Учебный план — нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года. Учебный план — это сертификат учебного заведения. Он составляется в соответствии со следующими принципами: опора на достижения науки, учет санитарно-гигиенических норм, предметность, возрастной подход, обеспечение целей каждой образовательной ступени, преемственность, оптимальность расположения учебных предметов по годам обучения, сочетание обязательных и вариативных предметов и видов занятий.
Учебные планы массовых общеобразовательных школ базисные, разрабатываются централизованно но, как правило, в нескольких вариантах, один из которых выбирается школой. Инновационные учебные заведения обычно разрабатывают свои собственные документы, но опираясь на образовательные стандарты.
Федеральный Базисный учебный план выступает одновременно и в качестве внешнего ограничителя, задающего общие рамки возможных решений при разработке содержания образования и требований к его освоению, при определении требований к организации образовательного процесса, при расчете бюджетного финансирования, и в качестве одного из основных механизмов его реализации. Федеральный Базисный учебный план призван фиксировать рекомендуемый состав учебных предметов и распределение учебного времени между ними.
Уровни высшего образования и ученые степени / звания
В структуре Федерального Базисного учебного плана должны быть в явном виде выделены:
- • инвариантная часть (обязательная), обеспечивающая приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам; определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей;
- • вариативная часть, включая компонент внеурочной деятельности, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивающая индивидуальный характер развития обучающихся, их интересы и склонности; интересы субъекта Российской Федерации в реализации содержания общего образования.
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой, может быть использовано: на увеличение учебных часов, на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.
Федеральный Базисный учебный план должен включать три части, ориентированные на ступени общего образования: начального, базового общего и среднего полного общего образования.
Разработка Базисного учебного плана опирается, прежде всего, на представление о структуре основных общеобразовательных программ, представление о структуре и составе результатов общего образования.
Урок/занятие: типы уроков
Учебные программы
Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами). Примерные (базисные) учебные программы но предметам призваны обеспечить возможности вариативной реализации содержания образования. Поскольку базисные учебные программы регулируют педагогический процесс, их положения по необходимости должны иметь ориентирующий и некатегоричный характер. Это означает, что при наличии надлежащих оснований (например при реализации экспериментальной или авторской образовательной программы) образовательным учреждениям разрешается отступать от рекомендаций базисных программ при обязательном исполнении требований стандарта, относящихся к результатам образования.
Базисные учебные программы дополняются программами развития универсальных учебных действий, которые призваны регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений. Разработка примерных учебных программ опирается, прежде всего, на представление о структуре основных общеобразовательных программ, представление о структуре и составе результатов общего образования, а также на конкретизацию понятия образовательных результатов, отраженную в Фундаментальном ядре содержания общего образования.
Различают типовые, рабочие и авторские учебные программы.
Базисные учебные программы разрабатываются на основе Федерального образовательного стандарта но определенной дисциплине. Они имеют примерный, рекомендательный характер.
Рабочие учебные программы создаются на основе базисных, утверждаются педагогическим советом школы (в вузе — решением ведущей кафедры). Они отражают требования образовательного стандарта и возможности конкретного образовательного учреждения.
Авторские учебные программы, учитывая требования госстандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы автора к рассмотрению теорий, явлений и процессов. Авторские программы проходят процедуру рецензирования и утверждаются на педагогическом совете школы.
Такие программы широко распространены в преподавании курсов по выбору.
Основная образовательная программа содержит следующие разделы:
- • пояснительная записка;
- • планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы определенной образовательной ступени;
- • учебный план образовательного учреждения;
- • программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий па определенной образовательной ступени;
- • программы отдельных учебных предметов, курсов;
- • система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Программы отдельных учебных предметов также содержат:
- • варианты тематического планирования;
- • рекомендации но материально-техническому обеспечению учебного предмета.
Содержание образования в программе может иметь различную структуру изложения. Наиболее распространенными в настоящее время являются: линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения.
Концентрическая структура изложения предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз на постоянно расширяющемся углубленном уровне (например, изучение математики в начальных классах). В традиционной начальной школе программы в основном построены по концентрическому принципу. Концентризм необходим и педагогически оправдан в тех случаях, когда те или иные понятия, законы не могут быть сразу раскрыты с нужной для целей общего образования глубиной, например, законы механики, электрического тока, сложные вопросы физиологии живого организма, закономерности исторического процесса и т.д. Необходимость повторного возвращения к ранее изученному материалу диктуется природой и законами развивающегося мышления учащихся, научные понятия не усваиваются учащимися сразу в готовом, наиболее зрелом виде, а проходят длительный путь развития.
Характерной особенностью спиральной системы изложения материала является то, что учащиеся, изучая какую-либо проблему, постоянно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В ней нет перерывов, характерных для концентрической системы.
При смешанной системе происходит комбинация вышеуказанных подходов.
Программа школьного учебного предмета — результат большой и кропотливой работы представителей различных областей знаний. В каждой программе отражен историко-педагогический опыт, достижения педагогической и психологической наук.
