Настоящий Федеральный закон определяет правовой режим территорий опережающего развития в Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) инфраструктура территории опережающего развития — совокупность земельных участков с находящимися на них объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, включая объекты транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной инфраструктур, объекты инфраструктуры морских портов и объекты иных инфраструктур, расположенных на территории опережающего развития, а также указанных объектов инфраструктур, расположенных вне такой территории, но обеспечивающих ее функционирование; (В редакции федеральных законов от 26.07.2019 № 254-ФЗ, от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
Ирина Серова: территории опережающего развития в 2020 году
2) резидент территории опережающего развития — индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего развития согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), либо резидент иной территории опережающего развития, создавший филиал или представительство на этой территории опережающего развития, которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего развития (далее — соглашение об осуществлении деятельности) и включены в реестр резидентов территории опережающего развития (далее — реестр резидентов); (В редакции федеральных законов от 23.11.2020 № 374-ФЗ, от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
3) территория опережающего развития — часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов, на которых в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения; (В редакции федеральных законов от 26.07.2019 № 254-ФЗ, от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
4) уполномоченный федеральный орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в области создания территорий опережающего развития на территории федерального округа, территориях федеральных округов; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
5) управляющая компания — акционерное общество, которое определено Правительством Российской Федерации в целях осуществления функций по управлению территорией опережающего развития и сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и (или) дочернее хозяйственное общество, которое создано с участием такого акционерного общества (далее — дочернее общество управляющей компании). (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
Территория опережающего развития
Глава 2. Создание и прекращение существования территории опережающего развития
(Наименование в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
Статья 3. Создание территории опережающего развития
(Наименование в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
1. Территория опережающего развития создается на семьдесят лет по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа. Срок существования территории опережающего развития может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
11. Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), которые включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и не являются закрытыми административно-территориальными образованиями или не располагаются на территории Дальневосточного федерального округа, принимаются в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона. (Дополнение частью — Федеральный закон от 03.07.2016 № 252-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 05.12.2017 № 371-ФЗ, от 26.07.2019 № 254-ФЗ, от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
12. Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего развития на территориях закрытых административно-территориальных образований, в том числе на территориях закрытых административно-территориальных образований, которые являются монопрофильными муниципальными образованиями Российской Федерации (моногородами), включенными в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, принимаются в соответствии с настоящей статьей. (Дополнение частью — Федеральный закон от 05.12.2017 № 371-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
13. Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего развития на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов), которые включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и расположены на территории Дальневосточного федерального округа, принимаются в соответствии с настоящей статьей. (Дополнение частью — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
2. Решение Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего развития принимается в форме постановления, которое предусматривает: (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
1) перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых не предоставляется особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим Федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 30.12.2021 № 477-ФЗ)
2) минимальный объем капитальных вложений резидентов территории опережающего развития в осуществление соответствующих видов экономической деятельности на территории опережающего развития; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
3) положение о применении или неприменении на территории опережающего развития таможенной процедуры свободной таможенной зоны в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 26.07.2019 № 254-ФЗ, от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
4) описание местоположения границ территории опережающего развития; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
5) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ)
3. Предложение о создании территории опережающего развития вносится в Правительство Российской Федерации уполномоченным федеральным органом по согласованию с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления с приложением информации, указанной в части 2 настоящей статьи, а также: (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
1) прогнозного анализа социально-экономических последствий создания территории опережающего развития, в том числе прогнозной оценки динамики роста объема дополнительных доходов, поступающих в соответствующие бюджеты в связи с созданием территории опережающего развития; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
2) экономико-географических характеристик территории опережающего развития; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
3) оценки потребности в привлечении иностранных работников, в том числе по профессионально-квалификационным группам, с учетом ситуации на рынке труда субъекта Российской Федерации, в границах которого предполагается создание территории опережающего развития, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации в этом субъекте Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
4) сведений о наличии инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций, количество создаваемых рабочих мест;
5) сведений о создаваемой территории опережающего развития, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъекта Российской Федерации, муниципального образования или муниципальных образований. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
31. Предложение о создании или об изменении границ территории опережающего развития, в границы которой предполагается включить акваторию водного объекта, согласовывается уполномоченным федеральным органом с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды и природопользования, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и вносится в Правительство Российской Федерации в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи. (Дополнение частью — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
32. Предложение о создании или об изменении границ территории опережающего развития, в границы которой предполагается включить акваторию водного объекта, содержащее перечень географических координат характерных точек границ этой акватории и перечень координат характерных точек границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, направляется на согласование в федеральные органы исполнительной власти, указанные в части 31 настоящей статьи, с приложением информации, указанной в пункте 4 части 2 и пунктах 1 — 4 части 3 настоящей статьи. (Дополнение частью — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
4. Территория опережающего развития создается на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
5. В течение тридцати дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения, указанного в части 2 настоящей статьи, уполномоченный федеральный орган, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования или исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, на территориях которых создается территория опережающего развития, заключают соглашение о создании территории опережающего развития, которым устанавливаются: (В редакции федеральных законов от 26.07.2019 № 254-ФЗ, от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
1) обязательства высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по передаче управляющей компании полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости, находящимися в государственной или муниципальной собственности и расположенными на территории опережающего развития; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
2) обязательства высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по передаче управляющей компании в собственность или аренду земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории опережающего развития; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
3) порядок финансирования строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее — размещение) объектов инфраструктуры территории опережающего развития за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
4) порядок эксплуатации объектов инфраструктуры территории опережающего развития, созданных за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенных на территории опережающего развития; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
5) порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенным на территории опережающего развития, после прекращения существования территории опережающего развития; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
6) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ)
7) перечень расположенных на территории опережающего развития земельных участков либо в случае отсутствия образованных на такой территории или ее части земельных участков обязательства соответствующей стороны соглашения о создании территории опережающего развития по их образованию; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
8) сроки проведения работ по описанию местоположения границ территории опережающего развития в порядке, установленном Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» для описания местоположения границ объекта землеустройства, не превышающие шести месяцев со дня заключения соглашения о создании территории опережающего развития, и обязательство соответствующей стороны соглашения о создании территории опережающего развития по проведению указанных работ; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
9) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соглашению о создании территории опережающего развития. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
51. Соглашением о создании территории опережающего развития могут устанавливаться: (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
1) условия предоставления резидентам территории опережающего развития налоговых льгот по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, в том числе сроки предоставления этих льгот; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
2) порядок исполнения субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием или муниципальными образованиями обязательств по финансовому обеспечению размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития посредством осуществления строительства и реконструкции объектов инфраструктуры территории опережающего развития. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
(Дополнение частью — Федеральный закон от 26.07.2019 № 254-ФЗ)
6. Дополнительные условия соглашения о создании территории опережающего развития могут быть определены Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
61. Соглашение о создании территории опережающего развития может быть заключено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. (Дополнение частью — Федеральный закон от 30.12.2021 № 477-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
7. Решение об изменении границ территории опережающего развития принимается Правительством Российской Федерации по предложению уполномоченного федерального органа, согласованному с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления. (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
71. Две и более территории опережающего развития, созданные на территории одного субъекта Российской Федерации, могут быть объединены по решению Правительства Российской Федерации. При этом территория опережающего развития, созданная в соответствии с таким решением Правительства Российской Федерации, считается созданной в соответствии с настоящей статьей, в том числе в случае, если среди объединяемых территорий опережающего развития имеется (имеются) территория (территории) опережающего развития, созданная (созданные) в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона. (Дополнение частью — Федеральный закон от 30.12.2021 № 477-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
72. Предложение об объединении территорий опережающего развития вносится в Правительство Российской Федерации уполномоченным федеральным органом по согласованию с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления и должно содержать обоснование целесообразности объединения территорий опережающего развития. (Дополнение частью — Федеральный закон от 30.12.2021 № 477-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
73. Решение об объединении территорий опережающего развития должно предусматривать: (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
1) срок заключения соглашения о создании территории опережающего развития в результате объединения; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
2) перечень и сроки проведения мероприятий, направленных на объединение территорий опережающего развития; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
3) меры, направленные на финансовое обеспечение размещения объектов инфраструктуры территории опережающего развития, созданной в результате объединения; (В редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 271-ФЗ)
4) сведения, указанные в части 2 настоящей статьи.
(Дополнение частью — Федеральный закон от 30.12.2021 № 477-ФЗ)
74. За индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, зарегистрированными в качестве резидентов одной
Источник: www.kremlin.ru
Территории опережающего социально-экономического развития
Территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) — часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.
Территория
опережающего
развития
Всего создано 21 ТОР
- Сельское хозяйство
- Пищевая промышленность
- Логистика
- Судостроение
- Логистика
- Сельское хозяйство
- Деревопереработка
- Туристический кластер
- Туристический кластер
- Рекреация
- Добыча полезных ископаемых
- Деревопереработка
- Пищевая промышленность
- Сельское хозяйство
- Логистика
- Обрабатывающая промышленность
- Туристический кластер
- Рекреация
- Логистика
- Рыболовство
- Рыбообработка
- Машиностроение
- Деревопереработка
- Металлообработка
- Пищевая промышленность
- Туристический кластер
- Рыбопереработка
- Сельское хозяйство
- Логистика
- Промышленность
- Химия и нефтехимия
- Судоремонт
- Рыбопереработка
- Добыча полезных ископаемых
- Логистика
- Промышленность
- Портовая деятельность
- Логистика
- Промышленное строительство
- Промышленность
- Логистика
- Сельское хозяйство
- Добыча полезных ископаемых
- Услуги для населения
- Сельское хозяйство
- Добыча полезных ископаемых
- Горнодобыча
Что такое ТОР?
Территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) — часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.
- Внутри ТОР действуют налоговые льготы и административные преференции для его резидентов
- Резидент имеет право на получение земельного участка от УК для реализации своего проекта
- Резидент имеет право на подключение к объектам инфраструктуры: свет, вода, газ, водоотведение, теплоснабжение
Резиденты ТОР получают
Налоговые льготы
Льготы по страховым взносам
Административные преференции
Режим «одного окна», возможность применения процедуры СТЗ и другие меры господдержки.
Землю и инфраструктуру для реализации проекта
Земельный участок и необходимую готовую инфраструктуру.
Налоговые льготы
В каждом регионе введены свои налоговые льготы
Налог на прибыль
0 % в течение 5 лет с момента получения первой прибыли
(5% для Республики Бурятия и Мурманской области,
2% для некоторых видов деятельности в Забайкальском крае)
12 % на следующие 5 лет
Льгота по региональной части налога устанавливается субъектом РФ
Налог на землю
0 % От 0% до 1,5%
в течение 3-5 лет
Льгота устанавливается муниципальным образованием
Налог на имущество организаций
0 % От 0% до 0,3%
на первые 5 лет
0,5 % От 0,5% до 2,2%
на следующие 5 лет
Льгота устанавливается субъектом РФ
Единый социальный налог
Страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС снижены с 30% до 7,6% в течение 10* лет после получения статуса резидента. Для резидентов, зарегистрированных после 01.01.2023 г., в течение 10* лет после уведомления налогового органа об использовании этого права. Уведомление можно подать в течение 3 лет после получения статуса резидента.
*12 лет для ТОР вне ДФО
Понижающий коэффициент для налога на добычу полезных ископаемых
Пониженный коэффициент на 10 лет (от 0 до 1)
Административные преференции
Все резиденты ТОР получают преференции для реализации своих проектов
Привлечение иностранной рабочей силы без учета квот
Предоставление земельного участка для реализации проекта
Возможность применения процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ)
Режим «одного окна» для инвестора
Право управляющей компании на защиту резидента в суде
Стать резидентом ТОР
1 Требования к лицу, претендующему на статус Резидента
- ЮЛ или ИП зарегистрированы на ТОР;
- ЮЛ и ИП не должны иметь филиалов вне ТОР;
- Необходимый минимальный объем инвестиций должен составлять 500 000 рублей;
- Отсутствие у юридического лица или ИП недоимки и задолженности по налогам и сборам, страховым взносам и иным обязательным платежам в бюджеты РФ за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов за последний отчетный период (пп.7 п.7 ст. 11 №212-ФЗ);
- Компания не должна находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства;
- Виды предпринимательской деятельности, должны соответствовать видам деятельности, закрепленным в соответствующих Постановления Правительства РФ о создании ТОР.
2 Выберите место реализации проекта
Определите место реализации проекта или выберете земельные участки/объекты недвижимости, свободные (не переданные резидентам ТОР) из перечня.
3 Подготовьте комплект документов
Основные документы
- Заявка (можно заполнить на сайте)
- Бизнес-план (можно заполнить на сайте)
- Учредительные документы (можно заполнить на сайте)
- Свидетельство о государственной регистрации / лист записи ЕГРЮЛ
- Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе
Дополнительные документы
- Финансовая модель инвестиционного проекта (обоснование приведенных в бизнес-плане показателей)
- Бухгалтерская отчетность за предыдущие три года и расшифровка выручки по видам деятельности (для действующих предприятий)
- Копии правоустанавливающих документов на землю (при наличии)
4 Подайте заявку
Не забудьте проверить вашу заявку на наличие типовых ошибок:
- Несоответствие и противоречивость данных в документах
- Неверно рассчитаны суммы налоговых поступлений и взносов в течении 10 лет, показатели финансово-экономической эффективности проекта
- Заявители неверно трактуют понятия «капитальные вложения», «инвестиции», «стоимость проекта»
- Заявляются земельные участки, находящиеся в собственности третьих лиц, или на которых невозможно реализовать инвестиционный проект, не предоставляются подтверждающие документы
- Бизнес-план не соответствует требованиям, указанным в Приказах Минвостокразвития России (нет соответствующих разделов, план-графика реализации проекта, детализации инвестиций и т.д.).
- Недостоверность данных в бизнес-плане, отсутствие обоснования
- Изменение параметров проекта в процессе рассмотрения заявки или подписания соглашения
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
Федеральные законы РФ
Приказы Минвостокразвития РФ и АО «КРДВ»
Постановления Правительства РФ
Вопросы и ответы
Что такое территория опережающего развития (ТОР)
Территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) — часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.
Сколько будет действовать режим ТОР?
Режим будет действовать в течение 70 лет.
Как получить землю в ТОР?
После заключения соглашения АО «КРДВ» заключает с резидентом ТОР договор аренды земельного участка. Стоимость аренды рассчитывается для каждого земельного участка индивидуально с учетом льготного коэффициента. После выполнения резидентом условий по заключенному соглашению АО «КРДВ» предоставляет земельный участок в собственность путем заключения договора купли-продажи.
На каких условиях можно получить землю в ТОР?
Для того, чтобы получить землю в ТОР необходимо получить статус резидента ТОР. Если участок никому не принадлежит, не обременен и орган местного самоуправления дает разрешение, то земля выдается под реализацию проекта. Если земельный участок в собственности АО «КРДВ», то также земля выдается под реализацию проекта.
Как подключиться к инфраструктуре (свет, вода, газ, водоотведение, теплоснабжение) в ТОР?
АО «КРДВ» осуществляет строительство инфраструктуры в ТОР. Вам необходимо указать в заявке потребности вашего будущего проекта в электроснабжении, теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении, газоснабжении. Если ваша заявка с данной информацией будет одобрена, вы сможете подключиться к объектам инфраструктуры. Для каждого ТОРа существует индивидуальный план-график создания объектов инфраструктуры, содержащий в том числе, сроки введения данных объектов в эксплуатацию.
Возможно одной компании одновременно быть резидентом СПВ и ТОР?
Нет, одна компания не может быть одновременно резидентом ТОР и СПВ. Это связано с тем, что резидентом может стать новое юридическое лицо или новый инвестиционный проект с адресом регистрации в ТОР или СПВ.
Источник: erdc.ru
В России появятся 19 новых территорий опережающего развития: зачем?
В конце марта премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил постановления о создании в России 19 новых территорий опережающего развития (ТОР). Что из себя представляют новые ТОРы и какие ставки на них делаются? Об этом ПРОВЭД узнал у резидентов и экспертов.
На примере Пикалево
Территориями опережающего развития станут города Новокузнецк (Кемеровская область), Онега, Канаш (Чувашская республика), Пикалево (Ленинградская область), Ефремов (Тульская область), Гаврилов-Ям (Ярославская область), Губкин (Белгородская область), Заринск (Алтайский край), Сердобск (Пензенская область), Далматово (Курганская область), Саянск и Черемхово (Иркутская область), Новоалтайск (Алтайский край), Павловск (Воронежская область), Донецк и Зверево (Ростовская область), поселок Варгаши (Курганская область), поселок Линево (Новосибирская область), поселок Угловка (Новгородская область). В ближайшие 10 лет в них планируется привлечь 160 миллиардов рублей инвестиций и создать 30 тысяч рабочих мест.
Наделение 19 территорий статусом ТОР является результатом реализации политики по улучшению социально-экономического положения моногородов. В число ТОРов вошли моногорода, имеющие негативные социально-экономические показатели. У каждой из 19 территорий – своя длинная история.
– Возьмем для примера Пикалево, город прекрасно демонстрирует всю современную российскую экономическую ситуацию. Пикалево основан в 1954 году, 60 лет спустя включен в список моногородов РФ с наиболее сложным социально-экономическим положением.
После кризиса и остановки заводов в городе возник стихийный многотысячный митинг, ситуацию удалось разрешить благодаря личному вмешательству Путина. Летом 2009 года он поручил разработать схему поддержки моногородов, и на следующий год российское правительство занялось их финансовой поддержкой. Пикалево получил тогда полмиллиона рублей из федерального бюджета и почти 60 миллионов – из областного. При этом в городе создалась типичная для России коррупционная атмосфера – с 2014 до 2016 годы глава администрации вступил в преступный сговор с руководством цементного завода, осенью 2017 года бывший глава администрации Пикалево и еще пять лиц были осуждены условно от 2 до 5 лет за совершение коммерческого подкупа и хищение в особо крупном размере. Начиная с 2008 года мы видим стабильный отток населения из города, его внешний вид оставляет желать лучшего, – рассказывает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский .
Судьба Пикалево показывает, что правительство уже давно озабочено подобными моногородами, но раз за разом программы по поддержке буксуют. По мнению Ивана Андриевского, все дело в том, что бюджетные вливания средств мало что дают и в правительстве это поняли довольно поздно.
– Только с 2015 года мы видим рост числа ТОР и ТОСЭР в России. Эта стратегия намного более эффективна, чем просто выделять средства из бюджета. ТОР получает льготные налоговые условия и другие административные привилегии, что способствует экономическому росту, росту предпринимательства, привлечению населения в регион, улучшению жизни населения, – считает эксперт.
Администрация Ленобласти как минимум с 2016 года разрабатывала планы по созданию ТОСЭР в Пикалево, в нем шло проектирование индустриального парка «Пикалево» в рамках реализации комплексного инвестиционного плана модернизации города. Уже в августе 2017 года МЭР одобрило создание ТОСЭР в Пикалево, было высказано предположение, что к 2030 году город уйдет от «монозависимости». С этого момента ведется активное и успешное привлечение инвесторов, в городе формируется кластер легкой промышленности.
– Вполне возможно, что в рамках ТОР Пикалево удастся совершить некоторый прорыв. Об этом говорит и пример других городов, например Череповца, который только что лишился статуса «моногорода». В том числе благодаря присвоению ему статуса ТОР, в нем выросло число предпринимателей, а безработица сократилась с 7 до 0,8%.
Вместе с тем, ТОРы рискуют повторить судьбу ОЭЗ по своей малой эффективности, об этом нам в ярких цифрах сообщает Счетная палата. Невозможно тиражировать Сингапуры на основе все той же непрозрачной и малоэффективной экономической модели, ведь даже при самых благоприятных условиях ТОРы все равно подчиняются российскому законодательству, которое имеет ряд известных проблем в отношении ведения свободной экономической деятельности, в отношении госуправления и непрозрачности судебной системы. Сможет ТОР «выстрелить» или нет? Это напоминает игру в рулетку, где доля случая и удачи довольно высока по сравнению с успешной последовательной реализацией прагматичных бизнес-решений, которые мы наблюдаем раз за разом в развитых странах, – отмечает Иван Андриевский.
По словам резидента
ПРОВЭД нашел бизнесмена, который собирается получить статус резидента ТОСЭР «Бакал». Эксперт крупнейшего B2B-предприятия в индустрии развлечений России, управляющий группой компаний « Авира » (AviraKids) Алексей Загуменнов вместе с партнером Алексеем Зыковым решили организовать новое предприятие в Саткинском районе Челябинской области. Здесь сегодня активно развивается ТОСЭР «Бакал». Моногород Бакал получил статус территории социально-экономического развития в марте 2017 года.
– Почти год чиновники раскачивались, готовили регламенты и нормативные документы, проводили переговоры с предпринимателями. Этот момент очень важен: если та или иная территория получила статус ТОР или ТОСЭР, у предпринимателя есть время собраться с мыслями. Для меня как для предпринимателя статус резидента важен в первую очередь по экономическим причинам.
К примеру, предприятия, получающие сегодня статус резидентов ТОСЭР в Бакале, в дальнейшем будут работать в едином индустриальном парке, что позволит получать налоговые льготы и снизить нагрузку на бизнес минимум на 30%. При этом на старте проекта я вкладываю в новое производство 5 миллионов рублей и создаю 20 рабочих мест для жителей района. В дальнейшем число рабочих мест будет увеличиваться в соответствии с осваиваемыми площадями, – поделился планами Алексей Загуменнов.
По словам нашего собеседника, статус резидента получить непросто. Необходимо предоставить детальный бизнес-план будущего проекта в соответствии с техническими требованиями представителей властных структур. Разработка такого документа требует участия маркетологов, экономистов, юристов и, конечно, собственников бизнеса.
– Но уже сейчас понятно, что дело того стоит, ведь в ТОСЭР некоторые предприятия умудряются сэкономить до 60% бюджета, если сравнивать с запуском бизнеса на любой другой территории. Статус резидента ТОСЭР выгоден в первую очередь тем, что таковому предоставляются налоговые льготы на определенный срок, например, на 25 лет. Это позволяет снизить расходы и одновременно выстроить грамотное бизнес-планирование. Риски же заключаются в обязательствах, данных администрации региона конкретной ТОСЭР. Скажем, если в документации прописано, что бизнесмен обязан обеспечить 20 рабочих мест, то за те же самые 25 лет он не сможет заменить их роботами, – объяснил Алексей Загуменнов.
Избежать галочного резидентства
В целом работа по созданию ТОР является одной из форм территориального развития экономики. Статус территории опережающего развития очень близок к статусу особой экономической зоны, зон территориального развития. Однако к функционированию таких территориальных режимов в экспертном сообществе есть множество вопросов.
Артем Юдкин, член правления СЭЦ «Модернизация» , соавтор экспертного комментария к Федеральному закону от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», напоминает, что основной целью создания ТОР является почти полный отказ от финансовой нагрузки на бизнес, создающий в ТОР рабочие места, запускающему новые производства. Основным принципом выступает полная открытость для приема новых предприятий – резидентов ТОР – при соблюдении ряда обязательных требований.
– Однако результативность ТОР измеряется достаточно сложно. Основным направлением мониторинга выступают новые рабочие места, введение в действие производственные мощности, заработная плата. Вместе с тем, единой системы, обеспечивающей прозрачность деятельности резидентов ТОР, пока не сложилось, – говорит Артем Юдкин.
Резиденты ТОР получают свои льготы в рамках тех видов деятельности, которые указываются в постановлении о ТОР, таким образом, государство определяет, какие отрасли экономики необходимо поддержать. Вместе с тем, сложно выявить потенциал предприятий в развитии региона. Так, во многих ТОР, созданных на территории моногородов, количество резидентов не превышает двух десятков, а анализ их продуктивности затруднен недостатками публичной отчетности.
– Множество вопросов, требующих дополнительного регулирования, остаются нерешенными: это вопросы участия резидентов ТОР в госзакупках, стимулирования экспорта продукции, произведенной резидентами ТОР, взаимодействие с госкомпаниями и многое другое. Важно понимать, что эффективность ТОР необходимо измерять через призму теории «налоговых расходов», когда государство рассчитывает «обменять» недоимки по налогам в связи со льготами на социально-экономический эффект и увеличение налогов и взносов, не попадающих под льготы, – считает наш собеседник.
Создание ТОР во многом точечный процесс, а участие в ТОР связано с возрастанием бюрократической волокиты – отчеты, справки и прочее. Более того, создание одной только правовой, пусть и льготной, основы для работы ТОР – лишь часть комплекса мер. Необходимо обеспечить развитую инфраструктуру для работы резидентов, снизить контрольную нагрузку на них, подключение к ресурсным сетям должно стать простым и дешевым, если не бесплатным. Приходить в «чистое поле» будущий резидент не заинтересован.
– В любом случае, результат работы ТОР не появится в первые годы ее существования, особенно в моногородах. Целесообразно организовать работу по привлечению резидентов в ТОР, открытию в ТОР подразделений крупных предприятий, увеличения объема льгот. В настоящее время такая работа проводится мало, кооперационные связи не позволяют создавать предприятия «с нуля». Главное – не столкнуться с «галочным резидентством», как это ранее выявляли в особых экономических зонах, – резюмирует Артем Юдкин.
Источник: dzen.ru