Типы и структура учебных программ

Ниже представлена структура и технология проектирования ООП, используемые при разработке образовательных стандартов и программ в Национальном исследовательском Томском политехническом университете. Структура образовательной программы академического бакалавриата соответствует образовательным стандартам 3+, приведенным в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Технология проектирования является общей для программ всех уровней высшего образования.

Структура и технология проектирования основной образовательной программы

Область применения и характеристики основной образовательной программы

Структура и технология проектирования образовательной программы академического бакалавриата применяется к программам, реализуемым в вузе при использовании очной, очнозаочной и заочной форм обучения. На всех этапах образовательного процесса (при проектировании ООП, организации обучения и оценке качества освоения студентами образовательных про грамм) реализуется компетентностный подход — планирование, обеспечение и оценка результатов обучения (компетенций) в кредитах ECTS.

Уровни высшего образования и ученые степени / звания

Общие характеристики образовательной программы

Объем программы академического бакалавриата составляет 240 кредитов ECTS вне зависимости от формы обучения и применяемых образовательных технологий. Он сохраняется при реализации программы в сетевой форме, по индивидуальному плану, в том числе при ускоренном обучении.

Срок получения образования независимо от применяемых образовательных технологий в очной форме составляет 4 года, включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой аттестации, в очно-заочной или заочной форме, независимо от применяемых образовательных технологий, составляет от 4,5 до 5 лет в зависимости от направления подготовки.

Объем программы в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 кредитов ECTS. При обучении по индивидуальному плану независимо от формы обучения объем программы, осваиваемый за 1 учебный год, составляет не более 75 кредитов ECTS. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования по индивидуальным планам может быть увеличен не более чем на 1 год.

При реализации основной образовательной программы могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. По техническим направлениям подготовки не допускается реализация образовательной программы с использованием исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Возможна реализация образовательной программы в сетевой форме с использованием как русского, так и иностранного языка и с привлечением научных, учебных и других российских и зарубежных организаций и предприятий.

Область образования.

  • 2.3. Укрупненная группа (кластер) направлений подготовки.
  • 2.4. Направление подготовки (код, наименование).
  • 2.5. Направленность ООП (профили подготовки).
  • 2.6. Характеристики профессиональной деятельности выпускников ООП.
  • 2.6.1. Область профессиональной деятельности.
  • 2.6.2. Объекты профессиональной деятельности.
  • 2.6.3. Виды профессиональной деятельности.
  • 2.6.4. Задачи профессиональной деятельности.
  • 2.7. Характеристики конкурентоспособности ООП.
  • 2.7.1. Актуальность — подготовка кадров для развития приоритетных отраслей экономики региона (страны).
  • 2.7.2. Уникальность — отсутствие аналогов в регионе (стране, мире), использование новейших результатов научных исследований и технологических разработок вуза.
  • 2.7.3. Востребованность — привлекательность ООП на рынке образовательных услуг и трудоустройство выпускников на рынке труда региона (страны).
  • 2.7.4. Ресурсоэффективность — наличие и эффективность использования учебных, методических, информационных, материальных, организационных, кадровых и других ресурсов для реализации ООП.
  • 2.7.5. Партнерство — привлечение научных, образовательных, материальных, кадровых и других ресурсов ведущих организаций и предприятий — лидеров в регионе (стране, мире) для совместной реализации ООП с целью повышения качества подготовки бакалавров по соответствующему направлению (профилю).

Цели образовательной программы

Урок/занятие: типы уроков

Цели программы определяются на основе миссии вуза компетенциями выпускников, развитыми и консолидированными за счет приобретения опыта профессиональной деятельности.

Представляют собой широкие формулировки, отражающие особенности программы с учетом национальных и международных профессиональных стандартов, критериев сертификации профессиональных квалификаций, требований стандартов образования и критериев профессионально-общественной аккредитации программ. Достигаются цели через 3—5 лет после окончания программы на основе результатов обучения, сформированных в вузе.

Цели должны быть понятны как преподавателям и студентам, так и основным заинтересованным сторонам вне вуза. Для ООП по техническим направлениям и специальностям это в первую очередь работодатели реального сектора экономики, представители инженерной профессии и прикладной науки, занимающиеся разработкой, проектированием, производством и применением техники и технологий.

Читайте также:
Установить программу ТВ на телефон

Для основной образовательной программы определяются, как правило, 5-7 целей, которые документируются в описании программы. Для всех целей программы определяются индикаторы их достижения, которыми могут быть экспертные данные, полученные методом опроса (анкетирования, интервью) работодателей и других заинтересованных сторон относительно качества подготовки выпускников к профессиональной деятельности, мнения самих выпускников, а также объективные данные о достижениях выпускников в процессе их профессиональной карьеры (портфолио). Для каждой цели ООП определяются критерии оценки ее достижения.

Результаты освоения программы (результаты обучения)

Результаты освоения программы определяются профессиональными и универсальными компетенциями, позволяющими выпускникам ООП приступить к профессиональной деятельности. Данные компетенции приобретаются студентами в период освоения программы в вузе за счет интеграции знаний, умений и опыта применения их на практике.

Результаты обучения направлены на подготовку выпускников к достижению целей образовательной программы. Результаты обучения планируются исходя из этих целей, согласуются с работодателями и другими заинтересованными сторонами. Результаты обучения должны соответствовать требованиям образовательных стандартов, профессиональным стандартам и запросам рынка труда. Для ООП по техническим направлениям результаты обучения должны соответствовать требованиям критерия 5 «Подготовка к профессиональной деятельности» профессионально-общественной аккредитации АИОР, согласованным с международными стандартами EUR-АСЕ Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes и IEA Graduate Attributes and Professional Competences.

Результаты обучения представляют собой описания того, что выпускник способен делать (демонстрировать) после освоения образовательной программы. Они должны быть понятны преподавателям, студентам, а также основным заинтересованным сторонам вне вуза.

Для ООП по техническим направлениям результаты обучения должны соответствовать подготовке выпускников к комплексной инженерной деятельности при реализации жиз5.1. Структура и технология проектирования основной образовательной. 149 ненного цикла технических объектов, процессов и систем: планирование — проектирование — производство — применение (Стандарт 1 CD 10). При определении требований к планируемым комплексным результатам обучения учитываются требования Стандарта 2 CDIO (CDIO Syllabus) на втором уровне декомпозиции.

Согласно критериям АИОР профессионально-общественной аккредитации ООП выпускники академического бакалавриата по техническим направлениям должны готовиться к решению комплексных инженерных проблем, связанных с исследованиями, анализом и проектированием объектов, систем и процессов. Комплексные инженерные проблемы решаются на основе базовых знаний математики, естественных, технических и других наук, соответствующих направлению подготовки, а также углубленных знаний, в том числе междисциплинарных, соответствующих профилю подготовки. Программы академического бакалавриата в области техники и технологий могут быть ориентированы на экспериментально-исследовательскую, проектноконструкторскую, производственно-технологическую и другие виды деятельности.

Академический бакалавр в области техники и технологий должен обладать теоретическими и практическими знаниями в области физики, химии и других естественных наук, высшей математики, а также системно владеть численными методами, статистикой, информатикой, компьютерными технологиями и методами моделирования.

Для создания новых технических объектов и систем в процессе комплексной инженерной деятельности требуется непосредственное применение знаний естественнонаучных законов и принципов. Важными для комплексной инженерной деятельности являются также знания основ проектирования в условиях неоднозначности и противоречивости требований, умение мыслить абстрактно и анализировать сложные многокомпонентные проблемы, не имеющие однозначного решения. Академический бакалавр должен уметь эффективно действовать индивидуально и в команде, в том числе иметь навыки лидерства. Он должен быть готов к управлению междисциплинарными проектами, владеть принципами менеджмента, осуществлять эффективную коммуникацию в обществе и профессиональном сообществе.

Комплексная инженерная деятельность, в значительной мере влияющая на общество и окружающую среду, имеет существенные социальные и экологические последствия. Академический бакалавр в области техники и технологий должен решать инженерные проблемы с учетом юридических и культурных аспектов, вопросов охраны здоровья и техники безопасности, осознавать ответственность за принятые решения. Ему необходимо понимать потребности и иметь способности к постоянному самообразованию и профессиональному совершенствованию.

