Тело программы начинается служебным словом

Аннотация: В этой главе читатель познакомится со структурой проекта в среде Lazarus и основными элементами языка программирования Free Pascal: переменными, константами, их типами, основными операциями и функциями языка.

2.1 Структура проекта Lazarus

Любой проект в Lazarus — это совокупность файлов, из которых создаётся единый выполняемый файл. В простейшем случае список файлов проекта имеет вид:

  • файл описания проекта ( .lpi );
  • файл проекта ( .lpr );
  • файл ресурсов ( .lrs );
  • модуль формы ( .lfm );
  • программный модуль ( .pas );

После компиляции программы из всех файлов проекта создаётся единый выполняемый файл с расширением.exe, имя этого файла совпадает с именем проекта.

Программный модуль, или просто модуль — это отдельно компилируемая программная единица, которая представляет собой набор типов данных, констант, переменных, процедур и функций. Любой модуль имеет следующую структуру:

interface uses список_модулей; type список_типов; const список_констант; var список_переменных; procedure имя_процедуры; . function имя_функции; .

Раздел implementation содержит программный код, реализующий механизм работы описанных программных элементов (тексты процедур обработки событий, процедуры и функции, созданные программистом). Процедуры и функции в Lazarus также построены по модульному принципу 1 Подробно о процедурах и функциях см. в главе 4. .

Циклические программы в Паскале 8 класс

Наряду с визуальными приложениями, Lazarus позволяет разрабатывать и обычные консольные приложения, которые также могут быть созданы в оболочке Free Pascal и в текстовом редакторе Geany. Авторы настоятельно рекомендуют начинать изучение программирования именно с создания консольных приложений. Поэтому рассмотрим подробно структуру консольного приложения.

2.2 Структура консольного приложения

Структура консольного приложения имеет вид:

uses modul1, modul2. moduln;

program my_prog001;

Предложение uses modul1, modul2. moduln предназначено для подключения модулей. В модулях находятся функции и процедуры языка. Для использования функций и процедур, находящихся в модуле, необходимо в тексте программы подключить их с помощью предложения uses .

Раздел описаний включает следующие подразделы:

  • раздел описания констант;
  • раздел описания типов;
  • раздел описания переменных;
  • раздел описания процедур и функций.

В языке Free Pascal должны быть описаны все переменные, типы, константы, которые будут использоваться программой. В стандартном языке Pascal поря-док следования разделов в программе жёстко установлен, во Free Pascal такого строгого требования нет. В программе может быть несколько разделов описания констант, переменных и т. д. Более подробно структуру консольной программы на языке Free Pascal можно представить следующим образом:

program имя_программы; uses modul1, modul2. moduln; const описания_констант; type описания_типов; var описания_переменных; begin операторы_языка; end.

Тело программы начинается со слова begin, затем следуют операторы языка Pascal, реализующие алгоритм решаемой задачи.

Структура программы. Операторы ввода/вывода

Операторы в языке Pascal отделяются друг от друга точкой с запятой и могут располагаться в одну строчку или начинаться с новой строки (в этом случае их также необходимо разделять точкой с запятой). Особо отметим символ «;» — он служит для отделения одного оператора от другого. Можно сказать, что «;» ставится между операторами. Тело программы заканчивается служебным словом end; Несмотря на то что операторы могут располагаться в строке как угодно, рекомендуется размещать их по одному в строке, а в случае сложных операторов отводить для каждого несколько строк.

Читайте также:
Как пишется программа excel

Рассмотрим более подробно структуру программы:

program имя_программы; uses modul1, modul2. moduln; const описания_констант; type описания_типов; var описания_переменных; begin оператор_1; оператор_2; . оператор_n end.

Приведём пример текста программы на Free Pascal:

program one; const a =7; var b, c : real; begin c :=a +2; b:=c-a * sin ( a ) end.

Источник: intuit.ru

Учебное пособие_Алгоритмизация

ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ PASCAL Язык Паскаль был разработан Николасом Виртом (Швейцария) в конце 70-х годов прошлого века как учебный язык для студентов и был назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623 – 1662). Приемы работы в интегрированной среде Турбо Паскаль Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной (integration – объединение отдельных элементов в единое целое) средой программирования, так как она включает в себя редактор, компилятор и отладчик.

