Методы сбора социологической информации, способы анализа и интерпретации полученных знаний.
Теоретическая подготовка социологической информации. Каждый из нас соприкасался в разных планах. Существует 3 основных типа подготовки исследовательской программы.1. Подготовительный этап.2. Основной – проведение эмпирического социологического исследования.3.
Завершающий – обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций.
Всякое исследование начинается с постановки проблемы – вопросов. Проблема- всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результатах, практических или теоретических действий и незнания путей и средств в их реализации. Решить проблему – значит получить новое знание и создать теоретическую модель, обеспечивающую то или иное решение, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явлений, желательно в направлении. Главное – перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы. Для этого необходимо проделать следующую теоретическую работу.
Искусство написания научно-исследовательской работы.
1. установить наличие реальной проблемы.1.1. есть ли показатель количественно или качественно характеризующий данную проблему.1.2. есть ли учет и статистика по этому показателю.1.3. достаточность и достоверность учета и статистики по выявленным показателям.2. вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологам.3. Определить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (данные статистики учета, прочие документы, представляющий этот материал, нужно все это проводить в процедурах, предусмотренных законом).4. выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основные направления исследовательского поиска и логики.5. проанализировать уже имеющиеся решения анализируемых проблем для: изучить литературу, провести беседы со специалистами (компетентными людьми), учеными, экспертами, исследовавшими ранее их знакомых с аналогичными проблемными ситуациями.
Программа является обязательным исходным документом любого ЭСИ и включают в себя следующие разделы:1. теоретический. Цели, задачи исследования, объект, предмет И, определение понятий.2. методический. Обоснование методов сбора данных, их выборку, обработку и анализ.3. организационный. План исследований, процессуальный порядок процедуры исследования, распределения и расстановки финансовых и людских ресурсов.
Цели и задачи ЭСИ.
Этот раздел программы регулирует стадии предварительного определения, ожидаемого результата и сюда же относятся определения объема затрат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата.
Задачи определяют содержательную, методологическую, организационную конкретизацию цели. Цели разные: выиграть дело, найти преступника и т.д.
В одной и той же проблемной ситуации, в одном и том же империческом объекте выделяются различные их аспекты, которые являются предметом исследования. При этом каждый из нас выбирает интересующий его предмет исследования, формулирует гипотезу о возможном пути решения проблемы, методы и формы проведения имперического социологического исследования.
Как написать ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ?
В их числе:1. исследование путей принятия решений2. роль участников ЭСИ (индивидов, коллективов и социальных коллективов).3. роль специалистов в принятии решений, их позиций, мнений и поведений.4. Появление лиц, обладающих неофициальным влиянием, установление их позиций поведения и таким образом возложение на них ответственности за решения: вопросов, проблем, задач и т.д…5. необходимый этап в разработке ЭСИ, а именно, теоретические и эмпирические интерпретации понятий позволяют решать 3 основные задачи.1. выявить теоретические аспекты понятий, которые используются в конкретном исследовании.2. Возможность вести анализ проблем на уровне теоретических знаний и тем самым обеспечить научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций.3. обеспечить измерение и регулирование изучаемых явлений с помощью статистических показателей на количественном и качественном уровне.
Теоретическая интерпретация понятий осуществляется через ряд последовательных этапов:1. осуществление перевода проблемной ситуации в формулировку проблемы в строго научных рамках.2. деление каждого понятия проблемы на такие операционные составляющие, которые могут быть исследованы количественными методами.3. факторная интерпретация понятий проблемы, то есть определение системы ее связей с внешними объектами и внутренними субъективными факторами.
Конечная цель выработки таких понятий, которые доступны учету или регистрации. Понятия, обозначающие перечисленные элементы социальной реальности, называются понятиями – индикаторами.
Необходимо обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях – индикаторах.
Формирование гипотезыГипотеза ЭСИ – научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами.
ФГ – заключительная часть теоретической подготовки ЭСИ. Гипотиза вырабатывается на основе имеющихся фактов и факторов по определенным правилам их движения и проверки.
1. Гипотеза должна находиться в согласии со всеми фактами, которых она касается.2. из многих противоречащих друг другу гипотез предпочтительна та, которая единообразно объясняет большое число фактов.3. для объяснения связей серии фактов необходимо выдвигать возможно меньше гипотез, а их связь должна быть более тесной.4. При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов.5. невозможно руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами.
Вывод: гипотеза – это отправная точка для исследования, дальнейшие этапы ЭСИ находятся в прямой зависимости от выводов гипотезы.
Для отработки гипотезы и процесса исследования нередко проводится предварительные, разведовательные, пилотажные исследования.
В зависимости от теоретического уровня интерпретации понятий гипотезы делятся на основные и выводные (производные и итоговые). Таким образом они образуют иерархические цепочки, дублирующие теоретические интерпритации понятий. Формирование гипотезы – это разработка логических опор для сбора и анализа имперических данных и в этом их главная ценность.
Если была сформирована гипотеза, то накопление имперических данных служит для их проверки, поддержания или опровержения. Если же гипотеза не была выдвинута с самого начала, то резко падает научный уровень ЭСИ. А его результаты сводятся к описанию процентного соотношения тех или иных индикаторов и для вольно тревиальным рекомендациям.
Методы сбора социологической информации.1. выборка2. анализ документов3. наблюдение.4. опрос5. анкетирование6. интервьюирование
Наряду с теоретическим этот методологический раздел программы имеет принципиально важное значение, т.к. включает в себя описание методики и организации исследований. При определении методов сбора информации необходимо принять во внимание следующие моменты:1. оперативность и экономность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных2. ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Не существует хороших или плохих методов. Есть методы адекватные или неадекватные поставленным исследованием задач.3. надежность метода обеспечивается его не только обоснованностью, но и соблюдением правил и процедур применения.
53.В социологических исследованиях чаще всего пpименяются следующие методы сбоpа пеpвичной социологической инфоpмации:1) анализ документальных матеpиалов;2) наблюдение;3) опpос;4) экспеpимент.
Анализ документальных матеpиалов
Любое эмпиpическое социологическое исследование должно начинаться с анализа документов, имеющихся по изучаемой пpоблеме. Под документами в социологии понимаются специально созданные пpедметы, пpедназначенные для пеpедачи и хpанения инфоpмации.
По фоpме, в котоpой зафиксиpована инфоpмация, документы подpазделяются на письменные тексты ( печатные, машинописные, pукописные ), иконогpафические ( кино- видео- фотодокументы, пpоизведения живописи и т.д.) и фонетические ( магнитофонные записи, пластинки, диски и т.д.).
В зависимости от статуса документы классифициpуются на официальные ( исходящие от тех или иных оpганов власти, учpеждtний ) и неофициальные ( личные каpточки, анкеты, заявления и пp. ).
Также существуют классификации документов по источнику инфоpмации ( пеpвичные, втоpичные ) и по степени пеpсонизации ( личные и безличные).
Различают два способа анализа документов: качественный ( умственные опеpации по интеpпpетации инфоpмации, содеpжащейся в документах, по выявлению их сути ) и количественный ( фоpмализованный ) способы ( пеpевод текстовой инфоpмации в количественные показатели ).
HаблюдениеПод наблюдением в социологии понимают непосpедственное це-ленапpавленное воспpиятие и pегистpацию социальных пpоцессов. Использование этого метода позволяет получить знания о событиях, фактах, о так называемом откpытом поведении с помощбю непосpедственных впечатлений от них социолога.
В зависимости от положения социолога по отношению к изучаемой гpуппе pазличают включенное и невключенное наблюдение. Hаблюдение также может быть откpытым, когда гpуппа знает о пpоведении исследования и инкогнито, когда это неизвестно.
Особенность метода наблюдения заключается в том, что всегда существует опасность получить необъективную, искаженную инфоpмацию об изучаемом пpоцессе, так как сам факт наблюдения может изменить поведение наблюдаемых. Кpоме того, с помощью наблюдения невозможно получить инфоpмацию об оценках, суждениях, мнениях.
Метод наблюдения целесообpазно пpименять на этапе составления пpогpаммы, когда надо получить пpедваpительные данные об объекте, уточнить пpоблему, сфоpмулиpовать гипотезу.
ОпpосОдним из самых pасспpостpаненных в социологических исследованиях является метод опpоса. Опpос пpедполагает получение ответов на задаваемые социологом вопpосы. Особенность этого метода состоит в том, что источником инфоpмации выступает словесное сообщение, суждение опpашиваемого. Опpос позволяет получить инфоpмацию о мнениях и оценках pеспондента тех или иных стоpон действительности, о мотивах его поведения.
Различают четыpе pазновидности опpоса: анкетиpование ( письменный заочный опpос ), интеpвью ( устная беседа, очный опpос ), социометpический опpос, экспеpтный опpос ( получение ответов от компетентных по изучаемой пpоблеме лиц ).
Достоинством анкетного опpоса является возможность получения с его помощью значительного объема эмпиpической инфоpмации в коpоткие сpоки и с минимальными затpатами.
Анкета пpедставляет собой совокупность упоpядоченных по содеpжанию и фоpме вопpосов.Hадежность и достовеpность инфоpмации, получаемой в pезультате опpоса, в значительной меpе обуславливается констpуиpованием и pедакцией вопpосов. Это пpедъявляет высокие тpебования к их фоpмулиpовке.
Интеpвьюиpование целесообpазно пpименять пpи составлении пpогpаммы исследования. Беседа с pуководителем подpазделений и общественных оpганизаций помогает социологу освоить специфику изучаемого коллектива. Hапpавление беседы задается пpоблемой, изучаемой социологом, а также целями исследования.
В зависимости от степени жесткости схемы, по котоpой ведется беседа с опpашиваемым, pазличают два вида интеpвью: стандаpтизиpованное и нестандаpтизиpованное.
Специфической pазновидностью опpоса является социометpический опpос. Теpмин «социометpия» в пеpеводк означает измеpение степени дpужественных отношений. Основное отличие социометpии от дpугих pазновидностей опpоса состоит в возможности с ее помощью выявить взаимные чувства симпатии и непpиязни между членами пеpвичного коллектива и на этой основе получить количественную оценку межличностных отношений в нем.
Экспеpимент в социологическом исследовании — это способ получить инфоpмацию об изменении поведения изучаемого объекта под влиянием упpавляемых фактоpов.Это, по сути, вмешивающееся наблюдение. Пpи этом сопоставляются два pяда фактоpов, или пеpеменных. Фактоp, изменяемый и контpолиpуемый социологиом, называется независимой пеpеменной.
Фактоp, изменение котоpого изучается, называется зависимой пеpеменной.
Особенностью этого метода является активное воздействие социолога на изучаемую ситуацию и замеp сдвигов в поведении, пpоисходящих под влиянием этого воздействия.
Различают естественный ( полевой ) экспеpимент и лаюоpатоpный.
54.Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.
Обработка данных включает в себя следующие компоненты: 1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования. 2) Создание переменных.
Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании, поскольку вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования, 3) Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных.
В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию.
В современной социологии для этой цели активно применяются ЭВМ, дополненные программами математико-статистической обработки.Основное направление в обработке первичной социологической информации состоит в его обобщении, наиболее простой формой обобщения первичной социологической информации является группировка — объединение по существенным признакам единиц исследуемого объекта в однородные совокупности. Процедуре группировки, как правило, предшествует тщательный логический анализ изучаемой проблемы. В ходе этого анализа определяется основание группировки, т.е. основные признаки, смысловые единицы и т.д., по которым происходит разбивка изучаемой совокупности на однородные группы. Выделенные группы можно легко сопоставлять, сравнивать, а значит, возможно глубже проанализировать то или иное социальное явление.
Научная обоснованность группировки зависит и от соблюдения основных принципов группировки в процессе ее осуществления: расчленения разнородных явлений на однородные; нахождение общих и однотипных явлений; определение признаков, по которым следует разграничивать типы; определения интервала перехода от одного типа к другому.
В социологическом исследовании применяются и самые разные виды группировки:• группировка при помощи простого суммирования однородных признаков, благодаря чему определяются абсолютные числа их проявления в изучаемой совокупности;• ранжирование, т.е. группировки изучаемых единиц совокупности в зависимости от возрастания или убывания изучаемого признака;• шкалирование, т.е. группировка на основе логически выделенных признаков при помощи заранее разработанной порядковой или интервальной шкалы, каждый интервал которой выражает уровень или степень проявления изучаемого признака;• табулирование, т.е. построение статистических таблиц.
Группировка социологической информации может быть:• по номинальному признаку (род занятий, национальность); по признакам, соответствующим ранговым шкалам, т.е. по возрастающей или по убывающей значимости того или иного признака (например, сложность труда: ручной труд, работа с механизмами, наладчик станков, оператор ЭВМ, разработчик программ и т.д.);
• по количественному признаку (например, группировка по возрастным интервалам 18-20 лет, 21-25 лет, 26-30 лет или по уровню доходов 300-500 руб., 500-800 руб., 800-1000 руб. и т.д.
Самый простой способ группировки основан на простом суммировании однородных признаков. Несколько более сложная группировка построенная с помощью ранжирования. Ранжирование — это процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания.
Ранг — это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Для каждого объекта вычленяют сумму рангов, полученную в результате. Ранг 1 присваивается объекту, получившему наименьшую сумму. Самый высший ранг присваивается объекту с наивысшей суммой.
Результат группировки единиц наблюдения по одному какому-либо признаку называется статистическим рядом. Распределение частот признака в совокупности называется вариационным рядом.
Если единицы наблюдения необходимо сгруппировать по двум и более признакам тогда речь может идти о перекрестной или комбинированной группировке. Она может быть структурной, типологической или аналитической. Характер группировки зависит от решаемых в ходе исследования задач. Например, надо установить возрастной состав опрашиваемых. В этом случае применяется структурная группировка по возрастным интервалам, т.е. респондентов классифицируют по объективному признаку, присущему всей совокупности опрашиваемых.
Если же ставится задача выделить из респондентов группы по такому признаку, как «отношение к частной собственности на землю», тогда осуществляются типологические группировки, т.е. выделяются группы, положительно относящиеся к этому институту, отрицательно, не имеющие определенного мнения и т.д.
И, наконец, третий вид группировки — аналитический. Она производится по двум и более признакам и служит для выявления их взаимосвязи. Например, связь уровня образования с совершенными правонарушениями.
Более глубоко проанализировать социологическую информацию позволяют широко применяемые в эмпирических исследованиях статистические и математические методы анализа получаемой информации, с помощью которых выводятся среднеарифметические, проценты, индексы, строятся таблицы, графики и т.д.
В реферате отчета должны быть сведения об объеме документа, количество иллюстраций, таблиц, рисунков, графиков, перечень ключевых слов и краткое описание сути исследования, его новизны: научных результатов.
Введение отчета должно содержать обоснование актуальности и новизны, а также целей и задач исследования.
В основной части излагаются результаты исследования. Основная часть также структурирована на ряд разделов. Как правило, в первом разделе основной части описываются принципы методологического подхода к исследованию, методы сбора, обработки и анализа информации, доказывается обоснованность и репрезентативность выборки. Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и т.д.>. Последующие разделы должны содержать ответы на выдвинутые в программе гипотезы.
Приложение к отчету содержит все методологические и методические документы исследования: программу, план, инструментарий, инструкции и т.д. В приложение также включаются таблицы, рисунки, графики, которые не вошли в текст отчета.
Источник: studfile.net
Теоретическая подготовка исследовательской программы
Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т. д. Возможно, и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респондента, т. е. источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Не исключена вероятность того, что кому-либо из нас придется организовывать такое исследование.
В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур: 1) подготовительный (разработка программы исследования); 2) основной (проведение эмпирического исследования); 3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).
Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. Мы будем ориентироваться на прикладное социологическое исследование, которое может быть проведено в какой-либо производственной организации. Поэтому мы будем исходить из тех или иных реальных проблем, которые встают в настоящее время перед производственными организациями.
Проблема — это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации. Решить проблему — значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.
Заказ социологу чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления и т. д. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:
1) установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) есть ли учет и статистика по этому показателю, в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю;
2) вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии, а не экономической теории, технологии производства и т. д. Например, поставлена проблема разобраться в причинах низкой эффективности управления тем или иным подразделением предприятия. Социологу предстоит решить, какие социальные группы и личности участвуют в возникновении и решении этой проблемы, как влияют здесь их интересы, как стимулируется их участие в разрешении данной, проблемы и т. д.;
3) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета представляют собой готовый важный материал);
4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска;
5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми — экспертами. В роли экспертов обычно выступают специалисты — ученые или опытные практики.
Производственная проблема может быть описана с помощью пяти основных характеристик:
2) Организационное и физическое нахождение. В каком организационном подразделении (участках, отделах, филиалах) и физических объектах (заводы, здания, склады, конторы) была выявлена проблема. Насколько широко она распространена в организации. Какие подразделения она затронула.
3) Владение проблемой. Является ли проблема «открытой» (знакомой всем) или «закрытой» (то есть известной группе лиц)? Какие люди (управленцы, специалисты, рабочие и т. д.) затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении?
4) Абсолютная и относительная величина. Насколько важна проблема в абсолютных величинах? Например, объем потерянного рабочего времени или денег; объем неиспользуемых производственных мощностей. Насколько она важна в относительном выражении? Как она влияет на подразделения, в которых она обнаружена, и на людей, которые владеют ею? Насколько она важна для организации в целом?
Что может получить организация от ее решения?
5) Временные рамки. С какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется? В результате предварительного анализа проблемная ситуация получает четкое выражение в виде формулировки проблемы.
Причем эта формулировка может значительно отличаться от первоначальной, сформулированной заказчиком.
На основе предварительного анализа разрабатывается программа исследования данной проблемы. Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным. Программа социологического исследования обычно включает в себя следующие разделы: 1) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий); 2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных; 3) организационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т. д.). Основные элементы программы прикладного социологического исследования показаны на рисунке.
Цели и задачи исследования. Этот раздел программы регулирует отношения заказчика и социолога на стадии предварительного определения ожидаемого результата, а также определяет объем затрат, времени и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата.
Цели исследования могут быть различны. Например, если сформулирована проблема как недостаточно высокий уровень управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации. Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели.
Предмет и объект исследования. Предмет исследования — это центральный вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, в одном и том же эмпирическом объекте могут выделяться различные его аспекты, которые являются предметом исследования.
Иначе говоря, когда социолог выбирает предмет исследования, он в то же время формулирует и гипотезу о возможном пути решения проблемы, а также методы и формы проведения социологического исследования. Так, в обозначенном нами примере исследования социолог может предположить, что причиной является неэффективная система принятия решения, тогда предметом исследования может служить система принятия решений и это может стимулировать: 1) исследование путей принятия решений; 2) роль коллективных органов в подготовке и принятии решений; 3) роль штатных специалистов и линейных руководителей в принятии решений; 4) решающая и совещательная роль лиц, обладающих неофициальным влиянием, ответственность за решения, их внедрение и контроль за внедрением. Но социолог может предположить, что основная причина низкой эффективности управления заключается в стиле руководства. Тогда исследование будет развиваться по другому сценарию. Если в первом случае большое значение будет иметь анализ документов, то во втором случае — анкетный опрос и психологическое тестирование.
Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятия — необходимый этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить три основные задачи: 1) Выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании. 2) Это дает возможность вести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций. 3) Обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей.
Теоретическая интерпретация понятий осуществляется через ряд последовательных этапов. На первом этапе осуществляется перевод проблемной ситуации в формулировку в строгих научных рамках и терминах. На следующем этапе каждое понятие этой формулировки раскладывается на такие операционные составляющие, которые затем могут быть исследованы количественным методом. Кроме структурной интерпретации понятий, описывающих предмет исследования, необходимо провести их факторную интерпретацию, то есть определить систему его связей с внешними объектами и внутренними субъективными факторами.
Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами. При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.
Формирование гипотезы — заключительная часть теоретической подготовки эмпирического социологического исследования. Гипотеза исследования — это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов.
В науке существуют определенные правила выдвижения и проверки гипотез: 1) Гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается. 2) Из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число. 3) Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать возможно меньше гипотез, и их связь должна быть возможно более тесной. 4) При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов. 5) Невозможно руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами.
Гипотезы — это отправные точки для исследования, дальнейшие этапы эмпирического социологического исследования находятся в прямой зависимости от выдвинутых гипотез. Для отработки гипотезы и процедур исследования нередко проводят предварительное, пилотажное исследование.
В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы причины и гипотезы следствия). Таким образом, они образуют иерархические цепочки, дублирующие теоретическую интерпретацию понятий. Следует подчеркнуть, что формирование гипотез — это не праздные теоретические упражнения, а разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения. Если же гипотезы с самого начала не выдвигались, то резко падает научный уровень социологического исследования, а его результаты и обобщения сводятся к описаниям процентных выражений тех или иных индикаторов и к довольно тривиальным рекомендациям.
Источник: poisk-ru.ru
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретическая подготовка исследовательской программы
В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.
В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить четыре основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур:
- 1) подготовительный (разработка программы исследования);
- 2) основной (проведение эмпирического исследования);
- 3) завершающий (обработка и анализ данных);
- 4) формирование выводов и рекомендаций.
Несмотря на то, что каждое социологическое исследование, претендующее на законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует. Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии. Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.
Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных данных. В этом смысле можно говорить о такой его разновидности, как экспресс-опрос, цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент. С помощью оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов различных общественно-политических кампаний.
Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.
Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.
Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.
Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.
Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.
Разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.
В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования — точечное и повторное.
Точечное исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Такие данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными.
Анализ документов. Этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях, наблюдение за которыми уже невозможно. Изучение документов нередко позволяет выявить тенденции и динамику их изменений и развития. Источником социологической информации выступают обычно текстовые сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях, письмах и т.п.
Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая долгое время была закрытой, использовалась в крайне ограниченном объеме. Между тем эта информация существенно влияет на общие выводы, более четкое и реальное понимание происходящих процессов и явлений.
Рис. Б.Б. Исследовательские методы в социологии
Опросы массовые и специализированные различаются в зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами. В специализированных опросах главный источник информации — компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам.
Наблюдение социологическое представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие какого-либо явления, черты, свойства и особенности которого фиксируются исследователем. Формы и приемы фиксации могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, теле- или киноаппарат и другие технические средства. Наблюдение может активно применяться при изучении степени активности населения на собраниях, митингах, интереса слушателей, поведения участников массовых общественно-политических мероприятий и т.д. (рис. 6.6).
Кроме того, в практику социологических и особенно социальнопсихологических исследований вошли такие методы, как социометрический опрос, тестирование, шкалы приемлемости и ряд других приемов, пригодных для специфических форм анализа.
Источник: studref.com