Что такое рабочая программа и зачем она нужна?
Слово «программа» сейчас звучит везде, ему дают разные определения… А какие вообще могут быть программы?
Программа – это ёмкое, многоаспектное русское слово. В системе образования, в Законе «Об образовании» слово программа также употребляется для характеристики различных документов.
В системе образования существуют две программы, определяющие уровни образования: общеобразовательная и профессиональная.
К общеобразовательным относятся программы: дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
При этом, в соответствии с Законом, каждый уровень имеет Основную образовательную программу: ООП начального, ООП основного и ООП среднего (полного) общего образования.
Что из себя представляет ООП? Именно стандарт определяет структуру основной образовательной программы.
Например, ФГОС начального образования определяет структуру ООП так: пояснительная записка, планируемые результаты освоения обучающимися ООП, учебный план начального образования, программа формирования УУД, программы отдельных учебных предметов, программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, программа коррекционной работы, система оценки достижения планируемых результатов.
Программа обучения «Куратор онлайн-обучения: быстрый старт карьеры»
Иначе говоря, основная образовательная программа образовательного учреждения – это все направления деятельности школы.
Мы же будем говорить о программах по учебным предметам.
Законом предусматривается, что образовательное учреждение имеет рабочие программы по учебным предметам. Часто в этом случае эксплуатируется красивое название – авторская программа.
Закон не предусматривает и не имеет толкования авторских программ. В Законе есть рабочая программа, значит, учитель в школе должен иметь свою рабочую программу. Любую? Нет! С утверждением ФГОСа начального образования стандарт жёстко определил структуру программ по учебным предметам.
Что такое рабочая программа и зачем она нужна?
Зачем она нужна? Учитель всегда работал и работает по программе.
Раньше программы по учебным предметам утверждались Министерством, последние годы не утверждаются и не рассматриваются. И учителя сегодня работают по этим самым авторским программам, которые имеют разную структуру и, как правило, больше похожи на концепции, а не на программы.
Теперь же Стандарт, как уже говорилось, определил структуру рабочих программ по учебным предметам, курсам.
Фактически государство привело в порядок весьма важный для образования документ – программу по учебному предмету.
То, что на рынке учебной литературы появилось много рабочих программ, придуманных и составленных произвольно – это уже известно. Однако пользы для учителя от них мало.
Школа имеет право самостоятельно выбирать себе учебники. Но в соответствии с ФГОС надо составить рабочую программу, её нужно включить в основную образовательную программу школы, и программа по учебному предмету должна иметь жёстко установленную структуру.
А в чём тогда разница между рабочей, авторской и примерной программами?
Разница между авторской и рабочей уже понятна. Авторская не узаконена, пишется произвольно автором, может быть никак не связана со Стандартом.
Рабочая программа имеет установленную структуру и жёстко связана с разделами Стандарта, особенно с требованиями к результатам освоения ООП.
Примерные программы по учебным предметам готовятся по заказу Министерства образования и являются составной частью примерной основной образовательной программы и публикуются на сайте Министерства. Именно они могут быть положены в основу рабочих программ.
То есть директор школы или учитель свои разделы добавлять не может?
Если он представляет эту программу, нужна ли внешняя рецензия?
Если учитель пишет рабочую программу, то она является частью основной образовательной программы учреждения, и соответствующую рецензию получает программа учреждения, а не отдельная рабочая программа?
Как правило, основная образовательная программа школы согласовывается с учредителем, а предметные программы смотрят предметники-методисты.
Всегда надо смотреть первоисточник. Сначала учителя должны прочитать ФГОС, выяснить, что в нём есть конкретно к учителю.
Если я как учитель несу ответственность за учебник, то выбор может быть только из федерального перечня.
Так определено Законом.
Раньше были результаты на конец классов, а сейчас есть этапы обучения!
Стандарт говорит, что есть планируемые результаты по всем предметам. В примерной основной образовательной программе, которая будет легализована Министерством, по всем предметам есть планируемые результаты, и на них учитель должен ориентироваться.
Правомерно ли руководство школы требует ссылаться на программы в печатном виде?
Не ваше дело, дорогая администрация! Вы можете только проверять пункты программы и стандарта. А где я её беру – создаю сам или покупаю -это ничем не ограничивается.
Должны ли быть в программе по предмету формы контроля?
Стандарт этого не предусматривает. Однако сама школа, в соответствии со ФГОС, как мы уже говорили, должна сделать школьную программу по системе оценивания. Методические объединения должны обсудить, какая система оценивания и контроля должна быть в школе.
Родители и проверяющие должны знать, что в школе есть самооценка, тестирование раз в две недели или что-то иное.
Поступают вопросы от учителей: нужно ли грифовать программы?
Я бы успокоила людей в том, что, к сожалению, они не одиноки! По всей видимости ни завуч, ни директор не знают о том, что уже более пяти лет Министерство образования не грифует программы, Министерство образования экспертирует только учебники. И Закон «Об образовании» предусматривает только экспертизу учебников. Поэтому программу с грифом можно найти только до 1995 года выпуска.
Источник: nsportal.ru
Что такое учебная программа и каковы ее виды
Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по учебным предметам и дисциплинам. Она включает перечень тем и их реферативное описание (изложение основных вопросов в заданной последовательности), рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения.
К учебным программам относятся : «примерная (типовая) учебная программа», «авторская программа» и «рабочая программа учебного курса ».
