Теоретический анализ проблемы исследования – один из самых ответственных этапов при выполнении научного исследования, поскольку он помогает автору уяснить то, что уже достигнуто в науке, открыто другими исследователями, выполнить теоретическое обоснование предлагаемого им решения заявленной проблемы, сформулировать и уточнить гипотезу собственного исследования. Только так студент может подтвердить выполнение принятой во всем научном мире нормы: перед тем, как внести свой вклад в науку, нужно продемонстрировать знание того, что было известным ранее. Это требует, в свою очередь, умений ориентироваться в огромном море современной информации, работать с научной литературой как в «своей» предметной области, так и в сфере смежных наук, эффективно осуществлять анализ, синтез, обобщение, классификацию, систематизацию изучаемых теоретических материалов, формулировать на этой основе собственную исследовательскую позицию.
В качестве исходного потребуется список литературных источников, которые относятся к избранной студентом теме. Затем начинается кропотливая работа по дополнению и уточнению этого списка. Желательно, чтобы в нем содержались, во-первых, как уже ставшие классическими труды известных психологов, так и современные работы; во-вторых, издания и отечественных, и зарубежных исследователей; в-третьих, работы разных научных «жанров»: монографии, сборники научных трудов, статьи из научных журналов, диссертации и авторефераты диссертаций.
Лекция 2. Средства и методы научного исследования.
Параллельно с составлением списка литературы необходимо приступить к систематизации почерпнутой из изученных источников информации. Начинать лучше с наиболее известных цитируемых авторов и тех, кто стоял у истоков разработки выбранной тематики. Так легче понять более поздние публикации.
Проработанные студентом материалы должны быть логично скомпонованы в несколько параграфов теоретической главы (глав).
Собранные литературные материалы могут быть сгруппированы по хронологическому принципу, который позволяет описать этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными учеными (не обязательно только психологами). Тем самым раскрывается «история вопроса», прослеживается историческая преемственность в работах различных авторов, посвященных изучению одной или нескольких сходных проблем.
Возможно также тематическое построение теоретической главы. Для этого в вводной части ее текста обозначаются основные стороны, аспекты рассматриваемой проблемы, а затем последовательно и более подробно анализируются работы, в которых изучались эти аспекты. Именно при таком подходе к изложению материала часто обнаруживаются «разрывы» в общем массиве данных (что-то изучено лучше, что-то – хуже, а что-то не изучено вовсе) или противоречия в выводах исследователей, несогласованность представленных в литературе эмпирических данных, что, несомненно, облегчает формулирование проблемы, гипотезы и обоснование целей эмпирического исследования.
Логическое построение предпочтительнее, поскольку помогает студенту лучше разобраться в существе проблемы. Изложение материала необходимо строить по принципу «от общего к частному». Таким образом, логика повествования должна отражать, в первую очередь, раскрытие объекта исследования, а лишь затем – последовательный переход к предмету и его анализ на основании имеющихся в изученной литературе концепций, теорий, положений, фактов. При использовании логического принципа изложения первый параграф теоретической главы необходимо содержит описание объекта исследования.
Теоретические основания исследования биографического дискурса
Пример № 11 |
1. Тема выпускной квалификационной работы: «Связь компонентов групповой идентичности с типами субъектности группы. Объект исследования – групповая идентичность, предмет – связь компонентов групповой идентичности с типами субъектности группы. Соответственно, структура теоретической части работы может быть представлена следующими двумя главами. Глава 1. Представления о группе как субъекте в современной социальной психологии 1.1. Субъектный подход к психологии малых групп 1.2. Соотношение понятий «групповой субъект», «групповая субъектность» и «групповая субъективность»; «групповой субъект» и «коллективный субъект» 1.3. Типы субъектности группы и их особенности Глава 2. Теоретические основы психологического изучения групповой идентификации и групповой идентичности 2.1. Идентификация и ее общая характеристика. Идентификация и идентичность 2.2. Феномен идентификации в социальной психологии. Соотношение понятий личностной, социальной и групповой идентичности и идентификации 2.3. Групповая идентичность. Ее структура и функции 2. Тема курсовой работы: «Особенности страхов в младшем школьном возрасте». Объект исследования – страх как эмоция, предмет – особенности страхов младших школьников. Соответственно, структура теоретической главы может быть представлена следующим образом. Глава 1. Теоретические основы исследования страхов младших школьников 1.1. Анализ эмоции страха в психологии 1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста 1.3. Особенности возникновения и переживания страхов у младших школьников |
Материал в каждом параграфе также должен быть представлен в логике «от общего к частному», а именно: вначале необходимо провести анализ подходов к определению изучаемого феномена, сопоставить точки зрения различных авторов и представить собственную позицию. Далее необходимо дать феноменологическое описание исследуемого явления, то есть отразить область его проявлений, их частоту, временны́е и другие качественные характеристики.
Следующим шагом выступает рассмотрение места изучаемого феномена среди других явлений в данной научной области, обозначение его специфики в сравнении со сходными явлениями (так, в приведенном выше примере изучаемый феномен страха необходимо сопоставить с близкими ему понятиями тревоги и фобии, указав на его специфику), а также взаимосвязи с ними и взаимовлияния.
Необходимо провести анализ факторов, обусловливающих возникновение и развитие исследуемого феномена, и его влияние на другие проявления психики.
Затем изучаемое явление анализируется с опорой на заявленные во Введении методологические принципы.
Важно уделить особое внимание описанию структуры изучаемого явления, закономерностей его развития и / или функционирования, характерных свойств, функций.
В завершении анализа требуется, по возможности, указать прикладное, практическое использование явления (его свойств, функций и т.д.)[12].
Все приведенные в списке литературы источники должны быть отражены в тексте работы. Но это не означает, что при написании теоретической части работы студент может ограничиться простым перечислением авторов тех работ, названия которых как-то перекликаются с изучаемой темой. Он должен продемонстрировать сформированные умения и навыки осуществления аналитической работы с литературой.
В анализируемых текстах необходимо обращать внимание на то, в чем сходство и различие в точках зрения разных авторов, в их определениях, классификациях и т.д. Все это должно быть отражено в тексте теоретической главы. Смысл проводимого анализа состоит, во-первых, не только в том, чтобы описать предмет исследования, но и показать степень и характер его изученности в науке и, во-вторых, не в том, чтобы просто описать взгляды разных авторов, но также обозначить собственную позицию как исследователя в отношении изучаемого явления. Поэтому от студента ожидается, что он выскажет собственную точку зрения по разрабатываемой проблеме, согласиться с тем или иным автором или, напротив, выскажет свое несогласие, сделает вывод о том, что подходы разных ученых взаимно дополняют друг друга либо же предложит свой взгляд на обсуждаемый вопрос. Но так или иначе, формулируемая студентом собственная исследовательская позиция должна иметь аргументированное обоснование, звучать доказательно, не страдать голословностью.
Весь материал излагается научным языком. Стиль не должен быть популярным, то есть не допускается обращений автора к читателю и / или апелляций к его личному опыту. Необходимо избегать приведения конкретных житейских примеров. Внимание студента должно быть сконцентрировано на общих закономерностях.
При этом результаты проведенного анализа определенных литературных источников могут излагаться своими словами (в этом случае делается ссылка лишь на их номера в списке литературы), а может осуществляться дословное цитирование авторов отдельных работ (в этом случае приводимая сразу после конца цитаты ссылка содержит не только номер источника в списке литературы, но и указание на конкретную страницу этого источника, откуда заимствована цитата). Обычно в научных работах присутствуют оба варианта. Необходимо подчеркнуть, что здесь важно чувство меры: нежелательны как многочисленные ссылки на странице, от которых, что называется, пестрит в глазах, так и отсутствие каких бы то ни было ссылок на литературу на протяжении трех и более страниц текста подряд. Не рекомендуется также приведение двух ссылок подряд на одного и того же автора.
И еще о правилах цитирования. Оно должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск второстепенных слов обозначается многоточием. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.
Если студент, приводя цитату, выделяет в ней какие-то слова, важные для текста, то п о с л е такого выделения в скобках сообщается об этом вмешательстве в цитируемый фрагмент: (курсив мой – В. Т. [13] ), (подчеркнуто мною – К. Г.), (разрядка наша – М. П., О. М.). Оптимальное количество цитат – не более двух на странице. Цитата не должна быть «голой». Она не несет самостоятельного смысла, поэтому всегда должна подтверждать мысль автора работы.
Объем теоретической части работы – 25–40 страниц.
Каждый параграф теоретической главы должен заканчиваться выводами, которые включают в себя ключевые аспекты содержания, а также место данного параграфа в целостной структуре работы, его связь с предметом исследования. Выводы должны быть содержательные, краткие и емкие. Не допускается просто констатация того, какие вопросы были рассмотрены в том или ином параграфе.
В конце теоретической главы необходимо сделать общие выводы по всему проведенному анализу. Если они занимают пять и более страниц, то целесообразно выделить их в отдельный параграф. В противном случае выводы размещаются в конце последнего параграфа данной главы. Здесь же осуществляется переход к эмпирической главе. Этот «мостик» текстуально выглядит как формулирование предположений, нуждающихся в дальнейшей эмпирической проверке, к которым автор пришел в результате теоретического анализа исследуемого явления, теоретического обоснования возможности его изучения.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Теоретическое обоснование исследования (обзор литературы)
Первая глава работы носит теоретический характер. Обзор современных и классических источников научной и методической литературы – основа для проведения исследования и анализа полученных результатов. В обзоре литературы автор представляет объективный анализ имеющихся по конкретной проблеме литературных данных, представленных в таких источниках, как: монографии, сборники научных трудов, статьи в российской и зарубежной печати (в том числе в реферируемых журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ), документальные материалы, цифровые ресурсы.
При подборе литературы студент консультируется с руководителем, а также самостоятельно работает с каталогами библиотек. Обязательно необходимо ознакомиться с научными статьями по теме исследования, публикуемыми в различных вестниках и сборниках научно-исследовательских и учебных заведений за последние 5-10 лет.
Если изученный литературный источник в будущем может быть использован в работе, то следует выписать его выходные данные и начать составлять собственный каталог научной литературы. При выписывании цитат, статистических данных, формул и т.д. следует сразу указать номер страницы, с которой сделана выписка.
О том, где и какую информацию можно получить, студент консультируется со своим руководителем. Важность предварительных библиографических поисков особенно очевидна при подборе литературы к теме, по которой накопилось огромное количество публикаций. В этом случае полезно овладеть основами библиографической справочной службы.
Студент должен внести в параграфы литературного обзора следующие данные:
· общие аспекты и важность научной проблемы;
· краткая история развития научной проблемы;
· обзор частных аспектов проблемы;
· связь с проводимым исследованием.
Содержание главы литературного обзора должно быть разбито на разделы. Например:
Глава I. Теоретическое обоснование исследования развития синдрома хронической усталости у студентов в условиях Среднего Приобья.
1.1. Понятие о синдроме хронической усталости.
1.2. Причины и формы развития синдрома хронической усталости студентов и школьников.
1.3. Синдром хронической усталости студентов в условиях Среднего Приобья.
1.4. Критерии синдрома хронической усталости и их определение.
При написании данной главы студент должен представить именно анализ литературных источников, с сопоставлением ранее полученных данных и более поздних источников, с высказыванием собственного мнения по поводу аспектов проблемы. Обязательно указываются ссылки на авторов (см. примеры оформления ссылок в разделе 3.4. Цитаты и ссылки ).
Методы и формы написания теоретического обоснования исследования представлены далее ( Анализ литературных источников ).
Методы исследования
Вторая глава работы посвящена методам и материалам исследования.
Методы исследования должны быть определены адекватно сформулированным задачам. Именно задачи, поставленные в работе, определяют способы их решения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. При этом важно подбирать также методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений. Студент может использовать следующие методы:
1. Анализ литературных источников:
— реферирование и рецензирование;
— выборки и заметки;
— анализ документальных материалов.
2. Опрос:
Наблюдение.
4. Эксперимент:
5. Специфические методы:
Анализ литературных источников
Цель метода – представить объективный анализ имеющихся по конкретной проблеме литературных данных. Изучение литературных источников требует, прежде всего, их подбора по конкретной тематике исследования. К тексту аналитического обзора предъявляются следующие требования:
· полнота и достоверность информации;
· наличие критической оценки используемой информации;
· логичность изложения и композиционная целостность;
· ясность, чёткость и лаконичность изложения.
Одной из распространённых ошибок при написании работы является неправильное понимание сущности метода теоретического анализа, когда вся выпускная квалификационная работа сводится к конспектированию целых страниц из нескольких источников. Серьёзные теоретические положения необходимо давать со ссылкой на автора и соответствующий источник. Написание выпускной квалификационнойработы предполагает глубокое изучение темы. Поэтому рекомендуется шире изучать новые периодические и научные издания, монографии, диссертации.
Рекомендуются следующие формы работы над литературными источниками:
Аннотирование — составление аннотации, т.е. предельно краткое изложение содержания материала с его критической оценкой.
Конспектирование — последовательное краткое изложение содержания работы без расчленения (или с расчленением) текста на соподчинённые части.
Реферирование и рецензирование — изложение сущности какого-либо вопроса с критическим высказыванием автора.
Выборки и заметки — извлечение из материалов, иногда сопровождаемые комментариями исследователя.
При анализе литературных источников обязательно ссылаться на авторов.
Анализ документальных материалов. Регламентирующая деятельность в сфере безопасности жизнедеятельности отображена в различных документах официального характера (законодательно-нормативные) и личные (индивидуальные). К официальным документам относятся законы, акты, положения, нормативы, программы, учебные планы и др. Личными документами являются дневник исследователя, врачебно-физкультурные карты и т. д.
Например, врачебно-физкультурная карта даёт возможность выявить:
· рост и вес обследуемых, индекс массы тела;
· самочувствие учащихся, их субъективную оценку собственному состоянию;
· физиологические показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем в покое;
· функциональный ответ сердечно-сосудистой и дыхательной систем на нагрузку;
· жизненную ёмкость лёгких;
· силу мышц верхних конечностей.
Опрос
Цель опроса – получить информацию с помощью специфических вопросов, грамотно построенного собеседования или многопланового обсуждения научной проблемы. Опрос позволяет охватить достаточно большое число респондентов. Проведение опроса возможно в различных формах.
Анкетирование — это метод получения информации путём письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.
Количество человек, которое должно быть охвачено исследованием, имеющим научную ценность, зависит:
· от характера наблюдаемых явлений;
· от степени варьирования результатов наблюдения;
· от уровня вероятности исследуемого явления;
При составлении анкеты нужно выполнять следующие требования:
· опрос должен быть планомерным;
· вопросы должны быть лаконичными и понятными для всех отвечающих;
· вопросы не должны противоречить профессиональной этике
· анкета должна быть кратковременной (не более 10-15 мин)
Интервью — это метод получения информации путём устных ответов респондентов на систему вопросов, задаваемых исследователем.
Беседа — это метод получения информации путём двухстороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.
К недостаткам метода относится поверхностное отношение респондентов к анкетированию, неискренность при собеседовании и интервью. Чтобы этого не произошло, следует заранее проинструктировать респондентов о целях и задачах опроса.
Наблюдение
Цель метода – получение информации о процессе, явлении, объекте в естественных для него условиях. Научное наблюдение представляет собой планомерный анализ и оценку изучаемого процесса без вмешательства исследователя в ход этого процесса. Наблюдение подразумевает:
· планомерность и конкретность объекта наблюдения;
· наличие специфических приёмов регистрации наблюдаемых явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях и т.д.);
· последующую проверку результатов наблюдения.
Эксперимент
Цель эксперимента – получение информации путем моделирования и воспроизведения конкретных условий. Проведение эксперимента обязательно для написания работ экспериментального и эмпирического (исследовательского) типа. В научных работах могут быть использованы различные виды экспериментов.
Например, лабораторный эксперимент характеризуется строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемых от влияния изменяющихся условий окружающей среды. Он характеризуется тем, что исследователь сам вызывает изучаемое явление, повторяя его столько раз, сколько это необходимо, произвольно создаёт и изменяет условия, при которых это явление протекает. Например, организация обследования с помощью различных программ «стресс-теста».
Источник: lektsia.com
Глава 1. Обзор теоретических концепций по рассматриваемой проблеме. Обоснование выбора методологии исследования.
Раздел должен содержать рассмотрение и оценку различных теоретических концепций, взглядов, методических подходов по решению рассматриваемой проблемы. Здесь должно быть дано четкое описание предмета (объекта) исследования, отмечены недостатки и слабые его стороны. Рекомендуется критически проанализировать функционирование аналогов предмета (объекта) исследования, как в российской практике, так и за рубежом.
В этом разделе работы автор анализирует существующий понятийный аппарат в исследуемой области, представляет свою трактовку определенных понятий (авторское определение), или дает критическую их оценку.
При освещении методологических основ исследуемой проблемы не допускается пересказывание содержания учебников, учебных пособий, монографий, Интернет-ресурсов без соответствующих ссылок на источник. При этом рекомендуется использовать либо систему включения ссылки прямо в текст раздела (в виде постраничных сносок), либо указание на источник в виде номера в квадратных скобках в соответствие с приведенным в библиографии списком литературы.
Автор диссертации должен показать основные тенденции развития теории и практики в конкретной области и степень их отражения в отечественной и зарубежной научной и учебной литературе. Приоритет в первом разделе магистерской работы должен отдаваться использованию монографий, научных статей и учебной литературы.
Раздел также должен содержать обоснование выбора методологии исследования по рассматриваемой проблеме. При этом рекомендуется дать оценку предполагаемых методов исследования с точки зрения возможности и целесообразности их использования, преимуществ и возможных трудностей для решения поставленной проблемы применительно к определенному предмету, отрасли и целям исследования. В конце главы должны содержаться выводы по материалам, представленным в ней.
Глава 2. Анализ конкретных проблемных ситуаций, процессов, системы (экономических, финансовых) показателей деятельности и оценка результатов проведенных исследований. Представление результатов проведенных исследований по рассматриваемой проблеме.
Этот раздел является основным по содержанию и должен носить аналитический характер. В нем на примере конкретной компании, отрасли или сферы (системы) должна быть исследована практика деятельности, раскрыто и проанализировано действие экономических и финансовых механизмов в исследуемой области. При написании данной главы и проведении анализа должны быть использованы современные статистические данные, характеризующие состояние исследуемого объекта в динамике, материалы, в том числе финансовой отчетности компании или органа власти, и т.д. Раздел должен содержать результаты всех видов проведенных исследований, как на основе вторичной информации (обязательно указание источников информации), так и исследований, проведенных магистрантом самостоятельно.