Функции учебных программ:
- • обогащение учащихся знаниями, умениями и навыками;
- • содержательная и идейно-воспитательная, состоящая в том, что знания, включенные в программы, направлены па формирование духовности и научного мировоззрения у школьников;
- • организационно-методическая. Они организуют деятельность учителя но подготовке к занятиям: отбор материала, видов практических работ, активных методов и динамичных форм обучения. Программы организуют учебный труд учащихся: определяют характер их деятельности по изучению предмета в школе, дома, в процессе усвоения свободной информации.
Специфика каждого учебного предмета по содержанию, характеру применения знаний на практике, но видам деятельности обусловливает вариативность программных структур.
Реализация межпредметных связей затрудняется тем, что различные разделы одного предмета, более всего связанные с соответствующими разделами другого предмета, могут изучаться в разное время. Поэтому различают реализацию предшествующих, или опережающих, и последующих межпредметных связей.
Первые реализуются в том случае, когда тема одного предмета предшествует (с большим или меньшим временным промежутком) изучению соответствующей темы другого предмета. В этом случае подчас приходится привлекать материал из другой темы. Последующие связи реализуются при рассмотрении темы, изучаемой позже той, с которой она связана. В этом случае ранее изученный материал становится опорой для повой темы из другого предмета.
Источник: studme.org
Типы и развитие учебных программ
В современной школе сосуществует несколько типов учебных программ:
- — образовательный курс;
- — специальные программы;
- — интегративные программы.
Специальные программы адресованы той или иной части учащихся:
- — факультативы;
- — элективные (по выбору) курсы;
- — программы в определенных учебных заведениях.
Масштабы применения специальных программ зависят от их содержания и конкретной страны:
- — в США и Великобритании, чей язык наиболее распространен в мировом сообществе, иностранные языки изучают лишь 50% старшеклассников;
- — в странах континентальной Европы и в Японии, напротив, иностранные языки входят в разряд обязательных дисциплин средней школы и занимают большое место среди специализированных программ.
Отдельные программы могут превращаться из обязательных в специализированные в зависимости от ступеней образования и предназначения. Пример этого — программы трудового обучения.
В мировой школе получают все большее распространение так называемые интегративные программы (пример — программа естествознания в начальной школе).
Задачи интегративной программы:
- — ознакомить с основными явлениями, фактами соответствующих наук;
- — дать навыки классификации и измерения изучаемых явлений;
- — развивать научную интуицию.
Их создатели стремятся:
- — привести образование в соответствие с уровнем современных знаний;
- — объединить материал вокруг основных идей, чтобы преодолеть фрагментарность образования;
- — содействовать творческому мышлению учащихся.
Интегративные программы заняли прочное место:
- — в школах Великобритании им посвящено до 15% учебного времени;
- — в школах Франции — до 10%. С 1985 г. в программе французской начальной школы заложен интегративный курс «Естествознание и технология», включающий знания по физике, химии, биологии, геологии и астрономии. Технологической подготовкой предусмотрено усвоение базовых понятий о современном производстве, общих принципов простых технических механизмов и процессов;
- — в Японии на рубеже 80-90-х годов XX века в программе начальной школы появился интегративный курс «О жизни» (сейка- цу), где элементы естественных и общественных наук изучаются в тесной связи.
Изменения в школьных программах проводятся двумя главными путями:
- 1) экстенсивный путь — традиционный. Предусматривает дробное предметное обучение. Разрастаясь количественно (продлеваются сроки, объем обучения), качественно такое обучение одинаково для любых учебных дисциплин;
- 2) интенсивный путь — создание новых по целям, структуре, содержанию программ. Программы интенсивного типа ориентированы, прежде всего, на полноту переживания, осознания и осмысления учебного материала.
Источник: ozlib.com
Виды образовательных программ: общеразвивающая, профессиональная, дополнительная, поствузовская, по специализациям, индивидуальная, адаптированная, коррекционная, инклюзивная и пр.: что, где, когда?
Любое обучение – процесс тщательно спланированный и цел ориентированный, учитывающий массу факторов. Поэтому для каждого вида деятельности в зависимости от возможностей учебного заведения и специфики направления подготовки действует конкретный набор предметов, видов обучения и пр. Все это в одной связке укладывается в категорию «образовательная программа».
Сегодня мы расскажем об их существующих видах. Ранее наши специалисты уже описали небольшую часть образовательных программ. Поэтому сегодня мы уделим внимание не упомянутым разновидностям.
Любое обучение – процесс тщательно спланированный и цел ориентированный, учитывающий массу факторов. Поэтому для каждого вида деятельности в зависимости от возможностей учебного заведения и специфики направления подготовки действует конкретный набор предметов, видов обучения и пр. Все это в одной связке укладывается в категорию «образовательная программа». Сегодня мы расскажем об их существующих видах.
Ранее наши специалисты уже описали небольшую часть образовательных программ. Поэтому сегодня мы уделим внимание не упомянутым разновидностям.