Взаимодействие человека и животных с окружающей средой осуществляется через целенаправленную деятельность или поведение. Двигательный акт как элемент поведения воспроизводит основные звенья его структуры. Ведущим системообразующим фактором целенаправленного поведения, так же как и отдельного двигательного акта, является полезный для жизнедеятельности организма приспособительный результат.
Понятия “двигательный акт” и “элементарное движение” различны. Двигательный акт реализуется с помощью моторной программы, а в простейшем случае через возбуждение командного нейрона, управляющего согласованной работой группы мотонейронов и соответствующих мышечных единиц.
Элементарное движение представлено сокращением и расслаблением мышечных единиц, вызываемых стимуляцией мотонейрона. Одна и та же двигательная программа может быть выполнена с помощью разного набора элементарных движений мышц. (Например, правой или левой рукой). Двигательная программа имеет сложную структуру и требует, подчас, для своей реализации выполнения ряда предварительных действий (по К.В. Судакову).
Общая неврология. Лекция 2 «Двигательные нарушения» (пирамидная система)
Модель структуры поведения изложена в концепции функциональных систем П.К. Анохина.
Центральная архитектоника функциональной системы представлена следующими компонентами — стадиями, последовательно сменяющими друг друга:
— акцептор результатов действия (акцептирование результатов действия),
— оценка достигнутого результата.
Афферентный синтез — начало поведенческого акта. Возбуждение, вызванное внешним стимулом, действует совместно с другими афферентными возбуждениями, имеющими иной функциональный смысл. Мозг непрерывно обрабатывает все сигналы, поступающие по многочисленным сенсорным каналам. В результате синтеза этих афферентных возбуждений создаются условия для реализации определенного целенаправленного поведения. Афферентный синтез определяется взаимодействием следующих компонентов (факторов): мотивационного возбуждения, памяти, обстановочной и пусковой афферентации.
Мотивационное возбуждение — результат витальной, социальной или идеальной потребности. Важность мотивационного возбуждение доказывается тем, что хорошо накормленное животное перестает реагировать на кормушку (мотивационное пищевое возбуждение отсутствует). Нейрофизиологическая основа мотивационного возбуждения — избирательная активация различных нервных структур, создаваемая лимбической и ретикулярной системами мозга.
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Важный вклад в афферентный синтез вносят стимулы пусковой и обстановочной афферентации.
Условные и безусловные раздражители, ключевые стимулы, служащие толчком к развертыванию определенного поведения или отдельного поведенческого акта имеют пусковую функцию. Пусковая афферентация — картина возбуждения, создаваемая биологически значимыми стимулами в сенсорных системах.
Нейропсихология на практике. Мозг и движение. Часть 11. Двигательные программы
Способность пусковых стимулов инициировать поведение зависит от условий — обстановки, в которых они действуют.
Влияние обстановочной афферентации на условный рефлекс наиболее отчетливо заметно при изучении динамического стереотипа. Для реализации динамического стереотипа важнейшее значение играет последовательность афферентных возбуждений, ассоциированных с определенной обстановкой. Обстановочная аффеентация создает скрытое возбуждение, а пусковая афферентация приурочивает его к определенным моментам времени.
Афферентный синтез включает в себя память: видовую и приобретенную, индивидуальную. Функциональная роль пусковых и обстановочных стимулов обусловливается прошлым опытом животного.
Таким образом, на основе взаимодействия мотивационного, обстановочного возбуждения и механизмов памяти формируется готовность к определенному поведению. Пусковая афферентация, являясь последним компонентом афферентного синтеза “запускает” это поведение.
Афферентный синтез реализуется с помощью специального модулирующего механизма, обеспечивающего необходимый тонус коры больших полушарий и других структур мозга. Этот механизм регулирует активирующие и инактивирующие влияния, исходящие из лимбической и ретикулярной систем мозга.
Стадия принятия решения — следует за стадией афферентного синтеза. Принятие решение реалиуется через формирование аппарата акцептора результатов действия. Этот аппарат программирует результаты будущих событий. Нередко в нем запрограммированы все варианты поиска во внешней среде соответствующих раздражителей.
Представления об акцепторе результатов действия легли в основу концепции об опережающем отражении действительности, что важно для изучения проблемы цели.
До непосредственного выполнения программы поведения, до осуществления поведения развивается еще одна стадия поведенческого акта — стадия программирования действия или эфферентного синтеза. На этом этапе осуществляется интеграция соматических и вегетативных возбуждений.
Следующая стадия — реальное выполнение программы действия под влиянием эфферентного возбуждения, достигающего исполнительных механизмов.
Взаимодействие акцептора результатов и эфферентного синтеза обеспечивает сравнение ожидаемого результата с поступающей афферентной информацией о реальных результатах и параметрах совершаемого действия. Результат сравнения определяет последующее поведение: оно либо корректируется, либо прекращается, как в случае достижения конечного результата. В этом случае поведенческий акт завершается последней санкционирующей стадией — удовлетворением потребностей.
