«Молодёжные медиацентры в системе СПО» как инструменты формирования внешнего и внутреннего положительного имиджа профессиональных образовательных организаций
В 2023 году стартует проект «Молодёжные медиацентры в системе среднего профессионального образования», целью которого является формирование медиапространства СПО через активное включение в работу студентов, преподавателей, руководства профессиональных образовательных организаций и способствование развитию медиакомпетенций среди участников проекта.
В связи с этим в декабре 2022 года проходит аналитическое исследование состояния коммуникативной работы с внешней и внутренней аудиторией профессиональных образовательных организаций.
Целью анкетирования является выявление существующих инструментов и медиаресурсов для коммуникации с внешней и внутренней аудиторией.
Специалисты федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования» подготовили 3 онлайн-анкеты для трёх целевых аудиторий: студентов, педагогов и сотрудников медиаструктур (при наличии медиаструктур).
Образовательная программа среднего профессионального образования ч.2
Источник: irposakha14.ru
Виды программ профессионального образования
Под образованиемв Законе РФ «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), удостоверенных соответствующим документом.
Система образования— совокупность взаимодействующих:
• преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
• образовательных учреждений, реализующих эти программы, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
• органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
В Законе РФ «Об образовании» определено
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Образование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Область образования в стране провозглашена п р и о р и т е т н о й.
Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя
Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации в области образования.
Характер системы образования определяется социально-экономическим уровнем развития страны, политическим строем, культурно-историческими и национальными особенностями.
Образовательная программа среднего профессионального образования ч.1
Общеобразовательные программынаправлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Виды общеобразовательных программ
начального общего образования;
основного общего образования;
среднего (полного) общего образования.
Профессиональные образовательные программынаправлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
Виды программ профессионального образования
· начального профессионального образования (НПО);
· среднего профессионального образования (СПО);
· высшего профессионального образования (ВПО);
· послевузовского профессионального образования (ППО).
Все образовательные программы разрабатываются на основе установленных образовательных стандартов, включающих (!)федеральный и (!)национально-региональный компоненты.
Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Принципы государственной политики в области образования
Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Единство федерального культурного и образовательного пространства.
Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
Светский (безрелигиозный) характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Свобода и плюрализм в образовании.
Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Формы получения образования
· очная, очно-заочная (вечерняя форма обучения), заочная;
· семейное образование; самообразование, экстернат.
Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образованияв пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует
Единый государственный образовательный стандарт.
Типы образовательных учреждений
общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессио
учреждения дополнительного образования для детей и взрослых;
специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учрежденияхсоответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставамиэтих образовательных учреждений.
Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных. Государственный статусобразовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.
Образовательное учреждение является юридическим лицом. По своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, государственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).
Учредитель (учредители) образовательного учреждения
органы государственной власти, органы местного самоуправления;
отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;
граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
Допускается совместное учредительство образовательных учреждений.
Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы,может быть только Правительство страны.
Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типадля детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: megalektsii.ru
Этапы сопряжения образовательных программ СПО с профессиональными стандартами
Преподаватель Московского промышленно-экономического колледжа РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Аннотация. Практика реализации гармонизации требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов при разработке образовательных программ СПО показывает, что каждая образовательная организация и даже каждый преподаватель вырабатывает свой алгоритм и методику организации и ведения подобной деятельности. В статье представлен алгоритм сопряжения федеральных государственных образовательных стандартов требованиям профессиональных стандартов рынка труда.
О необходимости переработки образовательных программ СПО в соответствии с требованиями к квалификации специалиста разъяснено в публикации «Информио» от 24.12.2015 года. В завершении данной публикации отмечено, что, несмотря на имеющееся письмо Минобрнауки от 22.01.2015 г. № ДЛ-1/05вн, в котором представлен алгоритм работы по разработке образовательных программ СПО в соответствие с требованиями профстандартов, практика реализации гармонизации требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов при разработке образовательных программ СПО показывает, что каждая образовательная организация и даже каждый преподаватель вырабатывает свой алгоритм и методику организации и ведения подобной деятельности.
Рассмотрим подробнее алгоритм переработки образовательных программ СПО с учетом соответствующих профессиональных стандартов.
Первый шаг. Создание рабочей группы. Наряду с преподавателями профессиональных модулей, соответствующих по содержанию профессиональным стандартам, представителями администрации профессиональной образовательной организации необходимо включить в рабочую группу представителей работодателей.
Согласование плана работы рабочей группы: определение этапов работы, сроков их выполнения, исполнителей, ответственных (дальнейшие шаги представленного алгоритма соответствуют примерному плану работы).
Организация обучающего семинара для членов рабочей группы. Содержание семинара должно обеспечить понимание членами группы структуры профессионального стандарта, алгоритма предстоящей работы по разработке образовательной программы СПО с учетом требований профессиональных стандартов.
Второй шаг. Выбор профессионального стандарта (одного или нескольких), уровня квалификации (обобщенных трудовых функций) и его характеристики, с учетом которых будет разработана образовательная программа СПО.
Перечень профессиональных стандартов можно найти в Интернете на официальном сайте Минтруда: www.profstandart.rosmintrud.ru, включающий реестр профстандартов и сами профессиональные стандарты.
Каждый профессиональный стандарт содержит характеристику квалификации для нескольких уровней квалификации (для нескольких обобщенных трудовых функций).
Уровень квалификации и соответствующая ему характеристика в профстандарте выбирается исходя из возможностей обеспечения учебного процесса образовательной программы (оснащение мастерских, полигонов, лабораторий, уровень преподавательского состава, места прохождения производственной практики). При обучении в разных, по оснащенности учебного процесса, ПОО студенты могут получить профессию разного уровня квалификации.
При разработке программ подготовки специалистов среднего звена необходимо учитывать:
- профессиональный стандарт специалиста/техника, наименование которого соответствует наименованию специальности.
- профессиональный стандарт рабочей профессии, освоение которой происходит в ПМ Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
Третий шаг. Установление соответствия требований к уровню квалификации рабочего / специалиста профессиональных стандартов (трудовых функций, трудовых действий, умений, знаний) с требованиями к результатам обучения ФГОС СПО (компетенциями, практическим опытом, умениями и знаниями).
В силу разной степени обобщенности формулировок обобщенной трудовой функции и трудовой функции в ПС в одних случаях виду деятельности ФГОС СПО в ПС соответствует обобщенная трудовая функция (одна или несколько), а в других трудовая функция (одна или несколько). Профессиональным компетенциям могут соответствовать обобщенные трудовые функции или трудовые функции (обычно они относятся к одной обобщенной трудовой функции, но иногда к нескольким), а также трудовые действия. Порой для определения необходимости коррекции профессиональных компетенций бывает необходимо проанализировать и перечни умений [2].
Четвертый шаг. Анализ таблиц сопоставления требований профстандарта и образовательной программы СПО, разработанной в соответствии с ФГОС СПО к рабочему / специалисту и определение направлений корректировки образовательной программы.
Возможные выводы на 4 шаге:
- Требования образовательной программы СПО и ФГОС СПО полностью соответствуют требованиям к квалификации профстантарта. Никаких корректировок в образовательную программу СПО не требуется вносить.
- Необходимость добавления в программы профессиональных модулей, дисциплин дополнительных результатов обучения (умений, знаний, практического опыта, компетенций).
- Необходимость увеличения или уменьшения нагрузки на какой-либо учебной дисциплине (профессиональном модуле), что бы гарантировать освоение скорректированных результатов обучения.
- Необходимость введения в образовательную программу СПО дополнительного вида профессиональной деятельности (профессиональный модуль).
- Выделение приоритетов в формировании общих компетенций.
На основе результатов сравнительно-сопоставительного анализа на данном шаге могут быть скорректированы формулировки вида деятельности, перечень и формулировки профессиональных компетенций, а также перечни и формулировки требований к умениям и знаниям выпускников по междисциплинарным курсам и дисциплинам.
При формулировании или коррекции требований к практическому опыту необходимо исходить из того, что он должен обеспечивать готовность к выполнению соответствующего вида деятельности, овладение всеми необходимыми для этого компетенциями.
При формулировании или коррекции требований к умениям и знаниям необходимо обратить внимание на их отнесение к тем или иным дисциплинам (модулям). Прежде всего, речь идет о дифференциации умений и знаний, которые целесообразно изучать в рамках общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов.
Общепрофессиональные дисциплины создают фундамент для изучения нескольких профессиональных модулей (видов деятельности). Результаты их освоения не всегда непосредственно связаны с требованиями сферы труда, однако значимы для профессионального развития, обеспечения профессиональной мобильности, продолжения образования. Умения и знания, непосредственно обеспечивающие выполнение того или иного вида деятельности, осваиваются при изучении одного или нескольких междисциплинарных курсов профессионального модуля. В большинстве случаев коррекция умений и знаний будет заключаться в обновлении перечня дидактических единиц и (или) используемой терминологии. В исключительных случаях возможен пересмотр перечня дисциплин и междисциплинарных курсов.
После коррекции необходимо проверить, удалось ли обеспечить соответствие требований ФГОС СПО [3] положениям ПС.
Для определения необходимости доработки ФГОС СПО в целях обеспечения учета положений ПС надо провести сравнительно-сопоставительный анализ единиц данных документов.
Пятый шаг. При необходимости корректировка учебного плана (распределение часов вариативной части на дисциплины и МДК, значимые для формирования трудовых функций профстандарта, усиление практики часами вариативной части, распределение часов практики по профессиональным модулям, последовательность обучения по учебным дисциплинам и модулям, введение новых модулей и дисциплин).
Шестой шаг. Разработка содержания рабочих программ дисциплин и модулей с учетом изменения нагрузки в учебном плане и включения в программы дополнительных, выявленных при анализе профстандарта, результатов обучения (умений, знаний, практического опыта, компетенций).
Если преподаватели будут испытывать затруднения при разработке содержания программ, необходимо организовать проведение их стажировок в соответствующих специфике дисциплин (модулей) организациях и предприятиях.
Седьмой шаг. Проверка специалистами работодателей разработанных рабочих программ дисциплин и модулей на соответствие требованиям ФГОС СПО и требованиям профстандартов. В случае необходимости дополнительная корректировка содержания рабочих программ.
Окончательное согласование разработанных рабочих программ УД и ПМ работодателем и утверждение руководителем образовательной программы.
В соответствии с Письмом Минобрнауки от 22.01.2015 г. № ДЛ-1/05вн «Связь образовательной программы с профессиональными стандартами может быть отражена в разделе «Общая характеристика образовательной программы» или иных документах, входящих в ее состав – паспорте образовательной программы, пояснительной записке и т.п.» [1].
Отдельно следует обратить внимание на разработку рабочей программы профессионального модуля (дисциплины) «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих». Данный модуль должен полностью соответствовать требованиям профстандарта к профессии рабочего или должности служащего (при наличии профстандарта).
Характеристика квалификации в профстандарте очень объемна, и если в полном объеме перенести трудовые функции, трудовые действия, умения и знания, в программу модуля, как результаты обучения по модулю компетенции, практический опыт, умения и знания, то пункт рабочей программы модуля (дисциплины) «Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля» будет занимать несколько страниц. Можно рекомендовать сформулировать более «емкие» результаты обучения, каждый из которых охватывал бы несколько единиц требований к квалификации (трудовых действий, умений, знаний).
Требований повторять формулировки профстандарта (как копируются формулировки результатов освоения образовательной программы из ФГОС СПО) в нормативных документах нет.
