Территория опережающего развития это программа

ТОСЭР (территория опережающего социально-экономического развития) — экономическая зона с особым правовым режимом ведения бизнеса и льготными налоговыми условиями.

Такие зоны с широким кругом льгот для предпринимателя власти создают на малонаселённых территориях (особенно Дальнего Востока, в моногородах, в закрытых городах (ЗАТО) — для привлечения инвестиций и диверсификации экономики в регионе.

Это обеспечивает жителей рабочими местами, разнообразными сервисами и более комфортными условиями для жизни. Льготы касаются налога на прибыль, на имущество, на землю, ставок по арендной плате, использования объектов инфраструктуры. Например, в ТОСЭР социальные платежи с зарплаты ниже (не 30%, а 7,6%).

Пример употребления на «Секрете»

«Президент пообещал инвесторам подумать о создании в территориях опережающего развития, в частности в Амурском крае, трансграничных зон, где мог бы сконцентрировать свои капиталы малый бизнес РФ и КНР».

(Из новости о встрече Владимира Путина с потенциальными инвесторами в дальневосточный регион.)

КАК ВЫЖИВАЮТ ЛЮДИ НА «ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ». Это жесть

Ошибки в употреблении

ТОСЭР (часто говорят просто ТОР) не нужно путать с особыми экономическими зонами (ОЭЗ), где также действует особый режим для предпринимателей. Суть этих инструментов близка: в них действуют различные льготы для бизнеса, однако набор их отличается.

В ТОСЭР гораздо ниже порог вхождения для потенциальных резидентов (50 млн инвестиций на 10 лет), а в ОЭЗ — от 120 млн рублей. ТОСЭР создаётся на территории города в целом, а ОЭЗ — обособленная промышленная территория в буквальном смысле слова.

ОЭЗ предназначены больше для поддержки технологичных предприятий, производства на экспорт и привлечения иностранного капитала, тогда как ТОСЭР направлены на внутреннее социально-экономическое развитие городов и регионов.

Факт

Создание подобных особых зон — распространённая в мире практика. Её называют китайским путём: в КНР развитие провинций, которым присваивался статус зон экономического и технического развития, привлекло большое количество иностранных инвестиций и сделало их центрами торговли и экспорта.

Критика

Закон о территориях опережающего развития вызвал опасения со стороны политиков и журналистов, потому что он открывает широкие возможности для иностранных компаний и иностранной рабочей силы на малозаселённом Дальнем Востоке, а конкретно — облегчает доступ Китаю к российским природным ресурсам и территориям.

Кроме того, не всегда механизм ТОР работает гладко. В январе 2016 года предприниматель Олег Тиньков раскритиковал федеральных и региональных чиновников Камчатского края за сложности с выделением земли и инфраструктурой для планируемой им гостиницы. И сказал: «Разговоры эти про территории опережающего развития, про Дальний Восток — болтовня».

Источник: secretmag.ru

ТОР-Продажа Родины Китаю по закону.Закон о Территории опережающего развития-Продажа страны Китаю.

Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ

Настоящий Федеральный закон определяет правовой режим территорий опережающего развития в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) инфраструктура территории опережающего развития — совокупность земельных участков с находящимися на них объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, включая объекты транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной инфраструктур, объекты инфраструктуры морских портов и объекты иных инфраструктур, расположенных на территории опережающего развития, а также указанных объектов инфраструктур, расположенных вне такой территории, но обеспечивающих ее функционирование; (В редакции федеральных законов от 26.07.2019 № 254-ФЗ, от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

2) резидент территории опережающего развития — индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего развития согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), либо резидент иной территории опережающего развития, создавший филиал или представительство на этой территории опережающего развития, которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего развития (далее — соглашение об осуществлении деятельности) и включены в реестр резидентов территории опережающего развития (далее — реестр резидентов); (В редакции федеральных законов от 23.11.2020 № 374-ФЗ, от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

3) территория опережающего развития — часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения; (В редакции федеральных законов от 26.07.2019 № 254-ФЗ, от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

4) уполномоченный федеральный орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области создания территорий опережающего развития на территории федерального округа, территориях федеральных округов; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

5) управляющая компания — акционерное общество, которое определено Правительством Российской Федерации в целях осуществления функций по управлению территорией опережающего развития и сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и (или) дочернее хозяйственное общество, которое создано с участием такого акционерного общества (далее — дочернее общество управляющей компании). (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

