – соответствующие условия организации учебного процесса, навыки и умения обучающих.
Вопросы для самопроверки
1. Перечислите технические средства опосредования обучения в порядке их появления.
2. Каков психологически особенности латентного научения?
3. На каких стадиях учебного процесса компьютеры могут быть применены наилучшим образом?
4. Какие педагогические проблемы порождает использование компьютеров в обучении? Можно ли предупредить их появление?
5. В чем заключается феномен экранного пространства и экранного времени?
6. Возможно ли использование ресурсов сети Интернет для обучения? Какие учебные задачи лучше всего решать таким образом?
7. Может ли компьютер заменить учителя в процессе обучения?
Источник: cyberpedia.su
Лекция №5 тема: компьютерные обучающие программы Компьютерная обучающая программа: определение и основные особенности
Можно выделить следующие основные педагогические задачи, решаемые с помощью КОП:
- начальное ознакомление с предметной областью, освоение ее базовых понятий и концепций;
- базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;
- выработка умений и навыков решения типовых практических задач в данной предметной области;
- выработка умений анализа и принятия решений в нестандартных (нетиповых) проблемных ситуациях;
- развитие способностей к определенным видам деятельности;
- проведение учебно-исследовательских экспериментов с моделями изучаемых объектов, процессов и среды деятельности;
- восстановление знаний, умений и навыков (для редко встречающихся ситуаций, задач и технологических операций);
- контроль и оценивание уровней знаний и умений.
Компьютерная обучающая программа — это продукт для обучаемого. Решение педагогических задач осуществляется в процессе взаимодействия последнего с КОП.
Достоинства и недостатки компьютерных обучающих программ в сетевом и локальном вариантах
Компьютерные обучающие программы составляют обширный класс средств, относящихся к образовательным ИТ. На сегодняшний день они обеспечивают поддержку учебного процесса наравне с традиционными учебно-методическими средствами. Однако, по сравнению с традиционными учебно-методическими средствами, КОП обеспечивают новые возможности, а многие существующие функции реализуются с более высоким качеством.
КОП являются базой для развития такой технологии обучения как дистанционное образование. При организации дистанционного обучения предусматривается использование всех возможностей Интернет, включая видео и аудиоконференции, а также использование CD-дисков. Такая организация дистанционного обучения несет в себе большие дидактические возможности, как для системы вузовского образования, так и для системы повышения квалификации.
Говоря о все возрастающей роли ИТ в образовании следует выделить предпочтительные стороны компьютерных средств обучения по сравнению с традиционными формами обучения:
• Обучение пользователя функциональным возможностям компьютера как такового.
• Возможность сосредоточения в одном месте материалов разного характера и обеспечение возможности легко перемещаться между учебными материалами через гипертекстовые ссылки.
• Возможность создания материалов в удобной для восприятия форме (таблицы, графики, анимация) и обеспечение возможности манипулирования данными — распечатка, копирование, размножение.
• Относительная дешевизна создания электронных учебников, учебных материалов, обеспечение возможности их легкой корректуры.
• Возможность тиражирования и обеспечения доступности учебных материалов (из-за дороговизны книг, нехватки методических пособий в библиотеках).
• Возможность самоконтроля и оперативного получения консультаций для обучаемых.
• Возможность обеспечения перехода на прогрессивные методики обучения (исключение потерь времени на чтение лекций). Т. е. обучаемые готовятся самостоятельно, а при общении с преподавателем обсуждают только непонятные и сложные для восприятия материалы.
• Уменьшение затрат на преподавание.
• Получение выхода на новые рынки.
Такое преимущество КОП нельзя понимать в том смысле, что они полностью вытеснят и заменят традиционные средства. Тем более неправильно считать, что КОП состоят из одних достоинств и не обладают недостатками. К отрицательным сторонам КОП относятся:
- необходимость иметь компьютер (в ряде случаев с выходом в Internet) и соответствующее программное обеспечение для работы с КОП;
- необходимость обладать навыками работы на компьютере;
- сложность восприятия больших объемов текстового материала с экрана дисплея;
- недостаточная интерактивность КОП (существенно большая по сравнению с книгой, но меньшая, чем при очном обучении);
- отсутствие непосредственного и регулярного контроля над ходом выполнения учебного плана.
Однако целесообразно использовать КОП в комплексе с традиционными учебно-методическими средствами. Таким образом, ясно, что КОП не являются исключающей альтернативой некомпьютерных пособий. Приоритет КОП следует понимать в том смысле, что по мере развития соответствующих технологий именно КОП будут составлять ядро учебно-методического обеспечения.
Компьютерные обучающие программы можно разделить на системы, ориентированные на работу в глобальной вычислительной сети, и системы, ориентированные на локальную работу на персональном компьютере пользователя. Это определяет специфику работы с ними.
Системы, ориентированные на локальную работу, имеют ряд преимуществ перед системами, реализуемыми в глобальной сети.
Достоинства:
• возможность использования полноценных видео- и аудиоматериалов (т. е. мультимедиа информации значительных объемов (от 600 М и выше)). Данные материалы невозможно передавать через Интернет даже при использовании специальных технологий, да и затраты весьма значительны для возможности внедрения данных систем в высших учебных заведениях;
• такие системы разрабатываются на языках высокого уровня. Тем самым становится возможным использовать более эффективно не только ресурсы системы, но и обеспечить интеграцию с уже установленными у пользователя программными системами, т. е. не возникает необходимость в навязывании пользователю принципиально нового интерфейса, отличного от привычного;
• возможность создания алгоритмов проверки знаний, требующих значительных вычислений и большого числа обращении к базам данных.
Локальный вариант работы с КОП предопределяет их некоторую ограниченность, которая выражается в следующих недостатках:
• распространение осуществляется в основном с помощью лазерных дисков. При этом невозможна какая-либо корректировка или изменение баз данных. Материалы представляют собой статический срез и не обладают возможностью актуализации, что снижает интерес к таким продуктам и уменьшает их «время жизни» на рынке КОП;
• изолированность ресурсов программы;
• узкая направленность программных систем. На рынке представлено только несколько программных систем, которые могли бы содержать в себе обучающие курсы по различным направлениям.
Эти недостатки КОП, ориентированных на локальную работу устраняются в системах, ориентированных на работу в глобальной сети Интернет.
Итак, они имеют следующие достоинства:
• возможность создания широкой сети различных курсов и ссылок на учебные материалы,
• возможность организации дистанционной технологии обучения и контроля за усвоением знаний;
• возможность связи между обучаемым и преподавателем (создание конференции, ответов на наиболее часто задаваемые вопросы и т. п.);
• возможность снабжения обучаемого необходимыми учебными материалами через почтовые системы.
Недостатки сетевых учебных программ продиктованы главным образом техническими возможностями:
• относительно ограниченное число пользователей, имеющих выход в Интернет;
• сложности в передаче больших объемов информации (например, высококачественной мультимедийной);
• необходимость использования труда высококвалифицированных специалистов для поддержки и актуализации программной системы и данных.
Подводя итог, отметим, что КОП являются основным средством дистанционного обучения – новой образовательной технологии, в перспективность которой поверили не только коллективы наиболее прогрессивных вузов страны, но и студенты. В связи с этим отсутствие или наличие качественных КОП будет сдерживать или ускорять процесс внедрения дистанционных технологий обучения.
Важная роль компьютерных обучающих программ в современном процессе обучения (особенно вузовского) требует более подробного рассмотрения их сущности, видов, выдвигаемых к ним требований и средств их разработки.
Источник: studfile.net