Намерение выполнить определенные движения проявляется в ЭЭГ в виде потенциала готовности, отражающего предвидение будущих событий. Началу движения предшесствует негативная волна (за 800 мс до начала движения). За 90 мс этот потенциал сменяется быстрым потенциалом, связанным с посылкой управляющей команды. Потенциал готовности развивается биполярно в премоторной коре (отражает замысел движения). Быстрый потенциал возникает в контрлатеральном полушарии в нейронах моторной коры.
Потенциал готовности часто трудно отделить от волны ожидания — т. е. волны ожидания сенсорной информации.
Два принципа построения движения.
1-й принцип. Принцип сенсорных коррекций текущего движения по цепи обратной связи
2-й принцип. Принцип прямого программного управления — необходимый при быстрых изменениях в системе, когда взможность сенсорных коррекций ограничена.
Два механизма управления движением: посредством центральных моторных программ и с помощью обратной афферентации, которая используется для непрерывного контроля и коррекции выполняемого движения. Для многих видов движения управление может осуществляться одновременно двумя механизмами при разном их соотношении для движений, различающихся сложностью и уровнем организации.
Существуют два типа командных нейронов: нейроны — триггеры, запускающие моторную программу, но не участвующие в ее дальнейшей реализации и воротные нейроны, которые поддерживают или видоизменяют двигательные программы, будучи постоянно возбужденными.
Для движения исключительно важна афферентация. На это указывали Бернштейн и Анохин. Ч. Шеррингтон указал на наличие сенсорных обратных связей, ввел термин “проприоцепция”. Павлов ввел в 1909 г. понятие “двигательный анализатор”. Позже в состав двигательного анализатора были включены сенсорные и ассоциативные зоны коры, которые проецируются на моторную кору.
В результате моторная кора стала рассматриваться как центральный аппарат построения движения.
Рефлекторное кольцо. Согласно Бернштейну, изменения в мышце, возникающие при движении, возюуждают чувствительные окончания проприорецепторов, а эти проприоцептивные сигналы, достигая моторных центров, вносят изменения в эффекторный поток, т. е. в физиологическое состояние мышцы.
Значение афферентации для осуществления движения видно на примере апраксий: неврологических нарушений произвольных движений и действий с предметами. При кинестетической апраксии нарушается проприоцептивная кинестетическая афферентация, движения становятся плохоуправляемыми, страдает письмо. Частично компенсируется зрительным контролем. Поражаются задние отделы коркового ядра двигательного анализатора (поля 1,2 и 4).
При пространственной апраксии поражения захватывают теменно-затылочные отделы коры (границы полей 19 и 39) и нарушается зрительнопространственная ориентация движений. Больные плохо ориентируются в постранстве (не могут застелить постель, одеться). Усиление зрительного контроля не помогает.
Построение новых программ движений осуществляется в лобных отделах коры (префронтальная кора). Передние отделы коры используют для этого весь индивидуальный опыт. В опытах Батуева (движения обезьян) обнаружены три группы нейронов. Первая группа — сенсорные нейроны — передают информацию второй группе нейронов — нейронам кратковременной памяти, которые возбуждаются затем и сохраняют таким образом полученную информацию. Они передают информацию третьей группе нейронов — нейронам моторных программ.
Следовательно, А.С. Батуев (1991) говорит о последовательном эстафетном вовлечении различных популяций клеток в процесс программирования нового двигательного акта.
Моторная кора включает первичную и дополнительную моторные области (ДМО). Первичная — вдоль центральной борозды преимущественно в прецентральной извилине. ДМО расположена в глубине межполушарной щели, примыкая к первичной моторной коре. Премоторная кора (дорзальная и вентральная) содержат представительство каждой руки и ноги, образуя прямые связи с мотонейронами спинного мозга.
Мозжечок — сохранение равновесия, позу, регуляцию мышечного тонуса, тонкую координацию движений. Например, зубчатое ядро мозжечка.
Базальные ганглии — отвечают за хранение как двигательных программ врожденного поведения, так и приобретенных. Хвостатое ядро — двигательная и оборонительная двигательная реакция. Глотание, поедание пищи, питье — хвостатое ядро и прилегающее ядро стриатума. Прилегающее ядро отвечает за врожденное поведение и находится под контролем вентрально-тегментальной области (ВТО).
ВТО отвечает за поведение атаки — нападения. ВТО связано с лимбической структурой и прилегающим ядром стриатума, которые взаимодействуют с бледным шаром. Сигналы из ВТО к прилегающему ядру инициируют различные виды целенаправленного поведения (оборонительное, пищевое, половое).
Черная субстанция по отношению к хвостатому ядру действует аналогично.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
- Реферат Управление движением и вегетативными реакциями. От 250 руб
- Контрольная работа Управление движением и вегетативными реакциями. От 250 руб
- Курсовая работа Управление движением и вегетативными реакциями. От 700 руб
Источник: students-library.com
Типы движений двигательные программы
Освоенные двигательные навыки становятся ступенью для формирования новых, более сложных движений.