Примерная (типовая) учебная программа (далее – Примерная программа) – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана. Рекомендуется она Министерством образования и науки Российской Федерации и носит рекомендательный характер (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).
Примерная программа выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую .
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.
Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия. Так, Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении.
Таким образом, Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.
КАКОВА СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Являясь составной частью образовательной программы образовательного учреждения, Рабочая программа призвана обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным образовательным стандартом и спецификой местных условий.
Это возможно при полной реализации Рабочей программы, где основным условием является необходимость ее поэтапного (пошагового) описания. Именно поэтому, Рабочая программа по своей структуре и содержанию представляет собой методику собственной реализации с учетом:
Похожие документы:
Рабочая учебная программа по биологии для 10-11 классов Составитель: Поликарпова С. В
Рабочая учебная программа
Диалоговые программы 31 Что такое диалоговая программа? 31 Вывод на экран (задача z8 maz) 31
Программа
. от того, какова окружающая обстановка. . Среда Робота Учебный исполнитель Робот предназначен . параметром. 7.Диалоговые программы Что такое диалоговая программа? До сих пор . ее в таком виде, то при запуске получим сообщение «Не понимаю, что такое .
Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080102 Мировая экономика 080105 Финансы и кредит
Учебно-методический комплекс
. политика Что такое финансовая политика государства? Каковы ее цели и задачи? Какова суть . основной и дополнительной литературы в учебных программах по экономической теории, а . спроса. Эластичность спроса и ее виды. Эффект Гиффена. Закон предложения .
Учебное пособие www lekcii at ua Оглавление глава 1 введение в макроэкономику 6 Предмет и методы макроэкономики 6
Контрольные вопросы
. , изучаемых в высших учебных заведениях, — макроэкономики. . Что такое конкуренция? Каковы ее основные виды? Чем отличается монополия от монопсонии? Что такое . В результате снижается доверие к программам и мероприятиям, проводимым государственной .
Программа дисциплины Культурология маркетинговых коммуникаций для направления 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра для магистерской программы «Маркетинговые коммуникации и реклама в современном бизнесе» Автор программы
Программа дисциплины
- Правообладателям
- Написать нам
Источник: gigabaza.ru
Обзор учебных программ для первоклассников
Учебные программы и системы обучения по ФГОС
Учебные программы, по которым работают государственные школы, должны соответствовать ФГОС. Список допущенных к реализации программ меняется раз в два-три года, исходя из заключения экспертной комиссии. Разработать программу школа может и самостоятельно. Основой для этого служит список учебной литературы, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ.
Перечень представляет собой каталог учебников по предметам, которые входят в учебно-методический комплекс (УМК) — совокупность средств обучения для реализации учебной программы. В начальной школе это учебники по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру и технологии.
Учебные программы принадлежат к различным системам обучения. Различают традиционную и развивающую системы.
-
Традиционная система обучения.
Берет за основу опыт и традиции отечественной педагогики. Реализуется в рамках классно-урочного принципа, привычного большинству россиян. Результаты учеников оценивает учитель, он же принимает решение о переводе школьника в следующий класс.
Схема обучения в традиционной системе: «обучение — закрепление материала — проверка».
Подразумевает высокий уровень трудности. В процессе обучения ребенок преодолевает некие препятствия, учится самостоятельно принимать решения, работать в коллективе и оценивать собственные достижения. Педагог выступает в роли помощника или друга-наставника на пути к знаниям.
Схема обучения: «изучение — самостоятельный анализ/выводы — практика».
Часть существующих учебных программ для первого класса построены по традиционной системе обучения, остальные основываются на развивающей.
Популярные учебные программы для первоклассников
Школа России
Наиболее распространенная программа обучения в российских школах. Существует с 2001 года. Построена как синтез традиций советского образования и современных методик. Ее называют также модернизированной версией классической советской школы.
Программа совмещает работу на результат с духовно-нравственным развитием детей, прививает им уважение к отечественной культуре. Внимание уделяется и патриотическому воспитанию. Подчеркивается ценность традиций всех народов Российской Федерации. В четвертом классе к основным предметам добавляются «Основы религиозных культур и светской этики».
Программу критикуют за упор на повторение при небольшом количестве логических заданий, из-за этого ее даже называют несколько устаревшей.
«Школа России» — традиционная программа, которая существует десятки лет и успела себя зарекомендовать во многих школах. Она направлена на отработку базовых навыков, которые будут необходимы ребенку в средней школе: чтения, счета, письма. Пособия развивают речь и расширяют словарный запас, а прописи дают возможность корректировать почерк на разных этапах обучения. Программа простая и понятная, но многие критикуют ее за несоответствие требованиям времени — «Школа России» содержит небольшое количество заданий на развитие эмоционального интеллекта ребенка, воображения и творческих способностей».
Начальная школа XXI века
Программа доктора педагогических наук Н. Ф. Виноградовой рассчитана на высокий уровень подготовки и сильных школьников. В ее основе — труды Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.
Программа ставит цель — научить ребенка быть исследователем наравне с учителем, получать знания самостоятельно. Уроки построены так, чтобы школьники учились думать, развивали эрудицию и кругозор, участвовали в активной исследовательской работе, где нет места «зубрежке».
Обучение по программе подразумевает переход от простого к сложному, предлагается много заданий на развитие логического мышления и воображения в игровой форме.
При этом большое количество учебников, рабочих тетрадей, проектов требуют полной включенности родителей в учебный процесс, чтобы ребенок не запутался и продолжал получать знания системно.
«Начальная школа 21 века» (по Н. Ф. Виноградовой) ориентирована на детей, которые перед школой уже прошли подготовку и обладают определенными навыками. Как показывает практика, не все справляются, так как уже в первом классе учеников знакомят с азами умножения и деления. Также их ждет большой объем текстов для чтения. Родители отмечают трудность в заучивании правил, которые «растворены» на страницах учебника и не выделены особым образом».
Планета знаний
Задания поделены на блоки: информационный поиск, творческие задания, работа в паре, интеллектуальный марафон. Информационный поиск предполагает работу детей со справочной литературой и интернетом. А интеллектуальный марафон включает сложные, но увлекательные задания к каждой теме. Правда, оба приема требуют помощи взрослых.
Цель программы — создать для познавательного интереса школьников комфортные условия, в которых новые знания приобретаются с удовольствием.
Критикуют «Планету знаний» за недостаток теоретической базы: в учебниках отсутствуют пояснения и правила. Чтобы освоить тему, придется потратить немало времени на самостоятельный поиск информации. К тому же для прохождения программы первоклассник уже должен уметь считать и читать.
«В программе „Планета знаний“ задания делятся на базовые, которые должны выполнить все дети, и более сложные, которые направлены на расширение кругозора — они опциональны. К учебникам выпущены электронные приложения, что позволяет сделать уроки более интересными. Первый год является адаптационным, и первоклассников не загружают большим количеством упражнений.
Во втором-четвертом классах объем работы увеличивается. Ее выполнение может требовать больше времени, и зачастую детям необходима помощь. В целом „Планета знаний“ уделяет большое внимание проектной деятельности и активному вовлечению ребенка в процесс учебы».
РИТМ
РИТМ означает: Развитие — Индивидуальность — Творчество — Мышление. Развитие этих навыков и является целью программы.
Авторы предполагали, что «Ритм», в первую очередь, должен раскрывать индивидуальные способности учеников, поэтому задания варьируются по сложности. Сами учебники по предметам составлены для детей с различными «точками отсчета» в подготовке. Это дает учителям большую свободу действий в работе с классом.
В образовательный процесс включены мультимедийные технологии, призванные поддерживать познавательный интерес и развивать способности к поиску и анализу информации, самостоятельность и творческое мышление.
Особое внимание уделяется нравственному воспитанию, этическим нормам, уважительному отношению к другим народам и культурам.
В числе минусов программы называют неспешный темп изучения тем и постоянный возврат к пройденному, что заставляет детей скучать. В учебниках встречается канцелярит — язык, сложный для восприятия.
«Программа построена таким образом, чтобы вызвать у ребенка искренний интерес к учебе, мотивировать к познанию. Задания разного уровня сложности позволяют найти для каждого такую задачку, с которой он справится. Например, по русскому языку и литературе разработано сразу несколько учебных пособий. Тексты и упражнения направлены на формирование личностных качеств и нравственных ценностей ребенка».
Перспектива
Автор программы — доктор педагогических наук, математик, лауреат премии Президента РФ в области образования Людмила Петерсон. В основе программы — любимый ею «деятельностный подход», где учитель выступает помощником и наставником, а открыться знаниям ребенок должен самостоятельно.
«Перспектива» не предусматривает готовых алгоритмов, вариантов ответа, школьник ищет и предлагает решения в процессе исследовательской работы и коммуникации со взрослыми и одноклассниками. Любая тема ставит некую проблему, решая которую, ученики получают знания. В этом раскрывается принцип «Хочу учиться!»: главный двигатель учебы — любопытство детей.
Есть и другие принципы: развитие коммуникативных навыков у детей, помощь в культурном и нравственном самоопределении.
Программа довольно сложная не только для детей, но и для педагогов. Им придется изучить много нового методического материала и пройти специальный курс подготовки. Отмечают также непоследовательность изложения учебного материала в учебниках программы.
«Перспектива» уделяет больше внимания индивидуальности ученика, что ценно. Учебники наполнены игровыми упражнениями, заниматься по ним интересно. Особый акцент программа делает на формировании речевых навыков первоклассников: умении писать, читать, слушать и понимать других, объясняться самим. Однако местами программа предполагает дополнительную работу, направленную на повторение или закрепление пройденного материала. Может понадобиться помощь взрослых».
Система Эльконина — Давыдова
Единственная развивающая программа, включенная в список рекомендованных ФГОС. Авторы системы — советский педагог и психолог Д. Б. Эльконин и его ученик и сподвижник, профессор, вице-президент Российской академии образования В. В. Давыдов. В своих работах они отталкивались от значения игры в обучении младших школьников.
Программа ставит целью научить ребят самостоятельно определять учебные задачи и методы их решения, проводить самоанализ. Дети получают знания в процессе дидактических игр, дискуссий и экспериментов. Поэтому и домашние задания сведены к минимуму: процесс построен на совместной работе школьников в классе.
Ученики сами определяют критерии оценки и по ним оценивают достигнутые результаты, а учитель выставляет баллы согласно придуманной ребятами шкале. Задача педагога в условиях реализации программы — выстроить партнерские отношения с классом и сплотить детей.
Минус программы в том, что при переходе в пятый класс у учеников могут возникнуть сложности с привыканием к традиционным учебно-методическим комплексам. Игровой формат и отсутствие оценок вызывают недоумение у родителей, ориентированных на традиционную систему обучения.
«Главное преимущество программы „Эльконина — Давыдова“ в том, что она ставит в приоритет не получение отметок, а развитие ребенка, учит анализировать и оценивать свою работу. Знания даются детям не в „готовом виде“, а в форме дискуссии — так школьники учатся самостоятельно находить ответы на вопросы. Все обучение строится на основе выдвижения гипотез и живого обсуждения. Дети много взаимодействуют в группах, благодаря чему информация воспринимается лучше, развивается вариативность мышления и навык совместной работы. Но далеко не все согласны с отсутствием традиционной системы отметок и довольно сложными текстами учебников, поэтому программа является предметом споров среди родителей и принятия среди педагогов».
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Источник: pedsovet.org
Учебные программы. Понятие и методические требования к учебным программам
В настоящее время в соответствии с ФГОС приоритетным направлением развития системы образования является обеспечение качества образования. ФЗ «Об образовании» и ФГОС, разработаны и утверждены примерные учебные программы, на основании которых педагогами и методистами разрабатываются учебные программы начального и основного образования.
Примерная учебная программа направлена на ориентировку педагога при составлении рабочей учебной программы по предмету.
Определение 1
Рабочая учебная программа по предмету – это самостоятельно разработанная педагогом учебная программа на основании учебно-методических рекомендаций и требований, в соответствии с рабочим учебным планом и примерными учебными программами, рекомендованными Министерством образования РФ.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Рабочая учебная программа включает в себя основные цели и задачи по изучению учебной дисциплины, пути их реализации и ожидаемые результаты.
Замечание 1
Цель рабочей программы – осуществление планирования, организации и управления педагогическим процессом по конкретной учебной дисциплине.
Все педагоги-предметники должны обязательно иметь рабочую программу по своему учебному предмету. Может использоваться как уже готовая программа, если она отвечает всем требованиями ФГОС, так и разработанная педагогом самостоятельно. При составлении учебной программы самостоятельно, педагог учитывает возрастные особенности класса, возможности и потребности учащихся и т.д.
Методические требования к составлению учебной программы
Подобрали для написания работы по теме «Учебные программы. Понятие и методические требования к учебным программам»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
При составлении рабочей программы по конкретной учебной дисциплине педагог должен:
Все указанные требования приводятся в примерной программе, изучив которую педагог будет иметь общее представление о требованиях к составлению авторской программы.
Замечание 2
Педагог должен помнить, что учебная программа составляется не по учебной дисциплине в целом, а по конкретной серии учебников, по которым осуществляется работа.
Методические требования к программе:
- Соответствие признакам нормативного документа.
- Обязательный учет всех ведущих положений образовательной программы учебного заведения.
- Максимально раскрытие целей и ценностей обучения.
- Целостность и системность содержания образования.
- Последовательное расположение всех элементов содержания обучения и их взаимосвязь друг с другом.
- Обязательная логическая связь с другими учебными предметами.
- Все элементы программы должны быть однозначно и конкретно представлены.
Составление учебной программы требует учета:
- требований ФГОС;
- соответствия примерным программам;
- соблюдения обязательного минимума учебного содержания по предмету;
- соответствия объема учебного содержания возрасту и учебным возможностям учащихся;
- требований к уровню подготовки выпускников;
- соблюдения объема часовой нагрузки, определенной примерным учебным планом;
- особенностей психологического и физического развития учащихся;
- целей и задач образовательной программы школы;
- материальных, технических и методических возможностей школы.
Структура учебной программы
Структура учебной программы соответствует структуре примерной программы по той же учебной дисциплине и определена ФГОС.
Структура учебной программы включает в себя:
- Титульный лист
- Пояснительную записку
- Общую характеристику учебной дисциплины
- Описание места, которое занимает учебная дисциплина в учебном плане образовательного учреждения
- Результаты освоения учебной дисциплины: метапредметные, предметные и личностные
- Содержание учебной дисциплины
- Тематический план всего курса
- Ожидаемые результаты
- Описание и характеристика материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса
Несмотря на то, что внесение корректировок в учебные программы допустимо, на уровне одного образовательного учреждения педагоги соблюдают единые подходы к самостоятельной разработке и оформлению программ. Это необходимо для того чтобы избежать разночтений. Требования к содержанию и оформлению учебных программ закрепляются в Положении о рабочих программах педагогов, в каждом конкретном образовательном учреждении.
Замечание 3
Таким образом, учебная программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно на один учебный год на основе примерной или авторской программы по предмету в соответствии с образовательной программой учреждения. Педагог представляет разработанную учебную программу для экспертизы и утверждения методическому объединению.
Источник: spravochnick.ru
Какие программы для начальной школы будут в 2022-2023 году
Выбор школы – дело ответственное. Расположение, организация питания, наличие продленки, авторитет педагогического коллектива – все факторы играют важную роль. В последнее время все больше родителей при выборе школы обращают внимание на учебную программу. Надо сказать, что в 2022-2023 году педагоги работают по нескольким школьным программам для начальных классов. Перечислим основные, рассмотрим, чем они отличаются, поговорим о достоинствах и недостатках каждой программы.
- Современные школьные программы
- Какие школы будут выбирать школьные программы в 2022-2023 году
- Изменения в школьных программах согласно ФГОС в 2022-2023
- Учебные программы для начальной школы в 2022-2023 году
- Школа России
- Начальная школа XXI века
- Перспективная начальная школа
- Планета знаний
- Перспектива
- Гармония
- Ритм
- Система Эльконина-Давыдова
- Начальная инновационная школа
Современные школьные программы

