Введение понятия текстовых задач
Решение текстовых задач способствует развитию мышления учащихся, более глубокому усвоению идеи функциональной зависимости, повышает вычислительную культуру. В процессе решения текстовых задач у учащихся формируются умения и навыки моделирования реальных объектов и явлений.
В курсе математики IV—VIII классов рассматриваются два основных способа решения текстовых задач: арифметический и алгебраический. Арифметический способ состоит в нахождении значений неизвестной величины посредством составления числового выражения (числовой формулы) и подсчета результата. Алгебраический способ основан на использовании уравнений и систем уравнений, составляемых при решении задач.
Основная пропедевтическая работа по составлению уравнений при решении текстовых задач осуществляется в IV—V классах, хотя простейшие задачи уже решаются этим методом в I—III классах.
Здесь можно выделить два основных этапа. На первом задача учителя состоит в том, чтобы систематически и целенаправленно формировать у учащихся некоторые важные математические навыки. На втором этапе основное внимание должно быть уделено выявлению зависимостей между величинами, входящими в текст задачи, и обучению переводу этих зависимостей на математический язык. Остановимся на каждом этапе подробнее.
Текстовые задачи. Вебинар | Математика
Первый этап пропедевтики. К наиболее важным умениям, которые необходимо сформировать у учащихся на этом этапе изучения текстовых задач, относятся следующие: умение внимательно читать текст задачи; умение проводить первичный анализ текста задачи — выделять условие и вопрос задачи; умение оформлять краткую запись текста задачи; умение выполнять чертежи (рисунки) по тексту задачи.
В методике обучения математике разработаны соответствующие приемы работы учителя по формированию выделенных умений .
Приемы, формирующие умение читать текст задачи:
- -показ образцов правильного чтения задачи;
- -проведение специальной работы над текстом задачи по усвоению ее содержания. Здесь имеются в виду различные формы предъявления задачи: текстом, краткой записью текста, рисунком. Сюда включаются также приемы работы над усвоением содержания задачи: изменение числовых данных задачи; изменение сюжета задачи; изменение сюжета и числовых данных задачи. математика уравнение текстовая задача
Приемы, формирующие умения выделять условие и вопрос задачи:
- -выявление роли вопроса в нахождении способа решения задачи; обращение внимания на точность, ясность формулировки вопроса задачи; переформулировка вопроса задачи. Этот прием направлен на воспитание у учащихся потребности выделять условие и вопрос задачи;
- -формулирование одного или нескольких вопросов к условию задачи;
- -нахождение необходимых данных для ответа на вопрос задачи;
- -составление задачи по вопросу;
- — формулирование одной или нескольких задач по данному вопросу.
Приемы обучения оформлению краткой записи текста задачи:
Решение текстовых задач. Вебинар | Математика
- -оформление краткой записи в виде таблицы, схемы;
- -оформление краткой записи в строку (столбец);
- -чтение краткой записи задачи;
- -составление задачи по ее краткой записи.
Приемы обучения выполнению чертежей (рисунков) по тексту задачи:
- -предъявление заданий, требующих только выполнения соответствующего рисунка;
- -чтение рисунка, выполненного по тексту задачи;
- -составление задачи по рисунку или чертежу.
Сделаем некоторые пояснения к приемам оформления чертежей по тексту задачи. Выполненный чертеж (рисунок) по тексту задачи позволяет фиксировать ход рассуждений при ее решении, что способствует формированию общих подходов к решению задач. Поэтому к выполнению чертежей предъявляются требования: они должны быть наглядными, четкими, соответствовать тексту задачи; на них должны быть отражены по возможности все данные, входящие в условие задачи; выделенные на них данные и искомые должны соответствовать условию задачи и общепринятым обозначениям.
Формирование умения выполнять чертеж задачи будет успешным, если учащиеся будут уметь читать соответствующий чертеж. В связи с этим важным моментом является составление текста задачи по чертежу, рисунку. В результате выполнения таких упражнений формируются навыки перевода графических данных на словесный текст.
Второй этап пропедевтики. Важным моментом здесь является обучение пониманию учащимися способов словесного выражения изменения величин и фиксация их в виде математических выражений или уравнений. Достигается это с помощью соответствующих упражнений. Например, при изучении действий умножения натуральных чисел в III классе учащиеся рассматривают одно из применений умножения — увеличение числа в несколько раз.
Здесь для достижения указанной цели возможны следующие упражнения:
- 1)Отец старше сына в 4 раза. Сколько лет отцу, если сыну m лет? (4т.)
- 2)На первых двух полках стоит по п книг на каждой, а на третьей — т книг. Сколько книг на трех полках? (2 п + т)
- 3)Сравните а и с, если а = 5с. (а больше с в 5 раз или с меньше а в 5 раз.)
- 4)Составьте равенство, исходя из условия: х больше у в п раз.(х = пу.)
- 5)Составьте задачупоуравнению2 х= 28.(Например:«Вкорзине было несколько грибов.После того как внее добавили столько же, в ней стало 28 грибов. Сколько грибов было в корзине?»)
Аналогичные упражнения могут быть предложены учащимся также при изучении других арифметических действий.
Сложность подобных упражнений должна быть посильной для учащихся, а число их — достаточным для формирования соответствующих умений и навыков.
Задача 1. Теплоход «Метеор» за час проходит расстояние в 5 раз большее, чем катер. Сколько километров в час проходит каждый из них, если сумма их скоростей равна 90 км/ч?
- 1) Назовите величины, которые связаны зависимостями: а) одна больше другой в 5 раз; б) одна меньше другой в 5 раз.
- 2) Если катер проходит х км/ч, то как можно истолковать выражения: 5х; 5х + х? Значение какой из представленных здесь величин известно по условию задачи?
Задача 2. Футбольная команда школьников выиграла на . состязаний. чем проиграла. Число проигранных состязаний в . числа состязаний, проведенных вничью. Сколько проведено состязаний, если ничьих было на . чем проигрышей?
Задание. Используя справочный материал, заполните пропуски в тексте задачи. Справочный материал: команда школьников выиграла 16 состязаний, проиграла 6 и свела вничью 2.
Задача 3. На школьной математической олимпиаде было предложено 8 задач. За каждую решенную задачу засчитывалось 5 очков, а за каждую нерешенную задачу списывалось 3 очка. Сколько задач правильно решил ученик, если он получил 24 очка?
Задание. Установите, к решению каких из приведенных ниже уравнений сводится решение предложенной задачи:
- а)5х — 3(8 — х) = 24; в) 5 (8 — х) — 3х = 24; д) 3у = 24;
- б)5 х = 24;г) 5 х -3(8 + х) = 24; е) 5 х + 3 (8 — х) = 24.
Задача 4. С противоположных концов катка длиной 180 м бегут навстречу друг другу два мальчика. Через сколько секунд они встретятся, если начнут бег одновременно и если один пробегает 9 м/с, а другой 6 м/с?
Задание. Дополните приведенные ниже выражения до уравнения, к которому сводится решение задачи: а) 9 х + . = 180; б) 180 . = 6 х; в) . 9 х =
Изложенная система пропедевтической работы учителя по обучению решению текстовых задач показывает, что эти задачи выступают не только как цель и средство, но и как предмет изучения. Это соответствует той важной роли, которая отводится им в курсе математики.
В IV—V классах учащиеся решают также текстовые задачи на все действия с натуральными и дробными числами, на зависимость между компонентами и результатами действий. Эти задачи и методы их решения имеют важное методическое значение. Прочное усвоение методов решения «чисто арифметических» задач позволяет подготовить учащихся к осознанному решению задач методом составления уравнений. Тем самым, этот вид задач можно рассмотреть в связи с прикладной направленностью курса школьной математики.
Источник: vuzlit.com
Тема 10. Текстовая задача и процесс ее решения
1. Роль и место задач в начальном курсе математики. Функции текстовых задач
Кроме различных понятий, предложений, доказательств в любом математическом курсе есть задачи. В обучении математике младших школьников преобладают такие, которые называют арифметическими, текстовыми, сюжетными.
Эти задачи сформулированы на естественном языке (поэтому их называют текстовыми); в них обычно описывается количественная сторона каких-то явлений, событий (поэтому их называют арифметическими или сюжетными); они представляют собой задачи на разыскивание искомого и сводятся к вычислению неизвестного значения некоторой величины (поэтому их иногда называют вычислительными). Решению текстовых задач при начальном обучении уделяется огромное внимание. Связано это с тем, что такие задачи часто являются не только средством формирования многих математических понятий, но и главное – средством формирования умений строить математические модели реальных явлений, а также средством развития мышления детей. Существуют различные методические подходы к обучению младших школьников решению текстовых задач. Но какую бы методику обучения ни брал учитель, ему надо знать, как устроены такие задачи, и уметь их решать различными методами и способами.
