Подробности Категория: Программно-методическое обеспечение образовательного процесса Опубликовано: 12 июня 2017 Просмотров: 8742
Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
в образовательных учреждениях дополнительного образования детей и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.
Содержание дополнительных образовательных программ.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Основы программирования. Программа дополнительного образования
Целями и задачами дополнительных образовательных программ , в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.
В связи с чем, должно соответствовать:
— достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
— соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
— направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);
— современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
Сертификат дополнительного образования. Что это?
быть направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Структура дополнительной образовательной программы.
Дополнительная образовательная программа, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение.
6. Список литературы.
Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной образовательной программы.
1. На титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется указывать:
— наименование образовательного учреждения;
— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
— название дополнительной образовательной программы;
— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
— срок реализации дополнительной образовательной программы;
— Ф. И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
— год разработки дополнительной образовательной программы.
2. В пояснительной записке к дополнительной образовательной программе следует раскрыть:
— направленность дополнительной образовательной программы;
— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
— цель и задачи дополнительной образовательной программы;
— отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ;
— возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
— сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
— формы и режим занятий;
— ожидаемые результаты и способы их проверки;
— формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
— перечень разделов, тем дополнительной образовательной программы;
— количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы возможно отразить через:
— краткое описание тем дополнительной образовательной программы (теоретических и практических видов занятий).
5. Методическое обеспечение может включать описание:
— форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
— приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
— форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы.
6. Список использованной литературы.
Источник: neobionika.ru
Понятие о программе дополнительного образования, ее виды и требования к содержанию
Дополнительное образование — система, объединяющая разнообразные объединения в школе, осуществляющие свою деятельность на основе программ, разрабатываемых и реализуемых педагогом дополнительного образования детей; комплекс дополнительных образовательных услуг, направленных на решение проблем обучающихся по освоению основных образовательных программ или на удовлетворение особых интересов и потребностей социальных групп [40].
Дополнительное образование в форме добровольных объединений менее регламентировано и способно к построению диалогических, субъектных отношений. Здесь осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми, как равноправных субъектов [23].
Содержание образовательных программ и формы (кружок, мастерская, секция, театр, лаборатория, клуб, школа и др.) организации дополнительного образования детей определяются в каждом учреждении самостоятельно, с учетом имеющегося кадрового потенциала и ресурсов, с обязательной ориентацией на заинтересованного заказчика.
Сверхзадача педагога дополнительного образования состоит в формировании личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.
Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует внеурочную деятельность и дополнительно образования, причем то и другое существуют параллельно, дополняя друг друга. Также в законе введено понятие «Образовательная программа» (статья 12) [40].
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые в образовательных учреждениях дополнительного образования (учреждениях повышения, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии).
Программа — это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели.
Классификация дополнительных образовательных программ. Чаще всего образовательные программы подразделяются на примерные (типовые), модифицированные (адаптированные) и экспериментальные (авторские).
Примерная (типовая) программа рекомендована органом управления образованием по той или иной образовательной области, направлению деятельности. Такая программа ориентирована на достижение обучающимися определенного уровня освоения знаний, умений и навыков. Он проверяется, как правило, по результатам традиционных форм оценивания: зачетов, экзаменов, контрольных работ и т. п. [7, c.56].
Министерством образования предлагаются примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) структурированные в соответствии с направлениями внеурочной деятельности — это спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое направления В основу примерных программ положены следующие принципы:
— непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
— развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
— единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
— системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Каждая примерная программа служит неким опорным конспектом при разработке программы дополнительного образования. Программы эти, как правило, составляются и корректируются по ходу их реализации непосредственно в объединениях детей с активным участием педагога, психолога, родителей и отражают особенности сложившегося социального опыта. При этом соотношение количества часов на проведение теоретических и практических занятий должно быть уточнено в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога.
Дополнительная образовательная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. Она может предполагать изменения в содержании и методах обучения. В случае выявления новизны программы, предложенной автором, она может претендовать на статус авторской.
Источник: studbooks.net
Рабочие программы дополнительного образования
Рабочие программы к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности:
- “Бумажная пластика” (1 год обучения, 10-11 лет)
- “Бумажная пластика” (2 год обучения, 10-11 лет)
- “Школа юного художника” (1 год обучения, 10-11 лет)
- “Школа юного художника” (2 год обучения, 10-11 лет)
- “Театральная мастерская” (1 год обучения, 8-9 лет)
- “Театральная мастерская” (1 год обучения, 11-14 лет)
- “Театральная мастерская” (2 год обучения, 8-12 лет)
- “Театральная мастерская” (3 год обучения, 10-16 лет)
- “Творческая мастерская” (1 год обучения, 7-10 лет)
- “Творческая мастерская” (1 год обучения, 12-17 лет)
- “Арт-дизайн” (1 год обучения, 7-11 лет)
- “Сувенир” (1 год обучения, 7-11 лет)
- “Сувенир” (2 год обучения, 7-11 лет)
- “Сувенир” (3 год обучения, 7-11 лет)
- “Основы современного танца” (1 год обучения)
- “Основы хореографии” (1 год обучения, 9-11 лет)
- “Основы хореографии” (1 год обучения, 14-16 лет)
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности:
- “Перекресток” (1 год обучения)
- “Перекресток” (2 год обучения)
- “Школа ЮИД” (2 год обучения)
- “Школьная редакция” (1 год обучения)
- “Школьный медиацентр” (1 год обучения)
- “Развитие личностного потенциала” (1 год обучения)
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе технической направленности:
- “Робототехника” (2 год обучения,72ч) Каледина Л.Г.
- “Робототехника” (2 год обучения, 144ч) Каледина Л.Г
- “Робототехника” (2 год обучения, 144ч) Смирнова Е.В.
- “Робототехника” (1 год обучения, 144ч) Смирнова Е.В.
- “Мир цифровых технологий” (1 год обучения) Соловьева И.В.
- “Мир цифровых технологий” (1 год обучения) Смирнова Е.В.
- “Мир цифровых технологий” (2 год обучения) Соловьева И.В.
- “Мир цифровых технологий” (2 год обучения) Смирнова Е.В.
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности:
- “Зарница-школа безопасности” (1 год обучения) Авдеев А.Н.
- “Зарница-школа безопасности” (2 год обучения) Сарычева Е.Г.
- “Зарница-школа безопасности” (2 год обучения) Сарычева Е.Г.
- “Общая физическая подготовка” (1 год обучения)
- “Легкая атлетика” (1 год обучения)
- “Шахматы” (1 год обучения)
- “Настольный теннис” (1 год обучения, Щесюк В.Д.)
- “Настольный теннис” (1 год обучения, Бекаури Т.Л.)
- “Настольный теннис” (2 год обучения, 216ч)
- “Настольный теннис” (2 год обучения, 144ч)
- “Настольный теннис” (2 год обучения, 108ч)
- “Настольный теннис” (3 год обучения, 144ч)
- “Настольный теннис” (3 год обучения, 108ч)
Источник: school-580.ru