Министерством образования РФ утверждено несколько программ. Среди них:
- Школа России.
- Начальная школа XXI века.
- Перспективная начальная школа.
- Планета знаний.
- Перспектива.
- Гармония.
- Ритм.
- Система Эльконина -Давыдова.
- Начальная инновационная система.
Ниже рассмотрим подробнее каждую их них.
Какие школы будут выбирать школьные программы в 2022-2023 году

Все государственные и частные учебные заведения обязаны перед началом года утвердить программу, по которой будет работать педагогический коллектив в следующем году. Иногда родители вправе обратиться к администрации школы с просьбой изменить программу. Решение об отказе или удовлетворении просьбы принимается педагогическим коллективом.
Изменения в школьных программах согласно ФГОС в 2022-2023

С 2022-2023 в школах начнут внедрять ФГОС. К 2024 все школы России должны перейти на федеральные стандарты третьего поколения. С этой целью проводится тестовая проверка школ на соблюдение требований к образовательным учреждениям, изучаются учебные программы, вносятся коррективы. Цель – обеспечение комфортных условий для обучения детей в любом регионе страны с предоставлением равных знаний вне зависимости от места жительства. Далее на основании рекомендаций ФГОС будут составляться учебники, методические пособия, задания для итоговой аттестации учеников.
Структура новых ФГОС позволит существенно снизить нагрузку по отчетности и оставит педагогам возможность для творчества.
Учебные программы для начальной школы в 2022-2023 году

Программы начальной школы 2022-2023 делятся на две категории: традиционные и развивающие. В целом существует несколько ведущих учебных программ для начальной школы в 2022-2023 году. У каждой из них есть приверженцы. Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Школа России

Создана под руководством кандидата педагогических наук Андрея Плешакова и направлена уважение национальных традиций и воспитание человеческих ценностей. К детям не предъявляются завышенные требования, задания рассчитаны на средний уровень знаний учеников. Предполагается, что любой ребенок сможет без труда ее освоить. От первоклашек не требуется умение читать и считать.
Цель – научить детей учиться. У ребенка воспитывается нацеленность на результат, а не на труд ради хорошей оценки или одобрения родителей. Учебный материал доступен и понятен педагогам и родителям. Ведь именно они помогают детям в освоении дисциплин. В результате освоения программы дети становятся самостоятельными и ответственными.
Начальная школа XXI века

Это проект многолетних исследований коллектива Центра начальной школы и российской академии образования. Целью является модернизация начального образования, поиск новых подходов к методике обучения младших школьников. Для этого были разработаны рабочие тетради, учебники, поурочные планирования, методические рекомендации.
Основным принципом является соответствие школы потребностям детей каждого возраста. Пристальное внимание обращается на безболезненную адаптацию детей к новой деятельности. С этой целью для учеников 1 класса разработаны интегрированные курсы. Они направлены на формирование цельного восприятия окружающего мира.
Также разработана система игр с правилами, которые развивают необходимые для обучения качества учеников. Кроме того разработаны подходы к развитию навыков контроля и самооценки. Это рубрика «Проверь себя», «Найди ошибки», «Сравни ответ с текстом».
В рамках программы ученики выступают исследователями, а не слушателями. Поощряется выдвижение гипотез, самостоятельный поиск истины.
Программа реализует право ребенка на индивидуальность. Учебный материал дает возможность учитывать уровень развития, индивидуальный темп усвоения материала каждого школьника. Ребенку дается право на ошибку, самостоятельный анализ учебного процесса и результатов обучения.
Перспективная начальная школа

Целью программы является оптимальное развитие способностей, интересов, склонностей каждого ребенка при поддержке педагогов. Школьники поочередно выступают в роли учащихся и учителей, могут быть организаторами учебной ситуации.
Основные принципы программы:
- Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.
- Учет индивидуальных особенностей и способностей.
- Непрерывное общее развитие каждого ребенка.
- Формирование целостной картины мира.
Учебный процесс помогает формировать умение работать одновременно с учебником и другими источниками информации. Развиваются навыки работы и общения в парах, в малых и больших группах. Поощряется демонстрация нескольких точек зрения.
Планета знаний

Была разработана для лицеев и специализированных школ. Содержит разные уровни заданий. Материал направлен на формирование правильной речи, ораторского мастерства, на саморазвитие. В рамках программы предполагается развитие логического мышления, которое помогает ребенку учиться рассуждать и самостоятельно делать выводы.
Программу отличает связность и последовательность подачи информации, наглядное объяснение материала, красочные учебники, доступная подача базовых знаний. Разработана взаимосвязь предметов между собой. Материал, изученный на уроках литературы, переносится на математику; знания о животном мире становятся темой для изложений.
Перспектива

Обеспечивает всестороннее развитие личности младших школьников. Разработанные учебники помогают работать с информацией, структурировать материал, формируют навык самостоятельной работы. Созданы все условия для индивидуального подхода к учащимся с разным уровнем подготовки к школе. На уроках математики дети учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности. Развивается мыслительная деятельность, формируются вычислительные навыки на основе рациональных способов действий.
Материал в учебниках «Технология» построен в виде путешествия и знакомит школьников с деятельностью человека в разных сферах: Человек и Вода, Человек и Воздух, Человек и земля, Человек и информационное пространство.
Гармония

Понравится сторонникам развивающего обучения. Ее целью является многогранное развитие, поддержание активности детей в процессе освоения нового материала. В рамках программы поощряется искусственное создание ситуаций успеха для каждого ученика. Программа предназначена для детей с высоким уровнем развития, которые:
- Обладают навыками логического мышления.
- Имеют развитое наглядное мышление.
- Свободно переключаются с одной задачи на другую.
- Обладают хорошим словарным запасом и развитой памятью.
Детям помогают применять собственный опыт при решении задач. Дают основы одновременного использования нескольких моделей обучающего процесса с графиками и схемами. Воспитывают духовные ценности и нравственные приоритеты. Отдают предпочтение самостоятельной работе на уроках и дома. Другими словами, первоклассник уже должен быть заранее подготовленным к моменту поступления в школу и заинтересованным добывать знания вместе с учителем, познавая окружающий мир.
Ритм

Программа объединяет все предметы начальной школы. В основе лежит переработанная и дополненная с ФГОС «Классическая начальная школа». Но в школах встречается достаточно редко.
Поддерживается идея, что ребенок должен мыслить творчески и самостоятельно, раскрывая индивидуальность.
Система Эльконина-Давыдова

Основным отличием является отсутствие оценок. Ученики стремятся к получению знаний, а не к оценкам. Учатся обрабатывать информацию, отсеивать второстепенное и выделять значимое. Школьников отличает высокая мотивация к учебе. Им интересно учиться.
От детей не требуется ведение дневников, они учатся оценивать результат самостоятельно. Но для начала, в первом классе ученики подбирают критерии для оценки работы. И на втором году обучения уже могут сказать насколько правильно, аккуратно и точно выполнена работа. Для контролирования процесса родителям предоставляется портфолио ребенка, где собраны его творческие работы.
Систему отличают интересные методы и приемы обучения. Учитель может намеренно ошибаться, создавая задания-ловушки. Здесь нет беспрекословной веры в слова учителя. Ученик должен проверить и убедиться лично в правильности информации.
С этой целью на уроках создается свободная и раскованная атмосфера, потому что только в таких условиях проявляется творчество, фантазия, полет мысли. На уроках практикуются различные виды игр, что особенно важно для учеников первых и вторых классов.
Это развивающая программа не соответствует классической системе обучения. Поэтому родителям советуют не переводить ребенка в обычную школу хотя бы до седьмого класса. Иначе школьнику будет очень сложно перестроиться.
Начальная инновационная школа

Основная задача – обеспечить информационное поле для развития личности младшего школьника в соответствии с индивидуальными особенностями. Это сочетание развивающего обучения и традиционной школы. В начальной инновационной школе 2022-2023 предусмотрена работа с особенными детьми. Разработана система обучение в инклюзивных группах. Уделяется внимание одаренным детям.
Но главный акцент сделан на формировании здорового и безопасного образа жизни младших школьников.
Источник: 2022g.ru