2. Структура процесса решения текстовой задачи
- Свитер, шапка и шарф связаны из 1200 г шерсти.
- На шарф израсходовали на 100 г больше, чем на шапку.
- На шарф израсходовали на 400 г меньше, чем на свитер.
- Сколько шерсти израсходовали на свитер?
- Сколько шерсти израсходовали на шапку?
- Сколько шерсти израсходовали на шарф?
- Две девочки бегут навстречу друг другу.
- Движение они начали одновременно.
- Расстояние, которое они пробежали, — 420 м.
- Одна девочка пробежала на 60 м больше, чем другая.
- Девочки встретились через 30 с.
- Скорость движения одной девочки больше скорости движения другой.
- С какой скоростью бежала 1-я девочка?
- С какой скоростью бежала 2-я девочка?
- решением задачиназывают результат, т.е. ответ на требование задачи;
- решением задачи называют процесс нахождения этого результата, причем этот процесс рассматривают двояко: и как метод нахождения результата (например, говорят о решении задачи арифметическим способом) и как последовательность тех действий, которые выполняет решающий, применяя тот или иной метод (т.е. в данном случае под решением задачи понимается вся деятельность человека, решающего задачу).
Источник: studfile.net
ТЕКСТОВАЯ ЗАДАЧА
описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения. Составные части задачи: условия и требования.
Найдено научных статей по теме — 15
Текстовая задача в системе научно-популярных жанров
Баринова Е.Е.
В качестве одного из старейших жанров учебно-педагогического дискурса арифметическая текстовая задача важна в аспекте исторического изучения научно-популярной литературы.
ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
Ахтамова Светлана Станиславовна
Рассмотрено понятие текстовой задачи и ее роли в курсе математики начальной школы. Выявлены особенности и задачи урока математики в коррекционной школе VIII вида.
Схематическое моделирование в ходе решения текстовых задач
Рабаданов Рамазан Рустамович
В статье рассматриваются влияния схематического моделирования на процесс нахождения хода решения текстовой задачи, а также показано влияние вспомогательного моделирования на запись различных видов уравнений.
Методические особенности решения текстовых задач по математике
Аминова Зебоджон Абдукадыровна
Основной задачей обучения математике в школе является развитие математического мышления через обучение общим способам действий с математическими моделями реальной действительности и способам построения этих моделей.
Разработка обучающей программы «Решение текстовых задач по алгебре»
Ультан Александр Ефимович, Закандырин Владимир Александрович
В данной работе излагаются основные идеи, положенные авторами в основу компьютерной программы обучающей школьников решению текстовых задач по алгебре. Аналоги подобной программы не обнаружены
Система упражнений с текстовыми задачами для малограмотных взрослых
Капитанова Д. П.
Цель исследования создать функциональную систему упражнений, направленную к формированию у малограмотных взрослых умений проявлять познавательную гипкость при решении текстовых задач, т.е.
Совершенствование процесса обучения учащихся решению текстовых задач
Далингер Виктор Алексеевич
В статье определяется сущность текстовых сюжетных задач по математике, указывается их функции в процессе обучения; анализируются типичные ошибки учащихся, допускаемые ими при решении текстовых задач и указываются причины, обуславл
Тестовый подход к процессу формализации текстовых математических задач
Крашенникова Галина Геннадьевна
В данной статье рассматривается возможность представления текстовых математических задач в виде заданий тестовой формы, выгодно отличающихся от обычных математических задач стандартизированной формой и технологичностью.
Розвиток математичних компетентностей при розв’язуванні текстових задач
Ю. В. Хворостіна, А. В. Підопригора
У статті проаналізовано тенденцію впровадження компетентнісного підходу у загальну середню та вищу освіту, визначено перспективи та шляхи розвитку сучасної освіти.
Приемы поиска решения текстовых задач в курсе математики начальной школы
Васильева Т.А., Макарченко М.Г.
Решение текстовых задач в курсе математики начальной школы с помощью развертывания условия задач, представлены примеры развертывания задач с помощью монолога и диалога.
Источник: didacts.ru
Сообщение на тему: «Текстовые задачи»
Текстовая задача – это описание некоторой ситуации на естественном языке, описывается некоторый процесс и требуется вычислить значение некоторых величин, характеризующих этот процесс, или установить отношение между ними.
Структура любой задачи содержит:
-80%
Источник: videouroki.net