Для запуска среды Турбо Паскаль нужно загрузить файл turbo.exe , находящийся, как правило, в каталоге C:TPBIN . Текстовый редактор, встроенный в интегрированную среду, разрешает размещать в строке до 249 символов. Однако не рекомендуется вводить более 126 символов, составляющих операторы программы, так как компилятор не рассматривает более длинные строки. Позиции от 127 до 249 можно использовать для размещения комментариев. Комментарии к программе пишутся в фигурных скобках <>. Для перехода из состояния редактирования в главное меню используется клавиша F10 . Строка меню содержит следующие заголовки: ­ File позволяет выполнять все основные операции с файлами (создавать новые, загружать имеющиеся, сохранять созданные и отредактированные файлы, выводить на печатное устройство содержимое этих файлов); ­ Edit позволяет выполнять все основные операции редактирования текста (копировать, вставлять, удалять фрагменты текста, а также восстанавливать первоначальный вариант редактируемого текста); ­ Search позволяет осуществлять поиск фрагментов текста и при необходимости производить замену найденного фрагмента новым;

­ Run позволяет запускать программу, находящуюся в рабочей зоне, а также при необходимости пошагово выполнять данную программу или ее часть; ­ Compile позволяет осуществить компиляцию программы, которая находится в рабочей зоне; ­ Debug содержит команды, облегчающие процесс поиска ошибок в программе (Breakpoints – точки остановки, окно отладки Watch, окно используемых подпрограмм, окно регистров, окно выходных результатов и некоторые другие); ­ Options позволяет установить необходимые для работы параметры компилятора и интегрированной среды Турбо Паскаль 7.0; ­ Window позволяет выполнять все основные операции с окнами (открывать, закрывать, перемещать, изменять размер); ­ Help позволяет получить имеющуюся в системе справочную информацию. Для удобства работы с программой Турбо Паскаль можно воспользоваться «горячими клавишами»: ­ F1 – вызов справки; ­ F2 – сохранение файла; ­ F3 – открытие файла; ­ F6 – переход к следующему окну; ­ Ctrl + F9 – компиляция и выполнение программы; ­ Alt + F5 – просмотр результата выполнения программы; ­ Alt + X – выход из приложения. Если в результате компиляции программы обнаружена ошибка, Турбо Паскаль выдает сообщение об ошибке и ее номер, выводит на экран исходную строку программы с ошибкой. Ниже приводятся некоторые коды и соответствующие им сообщения об ошибках, которые вы можете получить в процессе отладки (табл. 3).

Читайте также:
Программа для расчета звука в помещении

Идентификаторы – это имена программ, типов, констант, переменных, функций, процедур и других объектов программы. Идентификаторы представляют собой совокупность букв, цифр и символа подчеркивания. Зарезервированные слова – это служебные слова, которые могут быть использованы только по своему прямому назначению. Таких слов всего 48 (and, begin, if, else, end, const, array, var, of и др.).

Для отделения друг от друга идентификаторов используются разделители (пробел, точка с запятой, переход на новую строку и др.) Данные в языке Турбо Паскаль Константы и переменные Данные языка Паскаль можно разделить на константы и переменные. Константы – это объекты, которые не изменяют своего значения в процессе выполнения программы. В Паскале они описываются с помощью служебного слова const. const х=15; а=-31.5; с=’*’; Переменные – это объекты, которые могут менять свое значение в ходе выполнения программы неограниченное число раз. Они описываются с помощью служебного слова var . Var a, b: real; Все данные в языке Паскаль должны быть описаны в начале программы. Типы данных Типы данных в Паскале разделяются на скалярные и структурированные . К скалярным типам относятся стандартные типы и типы, определяемые пользователем .

Стандартные типы включают: целочисленный, вещественный, символьный и логический . К типам, определяемым пользователем, относятся перечислимый и интервальный . Целочисленные типы определяют константы, переменные и функции, значения которых реализуются множеством целых чисел, допустимых в данной ЭВМ.

Таблица 4
Целочисленные типы данных
Тип Диапазон Размер (в байтах)
Byte 0. 255 1
Word 0…65535 2
Integer -32768…32767 2
Shortint -128…127 1
Longint 2147483648…2147483647 4

Вещественные типы определяют те данные, которые реализуются подмножеством действительных чисел, допустимых в данной ЭВМ.

Таблица 5
Вещественные типы данных
Тип Диапазон Размер (в байтах)
Real 2.9E-39…1.7E38 6
Single 1.5E-45…3.4E38 4
Double 5E-324…1.7E308 8
Extended 3.4E-49321…1E4932 10

Символьный тип представляет собой любой символ из множества ASCII (American Standard Code for Information Interchange – американский стандартный код для обмена информацией). Он занимает 1 байт и описывается с помощью служебного слова char . В тексте программы значения переменных и константы символьного типа должны быть заключены в апострофы.