В заключении можно отметить, что работа по переработке образовательных программ СПО в соответствии с требованиями к квалификации профессиональных стандартов не простая, затратная по времени, но в результате образовательные программы СПО переориентируется под требования работодателя, как разработчика профессиональных стандартов. Как известно, ФГОС СПО разрабатывали представители образовательных организаций, а профстандарты предприятия и организации, которые принимают выпускников СПО на работу. Кроме того, в РФ в отдельных регионах созданы и далее создаются многочисленные независимые «Центры оценки и сертификации квалификаций», которые будут устанавливать соответствие уровня квалификации работника или выпускника СПО требованиям профессиональных стандартов. Информацию и нормативные документы о создании таких центров можно найти на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ.
ЛИТЕРАТУРА
- Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Министром образования и науки России 22 января 2015 г. N ДЛ-1/05вн)
- Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных стандартов СПО с учетом принимаемых профессиональных стандартов (утв. Министром образования и науки 20 апреля 2015 г. N ДЛ-11/06вн)
- Постановление Правительства РФ от 10.02.2014 N 92 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования»
Источник: articlekz.com
Разбираемся в стандартах обучения «ФГОС СПО 3+» и «WordSkills»
С 1 сентября 2018 года в России начинает действовать новый ФГОС СПО 3+. О его особенностях и подготовке специалистов по мировым стандартам WorldSkills рассказывает Пеняшкин Денис Анатольевич. Д.А.
Пеняшкин, преподаватель программ «Учитель истории и права», «Учитель обществознания» и др., окончил курс повышения квалификации по программе «Развитие компетентности персонала учреждений профобразования в соответствии со стандартами WorldSkills». Программа включала стажировку в организациях профобразования Евросоюза и участие на Международном чемпионате EuroSkills.
В связи с этим мы попросили Д.А. Пеняшкина рассказать подробнее о новом ФГОС и WorldSkills. Денис Анатольевич, чем отличаются ФГОС СПО 3+ от стандартов предыдущего поколения? Основная особенность ФГОС СПО 3+ в том, что они в основной своей массе интегрируют систему требований к результатам освоения образовательных программ из стандартов WorldSkills.
Например, все ФГОС СПО 3+ предполагают проведение демонстрационного экзамена (ДЭ) по стандартам WorldSkills, результаты которого учитываются работодателями, имеющими соглашение с Союзом WorldSkills о признании результатов ДЭ. Также ФГОС СПО 3+ имеют серьёзные отличия в структуре.
Так, сам стандарт теперь содержит лишь рамочные условия реализации образовательной программы, её детализация отображена в Примерной программе, выполнение которой обязательно, поскольку стандарт ссылается на неё. Когда движение WorldSkills появилось в РФ, как оно развивается сегодня?
Россия присоединилась к движению в 2012 г. (само движение WorldSkills возникло в Испании в 1947 г.). За шесть лет было проведено более 500 чемпионатов. Практически все регионы РФ вошли в движение WorldSkills.
На сегодняшний день чемпионаты являются своеобразным драйвером развития системы среднего профессионального образования в стране. Результаты участников учитываются ведущими компаниями при приёме на работу молодых специалистов. В 2018 году ДЭ уже становится формой государственной итоговой аттестации в СПО. Как проводится демонстрационный экзамен?
Например, выпускники, освоившие программу СПО по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» или профессии «Автомеханик» выполняют на ДЭ практические задания по 1/3/5 модулям (в зависимости от выбора образовательной организации). Каждый выпускник должен пройти все модули, предусмотренные заданием.
Выполнение оценивают сторонние эксперты, которые прошли соответствующее обучение и имеют сертификат на право оценки ДЭ. Обучение таких экспертов организует Союз WorldSkills. Какие новые компетенции необходимы педагогу СПО в условиях интернационализации?
Преподавателям необходимо больше внимания уделять практикоориентированности, выстраивать свои программы по реализуемым дисциплинам в соответствии с требованиями стандартов WorldSkills. В УрИПКиП это учитывается при подготовке преподавателей и методистов СПО. Как Вы видите будущее WorldSkills в РФ и мире?
Сегодня в России участие в движении является основным трендом в развитии профессионального образования. В 2019 г. в Казани состоится международный чемпионат WorldSkills. Поскольку до 01 сентября 2018 года существующие стандарты будут переведены в формат 3+, а соответственно построены в соответствии с требованиями WorldSkills, это направление в ближайшей перспективе коренным образом изменит саму структуру подготовки профессиональных кадров. Д.А. Пеняшкин
Денис Анатольевич, спасибо за беседу!
Заявка на обучение или
консультацию Заполните форму, и специалист отдела по организации приема свяжется с Вами в ближайшее время.
Источник: urgaps.ru
Система СПО сегодня – это самая быстро и интенсивно развивающаяся система образования
Алексей Левченко, заместитель директора департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства просвещения РФ:
Алексей Левченко, заместитель директора департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства просвещения РФ
– Дискуссия о том, какие рабочие кадры нужны и сколько их нужно, какими они должны быть, насколько они должны удовлетворять работодателя и, собственно, какие кадры работодателю сегодня нужны, идет на большинстве площадок. Вопрос достаточно актуален, в том числе и для нас, и для развития экономики, потому что экономика и работодатели диктуют ежечасно новые требования к модернизации производства, заставляют искать новые кадры более высокой квалификации. Поэтому эти вопросы ставят перед системой СПО достаточно сложную задачу: как за достаточно короткий промежуток времени подготовить специалиста такого уровня, чтобы он мог войти в производственный процесс с меньшими для работодателя затратами? Из всего того предложенного перечня вопросов, которые сегодня нужно обсудить, сам вопрос подготовки рабочих кадров достаточно многоплановый.
Система СПО в России сегодня – это более 3,5 тысячи профессиональных образовательных организаций, то есть колледжей и техникумов, около 400 вузов, которые сегодня реализуют программу СПО. Контингент – это 2,9 миллиона студентов. И за последние годы динамика и тенденция к увеличению поступающих в систему СПО очевидна.
Ежегодно в систему СПО приходят около девятисот с половиной тысяч студентов. Из выпускников школ около половины девятиклассников выбирают для себя рабочие профессии и специальности среднего звена. То есть, благодаря тем усилиям, которые предпринимает государство и система образования в деле повышения привлекательности системы СПО, эта работа на сегодня очевидна.
Мы прогнозируем, что в ближайшие несколько лет контингент увеличится и перевалит за 3 миллиона человека. Это ставит сегодня сверхзадачу для субъектов РФ обеспечить доступность СПО, поскольку по Конституции у нас каждый гражданин имеет право без экзаменов поступить на программу среднего профессионального образования. И обеспечение доступности и возможности для каждого получить рабочую профессию – это та задача, над которой сегодня работают и министерство, и регионы, и колледжи. Здесь, конечно, важно отметить, что для того, чтобы готовить высококлассного специалиста, нужна соответствующая материально-техническая база. Проблема эта существует, и над ней мы совместно с субъектами работаем.
В этом году из резервного фонда правительства на модернизацию колледжей выделено около полутора миллиардов рублей. Минобрнауки сейчас проводит конкурс грантов для региональных колледжей на укрепление МТБ. Субъекты Российской Федерации выделяют на закупку современного оборудования около 8,7 млрд. рублей из региональных бюджетов. Мы работаем над повышением квалификации педагогических работников, поскольку новые технологии, которые возникают в производстве, требуют специалистов, преподавателей, которые способны без потери качества эти новые технологии, новые знания передать обучающимся.
Поэтому в целом система существует и развивается довольно активно. По оценкам экспертного сообщества, система СПО – это сегодня самая быстро и интенсивно развивающаяся система образования. Конечно, этому способствуют многие факторы. Это и в целом переход в экономике на производство, связанное с потребностью в рабочих кадрах.
Это и те международные движения, в том числе конкурсные, которые сегодня возбудили интерес к системе СПО и повысили желание получать эти профессии, поскольку выпускник школы видит, какого уровня квалификации и признания он сегодня может достичь. То есть полное ощущение того, что мы не создаем конкуренцию системе высшего образования, но те кадры, которые сегодня готовятся в системе СПО, они достаточно высокого уровня и способны обеспечить экономический рост.
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Источник: www.kp.ru