Способности
Двигательные способности заключаются в индивидуальных качествах, обуславливающих уровень возможностей человека. Они сугубо индивидуальны, в их основе лежат анатомо-физиологические задатки, а на их развитие и проявление оказывают влияние внешняя среда (условия, нагрузки, раздражающие факторы) и психологические особенности (темперамент, тип восприятия, скорость мышления).
Рекомендуем: Статика в спорте это что такое, упражнения, нагрузка
Двигательные способности:
Способности | Виды | Описание |
Силовые | Способность противостоять внешнему сопротивлению, преодолевая его за счет усилий мышц. | |
Собственно-силовые | Характерно напряжение мышц в статическом и преодолевающем режиме работы. Зависят от строения мышц и функциональных возможностей костно-мышечного аппарата. | |
Скоростно-силовые | Характерно напряжение мышц, проявляемое одновременно со скоростью. К разновидностям данных способностей относят «взрывную» силу и быструю силу. Эти способности важны для прыгунов в высоту и длину, при метании спортивных снарядов. | |
Скоростные | Способности, обеспечивающие максимальную скорость выполнения двигательных действий за определенный отрезок времени. | |
Координационные способности | Готовность к управлению и регуляции различными по сложности и срокам возникновения двигательными действиями. | |
Элементарные | Координирование действий в ходьбе, беге. | |
Сложные | Игры, технические виды спорта. | |
Выносливость | Способность противодействовать утомлению при длительной двигательной деятельности. | |
Общая | Характеризует выносливость при умеренной интенсивности. | |
Специальная | Соответствует поставленным задачам: силовая, скоростная, координационная. | |
Гибкость | Способность, обуславливающая подвижность частей человеческого тела относительно друг друга. По локализации различают общую (все суставы) и специальную (конкретные суставы: тазобедренный, плечевой и другие). | |
Активная | Приложение самостоятельных мышечных усилий. | |
Пассивная | Приложение внешних сил. |
Развитие умений
Двигательный навык в физкультуре – это не просто раздел в программе обучения. Жизнь человека невозможно представить без движений. Поэтому так важно знать закономерности развития, становления и совершенствования физических умений и навыков.
Диапазон разнообразных двигательных действий формируется в течение человеческой жизни и зависит от внешних (окружающая среда) и внутренних (задатки) факторов. Формирование двигательного навыка проходит в последовательности с ранее описанными стадиями: иррадиации, концентрации, стабилизации.
Продолжительность образования нового двигательного навыка зависит от:
- правильной психологической установки;
- рационально подобранных методов и приемов обучения;
- сложности вырабатываемых навыков.
В процессе формирования двигательных навыков необходимо учитывать физиологические закономерности, в соответствии с ранее описанными стадиями:
- иррадиацией;
- концентрацией;
- стабилизацией.
1-я стадия характеризуется широкой иррадиацией процессов возбуждения при недостаточности процессов торможения. Во 2-й стадии отмечается стабилизация двигательных рефлексов. 3-я стадия отличается стабилизацией навыка, уточнением динамического стереотипа. Формирование двигательных навыков происходит одновременно с развитием физических качеств.
Часто невысокие результаты в игровых видах спорта, легкой и тяжелой атлетике связаны не с недостаточной освоенностью навыка, а с неудовлетворительным развитием двигательных качеств: силы, координации, скорости, гибкости, выносливости.
Поэтому при обучении новым двигательным навыкам нельзя забывать о развитии и совершенствовании физических способностей. Наибольшую эффективность работа по формированию двигательных навыков и развитию физических качеств имеет при учитывании возрастных и половых особенностей.
Значение двигательных навыков в жизни человека огромно. Занятия физической культурой повышают скорость реагирования в нестандартных ситуациях, позволяют избегать травмирования и, все это вместе взятое, способствует активному долголетию.
Видео о двигательных навыках в физкультуре
Развитие двигательных навыков школьников:
Краткое резюме
Физиология человека | Овладеть новыми формами движений, приспосабливаясь к изменяющимся условиям жизнедеятельности, позволяет пластичность нервной системы. |
Что такое двигательный навык в физкультуре? | Двигательный навык в физкультуре – это степень владения техникой действий по перемещению или изменению положения тела, характеризующаяся надежностью и автоматизмом. |
Условия и формирования двигательного навыка | Основными понятиями физической активности являются двигательные умения и навыки. |
Стадии формирования двигательных навыков | Двигательный навык в физкультуре – это процесс, в котором можно выделить 3 стадии формирования: |
Этапы обучения двигательным навыкам | Обучение двигательным навыкам представляет собой многоэтапный процесс, направленный на усложнение навыка, доведение его до автоматизма, формирование устойчивости к отвлекающим факторам. |
Способности | Двигательные способности заключаются в индивидуальных качествах, обуславливающих уровень возможностей человека. |
Развитие умений | Двигательный навык в физкультуре – это не просто раздел в программе обучения. |
Видео о двигательных навыках в физкультуре | Развитие двигательных навыков школьников: |
Источник: clinica-opora.ru