Логический тип (boolean) определяет те данные, которые могут принимать логические значения TRUE и FALSE. Перечислимый тип задается непосредственным перечислением значений, которые может принимать переменная данного типа. Например: var a, b: (red, blue, green); Интервальный тип позволяет задавать две константы, которые определяют границы изменения переменных данного типа.

Например: var a: 1..10; К структурированным типам данных относятся массивы, строки, записи, файлы и множества. Массив – это совокупность данных одного и того же типа. Для описания массивов используется служебное слово array. Например: var a: array[1..10] of integer; Строки – последовательность символов. При использовании в выражениях строка заключается в апострофы.

Для описания переменных строкового типа используется служебное слово string. Например: var a: string[10]; Запись – это структурированный тип данных, состоящий из фиксированного числа компонентов, имеющих разные типы данных. Для описания «записей» используется служебное слово record . Например: Type Anketa= record FIO: string[30]; god: integer; tel: string[13] end;

Читайте также:
Как зафиксировать программу поверх всех окон

var x: Anketa; Множество – ограниченный, неупорядоченный набор различных элементов одинакового типа. Множественный тип задается с помощью двух служебных слов SET и OF , после которых указывается базовый тип. Например: Type M=set of ‘A’..’F’; Z= set of ‘0’..’9′; var n: M; x: Z; Файл – это именованная область памяти компьютера.

На языке Паскаль можно создавать три типа файлов: текстовый, типизированный, нетипизированный , которые в программе объявляются следующим образом: var x : text; y : file of integer; z : file. Операции и функции в языке Турбо Паскаль Арифметическое выражение – это выражение, содержащее один или несколько операндов, связанных между собой знаками арифметических операций. Арифметические операции , используемые в Паскале, представлены в табл. 6. Таблица 6

Арифметические операции
Операция Действие
+ Сложение
Вычитание
* Умножение
/ Деление

Окончание табл. 6

1 2
Div Целая часть от деления
Mod Остаток от деления
And «И»
Shl Сдвиг влево
Shr Сдвиг вправо
Or «ИЛИ»
Xor Исключающее «ИЛИ»
Отрицание
Not Логическое отрицание

Операции отношения выполняют сравнение двух операндов. Определены следующие операции отношения: , =, =, < >. Логические операции выполняются над данными логического типа. В табл. 7 представлены основные логические операции: not – отрицание, and – «логическое И», or – «логическое ИЛИ».

Таблица 7
Логические операции
А В A or (ИЛИ) B A and (И) B not (НЕ)A
Истина Истина Истина Истина Ложь
Истина Ложь Истина Ложь Ложь
Ложь Истина Истина Ложь Истина
Ложь Ложь Ложь Ложь Истина

Используя операции отношения, арифметические и логические операции, можно строить логические выражения . Например, ((S > 10) and (D = 3)) or (S > 25) В Паскале используются арифметические функции , представленные в табл. 8.
Таблица 8

Функции языка Паскаль
Обозначение Действие
Abs(x) Модуль числа
Sin (x) Функция синус
Cos (x) Функция косинус
Arctan (x) Функция арктангенс
Pi Пи
Exp (x) Экспонента, е х
Ln (x) Функция натурального логарифма
Sqr (x) Х 2
Sqrt (x)
х
Int (x) Целая часть числа
Frac (x) Дробная часть числа
Round (x) Округление числа х
Trunc (x) Отсекание дробной части числа х
Random Случайное число от 0 до 1
Random (n) Случайное число от 0 до n

В Паскале отсутствуют некоторые арифметические функции (например, тангенс, арксинус и др.). Их получают с помощью уже известных математических соотношений. Например,

tg ( x ) sin( x ) , ctg ( x ) cos( x ) , arcsin( x ) arctg ( 1 x 2
cos( x ) sin( x ) x

Для того чтобы возвести число Х в степень n , можно либо перемножить число само на себя, либо воспользоваться формулой Х n =e n ln (x) при x > 0 или Х n = – e при x < 0. Например, X 1/3 на Турбо Паскале запишется как exp (1/3 * ln ( x )).

Источник: studfile.net

Вставь, пропущены слова:

Продолжите предложение или ответьте на вопрос:

Массив – это ___________________________________________
Одномерный массив имеет следующие характеристики: __________
Способ описания элементов массива через раздел констант: _____________________
Как называется параметр, определяющий место элемента в массиве______________
Сколько элементов в массиве A=2, -2, 2, -2, 2: ________________________________

Доступ элементу массива осуществляется по:

Адресу;
Имени;
Номеру;
Ничего из вышеперечисленного

Массив D состоит из нечетных чисел от 11 до 21. Установите тип массива:

вещественный
целый
символьный
логический

Источник: znanie.site

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru