Минпросвещением утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования( Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
Принимать детей на обучение в соответствии с ними можно уже с 16.07.2021. Однако, в наступающем учебном году образовательные организации вправе осуществлять обучение по новым ФГОС обучающихся, которые осваивали программы в соответствии с предыдущими ФГОС, только с письменного согласия родителей (законных представителей).
В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения программы.
Требования к пояснительной записке стали едиными. Теперь на уровне НОО не надо указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности. А на уровне ООО придется добавить общую характеристику программы.
[Shorts] Типовая ошибка в доигрывании джосеки
Требования к структуре рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности стали одинаковыми.
Разрешили уменьшить срок освоения программы, если вводится ускоренное обучение по индивидуальному учебному плану.
Изменения во ФГОС НОО:
Изменили объем часов аудиторной нагрузки: увеличили минимальный порог и уменьшили верхнюю границу. Подробнее смотрите в таблице.
Границы аудиторной нагрузки
Старый ФГОС НОО
Уменьшили объем внеурочной деятельности. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.
Изменения во ФГОС ООО:
Закрепили, что адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него включили вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. При этом для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру. Если школа увеличивает срок освоения адаптированной программы до шести лет, то объем аудиторных часов не может превышать 6018.
Скорректировали набор предметов в предметных областях, чтобы не было сложностей при выставлении итоговых отметок в аттестат. Так, в области « Математика и информатика » остались только математика и информатика, в рамках математики необходимо предусмотреть учебные курсы « Алгебра », « Геометрия », « Вероятность и статистика ».
« История России » и « Всеобщая история » также стали учебными курсами в рамках предмета « История ».
Предметная область ОДНКНР должна включать учебные курсы или модули, перечень которых школа определяет самостоятельно. Родители выбирают из этого перечня – по аналогии с ОРКСЭ.
Теперь изучение родного и второго иностранного языков можно организовать, если для этого есть условия в школе. При этом также надо получить заявления родителей.
Уменьшили максимум и минимум аудиторных часов. Подробнее смотрите в таблице.
Границы аудиторной нагрузки
Старый ФГОС ООО
Как узнать типовая конфигурация или нет
Стандарты также содержат детализированные и конкретизированные личностные результаты, на формирование и совершенствование которых должна быть направлена рабочая программа воспитания.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
В документе закрепляется инклюзивный характер образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Приём на обучение в первые и пятые классы по образовательным программам начальной и основной школы, разработанным на основе обновлённых стандартов, будет осуществляться школами с 1 сентября 2022 года. Изменение программ начальной и основной школы, по которым уже ведётся обучение, возможно при согласии родителей обучающихся.
По русскому языку в стандарте закреплено конкретное количество слов:
По литературе в стандарте закреплено конкретное количество слов:
Новые типовые программы.
Примерная рабочая программа разработана с целью оказания методической помощи учителю русского языка в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в школьном образовании и активные методики обучения. Программа построена с учётом особенностей преподавания учебного предмета в школах и классах, имеющих низкие образовательные результаты.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по русскому языку для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
- Патриотического воспитания
- Гражданского воспитания
- Духовно-нравственного воспитания
- Эстетического воспитания
- Ценности научного познания
- Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия
- Трудового воспитания
- Экологического воспитания
- Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды
1. Овладение универсальными познавательными действиями
- Базовые логические действия
- Базовые исследовательские действия
- Работа с информацией
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
- Общение
- Совместная деятельность (сотрудничество)
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
- Самоорганизация
- Самоконтроль (рефлексия)
- Эмоциональный интеллект
- Принятие себя и других
1) Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы
2) Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст
объёмом не менее 100 слов
исходного текста (для подробного изложения объём исходного
текста должен составлять не менее 100 слов; для сжатого изложения — не менее 110 слов)
5) Создавать тексты-повествования с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 3 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 70 слов)
1) Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 6 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение); выступать с сообщением на лингвистическую тему
2) Участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями) объёмом не менее 4 реплик
3) Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 110 слов
прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 160 слов; для сжатого изложения — не менее 165 слов)
6) Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного
русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 100—110 слов; словарного диктанта объёмом 20—25 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 100—110 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение второго года обучения орфограммы, пунктограммы и слова
с непроверяемыми написаниями); соблюдать в устной речи и
на письме правила речевого этикета
7) Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с опорой на жизненный и читательский опыт; произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 5 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 100 слов с учётом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы)
1) Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 7 предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением
2) Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 5 реплик
3) Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объёмом не менее 120 слов
и выборочного изложения — не менее 200 слов)
5) Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 110—120 слов; словарного диктанта объёмом 25—30 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 110—120 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания
6) Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 150 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы)
1) Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 8 предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением
2) Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках
изученного) и темы на основе жизненных наблюдений (объём
не менее 6 реплик)
3) Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст
объёмом не менее 140 слов
не менее 230 слов; для сжатого и выборочного изложения — не менее 260 слов)
5) Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 120—140 слов; словарного диктанта объёмом 30—35 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 120—140 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания
6) Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 7 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 200 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы)
1) Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением
2) Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объём не менее 6 реплик)
3) Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 150 слов
4) Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 140—160 слов; словарного диктанта объёмом 35—40 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 140—160 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания
5) Создавать тексты с опорой на жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 8 и более предложений или объёмом не менее 6—7 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему, выразить главную мысль); классные сочинения объёмом не менее 250 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы
Предметные результаты (сводная) (указана минимальная граница)
Источник: nsportal.ru
Учебная программа. Типовая и рабочая.
1)примерная (типовая) учебная программа – документ, рекомендуемый Минобрнауки России, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана;
2)авторская учебная программа – документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и примерной (типовой) учебнойпрограммы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним автором или группой. Для авторской программы характерны оригинальные концепция и построение содержания. Внедрению авторской программы в практику работы ОУ предшествует ее экспертиза и апробация;
3)рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) – учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебнойпрограммы для конкретного ОУ и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п.
В рабочей программе должны быть отражены:
1)требования федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;
2)обязательный минимум содержания учебных программ;
3)максимальный объем учебного материала для учащихся;
4)требования к уровню подготовки выпускников;
5)объем часов учебной нагрузки, 6)познавательные интересы учащихся;
7)цели и задачи образовательной программы школы;
8)необходимый комплект учебно-методического обеспечения.
Титульный лист рабочей программы содержит:
1)наименование ОУ; гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ);
2)название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);3) Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
класс (параллель), учащиеся которого изучают учебный курс, предмет, дисциплину (модуль); 4)год составления программы.
В тексте пояснительной записки указываются:
1)название, автор и год издания примерной (типовой), авторской учебной программы, на основе которой(ых) разработана рабочая программа;
2)цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии с государственным образовательным стандартом – и с учетом специфики данного ОУ);
3)изменения, внесенные в примерную (типовую) или авторскую учебную программу, их обоснование;
4)учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки России, используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой ОУ (указываются: Ф. И. О. автора пособия, название, класс, издательство, год издания);
5)количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;
6)особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся, промежуточной аттестации учащихся в ОУ).
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы, показывает распределение учебных часов, определяет проведение зачетов, контрольных, практических и других видов работ. Составляется учебно-тематический план на весь срок обучения (обычно на учебный год).
Содержание программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) включает в себя реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в учебно-тематическом плане. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.
Учебно-методические средства обучения включают в себя: 1)»Литература (основная и дополнительная)»;
3)»Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса»;
4)»Оборудование и приборы».
Билет 28
Эффективность обучения. Ее оценка в конце завершения учебного процесса:
Для оценки степени усвоения слушателями учебного материала, изучаемого ими в рамках учебной программы, по окончании обучения могут быть проведены зачеты, экзамены, тестирование (в том числе с использованием компьютера) или оценены производственные показатели или навыки, на развитие которых была направлена данная программа обучения. 4. Сравнение данных, полученных до, во время и после обучения
Процедура оценки эффективности обучения обычно состоит из четырех этапов:
1. Определение целей обучения. Процесс оценки эффективности обучения начинается уже на этапе планирования обучения, при определения его целей. Цели обучения задают стандарты и критерии оценки эффективности учебных программ.
2. Сбор данных до обучения. Эта информация отражает уровень знаний, навыков и особенностей учащихся.
3. Сбор данных в процессе обучения
4. После обучения
29. Педагогическое мастерство преподавателя.
— это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное педагогу, работающему по призванию. Стремясь к мастерству, педагог практически отрабатывает навыки организации, общения, отношения и взаимодействия с детьми.
Педагогическое мастерство прежде всего выражается в умении организовать учебный процесс, чтобы при любых условиях добиться нужного уровня воспитанности, развития и знаний. Искусство педагога особенно проявляется в умении учить на занятиях. Важный показатель мастерства – умение активизировать учеников, развивать их способности. Умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения то же компонент педагогического мастерства. Педагогу необходим высокий уровень педагогической техники (комплекс ЗУН).
Характерными чертами профессионального мастерства учителя являются:
— любовь к детям и глубокая ответственность за судьбы своих воспитанников;
— максимальное использование возможностей урока благодаря творческой и рациональной организации взаимодействия учителя и учащихся;
— искусство общения с учащимися;
— постоянный анализ результативности проводимой работы, постановка и решение усложняющихся задач воспитания;
— индивидуальный стиль деятельности.
— это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.
Классифицируются по различным критериям:
— по количеству учащихся: массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные.
— по месту учебы: аудиторные и внеаудиторные.
— по длительности времени обучения: урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное (70), уроки произвольной продолжительности.
Наибольшее распространение, как в нашей школе, так и за рубежом, получила классно-урочная система обучения, возникшая в 17в и развивающаяся до настоящего времени. Разработал ее теоретические основы и воплотил в практическую технологию Я.А.Коменский. Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса.(школа)
Существуют так же:
Лекция – последовательное монологическое изложение информации по дисциплине в
концентрированной логической форме. (см 18)
Семинарское занятие – учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов. Отличие их в том, что они ориентируют обучаемых на большую самостоятельность в учебно-познавательной деятельности.
В ходе семинаров углубляются, систематизируются и контролируются знания обучающихся, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над дополнительной литературой. В зависимости от способа проведения выделяют несколько видов семинаров.
Наиболее распространен семинар-беседа – он проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и подведением итогов преподавателем. Предполагает подготовку к семинару всех обучающихся по всем вопросам плана, что позволяет организовать активное обсуждение темы.
По конкретным вопросам заслушиваются выступления отдельных учащихся, которые обсуждаются и дополняются остальными. Иногда заранее распределяются вопросы между участниками семинара, они готовят доклады и на семинаре происходит их заслушивание и обсуждение (семинар-заслушивание). Особая форма – семинар-диспут. Это коллективное обсуждение проблемы с целью установления путей ее решения. Цель – формирование оценочных суждений, развитие умения вести полемику, защищать свои взгляды, излагать мысли.
Практические занятия – обучающиеся по заданию и под контролем преподавателя выполняют лабораторные и практические задания. Основные дидактические цели – экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений, овладение техникой эксперимента, умением решать задачи практическим путем, формирование умении работы с приборами и др. техническими средствами. Применяются также для проверки степени усвоения теоретического материала разделов программы.
Производственная практика – дидактические цели – формирование профессиональных умений и навыков, а так же расширение, закрепление, обобщение и систематизация знаний путем их применения в реальной деятельности. Структура зависит от содержания практического обучения и в конечном счете должна обеспечить целостную подготовку специалиста к профессиональной деятельности.
34. Содержание образования. Образовательные стандарты, программы, учебники (см№4)
Содержание образования – педагогически адаптированная система ЗУН, опыта творческой деятельности и эмоционально – ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное образование дает ЗУН, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Общее образование обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию индивида, его отношение к миру. Источник содержания образования – социальный опыт человечества, закрепленный в материальной и духовной культуре. Принципы формирования содержания образования:
— соответствие во всех его элементах и на всех
уровнях потребностям общества;
— единство содержательной и процессуальной сторон обучения;
— структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирования.
Требования к содержанию образования, которое должно быть ориентировано на:
— обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
— укрепление и совершенствование правового государства;
— обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
— формировать адекватный современному уровень знаний;
— обеспечить интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
— формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества
— воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Содержание образования связано с общей образовательной потребностью общества и личностной потребностью в образовании.
Образовательная потребность носит локальный характер и определяется масштабами государства и его культурой. В этом случае образование оформлено нормативными документами, составляющими государственную политику. Государственная политика в сфере образования всегда конкретна и реализует следующие цели:
— воспроизводства и развития национальной культуры,
— воспроизводства статуса государства на мировом рынке,
— воспроизводства человеческого капитала в соответствии с потребностями экономики страны,
— удовлетворения личной образовательной потребности исходя из особенностей культуры и этапов социализации личности.
Образовательная потребность обладает свойством расширенного воспроизводства, т.е. чем выше уровень образования, тем выше потребность в дальнейшем образовании.
Сущ. 3 основных уровня образования: начальное, среднее и высшее.
Формы обучения.
— целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Учебно-плановые формы обучения (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен и др.) имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение конкретных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений. Система внеплановых форм обучения (бригадно-лабораторные занятия, консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по вспомогательным программам) позволяют совершенствовать знания, расширять их кругозор. Вспомогательные формы обучения (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство) обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельнвх учащихся и их групп от требований единого уровня общего образования, так и ускоренному продвижению успешно осваивающих учебную программу.
Функции форм обучения многообразны:
— обучающе-образовательная – позволяет создать наилучшие условия для передачи ЗУН, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в общественной жизни;
— воспитательная – способствует активному проявлению всех духовных сил учащегося;
— организационная – требует от учителя четкой организационно-методической подачи материала;
— психологическая состоит в выработке у учащихся определенного биоритма активности, привычки к работе в одно и то же время;
Многообразие и разнообразие форм обучения порождают богатство условий для умственной, трудовой и игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психических процессов ученика.
— интеллектуально- дифференцирующая функция – формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность, реализация которой позволяет учащимся обмениваться информацией, учиться взаимопониманию и взаимопомощи.
— систематизирующая и структурирующая функция состоит в том, что организация обучения требует разбивки всего учебного материала по частям и темам, его обобщения в целом.
— комплексирующая и координирующая функции – формы обучения выполняют по отношению к друг другу;
— стимулирующая — когда обучение соответствует особенностям возраста, специфике развития психики и организма учеников.
Методы обучения
1. по дидактической цели:
— формирования умений и навыков,
— закрепления и проверки ЗУН (методы контроля).
2. По источнику знаний. Существует 3 источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют:
— словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой).
— наглядные методы (см 13),
Упражнение – многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества. Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения. Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.
Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения. Применение графических упражнений помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения – это составление графиков, чертежей, схем, карт, зарисовок и тд.
Учебно-трудовые упражнения способствуют применению теоретических знаний в практической области. Любые упражнения могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер. Существуют комментированные упражнения (учащийся комментирует свои действия). Лабораторные методы основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с применением специального оборудования. Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.
3. по характеру познавательной деятельности учащихся (уровень мыслительной активности учащихся):
— объяснительно-иллюстративный. Преподаватель различными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют (низкий уровень мыслительной активности);
— репродуктивный метод. Преподаватель сообщает информацию в готовом виде, а учащиеся воспринимают ее и могут воспроизвести по заданию преподавателя.
— метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Преподаватель ставит задачу, и сам ее решает, показывая тем самым ход мыслей в процессе познания.
— частично-поисковый (эвристический) метод – учащиеся решают учебную проблему не от начала до конца, а лишь частично.
— исследовательский метод предусматривает творческий поиск учащимися знаний.
4. другие классификации:
— активные методы – дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака.
— интенсивные методы – используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами (метод погружения), применяются при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.
Источник: cyberpedia.su
Структура учебной программы
Характеристика учебных программ, учебников и учебных пособий. Учебная программа. Типовые учебные программы. Рабочие учебные программы. Авторские учебные программы.
Структура учебной программы. Способы построения учебной программы
Учебная программа — это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. В настоящее время в российских школах используются два вида учебных программ: типовые программы и рабочие школьные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.
Типовые программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения, специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ. Они утверждаются Министерством образования РФ и носят рекомендательный характер.
На основе типовой учебной программы составляются рабочие программы, в которых, как правило, отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся.
Авторские учебные программы
Что же касается авторских программ, то они отличаются и логикой построения курса, и глубиной поднимаемых в них вопросов, теорий, и характером их освещения автором программы. Они чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и других учебных предметов. Такие программы при наличии рецензий утверждаются педагогическим советом школы.
Источник: studopedia.su