Глава 2. Создание и прекращение существования территории опережающего развития

(Наименование в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

Статья 3. Создание территории опережающего развития

(Наименование в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

1. Территория опережающего развития создается на семьдесят лет по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа. Срок существования территории опережающего развития может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

11. Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), которые включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и не являются закрытыми административно-территориальными образованиями или не располагаются на территории Дальневосточного федерального округа, принимаются в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона. (Дополнение частью — Федеральный закон от 03.07.2016 № 252-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 05.12.2017 № 371-ФЗ, от 26.07.2019 № 254-ФЗ, от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

12. Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего развития на территориях закрытых административно-территориальных образований, в том числе на территориях закрытых административно-территориальных образований, которые являются монопрофильными муниципальными образованиями Российской Федерации (моногородами), включенными в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, принимаются в соответствии с настоящей статьей. (Дополнение частью — Федеральный закон от 05.12.2017 № 371-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

13. Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего развития на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов), которые включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и расположены на территории Дальневосточного федерального округа, принимаются в соответствии с настоящей статьей. (Дополнение частью — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

Читайте также:
Как закрыть все программы в проводнике

2. Решение Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего развития принимается в форме постановления, которое предусматривает: (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

1) перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых не предоставляется особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим Федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 477-ФЗ)

2) минимальный объем капитальных вложений резидентов территории опережающего развития в осуществление соответствующих видов экономической деятельности на территории опережающего развития; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

3) положение о применении или неприменении на территории опережающего развития таможенной процедуры свободной таможенной зоны в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 26.07.2019 № 254-ФЗ, от 14.07.2022 № 271-ФЗ, от 18.03.2023 № 84-ФЗ)

4) описание местоположения границ территории опережающего развития; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

5) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ)

3. Предложение о создании территории опережающего развития вносится в Правительство Российской Федерации уполномоченным федеральным органом по согласованию с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления с приложением информации, указанной в части 2 настоящей статьи, а также: (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

1) прогнозного анализа социально-экономических последствий создания территории опережающего развития, в том числе прогнозной оценки динамики роста объема дополнительных доходов, поступающих в соответствующие бюджеты в связи с созданием территории опережающего развития; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

2) экономико-географических характеристик территории опережающего развития; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

3) оценки потребности в привлечении иностранных работников, в том числе по профессионально-квалификационным группам, с учетом ситуации на рынке труда субъекта Российской Федерации, в границах которого предполагается создание территории опережающего развития, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации в этом субъекте Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

4) сведений о наличии инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций, количество создаваемых рабочих мест;

5) сведений о создаваемой территории опережающего развития, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъекта Российской Федерации, муниципального образования или муниципальных образований. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

31. Предложение о создании или об изменении границ территории опережающего развития, в границы которой предполагается включить акваторию водного объекта, согласовывается уполномоченным федеральным органом с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды и природопользования, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и вносится в Правительство Российской Федерации в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи. (Дополнение частью — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

32. Предложение о создании или об изменении границ территории опережающего развития, в границы которой предполагается включить акваторию водного объекта, содержащее перечень географических координат характерных точек границ этой акватории и перечень координат характерных точек границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, направляется на согласование в федеральные органы исполнительной власти, указанные в части 31 настоящей статьи, с приложением информации, указанной в пункте 4 части 2 и пунктах 1 — 4 части 3 настоящей статьи. (Дополнение частью — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

4. Территория опережающего развития создается на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

5. В течение тридцати дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения, указанного в части 2 настоящей статьи, уполномоченный федеральный орган, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования или исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, на территориях которых создается территория опережающего развития, заключают соглашение о создании территории опережающего развития, которым устанавливаются: (В редакции федеральных законов от 26.07.2019 № 254-ФЗ, от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

1) обязательства высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по передаче управляющей компании полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости, находящимися в государственной или муниципальной собственности и расположенными на территории опережающего развития; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

2) обязательства высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по передаче управляющей компании в собственность или аренду земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории опережающего развития; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

3) порядок финансирования строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее — размещение) объектов инфраструктуры территории опережающего развития за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

4) порядок эксплуатации объектов инфраструктуры территории опережающего развития, созданных за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенных на территории опережающего развития; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

5) порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенным на территории опережающего развития, после прекращения существования территории опережающего развития; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

6) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ)

7) перечень расположенных на территории опережающего развития земельных участков либо в случае отсутствия образованных на такой территории или ее части земельных участков обязательства соответствующей стороны соглашения о создании территории опережающего развития по их образованию; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

8) сроки проведения работ по описанию местоположения границ территории опережающего развития в порядке, установленном Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» для описания местоположения границ объекта землеустройства, не превышающие шести месяцев со дня заключения соглашения о создании территории опережающего развития, и обязательство соответствующей стороны соглашения о создании территории опережающего развития по проведению указанных работ; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

Читайте также:
Программе установки не удалось найти или создать новый

9) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соглашению о создании территории опережающего развития. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

51. Соглашением о создании территории опережающего развития могут устанавливаться: (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

1) условия предоставления резидентам территории опережающего развития налоговых льгот по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, в том числе сроки предоставления этих льгот; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

2) порядок исполнения субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием или муниципальными образованиями обязательств по финансовому обеспечению размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития посредством осуществления строительства и реконструкции объектов инфраструктуры территории опережающего развития. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

(Дополнение частью — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ)

6. Дополнительные условия соглашения о создании территории опережающего развития могут быть определены Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

61. Соглашение о создании территории опережающего развития может быть заключено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. (Дополнение частью — Федеральный закон от 30.12.2021 № 477-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

7. Решение об изменении границ территории опережающего развития принимается Правительством Российской Федерации по предложению уполномоченного федерального органа, согласованному с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

71. Две и более территории опережающего развития, созданные на территории одного субъекта Российской Федерации, могут быть объединены по решению Правительства Российской Федерации. При этом территория опережающего развития, созданная в соответствии с таким решением Правительства Российской Федерации, считается созданной в соответствии с настоящей статьей, в том числе в случае, если среди объединяемых территорий опережающего развития имеется (имеются) территория (территории) опережающего развития, созданная (созданные) в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона. (Дополнение частью — Федеральный закон от 30.12.2021 № 477-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

72. Предложение об объединении территорий опережающего развития вносится в Правительство Российской Федерации уполномоченным федеральным органом по согласованию с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления и должно содержать обоснование целесообразности объединения территорий опережающего развития. (Дополнение частью — Федеральный закон от 30.12.2021 № 477-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

73. Решение об объединении территорий опережающего развития должно предусматривать: (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

1) срок заключения соглашения о создании территории опережающего развития в результате объединения; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

2) перечень и сроки проведения мероприятий, направленных на объединение территорий опережающего развития; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

3) меры, направленные на финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития, созданной в результате объединения; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)

4) сведения, указанные в части 2 настоящей статьи.

(Дополнение частью — Федеральный закон от 30.12.2021 № 477-ФЗ)

74. За индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, зарегистрир

Источник: www.kremlin.ru

ТОСЭР в России: перечень территорий, преференции, подводные камни

ТОСЭР в России: перечень территорий, преференции, подводные камни

Для производственного сектора в России действуют экономические зоны с особыми условиями для создания и ведения бизнеса — территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Что это за зоны, и какие преференции на них действуют? В России по закону существуют специальные экономические зоны, именуемые территориями опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), на которых установлены облегченный режим ведения бизнеса. Если ваш будущий бизнес связан с производством, то перед выбором места для его размещения обязательно стоит рассмотреть вариант его создания в подобной зоне. Начнем с официальных определений.

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) – часть территории субъекта Российской Федерации с необходимой инфраструктурой, на которой в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ, на основании предложения уполномоченного федерального органа и принятого решения правительства, резидентам ТОСЭР установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности. Цель создания ТОСЭР – на определенных территориях, нуждающихся в поддержке со стороны государства, формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, ускоренного экономического развития и улучшения социальных условий жизни населения.

Началом создания территорий опережающего социально-экономического развития стало Послание Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года, в котором Президентом России было объявлено:

«на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагаю создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещенных в таких зонах, должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа, это доходная отрасль), налогу на землю, имущество, а также, что очень важно для высокотехнологичных производств – льготная ставка страховых взносов.»

О причинах создания и задачах ТОСЭР

Продолжающиеся с начала девяностых годов прошлого столетия после распада Советского Союза стремительное сокращение численности населения Дальнего Востока России, деградация моногородов, где большая часть трудоспособного населения была занята на одном предприятии или в одной отрасли – проблемы, стоящие перед государством уже длительное время, а решение их – основная задача государственной региональной политики. Поиском путей разрешения этих проблем государство занимается, пожалуй, со времени их появления.

Так, например, работа по созданию специальных территорий и адресной поддержки их началась еще в девяностые годы, а с принятием Федерального закона от 22.07.2005 года №116 «Об особых экономических зонах в РФ» приняла системный характер. В этом законе определены типы особых экономических зон – промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, логистические и портовые. Определен также перечень требований к резидентам этих зон и льготы ими получаемые. Создавались такие зоны для развития территорий – приграничных, прибрежных или же просто депрессивных. Использование особых правовых режимов ведения предпринимательской деятельности в границах территориальных образований, фокусировка инвестиционных потоков на значимых для экономики страны направлениях, а, значит, и повышение инвестиционной привлекательности определенных территорий и отраслей – вот тот инструментарий, выбранный правительством для решения задач вывода из состояния депрессии отдельных регионов и отраслей.
Концентрация финансовых ресурсов государства и бизнеса на развитии конкретных инвестиционных проектов с высоким мультипликативным эффектом, а также формирование в регионах со сложной социально-экономической ситуацией точек роста, способны привлечь инвестиции в дальнейшее развитие региона. Схожесть целей создания территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и особых экономических зон в их направленности на ускоренное развитие определенных отраслей бизнеса и территорий с помощью привлечения инвесторов.

Главное же отличие ТОСЭР от особых экономических зон в том, что в каждой территории для инвесторов предусмотрены налоговые льготы и административные послабления, но самое важное – создание инфраструктуры проекта производится за счет бюджетных средств.

Тренинговый центр онлайн за 120 000 руб. 12 ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ИГР, 35 ТРЕНИНГОВ.
ПОЛНОЦЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ РАБОТЫ
ОФЛАЙН + ОНЛАЙН. В стоимость входит комплект материалов для очного проведения 12 т-игр и 35 тренингов. Виртуальный бизнес-кабинет для проведения этих программ в онлайн-формате. Живое обучение. Поддержка в процессе работы. Подробнее

Читайте также:
Как сделать чтобы программа не видела интернет

Еще одно важное отличие в существенном снижении ограничений для бизнеса, как это было в особых экономических зонах. Существенно также, что при строительстве инфраструктуры часть государственного заказа смогут получать небольшие предприятия. Планируется, что ТОСЭР смогут стать драйверами развития региональной экономики за счет соединения усилий федеральных и региональных властей на развитии инфраструктуры, создания максимально благоприятных условий для бизнеса на проблемных территориях и отраслях.

Мировая практика в создании “особых” территорий

Первым примером «особой» территории можно считать греческий остров Делос. Ещё в 166 году до нашей эры римляне, стремясь не допустить возрастающего могущества острова Родос и разрушения его политических и экономических связей с Сирией и Македонией, провозгласили Делос свободным портом, установив там беспошлинную торговлю.

В итоге остров Делос на столетие становится центром торговли в Средиземноморье. В средние века, в 1547 году, городом свободной торговли был объявлен портовый город Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами.

В европейских портовых городах Генуе, Венеции, Марселе возникают первые районы «порто-франко», что означало отделение их от остальной территории города (государства) специальной таможенной границей. Торговля товарами между «порто-франко» и зарубежными государствами проходила без таможенного оформления и уплаты пошлин.

Итогом создания таких районов стал их экономический и социальный подъем – развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, создавались новые рабочие места. Позднее вместо «порто-франко» появляются «свободные порты», их примерами в истории можно считать европейские города Гамбург, Генуя и Марсель, а также крупнейшие порты российской империи – Одесса, Феодосия, Владивосток и Батуми.

Даже в наше время в мире действует более 400 «свободных портов». Англичан П. Халла и Г. Хаува, американца С. Бутлера можно считать родоначальниками свободных экспортно-производственных зон. В этих зонах предпринимателям предоставлялся ряд налоговых послаблений, при этом их деятельность четко регламентировалась государством.

Создание таких зон способствовало активизации производственной, торговой, сервисной деятельности, что приводило к созданию новых рабочих мест, а производство товаров, в основном, ориентировалось на экспорт. Во второй половине двадцатого века изменяется организация функционирования таких зон. В Ирландии в 1959 году создается такая зона в районе аэропорта Шеннон, где используется весь накопленный к тому времени научно-технический потенциал. Далее «свободные экспортно-производственные зоны» распространяются и весьма успешно в развивающихся странах.

Главное отличие и в то же время главное преимущество таких зон заключается в том, что на основе использования льготного правового, налогового и валютно-финансового режима в них обеспечивается ускоренное развитие производств с привлечением государственных, региональных, частных ресурсов, а также иностранных инвестиций.

В конце двадцатого века появляются научные центры, научно-технологические парки, технопарки, технополисы, что приводит к значительному ускорению внедрения достижений науки в производственные процессы. С расширением границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик, появляются новые специализированные виды зон, такие как «свободные банковские», «свободные страховые», «рекреационно-туристические» и «оффшорные» зоны.

Успешные мировые проекты особых экономических зон

Создание особых экономических зон, как, собственно, и территорий опережающего развития используются как развивающимися, так и развитыми странами для стимулирования роста отдельных территорий, секторов экономики и привлечения в них иностранных инвестиций. К концу прошлого века в мире насчитывалось 176 особых экономических зоны в 47 странах. К концу нулевых годов этот показатель вырос до 3,5 тысяч, теперь уже в 130 странах, которые обеспечивают работой не менее 66 миллионов человек и производят экспортной продукции на 600 миллиардов долларов США в год. Самыми успешными примерами особых территорий в мире считаются:

  • Шэньчжэнь (Китай) – особая зона, созданная первой в Китае в 1980 году в городе с населением 30 тысяч человек, получила особый статус в рамках курса реформ Дэн Сяопина. В результате продуманной системе льгот для зарубежных компаний проект привлек более 87 миллиардов долларов иностранных инвестиций, а средние темпы экономического роста за период с момента создания составили более 9%, при средних по стране, достаточно высоких 6%. Город за это время превратился в крупный промышленный, финансовый и транспортный центр региона. В 2008 году был выбран ЮНЕСКО «Творческим городом дизайна», а в 2011 году принимал XXVI Всемирную летнюю Универсиаду. Сегодня численность населения в Шэньчжэне составляет более 10 миллионов человек, при этом в городе самый высокий в стране показатель валового регионального продукта на душу населения – 22 тысячи долларов на человека, что составляет 2,5% валового внутреннего продукта и обеспечивает 13% экспорта Китая.

  • Бангалор (Индия) – крупнейшая в мире специализированная высокотехнологичная особая зона, включающая несколько информационных и технопарков. Сформировался в девяностые годы после создания властями режима наибольшего благоприятствования для ориентированных на экспорт информационных услуг. С 1991 года число работающих в кластере компаний увеличилось с 13 до более чем 2 тысяч. Экспорт услуг за десять последних лет вырос с 1 миллиарда до 17 миллиардов долларов США.

  • Джебель-Али (ОАЭ) – самая большая в мире комплексная экономическая зона, в состав которой входят логистические, индустриальные и бизнес-парки. Здесь инвесторам предоставляется полное освобождение от налогов и сборов на срок до 50 лет. Дата создания зоны – 1985 год, с тех пор число работающих в ней компаний выросло с 19 до более 7 тысяч, что обеспечивает работой 135 тысячи человек, и более 20% от всех привлекаемых иностранных инвестиций, а также 50% экспорта ОАЭ.

Основные льготы и преференции резидентам ТОСЭР в России

Резидентам территорий опережающего развития предоставляются следующие привилегии:

  • применение заявительного порядка возмещения налога на добавочную стоимость;
  • нулевая ставка на налог на добавочную стоимость в отношении импортных товаров;
  • пониженная ставки по налогу на прибыль организаций;
  • пониженный коэффициент по налогу на добычу полезных ископаемых;
  • пониженная ставка по налогу на имущество организаций;
  • освобождение от земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории ТОСЭР в течение трех лет;
  • режим свободной таможенной зоны;
  • пониженные ставки на страховые взносы;
  • передача в собственность земельного участка и пониженные ставки арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании;
  • ограничение по количеству и продолжительности проверок деятельности резидентов ТОР.

Налоговые льготы в цифрах приведены в таблице:

Налоги,
страховые взносы

Источник: www.openbusiness.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru