Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи
На основе государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в областях, городах и районах разрабатываются и утверждаются областные, городские и районные территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
Основой территориальной программы является гарантированный государством объем медицинской и лекарственной помощи, предусматривающий оказание количественно регламентированной медицинской помощи по профилактике, диагностике и лечению заболеваний, определяемый Постановлениями СМ РБ во исполнение Закона Республики Беларусь от 11 ноября 1999 г. «О государственных минимальных социальных стандартах» в виде государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения.
В соответствии с Постановлением М3 РБ от 27 мая 2002 года 328 «Об утверждении инструкции по разработке и реализации территориальных программ государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием граждан» территориальная программа представляет собой документ, определяющий перечень видов и объемов медицинской помощи, а также условий предоставления гражданам за счет бюджета соответствующей административно-территориальной единицы Республики Беларусь. Территориальная программа содержит территориальные нормативы применительно к конкретным объемам медицинской помощи и плановые показатели их финансового обеспечения.
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
Цель разработки территориальной программы.
— создание единого механизма реализации конституционных прав граждан Республики Беларусь по получению бесплатного лечения в государственных ЛПО за счет бюджета соответствующей административнотерриториальной единицы Республики Беларусь;
— обеспечение сбалансированности обязательств государства по предоставлению гражданам гарантированного объема и качества бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого бюджетных средств;
— повышение эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения.
Программы государственных гарантий направлены на обеспечение социальной справедливости в сфере оказания медицинских услуг населению. Достижение этой цели зависит от финансовой сбалансированности обязательств государства и средств, выделяемых на их реализацию, а также от эффективности использования ресурсов при оказании бесплатной медицинской помощи. Поэтому планирование этих программ должно быть направлено на обеспечение их финансовой сбалансированности и достижение необходимого уровня структурной и локальной эффективности системы оказания бесплатной медицинской помощи населению.
Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи разрабатываются на основе нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя и включают условия и порядок предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи, согласованные, сбалансированные объемы медицинской помощи и финансирования, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, сводный расчет стоимости.
Программа гос.гарантий на 2022г. Полный разбор документа, что нужно знать каждому.
Территориальная программа разрабатывается ежегодно органами управления здравоохранением в сроки, установленные для разработки бюджета и утверждается местными исполнительными или распорядительными органами в недельный срок после утверждения местных бюджетов.
Контроль за качеством, объемами и соблюдением условий оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы осуществляется соответствующим органом управления здравоохранением.
Территориальная программа включает:
• перечень видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам за счет средств бюджета административно-территориальной единицы Республики Беларусь;
• условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам данной административно-территориальной единицы Республики Беларусь;
• объемы медицинской помощи;
• права и обязанности местных исполнительных и распорядительных органов управления здравоохранением.
В программы могут включаться допустимые отклонения планируемых и фактических объемов медицинской помощи, порядок корректировки объема финансирования по уровню роста цен на товары и услуги, модели конечных результатов деятельности, планы развития сети ЛПО и реструктуризации медицинской помощи, закупок товаров медицинского назначения, внедрения новых технологий.
Основные виды медицинской помощи:
1. Скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах.
2. Амбулаторно-поликлиническая помощь, включающая проведение мероприятий по профилактике (в том числе, динамическому наблюдению за здоровьем детей и беременных женщин), диагностике и лечению заболеваний при обращении за помощью в амбулаторно-поликлиническое ЛПО и оказанию медицинской помощи на дому.
3. Стационарная помощь при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, состояниях и травмах, требующих круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по медицинским показаниям, при патологическом течении беременности, родах и прерывании беременности по медицинским, социальным и медико-генетическим показаниям, при плановой госпитализации с целью проведения лечения, требующего круглосуточного
4. Медицинская помощь, отзываемая в ДС и стационарах на дому при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, состояниях и травмах, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по медицинским показаниям,
5. Прочие виды медицинской помощи, оказываемые санаториями (детскими, специализированными), домами ребенка, службой медикореабилитационной экспертной комиссии, станциями (отделениями) переливания крови, патолого-анатомическими бюро, диагностическими центрами, другими ЛПО.
6. Санитарно-эпидемиологический надзор.
8. Льготное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе, перевязочными материалами, техническими средствами социальной реабилитации (слуховыми аппаратами и глазными протезами, изготовление и ремонт зубных протезов).
Льготы при лекарственном обеспечении и протезировании отдельных категорий граждан определяются действующим законодательством Республики Беларусь.
При оказании скорой и стационарной медицинской помощи, в том числе, в ДС, стационарах на дому, осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Нормы и нормативы медикаментозного обеспечения в государственных ЛПО различных типов и видов определяются протоколами обследования и лечения больных, утвержденными М3 РБ.
Объем специализированной медицинской помощи и дорогостоящего обследования устанавливается по медицинским показаниям с учетом протоколов обследования и лечения больных.
Перечисленные выше виды медицинской помощи могут быть конкретизированы по врачебным специальностям и конкретным мероприятиям.
Для граждан данной административно-территориальной единицы Республики Беларусь определены следующие условия предоставления медицинской помощи:
• в амбулаторно-поликлинических ЛПО:
— закрепление граждан за ЛПО по месту жительства;
— установление объема диагностических и лечебных мероприятий для конкретного пациента лечащим врачом;
— осуществление направления пациентов на госпитализацию в соответствии с клиническими показаниями, требующими круглосуточного медицинского наблюдения;
• в стационарных ЛПО:
— госпитализация в соответствии с клиническими показаниями в ЛПО по месту закрепления;
— возможное наличие очереди на госпитализацию;
— возможность размещения больных в палатах на 4 и более человек;
— обеспечение больных, беременных и родильниц лечебным питанием в соответствии с физиологическими нормами, утвержденными М3 РБ;
— предоставление возможности одному из родителей или одному из членов семьи, по усмотрению родителей, находится вместе с больным ребенком;
— обеспечение питанием и койкой лица, ухаживающего за госпитализированным больным ребенком, а также за ребенком в возрасте до 3 лет, при наличии медицинских показаний;
— право получить медицинскую помощь в любой ЛПО и у любого медицинского работника частного здравоохранения по своему выбору имеет каждый гражданин за счет собственных средств либо средств физических или юридических лиц.
Объемы медицинской помощи определяются, исходя из утвержденных в установленном порядке государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения с учетом фактически сложившихся объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя.
Плановые показатели объемов медицинской помощи территориальной программы:
1. Амбулаторно-поликлиническая помощь. Показатель объемов амбулаторно-поликлинической помощи выражается:
— в количестве посещений амбулаторно-поликлинических ЛПО данной административно-территориальной единицы Республики Беларусь в расчете на одного жителя;
— в количестве посещений врачами на дому данной административнотерриториальной единицы Республики Беларусь в расчете на одного жителя.
2. стационарная медицинская помощь. Показатели объемов стационарной медицинской помощи выражаются:
— количеством планируемых койко-дней для лечения больных в стационарах круглосуточного пребывания и для лечения больных в ДС и стационарах на дому в расчете на одного жителя;
— количеством пролеченных больных в расчете на одного жителя (уровень госпитализации);
— средней длительностью пребывания больного на койке.
Плановые показатели длительности пребывания больного в профильных отделениях и специализированных стационарах, а также в ДС и стационарах на дому определяются в соответствии с протоколами обследования и лечения больных.
3. Скорая медицинская помощь. Показатель объема скорой медицинской помощи выражается в количестве вызовов бригад скорой медицинской помощи в расчете на одного жителя.
Таким образом, установление нормативов финансовых затрат на единицу медицинских услуг должно осуществляться с учетом анализа структуры финансовых затрат и степени загрузки мощностей медицинских учреждений.
Схематично территориальная программа представлена на рисунке.
Источник: scicenter.online
Порядок разработки территориальной программы государственных гарантий
В соответствии с Программой органами государственной власти субъектов РФ разрабатываются соответствующие территориальные программы государственных гарантий. В них могут устанавливаться дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.
Подушевые нормативы финансирования территориальных программ формируются, исходя из вышеперечисленных нормативов объемов медицинской помоши и финансовых затрат, с учетом соответствующих региональных коэффициентов.
Территориальная программа государственных гарантий включает:
• территориальную программу ОМС;
• перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно за счет бюджетов всех уровней и средств ОМС;
• перечни организаций здравоохранения, работающих в системе ОМС, и медицинских учреждений, финансируемых из бюджетов;
• объемы медицинской помощи, установленные для медицинских учреждений субъекта РФ, муниципальных образований, ведомственных и частных медицинских организациях, работающих в системе ОМС, и финансовые средства на выполнение этих объемов;
• перечень жизненно необходимых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи;
• перечень медицинских учреждений субъекта РФ, оказывающих специализированную высокотехнологичную медицинскую помощь за счет средств бюджета субъекта РФ;
• условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи населению субъекта РФ;
• информацию о численности населения (по группам и категориям заболеваний), при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой.
Основные задачи территориальных программ:
• консолидация различных источников финансирования для обеспечения населения гарантированной (бесплатной) медицинской помощью;
• обеспечение сбалансированности обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств;
• повышение эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения.
Для разработки территориальных программ используется алгоритм, представленный на рис. 7.3, согласно которому при их формировании федеральные нормативы объемов медицинской помощи корректируются с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъектов РФ.
Рис. 7.3. Организационный алгоритм разработки территориальной программы государственных гарантий
Муниципальные задания утверждаются одновременно с бюджетами муниципальных районов и городских округов и являются составной частью территориальной программы государственных гарантий.
Важный раздел территориальных программ в РФ — план мероприятий по устранению или сокращению дефицита финансовых средств. Он включает в себя комплекс мер по повышению эффективности использования ресурсов. В частности, он предусматривает организацию двухсменного обследования и лечения, включая выходные и праздничные дни; исключение дублирования в стационарах больниц результатов амбулаторно-поликлинического обследования; расширение практики ранней выписки пациентов из стационара на амбулаторно-поликлиническое лечение.
Кроме того, перспективным направлением повышения эффективности использования ресурсов является развитие стационарзамещающих организационных технологий (дневные стационары в амбулаторно-иоликлинических, больничных учреждениях, стационары на дому), внедрение современных технологий диагностики и лечения и др.
Реализация территориальных программ, безусловно, сыграла положительную роль в реструктуризации (оптимизации) медицинской помощи населению. За период 2006-2008 гг. отмечаются позитивные тенденции сокращения объемов стационарной медицинской помощи в расчете на 1 жителя (с 3,002 до 2,878 койко-дня) и роста объемов медицинской помощи, предоставляемой населению в дневных стационарах (с 0,456 до 0,496 пациенто-дня соответственно).
В то же время сохраняется рост объемов скорой медицинской помощи, фактическое выполнение которых в 2008 г. составило 0,343 при установленном в Российской Федерации нормативе 0,318 вызова на 1 жителя. Последнее, на фоне незначительного увеличения объемов амбулаторно-поликлинической помощи, свидетельствует о недостаточно эффективном использовании финансовых ресурсов, направляемых на здравоохранение.
Таким образом, использование нормативно-подушевого принципа планирования и финансирования медицинской помощи, оказываемой гражданам РФ в рамках территориальных программ, позволяет улучшить управление объемами медицинской помощи и их сбалансированность по видам.
По результатам комплексной экспертной оценки, проведенной МЗиСР в 2008 г., к субъектам РФ с высоким уровнем реализации территориальных программ отнесены Белгородская, Липецкая, Московская, Самарская, Свердловская области, Республики Татарстан и Чувашия, Ханты-Мансийский автономный округ. Пермский край. К территориям с низким уровнем реализации территориальных программ госгарантий отнесены Курская, Архангельская, Калининградская, Кировская, Курганская, Камчатская области и др.
О.П. Щепин, В.А. Медик
Источник: medbe.ru
Постановление Правительства Свердловской области от 29 декабря 2021 №995-ПП
Добавлен: 30.12.21 5:44 AM О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Свердловской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
(с изменениями утвержденными Постановлением Правительства Свердловской области от 25.08.2022 № 595-ПП)
Ключевая тема: Территориальная программа
Тип документа: Постановление
Документ: Загрузить
- Антикоррупционная экспертиза правовых актов
- Нормативные документы по COVID-19
- Особенности кодирования случаев диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции
- Маршрутизация пациентов в эпидемический сезон новой коронавирусной инфекции
- Экспертиза качества медицинской помощи, оказанной пациентам с COVID-19
- Организация медицинской помощи взрослым и детям с подозрением/подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции
- Оплата (в т.ч.ТС и протоколы комиссии)
- Участие медицинской организации
- Участие страховой медицинской организации
- Подать заявку на включение в реестр экспертов
- Реестр экспертов медицинской помощи
- В помощь эксперту
- Политика в области обеспечения безопасности ПДн
- Оферта по информационному взаимодействию
- Использование ЭП
- ЮЗЭДО
Источник: oms66.ru
Минздрав представил новый вариант программы государственных гарантий на предстоящую трехлетку
Подушевые нормативы финансирования Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи будут проиндексированы на 2021 год на 3,7%, на 2022 — на 4% и на 2023 год — на 4%. Они были откорректированы в соответствии с прогнозом доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующие годы и социально-экономического развития страны. Обновленный проект программы представлен общественности.
Фото: автора
Минздрав представил новую версию Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Документ опубликован 10 сентября на портале законопроектов. Регионам рекомендовано утвердить до 30 декабря территориальные программы госгарантий в соответствии с принятыми на федеральном уровне изменениями.
В пояснительной записке говорится, что п роект программы содержит ряд новых положений по сравнению с прежней редакцией. Например, увеличены нормативы объема паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе при осуществлении посещений на дому выездными патронажными бригадами.
Подросли нормативы финансовых затрат на 1 койко-день по паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, нормативы объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, в условиях круглосуточного и дневного стационаров.
В Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу ОМС и финансируемых за счет субвенции из бюджета ФОМС, дополнительно включены: по профилю «оториноларингология» группа 28 «хирургическое лечение доброкачественных новообразований среднего уха, полости носа и придаточных пазух, гортани и глотки», содержащая два метода лечения, по профилю «педиатрия» группа 34 «поликомпонентное лечение тяжелых форм аутоиммунного и врожденных моногенных форм сахарного диабета и гиперинсулинизма с использованием систем суточного мониторирования глюкозы и помповых дозаторов инсулина», содержащая один метод лечения.
Нормативы финансовых затрат по всем группам проиндексированы по сравнению с 2020 годом в части оплаты труда на 5,8% и в части приобретения лекарственных средств и прочих расходов — на 3,7%.
Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2021 год составляют: на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств ОМС — 2808,6 руб., на 1 посещение при оказании медорганизациями медицинской помощи в амбулаторных условиях — 474,1 руб.
Одно комплексное посещение для проведения профилактических медицинских осмотров — 1880 руб., 1 комплексное посещение для проведения диспансеризации, включающей профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, в том числе в целях выявления онкологических заболеваний, — 2093,8 руб. Тестирование на выявление новой коронавирусной инфекции ( COVID -19) — 584,0 руб .
Источник: medvestnik.ru