Разработка теоретико-методологической части программы исследования начинается с постановки проблемы. Она задает тон всему процессу работы социолога.
Проблема, объект и предмет исследования.
Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация.
Проблемная ситуация – это реально существующие в социальной действительности противоречие способы разрешения которого в настоящее время не ясны или неизвестны.
Проблемная ситуация — состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.
Четкая формулировка проблемной ситуации на 60-70 % предопределяет конечный успех.
Проблемная ситуация — это реально существующее в социальной действительности противоречие (скажем, между общественной потребностью в активизации экономического поведения и социальными факторами, препятствующими такой активизации), способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или не ясны. Поэтому при разработке программы прикладного социологического исследования необходимо перевести интуитивно устанавливаемое и смутно выраженное в общественном сознании (или в мнении заказчика) социальное противоречие на язык точной теоретической интерпретации. А это означает требование отделить известное от неизвестного, уже решенные проблемы, не требующие специального анализа, от тех, которые нуждаются во вполне определенных теоретических и практических действиях, направленных на получение нового знания, способного в случае его практического применения привести в качестве результата к разрешению проблемной ситуации.
Урок 12. Организация и методы социологического исследования
Проблема — форма научного отображения проблемной ситуации. Она, с одной стороны, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию, с другой — указывает на противоречие между осознанием потребности определенных практических действий и незнанием средств и методов их реализации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области социальной жизни, разработки теоретических средств и практических действий, направленных на выявление причин, вызывающих противоречия, на их разрешение.
Проблемы порождаются социальной действительностью или развивающимся знанием и сознательно формулируются социологом в форме ясных вопросов, на решение которых направлена вся познавательная деятельность в социологическом исследовании.
Проблема же, стоящая перед разработчиками программы конкретного социологического исследования, — это результат теоретического осмысления проблемной ситуации, выраженный в четкой формулировке. Проблема формулируется в виде ясных вопросов и установок. Например, вопрос: каковы причины низкой экономической активности определенных групп населения (рабочих, служащих и др.) в современных социально-экономических условиях? Установка: найти возможности, способы и пути активизации экономического поведения работающих и других групп населения.
Методы исследования в курсовой и дипломной работе. Как правильно написать? Примеры
Пример проблемы: проблемы формирования активной личности и факторы этого не допускающие.
В процессе формулировки проблемы исследования социолог стремится точно выразить проблемную ситуацию (и реальное противоречие, определяющее ее) и в то же время не давать чрезмерно широких и абстрактных определений. Первоначальная проблема, которая чаще всего именно абстрактна, по ходу исследования постоянно сужается и к моменту выхода в «поле» приобретает четкий, завершенный вид. Целесообразно несколько раз возвращаться к формулировке проблемы. Если проблема не «урезана» до необходимых размеров, всегда остается опасность, что социолог будет искать ответ не на одну, а на множество проблем, и стало быть, как следует не решит ни одной.
Чаще всего социологи не придают особого значения правильному выбору проблемы исследования, полагаясь на интуицию и здравый смысл. Проблема в научном смысле слова не отличается от обыденного ее употребления. Выражение «проблема текучести кадров» или «проблема женского пола» суть не проблемы в принятом выше значении, а темы (греч. thema — вопрос для обсуждения, предмет разговора). В маркетинговом исследовании заказчик определяет тему, но не проблему исследования. Умение превращать тему исследования в проблему исследования — особое искусство, требующее квалификации и опыта.
В прикладном исследовании, которое проводится по инициативе заказчика, в виде проблемной ситуации формулируется этот самый социальный заказ. Он представляет собой указание на какое-либо социальное противоречие либо на неудовлетворительное положение дел.
Социологу нужно «перевести» проблемную ситуацию в формулировку проблемы. Это означает, что он должен проделать анализ проблемной ситуации — специальную аналитическую работу, включающую решение следующих задач.
На стадии формулировки проблемы социолог обращается к изучению научной и методической литературы, результатам предшествующих социологических исследований собственной и других социологических служб, анализу экономического, технического и организационного контекста проблемы, опросу экспертов. В роли экспертов могут выступать непосредственные участники проблемной ситуации, включенные в нее на разных уровнях управления.
Можно выделить две стороны проблемы: гносеологическую и предметную.
В гносеологическом смысле (т.е . с точки зрения познавательного процесса) проблемная ситуация – это знание о незнании, несоответствии или противоречии между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий.
Предметная сторона проблемы социологического исследования — это явления и процессы, вызывающие беспокойство, например, ситуация непонятна, не поддается убедительному объяснению, имеет место социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, общностей институтов.
С одной стороны, последние угрожают стабильности, но одновременно являются главным фактором социальных изменений и потому особенно заслуживают внимания.
Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны.
В простейшем случае — это недостаточная осведомленность о реальной социальной ситуации, вследствие чего невозможно использовать уже имеющееся знание для уяснения и возможного регулирования социальных процессов. В других случаях это обнаружение таких процессов и явлений, природа которых теоретически необъяснима, а следовательно, нет и соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них со стороны общества. Социальная проблема может и вовсе не осознаваться как общественная потребность, так как провоцирующие ее условия и поведение людей не достигли того уровня, на котором она становится очевидной. Наконец, будучи осознаваемой, она не обязательно становится предметом анализа и целенаправленных действий, так как для этого нужны активная заинтересованность и готовность к практическим преобразованиям каких-то общественных сил, организаций, движений. Именно такая готовность и заинтересованность образуют основу «социального запроса» в исследовании.
Классификация проблем:
— гносеологические (недостатки познавательной информации)
— предметные (реальные социальные противоречия)
— по носителю (стратификационные, демографические, семейные и т. д.)
— по масштабам (глобальные, региональные)
— по времени (кратко-, средне-, дальнесрочные)
— по глубине (одноплановые, комплексные, системные).
В процессе постановки проблемы можно выделить две основные процедуры: осмысление проблемной ситуации и формулировку (разработку) проблемы.
А. Осмысление проблемной ситуации.
Проблемная ситуация — это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны).
Социолог фиксирует противоречие между знанием и незнанием: несоответствие наличных теоретических положений новым фактам. Отсюда формируется объективная потребность в получении нового знания, поиске еще не известного результата для разрешения проблемной ситуации.
1) Перевести интуитивно улавливаемые противоречия на язык точного описания, отделить известное от неизвестного, мнимые (псевдопроблемы), уже решенные, не требующие специального анализа от тех, которые действительно требуют определенных теоретических и практических действий для их разрешения (выбора альтернатив).
Предварительный анализ проблемной ситуации:
а) внешние наблюдения;
б) свободные интервью с участниками проблемной ситуации;
в) анализ документов (традиционный), в том числе ведомственной документации, результатов предшествующих социологических исследований;
г) свободные интервью с экспертами.
Источник: studfile.net
Теоретико-методологическая часть программы
1) темы исследования, фиксируемой в самом, названии исследовательского проекта;
2) характеристик исходных представлений о данной теме, степени ее изученности социологией;
3) цели исследования;
4) задач исследования;
5) объекта исследования;
6) предмета анализа;
7) исходных теоретических понятий (категорий) исследования;
8) операционализирующих эти понятия эмпирических категорий (индикаторов, категорий анализа, единиц анализа и единиц счета);
9) гипотез, достоверность которых будет устанавливаться в данном исследовании.
Такова квинтэссенция концептуальной схемы эмпирического социологического исследования. Прокомментируем каждую составляющую этой схемы, исходя из того, что Вам лично придется выступать в роли либо заказчика, либо потребителя социологической информации.
Формулирование темы исследования. Как правило, заказчик определяет не тему, а проблему исследования. Например, в таком виде: «Выясните, в чем причины девиантного поведения подростков». Но такая постановка еще слишком обща и неопределенна.
Она может быть выражена в различных вариантах исследовательских тем: а) «Степень вероятности аддиктивного поведения подростков», б) «Социальные факторы воспроизводства девиации в подростковой среде», в) «Беспризорность детей и подростков», г) «Динамика и тенденции девиантного поведения подростков в республике Казахстан», и т.п. Очевидно, что от того, как будет сформулирована тема исследования, зависит вся последующая работа социолога. Поэтому ему необходимо уточнить у заказчика, что же ему хочется узнать в наибольшей степени, подсказать ему возможные вариации проблемы, сообща выбрать подходящую тему и утвердить ее совместным решением.
Исходные представления о теме исследования. Речь идет о степени ее изученности как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне социологии. Не следует думать, что социолог-эмпирик изучает совершенно непознанные вопросы. Даже в ситуациях, когда он сталкивается с проблемой, которой раньше не было в социальной жизни нашего общества (например, с той же детской беспризорностью), обнаруживается, что в теоретической социологии уже есть немало наработок, могущих дать ему общие ориентиры для его исследования (теории девиантного поведения (социального отклонения), методика диагностики социального конфликта, т.п.).
Естественно, что социолог обязан познать опыт коллег по изучению отклоняющегося поведения молодежи современного Казахстана (по соответствующим публикациям) и выяснить, какие аспекты данной проблемы эмпирически исследованы лучше, а какие хуже. Памятуя о том, что исследовать надо непознанные и/или противоречиво понимаемые грани проблемы, он, первоначально в своем сознании, а затем в программе своего исследования, характеризует (в сжатом виде) меру познанности социологией той проблемы, за изучение которой берется.
Цель исследования. Цель — конечный результат, которого социолог хочет достичь в исследовании. В нашем примере возможны следующие варианты цели исследования:
1) профилактика отклоняющегося поведения среди подростков;
2) жизненные ориентиры и позиции подростков;
3) социально-психологическое самочувствие подростков;
4) стратегии предупреждения девиантного поведения подростков;
5) другие целевые установки.
В эмпирических социологических проектах, реализуемых коллективами исследователей, могут ставиться и решаться несколько целей одновременно. Бывает и так, что по ходу исследования приходится менять его цель (и) в силу качественной перемены социальной ситуации. В таком случае изменение целевой установки согласуется с заказчиком и отражается в исследовательской программе.
Задачи исследования — система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования. Они разделяются на основные (ориентированные на выявление сущности проблемы) и дополнительные, касающиеся отдельных аспектов проблемы. Задачи исследования формулируются в системном виде по правилам логики, при этом дополнительные задачи выступают в роли конкретизации и детализаций основных. Количество задач зависит от проблемы, степени ее изученности, цели исследования, интересов заказчика, а также потенций исследователей, их возможностей проникнуть в глубь проблемы.
Формулирование задач — ответственная процедура, ибо та или иная их постановка обяжет к соответствующему этим постановкам конструированию всех последующих компонентов исследовательской программы.
Объект исследования — конкретный фрагмент социальной реальности, где существует изучаемая проблема и которая подвергается непосредственному исследованию. Определение объекта происходит на основе формулировки темы, анализа и степени ее изученности, поставленной цели и задач исследования. В нашем примере объектом изучения может быть макросреда и микросреда социализации подростков: а) семья с «трудным» подростком; б) неполная семья; в) подростки как социальная группа; г) определенные категории детей и подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних (ИДН); д) другие подсистемы и структуры.
Понятно, что во всех этих случаях исследование приобретет неоднозначный смысл, полученная в нем информация будет значимой в разных отношениях. От того или иного определения объекта исследования будет зависеть выбор методов сбора информации: в случаях а) и б) потребуется анкетирование, в случаях в) и г) целесообразнее применить интервьюирование, а в случае д) — метод экспертных оценок.
Предмет исследования — наиболее существенные свойства изучаемого объекта, анализ которых особенно значим для решения задач исследования. На определение предмета влияют: а) реальные свойства объекта, б) знания исследователя об этих свойствах, в) целевая установка, г) задачи исследования. Для решения разных задач один и тот же объект может рассматриваться через призму разных предметов.
Поясним сказанное продолжением нашего примера. Если целью исследования будет, скажем, предупреждение девиантного поведения подростков, а основной задачей — выявление социальных факторов воспроизводства девиантного поведения в подростковой среде, то предметом исследования может стать:
а) рассмотрение всего набора социальных факторов, влияющих на проявление девиации среди подростков;
б) исследование глобальных факторов, обусловленных влиянием мировых тенденций и интеграцией нашего государства в мировую рыночную систему;
в) анализ факторов, связанных со снижением эффективности воздействия институтов социализации;
г) выявление тех или иных «групп риска» и их демографической структуры;
д) других факторов, обусловливающих вероятность воспроизводства девиантного поведения подростков.
Любое переформулирование объекта, цели и задач исследования ведет к видоизменению его предмета, т.е. той главной призмы, через которую исследователь будет рассматривать (анализировать) проблему. Но в любом случае определение предмета анализа нельзя сводить к одной-двум формулировкам. Предмет исследования всегда имеет системно-структурный характер, предполагает разноаспектный анализ существенных свойств объекта.
Поэтому его описание должно иметь системно-структурную форму. Только при этом условии может быть обеспечен: а) должный выбор понятий исследования, б) их желательная операционализация, в) выдвижение адекватных исследовательских гипотез.
Исходные теоретические понятия. Любое эмпирическое исследование базируется на той или иной социологической теории, а потому оперирует соответствующими этой теории понятиями. Обязательным условием четкости и научности исследовательской программы выступает недвусмысленнее указание на то, в рамках какой парадигмы и в свете какой социологической концепции проводится исследование. При этом дефиниция исходного понятия должна соответствовать избранному парадигмальному и теоретическому подходам.
Продолжая наш пример, предположим, что мы будем строить свое исследование в ключе конфликтологической теории, в частности ее социально-психологический вариант (М.Гольд и А.Райс). В таком случае мы определим девиантность как результат внутриличностного конфликта между различными ценностями, усваиваемыми людьми в процессе коммуникации в различных социальных группах и отсутствия единой нравственной основы, способной разрешить данный конфликт, которая в свою очередь закладывается в детстве через внешний контроль и научение[7]
Операционализация понятий — это перевод содержания общих понятий в единичные, эмпирически фиксируемые индикаторы. Без эмпирической интерпретации общих понятий невозможно эмпирическое исследование. Данная процедура, пожалуй, самая сложная на этапе разработки исследовательской программы. Ее реализация по сути дела означает разработку концептуальной схемы исследования и создание предпосылок для выдвижения гипотез.
Суть операционализации любого понятия заключена в его эмпирическом истолковании, т.е. нахождении таких конкретизаций понятия, которые выражают важные характеристики объекта, доступные измерению социологическими методами. Признаки объекта, поддающиеся измерению, называются эмпирическими индикаторами. Операционализация понятия (скажем девиации) означает построение системы эмпирических индикаторов, регистрация которых позволит судить о фактах ее наличия (отсутствия) и т.д. и т.п.
Регистрация индикаторов может происходить на основе разных методов, техник и процедур, но при обязательном соблюдении общего правила — вычленения категорий анализа, единиц анализа и единиц счета.
Категории анализа — эмпирические понятия, установленные в итоге операционализации теоретической категории и выражающие смысловые признаки объекта, поддающиеся социологическому измерению.
Единицы анализа — элементы (части, структуры, подсистемы) изучаемого объекта, которые будут измеряться.
Единицы счета — количественное выражение единиц анализа (численности людей, их определенных поступков, высказываний, мнений и т.п.), позволяющее фиксировать частоту проявления изучаемого признака объекта.
Гипотезы исследования — априорные (доопытные) предположения, истинность которых нужно либо доказать, либо опровергнуть. Это своеобразные прогнозные оценки ожидаемого решения задач исследования. Поэтому в количественном отношении их не может быть меньше, чем задач. Как правило, их значительно больше, т.к. под одну задачу выстраивается несколько гипотез. Чем больше гипотез и чем точнее они соответствуют решаемым задачам, тем богаче будет исследование, тем более ценной, практически полезной станет полученная информация.
Последнее правило, однако, нуждается в существенном дополнении. Гипотез должно быть не просто больше задач. Их нужно конструировать:
1) исходя из логики ранее определенных задач исследования (основной задаче соответствует основная гипотеза, дополнительным — гипотезы-следствия);
2) комплексно, т.е. так, чтобы в своей совокупности они давали прогнозные ответы на все задачи исследования (не должно быть ни одной задачи, не «прикрытой» соответствующей гипотезой);
3) логично, т.е. таким образом, чтобы подтверждение гипотезы-основания служило подтверждением гипотез-следствий, а опровержение первичной гипотезы выдвигало взамен вторичную;
4) системно, т.е. чтобы все гипотезы были взаимосвязаны друг с другом и выражали собой относительно автономную систему априорного знания1 о проблеме;
5) эвристично, иначе говоря, так, чтобы доказательство или опровержение тех или иных гипотез действительно давало новое знание об изучаемом объекте.
Различают описательные (или структурные) и объяснительные (детерминационные) гипотезы. Первые — научные предположения о структуре тех явлений и процессов, которые подлежат анализу. Вторые — предположения о причинно-следственных взаимозависимостях (детерминациях) анализируемых явлений и процессов. В эмпирических исследованиях используются, как правило, оба типа гипотез, но предпочтение оказывается объяснительным, т.к. на основе проверки их истинности открывается возможность формулирования конкретных рекомендаций.
Поясним сказанное на примере исследования по теме: «Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением». Описательная гипотеза в таком случае может выглядеть, примерно, так:
«Основными причинами сложности в работе с трудными подростками выступают:
1) недостаточное правовое обеспечение;
2) недостаточность условий, средств;
3) слабая психологическая подготовка специалистов;
4) отсутствие продуманной системы, направленной на улучшение ситуации,
Объяснительные гипотезы будут выстраиваться по иному принципу — «Эффективность социальной реабилитации подростков с отклоняющимся поведением повысится (или понизится), при условии. »
Источник: mydocx.ru
3.2.1. Теоретико-методологическая часть программы
Разработка этой важнейшей части исследовательской программы предполагает нахождение максимально четких формулировок: темы исследования, фиксируемой в самом названии исследовательского проекта; характеристик исходных представлений о данной теме, степени ее изученности социологией; цели исследования; задач исследования; объекта исследования; предмета анализа; исходных теоретических понятий (категорий) исследования; операционализирующих эти понятия эмпирических категорий (индикаторов, категорий анализа, единиц анализа и единиц счета); гипотез, достоверность которых будет устанавливаться в данном исследовании.
Такова квинтэссенция концептуальной схемы эмпирического социологического исследования. Прокомментируем каждую составляющую этой схемы, исходя из того, что Вам лично придется выступать в роли либо заказчика, либо потребителя социологической информации.
Источник: all-sci.net