Читайте также:
Как в программе zoom показать презентацию

Для образовательной программы определяются, как правило, не более 12—15 комплексных результатов обучения. При этом руководствуются следующими принципами:

  • • результаты обучения должны соответствовать как минимум одной цели программы (обычно цель достигается 2—3 результатами обучения);
  • • для однозначного толкования результатов обучения всеми заинтересованными и обеспечивающими учебный процесс сторонами, а также мониторинга их качества результаты обучения должны иметь четкую и ясную формулировку;
  • • результаты обучения должны быть реалистичны (достижимы), а их достижение контролируемым и оцениваемым;
  • • в формулировке результата обучения должны использоваться глаголы (не более 2—3), которые определяют действие (деятельность), находящееся в центре внимания при оценивании этого результата;
  • • результат обучения должны формулироваться, как правило, одним предложением.

Взаимное соответствие результатов обучения: профессиональных (РК| — Р] „) и универсальных (Р2, — Р2л>) компетенций целям ООП (Ц, — Ц^) представляется матрицей (табл. 5.1).

Для контроля и оценки результатов обучения определяются соответствующие индикаторы и критерии. Индикаторами достижения результатов обучения являются успешные практические действия студентов в реальных или максимально приближенных к профессиональной деятельности условиях. Ими могут быть также:

• данные анкетирования (опроса) студентов выпускного курса (последнего года обучения) относительно оценки уровня сформированное™ профессиональных и универсальных компетенций;

  • • усредненные оценки, полученные студентами при курсовом проектировании, выполнении учебно-исследовательских работ и прохождении практик;
  • • усредненные данные работы государственной аттестационной комиссии: оценки, полученные выпускниками при защите выпускной квалификационной работы и сдаче междисциплинарного экзамена.

Источник: ozlib.com

Типы учебных программ

Типовые (государственные) учебные программы по истории разрабатываются на основе государственного образовательного стандарта. В них отражается историко-педагогический опыт, основанный на достижениях в педагогике и психологии. Поэтому возникает необходимость периодически обновлять учебные программы в соответствии с развитием педагогической науки и практики. Такие программы утверждаются Министерством образования и Науки Украины и имеют рекомендательный характер.

Рабочие учебные программы разрабатываются на основе государственных, но более применимы на практике. Они описывают национально-региональный компонент и делают ссылку на информационную базу, техническое обеспечение, возможности учащихся.

Авторские учебные программы лишь учитывают требования государственного образовательного стандарта. Они оставляют за собой право содержать иной принцип построения учебного материала, иметь свои подходы к рассмотрению тех или иных теорий, излагать свою точку зрения. Такие программы должны иметь рецензию от ученых, занимающихся изучением истории, а также необходимо утверждение их педагогическим советом школы.

Таким образом, сложилось три основных типа учебных программ. Каждый из них имеет свои преимущества, и в задачу педагога входит творчески подходить к предлагаемому материалу и объективно оценивать целесообразность применения той или иной программы.

Структура учебной программы

Общая структура программы содержит в основном 3 элемента:

3. Приложение. Содержит методические указания, касающиеся оценки знаний, умений, навыков.

Таким образом, программы избавлены от жесткого поурочного планирования. Темы по усмотрению учителя могут переставляться местами, не нарушая хронологического порядка; так же, педагог имеет право определять количество часов, на изучение какой-либо темы, но не исключать другие.

Источник: studentopedia.ru

Методический бюллетень «Типы и виды учебных занятий в соответствии с ФГОС»

Современные классификации дидактических методов.

Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса.

Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная классификация, отраженная во всех учебниках дидактики: словесные, наглядные, практические. В основе этой классификации лежит способ предъявления информации обучаемым.

Если в основу классификации положить степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Существует также и классификация: объяснительно-иллюстративный, программированный, проблемный, модельный. Такие методы и принято сегодня называть интерактивными.

Традиционно выделяют три основных вида методов обучения:

1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы это лекция, чтение, опрос.

Читайте также:
Программа recuva как восстановить файлы

2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.

3) Интерактивные: от англ. (inter — “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

Классификация методов обучения

По источнику передачи и восприятия учебной информации

Н.М.Верзилин, Е.И.Перовский, Е.Я Голант, Д.О.Лордкипанидзе

По характеру дидактических целей и решению познавательных задач в процессе обучения М.А. Данилов, Б.П.Есипов

По уровню самостоятельности мышления и степени познавательной активности обучающихся

И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин

По логике передачи и восприятия информации

По форме взаимодействия преподавателя и обучающихся

Словесный (рассказ, беседа, лекция, объяснение, работа с технической и справочной литературой, инструктирование).

Позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, ставить перед обучающимися познавательные проблемы, разъяснять пути их решения.

Способствует развитию абстрактного мышления.

Сообщение новых знаний (объяснение, рассказ, лекция, демонстрация и др.).

Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) (объяснение, рассказ в сочетании с демонстрацией, показом, наблюдением).

Применим в случаях, когда:

учебный материал имеет преимущественно информативный описательный характер, достаточно сложный для самостоятельного усвоения, является принципиально новым;

у обучающихся отсутствуют опорные знания и умения для самостоятельной поисковой деятельности.

Индуктивный метод от частного к общему.

Применим в случаях, когда учебный материал носит преимущественно фактический характер или содержит понятия, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений (при изучении технических устройств, выполнении практических заданий, при решении многих математических и физических задач).

Слабость: требует больше времени для изучения нового материала, в меньшей мере способствует развитию абстрактного мышления.

Словесные – рассказ, беседа, лекция, работа с литературой, пересказ, теле и звукозапись.

Наглядные – демонстрация наглядных пособий, наблюдение.

Практические – упражнение, тренинг, опыты, самостоятельная работа по алгоритму.

Наглядный (наблюдение, иллюстрации, демонстрации).

Способствует развитию наглядно-образного мышления, возбуждает интерес к обучению, положительно влияет на эмоциональную сферу деятельности обучающихся.

Формирование умений и навыков, применение знаний на практике (опыты, эксперименты, упражнения, игра, трудовые действия).

Репродуктивный (упражнения, действия по алгоритму (инструкции).

Обеспечивает ускоренное и прочное освоение учебного материала.

Способствует быстрому формированию практических умений и навыков.

Позволяет непосредственно управлять учебным процессом, выявлять типичные ошибки и оперативно ориентировать обучающихся на их устранение.

Дедуктивный метод – от общего к частному.

Применим особенно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.

Способствует более быстрому прохождению материала, активнее развивает абстрактное мышление

Слабость: сложен для усвоения учебного материала обучающимися с преобладающим наглядно-действенным или конкретно-образным мышлением.

Методы активного обучения

неигровые (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, имитационные тренинги);

игровые (деловые, ролевые, дидактические организационно-деятельностные игры).

Практический (опыты, ЛПР, эксперименты, упражнения, деловые учебно-производственные игры, выполнение учебно-производственных работ и решение других производственно-технических задач).

Обеспечивает закрепление, совершенствование знаний, формирование умений и навыков их применения.

Способствует укреплению связи теории и практики.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков (индивидуальный и фронтальный опрос, устные и письменные зачёты и экзамены, тестовый контроль и т.д.).

Проблемный (проблемное изложение).

Применим в случаях, когда:

  1. связано с выявлением причинно-следственных связей между фактами, явлениями, процессами; не является принципиально новым, логически продолжает ранее изученное; доступно для самостоят. поисковой деятельности;

2) обучающиеся имеют опорные знания и умения, основу, базу для самостоятельных поисковых действий.

Частично-поисковый (эвристический) (эвристическая беседа, анализ учебного материала, анализ конкретной ситуации).

Исследовательский (исследовательские задания, индивидуальные и групповые проекты).

Способствует более осмысленному и самостоят. овладению знаниями и усилиями, развитию творческого отношения к делу, активности, самостоят-ти, сознательности.

практическая отработка осваиваемых знаний, умений, навыков на уровне компетенций

Рефлексивный (мини сочинения, эссе, самоанализ, самооценка).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru